Исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
Акцентуация и выбор профессии | 32.79 КБ |
Исследовательская работа по психологии
Акцентуация и выбор профессии.
Выполнила: Артеменок Анастасия Анатольевна 9 класс
МБОУ «Раздольненская СОШ имени Г. П. Котенко», Руководитель: Анохина Ольга Михайловна
2015 г.
Содержание.
Введение --------------------------------------------------------------------------------3-4
Основная часть
Раздел 1. Акцентуация. ------------------------------------------------------------4- 6
Раздел 2. Использование методик в целях профессионального самоопределения -------------------------------------------------------------------- 6-8
Раздел 3. Акцентуация и выбор профессии.----------------------------------8-9
Заключение ------------------------------------------------------------------------------10
Список литературы --------------------------------------------------------------------11
Введение:
Рабочее место характеризуется повышенными требованиями и разнообразными конфликтными ситуациями, здесь слишком часты затруднительные положения, в которые люди попадают из-за отрицательных черт характера шефа или подчиненного. Поэтому важно знать разнообразные недостатки, которые могут доставить неприятности представителям разных типов характера. Кто хочет достигнуть успеха в работе, тому необходимо знать все сильные и слабые стороны разных типов характера и наилучшим образом приспособиться к требованиям своей работы и коллективу.
Различают от 10 до 14 типов характера. Они бывают гармоничными и
дисгармоничными. Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт.
Дисгармоничные – проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные. У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит ''перекос'' характера, акцентуация характера, в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты. Выраженность акцентуации может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.
В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд (эти слова принадлежат Карлу Леонгарду[1] немецкому психиатру, который в 1968 году ввёл термин «акцентуация») В этом и заключается актуальность выбранной мною темы.
Предметом моего исследования является акцентуация личности человека.
Объектом – диагностическая сторона акцентуации.
Целью является доказательство того, что успешность профессиональной деятельности зависит от особенностей акцентуации личности.
Осуществляя намеченную цель, я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Изучение теоретического материала;
2) Показать влияние мировоззрения человека, его мотивов, ценностей для профессиональной успешности;
3) Провести диагностику акцентуации своих сверстников;
4) По результатам диагностики дать рекомендации в выборе профессии диагностируемым.
Гипотеза: Решающее значение для профессиональной успешности имеет совокупность мотивов, ценностей и мировоззрения человека, а не набор профессиональных компетенций, сводимых к знаниям умениям и навыкам.
Методы, применяемые мною в работе, для доказательства поставленной гипотезы: анализ литературных источников, взглядов ученных на понятие акцентуации, тестирование, обработка и систематизация полученных данных
Основная часть.
Раздел 1 Акцентуация.
Понятие “акцентуации” впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (K. Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности.
Его концепция акцентуации личности была использована и доработана А.Е. Личко и его сотрудниками для изучения характера подростков. Акцентуация характера, по Личко,— это чрезмерное усиление отдельных черт, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и с возрастом сглаживаются. Однако подростковый возраст настолько важен для дальнейшего самоопределения человека, что оказывает влияние не только на стадии формирования профессиональных интересов и намерений, но и на дальнейшую профессиональную адаптацию. Тип акцентуации указывает на проблемные места, позволяя прогнозировать и предотвращать травмирующие ситуации, в том числе связанные с несоответствием типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды.
В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
По различным данным распространенность акцентуаций в популяции сильно варьирует и зависит от многих факторов. К этим факторам относятся социокультурные особенности среды, половые и возрастные особенности и др. По данным К. Леонгарда и его сотрудников доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет приблизительно 50%. Однако авторы специально подчеркивают, что в других странах соотношение акцентуированных и неакцентуированных людей может быть иным.
Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас определенно можно говорить о феномене заострения черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явный акцентуаций в скрытые. По данным Н. Я. Иванова распространенность акцентуаций в подростковом возрасте, а также в возрасте ранней юности различна у мальчиков и девочек. Кроме того, доля акцентуированных варьирует в зависимости от типа и особенностей учебного заведения.
Рассматривая характерологические особенности, ограничивающие профессиональную успешность, психолог Т.В. Орлова вводит понятие "проблемное место" - личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность. "Проблемное место" плохо осознается человеком и с трудом поддается коррекции извне. По мнению Т.В. Орловой, "акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией". Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи (Дергач А.А., Зазыкина В.Г.) считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности.
Связь между психологическим типом человека и профессиональной средой обосновал американский психолог Дж. Холланд.
Исследования взаимовлияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств подтверждают связь между акцентуацией характера, выбором профессии и профессиональной адаптацией (Э.Ф. Зеер, С.Ф. Вакарина, И.В. Крыжановская, Н.Р. Лавренко, М.Е. Литвак, С.Н. Морозюк и др.).
Раздел 2. Использование методик в целях профессионального самоопределения
Признавая необходимость изучения характерологических особенностей как важнейшего фактора профессионального самоопределения, следует отметить, что использование разных методик в целях профессионального самоопределения подростков затруднительно.
До сих пор психологи, занимающиеся профдиагностикой, руководствуются моделью, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсонсом. В школьной профориентации модель Парсонса представлена в виде трех кругов "хочу", "могу", "надо". Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться ("хочу"), соответствовать возможностям человека "могу") и быть востребованной в обществе ("надо").
Однако можно бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле хочется не того, что "можется", а надо вообще что-то иное. И самая совершенная диагностики здесь не силах помочь, потому что, во-первых, она не затрагивает мировоззрение человека, его мотивы и ценности, тот самый загадочный "человеческий фактор", не сводимый к набору профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, но имеющий решающее значение для профессиональной успешности.
Во-вторых, диагностика - это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз? Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная в лучшем случае на изучении интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека.
Методика "Характер и профессия" разрабатывалась с учетом всех этих требований. Она позволяет молодым людям в возрасте от 14 лет уточнить свои характерологические особенности и соотнести их с видами профессиональной деятельности. Сейчас она находится в стадии апробации, однако уже выявлена высокая корреляция с результатами, полученными по методикам "Определение профессионального типа личности" (Дж. Холланд) и "Опросник профессиональных склонностей" Л.А. Йовайши (модификации Г.В. Резапкиной).
В школьной практике у нас для изучения характерологических особенностей с целью самоопределения используется методика "Диагностика межличностных отношений" Т. Лири.
В опроснике приводятся 8 групп утверждений, затрагивающие те сферы, в которых наиболее ярко проявляется характер человека: отношение к себе, другим. По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из восьми диагностируемых типов (Авторитарный, эгоистичный агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический).
По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из восьми диагностируемых типов. После того, как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга, получается некое подобие "профиля" характера. Характеристики не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств.
На уроке "Профессионального самоопределения" изучены особенности двадцати одного человека. Получилось, что у 19% учащихся 9 класса характер развивается гармонично. К авторитарному типу относится семь человек, эгоистичных семь человек, агрессивных два человека, недоверчивых пять человек . Так среди обследуемых 80% акцентуированных с разными степенями выраженности акцентуацией. (Приложение1)
Раздел 3. Акцентуация и выбор профессии.
Все профессии можно условно разделить на две большие группы. Первая — те, в которых важность технологии выходит на первый план. Вторая группа — профессии, в которых человеческий фактор несравнимо
важнее технологического. События последних лет показывают, что именно этот фактор является «слабым звеном», определяющим прочность (или непрочность?) всей цепи. Чтобы укрепить слабое место, его необходимо найти.
Характер человека имеет большое значение в построении межличностных отношений в коллективе. Знание слабых и сильных сторон своего характера позволяют человеку избежать конфликтов и стрессовых ситуаций, помочь более органично организовать свою жизнь и профессиональную деятельность. Из обыденной жизни мы замечаем как трудно с людьми, имеющими тяжелый характер (их называют "шершавыми", ибо при общении с ними все время натыкаешься на острые углы и шипы), и как приятно общаться с людьми, имеющими легкий характер. Насколько характер важен хорошо раскрывает старое изречение: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".
Характер, в отличие темперамента, формируется пожизненно и меняется в процессе общения и деятельности. Акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), чем у взрослых, поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические периоды для формирования характера, для проявления своей неповторимости, индивидуальности. Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в
неврозы или психопатию.
Признавая необходимость изучения характерологических особенностей как важнейшего фактора профессионального самоопределения, следует отметить, что использование методики "Диагностика межличностных отношений" Т. Лири дает возможность осознать свои личностные особенности, которые могут осложнить любую профессиональную деятельность.
Заключение:
Считаю гипотезу доказанной, а цели и задачи, которые ставила в начале работы выполненными.
Роль акцентуации при выборе профессии и в ходе профессиональной адаптации очевидна.
Список литературы:
[1] Карл Леонгард (нем. Karl Leonhard, 1903—1988) — выдающийся немецкий психиатр. Автор понятия «акцентуированная личность» — одной из первых типологий личностей.
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Загадка Бабы-Яги
Мост из бумаги для Киры и Вики
Снежная книга
Выбери путь