Любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. На основе образов прошлого, исторических событий происходит отбор и формирование норм и нравственных ценностей. Настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее. Постепенно начинает рваться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно. Познавая историю образования и развития родного края, попробуем через названия уловить присущие ему особенности
Вложение | Размер |
---|---|
toponimy_moego_kraya.doc | 103 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СТАРО – ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
671336, Россия, РБ, Заиграевский район, с. Старый Онохой, ул. Новая, 1. тел. (8-30136)56-0-06, e-mail: stonshkol@rambler.ru
«История и этимология русского языка»
«Топонимы моего края»
Исполнитель:
Лютова Ольга Сергеевна
Руководитель:
Рупышева Наталья Николаевна
– учитель русского языка
телефон (8-30136)56-0-06,
e-mail: stonshkol@rambler.ru
Содержание
Введение
Любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. На основе образов прошлого, исторических событий происходит отбор и формирование норм и нравственных ценностей. Настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее. Постепенно начинает рваться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно. Познавая историю образования и развития родного края, попробуем через названия уловить присущие ему особенности.
Гипотеза: Существует взаимосвязь между историей села Старый Онохой и топонимами и гидронимами, что история села отражается в топонимах и гидронимах.
Цель: Показать, что топонимы являются одной из главных составляющих краеведения.
Задачи:
1. изучить краеведческие материалы села Старый Онохой
2. изучить научную литературу по топонимике
3. выявить топонимы края на карте Заиграевского района Бурятии
4. выявить топонимы края по историческим документам
5. сопоставить топонимы современности с топонимами прошлого
6. выявить отношение населения к местным топонимам
Объект исследования: Село Старый Онохой Заиграевского района Бурятии.
Предмет исследования: Топонимы и гидронимы края.
Основная часть.
Топонимы и гидронимы родного края.
Земля, на которой жили и трудились наши предки, хранит в себе много неизвестного. Интерес к истории своей Малой Родины проявляется у каждого из нас, в том числе у учащихся нашей школы в рамках программы «Храни свои корни».
Топонимика ( от др.-греч. topos – место и onoma - имя, название)- наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории, и лингвистики [4]. Можно утверждать, что топонимика является зеркалом краеведения, т.е. включает в себя демографическую, географическую, экономическую историю местности. Изучение топонимов позволяет систематизировать знания об укладе, образе жизни людей, политическом значении края, уровне промышленного развития в разные исторические эпохи, позволяет комплексно изучить свой край. Мы провели поисково-исследовательскую работу в этом направлении и спросили об этом у коренных жителей: «Что они знают о топонимах нашего края?»
Балаганский Гурьян Андеевич, 1928 г. р., житель с.Старый-Онохой:
-Могу рассказать, что Старый Онохой располагается на правом берегу реки Уды. Местные жители занимались скотоводством и растениеводством. Позже, с открытием Онохойского ЛПК, стали сплавлять лес по реке Уда. Место, где создавался затор сплавляемого леса, назвали плашкоут, т.е. перекат. Сплавщики разбирали заторы баграми, перепрыгивая с одного бревна на другое. В сплавщики шли люди приезжие из Усть - Бряни и близлежащих деревень, а селились они на окраине села с восточной стороны. Раньше там был ельник, из которого часто выходили на водопой козы с козлятами, что значит по-бурятски «эшэгэн». Отсюда и пошло название «Шегеновка». Таким образом, село делилось на два лагеря: «Шегеновка» и «Опытная», иногда были разборки из-за девушек. А «Опытная» называется так, потому, что там находилась опытная станция, где вывели новый сорт пшеницы «Онохойская». Люди были трудолюбивые, веселые, дружные. Хорошие были времена! [6]
Купцова Клара Николаевна, житель с. Старый Онохой, 1930г.р.:
-На моей детской памяти наше село располагалось западнее села от настоящего села, в местности «Барун-Гол», была одна улица, где жили родственники Филипповы, занимающиеся сельским хозяйством. У них были большие сенокосные угодья. Позже во время урагана вся улица сгорела, а место так и назвали «Филиппкины покосы».
- А не знаете, почему мост через приток реки Уды назвали «пьяным»?
-Говорили, что там перевернулась машина с пивом. Раньше бутылки были стеклянными, они разбились, пиво растеклось по всему мосту, т.е. мост напился пива и опьянел. Появилось название «Пьяный мост».
-Расскажите, что за место «Модота»?
- О! Это дитя времён коллективизации! Раньше это было лесистое место, а земля там красная, т.е. богатая минералами. Она находится в пяти километрах от села на север. Было решено разработать эти земли под пашни для посева зерновых культур. Помню, молоденькими девчонками мы готовили чурочки для газогенераторных тракторов и подбрасывали полешки в топку на ходу трактора, который поднимал целину. Так мы помогали в освоении земель «Модоты». А теперь там пасут сельское стадо.
Интигринова Анна Васильевна, жительница улуса Онохой-Шибирь.1922г.р.:
- Знаю, что название нашего улуса произошло от слова «Онохой», так как он был центром нашей местности, а наш улус расположился в чаще, в густом заболоченном лесу, что по-бурятски означает «шэбэр» - Шибирь. Отсюда название Онохой - Шибирь. Местные жители называют наш улус «Сэсээр», а это название произошло от названия колхоза имени Союза Советских Социалистических Республик. [5]
-Нам известно, что вблизи вашего улуса лежит «Интигринова падь». Откуда такое название?
-В прошлом веке в этой местности жил отец моего мужа Интигринов Иван со своей семьей. Так как они жили в лесу, они были хорошими охотниками, также они разрабатывали земли, выращивали хлеб и картофель. А в этом распадке есть большие запасы глины, из которой они изготавливали кирпич. Этот строительный материал пользовался большим спросом среди близлежащих деревень. Позже там стали разводить пчёл, построили пасеку. После смерти отца, сыновья поселились в Онохой-Шибири . Здесь же живут их внуки и правнуки. Внук, Интигринов Георгий, ныне предприниматель, установил на том месте памятный крест, где мы можем поклониться своим предкам.
Рупышев Иннокентий Алексеевич 1957 года рождения, житель с. Старый Онохой.
- Могу только вспомнить рассказы своих родителей о географических названиях моей малой родины. Сам я родился в селе Мухор-Нур, что располагалось на левом берегу Уды. Против - село Карымск – на правом берегу реки Уды. Карымка - место, где проживали карымы, крещенные буряты, новокрещенные дети от смешанных браков русского и бурятки. В Карымске Ацагатского сельского совета Заиграевского района родился мой отец, оттуда ушёл на фронт. Ныне эти сёла считаются «вымершими». Люди выехали в крупные населённые пункты, где была работа, школы, детские сады. Мои родители выехали в село Старый Онохой, где и прошло моё детство. Мальчишками мы познавали «мир»:
1) Ходили в «барьёты» искать норы ондатры.
2) Общались с геологами, лагерь которых стоял на востоке от нового моста, где они обнаружили полезные ископаемые, но запас их маленький, поэтому разработки не велись. А место это стали называть ”Геологи”.
3) Ловили карасей на озере «Карасиное», напротив «Барьёт», сейчас оно, к сожалению, исчезло.
4) Добывали шишку в « Малом кедраче», в « Большом кедраче», в «Мартышкиной пади».
5) Помогали родителям в заготовке сена в местности «Дунда Хорой», « Орин-Хорой», в «Парханишкиной пади».
6) Ходили за грибами в « Кундуй», где глубокий овраг, из которого трудно выбраться.
7) Поднимались на Сапун - гору за брусникой, играя в солдат.
8)В зимнее время играли в хоккей на льду реки Уды и катались с «Сологиной горы» на лыжах и санях. Такое замечательное было время! Просто ностальгия!
В нашем селе много жителей уроженцев ныне исчезнувшего села Мухор-Нур. Мухор-нур – земля малых озер. Предки бурят, коренных жителей этих мест, обитали в долине рек Уды, Селенги и по берегам Байкала еще во втором тысячелетии до нашей эры – в эпоху «глазковского человека» и «плиточных могил». Земля бурятская помнит историю жизни местных жителей. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки. В местности Мухор-Нур находится «Гора Аверкова». На левом берегу р.Уды, между деревнями Мухор-Нур и Старой Курбой, на изолированном скальном останце ( " Гора Аверкова") , имеются рисунки , выполненные светло- красной охрой [7]. Они сохранились на южной стороне утеса, но были, видимо, и на других его местах. Много рисунков погибло, и от них сохранились только бесформенные пятна краски .
Рисунок 1. Большая композиция. Вверху широкой дугой располагаются четыре антропоморфные фигуры , трактованные в общем одинаково , за исключением последней , крайней справа. У трех первых фигурок короткие туловища и широко расправленные ноги. Одна из них с четко выраженным и гипертрофированным признаком мужского пола. Четвертая фигура длиннее других и показана в движении. Под этими антропоморфными изображениями нарисован довольно правильный круг и показана в движении. Под этими антропоморфными изображениями нарисован довольно правильный круг с пятном не закрашенного скального фона внутри. Ниже, слева, видна еще одна фигура, на этот раз птицы. Правее, в углу, имеется круглая оградка. Внутри ее заключены четыре антропоморфные фигуры, в принципе такие же, как вверху, опущенными вниз крыльями и раздвоенным хвостом. Под птицей — косая полоска из пяти узких овальных пятен [7].
Рисунок 2. Слева нарисованы две антропоморфные фигурки, и осталось пятно от третьей. Ниже изображены в ряд три овальных пятна. Правее имеется крупная фигура птицы в полете, с опущенными вниз крыльями и раздвоенным хвостом. Под птицей — косая полоска из пяти узких овальных пятен [7].
Рисунок 3. Довольно крупная антропоморфная фигура с широкими, большими ногами. Рядом видны пятна, оставшиеся от размытых рисунков.
На основании устных рассказов, исторических очерков, воспоминаний старожилов нашего края мы топонимы данной местности разделили на блоки:
Лично-именные (родовые) названия села Старый Онохой
Интигринова падь - | место стоянки в лесу зажиточного крестьянина Интигринова Ивана, занимающегося охотой, пчеловодством, земледелием и изготовлением кирпича. [3] |
село Старый Онохой - | от личного имени: в документах 18 века упоминается имя новокрещенного бурята Семена Онохоева, который в 1777 году был определен старшиной над ясачными Хоринских родов, новокрещенными. |
Парханишкина падь - | место стоянки скотовода по имени Пархани. |
Филиппкины покосы - | угодья, которыми владел человек по фамилии Филиппов. |
Природно–географические названия села Старый Онохой
Барьёты (бур.) | заводь, где водится ондатра, правый приток р. Уды. [3] |
Мухор-Нур | земля малых озёр [7] |
Барун Гол (бур.) | западная долина. |
Дунда-Хорой (бур.) | средний двор, загороженное место. |
Орин-Хорой (бур.) | свой двор, загороженное место. |
Кундуй (бур.) | низменное место, впадина, овраг. |
Мартышкина падь | небольшой кедровый лес, дубас, где шишка не шла на колот, поэтому приходилось за ней лазить на дерево, как мартышка. |
Сапун-гора – | самая большая, высокая, почти не преодолимая сопка. [3] |
Сологина гора – | соленая, без растительности, голая гора. [5] |
р. Уда – | Река в Забайкалье, правый приток реки Селенги. Название это происходит от наименования меркитского племени уду (удуит), жившего в 12 веке по Орхону и Селенге [1] |
р.Харза – | незамерзающий ручей. Название произошло от Харза – млекопитающее из семейства куниц, обитающих в лесах Юго-Восточной и Восточной Азии. [2] |
Историко-этнографические названии села Старый Онохой.
Вертолётка – | вырубленный участок леса на высокой горе для посадки вертолетов, которая находится северо-западнее с. Старый-Онохой. |
Гавань – (диалект) | бывшая пристань для катеров, находившаяся на левом берегу Уды, т.е. в поселке Онохой. Местные жители говорят: «Пойду на гавань», значит, «на ту сторону». [6] |
Карымка – | местность, где проживали карымы, крещенные буряты, новокрещенные дети от смешанных браков русского и бурятки. Вымершее село Карымск Ацагатского сельсовета Заиграевского района. [5] |
Местность «Геологи» - | стоянка геологической разведки, восточнее села Старый-Онохой. [5] |
Опытная – | местность, где находилась опытная станция, которая вывела высокосортную пшеницу «Онохойская». [6] |
«Пьяный» мост – |
|
Шегеновка – | окраина села, с восточной стороны. Раньше там был ельник, из которого выходили на водопой козы с козлятами, что по-бурятски звучит «эшэгэн». Отсюда пошло это название. [6] |
Улица Трактовая | Названа так, что по этому тракту прошел конный поход к царю. В 1702 году, в год вороного коня, начался исторический поход хори-бурят к Петру 1. Нашим путникам выпало много испытаний: бураны, грозы и пожары. Самыми большими преградами были великие сибирские реки: Хилок, Курба, Уда, Селенга и другие.Бадан Туракин успокаивал путников, говоря: «Терпите, мужайтесь, не за себя рискуем жизнью, а за тех кто дома остался, в родных степях, за наших старых матерей, наших отцов, за сестер и братьев, за малых детей терпим муки». Словом, наши посланцы ежедневно подвергались тяжелым испытаниям не ради личных интересов, а во имя счастья соплеменников и всего бурятского народа. [8] |
Заключение
Проделанная работа подвела нас к мысли о том, что человек богат своими корнями. Хотелось бы быть богатыми и щедрыми, знать свои корни, гордиться своей землей, своим народом и научить своих потомков любить и беречь ее. Природа, родина, народ, родник – слова одного корня. Как сказал Паустовский, земля рождает. Все от земли. И мы тоже. Земля и человек не разделимы.
У нашего края, как и у всей России, была своя сложная, противоречивая, героическая и драматичная, самобытная история, отразившаяся в названиях края. Она обладает огромным воспитательным действием, формирует гражданские качества. История органично вплетается в общественное сознание, и при решении кардинальных проблем современности полезно обратиться к прошлому. Связь и преемственность прошлого и настоящего неразрывна. Можно утверждать, что топонимика является зеркалом краеведения, т. к. включает в себя демографическую, географическую, экономическую историю местности. Изучение топонимов позволяет систематизировать знания об укладе, образе жизни людей, политическом значении края, уровне промышленного развития в разные исторические эпохи, позволяет комплексно изучить свой край.
Литература
Разноцветное дерево
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Машенька - ветреные косы
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Как нарисовать китайскую розу