Данная работа посвящена последней российской императрице Романовой Александре Федоровне. В работе используются дневниковые записи царицы, ее переписка, воспоминания современников, научно-публицистические статьи. Жизнь Александры Федоровны рассматривается с разных сторон: как матери, как жены, как женщины-христианки. Защита исследовательской работы проходила на районной конференции и получила призовое место.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 516.89 КБ |
ВОСЬМАЯ РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КИРЕЕВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАГИ В НАУКУ-2016»
СЕКЦИЯ № 2
«РОССИЯ: РОЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ»
КОМБИНИРОВАННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ДИВНЫЙ СВЕТ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ РОМАНОВОЙ»
АВТОР РАБОТЫ: АБРАМОВА АНАСТАСИЯ МАКСИМОВНА
КЛАСС: 10 КЛАСС
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: 8-950-909-73-78
РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: ИГНАТОВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «КРАСНОЯРСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ».
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
содержание.
(вступление в брак; отношение к браку, мужу, семье.) Стр.7-14
Приложения
«Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту. Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней. Так что даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую бескорыстную любовь".
(Из дневника Александры Федоровны Романовой).
В последние годы возрастает интерес к истории Святых царственных Страстотерпцев. В 2000 году Архиерейский Собор причислил к лику святых Николая Александровича Романова, царицу Александру Федоровну и их детей: Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и юного царевича Алексея. Долгое время в нашей стране складывалось негативное отношение к Царской семье. Теперь мы знаем, что большевики, которые совершили цареубийство, пытаясь оправдать свои действия, окружили Николая и его семью клеветой и мифами. Перед канонизацией Святых Царственных Мучеников в Зарубежной церкви развернулись споры. Н.Сахновский в статье «Скорбный ангел» пишет: «Одни считали, что прославить нужно всех новых мучеников, но без Царской Семьи. Это, мол, политика. Другие высказывались за прославление только Царских Детей, но не Императора с Императрицей. Наконец, нашлись и такие умники, которые говорили, что надо и всю Царскую Семью прославить, но только не Императрицу. Тем не менее, именно Царица была именно наиболее достойна, если можно так выразиться, этого прославления со святыми! По мнению архиепископа Серафима, к тому, чтобы принять мученическую кончину, Царская Семья была подготовлена... вся. Но, вероятно, больше всех других готовилась Царица Александра».
Гипотеза: Александра Федоровна Романова была праведной женщиной еще до своего мученичества.
Цели моей работы:
1.Изучить различные исторические источники: дневниковые записи Александры Федоровны, ее переписку, воспоминания современников, научно-публицистические статьи, ресурсы Интернет.
2. Найти информацию, факты, характеризующие жизненный путь Александры с рождения и до последних дней ее жизни.
3. Рассмотреть ее жизнь с разных сторон: как жены, как матери, как женщины-христианки. Попытаться проникнуть во внутренний мир последней императрицы.
Для того что понять Александру Федоровну, нужно заглянуть в ее внутренний духовный мир, понять ее чувства, переживания.
В своей работе я опираюсь на дневниковые записи, переписку, жизнеописание императрицы Александры Федоровны, составленные в сборник «Дивный свет» монахиней Нектарией.
Письма и дневники Александры Федоровны составляют великую духовную ценность и важную ценность историческую. Они ведутся с юности и в течении всех лет ее брака. Викторианская привычка вести дневник была передана Принцессе Аликс, королевой Викторией, и ее сестрами.
Жаль, что из дневников сохранилось немногое. Александра Федоровна сожгла многие личные бумаги, дневники и письма в годы заточения. Все сохранившиеся дневники Александры Федоровны хотя и различаются по формату и переплету, но разлинованы и сброшюрованы таким образом, чтобы каждому дню недели соответствовала приблизительно одна страница. Эмоционально окрашенные записи встречаются довольно редко, зато существует некий набор обязательных сведений, повторяющихся изо дня в день: пометки о здоровье детей, семейных и религиозных праздниках, встречах и визитах, погоде, о наиболее важных личных письмах и т. п.
Важно то, что императрица не предполагала публиковать свои записи, они предназначались исключительно для себя и были сделаны для памяти, а не для потомков. Существуют еще дневники за 1917, 1918 гг.
Сохранились духовные записи Александры Федоровны. Это не собственные сочинения, а сборники религиозных и философских цитат, которые ее вдохновляли. Очевидно, под ее руками лежали различные сочинения и по жанру, и по содержанию, философские размышления, этика супружества, поэзия, духовные изречения. Александра Феодоровна, читая книги, выписывала из них наиболее созвучное ее собственному духовному миру, находила ответы на самые сложные вопросы в ее жизни.
Драгоценная часть коллекции – это переписка между Николаем Александровичем и Царицей Александрой Федоровной и их детьми. Она была найдена в Екатеринбурге после смерти императорской семьи в небольшом черном ящике. Члены царской семьи пишут друг другу о самых глубоких своих переживаниях, радостях, испытаниях.
Интересная информация о царской семье содержится в книге Р.Месси «Николай и Александра».
После прославления в святых царской семьи Романовых, было создано Житие Святых царственных страстотерпцев, Акафист и молитвы.
К 400-летию начала правления династии Романовых вышел в свет православный церковный календарь «День смыслом наполняя», в котором содержится большое количество статей о последних Романовых, об их жизни, о периоде их заключения в Тобольске и Екатеринбурге, о мученической смерти.
Публикации в Интернете об Александре Федоровне разнообразны, даются неоднозначные оценки ее личности и деятельности.
1.Принцесса Аликс (детство и юношеские годы)
Александра Федоровна Романова родилась 7 июня 1872 года в Дармштате. Будущая Императрица Российской Империи была дочерью Великого Герцога Гессен – Дармштадского Людвига и английской принцессы Алисы. Родители нарекли дочь именем Аликс Елена Луиза Беатриса. Она была шестым ребенком в семье. Стоит отметить, что бабушкой её была королева Англии Виктория. Мать Аликс любила Англию, и её дети получили настоящие английское воспитание. Дочь завтракала овсянкой, ела картошку с мясом на обед, а на десерт употребляла пудинги и печеные яблоки. Спала Аликс на солдатской койке, а по утрам принимала холодную ванну.
С детства Аликс была свойственна застенчивость, с которой ей приходилось бороться и во взрослой жизни. Её мать рано умерла, видела Аликс и смерть маленького брата, который погиб из-за несчастного случая. Эти события оставили глубокий след на её сердце. Р. Месси в своей книге «Николай и Александра» пишет о том, что смерть матери, дожившей всего лишь до 35 лет, была для шестилетней Аликс страшным ударом. Она сидела тихая, неподвижная в своей комнате, в то время как ее нянька рыдала в углу. Даже игрушки, которые она перебирала в руках, были новыми; старые привычные игрушки сожгли как возможный источник инфекции. Аликс была веселой, отзывчивой девочкой, упрямой, но чувствительной. После пережитой трагедии она стала сторониться людей. Только в уютном семейном кругу, где она могла рассчитывать на тепло и понимание, Аликс расслаблялась…
После смерти матери, Аликс взялась за учебу, причем очень усердно. Её учителем была Маргарет Джексон, англичанка, которая оказала большое влияние на формирование личности будущей императрицы. К 15 годам, девушка отлично знала литературу, историю, искусство, географию и математику. Хорошо играла на пианино. Но не любила играть для публики. Принцесса знала иностранные языки – английский и французский, читала серьезную литературу. Учеба перемежалась с долгожданными поездками в Англию к бабушке – английской королеве Виктории и кузенам. «Июнь 1887 года. – запишет она в дневнике.- Я так счастлива снова видеть Виндзор. Я была в последний раз в 1879 году маленькой девочкой и помню немногое». Аликс была особой любимицей стареющей королевы и Виктория окружила ее пристальным вниманием.
В ранние годы Александра Федоровна уже страдала ужасной лицевой невралгией, которая всю жизнь мучила её. Она стремилась скрыть своё состояние от окружающих, и только близкие знали о той боли, которую девочка терпела почти ежедневно. Её суровое выражение на многих фотографиях - это результат не только застенчивости, но и боли, и на протяжении всей её жизни из-за этого трагического обстоятельства её клеветники приписывали это выражение надменному высокомерию. Когда она была здорова, принцесса Аликс проводила свой досуг, как любая другая молодая девушка. В своем дневнике она упоминает катание на коньках, санках, любование звёздами, занятия живописью, рыбной ловлей, танцами, пением, теннисом, верховой ездой, настольными играми, в том числе картами, проводит время с поварами на кухне и в кузнице; её любимым занятием было одно время наблюдать за маневрами солдат герцогства.
2.Александра Федоровна - Жена Николая II (Вступление в брак; отношение к браку, мужу, семье.)
Со своим будущим мужем Николаем Александровичем Романовым, Аликс впервые увиделась на свадьбе старшей сестры Эллы, которая выходила замуж за дядю Николая – Сергея Александровича Романова. Заходя к сестре, она не раз встречалась с наследником русского престола.
В 1889 году Николай II хотел было жениться на Аликс, но не получил на это благословения родителей. Александр III и Мария Федоровна Романовы считали, что Аликс не лучшая жена для будущего императора. И, хотя Николай и Аликс переписывались и посылали друг другу маленькие подарки, они расстались почти на пять лет. Оба они считали, что эти пять лет упрочнили их отношения. Сердце Аликс было занято только Николаем; что до него, то он твёрдо заявил своему отцу, что женится только на Александре. Письма этого периода наполнены огромной любовью и нежностью Николая и Александры. Каждое письмо начинается с таких слов: «Мой дорогой, бесценный Ники!», «Мой родной, дорогой, любимый». В ответ Николай отвечает: «Моя родная, дорогая маленькая Аликс», «Мое драгоценное солнышко». Они писали письма каждый день, подробно рассказывая о событиях, произошедших с ними, о чувствах, которые испытывали друг к другу. В конце письма Николай делает приписку: «Вечно тебя любящий, преданный и искренне верный твой нареченный, Ники. Я люблю тебя, я люблю тебя, это все, что я могу сказать!» Принцесса Аликс заканчивает письма такими словами: «Всегда твоя, глубоко любящая, очень преданная и вечно верная невеста», или «Крепко целую, да благословит тебя Бог, мой ангел, любовь моего сердца». Письма настолько добрые, искренние, что не остается ни какого сомнения в их большой любви друг к другу.
Весной 1894 года родители все же дали свое согласие на женитьбу Николая II на Аликс. Это было непростое решение. Огромным препятствием для Аликс была необходимость принять другую веру. Для того, чтобы стать женой правящего Монарха России, ей надо было отказаться от лютеранства и принять Православие.
Аликс прибыла в Российскую Империю незадолго до кончины отца своего мужа – Александра III. Крещение проводил Иоанн Кронштадский. Во время обряда крещения Аликс получила русское имя. Теперь она именовалась Александрой Феодоровной. Отчество Феодоровна, она получила потом, перед венчанием. Немецкие принцессы принимали православную веру перед образом Пресвятой Богородицы Феодоровской – покровительницей царской династии.
Александра Феодоровна усердно готовилась к браку. Будущая Императрица старательно изучала русский язык. Русская речь давалась ей очень легко. Она быстро обучилась писать и читать, чуть позже смогла свободно разговаривать на русском языке. Помимо обычного русского языка, Александра Федоровна обучилась и церковнославянскому языку. Это позволило ей читать богослужебные книги и творения русских святых.
27 ноября 1894 года состоялась их свадьба. Назначенный день был днем рождения вдовствующей императрицы Марии, и для такого случая протокол предусматривал краткое прекращение траура. Обряд бракосочетания проводил Иоанн Кронштадский. Царская чета, бывшая в трауре о смерти Александра III, не устраивала приемов и торжеств. В свадебное путешествие молодые тоже не отправились.
После свадьбы Александра Феодоровна записала в дневнике мужа:
«Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье - такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе».
И еще: «Никогда бы не поверила, что может быть такая полнота счастья в этом мире - такое чувство единения двух смертных существ. Мы не разлучимся более. Наконец-то мы вместе, и наши жизни связаны до конца, а когда эта жизнь кончится, то в другом мире мы встретимся снова, и уже не разлучимся во веки».
В своем дневнике Александра сделала много записей о семье, о семейных отношениях, которые могут быть напутствием и для современных семей. Вот некоторые из них.
«Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается , что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая».
« Если брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах, вина в людях, которые ими соединены».
«День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь»
«Хорошая жена — это благословение Небес, лучший дар для мужа, его ангел и источник неисчислимых благ: ее голос для него — сладчайшая музыка, ее улыбка освещает ему день, ее поцелуй — страж его верности, ее руки — бальзам его здоровья и всей его жизни, ее трудолюбие — залог его благосостояния, ее экономность — его самый надежный управляющий, ее губы — лучший его советник, ее грудь — самая мягкая подушка, на которой забываются все заботы, а ее молитвы — его адвокат перед Господом».
«Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена станет охотно интересоваться делами ее мужа, и будет в курсе всех его ежедневных дел. Но даже если жена не может оказать мужу помощь в его делах, любовь к нему заставляет ее глубоко интересоваться его заботами. И она счастлива, когда он просит у нее совета, и так они еще больше сближаются».
«Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не так. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим.
«Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств».
«Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами».
«Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это — терпение. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все».
«Хорошая жена – хранительница семейного очага.»
«Для каждой женщины главная обязанность – это устройство и ведение ее дома».
Александра Феодоровна создавала атмосферу семейного тепла и счастья тех ранних лет. Вот как пишет об этом Анна Вырубова, ее подруга:
“Какой бы монотонной ни казалась жизнь Императора и его Семьи, она была безоблачной и счастливой. Никогда, за двенадцать лет жизни с ними, я не слышала, чтобы Император и Императрица обменялись бы раздраженным словом, не видела сердитого взгляда. Для него она всегда была “солнышко“ или “родная“, и он входил в ее комнату, задрапированную лиловым, как входят в обитель отдыха и покоя. Все заботы и политические дела оставлялись за порогом, и нам никогда не разрешалось говорить на эти темы, Императрица же держала свои тревоги при себе. Она никогда не поддавалась искушению поделиться с ним своими треволнениями, рассказать о глупых и злобных интригах ее фрейлин или о неприятностях, связанных с учебой и воспитанием детей. “Ему надо думать обо всем народе“, – говорила мне она».
С 1898 года по 1914 гг. переписка Царя Николая Александровича и Царицы Александры Федоровны насчитывает меньше писем, чем в период их помолвки или Первой мировой войны, потому, что они редко разлучались. Когда они все-таки расставались, разлука была для них тяжела, и они писали друг другу ежедневно, как и до своей свадьбы. Эти письма характеризуют большую часть их семейной жизни, когда Александра занималась детьми, мужем и многочисленными благотворительными делами. Александра писала объемисто. Она начинала рано утром, добавляя абзацы в течение дня, продолжала до поздней ночи, и, возможно, добавляла еще больше на следующий день. Замечательная особенность этих писем заключалась в свежести чувства любви Александры. Она все еще писала мужу как пылкая девушка. Письма, обычно приходили с лепестками лилий или фиалок между страницами. Вот одни из писем, написанных Александрой Федоровной к Николаю Александровичу в период семейной жизни .
"31 августа 1902 года, письмо А-169.
Мой любимый,
Какую глубокую радость сегодня утром доставило мне твоё письмо. От всего сердца благодарю тебя за него. Да, милый, действительно, это расставание было одним из самых тяжелых, но каждый день снова приближает нашу встречу. Должно быть, было очень тяжело во время речей...
Твои дорогие письмо и телеграммы я положила на твою кровать, так что, когда я ночью просыпаюсь, могу потрогать что-то твоё. Только подумайте, как говорит эта замужняя старушка - как выразились бы многие, "старомодно". Но чем была бы жизнь без любви, что бы стало с твоей женушкой без тебя? Ты мой любимый, моё сокровище, радость моего сердца. Чтобы дети не шумели, я сними играю: они что-то задумывают, а я отгадываю. Ольга всегда думает о солнце, облаках, небе, дожде или о чем-нибудь небесном, объясняя мне, что она счастлива, когда думает об этом...
Сейчас до свидания. Да благословит и хранит тебя Бог. Крепко целую, милый, твоя нежно любящая и преданная женушка,
Аликс."
«Петербург, 26 июня 1904 года, письмо А-182.
Ангел мой милый,
Ты уехал, и женушка твоя одна, и компанию ей составляет только ее крошечное семейство. Тяжело быть с тобой в разлуке, но мы должны благодарить Бога за то, что за 10 лет, это случалось так редко. Я буду стойкой, и другие не увидят, как у меня болит сердце…»
«Царское село, 24 июня 1909 года, письмо А-212.
Мой бесценный,
Ты прочитаешь эти строчки, когда поезд будет уже уносить тебя далеко от женушки и детей. Очень тяжело отпускать тебя ехать одного – первое путешествие после всех этих волнений – но я знаю, что в Божиих руках ты в безопасности… Наша любовь и наша жизнь – это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности… что бы ни было на сердце женушки, в ее сердце ее муженек, всегда самый дорогой, самый близкий, лучший из всех.
До свидания, мое сокровище, благословляю и целую снова и снова, и обнимаю тебя крепко. Всегда твоя верная старая,
Женушка".
В дневнике Александры можно найти такие строки: «Каждая жена проникается интересами своего мужа. Когда ему тяжело, она старается подбодрить его своим сочувствием, проявлением своей любви. Она с энтузиазмом поддерживает все его планы. Она не груз на его ногах. Она сила в его сердце, которая помогает ему делаться еще лучше».
Собственная роль Александры Феодоровны в государственных делах была в то время ограничена. Она предоставляла заниматься ими самому Императору, а на себя брала попечение о детях, Дворце и многочисленных благотворительных делах.
Во время Первой мировой войны, будучи на фронте и не имея возможности заниматься внутренними делами государства, Николай Александрович нуждался в человеке, который мог бы осуществлять надзор за текущими делами и заниматься внутренней политикой. И все чаще он обращался к Александре Федоровне. Она откликнулась на призыв мужа, сделав сначала несколько робких шагов, но в дальнейшем приобретая доверие, работая с министрами. Правление Александры носило неофициальный характер. Николай часто писал, подбадривая ее: «Будь моими глазами и ушами там, в столице, пока я здесь. Тебе нужно только сохранять мир и согласие среди министров». Александра Федоровна понимала свою неопытность, часто в ее письмах к мужу сквозила неуверенность. Как у любого политика, у нее появились сторонники и противники. Спустя некоторое время, Александра потеряла свою популярность среди придворных. К 1915 году стали распространяться слухи о том, что Распутин и Александра Федоровна «контролируют» правительство. Ее обвиняли в приверженности к Германии, в предательстве, в фанатичной религиозности, полуистерической мистичности. Но эти обвинения были беспочвенны.
Лили Ден (подруга Александры) пишет: «Она знала и читала все, что о ней писали, но, хотя анонимные письма и стремились очернить ее грязью, ничто не могло запятнать светлую ее душу…».
А это письмо она пишет, когда Николай отрекался от престола, а она ожидала его с детьми в Царском Селе:
«Мой любимый, бесценный ангел, свет моей жизни! Мое сердце разрывается от мысли, что ты в полном одиночестве переживаешь все эти муки и волнения, и мы ничего не знаем о тебе, а ты не знаешь ничего о нас. Все отвратительно, и события развиваются с колоссальной быстротой. Но я твердо верю — и ничто не поколеблет этой веры,— все будет хорошо».
Удивительно, как она поддерживает своего мужа в такое тяжелое для них время. Александра была любящей женой, помощницей, верной спутницей жизни государя Николая. Мне кажется, это была удивительная женщина и она достойна называться Императрицей.
3. Александра Федоровна – мать пятерых детей.
Материнская любовь. Ей посвящено много поэтических строк, много теплых слов. Откуда столько нежности и ласки у матерей? Где ее источник и в чем сила любящего материнского сердца? Почему материнская любовь никогда не перестает? Ответы на эти вопросы мы можем найти в дневниковых записях Александры Федоровны.
«Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью», — говорила государыня Александра Федоровна. «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и глубокий смысл… Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты».
В 1895 году родилась первая дочь, Ольга. Александра Феодоровна, очутившись перед натиском все возрастающего непонимания и неприязни Двора, полностью ушла в семейную жизнь и дела милосердия. Здесь она чувствовала себя нужной, это стало ее целью, поскольку общество отвергло ее.
Она писала своей сестре, принцессе Виктории:
"Тебе пишет сияющая, счастливая мать. Можешь представить себе наше бесконечное счастье теперь, когда у нас есть наша драгоценная малышка, и мы можем заботиться и ухаживать за нею".
За Ольгой последовали еще трое дочерей и сын: Татьяна в 1897, Мария в 1899, Анастасия в 1901 и Алексей в 1904. Александра полностью посвятила себя семье. Детей она вскармливала сама, не боясь испортить фигуру, для Монаршей особы того времени это было отступлением от условностей, тогда было принято нанимать кормилицу.
«О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог». (Из дневника А.Ф.)
«Воспитывать детей надо собственным примером» - вот один из принципов воспитания детей в царской семье. «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни»- писала она. Для государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу.
Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», - считала государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил государь, - такими должны быть и мои дети».
В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание.
« Некоторые матери очень преданно любят своих детей, но думают только, главным образом, о земных вещах. Они нежно склоняются над своими детьми, когда те болеют. Они много работают и во всем отказывают себе, чтобы прилично одеть своих детей. Они очень рано начинают их учить понемногу и постоянно развивают их умственные способности, чтобы они со временем заняли достойное место в обществе. Но духовному развитию детей они не уделяют такого внимания. Они не учат их Божией воле. Есть дома, в которых дети вырастают, никогда не услышав молитвы от своих отцов и матерей и не получив никакого обучения духовного. С другой стороны, есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать».
« Как счастлив дом, где все - дети и родители, без единого исключения - вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения».
«Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога».
«Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Духовное воспитание ребёнок получает в семье, дома. Дом для Государыни - «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».
В царской семье всё было, как и в каждой семье: дни рождения, учёба, болезни, игры дома и на улице, семейные праздники. Режим для детей был обычным, не отягощенным обязанностями, привычными для Царской Семьи. Император и Императрица были верны принципам их собственного воспитания: большие, хорошо проветренные комнаты, где жили девочки, жесткие походные кровати без подушек, холодные купания (теплые разрешались вечером). Подрастая, дети обедали вместе с родителями. Еда была простая: говядина, свинина, борщ или гречневая каша, вареная рыба, фрукты.
М.К.Дитерихс в книге «В своем кругу» пишет: «Вставая утром от сна или ложась вечером перед сном, каждый из членов семьи совершал свою молитву, после чего утром, собравшись по возможности вместе, мать или отец громко прочитывали прочим членам положенные на данный день Евангелие и Послания. Равным образом, садясь за стол или вставая после еды, каждый совершал положенную молитву и только тогда принимался за пищу или шел к себе. Никогда не садились за стол, если отец чем-нибудь задерживался, - ждали его. Когда кто-нибудь из детей обращался к матери по вопросам, касавшимся воспитания, образования или отношений внешнего свойства, она всегда отвечала: «Я поговорю с отцом! Весь внешний и духовный уклад домашней жизни царской семьи представлял собою типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской, религиозной семьи».
День в царском дворце начинался рано. Александра сама была ранней пташкой и приучила детей не залёживаться в постели. После утреннего туалета и молитвы в девять утра следовал завтрак на английский манер. После завтрака императрица направлялась к детям, где просматривала их домашние задания, беседовала с педагогами. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Утреннее время также отводилось для официальных приёмов, которые Александра Федоровна давала многочисленным просителям. А по вечерам, так же, как тогда во многих семьях на Руси, они любили вместе с детьми и Николаем проводить время за домашним чтением.
Сохранилось много записок и писем Александры Федоровны и дочерей. Записки были частой, если не ежедневной формой общения. Когда Александра из-за нездоровья или занятости не могла подняться наверх в комнаты к детям, она часто писала им письма, и эту привычку, подрастая, они охотно перенимали.
«Ольга, милая, девочка моя, - пишет Александра, -ты должна помнить, что одна из главных вещей - быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших… Прежде всего помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим…будь особенно вежлива ко всем слугам и няням…».(1909 г.)
«Доброе утро, малышка моя (Татьяна), и спасибо тебе за письмо. Ты можешь пойти на завтрак в комнату Ольги. В эту жару мне так трудно дышать, сердце болит, и усталость…». (1911 г.)
12 августа 1904 года Император Николай Александрович написал в своем дневнике: "Великий, незабываемый день: милость Божия явно посетила нас. Сегодня в час Аликс родила сына. Мальчика назвали Алексеем".
Наконец-то появился Наследник на Престол. Долгожданным рождением Цесаревича Царская Семья была - по вере - обязана молитвам преподобного Серафима Саровского: Александра Феодоровна совершила паломничество к раке с мощами Преподобного, просила о сыне.
Ребенок родился крепким, здоровым, "с густыми золотыми волосами и синими глазами". Это был милый веселый мальчик, и только спустя несколько месяцев родители стали замечать с беспокойством первые признаки гемофилии. 15 сентября 1904 года случился первый приступ.
В своем письме к мужу Александра пишет: «Мой, родной, бесценный, Тебя снова нет рядом, да благословит тебя Бог и да хранит, и вернет благополучно назад. Прости меня за то, что не сдержалась, но я не могу сдержать эти ужасные слезы, чувствуя себя такой измученной после такого испытания на прошлой неделе… о, такая боль, и нельзя, чтобы другие это видели… Слава Богу, сейчас он вполне здоров! Это похоже на то, как будто его нам снова вернули, хотя я и не верила, что он уйдет. Я знаю, что его маленькая душа молится за тебя…Твоя женушка».
Носителями этой болезни обычно являются женщины, наследуют же ее их сыновья. Александре Феодоровне этот генетический дефект достался от бабушки, королевы Виктории, и она передала его Алексею. Даже когда удавалось контролировать внешние кровотечения и уберечь мальчика от малейших царапин, которые могли бы оказаться фатальными, ничего нельзя было сделать с внутренними кровоизлияниями - они вызывали мучительные боли в костях и суставах.
Это был страшный удар для всей Семьи - никто не мог облегчить страдания ребенка. Родители никогда не оставляли надежды на улучшение, но всем было ясно, что Алексей может не дожить до восшествия на Престол . На здоровье Царевича благотворно влиял Григорий Распутин. Даже осуждавшие Царицу за слишком доверительное к нему отношение признавали способность облегчать приступы и исцелять наследника.
Так начались годы напряжения и тревоги для Александры Феодоровны. Ее бдения около кроватки сына будут длиться дни, а то и недели, во время повторяющихся приступов болезни. «Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение» - писала она. Болезнь сына еще больше сплотила царскую семью. В то же время пошатнулось здоровье Александры Феодоровны. Она с детства мучительно страдала радикулитом и вынуждена была иногда передвигаться на коляске. Это, в сочетании с трудными частыми беременностями, когда она неделями порою была прикована к постели, усугублялось необходимостью участвовать в официальной жизни Двора и общественных делах, несмотря на болезнь. В 1908 году, когда Алексею был поставлен диагноз гемофилии, это вызвало у нее хроническую болезнь сердца. Сестра ее мужа Ольга Александровна писала, что порою Александре Феодоровне было очень плохо, ее дыхание учащалось, губы ее синели. Постоянная тревога за Алексея окончательно подорвала ее здоровье
Нетрудно проследить непонимание в обществе и растущую непопулярность Царицы. Не желая афишировать болезнь наследника и свое ухудшающееся здоровье, Александра Феодоровна поневоле становилась добычей дворовых пересудов, непонимания и осуждения.
Я считаю, что Александра Федоровна была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или прежде всего думают о благоустройстве дома, а не о детях.
4. Александра Федоровна - как сестра милосердия.
Глубокое чувство сострадания к обездоленным передалось Аликс от её матери. В письмах Аликс в молодые годы мы встречаем упоминания о её посещениях госпиталя, о постоянном вязании тёплых зимних вещей для бедных соседей и любовную заботу о близких. Еще, будучи пяти-шести лет, Александра посещала, вместе с матерью, больницы в Дармштадте, регулярно, каждую субботу. В обязанность девочки входило раздавать больным цветы. Гессенский двор держался простой и трудолюбивой жизни. Мать императрицы, дочь королевы Виктории, великая герцогиня Алиса Гессенская оставила по себе столь добрую память, что главная больница г.Дармштадта, одна из лучших в Германии, по сей день носит ее имя. В одном из писем матери герцогиня Алиса писала: «… важно, чтоб принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети». Они такими и выросли.
С первых дней замужества благотворительная деятельность Александры Федоровны была обширна. По собственной инициативе она устраивала для бедных мастерские по всей стране, основала школу сестер милосердия и ортопедическую больницу для детей. Открыла Школу народного искусства. В течении двухлетнего курса крестьянские девушки и монахини обучались ремеслам. Которые они могли преподавать в деревнях и монастырских школах. Она проявляла интерес ко многим туберкулезным санаториям рядом с Ливадией, поддерживала за счет собственных средств. Организовывала благотворительные базары, а выручку отдавала больным бедным людям. Когда подросли дочери, она подключила их к своей благотворительной деятельности. Александра говорила, что в мире кроме красоты много печали.
Когда началась мировая война, Императрица приняла на себя нелегкий подвиг сестры милосердия. Не щадя своих сил и здоровья, царица Александра, окончив медицинские курсы, приступила к сестринской практике вместе с двумя старшими дочерями. Она оказывала помощь по распределению средств на нужды войны, организовывала медицинские пункты, приспосабливала под госпитали все дворцы, которые только было возможно; Петровский и Потешный в Москве, а также Николаевский и Екатерининский были первыми переоборудованы для этих целей. В дворцовом госпитале она со своими дочерями организовала курсы сестер милосердия и сиделок. К концу года под ее опекой было уже 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов. В начале войны она приказала сделать ко дворцам пристройки, чтобы разместить там жен и матерей госпитализированных солдат, а также организовала пункты в Санкт-Петербурге для изготовления перевязочного материала и медицинских пакетов, где работали женщины разных классов.
В своих воспоминаниях Анна Вырубова пишет:
“Тогда мы были сестрами милосердия, нас обучили медицинскому делу. Приходили в госпиталь сразу после Литургии к 9 утра и шли прямо в приемный покой, где лежали раненые, поступившие после оказания им первой помощи в окопах и полевых госпиталях. Их привозили издалека, всегда ужасно грязных и окровавленных, страдающих. Мы обрабатывали руки антисептиками и принимались мыть, чистить, перевязывать эти искалеченные тела, обезображенные лица, ослепшие глаза – все неописуемые увечья, которые на цивилизованном языке называются войной. Я видела Императрицу России в операционной госпиталя: то она держала вату с эфиром, то подавала стерильные инструменты хирургу, помогая при самых сложных операциях, принимая из рук работающего хирурга ампутированные руки и ноги, убирая окровавленную и порою завшивевшую одежду, перенося все зрелища, запахи и агонии этого самого страшного места – военного госпиталя в разгаре войны. Она была неутомима и делала свою работу со смирением, как все те, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Императрица не чуралась абсолютно никакой работы. Случалось, хирург сообщал несчастному солдату о предстоящей ампутации или об операции, которая может окончиться фатально; солдат поворачивался и кричал с мукой в голосе: “Царица! Постой рядышком. Подержи меня за руку, чтобы я смелее был“. Кто бы это ни был – офицер или молодой солдат-крестьянин, она всегда спешила на зов. Положив раненому руку на голову, она говорила ему слова утешения и ободрения, молилась с ним, пока готовились к операции, ее милосердные руки помогали при анестезии. Люди обожали ее, ждали ее прихода, протягивали свои перевязанные руки, чтобы дотронуться до нее, когда она подходила, улыбались ей, когда она опускалась на колени у постели умирающего с прощальными словами молитвы и утешения“.
В письме императрицы от 22 октября 1914 года мы можем прочитать такие слова: « С 10 до 11 часов перевязывали раненых офицеров, потом шли в большой госпиталь на три, довольно серьезные операции. Были ампутированы три пальца, так как началось заражение крови, и они совершенно сгнили. У другого раненого шрапнелью и ... ампутация, еще у одного из ноги вынули множество кусочков раздробленной кости. Сейчас я должна отправиться в мой поезд №4 Красного креста…»
В своих письмах из ссылки Александра Феодоровна пишет, что она, Императрица, видела себя матерью России, матерью всех ее людей. В начале войны она взяла на себя труд прикреплять маленькие образки к цепочкам, чтобы каждый солдат мог получить что-либо, сделанное ее руками. Она занималась этим всю войну во время деловых встреч и кратких минут отдыха. На фронт ушло 15 миллионов человек и, хотя мы не знаем, сколько таких образков она сделала, но заниматься такой работой было постоянным для Александры Феодоровны.
Многие из аристократических кругов критиковали ее за работу по уходу за ранеными, считая, что это ниже ее достоинства. Александра Феодоровна писала в письме: “Некоторым может показаться, что мне не обязательно это делать, но я не просто присматриваю за госпиталем и помогаю насколько возможно, ведь от этого – только добро, сейчас на счету каждый человек. Это отвлекает людей от грустных мыслей“.
Александра Феодоровна, ухаживая за ранеными, лучше знала разрушительную работу войны, чем ее муж; как главнокомандующий, он не так уж часто бывал на передовой линии фронта.
Современные авторы беспечно продолжают описывать Александру Феодоровну как самовлюбленную и избалованную – будто бы до того, как разразилась война, она вставала с постели только поздно утром, и почти никто не упомянет о том, что это делалось по предписанию врача, поскольку у нее было больное сердце. И напротив, когда она, не взирая на слабое здоровье, во время войны начала ухаживать за ранеными, чьи страдания были неизмеримо более тяжелы, чем ее собственные, Императрицу стали обвинять в импульсивности и истеричности. К концу 1914 года такая изматывающая работа дала себя знать, и она несколько недель не вставала с постели. К 1916 году Александра Феодоровна была окончательно изнурена.
Однажды один из офицеров, который вышел из церкви, где проходила вечерняя панихида, был потрясён всем им виденным. У ограды кладбища остановился автомобиль, из которого вышла дама вся в чёрном и, войдя в ограду, обошла всё кладбище, молясь перед каждым крестом. Когда она дошла до офицера, то он узнал в ней Государыню Императрицу, которая одна ночью молилась за души погибших своих подданных. Этот случай говорит о великой любви и подлинной религиозности Государыни, которая служила Богу и людям до полной самоотдачи.
5. Святая мученица Александра Феодоровна.
Одним из условий замужества Аликс и Николая было переход ее в православие. Для Аликс это было равносильно предательству по отношению к лютеранской церкви, которую она так чистосердечно приняла всего несколько лет назад. Нелегко ей было отказаться от веры, в которой она была воспитана, и эти борения с собою заняли у неё почти два года. По глубине внутренней борьбы видно, что, несмотря на великую любовь к Николаю, она ни за что не вышла бы за него замуж, если бы почувствовала, что этим она оскорбляет Бога. Её поддерживала сестра Элла (Великая княгиня Елизавета Федоровна). Она убеждала Аликс в том, что перемена веры на самом деле не такое уж колоссальное или необычное событие.
В 1890 году в письмах Эллы к Николаю есть такие строки.
« Мы очень часто говорили с ней, но барьер, который, я надеюсь, будет перейден, все еще кажется непреодолимым. Ей кажется, что она делает что-то неправильно. Со своей любовью к сестре я пыталась убедить ее, что она не может поступить иначе, нежели любить эту религию, к которой я тоже намереваюсь принадлежать и которая осталась неиспорченной в течении столетий и продолжает быть такой же чистой, как в начале».
«Когда ты приедешь в Иерусалим, молись, чтобы Бог дал ей силы решиться».
Сама Элла вышла замуж за великого князя Сергея Александровича и добровольно приняла православие (в дальнейшем она станет настоятельницей Свято-Мариинской обители, будет причислена к лику святых). И вот наступило время изучения и духовных поисков, что окончательно развеяло её сомнения и привело к принятию Православия.
Александра Феодоровна полностью посвятила себя Семье, России, и вместе с тем росло и углублялось ее православное благочестие.
Царица была живым примером того, какой должна быть настоящая женщина-христианка, как в семейной, так и в общественной жизни. Государыня очень любила посещать богослужения, а также вместе с дочерьми пела и читала на клиросе. Часто говела и причащалась Святых Таинств. Она особенно почитала Пресвятую Богородицу и часто молилась Ей со слезами умиления. В последние годы Царская Семья бывала почти на всех богослужениях в государевом Феодоровском Соборе, который был оборудован и благоукрашен личными заботами Александры. В этом Соборе она устроила себе уединенный уголок, скрытый от посторонних взоров, где находился аналой, у которого она стояла, следя за службой по богослужебным книгам.
Одна из ее приближенных фрейлин вспоминает: «Она преклоняла колени в тени одной из колонн, и никто не догадывался, что это за дама, которая скромно молится, купив свечи и поставив их перед иконами».
В декабре 1916 года Императрица посетила в Новгороде Десятинный монастырь. Блаженная старица Мария, лежащая много лет в тяжелых веригах, протянув к Государыне руки, произнесла: "Вот идет Мученица-Царица Александра ". Затем блаженная обняла Александру Феодоровну и благословила.
Государыня тщательно изучала жития русских святых. Творения святых отцов были ее настольными книгами до самой мученической кончины.
Сохранился оригинал дневника за 1917 год – это маленькая, переплетенная в ткань, книжечка в голубой обложке, сшитой Александрой Федоровной, в углу которой вышит маленький крест. Тетрадь для дневника была подарена Александре Федоровне ее дочерью великой княжной Татьяной Николаевной, о чем свидетельствует дарственная надпись. Это сборник разных цитат, стихов, размышлений, это дневник женщины, которая делает записи, чтобы напоминать себе о ежедневных обязанностях в жизни христианина.
Хочу привести из этого дневника несколько строк, которые затронули и меня:
«Библию следует изучать умно. Ее следует изучать тщательно, так как каждая ее часть полезна для назидания, для исправления, для утешения, для помощи. Слово Божие - это лампада».
«Жизнь каждого православного христианина – это маленький сад, где растут любовь, радость, мир, долготерпение, мягкость, доброта и другие духовные ценности».
«Людям радом с нами больше всего нужна просто доброта».
«Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим».
«Радость – это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло».
«Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога».
«Всем христианским добродетелям надо учиться. Сами по себе они ни к кому не приходят. Мы должны учиться быть терпеливыми, кроткими, вежливо отвечать на резкие несправедливые слова и оскорбления. Мы должны учиться прощать обидчиков самое трудное, что человек должен преодолеть самого себя».
«Христианская религия – это религия радости. Но почему-то многие люди думают, что религиозная жизнь не может быть радостной. На самом же деле нет более глубокой и радостной жизни, чем жизнь, наполненная самопожертвованием в служении Христу».
Самые жесточайшие душевные муки Царица перенесла в дни февральского переворота, когда она с тяжелобольными детьми была заключена в Царскосельском дворце, окруженном мятежниками, и ничего не знала о любимом супруге. Именно тогда Государыня, пройдя через эту пытку со смирением, не теряя своего неизменного упования на волю Божью, по свидетельству, окружавших ее людей, переродилась и перешла на новую грань духовной жизни.
После отречения Государя, жизнь царской семьи наполнилась тяжелыми испытаниями. Арест, заключение под стражу в Царском селе, затем ссылка в Тобольск, Екатеринбург. О екатеринбургском периоде заточения царской семьи свидетельств осталось мало. Почти нет писем. В основном это краткие записи в дневнике императора и показания свидетелей по делу об убийстве царской семьи. Государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю. Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». А это строчки из дневника царицы в 1917 г.: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, … как хочется с любимым больным человеком все разделить, … так и с Родиной». В доме Ипатьева завершились последние дни Царственных мучеников. Чувствуя приближение развязки, Александра Федоровна писала: «Хотя гроза приближается – на душе мирно – все по воле Божией. Он все к лучшему делает». Постоянные оскорбления и издевательства со стороны охраны в Ипатьевском доме причиняли Царской семье глубокие нравственные и физические страдания. В караульном помещении пьяные голоса горланили революционные и неприличные песни. Следили за каждым движением заключенных. Солдаты, глумясь над Императрицей и Великими княжнами, покрывали стены непристойными рисунками и надписями. Дом в самое короткое время стал грязным и заплеванным. Обедая вместе с Царской семьей за одним столом, они не снимали фуражки, курили. Встречая вместо озлобления кротость и смирение, солдаты изменили свое поведение, прекратили непристойную ругань. Начальство вынуждено было сменить охрану. Из дневника императрицы: «Добром за добро воздаст любой, но христианин должен быть добрым даже к тем кто обманывает, предает, вредит… никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим». Дивный душевный покой Царицы являлся той чудесной силой, которая давала решимость христианским мученикам в минуты страшных испытаний и позволяла с радостью идти на смерть.
Семья Романовых в доме Ипатьева вела достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. Именно Александра стала для всех членов семьи духовной опорой и примером христианского смирения. В заточении она преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью, чтением духовных книг. Императрица подарила детям книги: «Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского», «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского», «Утешение в смерти близких сердцу», «О терпении скорбей», «Благодеяния Богоматери человеческому роду через Ея святые иконы». Среди книг Александры Феодоровны были «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, «О терпении скорбей, учение святых отцов, собранное епископом Игнатием Брянчаниновым», Молитвослов и Библия.
Сохранились стихотворения, цитаты и изречения Святых, записанные Александрой в заточении в небольшую книжечку. Они отражают чувства и мысли императрицы о христианском пути, о любви к ближнему, о всепрощении.
«Христиане должны переносить скорби и внешние и внутренние брани, чтобы, принимая удары на себя, побеждать терпением. Таков путь Христианства». Св.Марк Великий.
«Веруй, что все случившееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все находящее на тебя». А.Дорофей.
«В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и Единому Богу открывай свое сердце». Св.Серафим Саровский.
В воскресенье 1/14 июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В тот день впервые никто из Царственных мучеников не пел во время службы, они молились молча. Батюшка служил обедницу, по чину службы положено было в определенном месте прочесть кондак «Со святыми упокой...» Почему-то на этот раз диакон, вместо того чтобы прочесть этот кондак, запел его, запел и священник. Царственные мученики, движимые каким-то неведомым чувством, опустились на колени. Так они прощались с этим миром, чутко отзываясь на призывы мира горнего — Царствия вечного.
Как итог земной жизни страстотерпцев читаем мы следующие строки из письма Государыни: « Ничего, жизнь – суета, все готовимся в Царство Небесное. Тогда ничего страшного нет. Все можно у человека отнять, но душу никто не может».
Она простила по-христиански народ, который допустил тяжкий грех - цареубийство. «С отречением Государя все кончено для России. Но мы не должны винить ни русский народ, ни солдат: они не виноваты…Народ не испорчен, заблудились, соблазнились. Некультурный, дикий народ, но Господь не оставит, и Святая Богородица заступится за Русь бедную нашу».
За жертвенное служение Богу и ближним, за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое, Господь сподобил царскую семью принять мученический конец в один день и в один час. Христианская жизнь этой семьи могла бы служить примером в течение веков, и их мученический конец, и страдания, которые они перенесли, ничем не отличались от страданий первых христиан.Это была одна семья, навсегда связанная друг с другом великой любовью, сознанием долга и религиозностью. И главное не в том, как они ушли из мира, а в том, как жили в миру. Жизнь семьи Романовых может во многом служить примером всем современным людям.
Почитание царской семьи фактически было начато святейшим патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному императору через три дня после убийства.
В 1981 году Зарубежная Церковь канонизировала Царскую Семью как мучеников вместе со многими погибшими в результате гонений от рук коммунистов. Причисление святых Царственных Страстотерпцев к лику святых Русской Православной церковью произошло в 2000 году.
«Величайшая борьба – это клевета, особенно когда с нею соединено обвинение в важном деле. Если же велика борьба, то за нее приготовлен и венец блистательный». Св. Иоанн Златоуст. Эту запись я прочила в записках Александры Федоровны. Образ царственных страстотерпцев – последнего Русского царя из рода Романовых и его семьи – предстает перед нами, как чистое зерцало правды и благочестия. Царские венцы, ставшие для них мученическими, сияют вечной, нетленной славой в Царствии Небесном.
При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой.
Святая Александра - дважды, если можно так сказать, мученица, потому что после ее убиения в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге последовали десятилетия космополитической клеветы на ее имя.
«Трудно найти человека, который был бы более оклеветан современниками, и будет, вероятно, оклеветан историей,- сказала Великая Княгиня Мария Георгиевна,- нежели Императрица Александра Федоровна. Увы! Никто ее не знал и не ценил, никто не хотел и не хочет быть к Ней просто справедливым. А, между тем, Государыня была и отличной примерной женою и матерью, и истинно Русской Царицей. По воспитанию своему и по духу, она была не германской, а английской принцессой. Приехав навсегда в Россию, Она всем сердцем своим пошла навстречу России и всему русскому. Принявши Православие, Она стала искренно и глубоко православной. Она восприняла не только духовную сущность Православия, но и все внешние проявления русского культа, вплоть до последних обрядовых мелочей, столь дорогих сердцу русского крестьянина".
Александра Федоровна в 1917 году в своем дневнике сделала такую запись: «Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь».
Я думаю, что именно жертвенная любовь к мужу, к детям, к России определяла весь жизненный путь Александры. Она любила бескорыстно, терпеливо и постоянно. Я ни в коем случае не идеализирую Александру Федоровну Романову. Она жила мирской жизнью, обстоятельства ее жизни, преодоление трудностей и искушений подобны тем, что переживает всякий из людей. Но, в отличии от других, она была настоящей православной христианкой. Христианская вера, любовь, милосердие, смирение помогли ей в перенесении многочисленных скорбей, болезней, ожесточённой клеветы, страданий в ссылке и, наконец, позволили мужественно и смиренно принять мученическую кончину. В ходе своей работы я полностью убедилась в том, что Александра Феодоровна была замечательной, образцовой Женщиной, Женой, Матерью, Христианкой и Императрицей. И я всем сердцем верю, что таких людей, как она, немало в нашем современном, тяжелом и жестоком мире. Общество нуждается в таких, как она. Александра Романова стала для меня символом женственности, чистоты, светлости, человечности и гуманности. Именно поэтому данная тема называется "Дивный свет Александры Феодоровны". Таким образом, я подтвердила свою гипотезу о том, что Святая Александра была праведной женщиной еще до своего мученичества.
Данную работу я могу использовать в школе – на уроке истории, на классном часу или конференции. Также я могу ознакомить с ней других людей, которые желают узнать всю правду о последней Императрице Российского государства.
Список используемой литературы:
Интернет - ресурсы:
2. http://www.pravmir.ru
3. http://ru.wikipedia.org/
4. http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1916.htm
Кактусы из сада камней
Красочные картины Джастина Геффри
Валентин Берестов. Аист и соловей
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды