Исследовательская работа по истории на тему "История образования и заселения аула Шарахалсун". Рассматривает вопросы образования и заселения аула Шарахалсун, этимология аула Шарахалсун. Работа составлена на основе архивного и полевого материала
Вложение | Размер |
---|---|
shnou_dlya_altyny.docx | 47.08 КБ |
XXI- районная конференция школьных научных обществ
Муниципальных общеобразовательных организаций Туркменского района
Секция: Краеведение
Название работы: «История образования и заселения аула Шарахалсун»
Автор работы:
Туреева Алтына
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ №10
а.Шарахалсун
Туркменского района,
Ставропольского края
Руководитель:
Хаджиназарова Альбина
Джумадурдыевна,
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №10
пос.Владимировка
2017
Оглавление
Введение
Глава I. Заселение «старого» Шарахалсуна – «эски Чонкей»
Глава II. Заселение «нового» Шарахалсуна
Глава III Этимология слова «Шрахалсун», «туркмен»
Глава IV. Знаменитые люди аула
Заключение
Литература
Приложение№1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4
Введение
Актуальность
Моей малой родиной является аул Шарахалсун, что раскинулся длинной, широкой лентой вдоль трассы города Благодарный-Арзгир. Здесь проходит моё счастливое детство, за которое, я должна быть благодарна своим предкам. А как жили они - люди прошлых веков? Этот вопрос заинтересовал меня на краеведческом кружке «Поиск», которым руководит в нашей школе учитель истории Хаджиназарова Альбина Джумадурдыевна.
Актуальность темы, я думаю очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью. В этом году наш аул отмечает свой юбилей- 80-летие. В преддверие праздника я хотела бы узнать, откуда берет свое начало мой Шарахалсун, как он заселялся, почему его так назвали, как жили мой предки, чьими именами гордится моя земля. Я поставила перед собой вопросы, на которые надо искать ответы, наметила план действий. Для поиска ответов я обратилась за помощью к старожилам аула, изучила архивные данные, специальную литературу про ставропольских туркмен , обратилась за помощью к бывшему руководителю школьного музея Бакиевой Бексултан Закерьявне,
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы изучить историю образования , заселения моего родного аула.
Объект исследования: история аула Шарахалсун.
Предмет исследования: материалы, содержащие сведения о появлении туркмен на Северном Кавказе, времени и причинах основания аула Шарахалсун, особенностях хозяйственной жизни земляков
Для достижения поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:
- выяснить географическое расположение аула, изучить историю заселения родной земли
- этимологию слова «шарахалсун», самоназвание «туркмен»
- проследить этап перехода кочевых туркмен к оседлому образу жизни
- рассмотреть особенности хозяйственной жизни предков
- узнать имена знаменитых женщин аула, чьи умения и навыки переняли потомки
- оформить проработанный материал в виде презентации
Избранные методы исследования:
- беседа
-наблюдение
-опрос
-поиск и изучение старых фотографий, источников , архивных документов;
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе написания рефератов, статей, докладов, а также на классных часах и уроках по краеведению. Данная работа войдет в копилку краеведческого материала школьного музея.
Глава I. Заселение «старого» Шарахалсуна – «эски Чонкей»
Туркмены Северного Кавказа являются выходцами с Мангышлака и прилегающих к нему степных районов Туркмении. По данным, подтвержденных историческими документами, одновременно с калмыками на Северном Кавказе появляются и туркмены, занимая степные районы Кавказа и земли, лежащие к югу от Маныча, между реками Ергени и Кума. В результате борьбы Хивинского ханства с кочевыми туркменами в 16-17 веках усилилась тенденция ухода ряда туркменских племен с Мангышлака на север, в пределы северо-восточных прибрежных районов Каспийского моря. Кочевья туркмен появляются в низовьях р. Эмбы и р. Яика, доходя до Волги, практически примыкая к калмыцким улусам. По сведениям документов «Секретного повытья», численность туркмен-переселенцев в 1740 году составляла 15990 человек. Процесс переселения части туркменских племен из Средней Азии на Северный Кавказ ив Астраханскую область можно принять рубеж 16-18 веков, предпочтительно – первую половину 17 столетия. Они кочевали, гоня с собой стада овец, лошадей, верблюдов, во главе их стояли пять беев: Овездурды(240 кибиток), Какабай (213 кибиток), Сапар-Оглан (185 кибиток), Атамурад-Ходжи (142 кибитки), и Айдогды (45 кибиток). Приняв русское подданство, туркмены-переселенцы осели и расселись в Астраханских и Кавказских степях. С тех пор в течение трех веков ставропольские туркмены, оторванные от своей исторической прародины, сумели обжиться на новой территории и сохранить некоторые формы своей реликтовой культуры. Родовой состав Ставропольских и Астраханских туркмен позволяет утверждать, что эта группа сформировалась в основном из частей туркменских племен: човдыр, игдыр, соинаджи, и абдал (Приложение №1). Туркмены-соинаджи расселены были на территории Туркменского района в аулах Шарахалсун и Сабан-Антуста ,и в Ипатовском районе - аулах Нижний и Верхний Барханчак. По данным 1880 года племя соиньадийцы насчитывал 4204 человек. По характеру они отличались предприимчивостью, смелостью, решительностью. Племя делилось на ру . Соиньаджиев ру состоял из суюндуков, яры, аблеминов, дурдак, акберды, игдыри-тебер, якшиходжа, салырь, дузмишь. Каждый род у ставропольских туркмен имел свою тамгу, т.е. родовой знак (Приложение №2). Родовые знаки наносились на надмогильные сооружения. Родоплеменные отношения были так крепки, что до настоящего времени каждая семья знает из какого они роду-племени.
60-гг XIX века были ознаменованы для ставропольских туркмен переходом их к оседлому образу жизни и появлением постоянных поселений. Царская администрация проводит политику закрепления ставропольских туркмен на земле путем перевода их на оседлый образ жизни. Недалеко от впадения Калауса в Маныч в 1869 году был основан аул Шарахалсун в урочище Шара-Хулусунь. Жителями его были соинаджи, насчитывающий по архивным данным в 1873 году 1581 жителя (самый большой аул Туркменского приставства). По данным 1909 года в нем было уже 245 дворов. Старый Шарахалсун - Чонкей : составляли четыре маленьких аула: Яман-агл, Мечит-агл, Кара-Голтык и Сары-Камыш. Расстояние между ними не превышало двух километров. Летняя Ставка – центр Туркменского приставства (яйлаг) – место летних кочевых туркмен. На зиму туркмены кочевали на побережье Кумы и основали Зимнюю Ставку. («гышлаг»).
Глава II. Заселение «нового» Шарахалсуна
В 1929 году началось плановое переселение кочевых туркмен. Далось оно нелегко. Глубоко религиозный с древними традициями народ, покидал родные могилы без особого энтузиазма. Некоторым захоронениям было уже почти 200 лет – это прах предков – мангышлакских туркмен. Наказанием за переселение посчитали туркмены чуму, обрушившуюся на шарахалсунцев на новом месте. Болезнь забрала в основном детей , а взрослые за одну ночь собрали свои пожитки и вернулись на старое место: к кибиткам, степи, вольной жизни. А в районе современного Шарахалсуна строился поселок. Каждому переселенцу полагался дом и сарай. Причем соблюдалось соседство старого аула. Зима 36-го года выдалась суровой и безжалостной. Представители райкома Самедов и Байбеков, председатель райисполкома Бердикеев, председатель РайЗО Култаев приехали в старый Шарахалсун, чтобы уговорить людей перейти к нормальному образу жизни, переехать в новый поселок, чтобы дать образование детям, где условия лучше, чем на Маныче. Люди согласились, и первые переселенцы начали обживать стандартные дома. В 1927 году в Шарахалсуне была построена школа. Обучение велось на туркменском и арабском языках, русский преподавался один час в неделю. Учителя были из летней Ставки. В ауле был организован колхоз имении Ленина. Председателем колхоза стал Осман Дилек, заместителем Бекдурдыева Авлемин, заведующим хозяйством – Эмен Джанакаев.
Интересной и увлекательной оказалась беседа с руководителем школьного музея , заслуженным учителем нашей школы с Бакиевой Б.З. Вот как она вспоминает ранние детские годы «… девчушкой, помню мы лазили по сломанным ступенькам на крышу дома деда отыскивать и разглядывать ястребинных птенцов. Это был большой, двухквартирный саманный дом, крытый черепицей(чельмек). Дом моего деда Иллаги (да упокоит Аллах его душу)- высокого с длинной бородой, напоминающего Савелия-богатыря святорусского из некрасовской поэмы. В другой половине дома жил Хаджимурат- баба, известный на все село знахарь и пекарь… В центре села красовалось большое здание школы со звездой на фронтоне, в середине звезды было высечено «1937 год»….». Эта дата считается годом основания нынешнего Шарахалсуна. Как дальше рассказывает Бакиева Б.З. « …Я начинала учиться в той школе, а во втором классе нас перевели в новую начальную школу (на месте сегодняшнего детского сада), а старшая школа была снесена» На новом месте туркмены осваивали земледелие: сеяли и пахали на тракторах, убирали на комбайнах «Коммунар» и «Сталинец». Колхоз был крепким, имелось сельпо, МТС (перевели из Эдельбая). В клубе крутили фильмы. В школе преподавали учителя из Летней Ставки, к ним присоединился наш земляк Куруптурсын – моллим. Молодежь обучалась на курсах трактористов и бухгалтеров. Курсы бухгалтераа закончили Айдогдыев Халил и Абдалов Омар. В Летней Ставке был организован ансамбль под руководством Муса-бахши(народный певец). Солистками ансамбля были Ханмурзаева Мерьем, Токалова Ганифат, Якубова Мелай.
Переселение в «новый» Чонкей шло сразу из пяти небольших аулов. Четыре из пяти аулов всегда были на слуху у туркмен: Мечит-аул, Яман-аул, Гара-Голтык, Сары- Камыш. А вот о пятом ауле - Хохой – рассказал нам Петр Куксов, выросший в многодетной русской семье, только в 1954 году покинувший новый Шарахалсун, а до этого мирно уживавшийся с туркменами. Среди пяти аулов , пожалуй, выделялся Мечит-аул: на его территории находились мечеть, школа, клуб, пекарня. Название Яман аул не перестанет удивлять - почему «Плохой аул»? Возможно, его назвали, чтобы отвести беду, «сглаз»? Ведь в семьях туркмен , где часто умирали дети, старались находить для ребят самые неброские никудышные имена, дабы обмануть злых духов – «шайтанов». По мере прибытия в новый Шарахалсун, переселенцы занимали самые добротные государственные дома, стараясь сохранить соседство семей в старом ауле. А вот прибывшим позже всех на улице Краснознаменской (главная улица аула сегодня) и Восточной квартир не хватило, поэтому им пришлось осваивать и обживать улицу вдоль правого берега пересыхающего ручья, перенеся сюда старое название-Гара-Голтык. Здесь поселилось около 50 семей. На одной стороне улицу было 12, на другой – 14 двухквартирных домов. В конце улицы находился птичник. Здесь был удивительно красивый, как в сказке, деревянный мост. Первый дом у дороги принадлежал Куксовым – Илюшке и Малашке, работавшей в пекарне. В послевоенное голодное время, шарахалсунцы, отправились собирать картошку в район Карачаево-Черкесии. Голод и свирепствовавший в то время брюшной тиф уносил жизни людей. Люди пухли от чумы, умирали от голода, холода. Как рассказывала мне прабабушка с аула Сары - Камыш Алиева Гулюк (да упокоит Аллах ее душу), в те годы она потеряла своих малолетних детей, которые умерли от голода , когда они ходили собирать картошку. Так бабушка Гулюк потеряла своих деток и по жизни была одна, пока не усыновила своего племянника. С тяжкой болью, она поведала мне, еще давно, события тех нелегких голодных лет.
Таким образом, заселение нового Шарахалсуна занимал большой промежуток времени. Люди заселяли новые места неохотно. Переход на оседлый образ жизни контролировался царской властью, за туркменами закрепляли земли. Земельные наделы составляли 30 десятин на душу населения, а в начале XX века давалось 45 десятин на 1 мужскую душу, около 79% земли сдавалось в аренду как туркменам-богачам, так и русским крестьянам.
Глава III Этимология слова «Шрахалсун», «туркмен»
Загадочной и спорной является для современников происхождение названия аула Шарахалсун.
В официальных источниках – архивных документах и литературе по краеведению нет сведений об этимологии слова «шарахалсун». В переводе с калмыцкого языка Шарахалсун буквально означает «желтый камыш». Меня очень сильно заинтересовал этот вопрос , и я постоянно задумывалась кто же дал такое название моему аулу.
Я решила провести свое небольшое исследования и начала с опроса в школе с учителей, затем и учащихся старших классов ( Приложение №3). По данным опроса учителя единогласно ответили что аул переводится с калмыцкого и означает «желтый камыш». Учащиеся школы вовсе затруднились ответить на вопрос.(Приложение №4).
Чтобы разобраться в этой проблеме я обратилась к нашим старожилам, в частности ,к своей бабушке – ветерану педагогического труда – Мусаевой Галине Джумавне. Она поведала мне, что когда наши предки во второй раз переселились на нынешнюю территорию в 1937 году, на новом месте состоялся Джамаат и был совершен обряд жертвоприношения, провозглашена молитва с призывом к Аллаху, чтобы он очистил эту землю от болезней, которая постигла их в 1929 году. В молитве трижды прозвучало «Шарха - Ал» в переводе с туркменского «Шарха» - болезнь, «Ал» - забери ). С этого момента новый аул стал называться Шарахалсун. Здесь старые аулы расположились по отдельности, как в Чонкее. В настоящее время сохранились три улицы- это три аула: Мечит – аул, Йамае-аул, Сарыкамыш. Караголтык не сохранился, жители переселились в Мечит-аул.
Туркмены Ставропольского края до сих пор обращаются к жителям Шарахалсуна – чонкейчилер.
Изучая специальную литературу, материалы архивных данных я наткнулась на очень интересный факт – происхождение слова «туркмен». Нынешние туркмены совершенно уверены, что они ведут свое начало от одного общего родоначальника «Турка», жившего во времена Мухамеда в Аравийских степях и переселившегося оттуда на Амударью. От жены неизвестного кочевавшего племени прижил он сына Союн-хана, а от Союн-хана произошли восемь сыновей, сделавшихся главами восьми отдельных колен. По имени Турка, народ всех этих колен именует себя туркменами или туркманами, что означает по-русски: «я турк», - потомок Турка, а по имени сына Турка – союнханами, сеинханами, сеильханами. Восемь туркменских колен носят имена своих родоначальников, сыновей Союн хана.
Глава IV. Знаменитые люди аула
У нашего народа своя самобытная уникальная культура. Среди наших земляков немало народных умельцев, чьи имена на слуху у каждого из нас. Собирая материала для исследовательской работы, я обратилась за помощью к старожилам аула. Моя бабушка Мусаева Гульгизар Джумаевна, рассказала мне очень интересные сведения о том, что в нашем ауле были народные умельцы, которых все знали и почитали. «… Сулейманова Батый 1927 года рождения, или Батый-дайза, как ее по-доброму величали жители аула Шарахалсун, закончила 4 класса начальной школы. Мастерству шитья учила ее двоюродная сестра Токтоньязова Эшехан; искусно шила и мать Патма. Она шила все, но лучше ее в ауле никто не мог сшить чымылдырык - цветную, вышитую из ярких лоскутков ткани занавеску, за которой прячут от любопытных глаз невесту в доме жениха. Для ее украшения используется тесьма, шитье и пэчворк- лоскутная техника . Ей заказывали и национальное свадебное платье, головной убор и дастар- легкая накидка из шелка или шифона. Она передала опыт шитья невестке. Кстати, ее девичий костюм и платье с серебряным шитьем выставлены сейчас в Ставропольском краевом музее Прозрителева и Праве, а в маленьком школьном музее аула-хранятся куклы, наряженные в национальные туркменские костюмы, сшитые руками мастерицы.»
Кенджалиев Хаджидурды родился в 1894 году. Умер в 1986г. Прославленный народный акын-бахши. Писал кошкы на арабском языке, используя буквы арабского алфавита писал на туркменском предельно емкие, лаконичные четверостишия – рубаи. Посвящал их своим детям. Затем перекладывал рубаи на музыку и мастерски исполнял их на тамдре - национальном музыкальном инструменте. Его приглашали на туркменские свадьбы, где бахши был самым уважаемым и желанным гостем. В годы Советской власти Кенджалиев Хаджидурды работал секретарем сельского Совета, бригадиром, затем животноводом.
Садыков Полат (1910-1981 гг.) известный на селе деревянных дел мастер. Искусно плотничал, по заказу аульчан делал из дерева шкафчики для посуды, столы, стулья, скамеечки, украшая их незатейливыми мастерки вырезанными узорами. Затем отделывал, шлифовал, вскрывал мебельным лаком, и из-под рук умельца вырастала удивительная, красивая вещь.
Таганова Сейле-эне родилась 1914 году.Старожил села. Мастерица шить и вышивать. Самручка. Шьет национальную одежду, украшая ее узорами. Муж Таганов Муталап, не вернулся с фронта. Труженница тыла, солдатская вдова, убирала вместе с другими урожай зерновых, скирдовых, заготавливала сено вручную. 19 лет проработала в огородной бригаде.
Таганов Юнус – искусный мастер резьбы по дереву. Непревзойденный строитель и плотник, делал оконные рамы и двери, мог смастерить любую мебель для кухни и дома. Вырезал из дерева оригинальные шкатулки, затейливости и сложности узоров которых могли позавидовать даже известные зодчие.
Исхакова Сейлехан Юсуповна 1932 года рождения. Мастерица-рукодельница, закончила 4 класса начальной школы аула Шарахалсун. Училась шитью и вышиванию у матери. В1990 году была снята республиканским телевидением из города Ашхабада. Вышивает серебряными и «золотыми» нитями на бархате, на атласе и плюще.
Абдалов Хаджидурды – известный мастер –кустарщик. Из серебра, меди, олова и других цветных металлов с помощью несложных орудий труда мастерил женские украшения, делал домашнюю утварь, в основном посуду. Искусно изготавливал домбру- народный музыкальный инструмент, кнуты-арапники, кумканы для омовения при совершении намаза; кушаки.
Вот так слаживается судьба наших великих, но забытых героев, которые сграли особую роль в жизни , развитии аула, но увы звбыты временем уже много лет.
Заключение
В результате проведенной работы цель исследования , на мой взгляд, была достигнута. В итоге встреч со старожлами аула, обработке материалов из личного архива Бакиевой Б.З., проработке архивных данных, материалов школьного музея была изучена малая часть истории возникновения и развития аула.
Туркмены выходцы с полуострова Мангышлак, теснимые Хивинским ханством вынуждены были в первой половине XVII века переселяться на территорию Российского государства и просить подданство. Вплоть до середины XIX века проходил процесс их преселения и перехода к оседлости. Туркмены или же трухмены осели в Астраханских и Ставропольскиз степях. Сильная традиционность туркменского общества мешали ей бросить кочевой образ жизни. Они кочевали , меняли места кочевий два раза в год. В 1869 году у реки Маныч был основан «старый» Шархалсун, насчитывающий по архивным данным 1581 человек. Затем в 1929 году началось плановое переселение туркмен со своих насиженных мест на территорию нынешнего Шарахалсуна. Люди переселялись медленно хотя для них строились дома, школа, но внезапно обрушившаяся чума привела к быстрму оттоку переселенцев обратно к Манычу. Видя источником бедствия страшной болезни обжитие ими новой территории, они вернулись обратно. Следующая попытка переселения уже в более жесткой, приказной форме администрацией еузда было в 1937 году. Именно эта дата является годом образования нынешнего – «нового» Шарахалсуна.
Сложным было у туркмен внутриродовое деление общества. Они сохранили представление о своей родовой принадлежности по сей день, что проявляется , в частности, в стремлении к экзогамии малых родовых подразделений и эндогамии больших родов.
Интересным фактом для меня в процессе работы над проектом стал вопрос о происхождении самого термина «Шарахалсун», «туркмен». Религиозность туркменского народа, ярко выраженная традиционность в обшестве объяснили и происхождение аула «Шарахалсун».
Богатая народная культура, разнообразный хозяйственный уклад способствовали выделению у туркмен достаточно талантливых и искусных мастеров своего дела. Свои умения и навыки они передавали следующему поколению, тем самым развивая и приумножая собственную национальную самобытность.
Таким образом, исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего аула, о предках, поближе познакомиться со знаменитыми людьми аула.
В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу , что наш аул жил обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы , защищая свое отечество. Жители аула проявили себя и в будничных работах, не помышляя о славе и карьере, трудясь во благо своей страны.
Литература
Приложение №1
Родоплеменное деление ставропольских туркмен
Приложение №2
Тамги ставропольских туркмен
Приложение №3
Соцопросник
Респонденты:
Категория- учителей
Категория учеников 9-11 классов
Вопросы анкеты:
Приложение №4
Результаты соцопроса
№ п/п | Категория респондентов | Вопрос №1 | Вопрос №2 |
1 | учителя | Да – 80% Нет – 10% | Да, задумывались - 90% |
2 | ученики | Да – 15% Нет – 60% | Да, задумывались – 50% Нет, не задумывались – 30% |
Груз обид
Весенние чудеса
На горке
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"