Волжские татары как народность формировались не путем численного роста какого-нибудь одного племени, а, как и все другие народности, путем консолидации в Среднем Поволжье различных народностей и племен. Сюда вошли потомки булгар, мишарей, части башкир, чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов.
Вложение | Размер |
---|---|
volzhskie_tatary.docx | 35.44 КБ |
volzhskie_tatary.ppt | 1.26 МБ |
Региональная творческая конференция школьников
«Что, как и почему – разберусь и объясню»
Секция: краеведение
Творческая работа
Волжские татары
Пажбекова Яна Александровна
МБОУ Бимская СОШ Агрызского муниципального района РТ,11 класс
Творческий руководитель
Учитель Корнева Оксана Валерьевна
Русский язык и литература, высшая квалификационная категория
Набережные Челны, 2017 год
Введение
Волжские татары как народность формировались не путем численного роста какого-нибудь одного племени, а, как и все другие народности, путем консолидации в Среднем Поволжье различных народностей и племен. Сюда вошли потомки булгар, мишарей, части башкир, чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов.
Волжские булгары также исторически восходят к различным этническим источникам. Ученые доказали, что в Среднем Поволжье до и во время интенсивного распространения здесь булгар и создания в 9 веке Булгарского государства наряду с угрофиннами обитали различные тюркоязычные племена. К ним относятся суары, эскелы, нухраты, темтюзы, челматы, собекуляне, хазары, суасы, баранджары, башкиры и мишари. По-видимому, некоторые из этих племен свои наименования получили по названию местности обитания и вскоре ассимилировались среди других и следы их сохранились лишь в топонимии. К таковым относятся темтюзы, собекуляне (река Саба), баранджары ( люди-пастухи овец), берсулы (река Берсут). Нухраты( серебряные булгары) обнаруживаются в составе булгар, затем мы их находим среди волжских татар под названием нукратские татары, язык которых известен как нукратскоглазовский говор среднего диалекта татарского языка.
Появление и дальнейшая судьба племен под названием челматы неизвестны, неясен и их этноним. Но, на первый взгляд, кажется, что он свой этноним получили после принятия местными племенами ислама и появления в связи с этим головного убора - чалма. По одежде получали свои названия многие племена и народы: меланхлены («черные плащи»), каракалпаки и т.д.
Основная часть
Булгары и суары считаются пришлыми племенами, ибо они в различных источниках упоминаются как северокавказские племена. Но не исключена возможность их появления в Среднем Поволжье и в более ранний период. После распада Великой Булгарии в Приазовье часть булгар и суар могли уйти в Среднее Поволжье по давно знакомым тропам. Суары в исторических источниках идентифицируются с сабирами, савирами, что подтверждается и аналогичной этимологией их этнонимов: су, саб, сав «вода», «река»; ар, эр, ир «люди, мужчины», т.е «речные или водные люди». По-разному трактуется этноним булгар, однако корень балкъ, кроме воды или реки, мог означать и жилище, город, даже дерево, поэтому болгар могло означать и людей, живущих в глиняных юртах.
Что касается суаса, то он, по-видимому, был весьма значительным компонентом сначала волжских булгар, а затем и волжских татар. Об этом говорят и данные, связанные с этнонимом суас. Этноним суас сохранился и до наших дней как названия волжских татар. Суасами волжских татар называют марийцы. В историко-лингвистической литературе имеются различные толкования этого этнонима, но ни одно из них не дает удовлетворительного объяснения, которое не противоречило бы лингвистическим, археологическим, этнографическим, мифологическим и другим историческим фактам, на основе которого можно было бы дать адекватную этнолингвистическую теорию о суасе.
Доказано, что слово суас марийским не является. Поэтому приходится признать, что он был самоназванием тех племен, которые, испокон веков живя в соседстве с марийцами и удмуртами, принимали активное участие в образовании сначала булгарской, казанской, а затем и татарской народностей. Этот этноним как самоназвание постепенно вышел из употребления, сохранив лишь как эктоэтноним.
Впервые в научной литературе о том, что волжских татар марийцы называют суасами, сообщает профессор русской Академии наук Герард Фридрих Миллер. Сначала по пути в Сибирь, затем в 1743 году по возвращении из камчатской экспедиции он специально изучает и фиксирует этнографические и языковые данные народов Казанской губернии. Миллер, кроме русских переселенцев, здесь перечисляет еще шесть народностей.
1) татары, которые живут отчасти в самом городе Казани, также окольных деревнях;
2) черемисы;
3) чуваши, которые живут по обоим берегам реки Волги;
4) вотяки, которые почти все места между Волгой и Камой по собой имеют;
5) мордва, которые настоящее жительство имеют в Нижегородской губернии;
6) пермяки и перичи, жители между Солью-Камской и Чердынем, которые с зырянами устюжскими за один народ почитаются
Любопытно, что автор все приведенные этнонимы народов считает русскими названиями и далее сообщает, что эти народы сами себя или друг друга называют по-другому. Черемисы называют себя мари, вотяки – удмурт, мордва – мокша, пермяки и зыряне – коми или коми-мурм. Самоназвание татар Миллер не приводит.
Этноним суас изучен многими исследователями, но до сих пор нет удовлетворительного объяснения его этимологии. Как мы сейчас убеждены, этноним суас состоит из двух частей су «вода, река» и ас ( ас, яс, эс, аз, эссе)- древнее самоназвание многих тюркских племен. Этноним суас означает водных, речных асов.
В связи с тем, что этноним ас ( яс, асы, эссе, аз, яз) одними исследователями признается названием ираноязычных племен, а другими- тюркоязычных, требуется более подробное его объяснение.
Сначала рассмотрим, какие же имеются основания считать асов ираноязычными. Прямых указаний на этот счет у историков древности нет.
Асов они часто отождествляли аланами. Кроме того, Птоломей асов считает сарматскими, а Стефан Византиец скифскими племенами. Поскольку бытовало необоснованное мнение об ираноязычности всех скифов и сарматов, поскольку и асы, а также и аланы В.И. Абаевым, а вслед за ним и другими исследователями, автоматически отнесены к ираноязычным. Какие же имеются основания признать асов и аланов тюркоязычными? В древнетюркских рунических памятниках 8 в. н.э. асы зафиксированы как тюркские племена. Они много раз упоминаются рядом с тюрками, киргизами и представлены как ветвь тюргешей и киргизов в долине реки Чу. Восточные историки 10-11 вв., в том числе и М. Кашгарский, сообщают о племенах азкешэ, которые наряду с аланами и каса( касогами) без сомнения относятся к тюркским племенам.
Заслуживает внимания и то, что и в древности, и в средние века асов всегда ставили рядом или даже отождествляли с аланами. Кроме того, алан часто отождествляли с асорами, которые представляют собой предков тюркоязычных аваров. Об этом красноречиво говорит идентичность этнонимов авар и аорс. Уникален тот факт, что свидетельство идентичности асов и аланов сохранилось до наших дней у карачаево-балкарцев; они именуют себя аланами, а осетины их - ассиями.
Обратимся к русским летописям, в которых говорится, что в 965г. Святослав ходил на Козары, победил и ясов, и косогов. Ученые-ориенталисты, отождествляя это сообщение с таковым восточного историка Ибн-Хаукаля, утверждают, что здесь речи идет о походе Святослава на Волгу против хазар, булгар и буртасов. Если это так, то выходит, что булгар и буртасов Поволжья называли и ясами. Венгерский ученый поход 965года, о котором свидетельствуют русские летописи, также отождествляется с походом на Волгу, о котором говорит Ибн-Хауаль. Для нас очень важно его сообщение о том, что «после победы русских в 969 г. из Булгар переселились мусульмане, их называли ясами». С.М. Шпилевский, кроме этого, сообщает еще, что у русского князя Андрея Боголювского, жившего в 12 в., жена была болгаркой, а В.Н. Татищев эту жену князя называет «княжна яская» и утверждает, что князя А. Боголюбского в 1175 г. убил брат «княжны яской» (шурин князя) Кючук. Кючук-явно тюркское имя. Эти факты неопровержимо доказывают, что среди булгар и буртасов были племена, которые называли себя ясами. Возможно, это были суасы, называвшие себя сокращенно (т.е.без элемента су «вода, река»).
О том, что этноним ас обозначал тюркоязычные племена, говорит и наличие этого слова в составе многих тюркских этнонимов, кроме того, необходимо учесть и то, что так называемые пермские татары, предки которых были непосредственно связаны с волжскими булгарами, до принятия в то время сословного этнонима татар называли себя остяками, что означает осские (ясские люди). Остяки принимали участие и в образовании башкир, поэтому пермские и западносибирские татары и часть башкир восточными соседями и сейчас называются остякамииштяками-уштяками. Еще в 17 в. пермские татары в своих прошениях указывали, что их предки именовались остяками. Интересен и тот факт, что древние центры расположения пермских татар, ставшие затем уездными городками, назывались Ос и Кунгур, которые совпадают с этническими называниями ос (ас-эс-ос-яс) и кунгур (конгор-кангыр). Последнее обычно считается самоназванием печенегов.
Таким образом, слово ас (аз, яс, яз, ус, уз, ош, иш, уш) для обозначения тюркоязычных племен применялось очень широко, параллельно со словом ар( эр, ир). По-видимому, в древности этноним ас (яс) как название восточных народов применялся весьма активно и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу богов, в то же время утверждали, что ассы происходят из Азии, намекали на идентичность слов ассы и азия.
Что касается первоначального значения этнонима ас, то по этому поводу высказано несколько соображений. Ученые, отстаивающие ираноязычность асов, естественно, слово ас выводят из авестинского асу « быстрый». Другие ученые, убедительно доказывающие тюркоязычность асов и аланов,- иного мнения. Так, М.А. Хабичев слова ас и алан считает семантически идентичными: алан, по его мнению, восходит к слову олан( улан) в значении «сын», а ас-к слову яс в том же значении- в ногайском языке и караимскогаличском диалекте яс-ы- это «сын, молодой человек». Ученые высказали предположение, что ас это – диалектное произношение слова ар (эр).
Очень возможно, что этот синоним образовался от корня эс-эш « работа» и первоначально также имел сословное значение - обозначал работающих.
После всех этих рассуждений необходимо сделать одно существенное замечание; сторонники ираноязычности аланов и асов исходят из неизвестного и утверждают обратное об известном, т.е. явных тюркоязычных аланов и асов пытаются представить ираноязычными. В науке же необходимо идти от известного к неизвестному. В нашем случае, оттолкнувшись от факта тюркоязычности алан и асов, нужно подойти к тому факту, то аланы и саы являются непосредственными потомками сарматов, и, наконец, сделать вывод о тюркоязычности сарматов или той их части, на основе которой формировались аланы и асы.
Сейчас вернемся к этнониму суас, который этимологически состоит из двух слов: су « вода, река» и ас - древнего этнонима многих тюркоязычных племен, и рассмотрим его фонетическое и семантическое развитие.
В различных источниках и диалектах зафиксированы различные фонетические варианты этнонима суас: сюась, сюеш, чювас, чюваш, чуаш, суаз. Первоначальным по этимологии здесь надо признать вариант суас, наряду с ним моги быть варианты, основанные на далектных произношениях этнонимов ас: аз,яс,яз,аш, т.е. варианты суаз, суяз, суаш.
Все известные нам фонетические варианты доказывают, что этнонимы суас, сюэш, суаз, чуас, чуаш,чуваш восходят к одному и тому же слову, они первоначально обозначали одни и те же племена, лишь в дальнейшем закрепились за разными народами: суас- за волжскими татарами, чуаш- за чувашами. Последние раньше имели этноним веда ( вьедене, ветьке, веде), марийцы и в наши дни называют их суасламари, т.е. марийцами по-суасски, или марийцами с примесью суасов.
Такое семантическое раздвоение этнонима суас давно интересовало ученых. Первым этому явлению пытался дать объяснение Н.И. Ашмарин. Из того факта, что словом суас (сюяс) луговые марийцы обозначают татар и что это слово напоминает этноним чуваш, он приходит к выводу:в татарском языке слова суас нет, следовательно, марийцы взяли его не из татарского, а из чувашского языка, в котором это слово звучало как чаваш, марийцы же преобразовали его в суас.
Таким образом, Амшарин утверждает, что современные чуваши - это прежние суасы, а современные татары- это татары-завоеватели края. По его мнению, соседи-марийцы их перепутали, ибо не заметили как территорию суасламарийцев заняли суасы, а место суасов- татары, поэтому марийцы суасов стали называть суасламари, а татар- суасами. Невероятность такого исторического процесса очевидна.
Другой чувашский языковед В. Г. Егоров идет дальше Н. И. Ашмарина и чувашами считает не только суасов, но и суваров.
А по мнению А. П. Ковалевского, чуваши - это не булгары, а лишь суасы (съвазы), но они «говорили на одном из диалектов булгарского языка». Этот язык они получили от булгар, свой первоначальный язык у них был родственным марийскому. Для доказательства своего взгляда на такое происхождение суасов ученый привлекает очень много историко-лингвистических материалов. Основной вывод ученого о том, что чуваши не булгары, подтверждается и новыми данными исторических, археологических, этнографических и лингвистических наук. Что же касается его утверждения, что суасы всегда были чувашами, то оно противоречит тому очевидному факту, что марийцы суасами называют татар, а чувашей именуют суасламари. Было бы наивно думать, что марийцы перепутали своих соседей, что они не заметили преобразования одних народов в другие ( суасов в чуваши или булгар в чуваши).
До усиления в Среднем Поволжье булгарских племен местные тюркские племена, называемые этнонимом суас, под влиянием своих соседей- марийцев постепенно разделились на две части. Первая часть суасов в процессе образования Булгарского государства вошла в состав булгарского объединения племен, позднее - в состав казанцев, а в последствии - и волжских татар. Несмотря на давление других, более авторитетных этнонимов (булгар, казанлы), самоназвание суас сохранялось еще долго, но под влиянием этнонима татар оно персетало применяться самими суасами. Однако поскольку суасы и их потомки жили в соседстве с марийцами, постольку для марийцев всегда были и остались суасами.
Вторая часть суасов еще задолго до формирования булгарской народности перемещалась с частью марийцев, в результате этого образовались племена, по языку не похожие ни на первоначальных суасов , ни на марийцев.
Ясно, что это произошло в глубокой древности, ибо смешение языков( т.е. образование третьего языка из двух) возможно лишь до возникновения классового общества, т.е. до формирования народности. В классовом обществе смешение языков уже невозможно, возможна только ассимиляция. Образовавшееся из двух разноязычных племен третье племенное объединение соседние марийцы стали называть суасламари, т.е. марийцами по-суасски, на суасский лад или марийцами с примесью суасов.
В XVI-XVII веках этноним суас уже в форме чювас или чюваш часто применяется в писцовых книгах Казанского уезда. Первые исследователи этих книг, например, татарский историк Ш.Ф. Мухамедьяров и чувашские историки, сходу, без всяких доказательств этих чувашей отождествляли с предками современных чувашей. Однако затем на основе более детального анализа писцовых книг и других документов XVI-XVII вв. Ученые приходят к выводу, что тогда этноним чюваш( чювас) обозначал предков современных татар, т.е. тех,кого марийцы называли суасами.
Выяснением семантики слова чюваш или чювас в XVI-XVII веках занимался и русский историк И. П. Ермолаев. Основываясь на данных своих предшественников, но не учитывая того, что предки татар имели этноним суас ( чуас, чуаш), а марийцы их до сих пор называют суасам, он приходит к следующему выводу: « Писцовая книга показывает, что как только «ясачный чювашин» становился служилым, он начинал называться служилым татарином». Следовательно, чюваши в писцовых книгах - это не чувашламари, т.е. не предки современных чувашей, а один из предков татар, которые имели самоназвание суас-чуваш.
В Казанском уезде самоназвание суас-чувас-чуваш в XVI-XVII вв. применялось в социально невыгодном значении, т.е. оно обозначало ясачных людей: и суаов, и суасламари( т.е. веда). Суасы сначала под влиянием булгар, затем казанцев свое прежнее самоназвание суас постепенно утратили, оно заменилось этнонимом татар. Сусламари, вытеснив прежние названия веда, суасламари, может быть, еще и мари, также постепенно закрепили за собой этноним чуваш.
Заключение
Таким образом, исследование этимологии этнонима суас путем раскрытия его фонетического и сематического развития с привлечением всех исторических данных приводит нас к выводу, что современные волжские татары и чуваши являются родственными народами, ибо в ходе исторического развития в состав и тех, и других вошли суасы. Суасы принимали участие в формировании современных чувашей, в основном, вместе с марийцами. Волжские булгары - совместно с булгарами, затем вместе с частью мишарей, башкир, суасламари и угро-финноязычных народов переросли в волжские татары. Итак, в составе волжских татар, хотя они марийцами именуются суасам, удельный вес суасов меньше, чем в составе чувашей. Вот такими родственными узлами объясняются многие древние общие традиции двух соседних дружественных народов - татар и чувашей.
Список литературы:
Казань. 1986 г.
Слайд 1
Волжские татары Работу выполнила Пажбекова Яна, ученица 11 класса МБОУ Бимской СОШ Руководитель: Корнева Оксана ВалерьевнаСлайд 2
Цель работы:
Слайд 3
Волжские татары формировались путем консолидации в Среднем Поволжье различных народностей и племен. Сюда вошли потомки булгар,мишарей, части башкир, чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов. Булгары и суары считаются пришлыми племенами, ибо они в различных источниках упоминаются как северокавказские племена.
Слайд 4
Этноним суас сохранился и до наших дней как названия волжских татар. В историко-лингвистической литературе имеются различные толкования этого этнонима, но ни одно из них не дает удовлетворительного объяснения, которое не противоречило лингвистическим, археологическим, этнографическим, мифологическим фактам. Этноним суас состоит из двух частей су «вода, река» и ас- древнее самоназвание многих тюркских племен.
Слайд 5
Этноним суас этимологически состоит из двух слов: су «вода,река» и ас - древнего этнонима многих тюркоязычных племен. Фонетические варианты этнонима суас: сюась, сюеш, чювас, чюваш, чуаш, суаз.
Слайд 6
Николай Иванович Ашмарин (1870-1933) Тюрколог с мировым именем, основоположник чувашского научного языкознания. Ашмарин утверждал, что современные чуваши- это прежние суасы, а современные татары- это татары- завоеватели края.
Слайд 7
Андрей Петрович Ковалевский (1895-1969) Советский востоковед, историк-арабист, этнограф, специалист по народам Восточной Европы. доктор исторических наук. Автор первого русского перевода наиболее полного текста «Записки» Ибн Фадлана
Слайд 8
В XVI-XVII веках этноним суас уже в форме чювас или чуваш часто применяется в писцовых книгах Казанского уезда.
Слайд 9
И.П. Ермолаев, основываясь на данных своих предшественников, пришел к следующему выводу, что чюваши в писцовых книгах- это не чувашламари, а один из предков татар, которые имели самоназвание суас-чуваш .
Слайд 10
Заключение Исследование этимологии этнонима суас путем раскрытия его фонетического и сематического развития приводит к выводу, что современные волжские татары и чуваши являются родственными народами, ибо в ходе исторического развития в состав и тех, и других вошли суасы.
Слайд 11
Литература Закиев М.З Проблемы языка и происхождения волжских татар. Казань. 1986 г. Древнегреческие историки о тюрках и их языках. Ташкент. 1980. Толковый словарь татарского языка. Казань. 1977 г. Вопросы татарского языкознания. Казань. 1965 г. Противоречия булгаро-чувашской теории. В кн.: Проблемы современной тюркологии. Алма-Ата. 1980 г.
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Ералаш
Кто грамотней?
Позвольте, я вам помогу
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Госпожа Метелица