Однажды, при строительстве нового дома, моей семье посчастливилось наткнуться на уникальную находку. На первый взгляд, бесформенный кусок бронзы оказался частью колокола, который когда-то был снят с колокольни церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Атюрьево. То, что это часть колокола стало понятно, когда фрагмент был почищен и на нем отчетливо был виден лик святого, очевидно Николая Чудотворца, так как изначально церковь носила его имя и называлась Никольской.
Меня заинтересовала эта находка, и я решил подробнее узнать о истории возникновения колокола.
Вложение | Размер |
---|---|
i_snova_zazvonyat_kolokola.doc | 77 КБ |
Оглавление
Введение
1. История колоколов
1.1 Легенда о колоколе
1.2 От Древней Руси до Советской России
3 Летопись церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
4 Завод братьев Приваловых
5 Орнаментация церковных колоколов.
6 Заключение
7 Список литературы
8 Приложение
Введение.
Актуальность. В старину люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы согласны с тем, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.
Однажды, при строительстве нового дома, моей семье посчастливилось наткнуться на уникальную находку. На первый взгляд, бесформенный кусок бронзы оказался частью колокола, который когда-то был снят с колокольни церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Атюрьево. То, что это часть колокола стало понятно, когда фрагмент был почищен и на нем отчетливо был виден лик святого, очевидно Николая Чудотворца, так как изначально церковь носила его имя и называлась Никольской.
Меня заинтересовала эта находка, и я решил подробнее узнать о истории возникновения колокола. Для этого мне было необходимо изучить историю церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Атюрьево, а так же собрать информацию о заводе братьев Путиловых, где, согласно документам и был отлит этот колокол. Поэтому объектом исследования я выбрал историю возникновения церковного колокола, фрагмент которого был найден при строительстве дома моей семьей.
Цель исследования: изучить историю возникновения церковных колоколов церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Атюрьево и их влияние на формирование духовного мира человека.
Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:
1. Изучить материал по истории возникновения церковных колоколов на Руси.
2.Собрать сведения о храмах и колоколах в селе Атюрьево, подтверждающие существование традиции колокольных звонов на нашей земле.
3. Познакомиться с объектом исследования.
4. Собрать библиографический материал по теме.
5. Провести работу с архивным материалом по истории села и церкви.
6. Воспитывать уважительное отношение к духовному, историческому прошлому.
7. Побеседовать с церковнослужителями, сделать фотографии.
8. Установить изготовителя колоколов и историю их создания;
Методы исследования:
В работе применялся метод исследования – изучение информационных источников по теме с помощью теоретического исследования и анализа источников, описание. В качестве информационных источников использовались книги, журналы, газетные материалы, сеть Интернет.
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на создание, уничтожение и возрождение колоколов.
Научно-практическая значимость работы:
Использовать накопленный материал можно на уроках истории, основ православной культуры, краеведения, а также применять во внеклассных мероприятиях, способствующих духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
1. История колоколов
1.1. Легенда о колоколе.
Колокольчик - необычайно красивый цветок. Рассказывают, будто гулял по лесу один благочестивый епископ по имени Паулиний, предаваясь молитвам и размышлениям о Боге. На закате лучи солнца залили все вокруг золотым светом. Священник пришел в восторг и умиление. Опустившись на колени, он стал молить Господа, чтобы тот послал ему какое-нибудь знамение. Тут ему почудилось, будто слышит он едва различимый, но мелодичный и приятный звон. Этот звон издавали лесные колокольчики, качающиеся на полянке под легким ветерком. Епископ преисполнился ликованием и, вернувшись домой, повелел отлить из меди гигантский цветок колокольчика. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый церковный колокол, созывающий людей на церковную службу.
1.2. От Древней Руси до Советской России.
Считается, что первое упоминание о колоколах на Руси содержится в Третьей Новгородской летописи и датируется 1066 годом. А первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к 1259 году, когда князь Даниил Галицкий перевёз из Киева в Холм колокола и иконы. До наших дней сохранились два древнерусских колокола домонгольского периода, ещё от тридцати девяти сохранились фрагменты. На некоторых есть надписи русскими, а на некоторых – латинскими буквами. Латинское название колокола «кампан» объясняют названием провинции, где их начали отливать. Есть версия, что название «колокол» произошло от древнерусского слова «коло» - круг. В некоторых словарях – от общеславянского kolkolъ, восходящему к звукоподражательной основе kol. Некоторые учёные считают, что слово «колокол» имеет корень от греческого «колкун», что означает клепало или било. Поначалу колокола лили монахи, затем дело перешло к ремесленникам. В России в результате многовековой практики сложилась традиция, когда большинство мастеров старались отливать колокола с «русским» профилем, который имеет определённые соотношения диаметра, толщины и высоты и даёт большой тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть). Если говорить о значении, которое колокол приобрёл в жизни народа, то здесь вряд ли найдётся пример более яркий, чем Россия. Колокольный звон на Руси возвещал людям о самых разных событиях. По нему они шли не только в церковь: с помощью специального колокола собирали крепостных на барщину; особые колокола звонили, когда преступника вели на казнь; колокола били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель. Колокола напутствовали воинов на битву, приветствовали знатных гостей. Голоса их неизменно были значительными, поднимавшимися над будничной суетой, призывающими смертных обратиться к чему-то высшему, вечному. Если говорить об их церковной роли, то они служили таким же первостепенным атрибутом христианской религии, как и крест, недаром на Большом колоколе Александро-Невской Лавры патриарх Никон изображён с церковкой в одной руке и с колоколом в другой. Звон колоколов был завещанием предков, голосом родины. Он воспевал её силу и красоту, напоминал о долге перед ней. Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого. В древней Москве не разрешалось строить здания выше этой колокольни. Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали о пожаре.
На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанел, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.
Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
Вся жизнь человека проходила под звуки колокола. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон успокаивался на погосте.
Но не всегда колокола услаждали слух христиан. Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы, невозможно было их изъять из российской жизни, а в советское время изъяли.
Советская власть к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды».
Колокола разделили свою судьбу с судьбой русского народа, их не обошли стороной «ужасы, доселе невиданные и неслыханные».
Великая Отечественная война 1941-1945гг. В сердцах советских людей зазвонили набатом колокола! Они призывали на защиту своей Родины, как это делали в прошлые века Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Васильевич Суворов и многие другие герои нашего Отечества.
Война унесла миллионы человеческих жизней. Фашизм не щадил никого ни детей, ни стариков, ни женщин! В помять о всех замученных, погибших в концлагерях и на поле брани, в Бухенвальде звучит колокольный набат. Это была великая битва. Выстоял русский народ. Выстоял и русский колокольный звон.
Таким образом, колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.
3. Летопись церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
До третьей ревизии (говоря современным языком – переписи населения) в 1763 году из двух деревень (Нижнее и Верхнее Атюрьево) – одна из них стала селом. Это было Нижнее Атюрьево. После принятия местной мордвой христианства в 1745 году встал вопрос о строительстве церкви в селе, так как в каждом селе имелась церковь.
В 1764 году в селе Нижнее Атюрьево на средства прихожан была построена деревянная церковь, освященная в честь особо почитаемого мокшанами святого Николая Чудотворца и названа Никольской.
После того, как деревянная церковь обветшала, было решено построить рядом с ней новый каменный храм на главной улице села. Новая каменная церковь была построена в 1862 году.
Таким образом, можно считать, что нынешнему храму Покрова Пресвятой Богородицы исполняется 150 лет. Церковь была построена на средства прихожан. От их имени в качестве заказчика выступал Яков Тихонович Тишкин. На его же имя на нижегородском заводе братьев Приваловых были отлиты 6 колоколов. Самый крупный из них – 17-ти пудовый в 1905 году. Во время службы на престол выносили ковчег – серебряный макет церкви, созданный на средства прихожан.
Позднее к кирпичному храму пристроили трапезную и колокольню. Строительные работы в храме продолжались и после 1862 года, что подтверждается вычеканенной на алтарных дверях датой – 1896 год. Внутренняя планировка церкви традиционная – с востока на запад – алтарь, храм, трапезная, колокольня. Размер церкви в плане – 50х21 метр. Храм имеет северный и южный входы, выделенные порталами. В XIX веке восточнее церкви был разбит сад и построена часовня.
В первой половине 30-х годов XX века служба в церкви была закрыта. Церковные колокола сняли в 1934 году. Рядом с церковью был открыт сельский клуб, построенный из деревянной церкви одного из сел района. Пятиглавое завершение храма и купол колокольни были сняты в 1938-1939 годах. Алтарь разобрали в первой половине 60-х годов. Тогда же демонтировали лестницы, крылья колокольни и печи трапезной. Церковную ограду и ее цоколь разобрали местные жители для своих нужд. С 30-х годов в церкви располагался колхозный зерновой склад, а в 70-80 годах прошлого столетия – цех пластмасс и спортшкола. Росписи стен были покрыты побелкой.
В 1975 году, благодаря инициативе тогдашнего ответственного секретаря республиканского отделения ВООПИиК И.М. Кшнякина, церковь была признана памятником архитектуры РСФСР и был выполнен проект ее реставрации специалистами Саранской реставрационной мастерской. Однако к реставрации и восстановлению храма приступили лишь после его возвращения Церкви в 1989 году в соответствии с решением Совета по делам религий при Совмине СССР от 10 июля 1989 года. Возрождение храма и религиозной деятельности в Атюрьеве связали с именем Благочинного Атюрьевского района, настоятеля протоиерея отца Сергия (Сергея Герасимовича Большакова), который пользуется большой популярностью среди населения района.
4. На заводе братьев Приваловых.
В 1891 году братья Приваловы открыли новый завод в Гордеевке Балахнинского уезда Нижегородской губернии. На Всероссийской промышленно-художественной выставке в Н. Новгороде в 1896 году продукция фирмы была отмечена бронзовой медалью.
Далеко за пределами Нижнего Ломова был известен колокольный завод купцов второй гильдии Ивана и Константина Андреевичей Приваловых. На заводе работало 9 человек, и все они являлись искусными мастерами. 20 сентября 1903 года там был отлит колокол для церкви Архистратига Михаила села Тарханы Чембарского уезда. Его вес составлял 172 пуда 30 фунтов (почти 2,8 тонны!). 6 октября сто человек на 19 лошадях успешно преодолели все подъёмы и спуски, доставили тяжёлый колокол в село и установили на колокольне. 7 октября он радостно зазвенел. (В советское время на ту церковь повесили замок, а повторно открыли её лишь в 1992 году.)
В многодетной семье И. А. Привалова в 1891 году родился Иван Иванович Привалов, впоследствии всемирно известный выдающийся математик. Его именем названа одна из улиц в Нижнем Ломове. В 1907 году Иван Андреевич с семьёй переехал в село Канавино (ныне часть города Нижний Новгород), где находились главные приваловские «Колокольные заводы Поволжья», но завод в Нижнем Ломове продолжал работать.
Почему-то считается, что в 1907 году И. А. Привалов продал Нижнеломовский завод, но так ли это? Если полистать газету «Пензенские епархиальные ведомости», то можно встретить такое рекламное объявление: «Склад продажи колоколов Нижне-Ломовского завода братьев Приваловых в г. Пензе на Базарной площади, против дома Оболенского» (1912 год) или такое:
«Колокольные заводы Поволжья. Бр. Приваловы. В Н.-Новгороде, Канавино и Н.-Ломове Пензенск. губ. фирма сущ. с 1817 года. Готовые колокола для продажи от 15 ф. до 300 пуд. и на заказ из высших сортов меди и англ. олова от 10 ф. до 1 000 пуд. Гарантия за благозвучность и прочность колоколов. Доставка их по жел. дорогам и поднятие на колокольни за счёт завода. Разсрочка платежа. Благодарственные отзывы и высшие награды на выставках…» (февраль 1914 года).
Так что на самом деле колокольный завод Приваловых работал и в 1914 году.… Находился он в западной части города, рядом с деревней городская Норовка (позднее там появился кирпичный завод). Но, получается, реально делами там управлял Константин Алексеевич Привалов.
5. Орнаментация церковных колоколов.
Русские колокола на протяжении веков украшали по-разному. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи с именем мастера-литейщика или текстом молитвы. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада.
Колокола зачастую уподоблялись поминальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных или близких вкладчику людей. Даже если колокол повреждался или разбивался, он и тогда продолжал исполнять своё предназначение, становясь после переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса. Изучение надписей и шрифтовой композиции русских колоколов выявляет факт привлечения лучших иконописцев-изографов для разработки системы размещения надписей, выполненных вязью. Удивительно красиво русские мастера располагали по высоте колоколов различные пояски и бороздки, подчеркивая тем самым изменения направления кривой профиля колокола.
В XVI веке великое княжество Московское, ставшее в 1547 году Российским царством, расширяется и крепнет. Новый титул обязывал государя заботиться о благоукрашении столицы. Известно, что при царе Иване Васильевиче было построено более 60 церквей и 40 монастырей. Возрастало и значение колоколов в жизни государства. Если в начале XVI века самым тяжелым московским благовестником был колокол Василия III в 450 пудов, то в конце столетия уже 2400 пудов. В дальнейшем вес колоколов продолжал увеличиваться, пока процесс не увенчался отливкой в 1735 году Царь-колокола весом свыше 12000 пудов.
Художественному оформлению колоколов в это время уделялось особое внимание. Профили русских колоколов XVI века весьма различны: от вытянутых до широких, приземистых, с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами. В этот период мастера-литейщики нередко украшают сам колокол и его уши нарядным травным орнаментом. Особенно часто это явление на псковских колоколах.
После страшного разорения России в начале XVII века и ухода великого мастера-литейщика Андрея Чохова, в Россию вновь стали приглашать немецких мастеров. Один из них - мастер Ганс Фальк. Ему в 40-е годы XVII века поручаются ответственные литейные работы. Но в то же время русские мастера, такие, как Данила Матвеев и Емельян Данилов, работавшие на московском Пушечном дворе, соперничают с Фальком, и в конце концов не иноземцу Фальку, а Емельяну Данилову поручают отлить колокол весом в 8000 пудов. Мастера XVII века удивительно чувствовали красоту профиля колоколов. Они старались не перегружать их чрезмерно пышными и высокорельефными украшениями. Основными в оформлении колоколов остаются поперечные орнаментальные пояски, валики, травные орнаменты и надписи. Поля колоколов мастера оставляют пустыми. Украшения располагаются вверху колоколов между верхними поясками или в самом низу, на валу - самой толстой части колоколов, где они меньше всего могут влиять на звук.
Главным производителем колоколов в XVII веке был московский Пушечный двор, который исполнял заказы российского государя. Известны случаи, когда отлитые на Пушечном дворе колокола других заказчиков в конечном счете оказывались на кремлевских колокольнях. Неизвестно, сколько мастеров работало на этом предприятии по царским заказам, среди которых большую долю составляла отливка орудий различных калибров для множества русских городов-крепостей.
Колокола массовой отливки XVIII - начала XIX веков практически повторяли своих предшественников. Исключение составляли правительственные заказы. В этом смысле уникален московский Царь-колокол, в котором литейщик Михаил Иванович Моторин создал только профиль колокола и разместил пояски.
В общей сложности, все оформление колоколов можно разделить на:
1. Горизонтальные пояски или бороздки, исполненные в модели или открученные на фальшколоколе при помощи доски-лекала
2. Орнаментальные фризы (растительные или геометрические)
3. Надписи, выполненные выпукло в литье, гравированные, или их сочетание
4. Рельефноисполненные иконы Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.
Ко времени правления царя Бориса Федоровича Годунова, концу XVI века относится первый зафиксированный случай украшения колокола растительным орнаментом готического происхождения, известный в колокольной литературе, как трилистник, так же дошедший до нашего времени с незначительными изменениями, по которым можно отличить разные российские колокололитейные производства прошлого. Трилистник мог располагаться как под верхними поясками, так и над ними или в сочетании. С середины XVII века, в основном на колоколах веса от 12 пудов и более, появляется орнаментальный фриз из так называемых арабесок. Присутствуют также сложные пояса, состоящие из перевивающегося растительного орнамента с включениями элементов геометрических вставок.
Между двумя поясками орнамента часто располагается текст надписи. На русских церковных колоколах они появляются достаточно рано. Примером является надпись на Никоновском колоколе Троице-Сергиевой Лавры 1422 года. Если текст надписи был достаточно пространным, он мог занимать две и более строки или продолжатся на юбке колокола. В некоторых случаях надпись занимает почти всю поверхность колокола и практически является основным его украшением.
Вкладная надпись обычно повествует о времени отливки колокола, его заказчике, мастере и вкладчиках. Можно сказать, что колокол воспринимался как поминовение заказчика и его близких о здравии при их жизни или об упокоении после кончины. Иногда надпись содержала текст молитвы, что согласовалось с его символикой как ангельской трубы, гласа Божьего.
Наряду с вкладными надписями появляются орнаментальные пояса, украшающие верхнюю часть полей колоколов. Орнаментами украшают и уши колоколов. Особенно выделялись в середине XVI века псковские мастера, украшавшие свои изделия причудливыми сочетаниями трав и животных в орнаментальных поясках. Надписи на псковских колоколах размещаются даже по верху сковороды.
В XVI - начале XVII века надписи на колоколах чаще всего дополняли орнаментами из двух цветущих переплетающихся стеблей. Такой орнамент встречается на вкладных царских колоколах «Лебедь» и «Годунов» (колокол Лебедь находится, а Годунов находился на большой лаврской колокольне). Если сравнить их с сохранившимся в Московском Кремле колоколом «Реут», то станет очевидным, что украшением этих колоколов руководил один и тот же мастер, знаменитый литейщик Андрей Чохов. В конце XVI века наряду с травным орнаментом появился фриз в виде трилистника. В этот период иногда встречаются и растительные орнаменты, в которые включены медальоны с различными животными (на псковcких и новгородских колоколах XVI века).
Наиболее ранние рельефы на колоколах - это изображения Сил Небесных: шестикрылых Серафимов и Херувимов. На разных колоколах они могут быть изображены по разному, но каждому колоколу соответствует определенный вид изображения Сил Небесных.
Рельефные изображения икон в поточном производстве российских колоколов появляются довольно поздно, не ранее конца XVIII века. Подлинным расцветом украшательства русских колоколов стало время с семидесятых годов XIX века по 1917 год. В этот период на поверхность колокола, вопреки его архитектуре, ставились разностильные и разномасштабные элементы декора, порой заполнявшие всю поверхность изделия. Часто колокола обтачивали с внешней стороны и покрывали рельефы бронзовой и серебряной пудрой.
Надписи на колоколах должны нести информацию о храме, в который вкладывается колокол, его весе и изготовителе. Кроме этого надпись может содержать имена заказчиков колокола, правящего архиерея и священников, при которых был отлит колокол.
Таким образом, проанализировав информацию об орнаментации колоколов, я пришел к выводу, что найденный фрагмент колокола содержит лик Николая Чудотворца, который согласно церковным преданиям совершил множество чудес, он защищал осужденных, спасал утопающих, исцелял больных, воскрешал умирающих, спас целый город от голода, сокрушал идольские капища, защищал православие.
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Заповеди детства и юности
Разлука
Кактусы из сада камней
Машенька - ветреные косы