Семьдесят пять лет назад началась самая ужасная и кровопролитная война в истории нашей страны. Война длилась долгие четыре года, и победа далась очень тяжело. Наша страна понесла огромные людские потери, были разрушены города и заводы, но дух народа остался не сломлен.
Мой родной город Архангельск носит почётное звание Города воинской славы, присваиваемое "за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества". Также город награждён орденом Ленина за заслуги в годы Великой Отечественной войны. С первых дней Великой Отечественной войны Архангельск оказался в положении прифронтового. Практически ежедневно над ним кружили немецкие самолеты. Несмотря на это, в городе базировалась Беломорская военная флотилия, и работал один из основных портов на Севере.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_dervish.docx | 35.06 КБ |
XII городской конкурс исследовательских работ и
проектов младших школьников
"Я – исследователь"
Тема проекта: "75-летие прихода в порт Архангельска
первого союзного конвоя "Дервиш"
Название проекта: Виртуальная экскурсия
"Дервиш" - первый Союзный конвой"
Работу выполнила: Бусыгина Ксения Сергеевна, ученица 3Б класса МБОУ Гимназия № 25 |
Научный руководитель: Заболоцкая Светлана Александровна, МБОУ Гимназия № 25, учитель начальных классов |
г. Архангельск
2017 год
Оглавление:
2.1 История северных конвоев ………………………………………………. 4
2.2 "Дервиш" – первый Северный конвой ……………………...…………… 5
2.3 Проект: Виртуальная экскурсия "Дервиш" - первый Союзный
конвой" ……………………………………………………………………. 7
3. Заключение …………………………………………………………….…….…. 7
4. Список литературы ……………………………………………...………...…… 8
5. Приложение ………………………………………………………..…………… 9
Введение
Семьдесят пять лет назад началась самая ужасная и кровопролитная война в истории нашей страны. Война длилась долгие четыре года, и победа далась очень тяжело. Наша страна понесла огромные людские потери, были разрушены города и заводы, но дух народа остался не сломлен.
Мой родной город Архангельск носит почётное звание Города воинской славы, присваиваемое "за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества". Также город награждён орденом Ленина за заслуги в годы Великой Отечественной войны. С первых дней Великой Отечественной войны Архангельск оказался в положении прифронтового. Практически ежедневно над ним кружили немецкие самолеты. Несмотря на это, в городе базировалась Беломорская военная флотилия, и работал один из основных портов на Севере.
Первый раз об Арктических конвоях я услышала, когда присутствовала на открытии памятника 31 августа 2015 г. в Архангельске. Я увидела ветеранов войны из разных стран, они были в парадной форме с множеством боевых наград, держались очень гордо и у каждого на глазах были слезы радости. На церемонии присутствовали посол Великобритании, генеральный консул США в России, мэр города и губернатор Архангельской области. Открытие памятника прошло очень душевно и торжественно, все благодарили ветеранов за их подвиги и службу, вспоминали тех, кто погиб на войне.
Данная тема очень актуальна, так как все мы должны знать историю своей страны и своего родного города. Мне захотелось узнать подробнее об арктических конвоях. Поэтому я поставила перед собой цель: познакомиться с историей северных конвоев и более подробно изучить информацию о первом конвое, который пришел в Архангельск. С помощью полученной информации создать виртуальную экскурсию по маршруту Северного конвоя.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Методы исследования - анализ литературных источников, изучение газетных статей, документов, мемуаров и воспоминаний.
Объектом исследовательской работы станет информация о северных конвоях во время войны. Предмет исследования – история первого конвоя "Дервиш". Предполагаемый результат: создать виртуальную экскурсию, познакомить с результатами исследования и провести виртуальную экскурсию для одноклассников, их родителей, представить работу учителям начальных классов.
Основная часть
2.1. История северных конвоев
Нападение Германии в июне 1941 г. не было неожиданным для нашей страны, о войне знали и готовились. Тем не менее, уже в первых боях 1941 года Красная Армия понесла огромные потери. К середине июля были сожжены или захвачены тысячи самолетов, танков, автомобилей, погибло более двух миллионов человек. Были разрушены предприятия, производящие треть продукции всей страны. Страна оказалась перед угрозой капитуляции.
От капитуляции СССР могло спасти либо стремительная мобилизация всего, что могло служить обороне, либо помощь со стороны иностранных государств. Самым лучшим было сочетание двух этих факторов.
Существовавшая в годы войны система передачи со стороны США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования, нефтепродуктов, сырья, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам – союзницам по антигитлеровской коалиции была придумана президентом США Ф. Рузвельтом, стремившимся оказать поддержку государствам, подвергшимся нападению германских и японских агрессоров. Закон о ленд-лизе принят Конгрессом США 11 марта 1941 г. Закон заработал сразу после его принятия. В ответ на поступавшие в СССР вооружение и другие грузы союзники получали хромовую руду, марганцевую руду, платину, золото, лес и т.д. Расчеты с США за поставленные в ходе войны товары Россия завершила только в 2006 г.
Доставка грузов в СССР проходила по трем основным маршрутам: Тихоокеанский, Трансиранский и арктические конвои. Они обеспечили более 90% от общих поставок помощи от союзников. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.
Наиболее быстрым, но одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Этот маршрут и был избран основным - время доставки грузов, особенно в первые месяцы войны, имело главенствующее значение.
Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои — столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё большие силы.
До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ - инициалами офицера связи, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя "Дервиш". Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51-го.
Арктические конвои, направлявшиеся в Мурманск и Архангельск, назывались "арктическими", "северными", "полярными", "мурманскими" или "союзными". Из всех маршрутов, по которым в СССР шла помощь по ленд-лизу, широкой публике лучше всего известен, несомненно, именно этот путь. Произошло это благодаря СМИ, художественной литературе и кинематографу, а также активности самих участников конвоев. На деле этот маршрут оказался третьим по объему доставленных грузов. Этот путь был самым коротким, самым быстрым, но и самым опасным. Его ценность заключалась в том, что так было ближе и проще доставлять грузы в Европейскую часть СССР и непосредственно на фронт.
Караваны торговых судов сопровождались эскортом из боевых кораблей: крейсеров, эсминцев, тральщиков. Их предназначение — борьба с вражескими подводными лодками и авиацией.
Всего за годы войны через Северный морской путь прошло около 22% грузов по ленд-лизу, в Советский Союз пришло 40 конвоев в составе 811 судов. Из них 58 транспортов были уничтожены противником на переходе и 33 вернулись в порты отправления. В обратном направлении из Советского Союза в порты Великобритании и Исландии в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 были потоплены на переходе, а 8 – вернулись.
Северный маршрут сыграл крайне важную роль в доставке для СССР стратегических грузов на первом этапе войны. Всего за годы войны северным маршрутом доставлено 36% всех военных грузов.
2.2. "Дервиш" – первый Северный конвой
"Мы сделаем все, чтобы помочь вам, поскольку позволяет время, географические условия и наши растущие ресурсы" - так в июле 1941 года У. Черчилль обратился к И. В. Сталину с личным посланием. Эти слова не остались пустым звуком. Помощь Великобритании и США началась. Было намечено несколько путей доставки военных грузов от союзников в СССР. Одним из них был северный путь – самый короткий. Для проверки маршрута британское Адмиралтейство организовало операцию под кодовым названием "Дервиш" – пробный конвой из Великобритании в Архангельск.
Подготовка проводки первого конвоя была проведена весьма тщательно. Уже 15 июля в Архангельск из Москвы прибыла английская военная миссия. Одной из главных ее целей была координация совместных операций по проводке конвоев. 30 июля соединение Королевского ВМФ Великобритании в составе двух авианосцев, 2 тяжелых крейсеров и 9 эсминцев по просьбе советского командования атаковало немцев в Петсамо и Киркенесе, чтобы оказать помощь обороняющемуся Мурманску.
31 июля в Архангельск прибыл первый английский корабль – минный заградитель "Адвенчур". Он доставил 200 магнитных мин, 1000 глубинных бомб и ряд других грузов. На переходе в Белом море его сопровождал советский эсминец "Сокрушительный", что стало первым опытом взаимодействия союзных флотов на Севере. 4 августа из Великобритании в Кольский залив прибыли две подводные лодки, которые начали активные действия против германских ВМС у берегов Норвегии. 30 августа в Архангельск пришел первый отряд английских военных кораблей: крейсер и три эсминца, сопровождавших транспорт, на котором со Шпицбергена были эвакуированы работники советских угольных шахт.
Но в историю именно "Дервиш" вошел как первый северный конвой. Иногда этот караван называют "PQ-0", хотя официально он не имел буквенно-цифрового обозначения, как все последующие конвои. "Дервиш" в переводе с персидского означает "нищий, бродяга". Бесспорно, британское Адмиралтейство усматривало в этом слове свой тайный смысл. В литературе нет единого мнения, почему первый союзный конвой и сама операция по его проводке получили такое далекое от Севера и Арктики название. Возможно, это было сделано для того, чтобы ввести в заблуждение германскую разведку.
Конвой был сформирован в составе четырех транспортов: голландского и английских – в Ливерпуле, который суда покинули 12 августа 1941 года. В главной базе Королевского ВМФ в Шотландии к нему присоединились еще два английских транспорта. На последнем и самом крупном в составе конвоя находились персонал и оборудование 151-го авиакрыла Королевских ВВС, включая 15 разобранных истребителей, предназначенных для усиления противовоздушной обороны Кольского залива.
16 августа конвой прибыл в Исландию, где уже высадились войска США. В Хвалфьордуре к нему присоединился флотский танкер, с которого была произведена дозаправка кораблей и судов охранения топливом. После короткой остановки 21 августа конвой направился в Архангельск. Охрана конвою по договоренности глав государств была обеспечена более чем впечатляющая.
При достижении острова Медвежий в дело вступал Северный флот, осуществляя прикрытие судов конвоя с воздуха и сопровождение его в порты. Конвой без потерь прошел весь путь до устья Белого моря.
Война бушевала уже больше двух месяцев. Немцы оккупировали Прибалтику, Белоруссию, Украину, замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда и рвались к Москве. А в военном Архангельске улицы заполнили празднично одетые горожане, гремели оркестры, колыхались транспаранты, на которых слова "Добро пожаловать!" почему-то были написаны по-английски. Объяснялась эта праздничная суматоха неожиданно просто: из Англии прибывал первый союзный конвой со стратегическими грузами и военной техникой для Красной армии. Конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Выгружали транспорты на Бакарице, на левом берегу Северной Двины.
Благодаря самоотверженности работников Архангельского морского порта, а также команд военных моряков и красноармейцев, участвовавших в разгрузочных работах, к 8 сентября все союзные транспорты были разгружены и стали к причалам лесозаводов. Всего "Дервиш" доставил в Архангельск: 10 000 тонн каучука, 1500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть, а также другие грузы и вооружение – 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей "Харрикейн".
Первые семь союзных конвоев – от "Дервиша" до "PQ-6" – прибывали и разгружались в Архангельске, а когда навигация в Белом море стала невозможной из-за тяжелой ледовой обстановки, для приема конвоев пришлось срочно готовить Мурманский порт.
Обратно из Архангельска в Шотландию арктический конвой QP-1 вышел 28 сентября 1941 г. Он состоял из пяти английских судов и одного голландского судна, которые были загружены лесом. Конвой достиг места назначения в полном составе спустя двенадцать дней.
Хотя "Дервишем" назывался лишь первый конвой, пришедший в Архангельск, но это название закрепилось за всей операцией по доставке грузов на русский Север.
В месте, где союзные корабли вставали на рейд на набережной Северной Двины в Архангельске, 31 августа 2015 г. в 74-ю годовщину прихода в Архангельск первого союзного конвоя торжественно был открыт монумент "Участникам Северных конвоев".
2.3. Проект: Виртуальная экскурсия "Дервиш" - первый Союзный конвой"
Я решила представить результат моей работы в виде виртуальной экскурсии "Дервиш" - первый Союзный конвой".
Виртуальные экскурсии – это воображаемые посещения объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама.
Я отобрала фото материал и сопроводительную информацию для виртуальной экскурсии, опираясь на следующие критерии, которые сама определила:
Виртуальная экскурсия была показана на классном часе, была предложена для семейного просмотра моим одноклассникам, представлена для изучения педагогам гимназии. Работа получила положительные отзывы. (Приложение)
Заключение
В процессе работы над проектом, я узнала много фактов из истории Северных конвоев, увидела, какой неоценимый вклад внесла Архангельская область в общее дело Великой Победы. Ведь Архангельский порт в годы Великой Отечественной войны стал одним из трех северных морских портов, которые приняли основной поток военных грузов, направлявшихся в СССР из США и Англии. Союзные конвои сыграли огромную стратегическую роль во второй мировой войне. Переоценить их значение, особенно в самый трудный, начальный период войны, невозможно. Приход первого союзного конвоя "Дервиш" в порт Архангельска послужил началом беспримерной в истории военной операции продолжительностью более четырех лет. Героизм, проявленный на северных маршрутах моряками, летчиками и представителями других военных и гражданских профессий из Советского Союза, Великобритании, США и других стран до настоящих дней живет в памяти наших земляков.
Меня поразило, как тяжело было военным выполнять свой долг, ведь они столкнулись с множеством трудностей: постоянные бомбардировки, немецкие подлодки, холод, арктические ветра, полярная ночь, сильнейшие волны и шторма.
В начале моей работы была поставлена цель: познакомиться с историей Северных конвоев, оценить значимость данной операции и составить виртуальную экскурсию о первом конвое. Результатом проделанной работы стала виртуальная экскурсия об истории первого конвоя "Дервиш". Надеюсь, моя работа окажется для вас дополнительным источником информации.
Список использованной литературы
Приложение 1
Отзывы учащихся, родителей и учителей начальных классов
МБОУ Гимназия № 25 о проектной работе
"Виртуальная экскурсия "Дервиш" - первый Союзный конвой"
Стеклянный Человечек
Заповеди детства и юности
Горка
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Хитрый коврик