«Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Торквато Тассо
Движение и здоровье - одно целое, неотделимое, обязательное свойство всего живого, одно из важнейших условий существования. Без движения жизни нет и не может быть.
Актуальность темы:
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь человека, физическая активность людей резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.
Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей человека, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний.
Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье человека. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам.
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_i_zdorove1.docx | 345 КБ |
Движение и здоровье
Автор: Смородина Станислава Ильинична,
10 класс МБОУ школа № 71
Руководитель: Шилова Анастасия Олеговна,
учитель I категории МБОУ школа № 71
г. Дзержинск 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.Введение…………………………………………………..……… стр. 3
2. Двигательная активность ……………………………………….стр.6
3. Значение движения на организм человека ……………………. стр. 8
3. «Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение».……….стр. 11
4. Движение в современном мире ………………………………....стр.14
5. Обзор научно-популярной литературы ……………………..….стр.19
6. Исследование ……………………………………………………стр. 23
7. Заключение……………………………………………………… стр. 25
8.Список литературы...…………………………………………..…стр. 26
9.Приложение ………………………………………………………стр. 27
ВВЕДЕНИЕ
«Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Торквато Тассо
Движение и здоровье - одно целое, неотделимое, обязательное свойство всего живого, одно из важнейших условий существования. Без движения жизни нет и не может быть.
Актуальность темы:
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь человека, физическая активность людей резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.
Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей человека, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний.
Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье человека. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам.
Гипотиза- если человек активен в движении, то это способствует укреплению всего организма.
Цели и задачи
Цели работы:
1)Выяснить как движение влияет на здоровье.
2) Узнать как двигательная активность помогает в жизни человека.
Задачи работы:
1) Узнать про уровень активности в современном мире.
2) Распознать структуру режима дня у школьников.
3) Определить стратегическую цель школьной спортивной секции.
4)Выявить отличия школьной секции от секции в спортивной школе.
5)Найти в научно-популярной литературе информацию о движении и здоровье.
6)Провести исследование, определяющее роль двигательной активности в жизни людей.
Особое значение в сохранении и укреплении здоровья имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, которая лежит в основе жизнедеятельности всего организма. Движение, физические нагрузки - необходимое условие нормального развития и работы человеческого организма, а мышечный «голод» так же опасен, как и недостаток кислорода или витаминов.
Физическая активность, как способ поддержания здоровья.
«Мы с удовольствием смотрим, как подвижны дети,
Мы с сожалением видим, как малоподвижны старики….
В школе решили провести мониторинг охвата уч-ся занимающихся в спортивных кружках и секциях в школе и учреждениях дополнительного образования.
2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | ||||
Всего учащихся | 443 | 449 | 436 | |||
число | % | число | % | число | % | |
Начальное звено (всего уч-ся) | 175 | 40% | 191 | 43% | 188 | 43% |
спортивные кружки, секции в школе | 120 | 68 % | 120 | 62% | 149 | 79% |
спортивные кружки и секции в учреждениях доп. образования | 20 | 11% | 20 | 10 % | 45 | 24% |
Среднее звено (всего уч-ся) | 221 | 50% | 231 | 51% | 230 | 53% |
спортивные кружки,секции в школе | 15 | 6% | 17 | 7% | 40 | 17% |
спортивные кружки и секции в учреждениях доп. образования | 45 | 20% | 48 | 21% | 73 | 32% |
Старшее звено (всего уч-ся) | 47 | 10% | 27 | 6% | 18 | 4% |
спортивные кружки, секции в школе | 15 | 32% | 15 | 55% | - | 0 % |
спортивные кружки и секции в учреждениях доп. образования | 10 | 21% | 8 | 30% | 7 | 39% |
Выводы:
Проанализировав диаграммы можно сказать, что за 3 года увеличивается количество учащихся посещающих спортивные кружки и секции как в школе так и в учреждениях дополнительного образования. Если брать кружки и секции в школе, то самый большой процент занимающихся- в начальном звене. Это происходит потому, учащиеся начальной школы больше времени проводят в стенах школы и учителя физической культуры в группах продленного дня ведут внеклассные занятия в группах ОФП. Зато количество учащихся посещающих кружки и секции в УДО среднем и старшем звене преобладает, т.к. они больше времени предоставлены сами себе, они более самостоятельны поэтому у них есть большая возможность посещать УДО.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.
Привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Такое несоответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья детей и подростков.
Уровень привычной двигательной активности детей и подростков определяется биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол.
Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек в возрасте 8-9 лет двигательная активность практически не отличается от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением
возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у девочек меньше).
Двигательная активность наименьшая - у детей, не занимающихся спортом или другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе.
Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме - от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений (предпатологические и патологические состояния): развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.
Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.
Важными социальными факторами, формирующими привычную двигательную активность, являются организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.
На двигательную активность детей заметное влияние оказывают неблагоприятные климатические условия и сезоны года. В зимний период наблюдается наименьшая активность как у мальчиков, так и у девочек.
В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности достигается при участии школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы, в частности при проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и «дней здоровья», самостоятельных занятий физкультурой(Приложение 1 «Примерный объем двигательной активности учащихся по нормам СанПина»).
Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни. Она делает человека не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной ее части. Риск развития у него опасных для жизни заболеваний сосудов сердца и мозга, сахарного диабета, рака является достоверно более низким.
ЗНАЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Движение строит наш организм, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает мышцы, делает фигуру стройной и красивой. Тесную взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные и врачи ещё в глубокой древности, которые считали, что без движения и занятий физкультурой человек не может быть здоровым. В своих трудах они указывали на необходимость рациональной двигательной активности и ежедневных занятий физическими упражнениями.
Если мышцы бездействуют - ухудшается их питание, уменьшается объём и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничения в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным патологическим изменениям в организме человека. Так, например, ношение высокого гипса в течении 40 дней приводит к атрофии мышц. Однако, если в течение последующих 4 недель, человек начинает активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления ликвидируются, мышцы укрепляются и гипертрофируются.
В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.
Физические упражнения приводят также к увеличению белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются главными защитниками организма на пути инфекции. Физические упражнения влияют и на артериальное давление.
Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в лёгких, на обмен в лёгких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.
Общеизвестна и целительная роль физических упражнений для поддержания организма в оптимальной форме.
Воздействие гимнастики и спорта на организм человека многообразно. Стимулируется и нормализуется деятельность различных органов и систем, в том числе сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, активизируется внутритканевый обмен. Положительное влияние испытывает нервная система, на которую особенно благотворно действуют регулярные двигательные раздражения. Еще Клавдий Гален говорил, что без работы нерва нет движения, и гимнастика мышц может быть названа нервной гимнастикой.
Физические упражнения способствуют рациональному перераспределению крови, устранению застоя крови в венах нижней части туловища (это особенно важно для людей сидячего образа жизни), увеличивают приток крови к сердцу, к голове, лицу, шее, в этих областях улучшаются трофические процессы.
Физическая деятельность укрепляет мышцы сердца, которое у тренированных людей работает активнее, чем у нетренированных. Этим достигается улучшение снабжения тканей кислородом и повышение окислительных процессов. В покое тканями используется 30% кислорода, при физической нагрузке у нетренированного человека - 47%, а у тренированного - 73%. Систематическая тренировка ведет к увеличению жизненной емкости легких и укреплению дыхательных мышц, легкие поглощают на 15--30% больше кислорода и лучше обогащают им кровь.
Физические упражнения, укрепляя мускулатуру тела, шлифуют его формы. Во время движения в мышцах происходят сложные биохимические процессы, улучшается питание и выведение продуктов распада, улучшается работоспособность мышц, повышается их тонус, снимается усталость. Они становятся упругими, сильными пластичными, увеличиваются в объеме. До глубокой старости сохраняется подвижность суставов, уменьшаете вероятность отложения солей. Те, кто занимается физической культурой и спортом, приобретают и на долгие годы сохраняют стройную фигуру, пропорциональные форм тела, статность и красивую осанку, ловкие движения хорошую реактивность, высокую работоспособность и другие качества, свидетельствующие об оптимальном состоянии здоровья.
Физические упражнения оказывают положительное воз действие на нервно-эмоциональную сферу, воспитывают волю, умение владеть собой, а это сохраняет красоту, продлевает молодость, жизнь.
При малоподвижном образе жизни снижаются окислительные процессы, в организме скапливаются продукты неполного окисления углеводов, что способствует атеросклерозу и другим заболеваниям, приводящим к раннему старению. С возрастом развивается ограниченность движения всех суставов и позвоночника, появляется сутулость, походка становится тяжелее, слабеет мускулатура, отмечается вялость работы многих органов, в том числе кишечника.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
«ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ, А ЖИЗНЬ - ЭТО ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ» - как гласит старая поговорка. Ученые подтвердили народную мудрость и доказали, что люди, которые ведут малоподвижный и сидячий образ жизни живут меньше, чем те, кто активно занимается спортом.
В разные времена многие ученые задумывались о том, каким образом человек может получать жизненную энергию и как эффективнее ее усваивать. По мнению некоторых ученых наибольшее количество энергии содержится в ледяной воде и воздухе. Другие ученые считают, что, получая энергию извне, человеческий организм лучше распределяет ее, активно двигаясь. Некоторые ученые считают, что восстановительные процессы в организме проходят исключительно при повышенных физических нагрузках.
Почему ученые склоняются к таким мнениям, и как происходит получение энергии человеком из окружающей среды, а также ее использование?
1. Оказывается, что плазма человеческого организма намного активнее обменивается энергией с магнитными, электрическими и иными полями, которыми пронизано все пространство нашей планеты. Такое взаимодействие провоцирует изменения в клетках, которые способствуют биосинтезу.
2. Нахождение человеческого тела в сгустке плазмы очень похоже на вращение ротора в статоре. Такое движение весьма эффективно воздействует на мембраны клеток.
3. При активном движении скорость движения крови увеличивается приблизительно в пять раз. Это тоже очень схоже с ротором и статором. Но в данном случае роль ротора выполняет кровь, а статора человеческое тело.
4. Во время движения частота пульса увеличивается почти в четыре раза. При биении сердца вырабатывается масса энергии, которая остается в организме.
5. Во время активного движения учащается дыхание. Вместе с вдыхаемым воздухом, в организм из атмосферы попадает энергия (об этом знали еще древние китайцы). А работа диафрагмы во время учащенного дыхания опять-таки очень напоминает ротор и статор.
6. При движении в организме происходит взаимодействие множества различных органов, в результате которого вырабатывается энергия.
Движение обеспечивает постоянную циркуляцию всех биологических жидкостей, как в поверхностных слоях кожи, так и в глубине организма. На каждый миллилитр крови приходится до семи тысяч квадратных сантиметров площади кровеносных сосудов. Если человек двигается меньше, то все процессы в его организме замедляются, в том числе и движение биологических жидкостей. В том числе замедляется и выделение продуктов распада из организма. Накапливаются токсины и ядовитые вещества, которые по кровяному руслу переносятся ко всем органам и отравляют все тело. В некоторых трудах натуропатов существует даже такой термин, как «токсины усталости». Это состояние характерно для тех людей, которые вроде бы и не болеют ничем, но из-за сидячего образа жизни чувствуют себя вялыми и слабыми.
Недостаток движения опасно для нашего организма так же, как и недостаток кислорода. Ограничение движения приводит к атрофированию мышечной материи, суставы становятся менее подвижными, уменьшается метаболизм, начинаются процессы угасания и старения нашего организма.
Ведь в человек изначально от природы заложено находится в постоянном движении, у нас 600 мышц, 400 суставов, более 50% веса человека составляет соединительная ткань. Мышечная ткань должна составлять 40% веса человека. Человек живет благодаря движению, воспроизводимому мышечно-соединительной тканью, которая приводит в движение кровь, кровь питает ткани и органы, и последние уже выполняют предназначенные им природой функции.
Как показывают статистические данные, пожилые люди часто умирают после переломов или травм ограничивающие их передвижение, это происходит именно по причине длительного вынужденного пребывания в постели без движения.
Наш мозг запрограммирован таким образом, что длительная неподвижность воспринимается им как непригодность к жизни, а это чревато запуском программы на самоуничтожение. В живой природе звери и птицы, лишенные возможности передвигаться, погибают. Малоподвижный образ жизни делает нас хронически больными людьми.
Человек, регулярно нагружающий свои мышцы, и нервную систему тренирует, и мозг, поставляя ему необходимое количество кислорода.
Активный образ жизни - это не просто подтянутый вид и тренированные мышцы. Это еще и нормальное давление, и обмен веществ. У человека с развитыми мышцами становятся крепче кости. Интенсивное обогащение крови кислородом положительно влияет на всю систему кровообращения и работу сердца. Тренированный организм лучше противостоит болезням, инфекциям, колебаниям температуры и влиянию радиации - у него повышается иммунитет.
Наиболее позитивно движения сказывается на нашей системе кровообращения. Во время нагрузки наше тело начинает развивать систему из кровяных телец возле наших мышц. Сеточка, состоящая из капилляров, очень тонких кровяных телец, окружают мышечную материю, происходит рост. Работающая мышца требует большого притока крови, тело начинает строить новые капиллярные сетки, и старые начинают расширяться и сокращаться лучше. Благодаря этому улучшается их продуктивность.
ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, которое является величайшей социальной ценностью, и реализация творческого потенциала, биологических и социальных функций человека, возможны лишь при условии его полного здоровья. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей, а в частности, подрастающего поколения, играет значимую роль.
Проблема поиска резервов для укрепления здоровья школьников, средствами школьного физического воспитания нашла своё отражение в выступлениях бывшего Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, который подчеркнул, что в настоящее время назрела необходимость разработать и внедрить такие технологии, которые в короткие сроки смогут сделать физическое воспитание школьников более привлекательным, а самое главное - более эффективным в плане укрепления здоровья, и поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, прежде всего, мы педагоги.
По данным Минздравсоцразвития, диспансеризация детского населения за последние годы показала резкое снижение - с 45 до 32% - доли здоровых детей в стране. Хроническую патологию имеют более 5 млн. юных граждан. Показатели физической подготовленности современных школьников достигают лишь 60% от результатов их сверстников 1960-70 годов. В настоящее время более двух третей учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом регулярно. Здоровые дети, составляют к концу обучения в школе не более 15-20%.
Современное общество впервые в своей истории столкнулось с кардинальным изменением характера двигательной активности: практически все виды деятельности ребёнка (учёба, развлечения, хобби, общение, передвижения) не связаны с движением. И если в предыдущие десятилетия не было необходимости специально организовывать ежедневную двигательную активность, то в настоящее время она встала остро. Ученые пришли к выводу, что для обеспечения оптимальных показателей здоровья и физического развития необходима гигиенически обоснованная двигательная активность, в то время как в обществе практически во всех возрастно-половых группах населения наблюдается её снижение до критических показателей.
Особенно низок уровень двигательной активности в школах с уровнем обучения повышенной сложности, таких как гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением предметов, где в основном преобладают ментальные занятия, дополнительные факультативы по предметам и большой объём домашних заданий.
Анализ специальной литературы, обмен опытом со специалистами и собственные наблюдения свидетельствуют о том, что 82 - 85% времени бодрствования современные школьники проводят в сидячем положении. С момента прихода в школу двигательная активность детей снижается на 50% и в дальнейшем этот показатель снижается по мере их взросления. В процессе оценки режима дня современных школьников было установлено, что время бодрствования учащихся этого возраста составляет 16 час. (с 7 час. до 23 час.), из которых подавляющее большинство времени уходит на ментальные, а не на физические занятия. Структура режима дня, присущая большинству школьников, характеризуется следующими показателями:
- занятия в школе занимают 6 часов в день;
- 42,9% школьников затрачивают на подготовку уроков до 4 часов в день;
- 39,4% учащихся посвящают до 1,5 часов в день просмотру телевизионных программ;
- 47,6% отводят до 1-2 часа в день компьютерным играм;
- 62,9% детей, до получаса в день занимается работой по дому;
- 52,3% школьников, посвящают до получаса в день прогулкам.
Наиболее действенным способом изменить двигательную активность современных детей и подростков является организация школьного физического воспитания, особенно внеурочного таким образом, чтобы компенсировать дефицит двигательной активности.
Разнообразные формы физического воспитания, которые могут быть реализованы в стенах образовательных учреждений, являются резервом положительного влияния на двигательную активность в процессе пребывания ребёнка в школе, поскольку именно школа — это та социальная структура, которая охватывает всех без исключения детей и подростков.
Концепция модернизации образования подтверждает назревшую необходимость преобразований в организации школьного физического воспитания, в том числе и внеурочного. В концепции указано, что в целях создания оптимальных условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) повышения качества занятий физической культурой; б) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; в) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.
В настоящее время широкое распространение получила технология создания в общеобразовательных школах одного из перспективных направлений - создание школьных спортивных клубов. На примере своей школы мы подтверждаем эффективность предложенной технологии. Школьный спортивный клуб призван решить задачу интеграции общего и дополнительного образования в сфере физической культуры. Основной идей интеграции является то, что спортивный клуб стал такой школьной структурой, где происходит переход от строго регламентированного, авторитарного воспитания к воспитанию свободному, гуманистическому, когда у школьника появляются добровольный выбор форм деятельности, возможность проявления инициативы и творчества и вся работа направлена оздоровление школьников, формирование у них активной позиции по отношению к выстраиванию собственного здорового и спортивного стиля жизни.
Социально-педагогическая практика в отрасли физической культуры и спорта, показывают, что более эффективному включению школьников в физкультурно-спортивную деятельность, приобщению их к ценностям данной сферы способствует совместная деятельность, как со своими сверстниками, так и с учителями, родителями, тренерами и т.д. Наиболее оптимальные условия для такой деятельности складываются в рамках общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности.
Важнейшим компонентом моделирования рационального режима двигательной активности детей является школьная спортивная секция, которая способствует решению совокупности социально значимых задач, как в области приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, формирования у них основ здорового и двигательно-активного образа жизни, так и в области подготовки спортивного резерва в конкретном виде спорта.
Определена стратегическая цель школьной спортивной секции - гуманистически ориентированная социализация детей через спортивную деятельность, а также разработаны основные задачи её функционирования:
- рациональное использование свободного времени;
- укрепление здоровья и профилактика заболеваний;
- разностороннее физическое развитие;
- формирование основ здорового образа жизни:
- овладение основами техники определенного вида спорта;
- повышение уровня спортивного мастерства;
- стремление к повышению спортивных результатов.
Выявлены отличия школьной секции от секций в спортивных школах, к которым относят:
- необходимость записывать в секцию всех желающих, без проведения отбора, невозможность отсева мало прогрессирующих детей;
- необходимость проводить занятия одновременно с детьми разного уровня физической и технической подготовленности;
- приоритет задач оздоровительной направленности;
- необходимость участия занимающихся во всех формах физкультурно-спортивной работы школы.
Сформулированы принципы работы школьной спортивной секции: оздоровительной направленности, индивидуализации, гуманизации и демократизации, единства с семьёй.
При наборе детей в ДЮСШ присутствует определённый отбор более способных и перспективных детей, а в школьной секции занимаются все желающие любого возраста и пола с 1-ой и 2-ой медицинской группой здоровья.
В занятиях необходимо создавать непринуждённую атмосферу, включать средства физического воспитания с элементами забав и развлечений.
Тренировочные занятия должны быть направлены на разностороннее физическое развитие, а не на узкую спортивную специализацию.
Тренировочные занятия должны быть разнообразными и должны носить творческий, неординарный и креативный характер. Каждому ребёнку должно быть предоставлено несколько вариантов моделей оздоровительной двигательной активности с учётом его желаний возможностей и способностей.
Знакомство занимающихся с элементами техники и тактики рекомендуется проводить, используя игровой и соревновательный метод проведения тренировочных занятий.
Для школьного спортивного клуба, по сравнению со школьным коллективом, характерен целый ряд особенностей: добровольный характер объединения; деятельность, основанная на интересах и желаниях; свобода выбора занятий; разновозрастные объединения; более простые, не регламентируемые школьной дисциплиной, отношения.
Совместная спортивная деятельность сближает детей, пробуждает чувства симпатии между ними, усиливает свойственную детям потребность в общении. Между ними возникает целая гамма межличностных связей и отношений эмоционально-психологического характера, которые могут оказать известное влияние на формирование как официальной, так и неофициальной структур коллектива.
Все члены спортивного клуба объединены единой общественно значимой целью. Повышение только собственных спортивных результатов никогда не могло бы стать основой для организации детского коллектива. Такой основой может стать только деятельность, явно интересная для общества, для коллектива.
В школьном спортивном клубе работа по совершенствованию двигательных навыков, повышению спортивных результатов отдельных школьников является основной, но она рассматривается как составная часть достижений всего коллектива. В процессе тренировок и особенно на соревнованиях школьники начинают понимать, что успех команды зависит не от одного, пусть даже рекордного, результата, а от слаженных действий всех членов, от их общих усилий. А от успехов команды зависит успех класса или школы в целом.
И в заключении хочется подвести итог: что с созданием школьных спортивных клубов появится положительная динамика роста физических и двигательных качеств учащихся, будет приобретаться двигательный опыт, и школьники станут стремиться к здоровому образу жизни и улучшению своих спортивных достижений.
Без сомнения, заботу о сохранении здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны достичь успехов в жизни.
ОБЗОР НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовит одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.
Любая функция или работа клетки осуществляется за счет запасенной ранее энергии. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – устой живости умственной работоспособности и психической активности.
Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку 3 гармонов-эндорфинов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.
Овладение культурой движения поможет развить умение «властвовать собой», то есть сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.
Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, эффективность выполнения работы достигает своего максимума.
Человек (как и животное) в состоянии эмоционального эффекта – гнева, ярости – может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях он не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимает тяжести, значительно превышающие его собственный вес.
Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем, эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным матчем. Итак, мы убедились в необходимости мышечной активности, как стабилизирующего фактора работы внутренних систем организма, их активизации или подавления. К каким последствиям приводит практически полная неподвижность? Идеальным примером может служить состояние невесомости.
Как уже известно, состояние невесомости ограничивает человека в движении. Невесомость оказывает серьезное влияние на различные процессы, происходящие в организме человека: в костных тканях уменьшается содержание солей кальция, в организме уменьшается количество жидкости, а, следовательно, и вес космонавта, происходят и другие обратимые изменения. Кроме того, в организме начинают протекать различные процессы, которые до конца не исследованы.
При проведении медицинского контроля наряду с электрокардиограммами, сейсмокардиограммами, космонавты выполняли функциональные пробы. Это позволило получить более полную информацию об изменении физиологических функций и возможностях человеческого организма в полете. По нескольку раз в ходе полета космонавты брали пробы крови, которые затем были доставлены на Землю. В этих пробах было определено содержание сахара, мочевины, холестерина, установлена лейкоцитарная формула и подсчитано число лейкоцитов и тромбоцитов на тысячу эритроцитов. Анализ показал, что у всех космонавтов на начальном этапе полета зафиксировано увеличения содержание мочевины в крови. Это явление, очевидно, было связанно с перестройкой функции почек, которая, как установлено с помощью других данных, не носила патологического характера.
В пробах крови, взятых в первой и начале третьей недели полета, содержание сахара было в обычных пределах, а в пробах, взятых перед концом полета, оно резко увеличивалось. Этот факт может быть объяснен повышением физической и эмоциональной нагрузки.
Со стороны клеточного состава крови существенных изменений также отмечено не было.
В полете космонавты проводили некоторые исследования по определению энергозатрат, периодически измеряли силу кисти рук с помощью динамометров, изучали основные характеристики зрительных функций и т.д. – человеческий организм способен при определенных условиях сохранять свои функции и высокую работоспособность. Этому способствуют и комплекс физических упражнений с использованием специальных костюмов и тренажера. Тренажер позволяет космонавтам выполнят физические упражнения для поддержания силы основных групп мышц (Прежде всего мышц спины и нижних конечностей) и сохранения двигательных навыков и способностей переносить перегрузки при возвращении на Землю. А для создания постоянной нагрузки на костно-мышечную систему космонавты используют тренировочные костюмы, в которых в различных местах вшиты резиновые ленты. При движении они создают нагрузки на опорно-двигательный аппарат и скелетную мускулатуру, компенсируя тем самым отсутствие силы тяжести.
В состоянии невесомости важно создавать отток крови в сосудистое русло нижних конечностей. С этой целью на станциях размещают специальные установки в виде «бочки», внутри которой можно создавать разрежение требуемой величины. Космонавты погружаются до пояса в установку и создают в ней с помощью микро компрессора, дозированное разрежение. При этом контролируется работа сердечно-сосудистой системы.
Космонавт В.Г. Лазарев так писал о невесомости: «Конечно же, космос начинается с невесомости. Она ... Нет, о ней словами не скажешь. Она не имеет даже близкой аналогии не с какими из земных состояний... Она чрезвычайно своеобразна и поначалу малоприятна. Она хитра и даже коварна, если забыть об осторожности и ринуться на нее в открытую. Однако с ней можно войти в контакт и даже сработаться».
ИССЛЕДОВАНИЕ
1 исследование
Среди учеников школы номер 71 был проведен вопрос. Каждому из них было задано 5 вопросов:
1)Делаете ли Вы зарядку?
2) Посещаете ли Вы спортивное учреждение?
3)Нравится ли Вам заниматься спортом?
4)Согласны ли Вы с выражением: "Активное движение-признак здорового образа жизни"? Почему?
5)Как,по-вашему, движение влияет на здоровье человека?
Результаты среди учеников 5-7 классов:
Около 75% учеников делают зарядку и посещают спортивные секции. 100% опрошенных ответили, что им нравится заниматься спортом. С выражением "Активное движение-признак здорового образа жизни" согласны все, но пояснить это никак не могут. И, по мнению 90% учеников движение положительно влияет на здоровье.
Результаты среди учеников 8-10 классов:
60% опрошенных учеников выполняют зарядку, 30% не выполняют и 10% учеников делают зарядку, но редко. Примерно 70% старшеклассников посещают спортивную школу. Всем опрошенным нравится заниматься спортом. Все ученики согласны с выражением "Активное движение-признак здорового образа жизни", объясняя это тем, что движение улучшает состояние тела, оздоравливает, усиляет кровоток. Также все опрошенные считают, что движение отлично влияет на здоровье. 10ти классники еще считают, что важно не только физическое движение, но и духовное, умственное.
Результаты среди учителей:
Меньше 50% учителей делают зарадку. Но все уверены, что движение благополучно сказывается на здоровье. По их мнению, пока человек двигается, он живет.
Исследование показывает, что дети и подростки любят заниматься спортом, что они знают все полезность физической активности. Но, к сожалению, чем старше становятся люди, тем меньше среди них тех, кто занимается физическими упражнениями.
2 исследование
Для расчета уровня физической подготовленности в моем 10 классе были использованы специальные таблицы программы «Президентских состязаний», в которых за каждый вид испытаний дается определенное количество баллов от 1 до 70. В связи с тем, что в период контрольных испытаний не были определены критерии оценки, мы на основании среднестатистических расчетов определили уровни физической подготовленности (Приложение 2 «Президентские состязания») :
Супер - 60-70 баллов
Отличный - 46-59 баллов
Хороший - 32-45 баллов
Удовлетворительный - 20-31 баллов
Неудовлетворительный –11- 19 баллов
Опасная зона 5-10 баллов
Итоги тестирования: В классе 18 уч-ся, 8 юношей, 10 девушек.
Группа здоровья | Физкультурная группа | ||||||
I | II | III | IV-V | Осн. | Подг. | Спец. «А» | Спец. «Б» |
- | 5 | 13 | - | 5 | 11 | 2 | - |
Супер 60-70 баллов | Отличный 46-59 баллов | Хороший 32-45 баллов | Удовлетвори- тельный 20-31 баллов | Неудовлетво- рительный 11- 19 баллов | Опасная зона 5-10 баллов | ||||||
юн. | дев. | юн. | дев. | юн. | дев. | юн. | дев. | юн. | дев. | юн. | дев. |
0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 7 | 3 | 1 | 0 | 0 |
Вывод:
В моем 10а классе всего 5 учащихся ( трое юношей и две девушки) имеют основную физкультурную группу и 13 учащихся имеют какие-либо отклонения в здоровье. И поэтому в классе в основном удовлетворительный уровень физической подготовленности. И хотя у нас в классе большинство уч-ся имеют подготовительную и специальную группу здоровья все учащиеся с желанием посещают уроки физкультуры, активно участвуют в школьных соревнованиях, посещают спортивные секции в УДО, да и вообще любят заниматься спортом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профилактический эффект физических упражнений можно объяснить улучшением общей циркуляции жидкостей, нормализацией кислородного режима, подвода к клеткам биорегуляторов - гормонов. Все это способствует нормальному течению клеточной жизни и тем самым препятствует возникновению различных заболеваний.
Для того чтобы человек не болел, чтобы организм хорошо усваивал энергию из окружающей среды и хорошо включался биосинтез клеток, надо много двигаться.
По гипотезе профессора Андриевского, в организме млекопитающихся и человека кровь образуется лишь во время напряженного физического усилия. Именно в движении, при беге, интенсивной работе на свежем воздухе идут мощные окислительно-восстановительные реакции, и образуется сильная, молодая кровь высокого качества.
Наши исследования подвели нас к подтверждению мысли о том, что человек – это открытая биологическая система, которая напрямую зависит от окружающей среды, но она в ней заложена как природное начало к саморегуляции, человек может и должен сам регулировать свою деятельность, поддерживая стабильность в организме. И немаловажную роль в этом играет:
1)Двигательная активность человека;
2)Способность его правильно дышать;
3)Здоровый образ жизни.
Потребность в движении заложена природой в каждом человеке.
В результате исследования работы мы с учителем пришли к выводу, что движение обеспечивает рост и развитие тканей и органов, стимулирует деятельность мозга, положительно влияет на деятельность всех органов и систем организма. Двигательная активность – важный фактор здоровья. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности.
Список литературы
Приложение 1
Примерный объем двигательной активности учащихся
Примерный объем двигательной активности учащихся
Приложение 2
Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания»
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ 10 «А» класс
Фамилия, имя | Воз раст (лет) | Результаты тестирования | ||||||||||||||||
Подтягивание (кол.раз) мальчики Сгибание и разгибание рук в упоре (раз) | Прыжок в длину с места (см) | Поднимание туловища из положения лежа на спине за30сек | Наклон туловища вперед из положения сидя (см) | Челночный бег 3х10м (сек.) | Бег 100 м | Бег 1000м | Очки | Балл | ||||||||||
Юноши | Рез . | Очки | Рез . | Очки | Рез . | Очки | Рез . | Очки | Рез . | Очки | Рез . | Очки | Рез . | Очки | ||||
1 | Беляков Михаил | 17 л | 3 | 1 | 205 | 17 | 27 | 24 | 10 | 26 | 8.0 | 16 | 14.7 | 19 | 5.10 | 2 | 105 | 15 |
2 | Дядькин Александр | 16 л | 12 | 34 | 200 | 17 | 24 | 20 | 10 | 28 | 8.0 | 20 | 13.9 | 37 | 5.10 | 4 | 160 | 23 |
3 | Евдокимов Артем | 16 л | 11 | 30 | 220 | 30 | 29 | 30 | 12 | 32 | 7.2 | 46 | 13.7 | 40 | 4.05 | 20 | 228 | 33 |
4 | Ефремов Кирилл | 17 л | 10 | 22 | 220 | 25 | 27 | 24 | 12 | 30 | 8.8 | 1 | 15.2 | 14 | 5.15 | 1 | 117 | 17 |
5 | Ломакин Ярослав | 15 л | 10 | 30 | 210 | 25 | 27 | 26 | 20 | 54 | 7.3 | 46 | 14.6 | 29 | 4.10 | 19 | 229 | 33 |
6 | Макарычев Валерий | 16 л | 29 | 68 | 230 | 40 | 40 | 56 | 26 | 64 | 7.2 | 46 | 13.2 | 50 | 3.28 | 39 | 363 | 52 |
7 | Ордин Владислав | 16 л | 7 | 16 | 215 | 25 | 27 | 26 | 19 | 52 | 7.3 | 42 | 15.4 | 21 | 5.10 | 4 | 186 | 27 |
8 | Чернов Артем | 17 л | 6 | 9 | 205 | 17 | 25 | 20 | 8 | 22 | 8.5 | 6 | 16.5 | 8 | 5.20 | 0 | 82 | 12 |
Девушки | ||||||||||||||||||
9 | Егорова Кристина | 16 л | 16 | 16 | 180 | 22 | 23 | 22 | 26 | 60 | 8.8 | 10 | 17.7 | 18 | 5.15 | 12 | 160 | 23 |
10 | Иманова Улькар | 16 л | 16 | 16 | 160 | 12 | 30 | 38 | 27 | 62 | 8.4 | 18 | 17.0 | 24 | 5.40 | 6 | 176 | 25 |
11 | Исакова Дарья | 16 л | 20 | 24 | 190 | 27 | 25 | 26 | 34 | 69 | 7.9 | 31 | 17.5 | 19 | 3.55 | 42 | 238 | 34 |
12 | Мальцева Алена | 16 л | 16 | 16 | 160 | 12 | 22 | 20 | 29 | 64 | 8.5 | 16 | 17.2 | 22 | 5.20 | 11 | 161 | 23 |
13 | Мухамадеева Евгения | 17 л | 16 | 16 | 180 | 22 | 25 | 26 | 20 | 47 | 8.5 | 16 | 17.5 | 19 | 4.20 | 30 | 176 | 25 |
14 | Парамонова Валерия | 16 л | 14 | 12 | 170 | 17 | 26 | 28 | 25 | 58 | 8.3 | 20 | 17.2 | 22 | 6.00 | 2 | 159 | 23 |
15 | Смородина Станислава | 16 л | 20 | 24 | 180 | 22 | 28 | 32 | 33 | 68 | 8.2 | 22 | 15.5 | 40 | 5.05 | 15 | 223 | 32 |
16 | Тимошкина Анастасия | 16 л | 16 | 16 | 160 | 12 | 25 | 26 | 22 | 52 | 8.4 | 18 | 17.5 | 19 | 6.05 | 1 | 144 | 21 |
17 | Шалина Полина | 16 л | 17 | 18 | 170 | 17 | 20 | 16 | 23 | 54 | 8.0 | 28 | 16.3 | 31 | 5.55 | 3 | 167 | 24 |
18 | Яковлева Елена | 16 л | 16 | 16 | 165 | 15 | 21 | 18 | 15 | 32 | 8.6 | 14 | 17.8 | 17 | 6.10 | 0 | 112 | 16 |
Супер 60-70 баллов | Отличный 46-59 баллов | Хороший 32-45 баллов | Удовлетворительный 20-31 баллов | Неудовлетворительный 11- 19 баллов | Опасная зона 5-10 баллов | ||||||
юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки |
0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 7 | 3 | 1 | 0 | 0 |
Мать-и-мачеха
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"