Вложение | Размер |
---|---|
slova-parazity_v_rechi_podrostkov.ppt | 212 КБ |
Слайд 1
МОУ «Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа» Тема: Слова паразиты в речи подростков. Автор: Дмитриева Регина Руководитель: Рупышева Н.Н.Слайд 2
Пётр Вайль «Чисто говорить трудно. Слова – паразиты упрощают речь, это слова связки»
Слайд 3
Актуализация: Современные подростки в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться. Но как; если нас окружают сплошные слова-сорняки? Услышав разговор, я поняла, что ситуация актуальна и что её нужно исправлять.
Слайд 4
Цель: узнать, насколько часто подростки употребляют слова- паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит.
Слайд 5
Гипотеза: Я предположила, что: большинство подростков в своей речи употребляют «слова-паразиты»; подростки чаще всего не замечают в своей речи слова-паразиты.
Слайд 6
Задачи: определить, что такое слова-паразиты; выяснить, какую они выполняют функцию; разделить эти слова на группы, в зависимости от их употребления в речи; провести исследование употребления слов-паразитов подростками; выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами
Слайд 7
Методы исследования: анкетирование, анализ, наблюдение
Слайд 8
Результат: Убедить своих сверстников не употреблять слова-паразиты в своей речи ; не засорять русский язык и беречь это
Слайд 9
Слова-паразиты и причины их употребления Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. служат для заполнения паузы; обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего слова; служат помощниками робкому подростку высказать своё мнение; дань моде.
Слайд 10
Классификация слов-паразитов Звуки- э-э-э, мэ-э-э ; Частицы– ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы; Вводные единицы- вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать; Местоимения, местоимённые наречия- это, это самое, как его, там; Переход из одной части в другую- блин, чёрт; Модальные слова- конечно, наверное, вероятно, кажется;
Слайд 11
Анкетирование Знаете ли вы, что такое слова-паразиты? Какие слова-паразиты вы знаете? Употребляете ли их в своей речи? Часто ли замечаете их в своей речи? Встречали ли вы в своей жизни человека, который на употребляет в своей речи слова-паразиты? Какие способы борьбы вы можете предложить?
Слайд 12
Результат анкетирования – проводилось 30 сентября Всего в анкетировании принимало участие 69 учеников нашей школы, выяснилось: употребляют- 95,7 % не употребляют- 4,3 % Замечают употребление в своей речи слов-паразитов: замечают- 68,8 % не замечают- 31,2 %
Слайд 13
Диаграмма 1. Употребление слов-паразитов
Слайд 14
Диаграмма 2. Замечают употребление в своей речи слов-паразитов
Слайд 15
Диаграмма 3.
Слайд 16
Частота употребления слов-паразитов: Частоту употребления этих слов подтвердило наблюдение, которое я провела в школе. Записала речь четверых учеников 9 класса и выделила в ней слова-сорняки. Из 140 слов- 23 слова-паразита. Что составляет 16 % от общего количества сказанных слов.
Слайд 17
Частотный словарь «слов-паразитов» ну- 41 вот- 31 типа- 21 как бы- 17 э-э-э- 16 это самое- 12 короче- 9 там- 8 блин- 8 а-а-а- 8 так- 5 чёрт- 4 м-м-м-3 как его- 2 но- 1
Слайд 18
Диаграмма 4. -А можно ли что-то исправить?
Слайд 19
Рекомендации по борьбе со словами-паразитами: Больше читать художественную литературу. Внимательно следить за своей речью. Можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять свои слова-паразиты. Выявленные слова-паразиты выписать на отдельный лист, который повесить где-нибудь на видном месте перед глазами; Заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «блин» , можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы » - «если можно так сказать».
Слайд 20
Результативность: На мой взгляд , наиболее эффективным оказался метод записи речи на диктофон. Услышав свою речь со стороны, ребята стали следить за высказываниями. Ребята стали больше читать, это выяснилось посещением библиотеки и участием ребят в викторине «Юный читатель». Спустя три месяца, 30 января, я ещё раз провела наблюдение за речью 9-тиклассников. Выяснилось, что слов-сорняков в речи, действительно, стало значительно меньше. Из 140 слов- 13 слов, что составляет 6 %.
Слайд 21
«Берегите русский язык …» Таким образом, слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Поэтому просто необходимо развивать речь ребёнка уже с детского сада, читая как можно больше книг, черпая из произведений художественной литературы всю прелесть русской речи.
Без сердца что поймём?
Сказка про Серого Зайку
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Разноцветное дерево