Работа посвящена музею школы №25 "Набат времени". Цель работы. Представить поисково-исследовательскую и проектную работы музея «Набат времени» через мультимедийные разработки учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 38.39 КБ |
Новейшие информационные технологии в работе школьного музея
Подготовил:
Шавшаев Роман Алексеевич
Ученик 11 «А» класса
МОУ «Средняя школа №25»
Руководитель:
Серова Екатерина Альбертовна
Учитель истории
Саранск-2015
Содержание С.
Введение……………………………………………………………………..2
Заключение……………………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………………………………..14
Введение.
Современный школьник уже не представляет процесс обучения без компьютерных систем и гаждетов, без Интернет-источника. Да что говорить, педагоги сейчас не обходятся без ИКТ-технологий. Это и понятно. Сегодня мир не может существовать без высокотехнологичных разработок, участвующих во всех направлениях жизни общества. Доступность, свобода использования и быстрый обмен информацией – вот основа современного обывателя. Так «умные» механизмы внедряются в наши дома, садятся с учениками за парты, спасают человеческие жизни. Технологиям находится место даже на отдыхе, в самообразовании, в духовном мире человека.
Актуальность темы. Современный музей - это не просто экспозиции, выставки, традиционные экскурсии. В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации. Музей боевой славы и трудового подвига «Набат времени» школы №25 города Саранска в этом отношении не уступает крупнейшим музеям республики и даже страны.
Новизна темы. Внедрению информационных технологий в работе мировых музеев посвящено множество исследований. Мне бы хотелось предложить свое видение использования мультимедии в процессе школьного музейного дела.
Цель работы. Представить поисково-исследовательскую и проектную работы музея «Набат времени» через мультимедийные разработки учащихся.
Задачи работы:
Объектом исследования можно назвать современный образ музея и технологию проведения экскурсий.
Для данного исследования были взяты подлинные археологические, письменные источники, фото и видео материалы из фондов музея. Так же активно использовался Интернет-источник.
Использовались в основном теоретические методы исследования: анализ и синтез, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.
Нужно отметить, что летом 2013 года музей «Набат времени» претерпел капитальный ремонт, к тому же сменился его руководитель. После чего стало необходимо провести учет и систематизацию всех имеющихся материалов, а так же инвентаризацию оборудованию. Для сохранности письменных источников, доля которых является уникальной, встала необходимость перевода материала в электронный вид: оцифровать документы, сканировать фото и рисунки.
история и современность.
В МОУ «Средняя школа №25» города Саранска военно-патриотическое воспитание подрастающего покаления является одним из приоритетных направлений в процессе обучения. Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории, культуры, природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Приказ об открытии музея издаётся директором школы по представлению Совета школы и утверждается городским управлением образования. Музей «Набат времени», основанный в 1972 году играет значимую роль в воспитании патриотизма, приобщает к краеведческой, поисково-исследовательской работе. В 1976 году музею был присвоен статус «Школьный музей» (свидетельство о присвоении звания музея №3395).
Музей «Набат времени» создавался в течение двух лет и был открыт 7 мая 1976г.
Возникновению идеи к созданию музея способствовали: поездка группы учащихся в музей «Антифашист» московской школы № 234; переписка с членами клуба «Следопыт» Черемисиновской средней школы №1 Курской области.
По примеру следопытов Черемисиновской школы была создана группа из 15 человек, руководителем её стала учитель истории – Александра Степановна Сыромясова.
В апреле 1975г члены поисковой группы совершили поездку на место гибели Игоря Косарева в село Букань Калужской области, а июле 1975г была совершена поездка в г.Волгоград для встречи с бывшим узником фашистских концлагерей В.И. Федниным. началась кропотливая работа. Через В.И. Феднина была установлена связь с другими бывшими узниками и ветеранами войны.
Весь собранный материал: письма, экспонаты, фото и послужил основой к созданию музея. Фонд школьного музея насчитывает 2740 экспонатов (вещественных, письменных) из них более 50% оригиналы, остальные – копии. Более 90% экспонатов посвящены военной истории (отдел нумизматики, отдел археологических раскопок на территории Мордовии не отражают военную историю).
Для проведения экскурсионной и поисковой работы был создан Совет музея.
В активе Совета: мероприятия, посвященные большим праздникам; встречи с ветеранами; поездки по городам-героям и походы по местам боевой славы: Брест, Минск, Севастополь, Рига, Ленинград, Волгоград, Одесса, Новороссийск, Москва. Посещение мемориальных комплексов: Хатынь, Мамаев курган, Сапун-гора, Малая земля, Бородинская панорама, панорама «Оборона Севастополя», Малахов курган, Пискаревское кладбище, Нерубайские катакомбы, бывший концлагерь «Саласпилс».
Материалы поездок вошли в фонд музея.
Проводилась большая работа по установлению судеб и мест захоронения наших земляков-ветеранов.
Осенью 2005 г. на основе музея был создан поисковый отряд «Набат времени» (руководитель Дворянинов А.П.), вошедший в единую структуру Мордовского республиканского патриотического объединения «Поиск». В активе отряда поисковая экспедиция в Б.Чуфарово Ромодановского района, Марш Памяти по Большеигнатовскому и Инсарскому районам, установление судеб погибших по книгам Память. Ежегожно наши бойцы участвуют в городских, республиканских и Всероссийских мероприятиях, приуроченных к памятным датам отечественной истории.
Более 35 мест захоронений воинов Великой Отечественной войны, уроженцев Мордовии, разыскали следопыты музея. Поисковая группа выезжала на место гибели Героя Советского Союза Игоря Косарева – уроженца нашей республики, в село Букань Калужской области.
Все материалы, привезенные с «Вахт памяти», хранятся в музее, являются достоянием школы, широко используются в учебно-воспитательном процессе.
Музей является мощным средством формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, вызывает интерес к краеведческой работе, чувства интернациональной гордости за свой народ, свою Родину.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы школьного музея способствовало организации информационного пространства музея, обработке текстовой и графической информации, перевода фотографий в электронный вид и формированию электронного описания фондов музея. Применение информационно-коммуникационных технологий в организации работы школьного музея способствует развитию самооценки учащихся при подготовке экскурсий, выступлений на различных конкурсах по краеведческой тематике.
Что дают информационные технологии для подъёма интереса к музейному делу среди учащихся?
1. Оперативность информации. Ведь быстро получить полную и новую информацию по музейному делу можно только с помощью информационных технологий.
2. Динамичность хранения. Применение ИКТ позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
3. Формирование коммуникативной компетентности. Способствует воспитанию личности, которая будет востребована в современном обществе.
Для любого дела важно, каким инструментом ты пользуешься. В нашем случае таковым, в первую очередь, является компьютер.
Благодаря компьютеру, появилась возможность использовать в работе учебные электронные издания, презентации материала с использованием программ Power Point, Интернет-ресурсы.
Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет наглядно и интересно проводить внеклассные мероприятия. Если используется программа Power Point при составлении выступления учащихся с докладами, то сообщения становятся более яркими и эмоциональными. При работе с этой программой компьютер помогает школьнику повысить самооценку. На этом этапе работы ребенку нужна будет поддержка учителей-предметников и родителей. Когда ребёнок создаёт презентацию или буклет, то он понимает, что его работы увидит много людей, а не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость. И как он радуется, когда презентация понравилась не только одноклассникам, но и ребятам из других параллелей, родителям, учителям.
На протяжении второго учебного года Актив Совета музея «Набат времени» организовано ведет подготовку банка презентаций для виртуальных экскурсий по отделам экспозиций музея: «Города-герои», «Города воинской славы», «Брестская крепость-герой», «Хатынь. Боль и скорбь», «Герои Великой Отечественной Войны», «Герои-уроженцы Мордовии», «Пионеры-герои», «Мы этой памяти верны» и другие. Эти наработки могут использоваться как для проведения тематических экскурсий, так и на внеклассных мероприятиях, и на уроках истории.
Учащиеся активно преображают стандартные научно-исследовательские работы в интересные творческие труды с помощью мультимедийных технологий. Так, в 2013-2014 учебном году на основе исследовательской работы ученицы 10 «А» класса Суняйкиной Марии «Судьба солдата» был снят постановочный документальный ролик, который стал победителем во Всероссийском Фестивале телевизионного творчества школьников «Телекласс».
Следующим нашим шагом Совет музея планирует на основе архивных источников, интервьюирования и современных технологий будет создание документального фильма об основательницы музея «Набат времени» А.С. Сыромясовой.
В данный момент на этапе становления сайт школьного музея «Набат времени». Функционирование сайта может разрешить вопросы и проблемы, связанные с использованием цифровых технологий и ресурсов Интернет в музейном деле:
Web-ресурс музея будет ставить целью своей работы консолидацию школьных организаций, а также популяризацию музейной педагогики для привлечения молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи. Сайт музея будет помогать обмениваться информацией, опытом с другими школьными и краеведческими музеями.
В школьном музее «Набат времени» накоплено большое количество разнообразного материала. Эти материалы активно используются в учебно-воспитательном процессе. Их применяют при проведении интегрированных уроков, на классных часах, для выступлений на конференциях, семинарах, встречах, на родительских собраниях. Но многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в очень ветхом состоянии. И чтобы сохранить их, используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают результативность работы. Это позволило создать электронный банк данных, для того чтобы классифицировать и сохранить всю имеющуюся в музее информацию по направлениям: фотографии, личные документы, статьи из газет.
Школьный музей развивает и электронную культуру. Это происходит в результате сбора и использования видео и звукозаписей. В видео и аудио-архивах музея находятся оцифрованные записи воспоминаний А.С. Сыромясовой, фрагменты военных кинохроник, фотоматериалы, эксклюзивные рисунки А.П. Краснопрошина и В.И.Феднина, многое другое. Все эти виды информационных ресурсов позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, вызывает интерес у посетителей музея, позволяет окунуться в историческую атмосферу прошлых времен.
3. Создание виртуальных экскурсий в музее «Набат времени».
Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания.
Конкретные её формы - экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.
Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня. Необходимо сделать так, чтобы на экскурсии вовлечь учащихся в процесс знаний через рассказ, вопрос-ответ, игровые технологии, музыкальное оформление, всевозможные выставочные приемы иллюстративного характера, использование компьютерных технологий.
Виртуальный экскурсия в музей (от virtual – возможный, скрытый, как бы существующий) – информация на электронном носителе о школьном музее, который существует реально, не только в сетевом пространстве. Для виртуальных музеев характерно использование интерактивных возможностей, предоставляемых электронными носителями: пользователь может «перемещаться» по залам, получать любые сведения. Виртуальные музеи, не заменяя реальные музеи, могут служить экспериментальной площадкой для музейного проектирования.
В нашем музее предложены следующие виртуальные экскурсии:
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что интерес к виртуальным экскурсиям по-прежнему велик, все больше учащихся приобщаются в деятельности музея. В программе школьного образования предусмотрены факультативы и элективные курсы как «музейное дело».
Заключение.
Применение методов ИКТ в работе школьного музея открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения. Это развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. Но тут следует помнить, что нельзя чрезмерно увлекаться показом только презентаций, нужно каким – то образом компилировать формы проведения экскурсий, так как нельзя заменить живое общение с учащимися, которое включает в себя и рассматривание экспонатов, и желание потрогать их своими руками, и узнать, как они работали, как их использовали.
Таким образом, использование мультимедийных технологий в работе музея позволяют:
– представлять и популяризировать культурно-историческое наследие;
– реалистично визуализировать объекты хранения;
– представлять результаты проектировочной деятельности и исследований;
– продвигать программы и проекты музея.
В преддверии празднования 70-летней годовщины Великой Победы ничто не сможет заменить рассказ наших доблестных ветеранов о войне. С каждым годом участников ВОВ остается все меньше, но молодое поколение может сохранить информацию о подвигах и героях, используя современные технологии.
Список используемой литературы.
1.Новиков С.П. применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика № 9, 2003.
2. Ветераны и Совет ветеранов города. Саранск, 2002.
Интернет-источники.
Смекалка против Змея-Горыныча
Разноцветное дерево
Ёжикина Радость
Как нарисовать ветку ели?
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")