исследовательская работа была представлена в 2011 на районной конференции "Шаг в будущее", где заняла 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа ученицы 9 класса | 47.04 КБ |
Приложение к исследовательской работе | 532.41 КБ |
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
средняя общеобразовательная школа с. Батово
Ханты-Мансийского района Тюменской области
XV Окружная научная конференция молодых исследователей
научно-социальной программы «Шаг в будущее»
Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт
(на примере коллектива учащихся сельской малокомплектной школы).
Автор работы:
Медведева Алёна Ивановна,
учащаяся 9 класса
Руководитель:
Смирнова Тамара Анатольевна,
учитель биологии
Батово-2011
Окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Исследовательская работа «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы) Автор: Медведева Алёна Ивановна, учащаяся 9 класса Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, Ханты-Мансийский район, с. Батово. Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа
План исследований
«Почему в нашей жизни так много жестокости?» - этот вопрос всегда волновал философов и поэтов. «Можно ли построить идеальное общество, где все равны и нет злобы, зависти, войн?» Ответить на подобные вопросы очень сложно, но можно попытаться изучить причины и закономерности проявления агрессии. А это, в свою очередь, поможет понять роль её в нашей жизни, а так же в жизни животных. Человек – весьма агрессивное существо, ребёнок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным, а порой – непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение государства и общества. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором для стада наподобие павианового, и к тому же обзаводится атомным оружием. Это очень опасно. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. [4]
Нас взволновала и заинтересовала тема, которой мы и назвали нашу исследовательскую работу «Проявление агрессивности в человеческом коллективе - как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)». Тему проявления животной агрессивности в человеческом коллективе затрагивали в своих работах такие ученые как Конрад Лоренц, З.Фрейд, Г.Маркузе, Эрих Фромм, В.Дольник, Дж. Доллард и другие. Но никто из перечисленных ученых не интересовался вопросом о том, как проявляется животная агрессия в небольшом коллективе подростков и детей.
В этом и заключается актуальность нашей работы: мы исследовали подобное проявление на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы (далее МСШ). Цель исследования: выявить проявление животных форм агрессивности в коллективе учащихся малокомплектной сельской школы и проанализировать их.
Гипотеза: конкретные формы агрессивности животных проявляются « присутствуют» в коллективе учащихся малокомплектной сельской школы. Характер агрессивного поведения определяется возрастными особенностями. Проявление агрессивности в коллективе учащихся начальных классов более выражено, так как дети этого возраста используют агрессию как способ самозащиты. В подростковом возрасте проявление агрессивности не превышает нормы, так как они находятся в условиях малокомплектной сельской школы, которые предполагают ограничение жизненного пространства и общения.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи:
Поставленные задачи определили выбор методов исследования:
Объектом исследования являются формы проявления животной агрессивности. Предметом исследования является коллектив учащихся МСШ с 7 до 17 лет. Методологической основой исследования являются теоретические положения работ К.Лоренца «Так называемое зло. К естественной теории агрессии», В.Дольника «Непослушное дитя биосферы», Д. Дьюсбери «Поведение животных. Сравнительные аспекты».
Теоретическая значимость состоит:
Практическая значимость: выявление различных форм животной агрессии обоснованно наличием их в человеческом коллективе, в частности, в коллективе учащихся МСШ.
Структура исследовательской работы: план исследований (введение), две главы, заключение, список литературы, приложения, презентация Power Point «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)». Теоретическая глава - «Проявление агрессивности у людей и животных». Практическая часть - «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)» - состоит из 2 параграфов. Первый параграф «Проявление агрессивности в коллективе учащихся начальных классов МСШ, как животный инстинкт». Второй параграф «Проявление агрессивности в коллективе учащихся среднего и старшего звена МСШ, как животный инстинкт».
Окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Исследовательская работа «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)» Автор: Медведева Алёна Ивановна, учащаяся 9 класса Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, Ханты-Мансийский район, с. Батово. Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа
Научная статья
Часть силы той,
что без числа творит добро,
всему желая зла.
Гёте.
Глава I. Проявление агрессивности у людей и животных
Человек – животное. Очень многих такая констатация огорчает, но, как говаривал Освальд Шпенглер: «Когда я называю человека зверем, то кого я этим обижаю – человека или зверя?» В биологическом плане, в области инстинктов человек – животное в полной мере, человек – хищник. Все инстинкты хищника имеет в себе любой человек. Налёт цивилизации, образования, культуры моментально слетает с него при определенных обстоятельствах. [5] Поведение животных в природе изучает наука этология, а поведение человека в обществе – психология. Раскроем эти понятия.
Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, состояний и свойств человека, а также психику животных. [12]
Этология - наука об инстинктивном (врожденном, имеющем в основе генетической программ) поведении животных. [11] Этологи знают, что для достижения одной и той же цели у животных имеется не одна программа, а целый набор разных вариантов, многие из которых возникли в разное время. Программы поведения создаются естественным отбором так же медленно и постепенно, как генетические программы морфологических признаков, и отмирают столь же медленно. Ставшие не нужными программы могут не исчезать, а храниться в качестве рудиментов и атавизмов, но при случае дают о себе знать. Сила этологов - в знании поведения огромного числа разных животных. Человек для этологов - один из видов. [9]
В этологии термин “агрессивность” означает злость, злобу, ненависть, ярость. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
Агрессивное поведение у животных – это действия животного, адресованные другой особи и приводящие к её запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм. Часто агрессивное поведение проявляется на ранних стадиях онтогенеза (индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти), что может приводить к уничтожению самого младшего детёныша (каинизм), а иногда и к поеданию собратьев (каннибализм). На почве агрессивного поведения возможно также детоубийство (инфантицид) у хищных млекопитающих (лев), грызунов (суслик). [1] Во многих случаях агрессивное поведение стимулируется половыми гормонами. Под влиянием агрессивного воздействия организм испытывает состояние напряжения, стресс. При умеренном стрессе обнаруживается усиление активности вегетативной нервной системы, выделяется в кровь адреналин. При этом происходят изменения в различных частях организма. Начинается секреция потовых желез, шерсть встает дыбом, сердце бьется быстрее, дыхание делается более частым и глубоким, кровь от пищеварительного тракта перенаправляется к мышцам. Всё это подготавливает организм к энергичным действиям требуемого типа. Под действием хронического стресса животное заболевает и даже может умереть.[5]
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фромму). [8]
Агрессивное поведение служит формой физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Многозначность слова «агрессия» вызывает большую неразбериху в литературе. Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег, и к садисту, пытающему пленника. [3]
Например, К. Лоренц первоначально понимал под агрессией необходимый биологический импульс, развивающийся в результате эволюции в целях выживания индивида и вида. [5] Но поскольку он подвел под это понятие такие аффекты, как жажда крови и жестокость, то отсюда следует, что и данные страсти в такой же мере являются врожденными. Тогда можно предположить, что причины войн коренятся в жажде убивать, то есть, что войны обусловлены врожденной склонностью человека к разрушению.
Агрессивность - одно из качеств, подверженных общественному осуждению. Поэтому мы часто воспринимаем собственную агрессивность как нечто постыдное, забывая, что это свойство дано нам природой, а значит, дано не случайно. [5] Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека, как враждебное. По мнению К. Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам «инстинкт убийцы». У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм, тормозящий внутривидовую агрессию, так как «инстинкт убийцы», направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида. У гоминидов же необходимости в таком механизме не было (природа не могла предусмотреть, что в руках «голой обезьяны» появится смертоносное оружие). К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, которая происходит внутри одного вида. [5]
Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения. Если этим процессом не управлять, борьба за власть в группах подростков принимает жестокие формы, зачастую криминальные. Склонность играть в эти игры, к сожалению, не проходит с возрастом. Более того, играют всерьез, и общество, и государство, и весь мир.[3]
Формы агрессивности многообразны и проявляются как в животном мире, так и в человеческом обществе, попытаемся их классифицировать (см. приложение, таблица 1)
1. Межвидовая агрессия - агрессивность хищника по отношению к жертве. В природе одни виды неизбежно нападают на другие. Но не всякое нападение этолог назовет агрессией. Когда волк ловит зайца, когда охотник стреляет уток или ловит рыбу - это не агрессия, а охота. Ведь они не испытывают к жертве ни неприязни, ни страха, ни гнева, ни ненависти. Агрессия и страх нераздельны.[3]
2. Внутривидовая агрессия. Особи одного вида вступают в конфликт. Живущие каждый на своей территории виды изгоняют конкурентов. Неизбежны конфликты из-за пищи, территории, самки, дупла, и многих других причин. Вступая в конфликт, оба животных испытывают страх. Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерастать в агрессию. Агрессивно-трусливое состояние - самое опасное. [3]
3. Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. Без раздражителей агрессивность возрастает, накапливается. В обыденности наша агрессивность ежедневно разряжается через незначительные конфликты со многими людьми. Мы можем научиться управлять своей агрессивностью, но устранить ее не сможем, ведь это один из инстинктов человека.[3]
4. Агрессия переадресуется. Накопленная агрессивность вырывается наружу, даже без раздражителя. Она просто переадресуется замещающему объекту. Агрессия переадресуется, если раздражитель вызывает страх. В этом случае переадресованная агрессия служит и демонстрацией противнику. Агрессия переадресуется живым объектам, как чужого вида, так и своего. Переадресование агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании иерархии. [3]
5. Демонстрация вместо нападения. Изначально агрессия предполагает нападение на объект, нанесение ему физического ущерба или даже убийство. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому угрозы и пугающие действия полезны для вида, а порой, и спасительны. Поэтому Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение – одно из замечательных созданий естественного отбора.[4] Противника легко напугать, показав ему средства защиты и нападения (раскрытая пасть, которая сопровождается изменениями внешнего вида головы, прижатые уши, нахмуренные брови, движение кожи на лбу и темени). [3]
6. Позы "преувеличения". У животных встреча двух взрослых особей, одна из которых много больше другой, - обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Эта программа предварительной оценки силы противника есть и у млекопитающих и птиц, рост которых заканчивается в определенном возрасте. Такую программу можно обмануть, преувеличив свои размеры. Преувеличение размеров достигается занятием более высокой точки в пространстве. Достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. [3]
7. Цель - "унизить" противника. При агрессивной стычке животное, оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение, и дальнейшей борьбы может не быть - один уступает другому. Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее - унизить противника: повалить или бросить на землю. [7] У человека также подчинение противника умиротворяет агрессора. [3]
В результате анализа литературы по проблеме исследования, мы можем сказать, что действительно существуют конкретные формы инстинктивной агрессивности животных, проявляющихся в человеческом коллективе. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других живых существ. Этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции. Кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления: последнее варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. [4]
У человека и высших животных обнаружено значительное сходство физиологических процессов, протекающих в состоянии агрессивного возбуждения, а также механизмов регуляции агрессии со стороны центральной нервной системы. Даже само агрессивное поведение животных часто разительно напоминает проявление агрессивности у человека. Разумеется, прямой перенос на человека данных, полученных в исследованиях на животных, невозможен, однако такие эксперименты могут внести важный вклад в изучение агрессивности у человека. [10]
С целью проведения подобного эксперимента мы предлагаем следующие классификации проявления форм агрессивности
1. Оборонительная; 2. Вербальная; 3. Страх и тревога;
1. Физическая; 3. Раздражение; 5. Вербальная;
2. Косвенная; 4. Обида; 6. Подозрительность.
Глава II. Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы)
На основе выбранных нами классификаций проявления форм агрессивности животных в человеческом коллективе для анализа мы используем следующие методики: проективная методика – исследование личности М.З. Друкаревича, тест «Несуществующее животное» и опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
2.1. Проявление агрессивности в коллективе учащихся начальных классов МСШ с. Батово, как животный инстинкт
Для исследования проявления агрессивности в коллективе учащихся начальных классов МСШ, как животного инстинкта мы выбрали метод проективного рисуночного тестирования, тест «Несуществующее животное» М.З. Друкаревича. [13] В его основе – наложение (проекция) человеком своих с собственных переживаний, зачастую неосознаваемых им самим, на объект выполнения задания.
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей руки – зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По мнению физиолога М.Сеченова, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Тенденция движения имеет направление в пространстве.
В эксперименте приняли участие дети начальных классов МСШ с. Батово в количестве 20 человек в возрасте от 7 до 10 лет. Ребятам было предложено придумать и нарисовать несуществующее животное, такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов), а также назвать его несуществующим именем. Участники эксперимента выполняли задание в течение 15 минут. При анализе рисунков учащихся были выявлены следующие формы агрессивности:
Например, ученица 3 класса нарисовала животное «Петухосвин» (см. приложение, рисунок 6). На рисунке мы видим различные элементы, указывающие на проявление разных форм агрессии:
Итак, мы можем говорить о высоком процентном проявлении разных форм агрессивности у учащихся начальных классов (85%). Это обусловлено причинами порождающими детскую агрессию:
Отметим, что агрессия может проявляться как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. Людей агрессивных от природы меньшинство.[6] Так, например, мы выявили, что 15% испытуемых учащихся не проявляют агрессивности, но это не значит, что они ею не обладают. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность. В то же время полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, поскольку обозначает отказ от борьбы. [6]
Мы можем сделать вывод, что у учащихся младших классов преобладает оборонительная агрессия, она является фактором биологической адаптации. «Человек, как зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам [6]. Каждый человек нуждается в эмоциональном равновесии, поэтому любое покушение вызывает гнев, индивид пытается любой ценой избавиться от боли и страха. Результат всего этого - оборонительная агрессия. Она заложена в филогенезе, свойственна как животным, так и людям. В основе лежит ИНСТИНКТ. [2]
2.2 Проявление агрессивности в коллективе учащихся среднего и старшего звена МСШ с. Батово как животный инстинкт
Для исследования проявления агрессивности в коллективе учащихся среднего и старшего звена МСШ, как животного инстинкта мы выбрали методику Басса-Дарки для диагностики агрессивности. [16]
Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности. А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21+ -4, а враждебность 6,5+ -3. При этом обращается внимание на достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
В тестировании приняли участие 28 учащихся, из которых - 12 юношей и 16 девушек, в возрасте с 11 лет до 17 лет. Результаты были проанализированы и занесены в таблицу 2 (см. приложение). Анализ был проведен по половому признаку, был высчитан индекс враждебности, который состоит из таких показателей, как обида, подозрительность. Индекс агрессивности, который состоит из таких проявлений, как физическая агрессия, раздражение и вербальная агрессия. По результатам исследования оказалось, что индекс враждебности выше у девушек, чем у юношей, а индекс агрессивности преобладает у юношей.
Были высчитаны средние показатели по каждой форме проявления агрессивности с целью, выяснить, какие из них в большей степени проявляются у девушек и у юношей. В результате исследования мы получили следующие данные: у девушек в большей степени проявляется вербальная агрессия (средний показатель составляет – (8,06)). У юношей тоже в большей степени проявляется вербальная агрессия (средний показатель составляет – (7,92)). Проявление физической агрессии выражено больше (6,83), чем у девушек (6,56). У девушек выше показатели по таким формам проявления агрессии, как обида, подозрительность, чувство вины, косвенная агрессия.
По данным таблицы 2 были составлены сравнительные графики по индексу враждебности и агрессивности по половому признаку и возрасту (приложение, ср/ графики 1 и 2; 3 и 4; 5и 6). Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:
Заключение
Исследовательская работа, заключающаяся в анализе литературы по проблеме, в проведении проективного тестирования, диагностики агрессивности в коллективе учащихся МСШ с. Батово и обработке результатов данных экспериментов, была проведена успешно. Цель работы достигнута, а гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена: конкретные формы агрессивности животных проявляются «присутствуют» в коллективе учащихся малокомплектной сельской школы. Характер агрессивного поведения определяется возрастными особенностями. [14] Проявление агрессивности в коллективе учащихся начальных классов более выражено, так как дети этого возраста используют агрессию, как способ самозащиты. В подростковом возрасте проявление агрессивности не превышает нормы, так как учащиеся обучаются в условиях малокомплектной сельской школы, которые предполагают ограничение жизненного пространства и общения.
Итак, итоги проделанной работы:
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, то есть у нормальных людей происходит социализация агрессии. Агрессивность всегда требует выхода, однако, выплеснувшись, возвращается бумерангом. Можно посоветовать три способа для снятия агрессивности:
Данная исследовательская работа является новаторской, так как исследования были проведены в условиях малокомплектной сельской школы, в основе своей, подобные исследования проводятся на базе городских школ с большим количеством учащихся. В ходе таких экспериментов выявляется высокое проявление агрессивности в форме жестокости и насилия у подростков. В МСШ же подобных проявлений агрессивности не наблюдается.
В современном мире тема проявления агрессивности в человеческом обществе актуальна. Поэтому каждому человеку надо больше знать о формах проявления агрессии и направлять её не на разрушение, а на созидание.
Окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Исследовательская работа «Проявление агрессивности в человеческом коллективе как животный инстинкт (на примере коллектива учащихся малокомплектной сельской школы) Автор: Медведева Алёна Ивановна, учащаяся 9 класса Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, Ханты-Мансийский район, с. Батово. Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа
Список литературы
Приложение
Таблица 1. Сравнительная характеристика проявления форм агрессии
у животных и человека (примеры)
Формы агрессии | У животных | У человека |
Межвидовая агрессия (ненавидят и боятся друг друга). Служит сохранению вида. | - Собака выгоняет со двора незнакомого человека; - Дрозд прогоняет от гнезда кота; - Самец лебедя шипением отгоняет своего гнезда мелких водоплавающих птиц. | - Человек в ответ бросает камни в собаку; - Корова загораживает дорогу человеку; - Муха, которая кружится вокруг головы. |
Внутривидовая агрессия (территориальная агрессия) | -Конфликт за пищу или удобное для отдыха место; -Конфликт из-за самки, дупла, норы. | -Конфликт из-за территории рыбалки или охоты; -Конфликт из-за девушки. |
Страх | -Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее. | -Люди отгоняют паука или ловят забежавшую в комнату мышь; -Агрессивная толпа людей. |
Агрессивность возникает изнутри и накапливается | -К паре семейных рыб – цихлид поместили в аквариум третью цихлиду или другую задиристую рыбку. Пара цихлид будет с ними драться, а между собой поддерживать самые добрые отношения. Если убрать объект агрессии, самец начнёт нападать на самку. | -Накопленная агрессия взрывает изнутри маленькие замкнутые коллективы людей; -2 человека без связи с «миром» - зимовщики. Долго сдерживаемая агрессия может привести к бессмысленному убийству. |
Агрессия может переадресовываться замещающему объекту, безопасному и безответному. | -Птицы клюют землю или листья; -Копытные бодают кусты | -Человек ударяет кулаком по столу; -Разбивание посуды; -Получивший нагоняй на работе муж ругает, придя домой жену; жена – ругает ребёнка; ребёнок – ударяет котёнка. |
Демонстративное поведение вместо нападения. | -Рыбы, угрожая, раздвигают плавники и поднимают шипы; -Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие раскрывают пасть; -У приматов сложная мимика. | -Человек при угрозе скалит зубы; -Вождь племени раскрашивает лицо, боевая раскраска воинов; -Человек, угрожая, издаёт крик. |
Позы преувеличения | -Мраморная лягушка при встрече с опасностью заглатывает воздух и раздувается, как подушка; -Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие – вздыбливая шерсть; -Четвероногие животные встают на задние ноги, тот, кто выше получает превосходство над соперником. | -Человек надувает грудь при встрече с соперником; -Вожди и начальники старались отъесться как можно больше; -У человека при конфликте «шевелятся волосы на голове»; -Человек выпрямляет ноги, подтягивает живот, высоко поднимает голову. |
Цель «унизить» противника | -У многих видов животных цель – повалить или бросить на землю противника | -Маленькие дети больше борются, чем бьют друг друга |
Позы подчинения, покорности и умиротворения | -Проигравший «складывает оружие» - шипы, хохлы, когти, зубы, рога – прячет их, чтобы не пугать победителя; -Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх, унижают себя как можно сильнее. | -Человек выражает разную степень покорности, опуская голову, кланяясь, падая на колени и, наконец, валяясь в ногах. |
Агрессия, приводящая к установлению иерархии. | -Собакоголовые обезьяны – павианы, гамадрилы – образовывают иерархические пирамиды по возрастному признаку. Во главе несколько пожилых самцов; - У макаков доминант один, стоит ему начать наказывать одного из подчинённых, как другие спешат помочь, норовят унизить наказываемого. | -Образование пирамиды по возрастному признаку свойственно и человеку; -В стихийных уголовных шайках «пахан» обычно окружает себя «шестёрками», тиран окружённый сатрапами. |
Рисунки учащихся начальных классов МСШ с. Батово, полученные в результате проведения
проективного исследования личности М.З. Друкаревича, теста «Несуществующее животное».
Рисунки учащихся начальных классов МСШ с. Батово, полученные в результате проведения
проективного исследования личности М.З. Друкаревича, теста «Несуществующее животное».
Таблица 2. Исследование проявления агрессивности в коллективе учащихся среднего и старшего звена МСШ с. Батово,
проведённое по методике Басса-Дарки
№ | Пол | Класс | Возраст | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | Индекс враждебности (4-10) | Индекс Агрессивности (17-25) | ||
1. | ж | 5 | 11 | 6 | 7 | 5 | 3 | 2 | 9 | 10 | 1 | 11 | 1 | 21 | -4 |
2. | ж | 5 | 11 | 7 | 6 | 7 | 3 | 6 | 8 | 5 | 8 | 14 | 4 | 19 | -2 |
3. | ж | 6 | 12 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 8 | 9 | 5 | 12 | 2 | 19 | -2 |
4. | ж | 7 | 13 | 5 | 4 | 7 | 2 | 5 | 8 | 7 | 8 | 13 | 3 | 19 | -2 |
5. | ж | 7 | 13 | 7 | 2 | 4 | 3 | 4 | 6 | 6 | 1 | 10 | 0 | 17 | 0 |
6. | ж | 8 | 13 | 6 | 4 | 6 | 4 | 4 | 8 | 6 | 4 | 12 | 2 | 18 | -1 |
7. | ж | 8 | 13 | 8 | 5 | 5 | 4 | 7 | 10 | 8 | 8 | 17 | 7 | 20 | -3 |
8. | ж | 8 | 14 | 7 | 5 | 9 | 5 | 6 | 8 | 12 | 6 | 14 | 4 | 28 | -11 |
9. | ж | 7 | 14 | 6 | 2 | 2 | 0 | 2 | 9 | 9 | 7 | 11 | 1 | 17 | 0 |
10. | ж | 9 | 15 | 7 | 6 | 6 | 4 | 6 | 8 | 7 | 8 | 14 | 4 | 20 | -3 |
11. | ж | 9 | 15 | 8 | 7 | 10 | 5 | 5 | 9 | 11 | 6 | 14 | 4 | 29 | 4 |
12. | ж | 9 | 15 | 7 | 6 | 6 | 2 | 1 | 4 | 9 | 6 | 5 | -5 | 22 | -5 |
13. | ж | 9 | 16 | 6 | 7 | 7 | 2 | 3 | 9 | 8 | 6 | 12 | 2 | 21 | -4 |
14. | ж | 9 | 16 | 7 | 5 | 4 | 4 | 3 | 7 | 6 | 7 | 10 | 0 | 17 | 0 |
15. | ж | 10 | 17 | 5 | 6 | 8 | 1 | 7 | 7 | 8 | 9 | 14 | 4 | 21 | -4 |
16. | ж | 11 | 17 | 7 | 4 | 4 | 4 | 3 | 7 | 8 | 3 | 10 | 0 | 19 | -2 |
6,56 | 5,06 | 5,88 | 3,13 | 4,25 | 7,81 | 8,06 | 5,81 | 12,06 | 20,44 | ||||||
17. | м | 5 | 11 | 7 | 5 | 4 | 3 | 6 | 9 | 9 | 7 | 15 | 5 | 21 | -4 |
18. | м | 5 | 11 | 7 | 4 | 5 | 4 | 3 | 8 | 6 | 7 | 11 | 1 | 18 | -1 |
19. | м | 5 | 12 | 7 | 5 | 6 | 4 | 3 | 9 | 10 | 7 | 12 | 2 | 23 | -6 |
20. | м | 6 | 12 | 7 | 4 | 5 | 4 | 4 | 7 | 7 | 9 | 11 | 1 | 19 | -2 |
21. | м | 8 | 14 | 6 | 2 | 5 | 2 | 3 | 4 | 7 | 3 | 7 | -3 | 18 | -1 |
22. | м | 9 | 15 | 7 | 3 | 7 | 3 | 1 | 7 | 9 | 1 | 8 | -2 | 23 | -6 |
23. | м | 10 | 16 | 9 | 2 | 7 | 4 | 7 | 9 | 9 | 6 | 16 | 6 | 25 | -8 |
24. | м | 10 | 16 | 7 | 3 | 7 | 1 | 3 | 3 | 6 | 0 | 6 | -4 | 20 | -3 |
25. | м | 10 | 16 | 6 | 7 | 10 | 5 | 1 | 6 | 10 | 3 | 7 | -3 | 26 | 1 |
26. | м | 10 | 16 | 5 | 4 | 6 | 2 | 6 | 7 | 6 | 6 | 13 | 3 | 17 | 0 |
27. | м | 11 | 17 | 6 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 7 | 7 | 5 | -5 | 17 | 0 |
28. | м | 11 | 17 | 8 | 7 | 6 | 3 | 2 | 7 | 9 | 5 | 9 | -1 | 23 | -6 |
6,83 | 4,08 | 6,00 | 3,17 | 3,42 | 6,58 | 7,92 | 5,08 | 10 | 20,83 |
График 1.
График 2.
График 3.
График 4.
График 5.
График 6.
Щелкунчик
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Злая мать и добрая тётя
Зимний лес в вашем доме
Рисуем домики зимой