Материал был использован на студенческой практической конференции "Здоровье сберегающие технологии для работников здравоохранения"
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_prezentatsii.docx | 974.35 КБ |
profilaktika_prof_zabolevaniy_sredstvami_i_metodami_fizicheskogo_vospitaniya.pptx | 3 МБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
Учебная дисциплина: физическая культура
Доклад на тему
«Профилактика профессиональных заболеваний среднего медицинского персонала средствами и методами физического воспитания»
Студентки
отделения сестринского дела
4 курса 43 группы
Купчик Ольги
Руководитель: Новикова М.А.
Москва, 2016
Слайд 2
Цель работы:
Проанализировать профессиональные заболевания медицинских работников и выявить оптимальные методики профилактики заболеваний средствами и методами физического воспитания
Задачи:
1. Изучить статистику профессиональных заболеваний медицинских работников
2. Выявить основные профессиональные заболевания
3. Рассказать о средствах и методах профилактики профессиональных заболеваний
4. Продемонстрировать наиболее эффективные методики физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний
Введение слайд 3
«На фоне героического самопожертвования есть каждодневный, рутинный труд, требующий постоянного психоэмоционального, физического и интеллектуального напряжения, в неблагоприятных, а иногда потенциально опасных или вредных условиях труда.»
Мы привыкли обвинять врачей в том, что они гробят наше здоровье. Возможно. Но куда чаще при лечении наших недугов страдает здоровье самих медиков. Они умирают раньше, болеют дольше, а список профессиональных заболеваний врачей вызывает дрожь.
Точной статистики специфических, профессиональных заболеваний врачей и их последствий в России не существует. Одна из причин – низкая выявляемость такого рода заболеваний, которая не превышает 10%. Дело в том, что зачастую медики не фиксируют документально собственные болезни, занимаются самолечением.
Профессиональный журнал «Главная медицинская сестра» цитирует мнение академиков РАМН Николая Измерова и Валентина Покровского: «В начале XXI века положение с охраной здоровья медицинских работников существенно не изменилось, наметилась тенденция роста несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Это при том, что уровень общей заболеваемости в отрасли всегда был достаточно высоким из-за прямого контакта с больными, а также обусловлен спецификой условий труда».
Специфика условий труда такова: загрязнение воздуха рабочих помещений аэрозолями лекарственных веществ, дезинфицирующих и наркотических средств, постоянная угроза заражения инфекционными заболеваниями, ионизирующее и неионизирующее излучения диагностической и лечебной аппаратуры, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, перенапряжение анализаторных систем, вредные химические вещества и биологические агенты. К этому мы добавим сверхнормативную работу, постоянные стрессы, синдром выгорания, физические нагрузки.
Врачебный труд – тяжёлый. По существующей шкале тяжести труда медицинские специальности расположены от второй до пятой категории (всего их шесть, причём шестая — наивысший уровень тяжести). К пятой категории тяжести труда отнесены специальности хирурга, анестезиолога, реаниматолога, врача скорой помощи, эндоскописта, рентгенолога, патологоанатома, судебно-медицинского эксперта. К четвёртой – участковые врачи, стоматологи, врачи терапевтического профиля, работающие в стационаре, дермато-венерологи, отоларингологи, акушеры-гинекологи, бактериологи, врачи функциональной диагностики. К третьей – врачи поликлиник, врачи-лаборанты, эпидемиологи, гигиенисты, физиотерапевты. Ко второй – статистики и валеологи.
Слайд 4
Результаты изучения 397 историй болезни медицинских работников, обратившихся в клинико-экспертную комиссию Самарского областного центра профессиональной патологии за последние 15 лет (врачи, медицинские сестры, лаборанты, санитарки), позволили выявить следующую этиологическую структуру профессиональных заболеваний:
- воздействие биологических факторов ─ 63,6 % пациентов;
- аллергозы (вследствие воздействия антибиотиков, ферментов, витаминов, формальдегида, хлорамина, латекса, моющих средств) ─ 22,6 %;
- заболевания токсико-химической этиологии ─ 10 %;
- перенапряжение отдельных органов и систем организма ─ 3 %;
- воздействие физических факторов (шума, ультразвука, рентгеновского излучения) ─ 0,5 %;
- новообразования ─ 0,25 %.
слайд 5
У каждой специальности – свои профессиональные болезни. Но есть и общие, степень которых в зависимости от профессии изменяется незначительно. И на первом месте с сильным отрывом стоят инфекционные заболевания (от 75,0 до 83,8% в структуре профзаболеваний, в среднем 80,2%). Что и понятно: в прямой контакт с инфекционными больными регулярно вступает каждый врач, да и другие сотрудники медучреждений тоже.
Второе место среди профессиональных заболеваний сотрудников здравоохранения удерживают аллергические заболевания (от 6,5 до 18,8%, в среднем 12,3%). Источников множество. Полноценными аллергенами могут быть лекарственные препараты, с которыми имеют дело как врачи, так и другие медработники. А кроме того, химические реагенты, используемые в лабораторной практике: вещества для наркоза, дезинфекции, моющие средства, биологические препараты (ферменты, вакцины, сыворотки, препараты крови).
Третье место среди профессиональных болезней врачей делят интоксикации и заболевания опорно-двигательного аппарата. Постоянно находиться на ногах или склонившись над пациентом – такого врагу не пожелаешь. Например, обследование воронежских стоматологов показало, что заболевания опорно-двигательного аппарата среди них встречаются в 75% случаев, причём поражение остеохондрозом 2 и 3 отделов сочетается с искривлением позвоночника и заболеваниями суставов в 30% и мышц в 17%.
Соблюдение техники безопасности на рабочем месте, соблюдение режима питания, отказ от вредных привычек, закаливающие процедуры, ежедневное выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики являются одним из наиболее эффективных комплексов мер для профилактики большинства заболеваний.
Слайд 6
Для многих не секрет что большая часть медицинского персонала работает сверхнормативно, чтобы хоть как-то увеличить свои доходы. А иногда – потому, что некому работать. Впрочем, и сама по себе посменная работа (суточные дежурства), которая является обычным делом для врачей, несёт дополнительную психоэмоциональную и физическую нагрузку. Это вкупе с повышенной ответственностью за результат легко вызывает стрессы.
Стресс ─ как системная реакция индивидуума на воздействие определенных факторов приобретает все большую социальную окраску, ему потенциально в той или иной степени могут быть подвержены работники большинства коммуникативных профессий, в том числе и врачи различных специальностей. Профессиональный стресс ─ многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). Длительный профессиональный стресс, в свою очередь, является частой причиной развития самых различных заболеваний, в том числе органов желудочно-кишечного тракта, сердечно – сосудистой системы, центральной нервной системы.
Вот почему так важно научиться контролировать свои эмоции. На данный момент существует большое количество комплексов, позволяющих снять эмоциональное напряжение. Наиболее эффективными являются дыхательные практики и самомассаж.
Слайд 7
Работа с лабораторными, операционными микроскопами определенных категорий врачей характеризуется напряжением зрения. Нагрузка на глаза при этом обусловливается резкими контрастами между источником света и освещенным объектом, труднодоступностью рассматриваемых объектов, затмением окружающего пространства. Все это создает высокую нагрузку на аккомодационную систему глаз, что приводит к ухудшению зрительных функций, которое проявляется расстройством аккомодации, снижением остроты зрения, световой чувствительности и устойчивости цветоразличения. Изменения со стороны зрения в виде миопической рефракции глаза нарастают по мере увеличения стажа работы.
У работника, глаза которого не могут справиться с этими условиями, быстро наступает зрительное и общее утомление. Появляются жалобы на чувство разбитости, быстрое утомление при чтении и работе на близком расстоянии, боли режущего и ломящего характера в области глаз, лба, темени, ухудшение зрения, появление периодического двоения предметов и др. Развивается комплекс зрительных функциональных расстройств, которые принято называть астенопией.
К профилактическим мероприятиям относятся физические упражнения, гимнастика для глаз, рациональное питание с добавлением кальция, витамина D, закаливание организма.
Следующая группа слайдов направлена на демонстрацию упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактику нарушения зрения.
Первое упражнение позволит стимулировать мыслительные процессы
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычеркивает слегка изогнутую линию на глуди по мере расслабления шеи. Упражнение выполняется в течении 30 сек.
Следующее упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Следующее упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза
Еще одно упражнения, которое мы бы хотели вам продемонстрировать, на появившемся слайде завершает перечень.
Итак, закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Кроме выше перечисленного, на данный момент существует огромный перечень не навязчивых тренировок для глаз. Внимание на экран.
Слайд 8
Пребывание в нерациональной позе ведет к довольно быстрому развитию функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата, которая проявляется усталостью, болями. Первые признаки утомления (например, мышц рук у оториноларингологов) возникают уже через 1,5–2 года работы и связаны с усталостью рук. При постоянном пребывании в вынужденной рабочей позе оториноларингологов, хирургов, стоматологов и других специалистов нарушения приобретают стойкий характер, вплоть до формирования отдельных заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной и сосудистой систем. В практике чаще встречались варикозное расширение вен нижних конечностей и шейно-плечевая радикулопатия среди медицинских работников.
Одной из наиболее эффективных форм профилактики данной группы заболеваний, является выполнение комплексов вводной и производственной гимнастик в течение рабочего дня. На графике, вы можете видеть, как изменяется работоспособность и оптимальное время выполнения упражнений.
Производственная гимнастика – этот вид физической культуры используется в различных формах непосредственно на производствах.
Основные правила здесь просты. В работу должны включиться все группы мышц, что позволить снять напряжение, расслабиться и привести организм в порядок.
На следующих слайдах представлены упражнения, которые выполняются стоя.
Слайд 9
Заключение
Труд медицинского работника, по праву, считается одним из самых благородных. Ведь, что может быть важнее, чем спасение людских жизней? Но, в то же время, труд врача – это один из самых сложных видов человеческой деятельности, поскольку связан с высочайшим уровнем нервно-эмоциональной нагрузки, а также, с постоянным контактом с инфекциями и токсическими веществами. Соблюдая нехитрые правила техники безопасности, основ здорового образа жизни и выполняя не сложные упражнения можно до конца жизни сохранить свое здоровье и продлить профессиональное долголетие.
Слайд 1
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1» ВЫПОЛНИЛА: КУПЧИК ОЛЬГА, студентка 43 группы отделения специальности «Сестринское дело» ЧИТАЮТ: ПИСАРЕНКО ЛЕЙЛА, студентка 42 группы отделения специальности «Лабораторная диагностика» КАБАНОВ ДАНИЛА, студент 41 группы отделения специальности «Лабораторная диагностика» РУКОВОДИТЕЛЬ: НОВИКОВА М.А.Слайд 2
ЦЕЛЬ: Проанализировать профессиональные заболевания медицинских работников и выявить оптимальные методики профилактики заболеваний средствами и методами физического воспитания ЗАДАЧИ: Изучить статистику профессиональных заболеваний медицинских работников Выявить основные профессиональные заболевания Рассказать о средствах и методах профилактики профессиональных заболеваний Продемонстрировать наиболее эффективные методики физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний
Слайд 3
«На фоне героического самопожертвования есть каждодневный, рутинный труд, требующий постоянного психоэмоционального, физического и интеллектуального напряжения, в неблагоприятных, а иногда потенциально опасных или вредных условиях труда.»
Слайд 4
Этиологическая структура профессиональных заболеваний воздействие биологических факторов ─ 63,6 % пациентов; аллергозы (вследствие воздействия антибиотиков, ферментов, витаминов, формальдегида, хлорамина, латекса, моющих средств) ─ 22,6 %; заболевания токсико-химической этиологии ─ 10 %; перенапряжение отдельных органов и систем организма ─ 3 %; воздействие физических факторов (шума, ультразвука, рентгеновского излучения) ─ 0,5 %; новообразования ─ 0,25 %.
Слайд 5
ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ в среднем 80,2% АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (12,3%) ИНТОКСИКАЦИИ И ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Соблюдение техники безопасности на рабочем месте Соблюдение режима питания Отказ от вредных привычек Закаливающие процедуры Ежедневное выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики
Слайд 6
НЕВРОЗЫ ТЕХНИКА САМО-МАССАЖА ТОЧКИ РЕЛАКСАЦИИ
Слайд 7
Напряжение зрения
Слайд 8
Нарушение функций опорно-двигательного аппарата
Слайд 9
Берегите здоровье Заключение
Музыка космоса
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Одеяльце
Как нарисовать осеннее дерево акварелью