Ученица Гостомлянской средней школы Шульгинова Анна поставила цель: узнать все о церкви, расположенной в родном селе. По результатам исследования написана эта работа.
Вложение | Размер |
---|---|
0_tserkvi.docx | 36.34 КБ |
Краеведческая исследовательская работа
Название работы : «История православного храма в селе Гостомля»
Фамилия, имя автора: Шульгинова Анна
Возраст автора : 14 лет
Название образовательного учреждения : МОКУ «Гостомлянская средняя общеобразовательная школа»
Фамилия , имя, отчество педагога ( руководителя) : Коренева Надежда Николаевна
Введение
В этом году на праздник Рождества Христова я вместе с мамой побывала на богослужении в нашей церкви, которая находится в моём родном селе Гостомля. Меня удивило то, что в храме было много народу: и пожилые люди, и молодые , и дети. Было 8 часов утра, на улице в это время еще темно, но храм освещался множеством зажженных свечей. В центре храма была помещена икона праздника Рождества. Внимание людей было обращено к алтарю, откуда доносилось красивое пение священника. Среди прихожан стояла тишина, никто, даже находящиеся в храме дети не пытались ее нарушить. Я осмотрелась вокруг. Не смотря на то, что церковь еще не отреставрирована (реставрация здесь находится на начальном этапе), в помещении царила особая атмосфера. Люди тихо входили в помещение церкви, крестились и ставили свечи к иконам святых. Так же сделали и мы с мамой и, на удивление, я почувствовала после этого в своей душе какое – то особое настроение. Я поняла почему, ведь в этом здании происходит общение с Богом!
Когда закончилась служба, люди тихо и спокойно, не толкая друг друга, стали выходить из храма. Вышли и мы с мамой. По дороге домой я всё время думала о том, что почти не знаю историю своей церкви. Поэтому я решила более подробно изучить историю церкви села Гостомля и выяснить, какое влияние оказала церковь на жизнь села.
Актуальность работы.
Очень часто с экрана телевизора я слышу слова : «Мы живём в эпоху безнравственности» . Я согласна с людьми, произносящими это, целиком и полностью. Когда в 1917 году в нашей стране свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, то на первое место стала коммунистическая идеология. Большевистская власть преследовала церковь, будто бы за контрреволюционную деятельность против нее. В 90 – е годы 20 – го столетия коммунистические идеалы были разрушены, наступило время демократии. На экранах телевизоров появились иностранные сериалы, типа «Санты Барбары» и ужасные мультики типа «Симпсонов». И одновременно с этим в нашей стране стало увеличиваться количество наркоманов и пьяниц. Реже стали заключаться браки, а чаще молодые люди стали жить в гражданском браке, как в «Санта Барбаре». Школьники перестали ходить в библиотеки, а «подсели» на компьютерные игры и стали более агрессивными по отношению к своим сверстникам и взрослым. Во времена детства моих родителей очень часто показывали по телевидению концерты к праздникам, где можно было увидеть национальные танцы и услышать национальные песни народов, входящих в состав РСФСР. А теперь, какой канал телевизора ни включи, чаще всего увидишь иностранный фильм и , того хуже, - «ужастик» или «боевик».
Как же выжить в этом мире, не потерять человеческого облика, сохранить оставшиеся еще где- то национальные традиции? Я думаю, что обращение к собственной истории является одним из способов выживания в эпоху утраты нравственных ценностей, пробуждает у человека любовь к родному краю.
С этой целью я решила провести исследование в объектной области : церковное краеведение.
Объект моего исследования: православные храмы Медвенского района, а предмет исследования : Михаило – Архангельская церковь и её влияние на жизнь села.
Тема исследования: История православного храма в селе Гостомля.
Я сформулировала проблему: Церковь оказывает положительное влияние на жизнь села.
Гипотеза : Если человек хочет выжить в современном мире, где утрачены нравственные ценности, то ему необходимо обратиться к собственной истории.
Цель моей работы : Изучить и оценить историю Михаило – Архангельской церкви, рассмотреть это событие на протяжении конца XIX – начала XXI веков.
Задачи исследования:
План исследования:
Методы исследования:
Из истории храмов на Медвенской земле.
Изучив очерки из истории Медвенского района,1 я узнала, что, очень давно все церковные приходы нашего района принадлежали Белгородской епархии, учрежденной в 1667 году. В 1787 году наша епархия была переименована из Белгородско – Обоянской в Белгородско – Курскую и только в 1789 году епархиальным городом вместо Белгорода стал Курск. В эти годы на Курской земле развернулось активное строительство храмов с целью надзора за православными христианами. Много храмов было построено и на Медвенской земле . Представленная в книге «Наш Медвенский край» таблица дает нам сведения о 23 – х храмах, существовавших на территории нашего района. Среди них и наш Михаило – Архангельский, построенный в 1875 году в селе Гостомля.
В 1884 году император Александр III издал указ открыть при церквях школы, а духовенству поручил быть руководителем образования русского народа. Были открыты церковно – приходские школы и на нашей Медвенской земле. Дети получали в них двухклассное образование. Учителями были , в основном, духовные лица. Государь придавал большое значение этим школам, поэтому увеличивал ассигнования из государственной казны на их развитие. С приходом советской власти начались гонения на Русскую православную церковь. Она была поставлена в бесправное положение. В 1918 году ленинский декрет об отделении церкви от государства дал свободу атеизму. Создавались специальные комсомольские ячейки, направленные на борьбу с Богом. Храмы в стране стали закрывать. Постигла такая же участь и храмы нашего района. В них стали располагать клубы, МТС, склады зерна и ядохимикатов. 22 храма нашего района были закрыты, только Покровский в селе Любицкое остался действовать. Видно, члены райисполкома не устояли перед его величеством и красотой.
В Михаило – Архангельском храме в нашем селе, как и во многих других, находился склад зерна.
История храма в селе Гостомля.
Итак, изучив очерки об истории Медвенского района, я узнала, что наша церковь была построена в 1875 году . Из уроков краеведения я знаю, что называется она Михаило – Архангельской в честь Архангела Михаила – покровителя воинов, бьющихся за правое дело. При строительстве ее в основу положен крест. Внутреннее пространство стен расписано картинами из сюжетов на библейские темы. Однако, есть одно несовпадение : в краеведческом уголке нашей школы есть сведения о том, что построена она была в 1904 году. Мои сомнения были развеяны, когда вместе с руководителем краеведческого кружка мы побывали в Курском областном Государственном архиве. Вот какие сведения2 мы получили о нашей церкви:
Название – Михаило – Архангельская
Благочинный округ – 3
Каменная
Год постройки – 1875 год
Число престолов – 1
Число душ в приходе – 1572
Раскольники и сектанты – нет
Верст от губернии – 40
От уезда – 40
Почта – Александровское п/о
Железная дорога – Рышково.
Конечно , это не много сведений, но тем не менее стало понятно, что церковь действительно была построена в 1875 году. Кроме этого в этом архивном документе мы нашли сведения о священниках:
Клевенский Михаил Афанасьевич
Год поступления на службу – 1893г
Возведен в сан священника – 1895 г
Образовательный ценз – воспитанник духовной семинарии
Последняя награда и время пожалования ея – набедренная 1904 г.
Соколов Александр Фёдорович
Год поступления на службу – 1890г
Возведен в сан дьякона в 1890 г из 3-х классов духовной семинарии
Псаломщик – Грицай Григорий Стефанович
Поступил на службу в 1908 г, окончил городское училище.
В описи3 мы увидели, что в архиве есть «Клировые ведомости церквей за 1916 г». Очень захотелось нам увидеть клировые ведомости нашей церкви. Мы сделали заказ работнице архива. Приехали на следующий день, получили эти архивные документы, но ведомостей нашей церкви по какой – то причине не оказалось Ну что же, и это малое уже что – то значило! Но зато мы нашли очень интересный документ под названием «Инструкция настоятелям церквей»4, утвержденный определением Святого Синода 4 июля 1901 г за
№ 1829. Приведу некоторые тезисы этого документа.
Настоятель - старший член причта, пользуется перед прочими священниками той же церкви преимуществом чести и некоторыми особыми правами как по богослужению, так и по управлению церковному, по отношению к низшим чинам причта и другим лицам, подведомственным церкви. Настоятель наблюдает за порядком и благочинием при богослужении. Заботится , чтобы в праздничные дни в храме во время богослужения говорились поучения, небогослужебные беседы. Все записывается в заведенную для этой цели особливую книгу или журнал, который еженедельно рассматривается настоятелем. Следит за чистотой церковных принадлежностей, порядком и чтобы все в церкви находилось на своих местах. Заботится о развитии благотворительности в приходе, заботится о распространении религиозно – нравственного обучения и воспитания детей в приходе. Наблюдает за правильностью записи и раздела доходов между членами причта.
Беседа со Скурлатовой Екатериной Павловной.
Далее я решила поговорить с кем – нибудь из старожилов села, может быть их родители что – то рассказывали им о церкви, а сами они могли быть очевидцами событий , происходивших в течение последних десятков лет. Такой человек нашелся! Это Скурлатова Екатерина Павловна. Родилась она в 1931 году в доме, стоявшем в нескольких метрах от церкви. По ее словам, сколько она себя помнит, все время в их доме квартировала семья священника. Один сменялся, присылали другого, и жил он снова в их доме.
На вопрос, знает ли она, когда построена церковь, Екатерина Павловна сказала, что нет . Но поведала, что на их улице жил один человек, Евглевский Иван Афанасьевич , который прожил более 90 лет, он служил в церкви звонарем. Так вот, когда у него спросили однажды про точную дату строительства церкви, он сказал: «Даже тятя мой не помнит!»
Я спросила, была ли вокруг церкви ограда. Моя собеседница сказала, что раньше церковь была огорожена большой каменной оградой с коваными воротами., а внутри ограды находился прекрасный яблоневый сад. Как – то мальчишки, ее сверстники залезли туда за яблоками, а церковный сторож поймал их и хотел выпороть. Это увидел священник и запретил сторожу наказывать детей , а приказал их отпустить.
Строили церковь всем миром, с великим желанием и рвением. Все старались делать добродушно и качественно. Для этой цели рядом со стройкой был вырыт котлован, в котором мешали раствор для кладки кирпичей, здесь же стояли печи для обжига. Раствор был необычный, в него входила глина, песок, известь, а для особой крепости, говорят, туда добавляли куриные яйца. Не знает Екатерина Павловна. Помогли ли они, но церковь пережила две мировые войны, гражданскую, период разрушения храмов – и до сих пор стоит прочная , крепкая, красивая, радуя жителей села.
Церковь имела два больших купола и четыре маленьких . На колокольне висел большой колокол, который звонил перед каждой службой. А когда зимой была метель, звонил без перерыва, чтобы заблудившиеся в метели люди могли найти дорогу.
Моя рассказчица, будучи ребенком, ходила в церковь и с мамой и одна. Говорит, войдешь в храм , а там настоящий рай! Стены и своды были красиво расписаны, висела огромная люстра , вокруг были образа. Внутри был хороший дубовый пол и металлические изгороди. Храм конечно же не отапливался, но, особенно по праздникам, в нем собиралось столько народу, что все даже не вмещались. Поэтому и было внутри тепло от человеческого дыхания.
Помнит Екатерина Павловна, в церкви служил священник отец Козьма, который жил на Зареуте ( так у нас называют 2 – ю Гостомлю).Здесь, на нашем кладбище похоронен он сам, а также его жена и дети, умершие молодыми. После него был отец Тихон, он квартировал в доме моей собеседницы, а за ним с 1942г по 1946 г – отец Василий (Мухин). Две дочери его были угнаны в Германию, и матушка каждый день следила за новостями в газетах - очень переживала за своих детей. Отцу Василию прислуживал отец Николай, который жил в селе Спасское. Когда отца Василия переводили в Курск, он похлопотал за отца Николая. В епархии проверили его знания и , зная, что он добросовестно относится к службе, в 1946 году назначили отца Николая священником нашей Михаило – Архангельской церкви. Прослужил он до 1961 года. До самого закрытия. Тогда коммунисты обнаружили в храме трещину и признали его аварийным. Екатерина Павловна очень хорошо помнит, как подогнали машину, отец Николай вынес всю церковную утварь и погрузил в кузов. Говорит : «Народ разрывался, криком кричал, не давали увозить. Но кто ж его послушает. Увезли часть в село Белый Колодезь, а часть на Беловщину . Помнит она, как приехавшие люди взяли священника под руки и увели, боялись, что люди убьют его. Вот так с 1961 года церковь не стала работать.
Рассказала мне Екатерина Павловна, как снимали с церкви в 1938 году центральный купол, ей тогда было 6 лет. Много народу тогда собралось и много было слез. Люди не давали снимать купол, но тем не менее это было сделано. По ее словам, приехали из района люди, привезли рабочих, которые залезли наверх. Железо сняли, металлическую конструкцию подрубили и привязали канаты. Мужики внизу взялись за канаты и тянули, командуя:
«О - па! О – па!». Но купол не поддался. Тогда пригнали трактор с зубчатыми колесами, прицепили к нему канаты и сорвали, безбожники, купол. Когда он слетел, то впился наполовину в землю, только верхушка видна осталась. А колокол сняли чуть раньше. Я зык от него размером почти в 1 метр еще долго валялся около здания церкви, вплоть до 70-х годов.
Екатерина Павловна сказала мне, что около здания церкви, с восточной стороны, есть могила под черной плитой. Наверное, считает она, там похоронен какой – то священник. Она точно знает, где эта могила и обещала мне показать, когда стает снег.
Я поинтересовалась у Екатерины Павловны, знает ли она что – нибудь о другой церкви села, более старой. На старинной карте Курской губернии4 есть значок, означающий церковь и написано «Деревянная». Сама я это слышала от покойной Анны Никаноровны, бывшей учительницы начальной школы. Эта женщина очень много рассказала нам, школьникам, об истории села. Моя собеседница подтвердила, что да, была еще одна церковь, деревянная. Стояла она там, где посажен парк около сельского ДК, а точнее между парком и соседним огородом. Почти из – под этой церкви бил ключ, где люди брали воду. Даже еще в 80-е годы прошедшего столетия он существовал. В великие праздники около него было много народу. Брусенцева Лариса Николаевна, проживающая недалеко от этого места, говорила мне, что когда у нее в детстве гноились глаза, бабушка водила ее к этому источнику и промывала глаза. И помогало! Нарушили родник , когда в низине тут же рядом, решили сделать пруд. Пригнали экскаватор и стали делать в низине углубление для пруда. Поглубже хотели сделать, да пошире. Но не знали, что рядом – то с той церковью в старину было кладбище. Вот и стали его разрывать. Екатерина Павловна в тот день ездила в Медвенку с отчетом ( она работала заведующей КБО). На второй день идет на работу и видит – ужас! Кости вокруг валяются, а ребятишки носят черепа на палках. Она позвонила в районную администрацию и рассказала об этом, после ее звонка районные власти запретили трогать старое кладбище. А Екатерине Павловне пришлось несколько раз закапывать женские косы из разрушенных могил. Насколько старым является это кладбице можно судить по монетам, найденным тогда там. Они датируются примерно серединой XVII века. Я спросила свою собеседницу, почему же в годы советской власти не разрушили нашу каменную церковь? Уж не потому ли, что очень крепким оказался раствор для кладки? Она ответила, что храм уцелел благодаря её папе – Пономареву Павлу Ильичу.. Он работал тогда председателем колхоза имени 1 Мая. В один из дней к церкви пригнали людей и технику, чтобы сломать ее. Нужен был кирпич для строительства медвенского моста. Павел Ильич увидел это, вскочил верхом на коня – и в Медвенку!. Очень просил оставить здание , потому что колхозникам некуда было ссыпать зерно, не было склада.. И выпросил – таки! Церковь ломать не стали, а сделали в ней склад. В церковной же сторожке впоследствии открыли детские ясли. До того там была церковно – приходская школа, которая просуществовала почти до самой войны.
Другой мой собеседник, Евглевский Николай Федосеевич ходил в нее в 1 класс. Он помнит, как с колокольни церкви снимали колокол, но после этого церковь еще работала. Он, будучи ребенком посещал храм с мамой, а в 1956 году венчался здесь же. Венчал их с женой отец Николай, о котором я уже упоминала в своей работе.
После закрытия в 1961 году нашей Михаило – Архангельской церкви этот батюшка служил в храме святителя Николая Чудотворца в селе Белый Колодезь, что находится километрах в 10 от Гостомли. Работая бригадиром , во время полевых работ, Николай Федосеевич часто видел отца Николая, как тот шел через поле со службы домой, в село Спасское.
Кстати, Екатерина Павловна знает немного о священнике Михаиле
( Клевенском). Он прослужил в храме долго, а уехал отсюда в Курск после Октябрьской революции. Об этом маленькой Кате рассказывали ее тетя и дядя. В Гостомле он имел хороший дом. Когда уезжал, то сломал его, но осталась кухня. Вот и попросил он Катиных тетю и дядю пожить в ней какое – то время, что они и сделали. Я сделала вывод, что служению Богу в Михаило – Архангельской церкви отец Михаил отдал значительную часть своей жизни.
Я спрашивала у Екатерины Павловны, знает ли она, о чем разговаривали священники в церкви с прихожанами после службы. Она сказала, что обычно после службы батюшка произносил проповеди против пьянства и совестил пьющих людей. Семья священника во многом служила примером для жителей села. Любимой поговоркой батюшки была: «Послужили Богу –послужим и себе!» После обеда, во второй половине дня, когда все службы в церкви отправлены, батюшка переодевался в крестьянскую одежду, и, как заправский мужик, сеял, пахал, заготавливал на зиму корм скоту.
Заключение.
Из уроков православной культуры я знаю, что церковь поддерживала освященные ею узы семейного брака. Великим грехом считалось, если распадалась семья, если дети лишались кого- либо из родителей. Наверное поэтому при крещении церковь всегда давала ребенку приемных родителей – крестных отца и мать. Они перед Богом клялись и были ответственны за воспитание ребенка, если что – либо случалось с настоящими родителями. Дарить, отдавать, заботиться – к этому приучала церковь человека с его малых лет. Кроме этого церковь на селе выполняла еще и функции записи и регистрации гражданских актов. В специальной книге велись аккуратные записи рождения младенцев, крещения, венчания, смерти ( клировые ведомости) То есть по сути дела церковь была ещё и государственным учреждением, ведь она вела учет населения. Вернусь к найденной в областном архиве « Инструкции настоятелям церквей». Данная инструкция позволяет мне сделать вывод, что церковь на селе была не только религиозным центром, она еще вела и просветительскую деятельность. Появление церкви в Гостомле изменило её статус: из деревни она превратилась в село. Изучая историю Михаило – Архангельской церкви, я поняла, что она тесно переплетена с историей села и полностью зависела от исторических событий, происходивших в нашей стране с конца XIX века.
Наибольшие потрясения в истории церкви происходили после революции 1917 года , в 20-е годы . Несмотря на то, что в стране ликвидировалась неграмотность, открывались школы, библиотеки, церковь была отделена от государства, в стране начали проповедовать атеизм. Всё это привело к потере духовности, которая накапливалась веками. И сделано это было руками русских людей, которые искренне верили, что делают благое дело.
В 1996 году по просьбе жителей нашего села началась реставрация церкви. Постепенно восстановили купол, крышу, оштукатурили алтарь (смотрите приложение). Люди приходят в храм на службу, особенно много прихожан собирается на великие христианские праздники. Конечно, трудностей хватает. Идет период возрождения вековых религиозных традиций и чувств. Он длителен и сложен. Но начало этому положено. Здесь уместно вспомнить стихотворение поэта – земляка В. Золоторева «О
храмы, храмы»:
На взгорьях величаво храмы
Стоят по всей святой Руси
Мы молимся за честь державы
И просим: «Боже, Русь спаси!»
Спаси ее от всякой смуты,
От лжи, предательства, утрат,
От злости, ненависти лютой,
С которой шел на брата брат.
Спаси ее от всякой скверны,
Очисть священные пути.
Порою блудим мы средь терний…
Великодушно нас прости.
Прости, что не всегда мы ценим
Святой Руси свободный нрав,
Но мы в нее безмерно верим.
Она для нас – священный храм.
Изучив историю Михаило – Архангельской церкви, я проникла любовью и уважением и чувством сострадания к ней. Сделала вывод, что есть надежда возродить традиции и духовность русского народа ( людей нашего села). Нужно только знать собственную историю, помнить все доброе, светлое, что существовало когда – то совсем рядом с нами. Именно знание исторических событий, связанных с нашей малой родиной, пробуждает в нас любовь к своему родному краю.
В заключение хочу сказать, что история Михаило – Архангельской церкви изучена мной еще не полностью. Я планирую вновь поездки в Курский областной Государственный архив с целью более полного изучения истории храма. Думаю, что моё огромное желание поможет мне в этом.
Ссылки:
Библиография
Приложение
Форма работы: индивидуальная
Номинация: историко - краеведческая исследовательская работа
Название работы : «История православного храма в селе Гостомля»
Фамилия, имя автора: Шульгинова Анна
Возраст автора : 14 лет
Название образовательного учреждения : МОКУ «Гостомлянская средняя общеобразовательная школа»
Фамилия , имя, отчество педагога ( руководителя) : Коренева Надежда Николаевна
Всему свой срок
Неньютоновская жидкость
Ель
Шелковая горка
Басня "Море и река"