Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_ivanova_v.doc | 51.5 КБ |
Иванов Виталий
Выращивание кристаллов
в домашних условиях
Научный руководитель: учитель начальных классов
МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ Андриевская Ирина Анатольевна
г. Улан-Удэ
2016
Содержание:
Основная часть …………………………………………………………….4-6 стр.
Глава I.
3. Глава II. Описание экспериментального этапа……………………………6 стр.
4. Заключение………………………………………………………………….7 стр.
5. Приложение. ………………………………………………………………8 стр..
Введение.
Изучением кристаллов занимается специальная наука - кристаллография; ее изучают в институтах и университетах, когда уже знают и химию, и физику и некоторые другие науки. Особенно быстро эта наука стала развиваться с использованием рентгеновских лучей, открытых в конце 18 века, для исследования кристаллов.
Актуальность данного исследования состоит в том, что выращивание кристаллов увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных исследователей, максимально безопасное, объясняется интересом образования кристаллов.
Гипотеза исследования - возможность получить в домашних условиях кристаллы, различные по форме и цвету в любое время года.
Цель работы - вырастить кристаллы из кристаллического порошка в домашних условиях и доказать свою гипотезу.
Объектом исследования - кристаллы фосфата моноаммония синего.
Предмет исследования - процесс кристаллизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. собрать сведения о кристаллах;
2. познакомиться с техникой безопасности при проведении экспериментов в домашних условиях;
3. провести эксперимент - вырастить кристаллы в домашних условиях.
Методы исследования: теоретический - изучение литературы по данной теме, практический - эксперимент, наблюдение, анализ эксперимента, обобщение результатов.
Практическая значимость работы заключается в следующем: собранный и подготовленный теоретический материал и кристаллы могут быть использованы учителем на уроках окружающего мира, ребятами для расширения кругозора и развития познавательного интереса. Результаты исследования могут быть использованы для украшения дома, создания поделок и сувениров.
Новизна исследования заключается в представлении полученных результатов ребятам - юным исследователям по выращиванию кристаллов в домашних условиях, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности.
Основная часть. Глава I
1.Что такое кристаллы.
Слово «кристаллос» в переводе с греческого первоначально означало «лёд», а в дальнейшем «горный хрусталь». Удивительное сходство кристаллов льда и горного хрусталя было подмечено уже очень давно. В древности и в средние века думали, что кристаллы горного хрусталя и кристаллы льда – одно и то же, только лёд замерзает у нас на глазах, а горный хрусталь – лишь при особенно сильном морозе. Предполагали, что лёд становится хрусталём через тысячу лет, а хрусталь становится алмазом через тысячу веков.
Первоначально главную особенность кристаллов видели в их прозрачности и «кристаллами» считали все прозрачные природные твердые тела. Но, к сожалению, в природе кристаллы большинства веществ без трещин, загрязнений и других дефектов встречаются редко. Это привело к тому, что люди на протяжении тысячелетий кристаллы называли драгоценными камнями.
Частички, из которых состоит кристалл, в разных веществах выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.
Как образовались красивые кристаллы горного хрусталя, кристаллы гипса нам с вами увидеть в природных условиях невозможно. Искусственные же кристаллы некоторых минералов ученые получают в лабораториях с помощью очень сложных приборов.
2.Разнообразие кристаллов.
Кристаллы, которые залегают глубоко в земле, являются бесконечно разнообразными. Размеры таких природных многогранников достигают иногда человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает нескольких метров.
Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые как иголки, но также могут быть громадной формы, похожие на величественные колонны.
Иногда образуются дендриты - это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые.
Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Нередко можно услышать выражение «кристально чистый». Кристаллы могут иметь и разные размеры.
Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.
3. Способы выращивания кристаллов в домашних условиях.
Удивительно, но выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних условиях. Самые популярные вещества, из которых выращивают кристаллы дома – это поваренная соль, железный купорос и медный купорос.
Существует всего два способа выращивания кристаллов в домашних условиях:
1.Метод охлаждения насыщенного раствора;
2.Метод испарения – постепенного удаления жидкости из раствора.
Берется нужное вещество, готовится из него перенасыщенный (концентрированный) раствор, кладется в раствор так называемая затравка, мелкий кристаллик, и путем прилипания молекул вещества на затравку кристаллик растет. А чтобы молекулы прилипали, нужно либо остужать воду, либо выпаривать (можно и то, и другое). Быстрый способ выращивания кристаллов – это медленное охлаждение раствора.
Глава II.
Описание экспериментального этапа.
Для проведения эксперимента был использован научно-познавательный набор для химических экспериментов «Драгоценный кристалл».
Для выращивания кристаллов потребовались: чистый контейнер, деревянная палочка для размешивания, каменная основа для кристаллов, активатор роста кристаллов, кристаллический порошок - моноаммоний фосфат синий, перчатки для работы. Фосфат аммония - это удобрение, ценится вследствие большой концентрации питательных веществ и очень большой растворимости.
Закладка опыта проводилась согласно инструкции. Дома высыпаем кристаллический порошок в пластиковый контейнер, заливаем содержимое кипяченой водой (V= 150 мл), в течение 2-3 минут хорошо перемешиваем содержимое до полного растворения кристаллического порошка, затем опускаем основу (камни) для роста кристаллов, закрываем контейнер крышкой и оставляем на один час. Через час, когда вода остынет, засыпаем активатор роста кристалла в контейнер (снова закрываем крышку). Через 24 часа открываем контейнер и оставляем кристалл расти. Когда вершина самого высокого кристалла появится над водой, сливаем оставшуюся воду из контейнера. Для выращивания кристаллов необходимо соблюдать условия:
1. Воду нужно взять дистиллированную, т. е. не содержащую других растворённых в ней солей.
2. Кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.
3. Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор.
4. Отсутствие сквозняков.
5. Неяркий свет.
6. Отсутствие вибрации.
Опыт по выращиванию кристалла проходил в течение 8 дней. Температурный интервал выращивания кристалла составил 20-23оС. Изменения размеров кристалла по дням отображены в приложении.
Заключение.
Подводя итог, нам бы хотелось отметить, что поставленная цель была достигнута, а именно: вырастили кристаллы из кристаллического порошка в домашних условиях и доказали свою гипотезу - кристаллы можно вырастить в домашних условиях при правильном соблюдений правил и техники.
Задачи, поставленные для достижения данной цели, были выполнены:
1. собрали сведения о кристаллах;
2. познакомились с техникой безопасности при проведении экспериментов в домашних условиях;
3. провели эксперимент - вырастили кристаллы в домашних условиях.
В течение десяти дней наблюдали за изменением размеров кристалла моноаммоний фосфата синего в процессе его роста. Был использован один самых быстрых способов выращивания - выращивание кристаллов в виде сростков (друз), который ориентируется на хаотическое выпадение кристаллов. Кристалл был выращен из раствора методом кристаллизации при испарении воды. Результат эксперимента - выращенный кристалл (друз).
Своё исследование хотелось бы продолжить. Поэтому планируем продолжать свои эксперименты с новыми веществами, и ставим перед собой задачу вырастить самостоятельно кристаллы из поваренной соли, сахара и других веществ и создать собственную коллекцию кристаллов.
Уверен, что приобретенные знания и опыт обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.
Рисуем "Осенний дождь"
Растрёпанный воробей
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Лавовая лампа
Повезло! Стихи о счастливой семье