В русском языке есть специальный раздел науки, который изучает названия и наименования – ономастика. Ономастика как наука, изучающая имена собственные, представляет собой богатый раздел лингвистики, поэтому его изучение актуально сегодня.
Научная новизна выполненной работы состоит в расширении знаний об эргонимике, которая непосредственно занимается изучением названий магазинов, фирм, парикмахерских и т.д.
В данной работе рассмотрена тема имён собственных в названиях торговых предприятий пгт. Селенгинск. Существуют ли какие-то закономерности в названиях магазинов, и как это связано с лингвистикой – эта гипотеза определила теоретическую направленность работы.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
МКУ «Районное управление образования»
Администрации МО «Кабанский район»
МАОУ «Селенгинская гимназия»
Ономастика названий магазинов пгт. Селенгинск.
Автор Зейналова Фериде,
ученица 7 класса.
Научный руководитель Козлова
Людмила Анатольевна,
учитель русского языка
2017 год
Введение
Мы живём в окружении слов - названий предметов, процессов, качеств, явлений, окружающих нас людей. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов, явлений и выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений, - это имена собственные. Мы сталкиваемся с ними практически каждый день - имена людей, городов, рек и т.д. В русском языке есть специальный раздел науки, который изучает названия и наименования - ономастика (в переводе с греч. «искусство давать имена»). Ономастика как наука, изучающая имена собственные, представляет собой богатый раздел лингвистики (Направления ономастики. // http://ru.wikipedia.org/wiki).
В ономастике есть направления в зависимости от того, какие имена собственные изучаются. Одно из направлений ономастики нас заинтересовало и будет рассмотрено в настоящей исследовательской работе. Изучением названий магазинов, фирм, парикмахерских и т.д. занимается эргонимика. Собственные наименования магазинов называются эмпоронимами.
В последние годы в нашем посёлке городского типа стало появляться много разных магазинов, и названия у них тоже разные, порой даже необычные. Почему?
В нашей работе будет рассмотрена тема имён собственных в названиях торговых предприятий пгт. Селенгинск. Существуют ли какие-то закономерности в названиях магазинов, и как это связано с лингвистикой – эта гипотеза определила цель нашей работы.
Цель нашей работы: исследовать современные названия магазинов города посёлка, выявить специфические особенности эмпоронимов.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1) провести лингвистические экскурсии по посёлку, понаблюдать и собрать сведения о названиях магазинов;
2) распределить эмпоронимы по тематическим группам, выявить особенности;
3) провести социологический опрос, сбор информации.
Для решения поставленных задач была разработана программа, которая включала следующие методы исследования: наблюдение, метод классификации, лексического анализа, опрос, описательный метод.
Объектом исследования выступают эмпоронимы - названия магазинов нашего посёлка. Предмет исследования - имена собственные в названиях магазинов.
Глава 1.Из истории эргонимики.
Ономастика как раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, получила свой статус в 30-х гг.20 века. В ономастике термин «эргонимика» (от греч. «труд, дело, деятельность») существует для названия широкого круга учреждений - как «собственное имя делового объединения людей» (Романова Т. П. Проблемы современной эргонимики // Филология, Вестник Б ГУ// 2015, - с.34-48).
Единицами эргонимики являются эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Эмпороним состоит из 2-х частей: название самого объекта (магазин, парикмахерская, ресторан) и его имя собственное («Алина», «Фаворитка», «Даурия»).
Главными функциями «товарного» эмпоронима являются информативная и рекламная. Благодаря информации и способу её подачи эмпоронимы достигают своей основной цели - привлечения внимания клиентов и покупателей.
Оптимальные информативно-рекламные собственные имена удаётся создать не всегда. Этому препятствует то, что очень сложно выделить определённую рациональную информацию об объекте продажи. Например, многие магазины в настоящее время предлагают самые разнообразные товары и услуги покупателю и просто не могут иметь информативных названий. Для привлечения внимания потребителя наиболее актуальной оказывается рациональная информация, содержащаяся в эмпорониме. Обычно эта информация об объекте продажи. При этом объект может быть назван прямо: «Продукты», «Стройматериалы», «Мужская одежда» и др.
Современная торговая сеть п. Селенгинск представлена, по нашим подсчётам, несколькими десятками магазинов. А когда-то их история начиналась с малого (С нас начинается Сибирь / Сборник по заказу Администрации Кабанского района Бурятии, У-У: 2013, – 151 с.)
С 60-х гг. основным направлением стала специализированная розничная торговля. Появились первые магазины: продовольственные, хозяйственные, культтовары и др.
Со временем посёлок расцветал. Где-то в 1973 г. у нас открылся первый «супермаркет» - универмаг «Торговый центр» (одна из самых крупных и значимых построек того времени).
В 90-е гг. государственная торговля претерпела кардинальные изменения: вся торговля, пищевое производство оказались в частных руках.
На 2010 г. в Кабанском районе зарегистрирована сотня частных предпринимателей, десятки промышленных предприятия.
Современному периоду свойственно разнообразие. Если раньше магазины подразделялись по специализации («Продукты», «Молоко» и т.д.), классификация шла по ГОСТам (правилам торговли), то в настоящее время владельцы свободны в названиях, потому что магазины в нашем посёлке имеют как продуктовые, так и промышленные отделы.
Глава 2. Эмпоронимы посёлка Селенгинск.
Каждый раз, открывая магазин, предприниматели задумываются о названии. Оно должно быть звучным, ярким, запоминающимся и привлекательным для потребителей. А почему бы и нет? Ведь красивое слово, а если ещё и со смыслом, пока ещё никому не помешало. К тому же здесь скрыт, наверное, и хороший рекламный приём.
Собрав всю информацию по своей теме, мы провели классификацию названий по следующим группам:
Основные тематические группы эмпоронимов.
1) Имена собственные (личные имена владельцев и членов их семей, имена мифологических и литературных персонажей):
Алина
Борис
Винни-Пух
Дина
Елена
Карина
Лиза
Белоснежка
Мальвина
Ника
Рябушка
Садко
Скарлетт
Тамара
Титан
Фортуна
2) Названия животных, птиц, растений:
Птичка - очень маленькая птица
Берёзка - лиственное дерево
Жасмин – растение с душистыми цветками
Кедр – сибирское хвойное дерево
Колосок – от слова колос
Снежный барс - леопард
Ромашка – полевой цветок
3) Географические названия:
Байкал – самое глубокое озеро в мире
Ольхон – остров на Байкале.
Даурия – местность, лежащая в восточном направлении
Сибирячка – жительница Сибири
Россиянка – жительница России
Южный – в микрорайоне «Южный»
4) Природные, астрономические явления:
Весна - время года
Радуга – разноцветная дуга
Солнышко – небесное светило
5) Эмпоронимы, обозначающие отвлечённые понятия:
Абсолют – абсолютное большинство товаров
Альянс – союз, объединение сил
Домино – настольная домашняя игра
Забота – человеческое внимание
Кристалл – блеск водной поверхности
Непоседа – шаловливый ребёнок
Сказка – фантастический мир
Лига – высшего класса, разряда, сорта
Парус – символ простора, широкое свободное пространство
Светофор – маршрутный указатель
Уют – внутреннее блаженство, гармония
Чемпион – значение «превышение признака, сверх»
Юбилейный – в честь юбилея
6) Эмпоронимы, обозначающие пространство:
Новенький – построенный недавно
«У мамочки»
7) Эмпоронимы, характеризующие ассортимент предлагаемых товаров:
«Живые цветы»
«Мужская одежда»
«Мир мебели»
«Мясные традиции»
«Фрукты»
«Сеть техники»
«Сельхозпродукты»
«Сувениры» и др.
Такие наименования хороши тем, что они экономят время, затраченное на поиск нужных товаров, указывая конкретно на то, что нужно купить. Это очень важно, потому что такое название является ориентиром в дороге за покупками.
8)Языковые эксперименты:
«Алёнка»
«Детки»
«Знак внимания»
«Сладушка»
«Сударушка»
«МалышНям»
«Мечта сладкоежки»
«СчастЛифчик»
«Спортландия»
«ZOO-доктор»
Как видно из нашей классификации, владельцы магазинов предпочитают эмпоронимы, обозначающие собственные имена, отвлечённые понятия, а так же названия, отражающие языковые эксперименты.
Основные лексические группы эмпоронимов.
1) Общеупотребительные слова:
Берёзка
Весна
Игрушки
Радуга
Светофор
Колосок
Сказка
Забота
Юбилейный
Южный
2) Разговорные слова:
Сладушка
Детки
3) Специальные слова:
ZOO- доктор
Мастер-стиль
Декор
4) Многозначные слова:
Весна
Лига
Сказка
Парус
5) Заимствованные слова
Парус (греч.)
Кураж (фр.)
Фортуна (греч.)
Олзон (тибет.)
По лексике наиболее частотные в названиях магазинов заимствованные и общеупотребительные слова, что говорит, вероятно, о стремлении владельцев назвать магазин красиво и понятно и в то же время привлечь покупателей.
Если смотреть с морфологической стороны, то можно сделать вывод, что из собранных нами 70 названий наиболее употребительны имена существительные (их - 55, из которых 38 - имена собственные); 5 эмпоронимов - имена прилагательные.
С синтаксической точки зрения:
- словосочетания (10)
Глава 3. Что мы знаем о названиях магазинов нашего посёлка?
Сначала мы провели социологический опрос среди продавцов и владельцев. Им задавались следующие вопросы:
*Знаете ли, что обозначает название вашего магазина?
* Нравится ли название?
Так в магазине «Альянс» владелец пояснил нам, что «название магазина обозначает содружество трёх семей - Рудниковских, Высоцких и Жарниковых». Название членам этих семейств очень нравится.
А в магазине «Алина» директор пояснила, что магазин назван в честь её дочери, которой это название тоже очень нравится.
В магазине «Олзон» нам рассказали, что их название магазина с тибетского языка обозначает «щедрый». Название нравится не только владельцам, но и покупателям, потому что оно необычное и редкое.
Магазин «Искра» назван был в честь известной газеты большевиков и подчёркивает бумажное производство товаров. Название особенно памятно старожилам посёлка.
Владельцы магазина «Кураж» тоже поделились историей названия: «Кураж обозначает хорошее настроение». Ассортимент товара действительно радует покупателей, поэтому название себя оправдывает.
По итогам опроса можно сделать вывод, что всё же 40 % продавцов не смогли ответить на 1 вопрос, но 100 % составляют ответы на 2-ой вопрос.
Потом был проведён опрос и среди населения разного возраста. Им задавались
вопросы:
*Какие магазины часто посещаете?
* Нравится ли вам название?
*Знаете, что обозначает?
Всего опросили 35 человек.
Кого опрашивали | Всего | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | ||
да | нет | да | нет | |||
Дети | 10 | Винни-Пух Мечта сладкоежки | 8 | 2 | 5 | 5 |
Учителя | 10 | Абсолют Титан | 8 | 2 | 8 | 2 |
Взрослые | 15 | Альянс Сладушка | 14 | 1 | 8 | 7 |
Результаты опроса говорят о том, что названия магазинов многих устраивают, но не все ещё задумываются о происхождении и значении слов.
Заключение.
Работа, проводимая нами, показалась очень увлекательной и интересной, и мы сделали следующие выводы:
- эмпоронимы выполняют две функции: рекламную (привлекают внимание покупателей) и рациональную;
-проведя лексический анализ, мы заметили, что в основном – это интересные, яркие слова, большинство из которых заимствованные; в качестве другой закономерности надо отметить тот факт, что доминирующая часть речи эмпоронимов – имена существительные (85 %);
-среди названий наиболее частотными являются: антропонимы (45 %), эмпоронимы, связанные с абстрактным значением (35 %);
-современные названия магазинов не регламентируются официальными актами;
-формируя спрос и сбыт товаров, владельцы пытаются найти запоминающиеся названия, чтобы выгодно представить свой магазин среди конкурентов.
Список использованной литературы
М.: «Дрофа», 1999, – 920 с.
2. Направления ономастики. // http://ru.wikipedia.org/wiki
3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: «Азъ», 1994, - 310 с.
4. Петрищев И. «Таким было начало» (М: газета «Знамя» от 11 августа 1990 г., № 128, с.2)
5. Романова Т. П. Проблемы современной эргонимики // Филология, Вестник Б ГУ// 2015, - с.34-48
6. С нас начинается Сибирь / Сборник по заказу Администрации Кабанского района Бурятии, У-У: 2013, – 151 с.
7. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.- 2-е изд., испр.//Ред. коллегия: М. Аксёнова, Л. Петрановская и др.- М.:«Аванта», 2005
Рисуем зимние домики
Швейня
Пятёрки
Эта весёлая планета
В какой день недели родился Юрий Гагарин?