Исследовательская работа по изучению растений на предметах хохломской росписи.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по изучению растений на изделиях хохломской росписи и вышивке | 102.01 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семинская основная школа»
Проект.
Тема: «Изображение растений на предметах традиционной материальной культуры Нижегородской области»
Работу выполнили:
Красильникова Арина, ученица 5 класса (11 лет),
Подогов Илья, ученик 5 класса,(11 лет),
Нечаева Ксения, ученица 5 класса (11 лет)
Руководитель:
Баранова Татьяна Ивановна,
учитель биологии и географии
д. Сёмино
2016г.
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………….стр.3-4
2.Теоритические основы изучения растительного орнаментна предметах
материальной культуры Нижегородской области…………………стр.5-8
2.1.Хохломской рисунок на предметах быта……………………… стр.5-6
2.2Вышивка одна из наиболее распространённых видов украшений
тканей…………………………………………………………………стр.6-8
3. Практическая часть………………………………………………..стр.8-9
4.Заключение………………………………………………………..стр.9-10
5.Приложения……………………………………………………...стр.11-22
6.Литература…………………………………………………………..стр.23
Введение.
Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к вере русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. Наши предки жили среди природы и умели видеть красоту земли. Цветы и травы, звери и птицы - все, что было вокруг, о чем знали из сказок, они переносили в быт в виде необычных форм и фантастических узоров.
Наш Ковернинский район, расположен у истоков одного из красивых промыслов Хохломская роспись. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, располагались вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи занимались окраской деревянной точеной посуды: ложки, солонки, чашки. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной. Такая посуда была не только красивой, но и еда из такой посуды была вкуснее.
Испокон веков славилась наша Земля искусством мастериц рукодельниц. Предметы быта – полотенца, подзоры, столешницы (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники наши предки украшали вышивкой. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Актуальность:
История народного творчества насчитывает тысячелетия, но она не может потерять своей актуальности в определённый период, поэтому нужно знать традиции своего народа каждому гражданину своей страны.
Цель нашего проекта изучить растительный орнамент в изделиях хохломской росписи и вышивке предметов быта.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объект исследования – хохломская роспись и вышивка
Предмет исследования – растительной орнамент в хохломской росписи и вышивке
Работа над проектом проходила на территории Ковернинского района в д.Сёмино. Работу выполняли учащиеся 5 класса.
При выполнении проекта были использованы методы:
-поисковый
- аналитический
- социологический опрос
-беседа и экскурсии
- практическая работа, зарисовка травяного орнамента
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на один год 2016- 2017 г.
I. Информационно-накопительный
• Определение темы проекта, задач.
• Сбор информации по данной теме.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II. Организационно-практический
III. Подведение итогов проекта.
2.Теоретические основы изучения растительного орнамента на предметах материальной культуры Нижегородской области .
2.1Хохломской рисунок на предметах быта.
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава как бахрома,
Золотая Хохлома!
Хохломская роспись – искусство старинное, известное на весь мир и обожаемое многими ценителями народного творчества. Под хохлому первоначально расписывали деревянную посуду. Деревянная посуда издревле очень активно употреблялась русским народом в своем обиходе: бочата, ложки, пложки, миски, чашки, поставки, солонки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни - подставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники пишут растительный орнамент: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляются фантазии художников. Но самым любимым мотивом орнамента остаётся травный орнамент или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком. (Приложение 1«Виды орнамента в хохломской росписи»).
«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.
Основу росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветная. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым.
Деревянная, резная ложка – была одним из самых необходимых и почитаемых предметов домашней утвари в крестьянской семье.
Ложки изготавливались из дерева способом вырезания или долбления тем или иным стальным инструментом. Делали их из берёзы, ольхи, осины, но предпочтение отдавали клёну, древесина которого обладает высокими декоративными качествами. Блестящие сердцевидные и годичные слои, разделённые тёмными линиями, создают довольно красивую текстуру. Кроме того, клён долго не выцветает. Кленовые ложки применяли, как правило, без какого либо покрытия. Но были ложки и окрашенные, и с цветной росписью. В хохломской росписи ложка была «с золотом», получали золотой фон с помощью оловянного порошка (хохломская технология). Чаще всего ложки украшались резьбой.
Ушли в прошлое из нашего быта деревянные ложки. У кого-то, возможно, служат они украшением жилища, лежат на почётном месте, радуют глаз формой, резьбой, да яркими красками, и такое тепло исходит от них
Таким образом, наши предки в украшении предметов быта обращались к природе, нанося на деревянную посуда элементы растений: листочки, ягодки, цветы. Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Так песня отличается от подробного рассказа, а рассказ – от записи наблюдения.
2.2Вышивка – одна из наиболее распространённых
видов украшения тканей.
Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища: скатерти, полотенца, подзоры, передники пламенели пышными узорами, и предпочтение отдавалось ручной вышивке. Узоры, которыми мастерицы расшивали свои изделия, были унаследованы ими от предшественниц. Из поколения в поколение передавались и приёмы мастерства, и художественные приёмы древних вышивок.
Основу народной вышивки составляет орнамент. Слово орнамент в переводе с латинского означает украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Составляющие элементы орнамента служили символами божеств, стихий, сил, способных помочь человеку. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.
Орнамент в вышивке может быть геометрическим, растительным, зооморфным, комбинированным. Нас в работе интересует растительный.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей, геометризованных растений и т.п. Растительные элементы в нём могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас. У каждого орнамента и рисунка своё предназначение:
-калина – дерево рода, красные ягоды калины символизируют бессмертие рода;
-дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, служит оберегом жизненной силы рода;
-виноград – это жизненная нива, на которой муж-сеятель, а жене должна растить и оберегать дерево их рода, символ радости;
-лилия – символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии, раскрывает тайны жизни. Вместе с цветком всегда присутствуют в орнаменте листок и бутон, которые создают композицию зарождения, развития и непрерывности жизни.;
-роза – беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением.
Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «размётных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы и проникнутых тонкой поэзией. Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шёлка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда – излюбленные мотивы городецкой вышивки.
(Приложение 4 «Сочные гроздья винограда – излюбленные мотивы городецкой вышивки»)
Наиболее распространена в Нижегородском крае белая строчка – ажурная вышивка, иногда с добавлением цветного контура, которой украшали изделия из холста: полотенца, подзоры, рубахи и др. Особенно часто в строченых узорах встречаются изображения крупных стилизованных цветов и узорными листьями.
Иногда строчка сочеталась с белой гладью, выполненной плотным высоким настилом. Мотивы из цветов, листьев, бутонов на гибких стеблях, дополненные прорезями, заполненными тончайшими строчеными разделками, составляли изящный узор, идущий по краю рукава женских рубах. Белая гладь применялась для отделки женских рубах, головных платков, подзоров, наволочек, накидок и т.д.(Приложение 5 «Узорные листья и цветы в ажурной вышивке»).
Огромную роль в орнаменте играет цвет. Древние орнаменты выделяются удивительной цветовой гармонией. Особенно любили мастера использовать для своих орнаментальных мотивов красный цвет, который считался символом солнца и плодородия.
В наше время редко в повседневной жизни встретишь вещи, сделанные свои руками, но каждый человек должен знать историю своего народа, его традиции.
Мы провели социологический опрос среди жителей д.Сёмино, и учащимися нашей школы, из которого узнали, занимаются ли вышивкой наши односельчане и ребята нашей школы. Нами была составлена анкета, которая включала интересующие нас вопросы (Приложение 6 анкета «Продолжаем ли мы традиции народной вышивки?»).
Вывод нашего опроса стал таким: жители нашей деревни замаются вышивкой. Из 17 опрошенных взрослых 7 занимаются вышивкой. Мы очень рады, что традиции мам, бабушек поддерживают и ребята нашей школы. Из 15 опрошенных ребят 6 занимаются данным видом рукоделия. Об увлечениях бабушек и мам среди учащихся знают большинство. Чаще всего вышивают, скатерти, салфетки и картины. В орнаменте изделий чаще всего используют растительный и геометрический узор.(Приложение 7 «Изучаем предметы быта наших предков в школьном музее»)
3.Практическая часть проекта
3.1 Мотивы современной хохломы.
Отличается ли орнамент современной Хохломы от прошлой? Для ответа на этот вопрос мы совершили экскурсию на предприятие СПК Сёминский «Сёминские узоры». Во время экскурсии, беседуя с художницами цеха, мы выяснили, что современная хохломская роспись сохраняет традиции и мотивы древности. Изменениям подверглась лишь цветовая палитра оттенков. К традиционным цветам хохломы прибавились разнообразные желтые, оранжевые, зеленые и коричневые оттенки.
Золотая хохлома семинских художниц выражается в росписи старинной посуды. Они являются сторонниками фоновой техники и широко используют в своих работах разнообразные цветочные мотивы. Сёминские художницы любят рисовать на своих изделиях клубничку, малинку, крыжовник, черную и красную смородину, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по – другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив загорит по-новому.
Но мастер вовсе не стремится показать растения в точности такими, какими мы видим их в лесу. Хохломские изображения декоративны – они в самом общем виде передают красоту живой природы. Это орнаменты – украшения предметов.
Однако наряду со старыми орнаментами в хохломской росписи появились новые мотивы, среди которых расписные листья яблонь, золотые яблоки, виноград. Но в тоже время в хохломе присутствуют и уже знакомые нам гроздья рябины, плоды крыжовника, малины.
Расписные изделия многообразны. Здесь есть предметы традиционной русской утвари, интерьера и сувениры. Золотая хохлома придает этим простым, обыденным предметам сказочную форму, благодаря которой они привносят в дома атмосферу тепла, праздника и уюта. (Приложение 9 фотоотчёт «Мотивы современной хохломы». )
В настоящее время деревянная посуда и другие предметы быта приобретают жизнерадостный, праздничный строй росписи благодаря великолепно найденной красочной гамме. Эту особенность изделий мы постарались отразить в таблице «Красочная гамма в хохломских изделиях»
(Приложение 3 «Красочная гамма в хохломских изделиях»)
На одном из занятий хохломской росписи, под руководством учителя ИЗО Кораблёвой Натальи Сергеевны, сами попробовали себя в роли народных умельцев и выполнили элементы росписи: верхового письма «Под листок». (Приложение 8 «Пишем под листок»). Свои навыки письма будем продолжать и дальше на занятиях хохломской росписи, но уже самих изделиях.
Хохломская роспись в наши дни – это не только народный промысел, который приобрел необычайную популярность, но и часть культурного наследия родного края. Хохлому восхваляют в песнях и стихах, хохломой восхищаются и ей подражают. Работая над проектом, мы решили оформить творческую страничку «Хохломская роспись – Алых ягод россыпь…». Подобрали стихи, загадки в которых авторы воспевают не только красоту русского народного творчества, но и отражают особенности растительного орнамента на предметах быта. (Приложение 2 «Хохломские узоры в стихах). В дальнейшее мы думаем, что стихи и загадки могут использоваться на занятиях хохломской росписи и классных часах.
3.2.Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей.
Предметы быта – полотенца, подзоры, столешницы (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники наши предки украшали вышивкой. Мы провели опрос среди жителей д. Сёмино и учащимися нашей школы на тему «Традиции народной вышивки». Нами была составлена анкета, которая включала интересующие нас вопросы (Приложение 6 ). Нами было опрошено 32 человек. Среди опрошенных были как взрослые, так и дети. Вывод нашего опроса стал таким: жители нашей деревни замаются вышивкой. Из 17 опрошенных взрослых 7 занимаются вышивкой. Мы очень рады, что традиции мам, бабушек поддерживают и ребята нашей школы. Из 15 опрошенных ребят 6 занимаются данным видом рукоделия. Об увлечениях бабушек и мам среди учащихся знают большинство. Это еще раз подчёркивает актуальность нашей темы нужно знать традиции своего народа каждому гражданину своей страны, чтобы не потерять свесь, с прошлым Чаще всего вышивают, скатерти, салфетки и картины, используя их в качестве декоративного украшения быта. В орнаменте изделий чаще всего используют растительный и геометрический узор.
По вопросам анкеты мы составили таблицу, чтобы наглядно представить результаты.
Изучив экспонаты школьного краеведческого музея (предметы быта: скатерти, полотенца, рушники, подзоры) выяснили, что на узорах имеет место растительный и геометрический орнамент.(Приложение «Изучаем предметы школьного краеведческого музея»
Заключение:
Наши предки жили среди природы и умели видеть красоту земли. Цветы и травы, звери и птицы - все, что было вокруг, о чем знали из сказок, они переносили в быт в виде необычных форм и фантастических узоров.
В ходе работы над проектам мы пришли к следующим выводам:
Работая над проектом, мы настолько увлеклись интересным материалом об изображении растений на предметах быта, что в дальнейшем решили продолжить работу по данной теме: в марте примем участие в школьной краеведческой конференции «Мастера Золотой Хохломы» Материал, наработанный в ходе проекта, может быть использован учителем на уроках краеведения, ИЗО, хохломской росписи.. При проведении внеклассных мероприятиях, школьных и районных конференциях. Мы думаем, что материал будет полезен и ребятам, поскольку познание своей страны, начинается с родного края. Знания, опыт, накопленный, нашими предками не должен потеряется, в высоко технологичном, информационном мире.
В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о растениях?», «Для чего нужна наша работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем крокусы акварелью
Северное сияние
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Акварель + трафарет = ?
Комментарии
Кораблева Наталья Сергееувна
Татьяна Ивановна, спасибо за интересную разработку.