Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
chaynyy_put.doc | 609 КБ |
Исследовательская работа
«Значение Чайного пути в истории России»
Оглавление.
3. Глава II. Перспективы развития Чайного Пути как международного туристического маршрута
4. Заключение. ……………………………………………………………………………….
5. Приложение. …………………………………………………………………………..
1.Введение
В Монголии и Китае помнят и чтут историю, что подтверждает проведение различных конференций и форумов международного значения по этой теме. А если проследить Чайный Путь, можно увидеть памятники, скульптуры посвящённые чаю и Великому чайному пути в разных городах России и Китая. В городе Мейтан построен огромный заварочный чайник-музей, в городе Уишань огромная скульптура чайный лист посвящённый Великому чайному пути, в Кунгуре стоит памятник чаеторговцу Алексею Губкину, в Тюмени скульптура перед чайным домом, в Екатеринбурге своды нового железнодорожного вокзала расписаны сценами из Ирбитской ярмарки самой большой на то время, в Иркутске открыт музей чая.
В настоящее время Великий Чайный Путь из некогда связующего экономического моста между тремя странами -Китаем, Монголией и Россией превратился в один из популярных туристических маршрутов. Но к сожалению, в туристических проектах Республики Бурятия он не получает должного развития.
Целью нашей исследовательской работы является изучение истории Чайного пути, его значения в развитии государств Азии ,представление доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить литературу и архивные документы по данной теме.
2.Посетить краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта ,Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый Центр
3.Осуществить сбор информации на территории Монголии .
5.Оформить исследовательскую работу.
6.Выступить научно-практической конференции «Первые шаги» Лицея №27
4 Выступить с творческим проектом на Международном Культурно-образовательном форуме в городе Улан-Батор.
Методы исследования:
Подготовительный этап ( изучение и анализ литературных источников, интернет- ресурсов, архивных документов г. Верхнеудинска, материалов Кяхтинского музея по данной теме),
Основной этап (интервьюирование, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение результатов).
Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в следующем: собранный и подготовленный теоретический материал и проектная часть нашей работы могут быть использованы учителем на уроках окружающего мира (в качестве национально-регионального компонента), в создании туристических маршрутов на территории республики, при проведении международных форумов, конференций.
2.ГлаваI.
Чтобы иметь представление о том, какое значение Великий Чайный Путь сыграл в истории трёх народов. Мы обратилась к литературным источникам и материалам музеев, которыми богат бывший путь следования чайных караванов , и выяснили для себя множество интереснейших фактов.
Чай был известен в Китае почти 5000 лет, где долгое время был своеобразным напитком-лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы. Сведения о производстве чая сохранялись в секрете: его выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными. Лишь к IX веку чай превратился в национальный напиток китайцев, а в XVI веке стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая по всему миру.
Великий чайный путь, пролегавший в ХVI-ХIХ веках между Азией и Европой, по объемам торгового оборота считался вторым после Великого шелкового пути. География чайного пути была весьма обширна и охватывала значительные территории Китая, Монголии, России. Вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь, который действовал более 200 лет, был не только торговой дорогой — он способствовал экономическому развитию и культурному обновлению многих стран.
Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск - Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань и разделялся на множество дорог, волоков, речных путей - маршруты проходили через более чем сто пятьдесят городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.
Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан — Булан), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Ирбит, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.
Водно-сухопутный маршрут шел по р. Янцзы до Шанхая, далее на Порт-Артур (ныне Луйшунь), Владивосток, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. В России чайный путь шел по рекам и речным долинам.
В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный — через озеро Байкал и по реке Селенга.
Некоторое количество чая перевозили по маршруту Великого шелкового пути через Среднюю Азию, откуда он с караванами бухарских купцов попадал в Астрахань и Казань. Этот путь, возможно, начал функционировать даже раньше, чем Великий чайный путь.
Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путем через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток.
Сведения о Китае в Руси появились только в XV веке: сведения о существовании Китая и о возможности проникнуть туда из Индии сухим путем привез русский купец Афанасий Никитин.
Первые же контакты с Китаем состоялись на реке Амур и они были далеко не мирными. Официальные отношения между Россией и Китаем устанавливаются с 1689 г., когда был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей.
Изучая архивные материалы мы натолкнулись на интереснейший факт
Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 г. известный путешественник А.Мартос отмечал: «…При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».
Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби……этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу – и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара-чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилиза¬ции народов по значению, которое они имели, предназначено быть все¬мирно-историческими городами».
Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров
Изучая материалы Кяхтинского музея,мы выяснили ,что в 1725 г. Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Лукичом Рагузинским-Вячеславовичем. Непростые двух летние переговоры завершились подписанием Буринского договора об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинского договора, определившего политические и торговые отношения между странами.
Возникший интенсивный товарообмен между странами продолжался более двухсот лет. Караванный путь чая южных и срединных областей Китая, через степи и пустыни Центральной Азии подходил к границе России и пересекал ее с востока до запада. Чай перевозился во вьюках на лошадях и верблюдах, степенно вышагивающих через пустынные области северного Китая и Монголии.
«Основными перевозимыми товарами, были: пушнина, кожи, мануфактура, галантерея, трикотаж, сукно, пенька, бакалея, тюменские ковры, томская крупчатка, мед, масло, мороженая рыба (стерлядь, сиг, нельма), стеариновые свечи, мыло, железные изделия, скобяной товар.
Для более подробного анализа протяжённости и расположения маршрута мы рассмотрели карту Великого чайного пути и отметили на нём наиболее значимые пункты.
Наиболее значимые пункты сухопутного пути:
На территории Китая: Тяньмынь, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган, Пекин.
На территории Монголии :Эрдэнэт, , Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтанбулак).
На территории России: Троицкосавск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Ирбит, Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва» .
Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост. Стремительно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.
Посетив Национальный архив Республики Бурятия, мы узнали, что в Верхнеудинском уезде проводились следующие ярмарки: Баргузинская-(город Баргузин-с 26 декабря по январь.Улюнская (село Улюнское Баргузинской волости-с 2 по 6 января. Ирконская(село Иркон Верхнеангарского отдельного общества- с 14 ноябряпо15февраля.Нижнеангарская(Нижнеангарское родовое управление с 6 до 20 декабря). Январская (Верхнеудинск с 18 января по 1 февраля) . Крестовоздвиженская(Верхнеудинск с 15 по 28 февраля). Анинская(село Анинское, Голзотойской волости-декабрь. Тарбагатайская( село Тарбагатай-с 6 по 13 января). Петровскозаводская (Петровский Завод- январь). Кабанская(село Кабанское, Кабанской волости- с 6 по 9 декабря и с 9 по 11 мая). Кударинская-Екатерининская (село Кударинская, Кударинской волости-с 24 по 26 ноября).
Торговлю с монголами вели даже жители отдалённых от этих ярмарок сёл и деревень .
В подтверждение этого мы выяснили, что жители села Новая Брянь также активно участвовали в ярмарках, несмотря на то ,что село находится в стороне от маршрута Великого чайного пути. Из беседы с местными старожилами мы выяснили что, раньше до города была конная дорога через Белогорье вдвое короче. Даже сохранилась легенда: «Однажды жена забыла положить мужу ложку на стол для обеда, на что муж не говоря ни слова, запряг лошадь и поехал в город за ложками…». Хоть это и легенда, но можно сделать вывод: для жителей села поездка в Верхнеудинск за покупками была привычным делом.
Паок Нина Изотьевна рассказала её дед Заиграев Николай, по конной дороге возил мясо в город, обратно привозил монгольскую обувь. Семейские женщины любили шить яркие сарафаны «из китайского ситцу». Зубакина Евдокия Ивановна вспоминает у её деда, была мельница на дамбе, излишки муки он отвозил в город «на ярмарку- монголам».
С развитием торговых отношений с Монголией постепенно началось и развитие сельских поселений ,получивших возможность приобретать товары первой необходимости на ярмарках.
Изучив архивные документы и фонд музе села Новая Брянь, мы нашли подтверждение этому. Село было основано в 1742 году несколькими семьями староверами, ушедшими из Старой Бряни. что в начале 19 века в селе проживало всего несколько семей, а «в 1851 году, ко времени девятой ревизии, здесь проживало 790 человек (366 мужчин и 424 женщины). К началу XX века население села превышало тысячу жителей» В конце 19 века по словам Елены Владимировны-библиотекаря Новобрянского Информационно – Культурного Досугового Центра ,в селе уже было два магазина, в числе прочих товаров в продаже имелся чай, который можно было привезти только с Верхнеудинской ярмарки.
Всё это позволило нам думать о том что, полученные нами архивные данные полностью совпадают с рассказами жителей села, они в то время были действительно активными участниками торговли на Великом чайном пути.
По обе стороны границы началось строительство торговых центров.
Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров
Исходя из результатов проделанной работы мы можем сделать первый вывод:
Город Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост. Интенсивно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.
2.Чайный путь-путь побратимов
Российско-китайские отношения играют крайне важную роль в дипломатических отношениях между странами, а также являются существенным фактором при формировании структуры международных отношений
Сделаем второй вывод: Развитие экономических отношений повлекло за собой развитие побратимских отношений между государствами и городами.
2.Глава II.
Перспективы развития Чайного Пути как международного туристического маршрута
Сегодня «Великий чайный путь» – это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. Кроме того, он позволяет воспользоваться теми возможностями туризма и отдыха, которые предоставляют известные центры и районы туризма трех стран: Балтийское море, Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца России, Сибирь, озеро Байкал, степи Монголии, Улан-Батор, пустыня Гоби, Пекин, чайные плантации Южного Китая, Желтое море. Маршруты «Великого чайного пути» могут привести в страны Юго-Восточной Азии, Европы и Америки. Это достаточно близкая перспектива развития проекта. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.
В 2012 году в городе Эрлянь состоялся Международный форум "Чайный путь",
На котором была запланирована встреча участников из России, Китая и Монголии, посвященная вопросам развития трансграничного туризма. Представители трех стран намерены создать международный союз городов "Великого чайного пути" и выработать платформу их сотрудничества.
Встреча в Эрляне станет второй большой акцией, посвященной "Великому чайному пути", в нынешнем году.
В Бурятии состоялся Международный туристический форум "Великий чайный путь" с участием около 200 специалистов туриндустрии из девяти регионов России, КНР, Монголии, Испании, Франции, США, Тайваня и Японии.
Туристический маршрут "Великий чайный путь" уже несколько лет разрабатывают туроператоры России, Китая и Монголии.
В рамках многочисленных международных мероприятий монгольской стороной организован Международный Культурно- образовательный форум «Интеграция на великом чайном пути»,в работе которого приняли участие мы со своим творческим проектом «Туристичесие маршруты села Новая Брянь. Их развитие и популяризация».Работа частично представлена в приложении.
Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение предлагает придать трансграничному туристическому маршруту "Великий чайный путь" / Россия- Китай-Монголия/ статус проекта, реализуемого под эгидой Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/.
Российско-китайско-монгольский туристический маршрут "Великий чайный путь" стал маршрутом международного автопробега. Он стартовал в городе Эрлянь, прошёл через столицу Монголии Улан-Батор, проследовал по территории Бурятии до особой туристической зоны "Байкальская гавань".
Сам собой напрашивается вывод о том ,что Чайный путь исключительно интересный туристический маршрут ,в развитии которого заинтересованы три государства.
4.Заключение
«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских, семейных связей. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. «Великий чайный путь» по объемам торгового оборота был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности, а также по тому, какое влияние он оказывал на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, он сравним с «Великим шелковым путем.
Мы считаем, что Чайный путь с его многовековой историей и колоссальной значимостью не должен прерываться в городе Кяхта ,а должен развиваться ,хотя может теперь и в другом направлении.
Целью нашей исследовательской работы было изучение исторических фактов и доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.
Для достижения цели решили следующие задачи:
Изучили литературу и архивные документы по данной теме. С целью всестороннего изучения темы исследования, посетили краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта, Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый Центр. Для подтверждения архивных исторических материалов была проведена работа со старожилами села Новая Брянь. Осуществляли сбор информации на территории Монголии . Выступили и получили высокую оценку проектной работы Конференции,……в городе Улан-Батор.
Накопленные нами материалы, позволили оформить и представить исследовательскую работу на научно-практической конференции «Первые шаги» на базе Лицея №27 и получить номинацию «За полноту исследования».
Для популяризации маршрута «Чайный Путь» на территории Бурятии нами были представлены доказательства его важности для международного туризма.
Нами был разработан дизайн туристической продукции– календарей, брелоков и декоративных магнитов.
А почему бы в Улан-Удэ тоже не увековечить память созданием памятника ,например, «Чайному цибику».Ведь чай –это товар ,благодаря которому развился и вырос наш город.
Так как наш исследовательская проектная работа носит долгосрочный характер, нам необходимо осуществить следующие задачи:
1.Создать сайт,
2.Снять фильм об истории Чайного пути.
3.Представить свою исследовательскую работу на английском языке на Международной конференции в г.Улан-Батор.
Приложение
Первая точка маршрута «Культура семейских»,которая позволит туристам познакомиться с культурой старообрядцев, увидеть «живой» дом-музей, угоститься национальными блюдами, увидеть представление с народным фольклором, услышать историю села, о первых поселенцах. В чем же загадка культуры семейских, почему ей интересуются, почему о ней надо рассказывать и непременно сохранять. Переселённые 250 лет назад в далёкую Сибирь, семейские сумели сохранить свою веру, традиции, быт и культуру речи. Мы решили расспросить свою бабушку, потомственную семейскую, какие традиции сохранились в нашей семье. Она рассказала, что помнит,как её мама и бабушка крестились двумя перстами, а из одежды носили сарафан и кичку, из украшений бусы на шее. На Пасху в селе дети катают пасхальные яйца, а взрослые играют в кости. В быту бабушка употребляет такие слова: браво –хорошо , морок - чёрные тучи, тарочки - булочки, шибко - сильно. Ещё одна отличительная черта семейских- это их трудолюбие, вокруг Новой Бряни стоят многокилометровые поля отвоёванные у леса и возделанные за 250 лет.
Что можно сделать, чтобы привлечь больше людей и рассказать им об исчезающей культуре семейских. Мы предлагаем создать герб для нашего села, чтобы по нему нас везде узнавали. На гербе слева - часть конька избы, рубленного топором с надписью – годом основания, справа колесо от санопрядки – эти два элемента символизируют искусность и трудолюбие семейских. Жёлтый цвет - солнце, справа зелёный цвет - поля и горы. Голубая извилистая лента – река Брянка, на которой было основано село. Красный орнамент символизирует верность традициям. Шестерёнка посередине герба означает,прославивший Новую Брянь в Советское время, завод.
Посещение «Мельничного жернова», по легенде жил силач - Мерколя, однажды он так рассердился, что вырвал мельничный жернов и унёс его на край села, говорят до сих пор он лежит на том месте.
Вторая точка маршрута – «Шаман-гора», отношения к «Великому Чайному Пути» и семейской культуре не имеет, но заслуживает внимания, так как имеет историческую и археологическую ценность. В районе Шаман-горы около 17 тысяч лет назад располагалось поселение древних охотников. Мы посетили этот маршрут, кратко я расскажу о нём. Скала, именуемая Шаман-горой, стоит на вершине пологой сопки, неприступно возвышаясь над окружающим лесом, каменная поверхность покрыта округлыми извилинами, складывающимися в причудливые узоры. По легенде, когда-то давно здесь жил один из последних шаманов, изгнанный из села старообрядцами. Он предавался молитвам и медитациям, в особые дни поднимался на самую вершину и подолгу оставался там. Когда он умер, его захоронили здесь же, и после его смерти верхняя часть отвесной скалы приняла вид его лица. Считается, что дух шамана до сих пор обитает здесь, и если человек приехал с добрыми помыслами, он обязательно поможет. Выветренные щели на верхушке нависшего над поляной утёса и в правду образуют очертания, напоминающие сморщенное лицо очень старого человека с густыми бровями, усами и бородой. Если осмотреть скалу вблизи, первое, что бросается в глаза – огромная, высотой где-то метра три, расщелина с волнистыми краями-небольшой грот. Её называют «Чрево матери». Справа от грота, в средней части скалы высечена странная фигура - вертикальная линия, перечеркнутая косым крестом. Несколькими метрами правее, где-то на высоте полутора метров, если присмотреться, можно различить рисунки-петроглифы: вертикальные черты, выполненные чёрным, либо кресты, нарисованные оранжевой охрой. Крест, и рисунки по словам археологов принадлежат древним людям и обозначают птицелюдей. Рисунки за минувшие века почти стёрлись, чтоб различить их, приходится смачивать водой шершавую поверхность. Ещё правее, уже ближе к краю стены, на высоте трёх-четырёх метров, из углубления в скале сочится «каменное масло» - на поверхности камня в этом месте чернеет огромное влажное пятно. Окрестные жители собирают это «масло» в лечебных целях, к влажному пятну можно добраться по деревянной лестнице-настилу. Поднявшись наверх скалы по узкой тропинке, нам открывается чудесная панорама окружающей долины.
Список литературы
2. Национальный архив Бурятии: фонд 207, опись 1, дело 1689
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сказка об одной Тайне
Крутильный маятник своими руками
Почему люди кричат, когда ссорятся?
5 зимних аудиосказок