Эта исследовательская работа дань уважения людям, которые посвятили свою жизнь детям. Жизненный путь учителей - это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу, школе и детям.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_-_eto_zvuchit_gordo.docx | 36.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Исследовательская работа
Учитель - это звучит гордо?!
Работу выполнила
Брагина Наталья Евгеньевна,
ученица 3 б класса
Руководитель:
Якутова Валентина Александровна
Соликамск, 2017
Оглавление
1. История профессии учитель. 5
2. Почему меня заинтересовала профессия учитель? 7
3. Результаты исследования, их анализ. 8
Введение
Учитель - какое это слово!
Звучит, как звон колоколов в церкви.
Учитель - это ведь святое!
Он не таит от нас своей любви!
Эта исследовательская работа дань уважения людям, которые посвятили свою жизнь детям. Жизненный путь учителей - это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу, школе и детям.
К сожалению, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. Поэтому не случайно общество стоит перед актуальной проблемой " вымирании" профессии учителя. Через некоторое время некому будет развивать материально-духовные ценности. Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и роль педагога в обществе.
У «нашей» школы в этом году 50 – летний юбилей. И в связи с этим организуется много мероприятий. Мне стало интересно узнать о педагогической деятельности «первых» учителей нашей школы. Учитель - это тот человек, на котором лежит огромная ответственность за будущее нашей страны.
Тема: «Учитель – это звучит гордо?!»
Цель исследования: изучить педагогическую деятельность учителей начальной школы МАОУ «СОШ№2» г. Соликамска.
Задачи:
1.Собрать информацию о педагогической деятельности учителей начальной школы МАОУ «СОШ№2»
2. Изучить и систематизировать фотографии личного и школьного архивов.
3. Оформить собранный материал в виде фильма.
Методы исследования:
- интервью с учителями начальной школы МАОУ «СОШ №2»;
- изучение фотографий, грамот, наград педагогов начальной школы;
- беседы с учителями;
- обобщение полученных данных.
Объектом исследования является история педагогической деятельности учителей начальной школы МАОУ «СОШ №2».
Предмет исследования: профессиональные качества учителя.
Новизна данного исследования: собрать материал об учителях начальной школы МАОУ «СОШ №2», довести его до широкого круга общественности. На школьном уровне создать фильм «Первый учитель».
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках классных часов, на последнем звонке, а также позволят пополнить школьную музейную комнату.
Актуальность: история страны – история личности, а история школы – её учителя.
Гипотеза: изучая педагогическую деятельность учителей, мы лучше будем знать историю родной школы.
Проблема: плохие знания об истории школы, биографий педагогов, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию детей.
1. История профессии учитель.
Изучив разную литературу, я поняла, что профессия учитель одна из самых древних на земле. Ещё во времена первобытного строя старшим надо было обучать младших и передавать им свой опыт. Воспитание стало необходимой деятельностью человека. Именно поэтому общество продолжает развиваться.
Слово" педагог" известно нам из Древней Греции. Именно там назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В средние века учителями были грамотные монахи. На Руси при монастырях открывались школы для мальчиков. Школы для девушек появились немного позже. В 17 веке в России был открыт институт благородных девиц.
С древних времен на Руси складывалось глубокое чувство уважения к учителям. Первоначально учителей - гувернеров приглашали из-за границы.
Из истории известно, сколько трудностей приходилось пройти учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. И в наше время подвиг простого учителя труден и полон ответственности.
Учителя бывают разные. В начальных классах большинство предметов ведет один учитель. Он должен знать математику, русский язык, литературу и географию. С пятого класса ученики переходят из начальной в среднюю школу, и там уже каждый предмет преподают разные преподаватели.
Учитель должен обладать такими качествами, как: разумность и интеллигентность. Основная цель педагога - помощь в становлении личности ученика, формирование его духовного мира, развитие интеллектуальных и физических способностей.
Учитель оставляет после себя невидимый, но важный след.
Из толкового словаря С.И. Ожегова мы узнаём, что" Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Заслуженный учитель (почётное звание).
2. Почему меня заинтересовала профессия учитель?
Каждый человек ещё в глубоком детстве задумывается о своем будущем. Кто-то хочет стать продавцом, кто-то врачом, а кто-то директором.
Самым первым учителем в моей жизни стала моя мама. Она учила меня ходить, правильно держать ложку, разговаривать.
В детском саду моими учителями стали наши воспитатели. Они многому нас научили.
А когда мне исполнилось 7 лет, я пошла в школу. Нас встретила наша первая учительница - Валентина Александровна. Она учит нас не только грамоте, письму, но и уважительному отношению друг к другу. Наш шумный класс доставляет достаточно волнений любимой учительнице, но она всегда относится к нам с пониманием ко всем нашим проблемам.
Сколько терпения и труда нужно, чтобы мы выросли достойными людьми!
3. Результаты исследования, их анализ.
С целью выявления общей картины педагогического состава в начальной школе я предложила поучаствовать учителям в анкетировании. Из девяти педагогов в анкетировании приняли участие 8 человек. (Приложение 1)
Проанализировав данные анкет я сделала следующие выводы:
- высшее – 3 ч (37,5 %)
- среднее специальное – 5 ч (62,5%)
2. Квалификационная категория:
- высшая квалификационная категория – 1 педагог
- квалификационная категория – 2 человека.
- соответствие занимаемой должности – 5 человек.
3. Стаж работы:
- от 19 лет до 50 лет;
4. Награды и поощрения.
При беседе с педагогами я заметила, что все имеют грамоты от администрации школы. Рассмотрела необычные для нашего времени грамоты. У Карнауховой Анны Флориановны – грамота Управления народного образования. Надан Нина Александровна, отработала в школе 50 лет. Имеет грамоту Министра народного образования и знак «Почетного работника общего образования Российской Федерации».
5. Почему выбрали данную профессию?
Большинство педагогов ответили, что любят детей. Мечта с детства стать учителем.
6. Каким должен быть современный учитель?
Добрым, деятельным, знать своё дело, креативным, увлечённым, терпеливым, мобильным.
Такой же вопрос я задала для учащихся начальной школы во 2-х – 4-х классах. Чтобы это выяснить я составила анкету для детей (Приложение 2) .
У меня получились следующие результаты:
1. Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?
Ответ "да" дали - 21 % , "нет" ответили - 13 %
2. Каким должен быть возраст учителя?
от 20 до 35 лет - 11 %
от 40 до 60лет - 6%
"не имеет значения"- 17%
3. Каким должен быть пол учителя?
Женский - 11%
Мужской -5%
"Не имеет значения"-18%
4. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся?
Да - 34%
Нет - 0%
5. Должен ли учитель повышать свою квалификацию?
Да - 34%
Нет - 0%
6. На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?
на настроение - 28%
на то, во что он одет - 5%
на прическу и макияж - 1%
7. Какими качествами учитель не должен обладать?
грубость, деление учеников на «любимчиков» и остальных - 18%
грубость, равнодушие к ученикам - 5%
деление учеников на «любимчиков» и остальных - 3%
ни одним из этих качеств - 7%
В результате проведенного анкетирования можно создать образ современного учителя глазами детей: это женщина, возраст которой не имеет значения, умеющая находить общий язык с каждым учащимся, повышающая свою квалификацию, входит в класс с хорошим настроением, которая не делит учеников на "любимчиков" и остальных.
Заключение
Каким же должен быть современный учитель? Результаты исследования показали, что учитель 21 века, по мнению наших учеников должен уметь находить общий язык с учениками, не делить учеников на 2 любимчиков" и остальных учеников, совершенствоваться как личность, но в то же время оставаться самим собой.
Прежде всего для учителя важно установить положительный контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь четко и подробно, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, а также позволить детям передохнуть, если они устали, дать им разрядку.
Поэтому, на мой взгляд, учителю важно не только совершенствовать своё педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения, которые не унижают и не обижают ни одну из сторон.
Портрет современного учителя получился разносторонним. Но, как бы не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остаётся неизменным.
Учитель для своих учеников должен быть терпеливым, умным, любящим своё дело и в первую очередь - детей.
Предложенная мною гипотеза подтверждена. Действительно, узнавая о педагогах нашей школы, я пришла к выводу, что лучше узнаёшь историю своей школы и своей малой Родины. И на этом история школы не заканчивается…
Список литературы
1. Пискунов А. И. " История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века", М.: Творческий Центр Сфера, 2005.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1974. С. 22.
3. С.И. Ожегов. Словарь русского языка - М., 1970.
4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М., 1985.
Приложение 1
1. Ф.И.О. педагога________________________________________
2. Образование:__________________________________________
3. Специальность: _______________________________________
4. Квалификация: ________________________________________
5. Педагогический стаж: __________________________________
6. Стаж работы в МАОУ «СОШ №2» _______________________
7. Занимаемая должность: _________________________________
8. Награды и поощрения:___________________________________
9. Количество учащихся в классе: ____________________________
10.Почему вы выбрали эту профессию?
________________________________________________________
11.Каким должен быть современный учитель?
_______________________________________________________
12. Пожелания ученикам:
_______________________________________________________
Возражаю/не возражаю в использовании личных фотографий в данной работе. Подпись:____________
Приложение 2
1. | Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников? | |||||
Да | нет | |||||
2 | Каким должен быть возраст учителя? | |||||
от 20 до 35 лет | от 40 до 60 лет | не имеет значения | ||||
3 | Каким должен быть пол учителя? | |||||
Женский | Мужской | Не имеет значения | ||||
4 | Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся? | |||||
Да | нет | |||||
5 | Должен ли учитель повышать свою квалификацию? | |||||
Да | нет | |||||
На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс? (выберете один ответ) | ||||||
на настроение | на то, во что он одет | на прическу и макияж | ||||
Какими качествами учитель не должен обладать? | ||||||
грубость, деление учеников на «любимчиков» и остальных | грубость, равнодушие к ученикам | деление учеников на «любимчиков» и остальных | ни одним из этих качеств |
Как нарисовать зайчика
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Для чего нужна астрономия?
Самодельный телефон
Сказка на ночь про Снеговика