Гтовая исследовательская работа по изучению и благоустройству родника.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по изучению водных ресурсов родного края | 538 КБ |
rodnik.docx | 538 КБ |
МОУ «Семинская основная общеобразовательная школа»
Проект
на тему «Живи, родник»
Адрес школы:
Нижегородская область
Ковернинский район
Д.Сёмино,ул. Школьная д. 9
Авторы проекта:
Смирнова Елена, ученица 8 класса
Руководитель проекта:
Баранова Татьяна Ивановна
д.Семино
2012-2013 учебный год.
Содержание
4.Благоустройство прилегающей территории………………. 16
5.Выводы ……………...………………………………………..18
6.Заключение……………………………………………………18
7.Литература……………….……………………………………20
8. Приложение…………………………………………………..21
Родник – ты вечный всем причал,
Ты маг – источник вдохновенья.
В тебе начало всех начал.
Ты дар Земли – на исцеленье.
Введение.
Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. РОДник, наРОД, РОДина, РОД – все эти слова имеют общий корень. Вода – источник ЖИЗНИ. Но источником ЖИЗНИ вода становится лишь при условии, что она – чистая, светлая, прозрачная, когда она РОДНИКОВАЯ…
Актуальность. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете. А родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.
К сожалению, в последние годы все чаще отмечаются факты загрязнения источников в результате возникновения стихийных свалок, огородов, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее, большинство людей предпочитают пользоваться природными источниками, т.к. качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Очистные сооружения не могут полностью устранить некоторые загрязнители. Кроме того водопроводная вода хлорируется, что не благоприятно сказывается на вкусовых качествах воды.
Экологический проект «Живи, родник» - проект по исследованию и благоустройству водного объекта «Святого источника» в д.Желтухино (рис.1).
Этот проект помог мне совершенствовать навыки исследовательской деятельности; помог сформировать своё отношение к окружающему миру; учиться мыслить глобально, а действовать локально, стремясь к сохранению природных
уголков в своем селе; отработать навыки природоохранной деятельности; развил творческие способности.
Проблема, решению которой посвящен проект:
На территории Скоробогатовской сельской администрации в настоящее время насчитывается несколько родников, однако, по мнению Госсанэпидслужбы, многие родники имеют воду, не пригодную для питья. Таким образом, родники нуждаются в охране, бережном расходовании и защите от загрязнений. Наш проект посвящен проблеме сохранения святого источника в д.Желтухино, так как вода из родника регулярно используется местными жителями.
Гипотеза: родниковая вода Святого источника пригодна для питья.
Цель: оценка современного экологического состояния Святого источника и благоустройство его территории.
Задачи:
Объект исследования: Святой источник в д.Желтухино.
Предмет исследования: вода Святого источника и прилегающая территория.
Основные методы:
Этапы реализации проекта.
Проект «Живи, родник!» представляет собой сочетание элементов исследовательской работы и социального проекта.
Исполнители учащиеся 8 класса МБОУ ООШ д.Сёмино.
Сроки проведения проекта - 2 года.
Этапы:
3. Основная часть.
3.1 Обзор литературы.
Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый комплекс религиозного почитания воды. Особой силой наделяли наши далекие предки родники - студенцы и относились к ним с особым благоговением. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.
Родником или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов.
Большинство российских рек и водоёмов порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв, куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают.
Термин "природная родниковая вода" означает, что состав минералов в этой воде не подвергался никаким физико-химическим изменениям. Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Кроме того она живая, подвижная.
Родниковая вода из экологически защищённого источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр до поверхности Земли и проходя в родниковой жиле через мелкий песок и гравий, она приобретает правильную структуру, а также подвергается естественной и практически идеальной очистке.
Температура родниковой (ключевой) воды в родниковой жиле около 4 ºС, что не позволяет в ней поселяться болезнетворным бактериям.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Возьмем в пример долгожителей острова Окинава, которые пьют родниковую воду и в среднем живут до 100 лет.
Родники (ключевые воды) существуют двух видов:
С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний.
О месторасположении святого источника в д.Желухино говорят строки стихотворения И.А.Бунина «Родник»
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из - под камней родник студёный…
Родник располагается в Ковернинском районе около д. Желтухино в лесу. На поверхности воды родника нет видимых пленок, вода чистая, прозрачная. Растительный мир этой водной системы представлен гидро - и гигрофилами- растениями, способными произрастать непосредственно в воде. Или при большом ее избытке в почве. По берегам родника в основном произрастают однодольные травы семейства злаковых. Каждое из растений образует «чистые» сообщества, в которых обитает мало других видов цветковых растений (рис. 3). Водная фауна представлена животными обитающими, как в прибрежной зоне – стрекозы, лягушки.
Среди земноводных самые распространенные озерная лягушка (рис.4). Они живут вблизи водоемов, далеко от воды не уходят.
Готовя, этот проект мы опрашивали местных жителей, знакомились с историей родного края. Для нас было большой неожиданностью узнать, что когда-то на этом месте стояла церквушка, которая была давно разрушена.
3. 2. Социологические исследования родника.
Одной из основных составляющих любого проекта является изучение общественного мнения по рассматриваемой проблеме. Поэтому мною было проведено анкетирование по вопросу «Мое отношение к родникам» среди учащихся, учителей МБОУ «Сёминской основной ощеобразовательной школы», а также жителей д.Сёмино. Всего на вопросы анкеты ответили 40 человек.
Сравнительный анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1 . Анализ результатов анкетирования
Вопрос | Варианты ответов | Количество ответов | В % |
1. Удовлетворены ли Вы качеством водопроводной воды в школе и дома, если нет – то почему? | В школе вода плохого качества и имеет неприятный привкус | 0 | 0 |
Дома вода плохого качества, имеет привкус железа | 2 | 5 | |
Дома вода хорошая | 38 | 95 | |
2. Какие родники в районе Вам известны? | Святой источник в д.Желтухино | 25 | 62 |
«Тёплая вода» | 10 | 25 | |
«Серебряный ключ» | 5 | 12 | |
3. Пользуется ли Ваша семья водой из какого - либо родника? | Пользуемся часто | 35 | 87 |
Иногда | 3 | 7 | |
Не пользуемся | 2 | 5 | |
4. Удовлетворены ли Вы состоянием родников которыми пользуетесь или о которых знаете? | Удовлетворены | 20 | 50 |
Не удовлетворены | 20 | 50 | |
Затрудняюсь ответить |
|
| |
5. Какие меры, по Вашему мнению, следует предпринять по благоустройству родников? | Следить за чистотой, поставить лавочки | 30 | 75 |
Сделать удобный подход (подъезд) к роднику | 6 | 15 | |
Другие меры | 4 | 10 | |
6. От кого, по Вашему мнению, зависит состояние родников и их благоустройство? | От самих людей, которые пользуются родником | 30 | 75 |
От администрации села и района | 7 | 17 | |
Затрудняюсь ответить | 3 | 7 | |
7. Следует ли уделять особое внимание природным водным источникам или человек не должен изменять то, что создано природой? | Следует уделять особое внимание состоянию родников | 38 | 95 |
Не следует вмешиваться в природу | 2 | 5 |
Анализируя данные из анкет можно сделать следующие выводы:
Проведенный анализ общественного мнения по исследуемому вопросу наглядно показал значимость и важность рассматриваемой в проекте проблемы сохранения природного богатства Родного края.
3.3 Составление экологического паспорта родника.
3.3.1. Методика описания и составления экологического паспорта родника.
Проведя социологическое исследование, мы установили, что родник в д.Желтухино или как его называют Желтухинский известен всем опрошенным. Поэтому именно для этого родника мы составили экологический паспорт[2].
При составлении паспорта мы руководствовались следующие параметры:
песок – сыпучий образец, из которого нельзя скатать жгут;
супесь – можно скатать шарик, но жгут рассыплется на отдельны фрагменты;
суглинок - можно сделать жгут («колбаску»); шнур при сгибании в кольцо разламывается (выделяют три разновидности: тяжелый суглинок – кольцо с трещинами;
средний - кольцо при свертывании распадается; легкий суглинок – шнур дробится при раскатывании)
глина – вязкая, тягучая, напоминающая по консистенции пластилин, из неё легко получается длинный жгут, который при сгибании не ломается и не растрескивается.
Высота источника над уровнем воды в реке или ручья определяется при помощи школьного нивелира.
2. Определение дебита родника. Дебит источника - это его мощность, то есть возможный расход воды. Под желоб ставится стеклянная банка емкостью 1 литр, и по секундомеру вычисляется время заполнения банки водой. Рассчитывается расход воды за 1 ч.
3. Определение физических, органолептических и химических показателей воды в роднике[3].
Температура воды. Определяется путем погружения водного термометра на 3-5 минут в сосуд с водой сразу после ее наливания или непосредственно под струей.
Цветность.
Заполнить пробирку водой до высоты 10 -12 см. Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (рис. 6).
Прозрачность (светопропускание - измерение при помощи шрифта).
При использовании этого метода определяют высоту водяного столба, при которой типографский шрифт (высота букв 3,5 мм) становится плохо различим. При определении используют стеклянный цилиндр высотой около 50 см. Цилиндр, под дно которого положен хорош освещенный шрифт, наполняют водой воды до такой высоты, чтобы буквы, рассматриваемые сверху, стали плохо различимы (рис.7).
Запах. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запаха воды при 20° и 60° С.
1. Заполнить колбу водой на 1/3 объема и закрыть пробкой.
2. Взболтать содержимое колбы.
3. Открыть колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же после определите характер и интенсивность запаха.
4. Если запах сразу не ощущается или запах неотчетливый, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры + 60° С (подержав колбу в горячей воде) (рис.8).
Определение содержания ионов водорода в воде (pH-фактор воды).
С помощью данного исследования можно определить содержание ионов водорода Н+ в воде. Значение pH является важным фактором, влияющим на жизнь водных обитателей.
1.В пробирку наливали 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора, перемешивали и по окраске раствора оценивали величину рН: розово-оранжевая- рН около 5; светло-желтая-6; светло-зеленая-7; зеленовато-голубая-8.
2. рН определяли ещё с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая её окраску со шкалой (рис. 9).
Составление экологического паспорта родника.
3.4. Экологический паспорт родника
По результатам исследований, был составлен экологический паспорт родника.
13.Дебит источника - 1л за 15 секунд
14.Хозяйственное использование источника – это один из самых почитаемых в Сельской администрации родников. Воду, благодаря ее высоким качествам, используют не только жители д.Желтухино, но и жители ближайших деревень –Сёмино, Дурандино, Хрящи.
4.Благоустройство прилегающей территории.
Родник сложное и очень хрупкое природное образование и любое неквалифицированное вмешательство может стать для него роковым.
Исходя из анализа проведённого анкетирования, ребята предложили начать работу с благоустройства родника в д.Желтухино ( рис.10). При выборе места мы руководствовались интересами жителей всего села. О нужности и важности этого дела говорит то, что это место является постоянно посещаемым, но поражает заброшенность (рис.11) и неустроенность источника (рис.12). Об актуальности этой проблемы взрослые говорили давно, но, видимо, за важностью других дел, снова откладывали решение.
Ребята сделали заключение о социальной значимости проблемы и предложили свое решение.
При этом учитывались следующие факторы:
Необходимость в благоустройстве источника в деревне Желтухино назрела давно. Это место постоянно посещается, дорогу к источнику знает каждый на селе. Очень часто туда приходят люди группами, набирают «живой» воды, общаются.
В ходе опроса выяснилось, что источник действительно нуждается в благоустройстве, так как люди хотят приходить на это место не только за водой, но и посидеть, проникнуться святостью этого места, очиститься, отдохнуть.
Когда определились конкретные цели, мальчики решили с помощью преподавателя технологии сделать лавочки, столик и навесной шкафчик для икон (рис.13). Потому что, часто за водой приходят пожилые люди, которым трудно длительное время стоять на ногах. Здесь они смогут отдохнуть, полюбоваться красотой родной природы.
Мне кажется, что если человек, придёт за чистой родниковой водой и увидит благоустроенный, художественно-оформленный родник, то на душе его станет гораздо теплее. Так же не стоит забывать, что родник освящён церковью и имеет большое религиозное значение для православных жителей д.Сёмино и близ лежащих деревень. Именно, поэтому на территории родника сконструирована маленькая часовенка.
Выводы:
Заключение
Проект «Живи, родник!» - интересный и в историческом плане, и в плане получения практических навыков, так как дети всё это делали сами. Это замечательный пример сотрудничества детей и учителей. Совместный труд сплачивает коллектив, развивает творческую активность детей, умение убеждать товарищей в правоте своего мнения, позволяет чувствовать уверенность в своих силах, Является прекрасным опытом постижения жизни. Работа над проектом помогает на практике проявить и применить знания, полученные на уроках.
Пусть этот проект является небольшим вкладом в реальные дела родного села, но самое главное – ребята стали принимать активное участие в общественной жизни, почувствовали себя подлинными гражданами, способными самостоятельно решать проблемы, окружающие нас.
Пусть на земле не умирают Родники
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой в них останется навеки
Студеная и вкусная вода!
Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и, наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой водой. Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни.
Литература:
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии – М.: АОМДС, 1996 -190с.
2. Алексин О.А., Семенов А.Д., Скопинцев Б.А. Руководство по химическому анализу вод суши. - Л.: Гидрометеоиздат, 2001 - 262с.
3. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. М., Форум – Инфра – М, 2003 – 56с.
4. Дмитриев М.Т. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде. - Справочник.- М.: Химия, 2001.-368с.
5. Керте Ф. Экологическая Химия.- М.: Мир, 1997-396с.
6. Г.В. Карпов. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост.
Э61- М.: Педагогика. 1981 г. – 269 стр.
7. Николайкин Н.И., Николайкина., Мелихова О.П., Экология. - М.: Дрофа 2005-622с.
8. Брун Т., Лемей Г.Ю., Химия в центре наук. - М.: Мир, 2003-490с.
[1] Г.В. Карпов. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост. Э61- М.: Педагогика. 1981 г. – 269 стр.
[2] Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии – М.: АОМДС, 1996 – 190 с.
[3] Дмитриев М.Т. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде. Справочник М.: Химия, М.: - Мир, 1997-396 стр.
МОУ «Семинская основная общеобразовательная школа»
Проект
на тему «Живи, родник»
Адрес школы:
Нижегородская область
Ковернинский район
Д.Сёмино,ул. Школьная д. 9
Авторы проекта:
Смирнова Елена, ученица 8 класса
Руководитель проекта:
Баранова Татьяна Ивановна
д.Семино
2012-2013 учебный год.
Содержание
4.Благоустройство прилегающей территории………………. 16
5.Выводы ……………...………………………………………..18
6.Заключение……………………………………………………18
7.Литература……………….……………………………………20
8. Приложение…………………………………………………..21
Родник – ты вечный всем причал,
Ты маг – источник вдохновенья.
В тебе начало всех начал.
Ты дар Земли – на исцеленье.
Введение.
Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. РОДник, наРОД, РОДина, РОД – все эти слова имеют общий корень. Вода – источник ЖИЗНИ. Но источником ЖИЗНИ вода становится лишь при условии, что она – чистая, светлая, прозрачная, когда она РОДНИКОВАЯ…
Актуальность. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете. А родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.
К сожалению, в последние годы все чаще отмечаются факты загрязнения источников в результате возникновения стихийных свалок, огородов, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее, большинство людей предпочитают пользоваться природными источниками, т.к. качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Очистные сооружения не могут полностью устранить некоторые загрязнители. Кроме того водопроводная вода хлорируется, что не благоприятно сказывается на вкусовых качествах воды.
Экологический проект «Живи, родник» - проект по исследованию и благоустройству водного объекта «Святого источника» в д.Желтухино (рис.1).
Этот проект помог мне совершенствовать навыки исследовательской деятельности; помог сформировать своё отношение к окружающему миру; учиться мыслить глобально, а действовать локально, стремясь к сохранению природных
уголков в своем селе; отработать навыки природоохранной деятельности; развил творческие способности.
Проблема, решению которой посвящен проект:
На территории Скоробогатовской сельской администрации в настоящее время насчитывается несколько родников, однако, по мнению Госсанэпидслужбы, многие родники имеют воду, не пригодную для питья. Таким образом, родники нуждаются в охране, бережном расходовании и защите от загрязнений. Наш проект посвящен проблеме сохранения святого источника в д.Желтухино, так как вода из родника регулярно используется местными жителями.
Гипотеза: родниковая вода Святого источника пригодна для питья.
Цель: оценка современного экологического состояния Святого источника и благоустройство его территории.
Задачи:
Объект исследования: Святой источник в д.Желтухино.
Предмет исследования: вода Святого источника и прилегающая территория.
Основные методы:
Этапы реализации проекта.
Проект «Живи, родник!» представляет собой сочетание элементов исследовательской работы и социального проекта.
Исполнители учащиеся 8 класса МБОУ ООШ д.Сёмино.
Сроки проведения проекта - 2 года.
Этапы:
3. Основная часть.
3.1 Обзор литературы.
Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый комплекс религиозного почитания воды. Особой силой наделяли наши далекие предки родники - студенцы и относились к ним с особым благоговением. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.
Родником или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов.
Большинство российских рек и водоёмов порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв, куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают.
Термин "природная родниковая вода" означает, что состав минералов в этой воде не подвергался никаким физико-химическим изменениям. Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Кроме того она живая, подвижная.
Родниковая вода из экологически защищённого источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр до поверхности Земли и проходя в родниковой жиле через мелкий песок и гравий, она приобретает правильную структуру, а также подвергается естественной и практически идеальной очистке.
Температура родниковой (ключевой) воды в родниковой жиле около 4 ºС, что не позволяет в ней поселяться болезнетворным бактериям.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Возьмем в пример долгожителей острова Окинава, которые пьют родниковую воду и в среднем живут до 100 лет.
Родники (ключевые воды) существуют двух видов:
С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний.
О месторасположении святого источника в д.Желухино говорят строки стихотворения И.А.Бунина «Родник»
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из - под камней родник студёный…
Родник располагается в Ковернинском районе около д. Желтухино в лесу. На поверхности воды родника нет видимых пленок, вода чистая, прозрачная. Растительный мир этой водной системы представлен гидро - и гигрофилами- растениями, способными произрастать непосредственно в воде. Или при большом ее избытке в почве. По берегам родника в основном произрастают однодольные травы семейства злаковых. Каждое из растений образует «чистые» сообщества, в которых обитает мало других видов цветковых растений (рис. 3). Водная фауна представлена животными обитающими, как в прибрежной зоне – стрекозы, лягушки.
Среди земноводных самые распространенные озерная лягушка (рис.4). Они живут вблизи водоемов, далеко от воды не уходят.
Готовя, этот проект мы опрашивали местных жителей, знакомились с историей родного края. Для нас было большой неожиданностью узнать, что когда-то на этом месте стояла церквушка, которая была давно разрушена.
3. 2. Социологические исследования родника.
Одной из основных составляющих любого проекта является изучение общественного мнения по рассматриваемой проблеме. Поэтому мною было проведено анкетирование по вопросу «Мое отношение к родникам» среди учащихся, учителей МБОУ «Сёминской основной ощеобразовательной школы», а также жителей д.Сёмино. Всего на вопросы анкеты ответили 40 человек.
Сравнительный анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1 . Анализ результатов анкетирования
Вопрос | Варианты ответов | Количество ответов | В % |
1. Удовлетворены ли Вы качеством водопроводной воды в школе и дома, если нет – то почему? | В школе вода плохого качества и имеет неприятный привкус | 0 | 0 |
Дома вода плохого качества, имеет привкус железа | 2 | 5 | |
Дома вода хорошая | 38 | 95 | |
2. Какие родники в районе Вам известны? | Святой источник в д.Желтухино | 25 | 62 |
«Тёплая вода» | 10 | 25 | |
«Серебряный ключ» | 5 | 12 | |
3. Пользуется ли Ваша семья водой из какого - либо родника? | Пользуемся часто | 35 | 87 |
Иногда | 3 | 7 | |
Не пользуемся | 2 | 5 | |
4. Удовлетворены ли Вы состоянием родников которыми пользуетесь или о которых знаете? | Удовлетворены | 20 | 50 |
Не удовлетворены | 20 | 50 | |
Затрудняюсь ответить |
|
| |
5. Какие меры, по Вашему мнению, следует предпринять по благоустройству родников? | Следить за чистотой, поставить лавочки | 30 | 75 |
Сделать удобный подход (подъезд) к роднику | 6 | 15 | |
Другие меры | 4 | 10 | |
6. От кого, по Вашему мнению, зависит состояние родников и их благоустройство? | От самих людей, которые пользуются родником | 30 | 75 |
От администрации села и района | 7 | 17 | |
Затрудняюсь ответить | 3 | 7 | |
7. Следует ли уделять особое внимание природным водным источникам или человек не должен изменять то, что создано природой? | Следует уделять особое внимание состоянию родников | 38 | 95 |
Не следует вмешиваться в природу | 2 | 5 |
Анализируя данные из анкет можно сделать следующие выводы:
Проведенный анализ общественного мнения по исследуемому вопросу наглядно показал значимость и важность рассматриваемой в проекте проблемы сохранения природного богатства Родного края.
3.3 Составление экологического паспорта родника.
3.3.1. Методика описания и составления экологического паспорта родника.
Проведя социологическое исследование, мы установили, что родник в д.Желтухино или как его называют Желтухинский известен всем опрошенным. Поэтому именно для этого родника мы составили экологический паспорт[2].
При составлении паспорта мы руководствовались следующие параметры:
песок – сыпучий образец, из которого нельзя скатать жгут;
супесь – можно скатать шарик, но жгут рассыплется на отдельны фрагменты;
суглинок - можно сделать жгут («колбаску»); шнур при сгибании в кольцо разламывается (выделяют три разновидности: тяжелый суглинок – кольцо с трещинами;
средний - кольцо при свертывании распадается; легкий суглинок – шнур дробится при раскатывании)
глина – вязкая, тягучая, напоминающая по консистенции пластилин, из неё легко получается длинный жгут, который при сгибании не ломается и не растрескивается.
Высота источника над уровнем воды в реке или ручья определяется при помощи школьного нивелира.
2. Определение дебита родника. Дебит источника - это его мощность, то есть возможный расход воды. Под желоб ставится стеклянная банка емкостью 1 литр, и по секундомеру вычисляется время заполнения банки водой. Рассчитывается расход воды за 1 ч.
3. Определение физических, органолептических и химических показателей воды в роднике[3].
Температура воды. Определяется путем погружения водного термометра на 3-5 минут в сосуд с водой сразу после ее наливания или непосредственно под струей.
Цветность.
Заполнить пробирку водой до высоты 10 -12 см. Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (рис. 6).
Прозрачность (светопропускание - измерение при помощи шрифта).
При использовании этого метода определяют высоту водяного столба, при которой типографский шрифт (высота букв 3,5 мм) становится плохо различим. При определении используют стеклянный цилиндр высотой около 50 см. Цилиндр, под дно которого положен хорош освещенный шрифт, наполняют водой воды до такой высоты, чтобы буквы, рассматриваемые сверху, стали плохо различимы (рис.7).
Запах. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запаха воды при 20° и 60° С.
1. Заполнить колбу водой на 1/3 объема и закрыть пробкой.
2. Взболтать содержимое колбы.
3. Открыть колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же после определите характер и интенсивность запаха.
4. Если запах сразу не ощущается или запах неотчетливый, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры + 60° С (подержав колбу в горячей воде) (рис.8).
Определение содержания ионов водорода в воде (pH-фактор воды).
С помощью данного исследования можно определить содержание ионов водорода Н+ в воде. Значение pH является важным фактором, влияющим на жизнь водных обитателей.
1.В пробирку наливали 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора, перемешивали и по окраске раствора оценивали величину рН: розово-оранжевая- рН около 5; светло-желтая-6; светло-зеленая-7; зеленовато-голубая-8.
2. рН определяли ещё с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая её окраску со шкалой (рис. 9).
Составление экологического паспорта родника.
3.4. Экологический паспорт родника
По результатам исследований, был составлен экологический паспорт родника.
13.Дебит источника - 1л за 15 секунд
14.Хозяйственное использование источника – это один из самых почитаемых в Сельской администрации родников. Воду, благодаря ее высоким качествам, используют не только жители д.Желтухино, но и жители ближайших деревень –Сёмино, Дурандино, Хрящи.
4.Благоустройство прилегающей территории.
Родник сложное и очень хрупкое природное образование и любое неквалифицированное вмешательство может стать для него роковым.
Исходя из анализа проведённого анкетирования, ребята предложили начать работу с благоустройства родника в д.Желтухино ( рис.10). При выборе места мы руководствовались интересами жителей всего села. О нужности и важности этого дела говорит то, что это место является постоянно посещаемым, но поражает заброшенность (рис.11) и неустроенность источника (рис.12). Об актуальности этой проблемы взрослые говорили давно, но, видимо, за важностью других дел, снова откладывали решение.
Ребята сделали заключение о социальной значимости проблемы и предложили свое решение.
При этом учитывались следующие факторы:
Необходимость в благоустройстве источника в деревне Желтухино назрела давно. Это место постоянно посещается, дорогу к источнику знает каждый на селе. Очень часто туда приходят люди группами, набирают «живой» воды, общаются.
В ходе опроса выяснилось, что источник действительно нуждается в благоустройстве, так как люди хотят приходить на это место не только за водой, но и посидеть, проникнуться святостью этого места, очиститься, отдохнуть.
Когда определились конкретные цели, мальчики решили с помощью преподавателя технологии сделать лавочки, столик и навесной шкафчик для икон (рис.13). Потому что, часто за водой приходят пожилые люди, которым трудно длительное время стоять на ногах. Здесь они смогут отдохнуть, полюбоваться красотой родной природы.
Мне кажется, что если человек, придёт за чистой родниковой водой и увидит благоустроенный, художественно-оформленный родник, то на душе его станет гораздо теплее. Так же не стоит забывать, что родник освящён церковью и имеет большое религиозное значение для православных жителей д.Сёмино и близ лежащих деревень. Именно, поэтому на территории родника сконструирована маленькая часовенка.
Выводы:
Заключение
Проект «Живи, родник!» - интересный и в историческом плане, и в плане получения практических навыков, так как дети всё это делали сами. Это замечательный пример сотрудничества детей и учителей. Совместный труд сплачивает коллектив, развивает творческую активность детей, умение убеждать товарищей в правоте своего мнения, позволяет чувствовать уверенность в своих силах, Является прекрасным опытом постижения жизни. Работа над проектом помогает на практике проявить и применить знания, полученные на уроках.
Пусть этот проект является небольшим вкладом в реальные дела родного села, но самое главное – ребята стали принимать активное участие в общественной жизни, почувствовали себя подлинными гражданами, способными самостоятельно решать проблемы, окружающие нас.
Пусть на земле не умирают Родники
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой в них останется навеки
Студеная и вкусная вода!
Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и, наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой водой. Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни.
Литература:
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии – М.: АОМДС, 1996 -190с.
2. Алексин О.А., Семенов А.Д., Скопинцев Б.А. Руководство по химическому анализу вод суши. - Л.: Гидрометеоиздат, 2001 - 262с.
3. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. М., Форум – Инфра – М, 2003 – 56с.
4. Дмитриев М.Т. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде. - Справочник.- М.: Химия, 2001.-368с.
5. Керте Ф. Экологическая Химия.- М.: Мир, 1997-396с.
6. Г.В. Карпов. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост.
Э61- М.: Педагогика. 1981 г. – 269 стр.
7. Николайкин Н.И., Николайкина., Мелихова О.П., Экология. - М.: Дрофа 2005-622с.
8. Брун Т., Лемей Г.Ю., Химия в центре наук. - М.: Мир, 2003-490с.
[1] Г.В. Карпов. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост. Э61- М.: Педагогика. 1981 г. – 269 стр.
[2] Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии – М.: АОМДС, 1996 – 190 с.
[3] Дмитриев М.Т. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде. Справочник М.: Химия, М.: - Мир, 1997-396 стр.
Акварель + трафарет = ?
Как Снегурочке раскатать тесто?
Рисуем ананас акварелью
Развешиваем детские рисунки дома
Марши для детей в классической музыке