Ученица 3 класса, выбрала тему над которой работала очень много и добросовестно. Она выдвинула такую гипотезу: узнать, сохранились ли в мифах традиции хантов, до наших дней. Проделав работу, Аза пришла к выводу, что. изучая традиции, обряды, знакомясь с праздниками, люди узнают свое прошлое, учатся любить, уважать и беречь свой родной край, свой народ, окружающий мир.
Вложение | Размер |
---|---|
mify_i_legendy_severnyh_narodov.docx | 937.48 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
Общеобразовательная школа №2
Конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление: естественное – научное и современный мир.
Животные в мифах
и
преданиях народов ханты
Автор работы:Ваделова Аза,
МБОУ СОШ №2, 3 «А»класс
Научный руководитель:
Адвахова Нина Степановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
г.Покачи
2014г
2
Содержание
1.Аннотация……………………………………………………3
2.План исследования................................................................ 4
3.Описание работы:………………………………………… 5
3.1. Теоретическая часть
- историческая справка …………………………….…… 5
3.2. Учебно – исследовательская работа……………………..6
- животные в мифах и легендах ………………………….7 – 8
- медвежий праздник ………………………..…………… 9 – 11
4.Заключение …………………………………………………. 12
5.Список используемой литературы и интернет ресурсов… 13
6.Приложение………………………………………………... 14 – 15
3
Я живу в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями - ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю, праздники и традициикоренного народа. После коллективного посещения нашего краеведческого музея, мне захотелось узнать о праздниках коренных жителей, связанных с живым миром природы, в частности о Медвежьем празднике. Я расспрашивала маму о жизни и традициях народов ханты. Она мне много рассказывала, а вскоре познакомила меня с удивительной женщиной – Айваседой Верой Николаевной (коренная жительница ханты). Я узнала ещё больше о традициях народов ханты, их жизни и быте, поэтому мне захотелось поделиться своими знаниями с друзьями, одноклассниками. Мы решили рассказать об этом в своей исследовательской работе.
Цель: формировать представление моих сверстников о поверьях народов ханты, связанных с животным миром родного края.
Методы и приёмы:
Объект исследования: животные в мифах народов ханты
Предмет исследования: священные животные нашего края, история возникновения и проведения Медвежьего праздника.
Полученные данные: анализ данных анкетирования параллели 3 классов показал недостаточную осведомленность моих сверстников о мифах и легендах коренного народа Севера,о священных животных нашего края. Отношения, которые складываются между человеком и природой, связи зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях. От доброго отношения к природе зависят здоровье и материнское благополучие. Вся деятельность человека ограничивается определенными рамками, не допускается насилия над природой.
Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты позволят расширить и углубить знания о животном мире в мифах у народов ханты.
Практическое значение – у народов хантымного священных животных, птиц которым они поклоняются.
Вывод: изучая традиции, обряды, знакомясь с праздниками, люди узнают свое прошлое, учатся любить, уважать и беречь свой родной край, свой народ, окружающий мир.
4
2. План исследований.
Гипотеза: узнать, сохранились ли в мифах традиции хантов, до наших дней.
План исследования:
Библиография
5
3.Описание работы.
3.1.Теоретическая часть.
«Дочь моя, оберегай свои берега. Они есть, чтобы Белый Ягель копил силу для оленьего взгляда, чтобы Красная Белка выкармливала в Кедровом Дупле свой выводок, чтобы Иглой Владеющая Женщина всегда шила для своих дочерей - сыновей Белые Кисы и Белые Рукавицы»
(Из хантыйского предания)
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных народа. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами.
Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.
Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским (Югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.
Происхождение и история народов ханты и манси
Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе уральской языковой семьи, предполагается, что некогда существовала некая общность людей, говоривших на уральском праязыке. Правда, было это давно - в 6-4 тысячелетии до н.э.
Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси — 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16 256 человек, манси — 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть—в Томской, Свердловской и Пермской областях.
С 1931 г. существует Ханты-Мансийский национальный округ - Югра, с центром в Ханты-Мансийске. Советский строй параллельно с созданием местных органов управления реально способствовал культурному подъёму обско-угорских народов. Были созданы литературный язык и письменность (первоначально на латинице, затем с использованием букв кириллического алфавита), с помощью которых можно было приступать к обучению грамоте и книгоизданию. Система национальных средних и специализированных школ дала первых представителей местной интеллигенции, которые по окончании педагогических высших учебных заведений в Ленинграде и Ханты-Мансийске стали первыми учителями, деятелями народного просвещения и даже первыми представителями нарождающейся литературы на национальном языке. Появились собственные поэты, писатели, художники, музыканты. Из интеллигенции особенно известны Е. Айпин, Ю.Шесталов, А. Татханов, Г. Ешимов, Р. Ругин, художники Г. Райшев, В. Игошев. Н. Талигина, скульптор Г. Хартаганов, педагог П. Хатанзеев, учёные Н. Серёжкин, Е. Немысова, Т. Молданова, музыканты Е. Гиппиус, Е.Голубова.
6
С появлением промышленности началась новая волна переселений. Во второй половине 40-х годов обские угры составляли всего 40% населения своих национальных территорий. А в настоящее время - только полпроцента! Промышленные предприятия по добыче и переработке нефти и газа, сильно загрязняют окружающую среду. Это сделало катастрофическим положение обско-угорских народов, лишив их возможности продолжать вести традиционный образ жизни. В тайге остается всё меньше промыслового зверя, в реках уменьшается количество рыбы. Некоторые привычки и замашки новых поселенцев также угрожают традициям коренных жителей. Случается, что промысловиков лишают их лесных балаганов-лабазов, где хранится охотничий припас и продовольствие, уничтожают капканы, из озорства и хулиганских побуждений отстреливают их охотничьих собак и домашних оленей.
Вследствие отказа от традиционного уклада жизни и от статуса национальной меньшинства в настоящее время треть обскихугров не говорит совсем или едва говорит на национальном языке. В новых политических условиях, возникших с распадом Советского Союза, представители обско-угорской интеллигенции с чувством большей ответственности обращают взоры в сторону своих народов. Некоторые из их влиятельных представителей вернулись на
родину, во многих проснулось уже почти забытое национальное чувство. Наблюдается доброжелательное отношение к обским уграм со стороны отдельных властных структур.
Не смотря на все усилия по сохранению культуры, на данный момент ситуация такова, что отдавая детей в школу, а частенько и в школу-интернат родители лишают их возможности в полной мере стать частью национальной культуры.
7
3.2.Учебно-исследовательская работа
Животные в мифах и легендах коренных народов ханты.
Я узнала, что у народов ханты и манси очень много священных животных. Работая над проектом, мы с мамой решили сходить в гости к Айваседе Вере Николаевне (коренной жительнице ханты). Вера Николаевна поделилась своими знаниями о традициях своего народа. Изучив литературу, побеседовав с Верой Николаевной, я постараюсь рассказать только о тех животных и птицах, в честь кого проводятся праздники коренными жителями нашего города и в настоящее время.
Совершая экскурс в прошлое коренного народа, можно проследить судьбу этих мужественных людей от нашествия татар вплоть до прихода Советской власти. Насильственное обращение ханты в христианскую веру очень болезненно отразилось в историческом и культурно-бытовом развитии народа. Но и сегодня ханты молятся своим богам, празднуют свои праздники, отчаянно сопротивляясь цивилизации. Они живут в лесу, имеют семьи, их женщины отличаются красотой и приветливостью. Лесные люди охотятся на зверей, имеющих особые признаки, собакой им служит медведь или соболь с шелковым шнурком. Жилище лесных людей очень богато, обложено мехами, у них много собольих шкур – они дают охотничье счастье.
Ханты считают, что от доброго отношения к природе зависят их здоровье и материнское благополучие. У них немало святых озёр, рек, участков Оби, на которых не велся промысел. Как видно из изложенного, вся деятельность человека ограничивается определенными рамками, не допускается насилия над природой. Отсутствует жадность, обман, все согласовывается с совестью, с верой, все рассчитывается на вечность, чего, к сожалению, не хватает современным цивилизованным людям.
Когда-то давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные: звери и птицы или фигурки этих животных. К тому же раньше верили в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное, формируются различные варианты его почитания или даже культ. В различных местах проживания наблюдались отдельные формы почитания некоторых зверей, птиц и рыб.
Мифическими фигурками служили и некоторые птицы. Ханты до сих пор совершают празднества, семейные обряды для некоторых из этих птиц. К таким птицам относятся журавль, ворона, ворон, трясогузка, лебедь и гагара. Этих птиц называют священными, им посвящали праздники.
Ханты наделяли особыми свойствами и некоторых животных. Самым известным является культ медведя, но о нем я отдельно расскажу ниже. Почитание других животных имело менее развернутые формы.
Определенным почитанием пользовался и домашний олень. В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на
оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.
Любопытно, что у некоторых групп зафиксировано особое отношение к кошке, хотя, держать ее в доме, не было принято.
Широко распространено у хантов почитание лося.
8
Лось - символ достатка и благополучия. Как и медведь, лось приравнивался к человеку. О них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам,в разговорах о нем употреблялись подставные названия. Ему приписывалось небесное происхождение и понимание человеческой речи. Существовал и «лосиный праздник», но в более скромных формах, чем медвежий. Для обеспечения удачного промысла к изображениям лося подносили жертвы. По движению ног Лося (звезды) определяли характер предстоящей весны.
Волка считали созданием злого духа Куля. Его тоже называли лишь описательно, на его шкуре клялись и выявляли воров.
Особым было отношение к пушным зверям: лисе, кунице, росомахе, бобру, выдре, соболю, а также и к птицам: гагаре, вороне, филину, рябчику, кукушке-ласточке, синице, дятлу.
Пресмыкающиеся, как порождение нижнего мира вызывали опасение. Змею, ящерицу и лягушку запрещалось убивать или мучить. Определенные запреты соблюдались в обращении с рыбами.
Следует упомянуть и об особом отношении к некоторым домашним животным, в первую очередь к собаке. По воззрениям народа ханты, собака способна вступать в связь с миром духов и миром мертвых. Однако в первую очередь она считалась тесно связанной с человеком, настолько, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека. Очевидно, этим отношением обусловлен тот факт, что у обских угров собаку приносили в жертву лишь в исключительных случаях.
Лошадь – напротив, играла очень важную роль в качестве жертвенного животного даже у тех групп ханты и манси, которые не могли содержать лошадей в силу суровых природных условий. Некоторые значительные духи, в первую очередь Мир-сусне-хум, представлялись всадниками; согласно мифам, табунами коней владеет небесный бог. Очевидно, это пережиток тех далеких времен, когда у части предков существовало коневодство
Огромным почитанием пользовалась лягушка, которую ханты называют "между кочек живущая женщина". Ей приписывается способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. У хантов существовал запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадки. Запрещалось, есть щуку или налима, если в них находили останки лягушки. По рассказам васюганских хантов, молодой мужчина якобы мог «присушить» понравившуюся ему женщину, пришив косточку лягушки крукаву своей одежды и при первом удобном случае как бы нечаянно прикоснуться к женщине. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке,
держали перед рожавшей женщиной для того, чтобы обеспечить новорожденномукрепкое здоровье и долгую жизнь.
Лебедь – лебеди – эталон верности. Если ты услышишь лебединую песню, ты счастливый человек. Остановись, подумай о жизни, загадай желание... Проводы Лебедя - это осенний праздник народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя и прощаются с ним.
Журавль – птица редкая. И поёт он редко, по рассказам ханты и манси, только под конец жизни. Услышав журавлиную песню, каждый из нас должен остановиться, замереть и поразмыслить о своём жизненном пути. Отдавая дань почитания этой птице, назвали свой любимый музыкальный инструмент «журавлём».
Гусь - священная птица. Главный герой эпоса «Эква – Пырись» - буквально «женщины сынок», он же «Мир Сусне» - «золотой богатырь», первый сын земли угорской часто принимал облик гуся. Жители Югры обожают эту птицу, свою тёплую меховую одежду ханты называют в её честь.
9
Гагара - птица скорби. Её голос похож на плачь, поэтому о гагаре говорят, что она не поёт, а стонет. Ханты эту птицу не любят, но, тем не менее, поклоняются ей. Они считают, что своим жалобным, стонущим криком она навлекает на них несчастья и беды. И в тоже время эти народы считают, что именно гагара создала землю, на которой они живут.
Трясогузка – у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. Это весенний праздник народа манси. В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста.
Черный ворон – мудрая и гордая птица. Живёт он около 120-ти лет, ведает жизнью и смертью, и не случайно практически во всех сказках за живой и мёртвой водой летает именно ворон. Ханты не убивают ворона. Они считают, что после убийства этой птицы, тут же налетят злые духи, которые принесут им несчастья и беды. На Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей.
Вороний день празднуется хантами7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.
Предки хантов искали поддержку у деревьев. Пару растущих рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.
Много тысячелетий насчитывает почитание огня. Особенно домашнего очага. У хантов огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает ближайшие события, разговаривая треском. Были особые специалисты, которые могли с ним общаться. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет порчу с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним из первых богов. Богами были и фантастические человекоподобные существа. Были существа более низкого ранга, в виде человекоподобных фигур разного уровня: личные, семейные, родовые. Семейного или домашнего духа чаще всего символизировала деревянная фигурка в форме человека, либо сверток из тряпок с бляхой на месте лица. Хранил идолов и заботился о них мужчина - глава семьи. От семейного духа зависело благополучие и достаток семьи. Сколько заботы будет проявлено о духе (деревянной фигурке), столько же заботы будет проявлено им о человеке. Изображения хозяев и их одежда, подносимые подарки были индивидуальными. Полагали, что духи местности как и люди любят блестящие металлические украшения, бусы, бисер, меха, стрелы, трубку с табаком. Еще и поныне в некоторых местах можно обнаружить такие амбарщики, в которых хранятся подобные диковинные предметы. Это стражи не только местного, но и мирового порядка, их можно только просить, но наказать их человек был бессилен.
10
Медвежий праздник или Медвежьи игрища.
У этого зверя множество имен
иносказательных,«зашифрованных»
самоназвание его – табу,
усвоенное с детства
Ему поклоняются, его опасаются,
его почитают как родственника.
Имя его – МЕДВЕДЬ.
Медведь имел божественное происхождение, некогда он был человеком. Практически у всех коренных народов Сибири был развит культ медведя. В прошлом каждая хантыйская семья хранила в доме медвежий череп. Медведю приписывалась способность охранять человека от болезней, разрешать споры между людьми, подгонять лося к самострелу. Отношения между медведем и людьми, добывшими его, раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Медведь выступает в двух ипостасях: как источник пищи и как родственник человека, его предок. Обряд распространен по сей день.Ханты и манси исповедуют культ медведя, проводят «Медвежьи» праздники; так как считают его родственником - предком. Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней. Медвежьи игрища проводились как периодически (один раз в семь лет), так и спорадически (по случаю добычи медведя). Различные авторы по-разному объясняют возникновение культа медведя. Большинство исследователей видят смысл Медвежьих церемоний в стремлении помирить душу медведя с добывшим его охотником. В то же время в культе медведя четко выражается отношение к нему как промысловому животному, возрождение которого на земле является очень важным для северных народов. Созвездие Большой Медведицы носит название «Лось», с ним связаны приметы, мифы, отражающие быт пеших охотников.
В своей работе я коротко расскажу о Медвежьем празднике, о самом любимом празднике народов ханты.
Медвежий праздник сибирских народов соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя – предка и хозяина зверей) и промыслового культа. В нем также нашел отражение широко распространенный миф об умирающем и воскресающем звере.
Медведь-батюшка! так уважительно и любовно звал русский народ главного зверя русских и сибирских лесов, животного эпоса, сказок, быличек, песен, загадок, поверий, заговоров и др.
Медведь в миропонимании сибирских народов — это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля.
14
Заключение:
Элементы тотемизма прослеживаются в отношении хантов и манси к ряду животных,
в первую очередь к медведю. Медведь занимает огромное место в сказаниях, верованиях, обрядах обских угров. Медведь считался мифологическим предком фратрии Пор (одной из двух
экзогамных группировок манси и ханты). Согласно этногоническому мифу, первая
женщина фратрии Пор была рождена медведицей, съевшей зонтичное растение порых. Согласно другой легенде, медведь имеет небесное происхождение (его отец –
Нум-Торум). В мифологических представлениях медведь причислялся почти к мифологическим существам. На периодическом «медвежьем празднике» должно было исполниться 300 песен и сцен. У некоторых групп хантов и манси почти равное положение с медведем занимал лось. Ему приписывалось небесное происхождение и понимание человеческой речи. Волк считался у манси созданием злого духа Куля. Особым является отношение к пушным зверям: лисе, кунице, росомахе, бобру, выдре, соболю, и птицам: гагаре,
вороне, филину, кукушке, ласточке, синице, дятлу.
Щука также считалась наделённой особой силой. На щучьем носу давалась клятва,
женщинам запрещалось, есть сырую щуку.
По преданию, когда-то щука ползала по земле, как змея. Костей в её голове не
было, были только челюсти. Этими челюстями она всё на земле поедала. Увидела
однажды: летит ворон, несет лопатку (кость) оленя. Уронил ворон лопатку, она её
проглотила. Дальше ползёт. Смотрит, человек на обласке едет, ловушку на рыбу
ставить. Взялся он ставить ловушку, а лопатку (деревянную) рядом положил. Щука
подползла ближе. Мужик ее по голове ударил, лопатка надвое переломилась, щука
одну половинку съела. Потом она проглотила женщину, которая шла по болоту за
дровами. Затем переднюю ногу лося съела. Полозья нарт съела. Ворону увидела и ее
съела. У Посты-янг ики ножи стащила и съела. Рассердился Посты-янг ики и бросил
щуку в воду. С тех пор щука в воде живет, а головные кости у нее — вещи, люди и
звери, которых она проглотила».
По другой легенде, сам Торум укротил нрав безобразной щуки, ударив ее по
левой щеке. От этого у нее в голове есть крестообразная кость-крестик.
Вывод: изучая традиции, обряды, знакомясь с праздниками, люди узнают свое прошлое, учатся любить, уважать и беречь свой родной край, свой народ, окружающий мир.
Богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения. Праздники вносили разнообразие в трудную повседневную жизнь, снимали психическое напряжение. Комически-критические сцены играли развлекательную и воспитательную роль. Современные фольклорные праздники, традиции, мифы и легенды – всё это несёт в себе черты былого великолепия. Традиции, мифы и легенды коренных народов ханты сохранились до наших дней и передаются от поколения к поколению. Вводя школьника в мир природы, самобытной культуры появляется надежда реально раскрыть детскую непосредственность, реализовать его индивидуальность, выявить его лучшие качества и способности, усилить желания ребенка к самостоятельной деятельности.
Ценность фольклорного материала не только в его образности, художественности, важно и то, что он помогает развивать у детей разнообразные способности и умения. Это: развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего
15
коренной народ, его культуру и традиции. Хочется, чтобы дети через устное народное творчество переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить и беречь свой край и свою землю.
Реализация моего проекта « Животные в мифах и преданиях народов ханты» способствует воспитанию общей культуры детей, развитию таких качеств, как доброта, отзывчивость, сочувствие и участие, формированию мировоззрения, национального самосознания, нравственно-патриотических позиций, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой Родине.
Для защитной речи Азы!
ФОЛЬКЛОР В МИРОВОЗЗРЕНИИ И МИРОПОНИМАНИИ УГОРСКИХ НАРОДОВ.
В миропонимании хантов сказка и песня обладали такой силой, что могли занести героя в недоступные для человека места. Сказки отождествлялись с самой жизнью героя, и фольклорная формула «если моей сказке продолжаться…» означала «если буду жив».В мифах отражено деление вселенной на главные космические зоны – небо, землю и подземный мир – либо горизонтальное членение, по которому на юге находится животворная теплая страна, а на севере – животворный нижний мир. Согласно главному космическому мифу, первичным состоянием мира была водная стихия, а земля появилась из кусочка ила, который принесла со дна океана гагара. Солнце в хантыйской мифологии – это женщина, а Луна – мужчина. Созвездие Большая Медведица – мифический шестиногий лось, на которого охотился герой древности, оставивший след лыжни (Млечный путь). Из природных стихий наиболее ярко рисуется огненный потоп, уже бывший на земле и ожидаемый в будущем. Исполнение ритуальной песни было существенной частью многих обрядов. Рассмотрим здесь медвежий праздник, один из наиболее ярких у хантов. Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник. Как следует из рассказов охотников и многочисленных описаний, отправляясь за медведем, охотники проходили обрядовое очищение с произнесением соответствующих заговорных текстов. Для всего, что связано с медведем был разработан тайный язык, в который, по подсчетам специалистов, входило около 500 слов. Самого его называли «зверь», шкуру – «изготовленная матерью мягкая одежда», снег – «белая пыль», ружье – «гремящая вещь», медведя не убивают, а низводят из леса в селение. Подъем зверя из берлоги – обязательное условие его добычи. Шкуру с убитого медведя снимали с головой и везли в селение. Здесь «медведя» встречали приветственными выстрелами, а охотников обрызгивали водой или порошили снегом. Медведя заносили в дом, укладывали носом на лапы, надевали на голову шапку или платок, украшения, не когти кольца, на глаза берестяные кружечки или бляшки. Ставили и угощение. Медведя извещали, что его убила стрела или русская пуля, просили не пугать женщин в лесу. Веселье начиналось под вечер, на него съезжались издалека. Программа начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром медведю пели песню пробуждения, затем исполнялись и хвалебные; попавший сюда русский мог спеть и частушку. Затем начиналась следующая часть медвежьего праздника – драматические представления. Актерами были только мужчины в масках, при исполнении женских ролей они надевали поверх своей одежды женскую. В течение нескольких вечеров разыгрывалось по десятку сцен из повседневной жизни хантов: изображали трусливого охотника, неудачное сватовство, объевшегося черемухой, столкновение с чиновником и т.п. Некоторые сцены были сексуального содержания. Никто не смел, обижаться, если насмешливая сцена относилась к нему. В промежутках между песнями и сценами устраивали танцы под музыку. Проводилось и гадание об охоте. В конце праздника мясо медведя варили и съедали. Выносили шкуру медведя через окно с определенными предосторожностями. Череп, а иногда и шкуру хранили в специальных пристройках. Образ медведя как бы рассеян по разным сферам и мирам, предстает в разных ипостасях – медведеподобного духа, медведя-человека, небесного медведя, лесного, земного и подземного. Обряды, исполняемые на медвежьем празднике, несут не только сакральную нагрузку. Одновременно это праздник, на котором радуются большой добыче и воздают должное мужеству человека и его отваге при добыче медведя: ведь в представлениях хантов этот зверь – существо почти сверхъестественное. По современным понятиям, это фольклорный праздник. И в настоящее время отдельные традиционные сцены исполняются на концертах во время официальных торжеств, на фестивалях народного творчества. В фольклорных сюжетах о медведе фигурируют люди Мось и Пор. Согласно священному сказанию, женщина Мось была рождена медведицей в дочеловеческую эпоху. У северных групп сложено много сказок о соперничестве женщин Мось и Пор. Еще одна серия фольклорных произведений посвящена одному из наиболее популярных героев, которые фигурируют под разными именами и наделяется разными функциями. В мифах и религиозных обрядах он носит имена Урт-лонк «Князь-дух», Кантых-кан «Хантыйский хан», Торум-пах «Сын бога» и др. Он выступает как инициатор создания земли и человека, учитель в промыслах, добывании огня и т.д.: он же посредник между мирами, первый шаман. У хантов было принято петь на пиршестве после приезда песню по поводу поездки собственного сочинения. Слагались также похвальные песни, песни-жалобы, любовные, социально-конфликтные, песни, посвященные ребенку или животному. У манси очень развит фольклор, но, ни в одном из его текстов нет такого, чтобы сказочный герой был назван христианским именем. Это говорит о том, что до встречи с русскими и составления ясачных списков у манси не было христианских имен. Они пользовались родственной терминологией по линии кровного родства и по линии свойства. Родственная терминология, связанная с этими направлениями родства весьма богата и разнообразна. Терминов такого рода насчитывается не менее ста. В мансийских фольклорных текстах в какой-то мере отразились основные формы первобытнообщинного строя: матриархата, где ведущую роль в жизни играла женщина, и патриархата, в котором главенствующая роль стала принадлежать мужчине. Проследить переход от одного общественного строя к другому можно по древним сказам народа манси о различных способах создания семьи. Многообразие фольклорных форм угорских народов обусловлено тем, что до 30-х годов нашего столетия у них не было письменности, и история народа, его прошлое передавались в веках, из поколения в поколение, в устной форме.
Д.С. Лихачёв сказал: «Подлинное краеведение – всегда краелюбие». Воспитанием любви и уважения к своему краю, его людям, природе взрослые занимались всегда, независимо от времени, социальных и финансовых условий. Поэтому и включён этот вопрос в учебно-воспитательный процесс.
Мы живём вХанты-Мансийском автономном округе – Югре, коренные жители которого ханты и манси. На общее развитие этих народностей, их национальный характер, особенности быта накладывает глубокий оттенок, как географическая среда, так и социально - экономический строй. Бескрайние таёжные просторы, многочисленные реки и озёра, болотистая местность, бездорожье, суровый климат, кочевой образ жизни, недостаточное развитие общественной жизни не могли не оказать влияние на жизненный уклад этих народов. Физическая выносливость, хорошая память, честность, уважение к старшим, любовь к младшим - эти качества народ приобрёл постоянной тренировке ума в длительной борьбе за существование, которое в свою очередь создало особую систему умственного воспитания и обучения, передаваемое из поколения в поколение.
Культурное наследие Югорских народов является неотъемлемой частью народной педагогики. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов, роль народной педагогики особенно велика, ибо является общим связующим звеном для разных народов, проживающих на территории нашего округа.
Вводя школьника в мир природы, самобытной культуры появляется надежда реально раскрыть детскую непосредственность, реализовать его индивидуальность, выявить его лучшие качества и способности, усилить желания ребенка к самостоятельной деятельности
Ценность фольклорного материала не только в его образности, художественности, важно и то, что он помогает развивать у детей разнообразные способности и умения. Это: развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции. Хочется, чтобы дети через устное народное творчество переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить и беречь свой край и свою землю.
Реализация проекта « Животные в мифах и преданиях народов ханты» способствует воспитанию общей культуры детей, развитию таких качеств, как доброта, отзывчивость, сочувствие и участие, формированию мировоззрения, национального самосознания, нравственно-патриотических позиций, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой Родине.
Наиболее известным празднеством у манси, являются:
*медвежий праздник
*праздник трясогузки
*вороний день.
Наиболее известным празднеством у хантов, являются:
*медвежий праздник
*день Обласа
*проводы лебедя
*вороний день.
У ненцев нет традиционных праздников, но есть дни большой радости:
*день рождение ребенка
*весенний праздник
*свадьба
*приезд желанных гостей и родных
*день оленеводства
Медвежий праздник.
Медведь почитается у народов Сибири с глубокой древности. Он послан богом хранить справедливость на земле. В древней легенде рассказывается, что от медведя люди получали огонь, стрелы и лук.
Вороний день.
Этот праздник праздновался в день прилёта ворон 7 апреля. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнёзда, громко каркают, как бы пробуждая природу.
День оленеводства - это традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. Этот праздник празднуется в феврале.
Проводы лебедя - этот праздник посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя.
Праздник трясогузки.
Это вестники Большого Света и Красной Весны! В этот праздник манси передают свои обычаи и традиции детям с пожеланиями счастья и лучшей жизни. Девочки танцуют танцы птиц, а мальчики состязаются в стрельбе из лука.
День рыбака.
Этот праздник отмечают в конце мая – начале июня. На этом празднике проводят соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения.
День Обласа.
Один из важнейших хантыйских праздников - «День Обласа», который празднуется в начале лета-июле, когда в реке появляется первая благородная рыба - Нельма. Облас - это лодка - сделанная из цельного дерева осины.
Вывод:
Изучая традиции, обряды, знакомясь с праздниками, люди узнают свое прошлое, учатся любить, уважать и беречь свой родной край, свой народ, окружающий мир. Мне очень интересно работать с мамой над этим проектом. Я думаю, что все эти знания будут полезны для всех детей. Своим проектом я бы хотела зажечь желание в детях узнать как можно больше о своем крае, о своем народе, о его прошлом, настоящем и подумать о будущем; желание активно участвовать в развитии своей культуры, ведь без прошлого нет будущего.
Спасибо за внимание!
16
Используемая литература:
« Народов Севера Земли». М.: Северные просторы/ 2001
Матвеева Т. М. программа «Мой край»
17
Приложение:
«Праздники коренных народов ханты »
Вороний день
Черный ворон - мудрая и гордая птица.
Живет эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко- далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
На Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказываетлегенду о вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов - обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника - обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку березки. Одаривая березку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний бога Торума. Напоследок гостям предлагаются традиционные угощения - горячая уха, жареная рыба. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.
18
Праздник Трясогузки
Этот весенний праздник народа манси. Трясогузки у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста. Собираются все жители. Ритуал проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка, зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями». Потом девочки исполняют танец Трясогузки, подражая порывистым, быстрым движениям птички.
Проводы Лебедя
Это осенний праздник народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя, произносят: "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!
19
Медвежий праздник.
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому
ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
День оленевода.
Это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаютсяк месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность
20
Лосиный праздник.
В прошлом у северных народов был также известен лосиный праздник. По рассказам очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.
Праздник Водяного царя –Виткуля
После вскрытия рек отмечается почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.
Прекрасная арфа
На горке
Акварель + трафарет = ?
Два петушка
Л. Нечаев. Яма