Объект исследования: лишайники.
Цель: с помощью метода лихеноиндикации выяснить, как атмосферный воздух влияет на рост и развитие лишайников.
Задачи:
1 Изучить и проанализировать научную литературу, в которой говорится о морфофизиологических особенностях лишайников.
2 Провести наблюдения за разнообразием лишайников.
3 Изучить строение лишайников.
4 Изучить метод лихеноиндикации, определить чистоту атмосферного воздуха.
5 Собрать коллекцию лишайников, создать фотоальбом «Лишайники моего края»
Анализ литературы позволил выдвинуть рабочую гипотезу:
предположим, что содержание в атмосферном воздухе диоксида серы влияет на распространение лишайников, поэтому их обилие в посёлке Новобурейский будет неодинаковым.
В исследовательской работе были использованы методы:
теоретические: сравнение, анализ.
практические: наблюдение, опыт, фотосъёмка, экскурсии; работа с определителем растений.
Предполагаемый результат: систематизация сведений о лишайниках, как индикаторах частоты воздуха; создание коллекции лишайников и фотоальбома.
Научно-практическая значимость работы: распространение информации среди учащихся, использование материала на уроках окружающего мира по темам: «Родной край – часть большой страны», «Разнообразие растительного мира. Лишайники», «Защита растений. Красная книга Амурской области»
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_ischezayut_lishayniki_s_ulits_nashego_posyolka.docx | 62.69 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новобурейская общеобразовательная средняя школа № 3
Тема: «Почему исчезают лишайники с улиц нашего посёлка »
Подготовил:
Кузменок Алексей Евгеньевич
обучающийся 4 класса
Дата рождения: 28.09.2006
Место учёбы: МОБУ Новобурейская СОШ № 3
Адрес образовательной организации:
676722 Амурская область, Бурейский район
п. Новобурейский, ул. Зелёная 11
Домашний адрес:
676722 Амурская область, Бурейский район,
п. Новобурейский, ул. Лесная 29, кв. 22
Контактный телефон:89143880777
E-mail: nvsamur57@mail.ru
Руководитель: Уварова Елена Викторовна
учитель начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3
Адрес места работы:
676722 Амурская область, Бурейский район
п. Новобурейский, ул. Зелёная 11
Контактный телефон: 89146144726
E-mail: lena.uvarova.65@mail.ru
п. Новобурейский, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2 - 4
1. Лишайник как объект изучения 4
1.1. История изучения лишайников 4 - 5
1.2. Союз гриба и водоросли 5 - 6
1.3. Виды лишайников 6
1.4. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха 6 - 7
2. Экспериментальная часть 7
2.1. Результаты исследовательской работы. Опыты 7 - 8
2.2.Проведение исследования относительной чистоты
воздуха в центре поселка Новобурейский 8 - 9
2.3.Проведение исследования относительной
чистоты воздуха на окраине посёлка 9 - 11
2.4.Проведение исследования относительной чистоты воздуха в лесу 11 - 12
3.Выводы 12 - 13
Заключение 13 - 14
Список использованной литературы, интернетресурсы 15
Приложение 16 - 25
«Выступит ли где из вод океана подводный утес,
Оторвётся ли обломок скалы, обнажив свой излом,
Выпашется ли валун, века пролежавший под землёй,-
Всегда, везде на голой бесплодной поверхности
Первым появляется лишайник…»
К.А.Тимирязев
Введение
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые ей раны.
Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязнённый воздух.
Защита окружающей среды от различного рода загрязнений, порождаемых деятельностью человека, требует достоверных знаний о состоянии воды, воздуха и почвы. Сегодня для этих целей учёные широко используют «живые приборы» - различные организмы, реагирующие на присутствие вредных веществ. Это направление в оценке состояния среды обитания получило название биотестирования. [6, с. 314]
О загрязнении воздуха человеку могут подсказать лишайники. Особенно часто для этих целей используют лишайники, поселяющиеся на деревьях. Их высокая чувствительность к загрязнениям воздуха объясняется прежде всего особенностями питания. Эти живые индикаторы могут показать, какие вредные вещества поступают в атмосферу, где они накапливаются, как влияют на экосистему в целом и какова скорость происходящих изменений. [6, с. 315]
Но вот вопрос, почему же я раньше не замечал эти растения у нас в Новобурейске. Ведь у нас в посёлке тоже есть деревья. Я заинтересовался, а что такое лишайники? Почему их можно увидеть в лесу? Чем объяснить тот факт, что в посёлке их практически нет?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, я решил провести исследование и создать работу по теме: «Почему исчезают лишайники с улиц нашего посёлка»
Объект исследования: лишайники.
Цель: с помощью метода лихеноиндикации выяснить, как атмосферный воздух влияет на рост и развитие лишайников.
Задачи:
Анализ литературы позволил выдвинуть рабочую гипотезу:
предположим, что содержание в атмосферном воздухе диоксида серы влияет на распространение лишайников, поэтому их обилие в посёлке Новобурейский будет неодинаковым.
В исследовательской работе я использовал методы:
теоретические: сравнение, анализ.
практические: наблюдение, опыт, фотосъёмка, экскурсии; работа с определителем растений.
Новобурейский – посёлок городского типа Амурской области России, административный центр Бурейского района. Посёлок связан автомобильной дорогой федерального назначения с городами Благовещенск, Белогорск, Хабаровск. На территории посёлка расположены предприятия: ОАО «Бурея-кран» (машиностроение), ООО «Электросервис» (заготовка и обработка древесины), Бурейский лесхоз (лепосадка и охрана леса). Теплоснабжение посёлка осуществляется 7 котельными на угольном топливе. За пределами посёлка идёт строительство Нижнебурейской ГЭС.
Для анализа степени воздействия загрязнений на окружающую среду, были выбраны три экспериментальных участках: в центре и на окраине поселка, а так же в лесу, вдалеке от промышленных предприятий и автодороги федерального значения.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Предполагаемый результат: систематизация сведений о лишайниках, как индикаторах частоты воздуха; создание коллекции лишайников и фотоальбома.
Научно-практическая значимость работы: распространение информации среди учащихся, использование материала на уроках окружающего мира по темам: «Родной край – часть большой страны», «Разнообразие растительного мира. Лишайники», «Защита растений. Красная книга Амурской области»
О том, что такое экология, о наиболее важных экологических проблемах, о методах борьбы с загрязнением окружающей среды и с разрушением экологических систем я узнал из детской энциклопедии «Я познаю мир» том «Экология».
Изучение специальной литературы расширило мои знания о лишайниках. Я пришёл к выводу, что книги основываются на исследованиях многих специалистов. Так, в книге под редакцией С. А. Хлатина «Я иду по лесу» рассказывается о строении лишайников. Из книги В. В. Плешакова «Зелёные страницы» я узнал, что лишайники – это широко распространённые организмы. Лишайников на свете примерно 20-25 тысяч видов. Живут они повсюду: есть на северном и южном полюсах, есть в высоких горах и жарких пустынях, в тропических лесах, в тайге. Окрашены они в разные цвета: белый, ярко-жёлтый, оранжевый, розовый, красноватый, голубоватый, серый, коричневый.
При изучении информации по лишайникам в сети Интернет, я посетил сайт энциклопедии Википедия (RU.WIKIPEDIA.ORG). Из представленной на нём информации узнал историю изучения лишайников, познакомился с таким методом, как лихеноиндикация, с помощью которой определяют чистоту воздуха в зелёных насаждениях. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» А. А. Плешакова смог разобраться на практике в разнообразии лишайников, распространённых на территории посёлка и за его пределами.
Исходя из этого, и сложилась целостная исследовательская работа, в основе которой лежит практический метод и метод изучения литературных источников.
Глава 1. ЛИШАЙНИК КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Нас окружает разнообразный мир растений. Поэтому человек проявлял и проявляет большой интерес к изучению их жизни и строения. Познавая окружающий мир, мы извлекаем из него большую пользу для себя.
В Бурейском районе люди тесно взаимодействуют с природой. Вот и мы с семьёй часто ходим в лес за ягодами и грибами. Любим наслаждаться необычно «вкусным» воздухом. Однажды, в одном из лесов я впервые обратил внимание, в какой удивительный, сказочный лес мы попали. Это была сказка. Все деревья, пни, камни были покрыты необычными наростами, разной величины, формы и цвета. Они создавали узоры необычайной красоты на стволах деревьев. Покрывали, словно хлопья, старые ветки. Громоздились причудливыми наростами на гранях камней. Дедушка мне объяснил, что эту сказочную картину сотворили лишайники. Именно эти растения делают всё в лесу таким красивым.
Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад.
Слово «лишайник» древнегреческое. Впервые этот термин ввёл древнегреческий учёный-натуралист Теофраст, живший в 370 – 286 гг. до н. э. Его книги были с иллюстрациями, поэтому сегодня мы знаем, какие растения он называл лишайниками: на них изображены уснея и рокелла. Уже в то время их использовали для получения красящих веществ. Теофраст предполагал, что лишайники представляют собой наросты на деревьях или водоросли.
Шотландец Роберт Морисон первый отнёс лишайники к грибам и назвал их мохо-грибами. На его иллюстрациях изображены лобария, уснея, различные виды кладонии, пармелии.
Предложил же группу мохо-грибов назвать лишайниками француз Жозев Питтон де Турнефор в 1694 году.
Изучением лишайников занимался и великий шведский биолог-натуралист Карл Линней, который описал систему растительного мира в широко известной книге «Система природы». Он включил все известные к тому времени лишайники в один род и разделил на семь секций в зависимости от жизненной формы.
Началом лихенологии (науки о лишайниках) принято считать 1803 год. Лихенологи того времени были настоящими энтузиастами своего дела. Позднее Эрик Архариус, ученик Карла Линнея, в 1810 году разделил один род лишайников на 41 род, сгруппировал их в классы. Каждому виду лишайника дал название и краткое описание.
Великую тайну лишайников разгадал в 1867 году немецкий учёный Симон Швенденер. Он доказал, что лишайники – организмы, представляющие собой сожительство гриба и водоросли. Такое сожительство разных организмов учёные называют симбиозом. В этом же году русские ботаники А. С. Фаминцын и О. В. Баранецкий обнаружили, что зелёные клетки в лишайнике — одноклеточные водоросли. Эти открытия были восприняты современниками как «удивительнейшие».
1.2. Союз гриба и водоросли
В лесах широко распространены низшие растения – лишайники. Как организм, лишайник представляет собой союз гриба и водоросли. Конечно, грибы в лишайниках – это совсем не те грибы, которые мы собираем в лесу. Это грибы особые: они не могут жить самостоятельно, без водоросли, и не встречаются вне тела лишайников. Грибы эти представляют собой многочисленные очень тонкие нити, примерно такие же, как находящиеся в почве грибница обычных грибов.
Водоросли в лишайниках проживают в окружении грибных нитей. Некоторые из этих водорослей могут жить в природе и самостоятельно, а другие только в союзе с грибом. [3, с. 74]
Совместная жизнь гриба и водоросли рационально организована. Гриб составляет внешнюю часть, или оболочку, водоросль – её содержимое. Впитывая влагу, гриб становится прозрачным и сквозь него видна зелень водоросли. Этим и объясняется изменение цвета лишайников в сухую и сырую погоду. Обязанности у этих живых организмов строго распределены между собой. Гриб «сооружает дом», определяет его форму и цвет, заботится о доставке воды и газов, сгущает в себе водяные пары и образует нити, прикрепляющие лишайник к основанию, на котором он сидит и из которого извлекает при их помощи питательные вещества. Водоросль перерабатывает питательные вещества, доставляемые грибом, имея зёрна хлорофилла, при содействии солнечного света разлагает углекислоту, вырабатывает крахмал и сахар, масла и другие нужные для организма вещества. Так два несхожих растения образовали новую жизненную форму, имея каждый свои особенности. [2, с. 20]
Водоросль, расположившись в плотном теле гриба, прячется там от сильных ветров, ударов дождевых капель и кусочков льда, от снега и холода. Не все водоросли поселяются в грибном теле, а только самые выносливые – сине-зелёные, жёлто-зелёные, бурые, зелёные. Другие просто гибнут от недостатка света, от воздействия тела гриба. Но если грибные клетки становятся слишком активными, водоросль погибает. [5, с. 184]
На Земле их свыше 26 тыс. видов. Они растут на земле, камнях, гнилой древесине, деревьях. Древесные лишайники лучше всего разрастаются на лесной опушке, поселяясь главным образом на нижней части ствола – на коре. Но лишайники – не паразиты. Они лишь квартируют на стволе, не истощая само дерево. Питаются лишайники самостоятельно. Если долго не бывает дождя, лишайник подсыхает, скукоживается, но не умирает. Переждав сухое ненастье, лишайник после дождя становится ярким и сочным, эластичным и мягким. [1, с. 298, 299]
В лесу лишайники выполняют роль «защитников» деревьев. Покрытые лишайниками, они меньше разрушаются грибами, повреждающими древесину.
Растут лишайники медленно, 1 – 8 миллиметров в год, зато живут долго – до 80 лет, а некоторые даже до 600 лет.
1.3. Виды лишайников
В дальневосточной тайге встречаются десятки видов лишайников. Достаточно провести несколько дней в лесу, чтобы увидеть разнообразные лишайники во всей их красоте.
Тело лишайников называется слоевищем. Три группы выделяют среди лишайников по строению их слоевища: накипные, листовые и кустистые.
Накипной лишайник – тонкая корочка, полностью сросшаяся с той поверхностью, на которой она разместилась. Его можно увидеть на коре дерева, на почве, на камне, на скале. Если попробовать эту корочку снять, оторвать, ничего не получится – только повредите лишайник. (Приложение 1.)
Листовые лишайники похожи на листья. Их тело как бы состоит из множества листочков. Оно плоское, стелется по камням, деревьям, по какой-нибудь поверхности, прикрепляясь особыми нитями, напоминающими маленькие корешки. Листовой лишайник обычно можно оторвать от поверхности: он связан с ней непрочно. Гипогимния, ксантория, пармелия – это всё листовые лишайники. (Приложение 2.)
Кустистые лишайники. К ним относится кладония и уснея. Они не стелются по поверхности, а стоят на ней кустиками или свисают сверху вниз «бородами». Размеры этих лишайников бывают разными. Одни крошки высотой всего несколько миллиметров. Другие великаны, достигающие полуметрового роста. (Приложение 3)
Ещё есть слизистые лишайники. Они бывают накипными, листовыми и кустистыми. Все они отличаются удивительной любовью к воде. Во время дождя впитывают её в 20 – 30 раз больше, чем весят сами. В сухом виде они обычно тёмные или чёрные, твёрдые, ломкие. А от воды превращаются… в зеленоватый студень. [3, с. 72]
1.4 Лишайники – индикаторы чистоты воздуха
Лишайники широко распространены в природе, часто в тех местах, где другие организмы не могут жить. Однако в крупных населённых пунктах их практически нет. Возникает вопрос: почему?
В одном научном журнале были напечатаны две фотографии. На них – кустики лишайника. На одной – жалкий, хилый, покрытый болезненными тёмными пятнами кустик. Он рос в таком месте, где воздух сильно загрязнён. На другой фотографии – здоровый, зелёный кустик. Он был сорван в лесу далеко от города, там, где воздух чистый. Лишайники по-разному реагируют на загрязнённость воздуха: если воздух отравлен заводами, фабриками, выхлопными газами автомобилей, они не могут нормально жить и развиваться; другие, наоборот, живут только в городах и посёлках городского типа, хорошо приспособившись к соответствующим антропогенным условиям. [3, с.78]
Учёные научились определять состояние воздуха в населённых пунктах и их окрестностях по лишайникам. Там, где лишайников почти нет, самый загрязнённый воздух. В тех местах, где растут, например, ксантории, загрязнённость средняя. А если на деревьях встречаются пармелия и уснея, воздух чистый. На этой основе развивается особое направление индикационной экологии – лихеноиндикация.
Установлено также, что многие лишайники могут накапливать в своём слоевище свинец, медь, ртуть, цинк и другие вещества, которые поглощают из воздуха. Поэтому, изучив состав тела лишайников в какой-либо местности, учёные делают вывод, насколько загрязнена она этими веществами. [3, с.79] Лишайники очень чувствительны к такому загрязнению атмосферного воздуха, как оксид серы (IV)-сернистого газа. Диоксид серы при поступлении в тело лишайника нарушает процессы обмена веществ и превращение энергии, тормозит рост лишайника.
При сильной степени загрязнённости воздуха первыми исчезают лишайники кустистые (алектория, бриория, уснея), за тем – листовые (фисция, лабария). Наиболее устойчивые к атмосферному загрязнению накипные лишайники (биотора, лецедея).
Лишайниковая «пустыня» - это отсутствие лишайников. Она указывает на сильное загрязнение воздуха двуокисью серы (свыше 0,3 мг/м). Если воздух будет загрязнён умеренно (количество двуокиси серы колеблется между 0,05-0,02 мг/м), то на местности будут произрастать некоторые выносливые по отношению к загрязнителям лишайники (фисции, ксантории, анаптихии). Пармелии и алектории, произрастающие на стволах, будут указывать на самый чистый воздух данной местности (двуокиси серы меньше 0,05 мг/м). Поэтому неслучайно, что при повышении загрязнения воздуха отмечается последовательное исчезновение лишайников.
При исследовании загрязнённости атмосферного воздуха, учёные используют «пассивный и активный мониторинг». Используя «пассивный мониторинг», исследователями учитывается частота встречаемости лишайников в определённой местности, с помощью которой делается вывод о качестве воздуха. Конкретный вид лишайника наблюдается при «активном мониторинге». В исследуемом месте высаживают лишайник, и по воздействию на него окружающей среды судят о её качестве. Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.
Накапливают лишайники и радиоактивные вещества. Поэтому они могут быть использованы для контроля за радиоактивными осадками после атмосферных ядерных испытаний.
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Результаты исследовательской работы. Опыты.
Работа по данной теме «Почему исчезают лишайники с улиц нашего посёлка» проходила с мая по сентябрь 2016 года.
Изучив научную литературу, мы решили провести два опыта:
При изучении лишайника под микроскопом, я смог рассмотреть единый организм, который состоял из одноклеточной водоросли и гриба. Опыт № 1 показал, что гриб, входящий в состав лишайника, самостоятельно жить не может. (Приложение 4. Рисунок 1)
Однако водоросль великолепно может обходиться без гриба. Это было доказано с помощью опыта № 2. Мелко измельченный лишайник поместили в сосуд с водой. Через некоторое время гриб, входящий в состав лишайника, погиб от недостатка кислорода (его слишком мало в воде). Водоросль не пострадала. Освободившись из плена, в котором ее держал гриб, она стала пышно развиваться и образовала обильный зеленый налет на стенках сосуда. По двум опытам прилагаются видеофрагменты.
Для определения чистоты воздуха исследование проводилось на территории посёлка Новобурейский и близлежащих территорий за его пределами.
Для исследования состояния воздуха была использована методика определения чистоты воздуха по лишайникам учебного пособия Т. Я. Ашихминой «Экология родного края» (Приложение 5)
2.2. Проведение исследования относительной чистоты воздуха в центре поселка Новобурейский
Для наблюдения лишайников, которые растут на деревьях, мы с мамой выбрали десять деревьев около стадиона Новобурейской школы №1 в центре поселка, на пересечении улиц Горького и Зеленая. (Приложение 6.) Результаты исследования данной местности представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования лишайников в центре поселка
№ п\п | Дерево | Лишайник | Частота встречаемости | Степень покрытия | Балл |
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | 0 | 0 | |||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Редко | Средняя | 3 | |
Листоватый | Очень редко | Очень низкая | 1 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Тополь | Накипной | Очень Редко | Очень низкая | 1 | |
Листоватый | Очень редко | Очень низкая | 1 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | 0 | 0 | |||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Низкая | 2 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Редко | Средняя | 3 | |
Листоватый | Редко | Низкая | 2 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Очень низкая | 2 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Очень Редко | Очень низкая | 1 | |
Листоватый | Редко | Низкая | 2 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Очень Редко | Очень низкая | 1 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Очень Редко | Очень низкая | 1 | ||
Кустистый | 0 | 0 |
Рассчитываем средний балл встречаемости и покрытия для каждого типа роста лишайников.
Определяем показатель относительной чистоты атмосферы (ОЧА) в центре поселка:
2.3. Проведение исследования относительной чистоты воздуха на окраине посёлка
Для определения, как влияют на чистоту воздуха выхлопные газы автомобилей, мы провели анализ растущих лишайников на окраине посёлка, вдали от оживленных улиц.(Приложение 7) Данные наблюдений в берёзовой роще представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования лишайников на окраине посёлка
№ п\п | Дерево | Лишайник | Частота встречаемости | Степень покрытия | Балл |
Дуб | Накипной | Редко | Средняя | 3 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Дуб | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Дуб | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Дуб | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Дуб | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Дуб | Накипной | Редко | Средняя | 3 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Дуб | Накипной | Редко | Средняя | 3 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Дуб | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Очень Редко | Очень Низкая | 1 | |
Листоватый | Редко | Низкая | 2 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Дуб | Накипной | Часто | Высокая | 4 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 2 | ||
Кустистый | 0 | 0 |
Рассчитываем средний балл встречаемости и покрытия для каждого типа роста лишайников.
Определяем показатель относительной чистоты атмосферы (ОЧА) на окраине посёлка:
2.4. Проведение исследования относительной чистоты воздуха в лесу
Для наблюдения лишайников вдали от источников загрязнения, мы с мамой выехали на машине по проселочной дороге за село Далдыкан. (Приложение 8) Там нет по близости ни заводов, ни фабрик, ни автотрасс. Анализ лишайников производили на десяти случайно выбранных деревьях. Данные наблюдений представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты исследования лишайников в лесу
№ п\п | Дерево | Лишайник | Частота встречаемости | Степень покрытия | Балл |
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | Редко | Низкая | 2 | ||
Дуб | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Часто | Высокая | 4 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | 0 | 0 | ||
Листоватый | 0 | 0 | |||
Кустистый | Редко | Низкая | 2 | ||
Берёза | Накипной | 0 | 0 | ||
Листоватый | 0 | 0 | |||
Кустистый | Редко | Низкая | 2 | ||
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Низкая | 2 | ||
Кустистый | Часто | Высокая | 4 | ||
Камень | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Часто | Высокая | 4 | ||
Кустистый | Часто | Высокая | 4 | ||
Ива | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Средняя | 3 | ||
Кустистый | 0 | 0 | |||
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Часто | Высокая | 4 | ||
Кустистый | Часто | Высокая | 4 | ||
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Часто | Высокая | 4 | ||
Кустистый | Часто | Высокая | 4 | ||
Берёза | Накипной | Редко | Низкая | 2 | |
Листоватый | Редко | Низкая | 2 | ||
Кустистый | Редко | Низкая | 2 |
Рассчитываем средний балл встречаемости и покрытия для каждого типа роста лишайников.
Определяем показатель относительной чистоты атмосферы (ОЧА) в лесу:
Глава 3. ВЫВОДЫ
В ходе работы я узнал много нового:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В местах постоянного антропогенного воздействия лишайники исчезают. Это говорит о том, что атмосфера данной местности загрязняется, негативное антропогенное воздействие велико.
Ежедневно мы слышим предостережение об экологической опасности. Однако призывы к спасению и защите природы останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, здесь нет преувеличения. 40% населения живут в неблагоприятных экологических условиях, а еще 20% - в зонах экологического бедствия. Поэтому решение экологических проблем – одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени.
Проведя исследовательскую работу, мы расширили свои знания и убедились в том, что лишайники – не только интересный, необычный, но и трудный для определения и изучения в лабораторных условиях объект. Совершенно иначе стали относиться к этим маленьким, неповторимым созданиям природы. Какие же героические усилия приходится прикладывать им, чтобы выжить. Берегите их! Не тревожьте это сказочное Берендеево царство. Повнимательнее смотрите вокруг себя. Ведь в лесу не просто деревья, пни, разбросанные веточки, камни, а сказочные. Как богато они украшены! И делают их такими лишайники. А какую неоценимую услугу они оказывают учёным и всем нам.
Перспективы
Мы и дальше будем продолжать изучение этих удивительных созданий и примем посильное участие в наблюдениях за лишайниками как показателями чистоты окружающей среды.
Планируем провести «активный мониторинге». В исследуемом месте высадить лишайник, и по воздействию на него окружающей среды судить о её качестве, ведь лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.
Считаю, что цели и задачи, поставленные мной в начале исследовательской работы, достигнуты, а это подтверждает гипотезу о том, что содержание в атмосферном воздухе диоксида серы влияет на распространение лишайников в посёлке Новобурейский, поэтому их обилие неодинаково.
Пока бьют часы
Осенняя паутина
Любимое яичко
На берегу Байкала
Рисуют дети водопад