Исследованы стилистические процессы современного русского языка, котоые находят широкое отражение в публицистике; в современных СМИ отчетливо прослеживается тенденция к повышению экспрессивности; в газетных заголовках, бытующих в прессе, прослеживается тенденция к увеличению информативности
Вложение | Размер |
---|---|
zagolovki.pptx | 2.77 МБ |
Слайд 1
Особенности современных газетных заголовков Автор: Бурцева Полина Игоревна Класс : 9 экономический Научный руководитель: Моргунова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы СМТЛСлайд 2
Особенность современных заголовков динамичность изменение структуры изменение влияния на читателя невозможность предугадать его дальнейшее поведение
Слайд 3
Цели и задачи работы Цель : выявить на основе собранного языкового материала заголовков основные тенденции, которыми характеризуется заголовок как часть публицистического стиля в современном медиапространстве Задачи: 1) собрать языковой материал для исследования 2) провести структурный и семантический анализ материала с опорой на теоретические источники о газетных заголовках по их структуре и семантике, стилистическим особенностям 3) выявить особенности структуры и функционирования современных газетных заголовков
Слайд 4
Актуальность и ценность работы Анализируемый материал сможет в дальнейшем послужить опорной базой создания практического руководства для современных средств массовой информации XXI в – век информации .В условиях современного информационного пространства прагматическая роль газетного заголовка, несомненно, возрастет.
Слайд 5
Заголовок - это ... текстовый знак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение. Это, бесспорно, сильная позиция любого текста (или даже «самая сильная») . М.Н. Кожина … часть текста, которая принадлежит ему и предназначена к функционированию вне текста . Н. А. Веселова …выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его; самое название это . В. Даль
Слайд 6
Исследования газетных заголовков Г.О. Винокур - обозначающая, указательная. рекламная функции В.А. Вомперский – аппелятивная (воздействующая), коммуникативная функции Э.А. Лазарева – информативная, номинативная функции => свойство интертекстуальности – наличие связей между заголовком и текстом, с помощью которых они могут делать отсылки друг к другу
Слайд 7
Деление заголовков по степени сложности Простой («Доходы вышли в прокат») Усложненный («Итальянские ученые обнаружили в портрете Моны Лизы зашифрованные буквы и цифры») Заголовочный комплекс (заголовок с подзаголовками) («Украина продаёт свое единственный ракетный крейсер. Его постройка и содержание оказались непосильным бременем»)
Слайд 8
По цели эмоционального воздействия на аудиторию интригующие («Британка намерена ждать смерти петуха, чтобы вынуть из него сережку с бриллиантом ») страшные ( «На юге Москвы орудует маньяк» ) сногсшибательные («В Тернополе неизвестные украли автобусную остановку») скандальные («Губернатор – полоскун. Житель Тенесси начал политическую карьеру ради енота») интимные (« Эштон Катчер изменяет жене с Дэми Мур ?»)
Слайд 9
С точки цели высказывания и интонации повествовательные ( «Три судьбы») побудительные ( «Потанцуй со мной!» ) вопросительные ( «Где твои налоги?» ) восклицательные ( «Это наш губернатор, народный! ) невосклицательные ( «В истории каждой семьи отразилась эпоха» )
Слайд 10
Стилистические процессы русского языка по Н.С. Валгиной стилистическая нейтрализация - демократизация литературного языка, установление и формирование в нем более либеральных норм стилистическое перераспределение - перемещения слов из одной стилистической группы в другую
Слайд 11
Деление газетных заголовков по интертекстемам фразеологизм или разрушение фразеологизмов («Не всем до лампочки» (оригинал – польское просторечное выражение «ему так же все равно, как говорить лампочке»)) пословицы, поговорки или их разрушение ( «Каждый сверчок знай свой шесток») фрагменты популярных любимых песен (« Иметь или не иметь» («Если у вас нету тети» С.Никитина)) цитаты литературных произведений, ссылки на них ( «Шинель для Башмачкина» (из «Шинели» Н.В.Гоголя) фразы, связанных с историческими событиями, или цитат выдающихся исторических лиц ( «Окно в Европу» (о Великом Посольстве 1697—1698 гг. Петра I ) рекламные слоганы, лозунги, названия телевизионных передач или их разрушение ( «Оч. умелые ручки» (рубрика популярной воскресной телепередачи «Пока все дома»))
Слайд 12
Идеологемы - политические термины, часть идеологии, эмоционально окрашенные слова, значения которых меняются в соответствии с политической прагматикой. Примеры: либерализм, толерантность, коллективное руководство, суверенная демократия, энергетическая сверхдержава, демократия, штурмовики, добровольцы, борцы за свободу…
Слайд 13
Выводы 1) стилистические процессы современного русского языка находят широкое отражение в публицистике ; 2) в современных СМИ отчетливо прослеживается тенденция к повышению экспрессивности ; 3) в газетных заголовках, бытующих в прессе, прослеживается тенденция к увеличению информативности .
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Прекрасная химия
Барсучья кладовая. Александр Барков
Сказка на ночь про Снеговика
Проказы старухи-зимы
Что общего у травы и собаки?