Цель работы:
раскрыть проблему организации досуга молодежи в сельской местности;
заострить внимание на употреблении подростками спиртных напитков и увлеченности компьютерными играми;
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
Изучить литературу по данной теме.
Провести сбор информации об отношении молодежи к организации своего досуга.
Провести сбор информации среди взрослого поколения об их отношении к современным подросткам.
Гипотеза исследования: если мы сможем найти решение проблемы организации досуга молодежи в сельской местности, то сократится число подростков употребляющих спиртные напитки, в результате молодое поколение будет расти здоровым.
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_otkrytaya_nauchnaya_konferentsiya_shkolnikov.doc | 83.5 КБ |
Районная открытая научная конференция школьников
Секция: Обществознание (социология)
Название работы «Проблемы организации досуга молодежи в сельской местности»
Автор работы: Дюкарева Ксения
Место выполнения работы: с.Журавское
МОУ СОШ № 5, 9 класс
Руководитель: Михайлова Ольга Игоревна
учитель обществознания
2010 год
Оглавление
«Проблемы организации досуга молодежи в сельской местности»
Дюкарева Ксения
с.Журавское, МОУ СОШ № 5, 9 класс.; н.рук. Михайлова О.И. учитель истории и обществознания
Цель работы:
раскрыть проблему организации досуга молодежи в сельской местности;
заострить внимание на употреблении подростками спиртных напитков и увлеченности компьютерными играми;
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
Изучить литературу по данной теме.
Провести сбор информации об отношении молодежи к организации своего досуга.
Провести сбор информации среди взрослого поколения об их отношении к современным подросткам.
Гипотеза исследования: если мы сможем найти решение проблемы организации досуга молодежи в сельской местности, то сократится число подростков употребляющих спиртные напитки, в результате молодое поколение будет расти здоровым.
Методы исследования
Наблюдение
Опрос
Анкетирование
В своем исследовании, я попыталась раскрыть две выявленные мной проблемы досуга подростков нашего села, на мой взгляд, эта проблема является очень актуальной на данный момент, но в тоже время очень сложной. Проводя исследование я открыла лично для себя одну простую истину: народ имеет дело с той молодёжью, которую сам воспитывает - любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: цель работы достигнута. Мне удалось привлечь внимание, как подростков, так и взрослого поколения к проблеме организации досуга молодежи. Были выявлены направления работы по решению данной проблемы:
а) СДК с.Журавского
б) журавского сельского совета
в) МОУ СОШ № 5
для выработки общей стратегии по решению проблемы организации досуга молодежи в селе.
Введение
Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но, в то же время молодость - это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.
И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бы молодой человек в такой пёстрой среде культурного (и не очень культурного) воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы в природу хаоса, беспорядка и раскола.
Наверное, каждый молодой понимает, и каждый взрослый помнит, как не хочется в молодости обременять себя новыми проблемами (кажется, что их и так предостаточно), как не хочется заставлять себя делать что-то через силу, только потому, что так надо. Можно также сказать, что молодёжь - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим. Хотя молодёжь не всегда рассматривалась как особая общественная группа - поколение, но проблема конфликтом и преемственности поколений постоянно вставала в обществе.
Начиная работать над исследованием, сразу определилась с направлением своей работы. Направление было выбрано – молодежная проблематика, но стал вопрос «Какая именно молодежная проблема актуальна для нашего села?». Для того чтобы определить проблему мной был проведен социологический опрос педагогов школы и родительской общественности.
Предложенные вопросы:
Выводы из результатов опроса: проанализировав ответы, я пришла к выводу, что более взрослое поколение считает, что молодежь должна волновать проблема собственного здоровья, но, в то же время если будет не правильно организован досуг (пьянки, курение), то ни о каком здоровье не может идти и речи.
Поэтому я определили тему для своего исследования: «Проблемы организации досуга молодежи в сельской местности».
Интерес к изучению темы определил цель работы: раскрыть проблему организации досуга молодежи в сельской местности;
заострить внимание на употреблении подростками спиртных напитков и увлеченности компьютерными играми;
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
Изучить литературу по данной теме.
Провести сбор информации об отношении молодежи к организации своего досуга.
Провести сбор информации среди взрослого поколения об их отношении к современным подросткам.
Гипотеза исследования: если мы сможем найти решение проблемы организации досуга молодежи в сельской местности, то сократится число подростков употребляющих спиртные напитки, в результате молодое поколение будет расти здоровым.
При написании работы были использованы различные методы: наблюдение, опрос, анкетирование.
Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.
Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.
Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
Процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём в большой степени можно вести посредством своего досуга. На вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?» ответы распределились следующим образом: не с кем пойти (2,2%), не умею организовать свое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%).
Разница состоит в том, как именно молодежь проводит свой досуг. А проводит она его по-разному: кто-то просто «просиживает штаны» дома, возле телевизора или компьютера, другие предпочитают просто погулять и пообщаться со своими друзьями. Некоторые молодые парни и девушки помимо учебы занимаются в каких-то секциях или студиях и занятия там являются для них не менее занимательным времяпровождением, другие отдают предпочтение дискотекам, а некоторые уже сделали синонимом слова «погулять» такие понятия как напиться, накуриться и т.п.
2.2. Влияние насилия в компьютерных играх на психику подростка.
Насилие в компьютерных играх - насущная для общественности (а особенно для игровой) проблема. Однозначного мнения по этому вопросу нет до сих пор. Можно ли считать его положительным фактором или требуется считать отрицательным? Как виртуальное насилие влияет на играющего, и влияет ли вообще?
Как известно, наиболее кровожадными, особенно в последнее время, являются игры, относящиеся к жанру Action. Люди, обсуждающие данную проблему, делятся на два лагеря. Одни полагают, что виртуальное насилие (надо подчеркнуть - речь идет именно о виртуальном насилии) действует на людей отрицательно и его следует запретить. То есть это плохо. Другие считают, что наоборот, кровавые компьютерные игры являются безопасной альтернативой насилию реальному. То есть это хорошо. Есть и третья категория людей, но они ни о чем не рассуждают - они просто играют.
Рассматривая эту проблему, я так же провела небольшой опрос среди подростков. Я задавала им всего один вопрос: играете ли вы в компьютерные игры и если да, то какой жанр игры предпочитаете. Всего я опросила, 100 человек, 64 мальчика и 36 девочек и вот что у меня получилось:
Мальчики:
1. Жанр RPG - 15,6%
2. Жанр Action - 43,8%
3. Симуляторы - 25%
4. Стратегии - 15,6%
Девочки:
1. Жанр RPG - 33,3%
2. Жанр Action - 11,2%
3. Симуляторы - 22,2%
4. Стратегии - 33,3%
Учитывая результаты опроса, который мы провели среди учащихся, а именно тот факт, что 56% опрошенных чаще всего проводят свое свободное время перед экранами мониторов, и 55% из них предпочитают в играх убивать, как это не громко сказано, не сложно сделать вывод, что вышеоговореная проблема является действительно актуальной. И это касается и подростков в нашем районе, и, в частности в нашем селе.
Ни для кого не секрет, что даже не большие дозы алкоголя губительно действуют на формирующийся мозг подростка. А в последнее время многие подростки (как показал опрос - 36%) употребляют различные спиртные напитки и не видят в этом ничего особенного. Причины, по которым подростки начинают употреблять спиртные напитки самые разные: начиная от семейных (неблагополучные семьи, злоупотребление алкоголя кем-то из родителей) и заканчивая личными психическими изменениями, но учитывая тему моего исследования я бы хотела рассмотреть причину, непосредственно касающуюся времяпровождения подростков. А именно то, что многие подростки начинают употреблять спиртные напитки в компаниях. В подростковом возрасте на какое-то время главным смыслообразующим отношением становится отношение "я и группа".
Существенным, а со временем и главным системообразующим моментом в этих отношения очень часто становится групповая выпивка, регулярное злоупотребление алкоголем, которое становится не только особой, асоциальной по своей направленности деятельностью, не только ведет к оторванному от реальности иллюзорно-компенсаторному удовлетворению потребностей, не только подавляет и перестраивает иерархию мотивов, но и является опаснейшим ядом для детского организма, его нервной системы, головного мозга. А это в свою очередь ведет к явлениям абстинентного синдрома, компульсивного влечения, токсической энцефалопатии. Не случайно поэтому, что по мере перерастания злоупотребления в болезнь и, особенно во время быстрого, "лавинообразного" врастания симптомов болезни группоцентрический уровень развития смысловой сферы, даже с его извращенным содержанием, становится слишком высоким для больных и происходит "сползание" на эгоцентрический уровень. Группа, своя компания как таковая остается, но она перестает быть смысловым центром, целью, становясь все более лишь средством для удовлетворения взрастающей потребности. Поэтому, в частности, больные перестают держаться только "своих ребят" и их интересов и начинают легко сходиться с любым злоупотребляющим, с любой, даже на короткое время возникшей, компанией пьющих людей.
Приведенные соображения позволяют по-новому подойти к одному из самых распространенных и в то же время одному из самых туманных в психиатрии определений процесса деградации, а именно определению его как "снижения", "уплощения" личности. Интуитивно термины "снижение", "уплощение", как и многие другие термины клинического описания, кажутся понятными, правда, лишь при условии соотнесения их с конкретными образами больных. Однако их содержание, равно как и содержание большинства других подобных терминов, остается в психиатрии очень неопределенным. Предложенный подход позволяет рассматривать "снижение" как термин, относимый к смысловой, нравственно-ценностной плоскости развития личности.
Итак, в ходе болезни происходят глубокие изменения личности, всех ее основных параметров и составляющих. Это в свою очередь неизбежно приводит к появлению и закреплению в структуре личности определенных установок, способов восприятия действительности, смысловых смещений, клише, которые начинают определять все, в том числе и "неалкогольные" аспекты поведения подростков, порождать их специфические для алкоголиков характерологические черты, отношения к себе и окружающим.
Я не хочу сказать, что вся та часть подрастающего поколения, которая часто употребляет спиртные напитки обязательно доходит до такой стадии, когда их уже можно назвать больными или попросту алкоголиками, но по данным опроса, касающегося именно этой темы, нельзя сказать, что данная тема не является актуальной и проблематичной. Хочу добавить, что я не спроста определила эту тему, как одну из проблем в моем исследовании. Я считаю, что это непосредственно касается досуга подростков. Ведь подростки (многие из них) попросту считают употребление спиртных напитков в компании, лучшим для себя времяпровождением. И разве после этого нельзя сказать, что это проблема досуга молодежи?
Для того чтобы выяснить, чему же на самом деле отдают предпочтение подростки, я провела анкетирование среди учащихся 9-11 классов. Всего я опросила 100 человек и получили такие данные:
1) Как вы проводите свое свободное время?
а) Гуляю с друзьями, хожу на дискотеки (20%)
б) Смотрю телевизор, сижу за компьютером (56%)
в) Я много времени провожу в секции, кружке и т.п. (4%)
г) Учу уроки, занимаюсь дополнительно (16%)
д) Да я б пошла гулять, но меня не пускают, приходиться сидеть дома (4%)
2) Посещаете ли вы какие-либо секции или студии?
а) Да (36%)
б) Нет (64%)
3) Если вы не ходите не в какие кружки, то почему?
а) Мне это не нравится (4%)
б) Нет времени (48%)
в) Нет выбора кружков (16%)
4) Как ваши родители относятся к тому, как вы проводите свободное время? а) Не знаю (4%)
б) Не в восторге но не запрещают (36%)
в) Они против (8%)
г) Они против, но кто их слушать будет? (24%)
д) Хорошо относятся (28%)
5) Как вы можете охарактеризовать современную молодежь?
а) Не знаю, люди, как люди (48%)
б) Агрессивные, боюсь по улице вечером идти (28%)
в) В основном их вообще ничего не интересует (24%)
6) Чему ты и твои друзья отдают предпочтение на досуге?
а) Пиво, сигареты (20%)
б) Дискотеки (36%)
в) Очень люблю читать (4%)
г) Компьютер, телевизор (28%)
д) У меня вообще нет свободного времени (12%)
Параллельно, я провела опрос среди людей старшего поколения, причем всех опрошенных (их также было 100 человек) я разделила еще на две группы: на тех у кого есть дети-подростки (60 человек) и те у кого их нет (40 человек).
Подсчитав результаты опроса у взрослых имеющих детей-подростков, я получила следующее:
1) Как вы можете охарактеризовать современную молодежь (подростков)?
а) Аморальная, агрессивная, неуправляемая.(16%)
б) Ничем не интересующаяся, ленивая, безответственная (17%)
в) Наше будущее в надежных руках (16%)
г) Ничего не могу сказать, дети как дети.(51%)
2) Если у вас есть дети-подростки, то как они проводят свое свободное время?
а) Шатаются по улице целыми вечерами, даже не знаю где?
б) Сидят дома - я их никуда не пускаю.
в) Целыми днями сидит за компьютером или перед телевизором(36%)
г) Учит уроки или занимается дополнительно (40%)
д) Много свободного времени проводит в кружке (секции)
е) Помогает мне по дому (24%)
3) Если вы ответили отрицательно, то как вы считаете, кто виноват в таком поведении подростков?
а) Плохая компания (50%)
б) Родители
в) Телевидение (16%)
г) Не знаю (34%)
д) Сами виноваты
4) Как вы считаете, чему отдают предпочтение современные подростки?
а) Алкоголь, наркотики, хулиганство (20%)
б) Различные направления в музыке
в) Компьютер (80%)
г) Книги
д) Различные хобби, занятия в кружках
е) Да их вообще, по-моему, ничего не интересует.
Подсчитав же результаты опроса у взрослых, не имеющих детей-подростков, я получила немного иные результаты:
1) Как вы можете охарактеризовать современную молодежь (подростков)?
а) Аморальная, агрессивная, неуправляемая.(25%)
б) Ничем не интересуется, ленивая, безответственная (50%)
в) Наше будущее в надежных руках (25%)
г) Ничего не могу сказать, дети как дети.
2) Как вы считаете, как они проводят свободное время?
а) Ходит по дискотекам или шатается где-то целыми вечерами. (25%)
б) Целыми днями сидит за компьютером или перед телевизором (61%)
в) Учит уроки или занимается дополнительно (14%)
г) Много свободного времени проводит в кружке (секции)
д) Помогают по дому
3) Если вы ответили отрицательно, то, как вы считаете, кто виноват в таком поведении подростков?
а) Плохая компания (70%)
б) Родители
в) Телевидение (15%)
г) Не знаю (15%)
д) Сами виноваты
4) Как вы считаете, чему отдают предпочтение современные подростки?
а) Алкоголь, наркотики, хулиганство (15%)
б) Различные направления в музыке
в) Компьютер (85%)
г) Книги
д) Различные хобби, занятия в кружках
е) Да их вообще, по-моему, ничего не интересует.
Как видим, ответы в этих группах значительно отличаются.
Что же касается занятости подростков в нашем районе, то здесь все не так печально. Я взяла статистики, по занятости учащихся и выяснилось, что в среднем, по данным прошлого года различные студии, кружки и секции посещали 53% учащихся 8-11 классов. Однако, учитывая данные моих социологических опросов, которые, судя по всему, я проводила (в большей части) среди подростков, которые не занимаются нигде, кроме школы, эти высокие показатели не дают возможности утверждать, что проблемы досуга молодежи не касаются нашего села.
Таким образом, я считаю, что проблемы организации досуга касаются всего подрастающего поколения, в отдельности подростков нашего района, и в частности нашего села. Я считаю, что занятость части подростков в каких либо секциях, кружках, студиях мало влияет на то, как они проводят свое свободное время.
В своем исследовании, я попыталась раскрыть две выявленные мной проблемы досуга подростков нашего села, на мой взгляд, эта проблема является очень актуальной на данный момент, но в тоже время очень сложной, поэтому во время работы над исследованием я не смогла выявить каких либо путей решения этой проблемы. Но открыла лично для себя одну простую истину: народ имеет дело с той молодёжью, которую сам воспитывает - любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. Поэтому пути решения проблемы досуга молодежи в нашем районе, как и все остальные необходимо решать, про них нельзя забывать, иначе потом, их решение станет еще более сложным.
Библиографический список.
1. Научно-познавательный справочник «Древо познания», раздел « Организм человека»
2. Научно-познавательный справочник «Древо познания», раздел «Наука и техника»
3. Электронный учебник по социологии (Кайгородова Л.А.): www.zakroma.narod.ru
4. Электронный учебник по социологии (Терентьева И.Н.): www.social.narod.ru/sociology/uchebnik/
5. www.allbest.ru
6. www.kerch.com.ua/articlelist.aspx
7. www.12months.ru/pages/lagerya
Домик зимней ночью
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Рождественский венок
Финист - Ясный сокол
Притча о гвоздях