Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_istoriya_saratova_v_kamne.docx | 46.56 КБ |
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПУТЬ В НАУКУ»
Секция «Я - исследователь»
Тема «История Саратова в камне»
Выполнил:
студент II курса, группы №23 по профессии "Слесарь"
ГАПОУ СО "Саратовский политехнический колледж"
Уалиев Анвар
Научный руководитель:
Витулева Валентина Ивановна,
преподаватель истории,
высшая квалификационная категория
Саратов 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………..... с.3
Глава 1. По улицам Саратова .........…………......................…....с.5
§1. ул.Миллионная (ныне Набережная Космонавтов) ...........с.5
§2. ул.Армянская (ныне улица Волжская) ..............................с.6
§3. ул.Немецкая (ныне проспект им. С.М.Кирова) ............... с.9
Заключение……………………………………………….…........с.15
Список литературы………………………………………......…..с.16
Введение
В 2016 году Саратовская область отмечала 80-летие своего образования. Проходили торжественные мероприятия, посвященные этой дате. Студенты нашего колледжа приняли участие в новогодней квест-игре "Достопримечательности Саратова". И при подготовке участия к игре я обратился к материалам, связанным с историей улиц и зданий Саратова. Мне стало интересно более подробно узнать об историю старого Саратова, происхождение названий улиц и тех зданий, которые находятся на этих улицах. Поэтому я и выбрал эту тему для исследовательской работы. Названия улиц могут рассказать не многое. Главными хранителями истории города являются дома, которые и образуют эти улицы.
Названия улиц, как и другая городская топонимика, являются частью нашего исторического наследия. Название – это не только «визитная карточка» улицы, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло, от древнейших времен до современности, «зеркало» истории. Ведь названия городских улиц возникли не сразу, их происхождение проистекает из глубин времени, раскрывая исторические корни наших предков. Город Саратов имеет почтенный возраст. И его улицы на своем веку повидали немало.
Интерес к своей малой родине, ее прошлому, настоящему и будущему имеет особое значение в современных условиях глобализации и наступлении массовой культуры в это и заключается актуальность данной темы "История Саратова в камне".
Целью работы является выяснение происхождения названий некоторых улиц г.Саратова и узнать историю старых зданий города, которые находятся на этих улицах.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи, которые заключаются в том, чтобы:
1) Объяснить происхождение названий улиц старого Саратова.
2) Рассказать об истории наиболее примечательных зданий, скульптурных памятников и зон рекреации - всего того, что является сегодняшним культурным достоянием Саратова.
При написании исследовательской работы я использовал работы саратовских краеведов - Семенова В.Н., Давыдова В.И., Максимова Е.К., Валеева В.Х., Тотфалушина В., Данилова В., Булычева М., Гуменюка А., Воронежцева А., материалы энциклопедии Саратовского края и электронные ресурсы Интернета.
Глава 1. По улицам Саратова.
Звуки города. Это голоса людей, гудки теплоходов, сигналы автомобилей, шелест деревьев. А если вслушаться, то "зазвучат" и памятники, и дома, и улицы. Улицы рассказывают, напоминают, дают почувствовать Время. Как высказался академик Д.С. Лихачев, "ненавязчиво и настойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, становятся мерилом прекрасного".
Какие же они улицы Саратова? Их много. Назовем лишь те, с которыми неразрывно связана история нашего города.
§1. ул.Миллионная (ныне Набережная Космонавтов)
Взгляду тех, кто впервые попал в наш город, первым делом открывается Набережная Космонавтов, одна из самых красивых среди всех поволжских городов. Знакомство с Саратовом лучше всего начинать отсюда, ведь именно с Волги начиналось строительство нашего города.
В XVIII и XIX веках набережной в Саратове не было. Это были задворки города, на которой располагались пристани. Прямо на берегу и в сараях был свален всевозможный груз, ждущий отправки на пароходах. Прибрежная часть Саратова представляла собой узкие улочки, где жили в своих домах грузчики и рабочий люд. Улица, тянувшаяся вдоль Волги, иронически именовалась Миллионной.
Вопрос о строительстве набережной в Саратове ставился перед городской думой в 1902 году, затем в 1906 году, но средства на обустройство так и не были изысканы. С установлением в городе Советской власти вновь начинает подниматься вопрос о благоустройстве города, о необходимости планировки набережной и высадки зелёных насаждений.
Обустройству набережной всегда мешали обстоятельства, находились более неотложные для города нужды. Наконец в 1947 году дело сдвинулось с мёртвой точки: была выполнена планировка отдельных спусков к Волге, на одном из взвозов была сделана деревянная лестница. Вдоль Волги, по линии будущей набережной было начато сооружение домов в стиле Сталинского ампира, которые на многие десятилетия станут визитной карточкой города.
В 1959 году был подготовлен проект набережной - архитектором Э. М. Петрушенко и инженером В. С. Делиникайтес. Озеленение было поручено разработать проектно-сметной конторе облкомхоза.
Строительство набережной шло методом народной стройки. Каждому району города был отведён определённый участок строительных, дорожных, озеленительных и земляных работ. При выполнении проекта и работ учитывалось то, что одновременно строилась Волгоградская ГЭС, следовательно, должен был измениться уровень воды в Волге. Уже с 1958 года начаты были работы по инженерной защите набережной. На месте Миллионной улицы появилась в 1962 году — Набережная Космонавтов. В память о пребывании и приземлении первых покорителей космоса на саратовской земле. Здесь был установлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.
В 2015 году городские власти приняли решение о продолжении строительства набережной. Длинна набережной составит более 5 км.
Здесь находится Ротонда и памятник Влюбленным, памятник одноклассникам, памятник писателю Федину К.А.
"Проспект над Волгой" - так саратовцы окрестили автодорожный мост "Саратов-Энгельс". Строительство моста закончилось в 1965 году, длина его около 3-х километров.
§2. ул.Армянская (ныне улица Волжская)
В первой половине XVIII века началась застройка Саратова уже за городским валом, и к середине века сложилась улица Армянская. Здесь поселились восточные купцы, в основном армяне, скупавшие в Саратове хлеб и овес для отправки в Персию. Поэтому улица получила свое название. В течение своей истории улица неоднократно меняла свое название. В 1941 году она была переименована в Волжскую в честь великой русской реки.
На этой улице находится шедевр провинциальной архитектуры начала ХХ века - особняк мукомола Э. Бореля. Был построен в 1909 году в стиле “чистого” модерна саратовским архитектором Петром Митрофановичем Зыбиным. Главное качество особняка это его компактность. Масса здания собрана вокруг центральной точки — холла; центростремительная сила округляет все элементы дома — окна, углы, макушки пилонов, изгибает стены, стальные решетки, навесы и оконные переплеты. Стены едва заметно наклонены вовнутрь.
Оказавшись внутри особняка, неожиданно обнаруживаешь, что он очень просторен, даже велик. Интерьеры, существенно осовремененные за многие годы и ремонты, все же сохраняют стильный колорит. Но нет нужды их описывать — большинство саратовцев хоть раз да побывали внутри этого особняка, ведь в советское время в этом здании располагался Саратовский городской ЗАГС.
Недалеко расположен еще один оригинальный дом – особняк мукомола И. Шмидта, выстроенный в начале ХХ столетия (1906 г.) архитектором К.А.Дулиным. Сдержанность деталей, аристократизм орнамента — и смелая компоновка объемов, крупная пластика, динамичная асимметрия массы здания — все это характеризует один и тот же дом.
На улице Волжской находится церковь-часовня "Утоли мои печали", возведенная П.М. Зыбиным в 1907 году. Часовня была построена по заказу преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицинского. Гермоген был ярым противником всяких нововведений.
Силуэт церкви с красочными главками, изящными зигзагами закомар напоминает храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Откровенная декоративность, нарядность сочетаются в ней с камерностью. Талантливый зодчий творчески синтезировал элементы древнерусской архитектуры с эстетикой модерна.
Церковь необыкновенно вписалась как в застройку архиерейской усадьбы, так и в ансамбль центра Саратова начала XX века.
В осенью 2016 году улица Волжская стала новой пешеходной зоной. На ней рядом с парком Липки был установлен ретро-трамвай 1936 года выпуска, а первый трамвай появился на улицах Саратова в 1908 году.
В двух шагах от церкви - кованая ограда городского парка "Липки". Закладка сада была начата в 1824 году около Александро-Невского кафедрального собора, который был сооружен в 1815-1825 годах в память о победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
Первоначальное название сада было "Александровский бульвар". Поскольку бульвар был засажен преимущественно липами, его стали называть позже "Липками". В 1907-1908 гг. вокруг сада установили железную ограду. Она была изготовлена профессиональным обществом рабочих кузнечно-слесарного цеха в мастерских Александровского ремесленного училища. Ограда сохранилась до наших дней и представляет художественную ценность.
Парк является любимым местом отдыха саратовцев и гостей города.
Перед узорными воротами парка стоит величественный памятник - уроженцу города Николаю Гавриловичу Чернышевскому, писателю революционеру, демократу. Он является одним из символов нынешнего Саратова.
До 1918 года на этом месте стоял памятник Императору Александру II. Торжественное открытие состоялось 19 февраля 1911 года в день 50-летия со дня обнародования указа императора Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Четыре фигуры окружали пьедестал памятника. Композиция была выполнена по проекту московского скульптора С.М. Волнухина. Чудом уцелела бронзовая скульптура женщины с девочкой из этой композиции. 1 сентября 1996 года по предложению саратовского губернатора Д.Ф. Аяцкова эта скульптура была установлена в сквере на пересечении улиц Московской и Соляной.
А сам пьедестал памятника Александру II был использован для установления памятника Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, председателю ВЧК, у железнодорожного вокзала.
§3. ул.Немецкая (ныне проспект им. С.М.Кирова)
Немецкая улица (ныне проспект им. С.М. Кирова) – одно из самых уютных, колоритных, красивых мест в городе. Знакомство с Немецкой улицей – это прикосновение к важным событиям в истории Саратова, к архитектурной летописи "столицы Поволжья". Всего три квартала людной городской улицы, которые можно пройти минут за пятнадцать—двадцать. Однако по объёму впечатлений эта прогулка чрезвычайно насыщенная. Проспект – это калейдоскоп ритмов, красок, звуков, лиц, место деловых встреч и свиданий, прогулок, концертов. Проспект как бы фасад Саратова, фасад праздничный и представительный — в каждом старом городе есть такой.
В больших городах появляются зоны, куда автомобилю путь заказан. Улицы только для пешеходов. Все больше их становится, к радости горожан: есть Арбат в Москве, проспект Кирова в Саратове.
Проспект имени Сергея Мироновича Кирова — это пятое название улицы. Когда-то, в екатерининские времена, прибывающие в Саратов немецкие колонисты, приглашённые к освоению российской окраины указом императрицы, селились за городом в слободе, что названа была Немецкой. В документах 1825 года уже встречается название – улица Немецкая. Таковой она и оставалась вплоть до 1914 года, когда по требованию некоторых гласных городской думы был поднят вопрос о переименовании главной улицы Саратова — дабы хоть этим выразить свое осуждение зачинщиков военной мясорубки. Предлагались названия — Славянская, Петра Первого, Волжский проспект. В результате жарких дебатов назвали ее именем генерала Скобелева, отличившегося в Балканской кампании 1877—1878 годов. И хотя данное решение высшими инстанциями утверждено не было, тем не менее в течение трёх лет официальное название бывшей Немецкой было Скобелевская.
В марте 1917 года в ознаменование свержения самодержавия (после Февральской революции) та же городская дума даёт улице новое название — улица Республики. Так она именовалась до начала 1935 года, когда переименовали её в проспект имени Кирова. А в конце 90-х годов ХХ столетия улице было возвращено и ее первоначальное имя. Теперь "Невский проспект" Саратова называется улица Немецкая/проспект Кирова.
Немецкая улица начинается с Консерватории, которая стала архитектурным символом Саратова. Архитектор Семен Акимович Каллистратов расширил здание музыкального училища и заново оформил фасад, смело трансформировал композиционные и декоративные приемы готики. Он получил образование инженера-строителя в Лозанском университете в Швейцарии, что определило его увлечение западными образцами архитектуры.
Здание консерватории запоминается с первого взгляда. Устремленные ввысь башни со шпилями и флюгерами, кованые решетки, готические остроконечные башенки-фиалы, стрельчатые арки окон, большое круглое окно-роза - все притягивает к себе внимание.
Здание получило образ волшебного замка, населенного фантастическими существами: грифонами, химерами, совами, которые "прорастают" из архитектурных декоративных форм и живут самостоятельной, таинственной жизнью.
Архитектору удалось органично соединить "готические" фрагменты (скульптуры, витражи, фиалы) с приемами модерна (ассиметрия фасадов, рисунок окон первого этажа, детали интерьера).
Стены консерватории помнят таких великих музыкантов как С.Рахманинов, А.Скрябин, С.Прокофьев, А.Глазунов, И.Сливинский, Р.Глиер, С. Рихтер, А.Нежданова, Ф.Шаляпин и многих других.
С 1935 года Консерватория носит имя великого русского певца Леонида Витальевича Собинова.
В 1985 году в большом зале консерватории был установлен орган, изготовленный немецкой фирмой "Зауэр".
Гуляя по Кировскому проспекту, можно увидеть множество шедевров архитектуры. Наиболее значительным является здание гостиницы "Волга". Это бывшая гостиница "Астория". В романе "Необыкновенное лето" писатель, саратовец К.А. Федин упоминает об "Астории", "построенной на главной улице в совершенном духе законодательства "модерн". Это здание, сооруженное в 1913-1917 годах, с готическими мотивами, которые так любил Каллистратов, с фигурами рыцарей и стартующих гонцов, изваянных скульптором Петром Федоровичем Дундуком, является одним из наиболее ярких и самобытных архитектурных творений нашего города.
В определённой гармонии с "Волгой" находится расположенное напротив здание Саратовского ломбарда — добротное, массивное сооружение оригинальной архитектуры, с барельефами и вензелями. На фасаде его — цифры из лепнины — 1888, но это не год постройки здания (оно построено в 1915-м), а год основания в Саратове петербургского отделения ломбарда Печанкина, небезызвестного российского ростовщика, процветавшего на проценты от ссуд, выдаваемых за принятые на хранение вещи. Проектировал и строил здание саратовский архитектор Владимир Константинович Карпенко (1873—1936), автор проектов многочисленных в Саратове и области сооружений — гражданских и промышленных (всего их около 90). С 1929 года он был директором саратовского строительного техникума, а в последние годы жизни заведовал кафедрой строительного искусства только что открытого в Саратове автодорожного института (САДИ).
В летопись Немецкой улицы, с ее фешенебельными магазинами и ресторанами, с красивыми, изобретательной архитектуры зданиями, с оживленной колоритной жизнью, навечно "впечатаны" биографии выдающихся личностей, для которых Саратов и его "Невский проспект" стали близкими и дорогими. Это - Афанасий Столыпин, Даниил Мордовцев, Николай Чернышевский, Эдуард Губер, Николай Костомаров, Марко Вовчок, Владимир Короленко, Павел Яблочков, Виктор Пасхалов, Владимир Гиляровский, Николай Вавилов, Михаил Булгаков, Федор Шехтель, Борис Пильняк, Лев Кассиль, Николай Семенов.
Архитектурное лицо Саратова и сегодня определяют здания, выстроенные до революции — консерватория, Радищевский музей, Крытый рынок, Управление Приволжской железной дороги, гостиница "Московская".
Удачных проектов — считанное число. Одно из самых лучших архитектурных произведений советского периода — Дом книги, четырехэтажное здание на углу проспекта и улицы Вольской. Оно построено в 1937 году по проекту наших земляков архитекторов Д.В. Карпова и В.П. Дыбова.
Саратовская гармонь является одним из символов города и стал подарком саратовцам в преддверии Дня города от банка Экспресс-Волга. Автором памятника стал саратовский скульптор Владимир Пальмин. Для памятника было выбрано место на пешеходном участке проспекта Кирова недалеко от кинотеатра «Пионер».
Первые эскизы памятника представляли собой стоящего гармониста, но затем В. Пальмин изобразил его сидящим на лавочке рядом с фонарём. Макет памятника был изготовлен из глины, а сам памятник был изваян из бронзы в городе Жуковском в Московской области, откуда в Саратов его привёз сам автор. Высота всего памятника достигает 3 м 40 см при весе в 750 кг.
Памятник был торжественно открыт 12 сентября 2009 года, а в церемонии его открытия участвовали глава администрации Саратова В. Л. Сомов, гармонисты и фольклорные коллективы.
Памятник стал городской достопримечательностью и популярным местом для фотосъёмки. В определённые часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке.
Современный памятник, украшающий центр города Саратова посвящен герою песни «Огней так много золотых на улицах Саратова», являющейся неофициальным гимном города. Установили его на месте пересечения гостиницы «Волга» и домом книги 14 августа 2009 года.
Спонсором выступала компания «Мегафон», которая в этот год отмечала десятилетний юбилей. Юноша с цветами, ожидающий свою избранницу выполнен из бронзы. Он является символом неженатых парней из знаменитой песни «Огней так много золотых на улицах Саратова». Каждые 15 минут часы, расположенные на фонаре под которыми стоит юноша, проигрывают мотив песни Кирилла Молчанова.
Саратовский скульптор Николай Бунин является автором необычного памятника. Особенно популярна эта достопримечательность среди туристов и молодежи. Девушки, проходя мимо, не забывают остановиться и сфотографироваться, держа под руку бронзового кавалера.
Проспект Кирова заканчивается площадью, на которой находятся два оригинальных здания - Крытый рынок и цирк имени братьев Никитиных.
Один из первых в стране русский стационарный цирк стал действовать в Саратове 5 декабря 1873 года. Основали его братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Это стало большим событием в культурной жизни города. До 1873 года в России работали цирки, принадлежащие иностранцам. В 1876 году ими было построено деревянное здание цирка на месте нынешнего кинотеатра "Победа".
В 1930-1931 годах вместо ветхого деревянного помещения было построено капитальное здание на 2800 мест, покрытое впервые применявшейся в нашей стране деревянной купольной конструкцией. С тех пор здание неоднократно реконструировалось.
За годы своего существования Саратовский цирк рос и развивался. В разные годы на манеже цирка выступали самые выдающиеся мастера циркового искусства: Владимир и Юрий Дуровы, Ирина Бугримова, Эмиль Кио и другие.
Напротив здания цирка высится громада Крытого рынка. Здание построено в 1914 -1916 годах по проекту саратовского архитектора В.А. Люкшина. Современники признавали, что это одно из лучших сооружений подобного типа в тогдашней России, и называли его "архитектурным чудом". Главный торговый зал, не смотря на огромную площадь и вместимость не имеет ни одной внутренней опоры. По замыслу Люкшина, рядом с цирком должны были появиться еще несколько торговых корпусов. Однако реализации этих планов помешали Первая мировая война и революция 1917 года.
Сегодняшний проспект - ярок, многолик, неоднороден, включает в себя множество миров, ритмов, красок, персонажей. В потоке пешеходов возле цветомузыкального фонтана можно встретить студентов и профессоров, рабочих и музыкантов, продавцов и фотографов, коммерсантов и иностранцев. Да что там говорить: редкому саратовцу не греет он душу. Где-то должны люди встречаться, обмениваться новостями, демонстрировать свои оригинальные наряды, фланировать, знакомиться, влюбляться, прогуливаться с детьми, отдыхать, философствовать, смотреть на красивые лица прохожих. Для всего этого и есть - Проспект.
Заключение
Саратов - город исторический, ему уже более 400 лет. Улицы, по которым мы ходим, и здания, в которых живем и работаем, - проводники в прошлое.
Название – это слово родной нашей русской речи. Название – «визитная карточка» улицы, важный ориентир, который крайне необходим для нормального современного общества, поскольку названия улиц отражают историю города и страны.
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
В процессе выполнения настоящей работы было проведено историко-топонимическое исследование.
Я пополнил свои знания по истории родного города, подтвердил гипотезу о том, что названия улиц тесно связаны с социально-экономической историей нашего города и всей страны, с природной средой, с богатейшей отечественной культурой и наукой.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках истории родного края, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению.
Но как сделать, чтобы «окна» в прошлое, которыми являются названия улиц, не покрылись пылью забвения? Много еще осталось секретов в названиях улиц. Поэтому эту работу необходимо продолжить. Надеюсь, что кто-нибудь из моих одногруппников захочет ко мне присоединиться.
Литература
1. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, событиях, фактах, именах). - Саратов: Приволжское изд-во, 2011. Изд. 2-е, перераб. - 444 с.
2. История Саратовского края с Древнейших времен до наших дней. - Саратов: ООО "Приволжское издательство", 2008 - 304 с.
3. Модерн. Альбом. Саратов. Архитектура - Самара: Издательский дом "Агни", 2007
4. Семенов В.Н., Давыдов В.И. Саратов историко-архитектурный. - Саратов: ООО "Приволжское издательство", 2009
Ресурсы сети Интернет:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
10 осенних мастер-классов для детей
Сказка "Узнай-зеркала"
Рыжие листья
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
А теперь — мультфильм