в связи с острой потребностью в строительстве высотных зданий и сооружений. Криволинейные конструкции окружают нас повседневно, но мы этого не замечаем, так как это обыденно и не требует каких либо доказательств. Это, могут быть какие либо хозяйственные предметы. Люстры, вазы, светильники, венчик для взбивания теста и другие предметы быта. В эпоху мегаполисов многие страны уже принимают на вооружение технологии разработанные русским инженером Владимиром Шуховым. Инженером воплотившего «гиперболоиды» в жизнь.
Эта уникальность сооружений интригует мои воображения. Углубляясь в тонкости , дифференциа́льной геоме́трии
Вложение | Размер |
---|---|
giperbolicheskiy_paraboloid_krylova.doc | 353 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25» города Абакана
Гиперболический параболоид в архитектуре
Выполнила:
ученица 10 класса А
Крылова Дарья Алексеевна
Руководитель:
Руденко Татьяна Валентиновна
Абакан
Содержание
Введение
Архитектура, что за вещь?
Она есть строение естественное и художественное.
Ф. Каржавин
Гиперболический параболоид вошёл в архитектуру ещё в 1896 году и уже тогда его приняли как мировое достояние. Сейчас же он по-прежнему используется повсеместно, но уже на более высоком уровне. Все разработки небоскрёбов и высотных зданий в основном идут от гиперболической конструкции. И разумеется Москва не исключение. Всё больше городов мегаполисов можно увидеть с изящными возвышающимися к небу колоннадами небоскрёбов – и это потрясающая картина!
Я выбрала эту тему, так как считаю её наиболее актуальной, в связи с острой потребностью в строительстве высотных зданий и сооружений. Криволинейные конструкции окружают нас повседневно, но мы этого не замечаем, так как это обыденно и не требует каких либо доказательств. Это, могут быть какие либо хозяйственные предметы. Люстры, вазы, светильники, венчик для взбивания теста и другие предметы быта. В эпоху мегаполисов многие страны уже принимают на вооружение технологии разработанные русским инженером Владимиром Шуховым. Инженером воплотившего «гиперболоиды» в жизнь.
Эта уникальность сооружений интригует мои воображения. Углубляясь в тонкости дифференциа́льной геоме́трии я хотела бы изучить строение гиперболоидной конструкции и разработать сооружение в виде беседки , выполненную в стиле этой новации. Проанализировать информацию, вывести логику построения конструкций, влияние конструктивного решения на эстетический вид здания(сооружения) и постараться применить принципы создания на жизненные стороны и близкие каждому человеку города элементы благоустройства.
Эти своеобразные конструкции обрели очень обширное распространение в архитектуре. Их жёсткость и монолитность, несмотря на лёгкую конструкцию, превышает большинство разработок различных инженеров. Ярким примером доказательства этому является сравнение Эйфелевой башни и Шуховской башни на Шаболовке. Высота её ~160 м, хотя по первоначальному проекту должна была быть 350 м, что выше Эйфелевой башни в Париже (1889, h=305 м) - но у молодой Советской республики не нашлось столько стальных профилей (лишь по личному указанию Ленина дефицитный металл был выдан Шухову из запасов Военного ведомства). (Приложение 1. Рис. 1,2)
Целью моего реферата будет достичь конечной точки в исследовании Шуховской башни и воспроизведении собственного архитектурного сооружения, используя гиперболоид вращения Шухова. На основе полученной информации воссоздать конструкцию, выполняющую потребительскую функцию в повседневной жизни.
"Возвышенное чудо мира! Дух мой возносится в священном восторге, когда с удивлением взираю на твое неизмеримое великолепие. Своею немой бесконечностью ты пробуждаешь мысль за мыслью и не даешь успокоиться восхищенной душе". Так восторженно писал об архитектурном облике сооружениях гиперболоидной формы Вильгельм Генрих Ваккенродер. Однако, если бы Ваккенродер был знаком с инженерной (внутренней) красотой постройки, которая прячется за красотою его внешних архитектурных форм, ему бы пришлось повторить свой взволнованный монолог дважды.
Владимир Григорьевич Шухов. Инженер – новатор
В античной Греции искусство называлось "техне" и означало высшее проявление технического мастерства и художественного видения. Со временем "художественное" начало ушло из этого понятия и оно стало обозначать "технику" - нечто прямо противоположное искусству. Но в мировой культуре есть немногие примеры, для определения которых нужно как бы обратиться вспять к изначальному понятию, где "техническое" и "художественное" еще неразрывны. Несомненно таким примером является творчество В.Г.Шухова.
Инженерный гений Владимира Григорьевича Шухова(Приложение 2. рис. 3,4) давно получил мировое признание. Более полувека - с последней четверти XIX по 30-е годы ХХ столетия - его работы определяли достижения России и ее мировой приоритет в самых разных областях инженерной мысли.
Диапазон творческих интересов Шухова был поразительно широк. Нефтепереработка, теплотехника, гидравлика, судостроение, военное дело, реставрационная наука - во всех этих, столь разнородных, областях он сделал фундаментальные изобретения, создал технологии и конструкции, ставшие прорывом в будущее.
Особый вклад В.Г.Шухов внес в развитие строительного искусства, создав новаторские, поражающие смелостью замысла, простотой, изяществом и одновременно надежностью и долговечностью пространственные системы покрытий и высотных сооружений из металла. Можно смело утверждать: после Шухова в этой области не было сделано принципиально новых изобретений и не было создано конструкций, столь совершенных эстетически.
В.Г.Шухов был одним из ярких представителей так называемой железной архитектуры, возникшей в середине XIX столетия. Основные вехи в истории архитектуры "железного стиля" - Хрустальный дворец Дж. Пэкстона, построенный для Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, башня А.-Г.Эйфеля, сооруженная для Всемирной выставки 1889 года в Париже, исключительные по своим габаритам металлические мосты, построенные в конце XIX - начале XX века. С самого своего возникновения "железный стиль" развивался параллельно и в тени торжествовавших эклектических вкусов в архитектуре. Техника и архитектура никогда, наверное, не находились в таком противоречии, как в этот период. Можно с уверенностью утверждать: во второй половине XIX - начале XX века, пока архитекторы-академики мучительно и безрезультатно искали "современный стиль", шедевры новой архитектуры создавали именно инженеры. Однако тогда "железный стиль" вызывал ожесточенные споры; эстетическая ценность его произведений одними группами восторженно приветствовалась, а другими с негодованием отвергалась. Так было и с Хрустальным дворцом, и с башней Эйфеля.
Современников поражала универсальность его инженерного гения. Ведь слова инженер совершенно не достаточно чтобы определить его творчество. В самом деле кто же он? Инженер – безусловно, строитель – конечно, ученый? Без сомнения! Архитектор – это признано всеми, художник в конструкциях – так его называли архитектурные мэтра.
Даже видные Российские политические деятели отмечают высокий уровень исследовательских работ и огромный вклад в развитие российской культуры, науки. Владимир В. Путин цитата: «Владимир Григорьевич Шухов — выдающийся ученый и инженер. Его технические идеи принесли русской инженерной школе мировое признание и по сей день остаются актуальными. Россия по праву гордится своими талантливыми учеными и изобретателями, достижения которых значительно обогатили цивилизацию, внесли весомый вклад в решение глобальных вопросов человечества». (воскресенье, 20 января 2008 г )
Вагит Алекперов, президент компании «Лукойл»:
«Первый нефтепровод, насосы для перекачки нефти, первый трубопровод для транспортировки керосина и резервуары для хранения нефтепродуктов, первые наливные баржи, переработка нефти и создание крекинга — все это В. Г. Шухов. Мы, по сути, разрабатываем его инженерные идеи, когда сегодня наращиваем добычу, прокладываем трубопроводы, строим танкерный флот, повышаем глубину переработки нефти»
Биография Владимира Шухова
Владимир Григорьевич Шухов родился 16 (28) августа 1853 года в городке Грайворон Курской губернии. окончил школу в Петербурге и в 1871 году поступил в Императорское московское техническое училище в Москве (ныне Московский государственный технический университет – МГТУ). Институтское «Политехническое общество» присвоило ему в 1903 году звание Почётного члена и опубликовало несколько его работ. В 1876 году Шухов с отличием окончил ИМТУ, получив диплом инженера-механика. Уже тогда он обращал на себя внимание выдающимися способностями. Выпускник Московского высшего технического училища, сделал сотни изобретений. Он изобрел способ переработки нефти — крекинг-процесс. Почти во всех странах мира из нефти извлекают бензин и многие другие ценные продукты по способу Шухова. Нефтепроводы рассчитывают по формулам Шухова. Резервуары для нефтепродуктов возводятся так, как сделал это много десятилетий назад Шухов. Он же изобрел экономичный водотрубный котел. Но главным своим делом он считал строительство различных сооружений с использованием металлоконструкций. Под его руководством спроектировано и построено 500 мостов, в том числе через такие реки, как Волга, Ока, Енисей. Десятки маяков указывают и сегодня путь кораблям — в их основе ажурные и прочные металлоконструкции этого замечательного инженера. Поезда, прибывающие на Киевский вокзал Москвы, останавливаются под огромным, кажущимся черезвычайно легким металлическим перекрытием. У основания одной из огромных металлических дуг мемориальная доска с именем строителя — В. Г. Шухова. Позывные первой советской радиостанции, а позднее первые телевизионные передачи велись с антенн, установленных на башне Шухова — Шаболовской радиобашне в Москве. Во всем многообразии башенных конструкций он применял форму так называемого гиперболоида вращения. Башни состоят из прямых стержней — их удобно обрабатывать и перевозить на место стройки, легко собирать. Стержни располагаются по образующим гиперболоида. Намного опередили время разработанные им конструкции пространственных перекрытий — висячие стальные решетчатые оболочки, арки, оболочки двойной кривизны, которые и по сей день применяются в строительстве.Но в жизни этого гения металлоконструкций было время, когда он все свои творческие силы отдавал дереву. В начале 20-х гг., в период разрухи, в стране не хватало металла. В. Г. Шухов разрабатывает деревянные перекрытия, строит трубопроводы из дерева и даже создает деревянные подъемные краны. И в этой, казалось бы, вынужденной работе он шагнул на десятилетия вперед. В наши дни дерево, усиленное полимерами, скрепленное синтетическими клеями, все смелее спорит с металлом.Инженерный гений Шухова оставил своеобразный след и в истории искусства. Он дал вторую жизнь прекрасному памятнику средневековой архитектуры — минарету медресе Улугбека в Самарканде, который после землетрясения выпрямили по проекту и под руководством Шухова.
Что такое параболоид?
Параболоид - геометрическое тело, образовавшееся от вращения параболы, так называется параболоид вращения; у этого тела перпендикулярные к оси сечения - круги; если же эти сечения суть эллипсы, то мы имеем эллиптический параболоид.
Гиперболоидные конструкции в строительстве и архитектуре — сооружения в форме гиперболоид, а вращения или гиперболического параболоида (гипар). Такие конструкции, несмотря на свою кривизну, строятся из прямых балок.
Если вы, держа палку вертикально в вытянутой руке, повращаете её вокруг себя, то палка будет перемещаться по поверхности воображаемого цилиндра с вами в роли оси вращения (рис. 1). Если всё это повторить, держа палку наклонённой на себя, она опишет конус с вершиной над вами (рис. 2).
Но если палку наклонить не на себя, а вбок, она опишет некую сложную фигуру, нечто среднее между цилиндром и конусом (рис. 3). Этакий «приталенный цилиндр», или же «толстый конус». Это и будет однополостный гиперболоид вращения(Приложение 3. рис. 5,6). Он по построению состоит из прямых, причём из прямых двух типов – ведь если палку наклонить не влево, а на такой же угол вправо, её траектория при полном обороте не изменится. За это он в архитектуре и полюбился: с прямыми балками легче работать, они выдерживают большее сжатие.
Однополостным гиперболоидом называется поверхность, заданная относительно специально выбранной системы координат своим уравнением(формула 1.). Если точка с координатами (x, y, z) принадлежит однополостному гиперболоиду, то и точки (±x, ±y, ±z) при любом наборе + и - также принадлежат однополостному гиперболоиду, следовательно начало координат является центром симметрии однополостного гиперболоида, оси координат его главными осями, а координатные плоскости являются плоскостями симметрии — его главными плоскостями. Будем считать, что a≥b. Если a=b, то однополостный гиперболоид получается вращением гиперболы x2/a2-z2/c2=1 вокруг её мнимой оси (oz) и поверхность в этом случае называется однополостным гиперболоидом вращения. Вершинами однополостного гиперболоида называются точки пересечения поверхности с осями координат.
однополостный гиперболоид:
(Формула 1)
гиперболический параболоид:
(Формула 2)
Канонические уравнения этих поверхностей и легко представить в виде
откуда и видно, что они образованы двумя семействами прямых в пространстве (в уравнение прямой переменные х, у, z входят только в первых степенях).
Геометрия в архитектуре
Все вокруг - геометрия. Дух геометрического и математического порядка станет властителем архитектурных судеб. Ле Корбюзье
Ещё одно высказывание ивестного инженера-архитектора было:
Архитектура - это способность нашего сознания закреплять в материальных формах чувство эпохи.
Архитектурные сооружения состоят из отдельных деталей, каждая из которых строится на базе определенных геометрических фигур либо на их комбинации. Кроме того, форма любого архитектурного сооружения имеет своей моделью определенную геометрическую фигуру. Но в отличие от "абстрактной", "математической" геометрии "архитектурная" геометрия наполнена собственным эстетическим содержанием. Дело в том, что образы "математической" геометрии бестелесны: они не имеют толщины, не имеют веса и потому свободно парят в нашем воображении. Иное дело - образы "архитектурной" геометрии. Они созданы из конкретного материала: они весомы, они живут в поле земного тяготения. Геометрическую фигуру, например пирамиду, мы можем поворачивать в нашем воображении в любую сторону - от этого ее свойства не изменяются. Но попробуйте мысленно повернуть вершиной вниз пирамиду Хеопса, и вам сразу станет не по себе: пирамида начнет качаться из стороны в сторону и разваливаться на куски. Причина здесь очевидна: на пирамиду Хеопса даже в нашем воображении действует земное притяжение. И для того чтобы обеспечить своему сооружению бессмертие, древнеегипетский зодчий гениально воплотил в каменной пирамиде важнейшее правило устойчивости и прочности конструкции - расширение книзу. Так пирамида в архитектуре закономерно стала олицетворением устойчивости и прочности, вечности и покоя. В этом ее эстетическое содержание. Художественное выражение закономерностей архитектурного сооружения или конструкции называется архитектоникой или просто тектоникой. Можно сказать, что пирамида является символом тектоники всей классической архитектуры, ее эстетическим флагом. Конечно, говорить о соответствии архитектурных форм геометрическим фигурам можно только приближенно, отвлекаясь от мелких деталей. В архитектуре используются почти все геометрические фигуры. Выбор использования той или иной фигуры в архитектурном сооружении зависит от множества факторов: эстетичного внешнего вида здания, его прочности, удобства в эксплуатации и т. д. Основные требования к архитектурным сооружениям, сформулированные древнеримским теоретиком архитектуры Витрувием, звучат так: «прочность, польза, красота». Каждая геометрическая фигура обладает уникальным, с точки зрения архитектуры, набором свойств. Прочность — одно из важнейших качеств архитектурных сооружений. Она зависит от свойств материалов, из которых они созданы, и от конструктивных особенностей. А прочность конструкции сооружения в целом, напрямую связана с базовой геометрической формой этого сооружения. . И мы снова возвращаемся к примеру египетских пирамид, ведь они не только выделяются эстетически, но и является самым прочным архитектурным сооружением древних времен. Они, как известно, имеют форму правильных четырехугольных пирамид. Именно эта геометрическая форма обусловливает наибольшую устойчивость за счет большой площади основания. С другой стороны, форма пирамиды обеспечивает уменьшение массы по мере увеличения высоты над землей. Именно эти два свойства делают пирамиду устойчивой и особенно прочной. «Рациональность» геометрической формы пирамиды позволяет выбирать внушительные размеры для этого сооружения, придает пирамиде величие, вызывает ощущение вечности. В настоящее время максимальной прочностью обладают каркасные конструкции, которые используются при возведении современных сооружений из металла, стекла и бетона. Примерами таких сооружений могут послужить известные башни: Эйфелева башня (Рис. 4) в Париже и телебашня на Шаболовке (рис. 5) в Москве. Телебашня на Шаболовке, построенная по проекту В. Г. Шухова, состоит из нескольких поставленных друг на друга частей однополостных гиперболоидов. Причем каждая часть сделана из двух семейств прямолинейных балок.
Это свойство называется линейчатостью. Оно используется при строительстве различных сооружений из железобетона Не являясь плоскими, однополостный гиперболоид и гиперболический параболоид могут быть построены с помощью прямых линий. Однополостный гиперболоид (рис. 6) – это поверхность, образованная вращением в пространстве гиперболы, расположенной симметрично относительно одной из осей координат в прямоугольной системе координат. На рис. 6 выделена гипербола, которая симметрична относительно оси у и вращается относительно оси z. Таким образом, получается однополостный гиперболоид. Любое осевое сечение однополостного гиперболоида будет ограничено двумя гиперболами.
Гиперболический параболоид (рис. 7) – это поверхность, которая в сечении u1080 имеет параболы и гиперболу. Его архитекторы кратко называют гипар. Именно гипар использовал Ф. Кандела при строительстве Вечернего зала в Акапулько (Мексика) Развитие архитектуры в немалой степени зависит от эстетических идеалов, художественных потребностей общества.
Эстетические особенности архитектурных сооружений изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Стилем принято называть совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места. Геометрические формы, свойственные архитектурным сооружениям в целом и их отдельным элементам, также являются признаками архитектурных стилей. . Пример этого утверждения служит покрытия одного из залов (планетарий) музея истории космонавтики в Калуге, которое имеет форму отсека эллипсоида вращения, что придаёт сооружению особую выразительность и неповторимость. Основа этой формы - гиперболический параболоид, хорошо известный математикам и относительно простой в конструировании. Янис Ксенакис, архитектор и музыкант, считал, что в музыке аналогом этой фигуры служит глиссандо - прием, заключающийся в скользящем переходе, постепенном перетекании одной ноты в другую. Ибо гиперболоид вращения — одна из интереснейших пространственных форм железобетона сочетает высокую технологичность и экономичность с огромным разнообразием формообразования. Гиперболический параболоид — типичная конструкция, «сопротивляющаяся по форме», работает на растяжение и сжатие одновременно, при небольших изгибающих моментах в зоне опор. Все эти качества позволяют применять оболочки из монолитного железобетона минимальной толщины. Классический пример гиперболического параболоида встречается в текстильной архитектуре .(Приложение .рис.) Текстильная архитектура –это каркасно–тентовые (мембранные) конструкции (иногда называемые как тентовая архитектура или вантовые конструкции)нашла популярность во всем мире. С ее применением строятся спортивно-развлекательные и торговые центры, рестораны и кафе, административные здания, объекты иного назначения. Натяжные мембранные структуры эффективно работают для удовлетворения принципа нагрузки,на основе двойной изогнутой структуры. Все точки на поверхности натяжной мембраны ограничены в движении углами. Верхние углы силу натяжения направляют вниз, а нижние углы поднимают вверх балансируя сопротивление. Формы Anticlastic, как гиперболический параболоид, конус и арки всегда основывается на двух противоположных кривых. Надувные структуры synclastic форм, внутри постоянное давление (форма воздушных шаров) также основывается на двух противоположных кривых. Натяжные мембранные конструкции, как правило, сочетание этих основных форм. При установке мембранных конструкций применяется сила предварительного напряжения. Форма мембранной конструкции определяется отношением предварительного напряжения в двух основных направлениях кривизны. Эта информация помогает в процессе создания формы конструкции в специализированной компьютерной программе. Гиперболоидные конструкции впоследствии строили многие великие архитекторы: Гауди, Ле Корбюзье, Феликс Кандела, Оскар Нимейер. В историю архитектуры Феликс Кандела вошел в качестве создателя железобетонных конструкций – оболочек типа гиперболического параболоида, которые характеризовались высокой экономичностью одновременно с большим разнообразием формообразования. Кроме этого, работы Канделы отличались важной для архитектуры 20 века чертой – в них присутствовало понимание пространства как четырехмерной структуры, учитывающей одним из своих измерений время.
Гиперболические постройки в других странах
По патенту Владимира Григорьевича Шухова, было возведено огромное множество построек в виде или подобию Шуховской башни в других странах большим количеством знаменитых инженеров-архитекторов. В порту города Кобе в Японии по проекту компании была построена 108-метровая гиперболоидная шуховская башня (рис. 6). В 1968 г. в Чехии по проекту архитектора Карела Хубачека была построена гиперболидная башня (рис. 7) высотой 100 м. В 2003 г. была построена гиперболоидная башня Шухова в Цюрихе. Авторы башни - архитекторы Даниэль Рот и Александр Ком (Daniel Roth, Alexander Kohm). 610-метровая гиперболоидная сетчатая шуховская башня в 2005-2009 годах построена в Гуанчжоу в Китае компанией ARUP (рис. 8).Идеи гиперболоидных конструкций башен Шухова известный архитектор Михаил Посохин предложил использовать при проектировании новых небоскрёбов в деловом центре «Москва-Сити»(рис. 123).В данный момент Норманом Фостером разрабатывается проект «Хрустальный остров» (рис. 9). Хрустальный остров - культурно-деловой центр. Предполагаемое место размещения - Москва, Нагатинская пойма, время завершения работ - 2014 г. Ожидается, что небоскрёб высотой 450 м. будет иметь общую площадь внутренних помещений более 2,5 млн. м², что сделает его самым вместительным зданием на планете.Мировое значение Шуховской башни подтверждают экспозиции её макетов на престижных архитектурных выставках Европы последних лет. На выставке «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже изображение Шуховской башни использовалось как логотип. На выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX в.» в Мюнхене в 2003 г. был установлен позолоченный шестиметровый макет Шуховской башни. Конструкции Владимира Григорьевича Шухова подробно описываются во многих европейских книгах по истории архитектуры.Шуховская башня объявлена памятником архитектуры и инженерной мысли, охраняется государством. Шедевру инженерного искусства 19 марта 2012 г. исполнится 90 лет.
Шуховская башня на Шаболовке
Историй у башни много. Есть история ее создания и создателя, великого русского инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова. Есть история «рабочая» — от радиовышки до телебашни. Есть история архитектурная — недаром Шаболовскую башню предлагают включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из шедевров русского архитектурного авангарда. Башня на Шаболовке относится к типу сетчатых гиперболоидных конструкций: шесть вогнутых ажурных секций общей высотой 150 метров поставлены одна на другую. Инженер Шухов еще в 1896 году изобрел и запатентовал технологию создания гиперболоидных конструкций. Из прямых балок. И, кстати, типовых — то есть относительно дешевых.
Идея гениальная и чрезвычайно востребованная по сей день во всем мире. Почему? Все просто: для высоких сооружений очень опасна ветровая нагрузка. А сетчатым конструкциям ветер не причиняет вреда, он просто проходит сквозь ажурную «решетку». Из-за этой особенности сетчатые гиперболоидные сооружения очень прочные, а материала на их создание уходит в разы меньше. Проект башни высотой 350 метров был готов еще в 1919 году. В отличие от парижской Эйфелевой, у башен Шухова всегда была «рабочая задача». В данном случае — радиотрансляция. Но амбициозный проект пришлось уменьшить на 200 метров из-за дефицита стали в молодом советском государстве. Но в 1922 году, когда башня выросла на своем месте, горожане поначалу побаивались под ней стоять и даже прозвали «чулком, поставленным торчком». Темные люди, что поделаешь, хотя в остроумии москвичам не откажешь. Но башню на Шаболовке быстро полюбили и прозвали Шуховской, по имени создателя. А ее фантастический гиперболоидный облик вдохновил Алексея Толстого на роман «Гиперболоид инженера Гарина». Гиперболоидных башен Шухов построил много по всей царской России и СССР. Московская, впрочем, имеет одну особенность: она самая высокая из всех шуховских гиперболоидов. Она широко известна, затмевая другие творения Шухова. Многие даже не подозревают, что сохранилась и самая первая шуховская башня (сейчас в Полибино), и башни в Нижнем Новгороде, Краснодаре, Выксе, Дзержинске, в Петушках и Лобне Правда, почти все они в ужасающем состоянии, а пять из шести дзержинских башен вообще разобрали на металлолом. Состояние столичной Шуховской башни получше, чем у большинства «провинциальных. Но в грамотной и срочной реставрации нуждается: не из-за конструктивных ошибок, а как раз наоборот — позднейшие мелкие «ремонты» и «улучшения» ей только навредили. А незащищенный от коррозии металл быстро разрушается. Шуховская башня находится в собственности ФГУП «РТРС», она стоит на закрытой территории, за заборами и колючей проволокой. Проход к ней закрыт и допускают лишь по особым пропускам.
История, легенды и факты
29 июля 1919 года Владимир Ильич Ленин провозгласил свой знаменитый лозунг «Родина в опасности», а на следующий день подписал постановление такого содержания: «Для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами Республики поручается Народному комиссариату почт и телеграфов установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами наиболее совершенными и обладающими мощностью, достаточной для выполнения указанной задачи». Иными словами, правительству была нужна радиовышка. К тому времени Шухов уже работал над проектом такой вышки. Он давно занимался гиперболоидными башнями и за основу для будущего радиорупора революции взял именно эту технологию. Шухов придумал несколько вариантов, разных по высоте. Он сравнивал свой проект со знаменитым творением Эйфеля: при большей высоте гиперболоидная башня была бы в три с лишним раза легче французской махины — 2200 тонн против 7300. Но металла в Стране Советов катастрофически не хватало, и пришлось остановиться на высоте в 150 метров. 4 октября 1919 года на Шаболовке заложили фундамент будущей радиовышки станции имени Коминтерна. Конструкция была проста и логична, детали — типовые профили и заклёпки. И всё же строительство шло нелегко. Металл выделяли неохотно, доски и те приходили с опозданием. Чтобы удешевить сборку, Шухов разработал простую и остроумную технологию. Нижние секции собирали на земле, а потом при помощи системы тросов и лебёдок поднимали наверх. Инженер Александр Петрович Галанкин так описывал процесс: «Изумительна была красота сборки башни, когда целые секции высотой 25 метров и весом до 300 пудов или траверсы длиной 10 метров без единого рабочего наверху неожиданно появлялись на фоне неба в облаках и привлекали внимание жителей Москвы. Башня монтировалась без кранов, без лесов. Целые секции... поднимались за низ со свободным верхом... Одна эта постройка отняла у меня полжизни, но зато и дала мне также полжизни удовлетворения...» 29 июня 1921 года — сильный удар: «При подъеме четвертой секции третья сломалась. Четвертая упала и повредила вторую и первую». Производственная катастрофа: порвался один из тросов, и собранная секция рухнула, повредив основание башни. 30 июля. Заседание в Электросвязи... Приговор Шухову — условный расстрел. Условный приговор мог стать реальным, если бы башню не достроили к установленному сроку. Но ее достроили. В 1923 году гиперболоидную радиовышку на Шаболовке ввели в эксплуатацию. «Башня красива, только пятая секция имеет редкую сетку» — напишет Шухов в своем дневнике 9 февраля. Незадолго до войны башня выдержала нештатную проверку на прочность: за один из поддерживающих тросов зацепился почтовый самолёт. Самолет развалился на куски, а башня лишь пошатнулась и осталась стоять как стояла. Долгие годы это изящное сетчатое сооружение было «визитной карточкой» советского телевидения. Люди, даже ни разу не бывавшие в Москве, знали башню по заставкам новогоднего «Голубого огонька». Легендарный диктор Игорь Кириллов рассказывает, что во времена первых прямых эфиров, когда у ведущего не было права на ошибку, у телевизионных работников был ритуал «на удачу»: они обходили башню кругом и прикасались к балкам основания. С единственной мыслью в голове: чтобы прямой эфир прошел без накладок. Пробное телевещание с Шуховской башни началось в печально известном 1937 году, а регулярные трансляции велись с 1939-го. После 1967 года, когда в Останкино была возведена новая телебашня, Шуховская постепенно утратила свои первоначальные функции. Но с каждым годом растет и по-иному осознается ее историческая и инженерная ценность. В мировом, без преувеличения, масштабе. [6]
Творческий проект
Изучая строение гиперболоидной конструкции, её особенностей и новизны. Мне захотелось привнести такой же уникальности в наш город. Только представьте, беседка выполненная в стиле гиперболического параболоида на улицах нашего любимого города… Загоревшись этой идеей я решила сделать проект сооружения гиперболоида вращения и предложить на рассмотрение архитекторам как
Заключение
Библиография
Приложение 1.
Рис. 1,2
Как нарисовать портрет?
Просто так
Девочка-Снегурочка
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Басня "Две подруги"