Мы предположили, что существует различное множество занимательных подсказок, которые могут значительно облегчить усвоение материала школьной программы, и решили "отправиться" на их поиски...
Вложение | Размер |
---|---|
zambriborshch_sofya_4b_-_nepravilnye_pravila.docx | 47.61 КБ |
zambriborshch_sofya_4b_-_nepravilnye_pravila.pptx | 1.53 МБ |
Фестиваль «Мои первые открытия - 2017», г.Петрозаводск
Исследовательская работа
«Неправильные правила или секреты лёгкого обучения»
Выполнила: Замбриборщ Софья, 10 лет,
ученица 4б класса
МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3»
Научный руководитель: Пакуть Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3»
Контактные данные:
E-mail: djezzi@yandex.ru; тел. 8 (921) 227 26 91
г.Медвежьегорск
2016/2017г.
Введение
Во втором классе, когда мы начали изучать таблицу умножения, наш учитель Екатерина Александровна раскрыла нам секрет подсказок, благодаря которым мы смогли быстро и легко выучить значения таблицы умножения «на 9». Теперь я уже учусь в четвёртом классе, объём информации с каждым днём стремительно увеличивается и мне, как и моим одноклассникам, становится трудно быстро усваивать новые правила, запоминать словарные слова. Тогда я подумала, быть может, существуют ещё какие-либо секреты и подсказки, которые смогут нам помочь при изучении нового материала в различных предметных областях? Я решила это проверить. Так и появилась тема моего исследования.
Цель исследования: выяснить, какие ещё существуют подсказки и помогают ли они ученикам в усвоении материала школьной программы.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что существует различное множество занимательных подсказок, которые значительно облегчают усвоение материала школьной программы.
Часть 1. Теоретическая часть.
В начале нашего исследования я собрала те подсказки, которые мы давно знаем и используем в процессе обучения. В основном это подсказки из математики и русского языка.
больше 1 в ответе получим двузначное число, в котором десятков, на 1 меньше, чем 2ой множитель, а единицы добавляем до 9. Пример:
9*2=1 (десятков, на 1 меньше, чем 2ой множитель) 8 (добавляем до 9: 1+8=9)
Положи обе руки на стол и вытяни пальцы. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число. Чтобы умножить 9 на любое число, вы должны загнуть тот палец, который означает это число. Тогда слева от согнутого пальцы – десятки, а справа пальцы – единицы.
Знаки < и > - это «прожорливые» птички, птичка открывает клюв туда, где число больше, как будто хочет его съесть.
Одна рука – «самостоятельные части речи», другая – «служебные». Самостоятельные: 4 пальца (мизинец, безымянный, средний, указательный) – имена: существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Они все изменяются по падежам. Когда надеваем рукавицу, все эти пальцы вместе. 1 палец (большой) – это глагол. Он – главный («повелитель») отличается от имён: не изменяется по падежам, изменяется по временам. Когда надеваем рукавицу, этот палец отдельно от остальных. Середина ладони – это наречие – самостоятельная часть речи, но неизменяемая.
«Не налезли шОрты, часто ели тОрты»;
«А у нашей Марфы все в полоску шАрфы»;
«Чтобы вдруг не вышел спор, заключите договОр».
Затем, я начала поиск новых подсказок в литературных источниках и интернете. Здесь я нашла подсказки быстрого счёта в математике, а наиболее интересными мне показались подсказки для запоминания словарных слов в русском языке и подсказка на запоминание порядка планет.
Пример: 9*8. Загнём на левой руке столько пальцев, на сколько первый множитель превышает 5, а на правой – на сколько второй множитель превышает 5.
В рассмотренном примере – 4 и 3 пальца. Если сложить количество загнутых пальцев (4+3) и перемножить количество незагнутых (1*2), то получится соответствующее число десятков и единиц: 4+3=7, 1*2=2: ответ: 72
Чтобы умножить число на 11, к нему приписывают ноль и прибавляют исходное число. Например: 241*11=2410+241=2651.
Между цифрами первого множителя записываем сумму этих цифр:
Пример: 32*11= 3 (3+2) 2 =352 Пример: 58*11= 5 (5+8=13) 8 = 5+1,3,8=638
«Мы Все Знаем: Мама Юли Утром Села На Пилюли»
«Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный»
«По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз Меркурий, два Венера, три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн, семь Уран, за ним Нептун».
Их мы нашли в книге: «Неправильные правила: Как запоминать словарные слова». По этому примеру я составила свои стихи и нарисовала рисунки.
«У сороки на обед был огромный огурец.
Вот обжора, это да! Стала круглая она!
Но за то мы будем знать: где нам «о» всегда писать!»
Словарные слова: «сорока», «обед», «огромный», «огурец» - пишутся с буквой «о».
В календарь мы посмотрели и увидели декабрь.
В декабре в деревне нашей только в валенках шагай!
Их достали из сарая, где они нас летом ждали.
Мы их на ноги надели и гулять все «полетели»!
Словарные слова: «календарь», «декабрь», «валенки» - пишутся с буквой «е».
Ребусы для запоминания словарных слов мы составили для младших школьников. По первым буквам слов можно составить словарное слово:
Масло, Облако, Лист, Облако, Кисточка, Облако (слово: "молоко");
Масло, Облако, Рука, Облако, Зуб (слово: «мороз»).
Часть 2. Практическая часть.
После проведённого мною поиска новых подсказок, я решила поделиться «находками» с одноклассниками. На уроке я рассказала им о подсказках, мы потренировались в их использовании. Затем, чтобы выяснить какими подсказками пользуются мои одноклассники, и, какими хотели бы пользоваться в будущем, я провела опрос.
Результаты опроса я поместила в диаграмму[7]. Большинство ребят используют подсказки по русскому языку: «с окна, на окно» и «подсказку для запоминания падежей». Из новых, рассказанных мною подсказок, ребятам очень понравилась «подсказка умножения на 11» и «подсказка для запоминания планет».
Затем, я решила опросить взрослых: используют ли они подсказки? Оказалось, взрослые тоже используют подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - подсказка для запоминания цветов радуги; «Запоминание чётных и нечётных месяцев по рукам по рукам».
А как же к подсказкам относятся учителя среднего и старшего звена? Я узнала мнение учителя русского языка и литературы Кравцовой Надежды Евгеньевны. Надежда Евгеньевна сказала, что положительно относится к подсказкам и считает, что они помогают ученикам начального звена при дальнейшем обучении в 5-6х классах.
Заключение
Проведённое мною исследование даёт возможность сделать вывод: моя гипотеза подтвердилась. По итогам трёх опросов можно сказать: подсказки, несомненно, нужны учащимся, они значительно облегчают усвоение материала школьной программы.
Проведённое нами исследование привело нас к мысли о том, чтобы создать и выпустить сборник подсказок в помощь учащимся и учителям.
Список используемой литературы
Приложение 1.
[1] Клёпова Е.А. Как запомнить все правила русского языка: для школьников / Е.А.Клёпова. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – С. 180
[2] Бурлака Е.Г. Занимательная математика / Сост. Е.Г.Бурлака, И.Н. Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – С. 319.
[3] Ткачёва М.В. Домашняя математика: кн. для учащихся 7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993. – С. 179.
[4] Бурлака Е.Г. Занимательная математика / Сост. Е.Г.Бурлака, И.Н. Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – С. 321.
[5] Большой вопрос. ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/124648-kak-zapomnit-raspolozhenie-planet-v-solnechnoj-sisteme.html
[6] Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювента», 2005. – 64 с.
Слайд 1
«Неправильные правила или секреты лёгкого обучения» МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3» Презентацию подготовили : ученица 4б класса Замбриборщ Софья и учитель начальных классов Пакуть Екатерина А лександровнаСлайд 2
Цель исследования : выяснить, какие ещё существуют подсказки и помогают ли они ученикам в усвоении материала школьной программы. Задачи исследования : Вспомнить подсказки по различным предметам; Найти новые подсказки и рассказать о них одноклассникам; Провести опрос среди одноклассников, родителей, узнать мнение учителей среднего звена; Сделать выводы; Составить сборник подсказок в помощь учащимся и учителям; Гипотеза : Я предполагаю, что существует различное множество занимательных подсказок, которые значительно облегчают усвоение материала школьной программы.
Слайд 3
Известные нам подсказки: И ван Р убил Д рова, В елел Т опить П ечь
Слайд 4
Новые подсказки: 241*11=241 0 + 241 = 2651 М ы В се З наем М ама Ю ли С ела У тром Н а П илюли Стишки и рисунки для запоминания словарных слов Словарные слова : «сорока», «обед», «огромный», «огурец» Словарные слова : « календарь », « декабрь », « валенки » Ребусы-рисунки для запоминания словарных слов Словарное слово : «молоко» Словарное слово : «мороз» Учитель русского языка и литературы Кравцова Н.Е. Спасибо за внимание !
Слайд 5
Источники: Шаблон презентации создан Павловой Ольгой Геннадьевной, учителем информатики и математики МБОУ СОШ № 33 г. Череповца: http :// pedsovet.su / ; Яндекс.Картинки [ Электронный ресурс ] . – Режим доступа : https://yandex.ru/images/ ; Фото из личного архива Пакуть Е.А.; Рисунки: автор Софья Замбриборщ .
Филимоновская игрушка
Щелкунчик
Рисуем тыкву
Сила слова
Рисуем новогодние санки