Исследовательская работа посвящена научному наследию М.Е. Евсевьева, исследованиям ученого в рбласти филологии, истории и культуры мордвы.
Вложение | Размер |
---|---|
m.e.evsevev.docx | 52.59 КБ |
Презентация о М.Е. Евсевьеве | 2.19 МБ |
Содержание
С.
Введение………………………………………………………………………3
1. Историография научного наследия М.Е. Евсевьева .…………………...5
2. Научно-педагогическая деятельность……………………………………8
2.1 М. Е. Евсевьев - исследователь истории и культуры мордвы………...8
2.2 Исследования ученого в области филологии………………………….16
2.3 Деятельность М. Е. Евсевьева по созданию и развитию национальной школы…………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..21
Список используемой литературы…………………………………………23
Введение.
Имя Макара Евсевьевича Евсевьева - первого мордовского ученого-энциклопедиста - известно не только среди финно-угроведов России, но и за рубежом. Этот талантливый языковед, историк, этнограф внес огромный вклад в развитие мордовской национальной культуры, создал мордовскую письменность.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время возрастает потребность в знании и изучении своего народа, его выдающихся личностей. М. Е. Евсевьев является выдающимся учёным и просветителем мордвы-эрзи и мордвы-мокши. С его именем связан новый этап в развитии науки об истории и культуре мордвы, мордовской письменности, широкого распространения сети национальных мордовских школ. Имя ученого присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, что ещё раз подчёркивает важность его исследований для нашей республики и его огромнейший вклад в её развитие.
Значимость фигуры М. Е. Евсевьева осознавалась уже его современниками: и крестьянами, общавшимися с ним в мордовских селениях, и учеными, видевшими в нем «мордовского Лёнрота», собирателя истории и культуры родного народа, и общественными деятелями, воспринимавшими его как харизматическую личность, которая олицетворяла в себе народные идеалы.
Целью работы является рассмотрение жизненного пути, творческой и исследовательской деятельности М. Е. Евсевьева.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы биографии ученого;
- показать значимость научно-исследовательской деятельности М. Е. Евсевьева в деле изучения истории и культуры мордвы;
- проанализировать педагогическую и просветительскую деятельность М. Е. Евсевьева.
В исследовательской работе используются такие методы научного исследования как:
1. Историография научного наследия М.Е. Евсевьева
Первыми оценили значение М.Е. Евсевьева для науки и культуры России такие выдающиеся ученые, как филологи А. А. Шахматов и А. Ф. Корш, историк И. Н. Смирнов, этнографы Н. М. Могилянский и А. Н. Пыпин, педагоги Н. И. Ильминский и Н. А. Бобровников. Высоко оценивали его труды известные финно-угроведы М. П. Веске, X. Паасонен, П. Равила, Е.Сеттеле, А. Хейкель, А. Хямяляйнен и другие. Взлет славы Евсевьева приходится на 1920-е гг., когда его идеи развития национальной культуры и образования стали находить свое воплощение в политике, педагогической теории и школьной практике. Однако в начале 1930-х годов советское правительство поставило под сомнение вклад Евсевьева, мотивируя это далекими от науки утверждениями. К счастью, сам М. Е. Евсевьев этого уже не услышал.
Новое «открытие» М. Е. Евсевьева состоялось лишь через два десятилетия после его кончины. Мордовский историк-краевед В. И. Беззубов оставил ряд трудов, посвященных научной деятельности М. Е. Евсевьева.
Новое «открытие» М. Е. Евсевьева состоялось лишь через два десятилетия после его кончины. Мордовский историк-краевед В. И. Беззубов оставил ряд трудов, посвященных научной деятельности М. Е. Евсевьева. Эти издания позволили ввести наследие ученого-энциклопедиста в активный научный оборот, положили начало его использованию в исследованиях разными отраслями мордовской культуры и науки: лингвистами, историками и этнографами, музыковедами. Каждый из них находил важную для своей отрасли знания грань в трудах M. E. Евсевьева.
Из работ, непосредственно посвященных жизни и деятельности Евсевьева, следует назвать статью М. Т. Бибина и Е. Г. Осовского «Макар Евсевьевич Евсевьев», монографию М. Ф. Жиганова. В 1989 г. в связи со 125-летием со дня рождения М.Е. Евсевьева в Мордовском педагогическом институте его имени состоялась Всероссийская научно-практическая конференция. В опубликованном по ее материалам сборнике «Научное наследие М.Е. Евсевьева и современность» была сделана попытка современного прочтения наследия просветителя: составители впервые комплексно подошли к наследию мордовского просветителя, объединив в одном издании выступления представителей разных отраслей науки, посвященных М. Е. Евсевьеву.
В последующее десятилетие наследие М. Е. Евсевьева стало объектом ряда монографий и диссертационных исследований в области истории, истории образования и педагогики.
Так, В. К. Абрамов в нескольких своих монографиях не только описал основные этапы жизни и деятельности выдающегося мордовского ученого, но и показал его роль в организации мордовского национального движения в 1917-1918 гг. О большом научном вкладе М. Е. Евсевьева в изучении истории и культуры мордовского народа повествует и Н. Ф. Мокшин.
Активное изучение наследия Евсевьева продолжают и ученые Мордовского государственного института. В конце XX - начале XXI в. ими было выпущено значительное количество работ. Среди них надо упомянуть монографии. Е. Г. Осовского и И. А. Зеткиной, где авторы воссоздают биографию ученого-энциклопедиста, используя новые архивные и мемуарные материалы, целостно представляют его научно-педагогическое наследие и вклад в национальное строительство Мордовии. Уточненные, воссозданные заново страницы жизни Макара Евсевьевича Евсевьева, неизвестные биографам или проигнорированные ими, меняют сущность знакомой биографии, ее научное и общественное значение, что в конечном итоге приводит к изменению оценки развития педагогической мысли и истории культуры Мордовии.
Биография ученого и сведения об основных направлениях его педагогической и научной работе приводятся и в трудах обобщающего характера таких как «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа», вышедшей в 2004 г., втором томе энциклопедии «Мордовия», первом выпуске биографического сборника «История Мордовии в лицах». К 140-летию со дня рождения М. Е. Евсевьева был издан альбом «Жизнь мордвы в фотографиях», где помещены снимки ученого, хранящиеся в фондах Мордовского краеведческого музея.
Таким образом, деятельность М. Е. Евсевьева волновала как отечественных ученых, так и зарубежных исследователей. В последние десятилетия наследие просветителя стало объектом ряда монографий и диссертационных исследований в области истории, истории образования и педагогики. Активное изучение наследия Евсевьева продолжают и ученые Мордовского государственного института. В конце XX - начале XXI в. было выпущено значительное количество работ. Интерес к личности и деятельности просветителя не угасает и в настоящее время.
В качестве источников при написании данной темы мы использовали документы из личного фонда ученого, которые хранятся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия. Так же в качестве исследовательского материала в проект включены изображения личных вещей М.Е. Евсевьева, которые находятся в Мордовском республиканском краеведческом музее им. И. Д. Воронина.
В преддверии 150-летия ученого, энциклопедиста, просветителя мордовского народа М. Е. Евсевьева библиотекой Мордовского государственного педагогического института организована книжная выставка «Великий сын мордовского народа».
2. Научно-педагогическая деятельность М. Е. Евсевьев.
2.1 М. Е. Евсевьев - исследователь истории и культуры мордвы.
М. Е. Евсевьеву принадлежат большие заслуги в области собирания и изучения устно-поэтического творчества мордовского народа. Он умел органически увязывать актуальные вопросы науки о народно поэтическом творчестве с вопросами языкознания, истории и этнографии. В области собирания, публикации и изучения фольклорных памятников М. Е. Евсевьев представляет перед нами как филолог в широком понимании этого слова, как литературовед и лингвист, глубоко понимающий неразрывную связь народной поэзии с языком и их важную роль в развитии общественного самосознания народа, а также в области образования и воспитания людей.
Ученый понимал, что мордовский народ, несмотря на мучительные тяжелые условия жизни при царизме, создал самобытную культуру, в которой фольклор занимает одно из первых мест. В области изучения народной словесности одной из значительных заслуг М. Е. Евсевьева является то, что он глубоко разобрался в многогранности и идейно-художественной значимости устно-поэтического творчества родного народа. М. Е. Евсевьев, будучи ещё воспитанником Казанской учительской семинарии, правильно понял, что фольклорные памятники являются не только произведениями художественного слова, но и значительными культурными ценностями, в которых отражаются вся история народа, создавшего их, его быт, нравы, обычаи, взгляды на природу и общество. М. Е. Евсевьев отстаивал мысль об активной роли устной поэзии в жизни общества, в борьбе людей за утверждение прогрессивных общественных идеалов.
В своей научной работе и собирательской деятельности ученый исходил из понимания многозначности народно поэтического творчества.
Глубокому осмыслению значения и роли фольклора у М. Е. Евсевьева соответствовал и широкий размах его работы в области устной народной поэзии. Накапливая фольклорно-лингвистический и иной материал, он побывал более чем в 450 мордовских селениях. Свои научные высказывания и обобщения он строил на основе огромного количества фактов, многочисленных и систематических наблюдений.
М. Е. Евсевьев фиксировал фольклорный материал во всех губерниях Европейской части России, в которых проживала мордва. Он продолжил выпуск сборников запечатленных мордовских фольклорных произведений, начатый ещё в1882-1883 гг. (сборник «Образцы мордовской словесности»).
В1882-1883 гг. в журнале «Живая старина» М. Е. Евсевьев опубликовал работу по мордовской свадьбе. А в 1897 г. он издал в Казани сборник «Образцы мордовской народной словесности, вып. 1. Мокшанские песни».
После опубликования этих работ М. Е. Евсевьев приобрел известность зрелого ученого фольклориста и этнографа.
Умелая работа М. Е. Евсевьева как выдающегося фольклориста особенно хорошо видна на примере изучения и записи обрядов, песен и причитаний, сопровождающих мордовскую свадьбу. Свадебные песни, доведенные в течение многих веков до высокого художественного совершенства, М. Е. Евсевьев записал особенностями бытования, исполнения. Свадебные песни и обряды в разных мордовских селениях, М. Е. Евсевьев зафиксировал в нескольких вариантах. Это дало возможность ученому вести работу над накопленными материалами о народной традиционной свадьбе во многих аспектах, использовать их как историко-этнографический источник и как произведения словесного искусства.
Сознавая необходимость обнародования накопленного материала, М.Е. Евсевьев в годы Советской власти ещё с большей энергией, чем прежде, продолжает обработку и публикацию собранных им фольклорных произведений. В эти годы он выпускает сборники: « Мордовская свадьба», «Эрзянь морот» (Эрзянские песни), « Эрзянь ёвкст » (Эрзянские сказки).
Оценивая деятельность М. Е. Евсевьева как фольклориста, следует подчеркнуть, что собранные им произведения в совокупности охватывают почто все жанры обрядового и необрядового фольклора мордвы. Особое значение имеет то обстоятельство, что благодаря записям М. Е. Евсевьева многие песни и сказки сохранились в таких вариантах, в каких позднее зафиксировать их было невозможно.
М. Е. Евсевьев был и крупным историком, коллекционером и знатоком материальной культуры мордовского народа. Известно, что вопросами истории, этнографии, быта и культуры мордвы до М. Е. Евсевьева занимались многие русские и заграничные ученые, как И. И. Лепехин, П. С. Паласс, П. С. Рычков, Н. Фальк, В. А. Сбоев и другие, которые многое сделали в этой области. Однако каждый из них занимался лишь одной из сторон жизни мордвы: этнографией или фольклором, историей или культурой. М. Е. Евсевьев первым из ученых вплотную занялся изучение истории, этнографии, быта и культуры мордовского народа в их взаимосвязи, поставил их в центре своей научно-исследовательской работы и общественно-просветительской работы, связав ее с борьбой за культурное и духовное возрождение родного народа.
М. Е. Евсевьев отдал много сил и энергии собиранию, коллекционированию и изучению предметов материальной культуры мордвы. Собранные и обработанные им коллекции одежды, обуви головных уборов, домашней утвари, родовых знаков имеют большую научную ценность и во многом позволяют представить далекое прошлое жизни и быта мордовского народа.
М. Е. Евсевьев работал и в области изучения истории религии мордовского народа. В этом отношении обращает на себя внимание его работа «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии», вышедшая в 1914 году в журнале « Живая старина». Здесь М. Е Евсевьев предстает как крупнейший знаток истории и религиозных верований мордвы и страстный борец за духовное и культурное раскрепощение родного народа. Упомянутый труд является итогом больших научных изысканий, многочисленных наблюдений, фотографирования и кропотливого сбора фактического материала.
В работе «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» М. Е. Евсевьев на основании огромного фактического материала делает вывод о том, что старые, языческие верования мордвы интенсивно вытесняются и вымирают под натиском православия. Вместе с тем М. Е. Евсевьев отлично понимал, что православная церковь является орудием насилия и духовного угнетения. Он зло высмеивал служителей церкви, гневно обличал их ханжество, жадность и стяжательство.
Но главная ценность научного исследования М. Е. Евсевьева заключается в том, что он здесь впервые прослеживает и тщательно изучает древний период истории мордвы - период зарождения и развития родового и первобытно-общинного строя, что делает его «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» важнейшим историческим источником, не потерявшим своей научной ценности до настоящего времени.
Послеоктябрьский период его научной деятельности характеризуется не только расширение масштаба исследований и накопление богатого фактического материала, но и изданием ряда важнейших работ, среди которых наиболее видное место занимает «Мордовская свадьба», полностью опубликованная в 1931 году.
«Мордовская свадьба» - большой научный труд крупного ученого. Эта книга чрезвычайно богата описаниями всевозможных деталей быта мордвы и её обрядов, в ней приводят полностью свадебные причитания и песни.
Мордовская свадьба описана М. Е. Евсевьевым очень подробно и тщательно; им не пропущена ни одна « мелочь, начиная с того момента, когда приходят сватать девушку и, кончая поездкой невесты в гости к своим родным». «Мордовская свадьба» распадается на следующие основные части: сватовство, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха и приезд молодой в гости своим родителям. Этот труд М. Е. Евсевьева является ценным источником по истории мордвы, позволяющим понять многие стороны жизни мордовского народа в период древней и средневековой истории.
Среди исторических работ М. Е. Евсевьева следует отметить «Мордву Татреспублики», которая также была опубликована им лишь в советское время, в 1925 году. В этом исследовании на основании данных фольклора, лингвистики, этнографии, а также исторических документов, ученый рассматривает вопрос о мордовском населении Татарии, о формировании, развитии культуры, быта и религиозных воззрений мордвы, о его расселении и передвижении. Особую ценность представляет «Мордва Татреспублики» в историко-экономическом плане, являясь важнейшим исследованием истории хозяйства мордвы раннего средневековья, то есть до покорения мордовских племен Казанским ханством.
Здесь М. Е. Евсевьев, например, первым из всех ученых говорит о наличии у мордвы в прошлом трехпольной системы земледелия, что подставило под сомнение укоренившееся до этого неверное мнение о резком хозяйственном и культурном отставании мордовских племен раннего средневековья.
В «Мордве Татреспублики» М. Е. Евсевьев говорит об общности интересов мордвы, чувашей марийцев, о их желание жить в дружбе с русским народом. Он упоминает в этой работе о восстании народов Поволжья против гнета самодержавия, о волнении мордвы под Казанью после разгрома Казанского ханства.
М. Е. Евсевьева глубоко интересовала борьба мордовского народа против угнетателей. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1929 году он задумал написать монографию «Терюшевское восстание».
Говоря о своеобразии и специфике переводных произведений М. Е. Евсевьева, необходимо отметить, что его переводческая деятельность была теснейшим образом связана с той эпохой, в которую он жил, и в значительной мере обусловливалась ею. Поэтому выбор тем, идей, которые он разрабатывает, отбирая и оценивая окружающие его жизненные явления, сцены и картины противоречий и противоборств между язычеством и христианством, обусловлен именно исторической обстановкой. Этим объясняются своеобразие и основные особенности оригинальных и переводных произведений автора.
Используя приемы литературного обобщения и типизации, на примере отдельных божеств М. Е. Евсевьев раскрывает читателям их общую сущность, особенности поклонения им и суть языческих обрядов и традиций. В текст «Крещения Руси...» он по своему усмотрению вносит значительные изменения, в которых прослеживается авторская позиция по отношению к языческим молениям. Нередко в его переводе сквозит ирония по поводу изживших себя обрядов. Такова, к примеру, передача сцен моления домашним богам, собирающимся, по поверьям, у порога и нуждающимся в пище. Аналогичные нотки звучат и при описании поминок: «...ярсыльть, симильть сезевемазост, мейле молить калмо лангс тосо таго симильть, ярсыльть-иредильть, калмо лангсонть киштеме-морамо кармильть» («...ели, пили, того гляди лопнут, затем шли на кладбище, где снова пили, ели, пьянели, начинали плясать и петь»). Как видим, автор проявляет себя как прекрасный переводчик, тонко чувствующий нюансы языческой религии и находящий яркие языковые средства для ее описания, добиваясь при этом большой выразительности.
Переводы М. Е. Евсевьева, проникая в национальную среду, расширяли исторический и эстетический кругозор народа, знакомили мордву с историей и культурой других народов. Так, мордовский литературный памятник «Покш праздникть» знакомит читателей с римской государственностью времен Константина. Такие переводы, не лишенные элементов национальной художественности и изобразительности, образно и доходчиво передавали исторические события, происходившие в далеких странах. А в переводе «Крещения Руси...» в главе «Кода кстиндасть рузтне» («Как русские крестились») не только описывают религиозно-этнические ритуальные обряды, но и характеризуются русско-мордовские исторические взаимосвязи. Большое место занимают переданные в полумифической форме исторические сказания о крещении русских и мордвы. Воспроизводя картины принятия мордвой новой веры, переводчик с исторической объективностью отмечает случаи ее сопротивления христианизации. В этом очерке М. Е. Евсевьев отмечает, что среди мордвы были и такие, кто прочно держался за старую веру, которую невозможно было сломать никакими льготами и подарками.
Переводы М. Е. Евсевьева получили высокую оценку А. Ф. Юртова. В одном из своих писем, адресованных Н. И. Ильминскому, он пишет: «Перевод (переложение) «Крещения Руси...» на эрзянский язык, сделанный Макаром Евсевьевичем, очень хорош, так что ни одной книги нет еще, так хорошо переложенной на мордовский язык... Я думаю, что и буквальные переводы (Евангелия, молитв) Макар Евсевьевич сделает не хуже».
А. Ф. Юртов был прав. Мордовские тексты переводов «Крещения Руси...» и «Евангелия», являются лучшими образцами письменных памятников мордовской литературы христианского просвещения. Значение этих и других переводов для образования мордвы было велико, потому что «состав библейских книг, созданных в различное время на протяжении тысячелетия, включая произведения самых различных жанров, начиная с философской лирики и кончая военной повестью», был чрезвычайно пестр и в идеологическом, и в художественном отношении. Они содержали в себе «обильные фольклорные мотивы, сказочные мифы, биографические повествования, богословские трактаты». В целом для образования переводная литература имела прогрессивное значение потому что, перенесенная в национальную среду и слившаяся с богатыми традициями устного народного творчества, она сыграла важную роль в распространении грамотности среди мордовского народа.
Как историко-литературные памятники эти переводы смело можно отнести к наиболее раннему жанру мордовской литературы - жанру историко-этнографического очерка с элементами литературной художественности.
Евсевьев был первым национальным фотографом - ученым, зафиксировавшим многообразие бытовой культуры мордвы. Участвовал во Всероссийской промышленно - художественной выставке в Н. Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже, на которой был удостоен золотой медали. Подробнейшее описание им мордовской свадьбы получило высокую оценку Неофилологического общества (академик А. Н. Пыпин). За исследование в области этнографии удостоен серебряной и золотой медалей РГО (Российское географическое общество).
Таким образом, М. Е. Евсевьев стоял у истоков мордовского историко-литературного процесса, он предопределил жанровое разнообразие зарождающейся литературы. Его творческие опыты по созданию рассказов, сказок и стихотворений для детей, переводов произведений русских авторов, «Эрзянской свадьбы» на основе фольклорного материала заложили фундамент мордовской литературы. Как видим, она возникала не на пустом месте, а начала развиваться с просветительских произведений М. Е. Евсевьева. В ней отразилась характерная черта евсевьевского просветительства - народность и общедемократическая направленность. Этими произведениями было определено и содержание формирующейся литературы - жизнь мордовского крестьянства, мир его мыслей и забот. Не случайно основой ее художественной структуры, как отмечают исследователи, становятся фольклорная поэтика, народный стиль повествования. Критериями оценки героя просветительской литературы являются любовь к труду, уважение к старшим, покровительство слабым и обиженным. Идея воспитания трудом пронизывает многие произведения зарождающейся мордовской литературы, начиная с букварных текстов и этнографических очерков.
2.2 Исследования ученого в области филологии.
Следуя опыту и традициям русского писателя, М. Е. Евсевьев обратился к устному народному творчеству, т. е. стал использовать фольклор в целях нравственного воспитания. Повышенный интерес вызывали темы, отражающие жизнь простого народа, его быт и нравы. Фольклор служил средством изучения обычаев, общественных отношений; в нем с замечательной точностью отражались народная психология и педагогика. Поэтому чтение фольклорных произведений на уроках педагог считал насущной потребностью. Фольклорные произведения, наполненные идеалами добра и справедливости, в отсутствие национальной художественной литературы способствовали нравственному воспитанию подрастающего поколения. Бытовавшие в народе сказки, пословицы, поговорки, переработанные М. Е. Евсевьевым, служили определённой педагогической цели. «В годы обучения, - писал один из учеников М. Е. Евсевьева, - мы с удивлением слушали его уроки по русскому языку и арифметике, особенно нам нравились его сказки и пословицы, написанные им же на мордовском языке. Его уроки на нас производили глубокое впечатление».
Используя национальный фольклор на уроках русского языка, М. Е. Евсевьев преследовал две цели: во-первых, анализируя произведения мордовского устного народного творчества, он стремился возбудить у воспитанников интерес к культуре, истории и языку родного народа, во-вторых, закладывал основы начального национального образования в миссионерской школе. Литература как предмет в Казанской инородческой учительской семинарии не изучалась. По древней традиции она считалась составной частью философии, религии, логики и других учений. М. Е. Евсевьев хорошо понимал, что без чтения художественных произведений, в которых заложены общечеловеческие ценности, нельзя воспитать убеждённого человека, будь то учитель или священнослужитель. Поэтому в своей педагогической практике он широко использует фольклор.
Характеризуя эту сторону его педагогической деятельности, выпускник Казанской семинарии П. И. Бурмистров отмечал, что на уроках русского языка читали много произведений мордовского фольклора. М. Е. Евсевьев в чтении выделяет следующие компоненты: объяснение непонятных слов, предварительный комментарий или беседа, чтение и пересказ по частям и в целом, развитие связной речи путём пересказа и ответов на вопросы. Особое внимание он уделял лексической подготовке, к восприятию текста, возбуждению детского интереса к чтению. На уроках ученики выполняли различные творческие работы. Семинаристы часто писали сочинения, переводили прочитанный текст с мордовского на русский, состязались в стихотворном искусстве.
В период работы в Казанской инородческой учительской семинарии М.Е. Евсевьев начинает собирать произведения мордовского устного народного творчества. С этой целью он побывал более чем в четырёхстах мордовских деревнях и сёлах Саратовской, Самарской и Тамбовской губерний, Рязанской, Пензенской и Ульяновской областей, Чувашии, Башкирии, Татарии и Мордовии. Поездки по мордовским селениям Поволжья, многочисленные беседы с крестьянами, изучение образцов народного искусства укрепили в нём мысль о том, что «фольклорные памятники являются не только произведениями художественного слова, порождёнными эстетическими потребностями людей, но и значительными культурными ценностями, в которых отражается вся история народа, создавшего их, его быт, нравы, обычаи, взгляды на природу и общество». М. Е. Евсевьев считал, что фольклор является созидательной силой, формирующей идеалы, нравы и мировоззрение людей. По его убеждению, это кладовая общечеловеческих ценностей, богатая нива воспитания, служащая нравственной опорой для подрастающего поколения, развивающая и обогащающая его творческое воображение, эстетические идеалы, взгляды на жизнь.
Важнейшим фактором формирования мировоззрения М. Е. Евсевьева стало знакомство с многонациональной культурой народов Поволжья, с их жизнью, языками, устно-поэтическим творчеством, историей. Все это позволило по-новому взглянуть на жизнь, быт, историю и культуру родного мордовского народа, осознать, что глубинные пласты национальной истории и культуры остаются не раскрытыми. Его многочисленные поездки по селам, встречи с крестьянами, изучение народного творчества укрепляли это убеждение. Уже в начале нового века он был известен как собиратель духовной культуры мордовского народа. Как вспоминал Ф. Ф. Советкин, друзья и знакомые в шутку называли его «мордовским богом». Вполне естественно, что наряду с общими чертами, характерными для просветителя, во взглядах и деятельности М. Е. Евсевьева отразились и особенности исторического, этнопсихологического и религиозного развития мордовского народа, его нужды и потребности.
2.3 Деятельность М. Е. Евсевьева по созданию и развитию национальной школы.
М. Е. Евсевьев не оставался в стороне от движения за развитие народного просвещения. В Казанской семинарии М. Е. Евсевьев приобрел научные знания и впитал в себя прогрессивные идеи в области народного образования. Но не только семинария способствовала развитию прогрессивного мировоззрения М. Е. Евсевьева. С детства привыкшей ценить труд, М. Е. Евсевьев еще на студенческой скамье проникся глубоким уважением к науке и уже тогда зародилось у него стремление заняться научными исследованиями и посвятить свою жизнь служению народу.
В целом деятельность М. Е. Евсевьева была направлена к одной цели - к просвещению мордовского народа. Мы вправе назвать М. Е. Евсевьева первым учителем первых мордовских учителей. Он никогда не забывал народа, выходцем из которого он являлся. Во время научных командировок он вербовал и устраивал мордовскую молодежь учиться в Казанскую семинарию.
М. Е. Евсевьев проявлял большую заботу о женском образовании. В 1904 году он официально и смело заявлял о необходимости открывать школы не только для мальчиков, но и для девочек.
М. Е. Евсевьевым были предприняты серьезные и смелые шаги по организации мордовских учительских школ. В сентябре 1906 года М. Е. Евсевьевым был подготовлен проект открытия в мордовском селе Каменке Белебееевского уезда Уфимской губернии мордовской учительской школы, наподобие крещено-татарской, существовавшей в г. Казани. Весной 1907 года начали строить большое деревянное здание. Строительсто школы шло быстрыми темпами. В выстроенном здании школы было разрешено открыть только 2-классное училище Министерства народного просвещения.
М. Е. Евсевьев особенное внимание уделял воспитанию в детях высоких моральных качеств на основе труда.
С 1906 по 1912 год М. Е. Евсевьев был заведующим учебными мастерскими семинарии. Под его руководством изучалось столярное, слесарное и кузнечное дело.
Большое место в жизни Макара Евсевьевича Евсевьева в послереволюционные годы занимала общественно-педагогическая деятельность, которой он отдавался с молодым задором. Много ездил по стране, встречался с учительством, участвовал в конференциях и совещаниях. По его инициативе были открыты первые мордовские учительские-семинарии в селе Мачкасы и Малый Толкай (ныне Самарской области).
М. Е. Евсевьев уделял большое внимание курсовой: подготовке и переподготовке мордовских учителей. Под его руководством были открыты курсы не только в Москве, но и в Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, Самаре, Саранске, Саратове. В центре стояли вопросы преподавания: мордовского языка и литературы, работы по новым учебникам. М. Е. Евсевьев не только выступал сам, но и привлекал опытных специалистов, работников культуры. На Центральных курсах выступали видные деятели Наркомпроса - Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Г. К. Ульянов. В гости к своим землякам приходил замечательный скульптор Степан Эрьзя, с творчеством которого М. Е. Евсевьев познакомился еще до революции и которым очень гордился.
По собственному опыту М. Е. Евсевьев хорошо знал, что в развитии образования ключевая роль принадлежит учительским кадрам. Так, с открытием земской школы в Волгапине он с гордостью писал: «Учителем в школу назначен коренной мордвин того же уезда - П. А. Повереннов. Он еще при Н. И. Ильминском привезен был мною в Казань и определен в начальную мордовскую при семинарии школу, а затем и саму семинарию. Пройдя начальную школу по системе Ильминского, Повереннов, естественно, и в самой школе начал вести преподавание по этой системе, т. е. на родном языке».
Действительно, школа стала оказывать большое культурное влияние на население. При школе был образован прекрасный хор из учеников и взрослых людей. Скоро молва об этом хоре распространилась далеко за пределами села Валгапино. М. Е. Евсевьев часто приезжал сюда и оказывал учителю Повереннову методическую помощь в деле улучшения преподавания на родном языке.
Педагогическая деятельность Евсевьева развивалась под воздействием идей Я. А. Каменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, многонациональной культуры народов Поволжья. Он был воспитан в духе миссионерской педагогики Н. И. Ильминского, Н. А. Бобровникова. В то же время ему удалось разработать свое понимание взаимосвязи общечеловеческого и национального в просвещении мордвы и других народов Поволжья с учетом их исторических, этнокультурных и психологических особенностей. Как ученый-методист выдвинул ряд новаторских дидактических идей, положенных в основу преподавания и учебной литературы 1920 - 1930-х годов.
Заключение.
С именем Макара Евсевьевича Евсевьева связано представление об удивительной многогранности, плодотворной деятельности и цельности натуры ученого, педагога, народного просветителя. Нас, его потомков поражают огромный размах, необыкновенная целеустремленность, строгая взыскательность, широта и глубина его мышления. Живой ум, личное обаяние, чуткость к людям, редкие познания привели к ученому многих людей: и друзей и многочисленных учеников и последователей. Ученые и педагоги, кто пошел по стопам Евсевьева, испытали на себе силу обаяния его творческой личности, навсегда связали свою судьбу с изучением многовекового духовного наследия родного народа. Каждый из них, так или иначе, коснулся тех основ науку, которые заложил Евсевьев.
Своеобразие его научной методологии заключается в комплексном изучении народной культуры, различных взаимосвязей ее составляющих компонентов, в определении главных особенностей ее самобытности. Важнейшим его положением, воспринятым от демократических традиций русской науки, является то, что М. Е. Евсевьев понимал, что его профессионального искусства и литературы лежит через развитие самих национальных культур, в выявлении в них наиболее ценных прогрессивных традиций.
Научная и практическая деятельность в жизни Макара Евсевьевича неразрывно связаны друг с другом, находятся в диалектическом взаимодействии. Евсевьев принадлежал к той когорте ученых, у которых практика постоянно проверяет теорию, в то же время питает ее своими новыми идеями: одна без другой у него они не могли существовать.
Как и в жизни Евсевьев превыше всего в науке дорожил естественностью и правдой. Он в быту был очень скромным, питал неприязнь ко всему показному, легковесному, поверхностному, бьющему на эффект. Макар Евсевьевич никогда не останавливался на достигнутом, он был подвержен сомнениям, многократно проверял собранные в полевой работе данные. Он по здоровому воспринимал критику.
По воспоминаниям многочисленных его учеников, соратников и друзей, ему не были чужды обычные человеческие интересы. Но всегда, несмотря на трудности жизни, он думал о своем деле, о народе, который виделся ему свободным и счастливым. Он был подлинно народным Просветителем! Вся его подвижническая жизнь без остатка была отдана служению науке, просвещению родного народа. В них и заключался смысл его существования.
В возвращении народу его многовековых духовных ценностей он видел один из путей преодоления культурной отсталости. «Великую силу имеет национальная песня, - писал Макар Евсевьевич, - в ней излиты все страдания народа, вся его тоска о лучшем, все его идеалы... Мы должны беречь народную песню, как святыню, которая действует облагораживающе на человека и может смягчить его сердце. Где есть возможность, необходимо образовать народные хоры...».
Научные и педагогические достижения Макара Евсевьевича сегодня активно служат науке, культуре, делу воспитания и образования подрастающего поколения. Наследие Евсевьева с годами предстает все более масштабным. Сегодня важно дальше осмысливать и развивать плодотворные идеи ученого.
Список используемой литературы
Источники
Литература
Интернет-ресурсы:
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25» Исследовательская работа Педагогическое наследие М.Е.Евсевьева Разработал: Емелина Ольга Юрьевна Ученица 11 «А» класса Руководитель работы: Серова Екатерина Альбертовна Учитель истории 2013-2014 уч.годСлайд 2
Содержание Введение 1. Историография научного наследия М.Е. Евсевьева 2. Научно-педагогическая деятельность 2.1 М. Е. Евсевьев - исследователь истории и культуры мордвы 2.2 Исследования ученого в области филологии 2.3 Деятельность М. Е. Евсевьева по созданию и развитию национальной школы Заключение Список используемой литературы
Слайд 3
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время возрастает потребность в знании и изучении своего народа, его выдающихся личностей. М. Е. Евсевьев является выдающимся учёным и просветителем мордвы-эрзи и мордвы-мокши. С его именем связан новый этап в развитии науки об истории и культуре мордвы, мордовской письменности, широкого распространения сети национальных мордовских школ. Имя ученого присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, что ещё раз подчёркивает важность его исследований для нашей республики и его огромнейший вклад в её развитие.
Слайд 4
Целью работы является рассмотрение жизненного пути, творческой и исследовательской деятельности М. Е. Евсевьева . Для решения поставленной цели были определены следующие задачи: - рассмотреть основные этапы биографии ученого; - показать значимость научно-исследовательской деятельности М. Е. Евсевьева в деле изучения истории и культуры мордвы; - проанализировать педагогическую и просветительскую деятельность М. Е. Евсевьева .
Слайд 5
В исследовательской работе используются такие методы научного исследования как: теоретический анализ; теоретический метод; индуктивные и дедуктивные методы; описание; изучение литературы.
Слайд 6
Макар Евсевьевич Евсевьев - первый мордовский ученый-энциклопедист . Талантливый языковед, историк, этнограф внес огромный вклад в развитие мордовской национальной культуры, создал мордовскую письменность.
Слайд 7
Глава 1. Историография научного наследия М.Е. Евсевьева
Слайд 8
Глава 2 Научно-педагогическая деятельность М. Е. Евсевьев . 2.1 М. Е. Евсевьев – исследователь истории и культуры мордвы. 2.2 Исследования ученого в области филологии. 2.3 Деятельность М. Е. Евсевьева по созданию и развитию национальной школы.
Слайд 9
Список используемой литературы Источники Диплом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, выданный Евсевьеву М. Е. об избрании его действительным членом общества // ЦГА РМ. Ф. Р-267. Оп.1. Д. 6. Л. 1. Свидетельство Евсевьева М. Е. об окончании учительской семинарии // ЦГА РМ. Ф. Р-267. Оп.1. Д. 2. Л. 2. Формулярный список Евсевьева М. Е. о службе учителя приготовительного класса Казанской учительской семинарии // ЦГА РМ. Ф. Р-267. Оп.1. Д. 7. Л.
Слайд 10
Интернет-ресурсы: http://www.bibliofond.ru http://ru.wikipedia.org/wik http://pedagogic.ru http://vostokoved.academic.ru http://www.detskiysad.ru/ped/mordov07.html
Сказка "Узнай-зеркала"
На горке
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Лиса Лариска и белка Ленка
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись