Работа представляет собой исследование об уровне орфоэпических ошибок в нашей речи.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota_puls_v_slove.ppt | 931.5 КБ |
Слайд 1
"Пульс" в слове Автор: Пьянзина Марина - ученица 7 класса МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа» Руководитель: Зевайкина Н.М. – учитель русского языка и литературы Номинация «Филология» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАСлайд 2
Обоснование выбора темы Проект «»Пульс» в слове» – это работа об уровне орфоэпических ошибок в нашей речи . Работа представляет собой научное исследование. Современный человек обязан красиво говорить, всегда приятно иметь дело с умным коммуникантом. К сожалению, речь наших жителей не подвергается нормам орфоэпии.
Слайд 3
Актуальность В настоящее время в нашей речи всё чаще возникают проблемы в произношении тех или иных слов, т. е. проблемы в использовании орфоэпических норм русского языка. Правильность произношения является показателем уровня образованности говорящего.
Слайд 4
... Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… А. И. Куприн
Слайд 5
Цели: определении уровня употребления орфоэпических ошибок в речи местного населения . Задачи: - определить понятие орфоэпии; - выявить основные орфоэпические нормы произношения; - изучить особенности ударения в русском языке; - изучить научную литературу по данной теме; - провести исследование о состоянии норм ударения в речи жителей села Большие Березники; - выяснить причины нарушения норм ударения среди учащихся нашей школы; - наметить пути решения проблемы нарушения норм; - в взять за основу работу с орфоэпическим словарём; - научиться адекватно воспринимать замечания в области орфоэпии;
Слайд 6
Методы исследования наблюдение над фактами; анкетирование; описание; опрос; анализ; обобщение результатов.
Слайд 7
Орфоэпия (греч. –правильная речь) Раздел науки, освещающий вопросы нормативного произношения Ударение – это произнесение одного из слогов с большей силой и длительностью. Именно поэтому ударение в русском языке называют силовым.
Слайд 8
Особенности русского ударения Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слогом Ср Е дства Дос У г Катал О г Асимметр И я Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова! Е У О И
Слайд 9
Почему у других народов нет такой проблемы? Дело в том, что в некоторых языках ударение фиксированное: в финском и эстонском в польском во французском - на первом слоге - на предпоследнем слоге - на последнем слоге
Слайд 10
Более того! Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы г О спиталь в госпитал Я х г Е рб о герб Е з А нят занят А н А чал начал А
Слайд 11
Слова могут иметь основное и побочное ударение в Е роиспов Е дание п О стскр И птум О стросюж Е тный г О ссл У жба с У перобл О жка в сложных и сложносокращенных словах в словах с иноязычными приставками пр О америк А нский В словах с побочным ударением редукции гласных не происходит
Слайд 12
В области русского ударения нет никаких правил – есть только тенденции Иностранные слова произносятся так, как в языке - источнике м А ркетинг (англ.) факс И миле (англ.) жалюз И (фр.) фет И ш (фр.) Рассмотрим некоторые из них
Слайд 13
Где можно опираться на аналогию? монол о г-диал о г-катал о г-некрол о г филантр о п-филантр о пия кулин а р-кулин а рия ветерин а р-ветерин а рия рефл е кс-рефл е ксия сосредот о чить-сосредот о чение обесп е чить-обесп е чение обр у шить-обр у шение обнар у жить-обнар у жение к у хня-к у хонный г е н-г е незис Укра и на-укра и нский крас и вый-крас и вее св е дения-осв е домиться
Слайд 14
«О состоянии орфоэпических норм жителей села Большие Березники» НАШЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Слайд 15
Обработка материалов Слово 11-15 лет 18-45 лет 46-65 лет правиль но неправиль но правиль но неправиль но правиль но неправиль но Свекла 2 (20%) 8(80%) 7 (70%) 3 (30%) 7 (70%) 3 (30%) километр 9 (90%) 1 (10%) 9 (90%) 1 (10%) 8 (80%) 2 (20%) звонят 10 (100%) - 5 (50%) 5 (50%) 5 (50%) 5 (50%) каталог 9 (90%) 1 (10%) 8 (80%) 2 (20%) 5 (50%) 5 (50%) квартал - 10 (100%) 6 (60%) 4 (40%) 6 (60%) 4 (40%) банты 2 (20%) 8(80%) 7 (70%) 3 (30%) 6 (60%) 4 (40%) понял 10 (100%) - 10 (100%) - 6 (60%) 4 (40%) магазин 10 (100%) - 6 (60%) 4 (40%) 8 (80%) 2 (20%) статуя 9 (90%) 1 (10%) 10 (100%) - 10 (100%) - документ 10 (100%) - 10 (100%) - 9 (90%) 1 (10%) щавель 9 (90%) 1 (10%) 6 (60%) 4 (40%) 8 (80%) 2 (20%) красивее 6 (60%) 4 (40%) 5 (50%) 5 (50%) 4 (40%) 6 (60%) сироты 9 (90%) 1 (10%) 9 (90%) 1 (10%) 8 (80%) 2 (20%) договор 10 (100%) - 8 (80%) 2 (20%) 5 (50%) 5 (50%) средства 5 (50%) 5 (50%) 7 (70%) 3 (30%) 8 (80%) 2 (20%) ходатайство - 10 (100%) 4 (40%) 6 (60%) 3 (30%) 7 (70%) обеспечение - 10 (100%) 1 (10%) 9 (90%) 3 (30%) 7 (70%) хозяева 9 (90%) 1 (10%) 10 (100%) - 8 (80%) 2 (20%) кухонный 7 (70%) 3 (30%) 10 (100%) - 9 (90%) 1 (10%) недуг, 3 (30%) 7 (70%) 7 (70%) 3 (30%) 6 (60%) 4 (40%) торты 3 (30%) 7 (70%) 6 (60%) 4 (40%) 7 (70%) 3 (30%) сливовый 3 (30%) 7 (70%) 3 (30%) 7 (70%) 5 (50%) 5 (50%) досуг 10 (100%) - 7 (70%) 3 (30%) 8 (80%) 2 (20%) корысть 8 (80%) 2 (20%) 10 (100%) - 5 (50%) 5 (50%) эксперт 10 (100%) - 9 (90%) 1 (10%) 7 (70%) 3 (30%) оптовый 2 (20%) 8 (80%) 4 (40%) 6 (60%) 5 (50%) 5 (50%) закупорить 1 (10%) 9 (90%) 2 (20%) 8 (80%) 3 (30%) 7 (70%) черпать 4 (40%) 6 (60%) 4 (40%) 6 (60%) 7 (70%) 3 (30%) намерение 8 (80%) 2 (20%) 8 (80%) 2 (20%) 5 (50%) 5 (50%) августовский 5 (50%) 5 (50%) 7 (70%) 3 (30%) 6 (60%) 4 (40%)
Слайд 16
№ Возраст Образование Социальное положение Количество 1 11 -15 лет 5 – 9 классы Учащиеся 5-9 класса 10 человек 2 18– 45лет Среднее специальное, высшее Студент Учитель Рабочий 10человек 3 46 - 65 лет Среднее специальное, высшее Учитель Рабочий Пенсионер 10 человек О состоянии орфоэпических норм жителей села Большие Березники
Слайд 17
Обработка материалов
Слайд 18
Слова без нарушения норм ударения 1 группа 2 группа 3 группа Количество слов (%) 183 – 63% 209 – 69,6% 190 – 63 %
Слайд 19
Слова без нарушения норм ударения
Слайд 20
Наиболее частые нарушения норм ударения в речи жителей села Большие Березники. № Слово 1 группа (ученики) 2 группа (студенты, учителяЪ 3 группа (учителя,родители) 1 Банты 8 3 4 2. Красивее 4 5 6 3 Средства 5 3 2 4 Ходатайство 10 6 7 5 Обеспечение 10 9 7 6 Торты 7 4 3 7 Сливовый 7 7 5 8 Оптовый 8 6 5 9 Закупорить 9 8 7 10 Черпать 6 6 6
Слайд 21
Причины нарушения норм ударения С целью выявления причин орфоэпического нарушения норм нами были проведено анкетирование среди учеников 5 - 9 классов. Основываясь на результаты анкетирования, можно создать общий портрет современного ученика. Он прислушивается к речи учителей. Становясь старше, особенно ценит речь своих родителей. Телевидение не является образцом речи. Казалось бы, все хорошо. Подросток живет в крайне сложном мире, его окружает противоречивая языковая среда. Основной проблемой формирующейся языковой личности является отсутствие ориентиров, эталонов подлинной культуры речи. К сожалению, не всегда родители могут дать образец речевой культуры, так как в последнее время все больше сил и времени отнимает работа. Большую часть времени родители решают, как одеть, накормить ребенка, не уделяют должного внимания развитию внутреннего мира.
Слайд 22
Борьба за чистоту русского языка 1. Регулярно проводить конкурсы чтецов. 2. Практиковать уроки-тренинги «Говори правильно». 3. Организовывать конкурсы красноречия. 5. Пробуждать в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения.
Слайд 23
"Это неуважение к самому себе, когда ты неправильно произносишь слова, неверно ставишь ударение, недостоверно разбираешься в той или иной терминологии. Чистота языка – это чистота и гармония внутри тебя, и совершенно очевидна прямая взаимосвязь между тем, как ты думаешь и как ты излагаешь свои мысли, насколько правильно ты их формулируешь".
Слайд 24
На заметку! Для успешного овладения орфоэпической нормой необходимо: - научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих; - постоянно сверяться с орфоэпическими словарями; - перестать болезненно воспринимать замечания в этой области; - различать два стиля произношения – строгий и разговорный
Слайд 25
Заключение Нормы ударения в русском языке прошли большой путь в своём развитии. Многие иноязычные слова типа агент, автобус, алфавит, арбуз, аргумент поизносятся во всех социальных группах без нарушений орфоэпических норм, хотя 20 лет назад эти слова произносились с искажением. Это говорит о том, что значительно вырос уровень образования. На развитие произношения современных подростков влияет психологическая атмосфера, поэтому их речь существенно отличается от нормативной речи родителей и учителей, отсюда такой высокий уровень ошибок по данному вопросу на выпускных экзаменах. Главные причины нарушения норм ударения: влияние окружения, средств массовой информации, отсутствие интереса к чтению художественной литературы. отсутствие идеалов у подростков Таким образом, проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как педагогов, так и учащихся. Взрослые должны внимательнее относиться к своей речи. А выпускники смогут хорошо подготовиться к экзаменам по русскому языку, умело пользоваться своей речью. Считаю, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными. На следующий год я хочу сравнить результаты выпускников 2012-2013 учебного года с данными нашего исследования. Таким образом, мы выясним, повлияли ли наши начинания на культуру речи учеников и жителей нашего села. Проблема сохранения культуры речи актуальна в наши дни, когда снижается внимание к родному языку, происходит засорение русского языка. Я искренне верю, что мои начинания будут поддержаны.
Слайд 26
Список литературы. Аванесов. С. А. Словарь произношений русского языка Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение , 1998. - 208 с. Мурашов А.А. Психологические предпосылки речевых ошибок. РЯШ, 2006 № 6, 2007. № 1 Орфоэпический словарь русского языка. Т. Л. Щеглова, О. А. Щеглова. М.: «Юнвес», 2006, 575 стр. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012:учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 524с.
Слайд 27
Спасибо за внимание!
Слайд 28
Приложение 1. РАБОТА ПО ОРФОЭПИИ ЗАДАНИЕ. Расставить ударение в данных словах, соответствующее вашему произношению. Свекла, километр, звонят, каталог, квартал, банты, понял, магазин, статуя, документ, щавель, красивее, сироты, договор, средства, ходатайство, обеспечение, хозяева, кухонный, недуг, торты, сливовый, досуг, корысть, эксперт, оптовый, закупорить, черпать, намерение, августовский.
Попробуем на вкус солёность моря?
Медведь и солнце
Денис-изобретатель (отрывок)
Рисуем осенние листья
Заповеди детства и юности