Данная работа поможет узнать о "коварстве"пыли, о возможных последствиях её воздействия на организм человека и научит, как эффективно использовать полученные знания в повседневной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_o_pyli.docx | 219.9 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа №10
городского округа город Выкса Нижегородской области
Исследовательская работа
«Тайны комнатной пыли»
Работу выполнила:
Азина Виктория
учащаяся 7 класса
Руководитель:
Давыдова
Лариса Викторовна
учитель химии.
г. Выкса
2016г.
Аннотация.
Кто из нас не видел пыль? Она повсюду: на телевизоре, полках и подоконнике. Люди перестали обращать внимание на пыль, хотя живут с ней бок о бок и даже не знают об опасностях, которые их поджидают.
Гипотеза: если я буду знать о свойствах пыли и её возможностях влиять на организм человека и научусь бороться с пылью, то смогу сохранить свое здоровье и здоровье окружающих.
Цель исследования: исследовать степень запылённости помещений моей школы и выяснить воздействие пыли на организм человека.
Предмет исследования: комнатная пыль
Задачи:
Методы и приёмы: теоретический анализ источников информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами), анкетирование, обобщение, наблюдение, эксперимент, математический расчёт.
Практическая значимость: данная работа поможет узнать о «коварстве» пыли, о возможных последствиях её воздействия на организм человека и научит, как эффективно использовать полученные знания в повседневной жизни. Полученные данные можно использовать в качестве материала для проведения классных часов, посвящённых экологической тематике и сохранению здоровья.
Введение.
Мы часто слышим, что с пылью надо бороться, что она вредна для здоровья. Мне стало любопытно, а что такое пыль? Действительно ли с ней надо бороться и можно ли от неё избавиться навсегда. Проведя опрос я выяснила, что все видели пыль, а ответить что это такое, не могут. Не все знают, откуда она берётся, вредна ли она. Итак: если пыль наш постоянный сосед, то надо выяснить все об этом соседе и поделиться полученными знаниями с одноклассниками моей школы, а возможно не только с одноклассниками.
Цель исследования: исследовать степень запылённости помещений моей школы и выяснить воздействие пыли на организм человека.
Актуальность: пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и отверстия. Она есть всюду: в пещере, где никогда не ступала нога человека, в квартире, обитатели которой надолго уехали, в самолете, мчащемся над облаками, и даже высоко над землей, в стратосфере. Даже в закрытой квартире оседает примерно 12 тысяч пылевых частиц на 1 см2 пола или мебели. В стандартной трехкомнатной квартире ежегодно образуется до 40 кг пыли. Аллергенные свойства пыли известны уже несколько столетий.
Человек за сутки вдыхает до 12 тыс. литров воздуха, в 1-ом литре которого содержится до 500 тыс. пылинок. За сутки на слизистой дыхательных путей оседает до 6 миллиардов пылинок. Пылинки осаждаются в альвеолах, а также нарушают процесс обогащения крови кислородом, а проникая в кровь, разносятся с кровотоком по органам и тканям организма. До 80 % резервных возможностей иммунной системы расходуется на нейтрализацию пыли, попадающей в дыхательные органы и в кровоток. Поэтому, знакомство с исследовательской работой о свойствах пыли будет актуальным и интересным не только для обучающихся, но и для людей более зрелого возраста.
Что такое пыль и её виды.
В толковом словаре С.И. Ожегова написано что пыль - это мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
Пыль — это мелкие твёрдые частицы органического или минерального происхождения, попадающие в дом снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри (частицы, отделяющиеся от стен, текстиля, меха), остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении.
Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие.
Пыль бывает самая разная. Различают пыль атмосферную и промышленную. Источниками пыли учёные всего мира называют:
Соль морей и океанов – это высохшие мельчайшие брызги воды которые подхватывает ветер.
Космическая – образуется от разрушения метеоритов. Падая на Землю она увеличивает вес нашей планеты.
Вулканическая – выбрасывается в атмосферу после вулканического взрыва.
Дымовая – образуется после лесных и торфяных пожаров.
Лёссовая – приносится из пустынь с сухими и горячими ветрами.
Почвенная – это микроскопические частицы почвы, которые ветер разносит по улицам и домам.
Радиоактивная пыль – возникает при ядерных взрывах и становится источником радиоактивного заражения.
Городская пыль - это смесь поднятых в воздух частиц почвы, дорожных покрытий, дыма, растительных и животных организмов.
Самый романтический компонент – звёздная пыль, выпадающая на поверхность нашей планеты из космоса: пыль далёких планет, комет и астероидов.
Состав пыли.
Не представляет серьёзной угрозы жизни и здоровью человека пыль антропогенного характера, источниками которой являются:
Источниками небезопасной пыли могут быть:
Рассмотрим подробнее состав домашней пыли. В результате исследований установлено, что значительная часть домашней пыли состоит из частичек кожных покровов человека и животных, ворса различных тканей. Семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Микроскопическая её часть больше чем наполовину состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 г. омертвевшей кожной ткани в год. Эта мертвая ткань собирается на полу, в кроватях и в мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.
Песок и жир. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Песок увеличивает содержание пыли в помещении во много раз. Жиры не только являются естественными загрязнителями, но также за счет своей вязкости связывают другой мусор, препятствуя его уборке.
Пыльца. Гранулы пыльцы появляются в наших домах благодаря цветущим растениям, и часто являются возбудителями аллергических реакций организма. В наших домах пыльца е может собираться на полу при нерегулярных уборках и неблагоприятно воздействовать на здоровье человека у него дома.
Клещи. Пылевые клещи - это насекомые, которые обитают в коврах, на мягкой мебели и в постелях. На 70-80% пыль состоит из разного вида клещей. Домашние пылевые клещи живут около четырех месяцев. В течение этого времени клещ производит экскрементов в 200 раз больше собственного веса. И откладывает до 300 яиц. К настоящему времени в домашней пыли найдено около 150 видов клещей. В 1 грамме пыли может содержаться от сотни до нескольких тысяч клещей! Основным местом обитания клещей является постель, где для них достаточно пищи, Немало их и в коврах, креслах, гардинах, текстильных изделиях. Размеры клещей от 0,1 до 0,4 мм, в зависимости от фазы развития, за сутки каждый клещ производит до 20 фекальных шариков размером 10-40 мкм, которые легко поднимаются в воздух. Количество клещей непостоянно в течение года. Наибольшее количество – конец августа – начало октября.
Пылинки способны поглощать на своей поверхности любые вещества, в том числе и вредные, поэтому в домашней пыли можно найти практически половину таблицы Менделеева и более 100 органических соединений, вызывающих неизлечимые болезни.
Хорошее и плохое из жизни пыли.
Опасна ли сама пыль для организма человека? Об этом говорят экологи всего мира. Пыль небезопасна для здоровья человека. Пыльный воздух оказывает такое же вредное воздействие на лёгкие, как полсигареты. Один наперсток домашней пыли содержит 5 000 000 микробов. За сутки житель крупного города «пропускает» через свои легкие до 6 млрд. пылинок, которые уместились бы в двух столовых ложках. Но в то же время, человек не может дышать кристально чистым воздухом. Человечество уже акклиматизировалось именно к таким атмосферным условиям и частички пыли необходимы для дыхания людей.
Наш организм имеет неплохую защиту от пылевых частиц. Это слизистая поверхность дыхательных путей; реснички, которыми усажена поверхность дыхательных путей; а также чихание и откашливание.
Обычно различают специфические (пневмокониозы, аллергии) и неспецифические (хронические заболевания органов дыхания, заболевания глаз и кожи) пылевые поражения.
Пыль способствует обострению таких хронических заболеваний, как астма, аллергия и сахарный диабет. Пыль может привести к возникновению новых болезней:
Книжная и газетная пыль может вызвать аллергию от чихания до приступов удушья. Цементная, асбестовая, стекловатная пыль может стать причиной онкологии. Сильный аллерген – пыль бытовой химии. Пыль кочует из дома в дом. Она «богата» не только опасными вирусами и микробами, но и «противными» микроорганизмами: плесневыми грибками и клещами.
Пыль – непременный атрибут жилья человека. Незаметно она устанавливает свои порядки. Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.
Пыль разрушает все покрытия: и тканевые, и деревянные и многие другие.
Пыль вредна и для бытовой и компьютерной техники, она способствует затруднению и ухудшению их работы. Скопление пыли внутри техники повышает шумность её работы.
Пыль мешает производить детали для микроэлектроники и высокоточных приборов.
Главные пылесборники:
Новейшие исследования показали обратное: пыль полезна для здоровья! Микроорганизмы, мельтешащие в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему. Все дело в эндотоксине — яде, который содержат наружные слои их клеточных стенок. Этот яд стимулирует образование белых кровяных телец, а те вырабатывают интерферон-гамма, защищающий человека от аллергии и астмы. Выявилась одна любопытная деталь: чем меньше пыли было дома, тем чаще дети страдали от аллергии. Их организм начинал реагировать на любой пустяк: на кошачью шерсть, цветочную пыльцу, молоко. Поэтому врачи не советуют воспитывать малышей в слишком «стерильной» обстановке. Некоторые виды птиц «купаются» в пыли. Так они избавляются от вредных насекомых. Космическая пыль вызывает ослабление света, испускаемого звездами и другими небесными светилами. Вулканическая пыль - естественное удобрение. Пыль - ценнейший источник информации. Частицы пыли в верхних воздушных слоях отражают солнечные лучи и это делает солнечный свет видимым. Чудесные краски восходов и закатов в большой степени обязаны своей красотой именно пыли, рассеянной в воздухе. Содержащийся в воздухе водяной пар не сможет быстро превратиться в жидкость, если не будет пылинок. А также пыль помогает в развитии трудолюбия.
Борьба с пылью
Победить пыль — полностью изгнать её — невозможно! С пылью бороться надо грамотно, а не гонять ее по углам в комнате. Нужна регулярная «умная» борьба с пылью.
Ничего принципиально нового пока не изобрели - самый верный способ борьбы с пылью – ежедневная уборка с помощью тряпки. Поэтому как можно чаще производите влажную уборку квартиры. С помощью гигроскопичных салфеток, впитывающих влагу, уборку производить легче и быстрее. Материалом для салфеток служит расщеплённое микроволокно, за счёт микрощелей в салфетке, которые и впитывают грязь, можно проводить уборку без моющих средств. Кстати, такая салфетка может служить бесконечно долго, её можно стирать с мылом.
По возможности исключите в квартире так называемые «пылесборники». При уборке квартиры пользуйтесь пылесосом (лучший вариант: пылесос с водяным фильтром). Ни в коем случае не пользуйтесь веником. Для борьбы с клещами надо чаще проветривать, промораживать либо прогревать постельное белье, подушки, матрацы, одеяла. Чаще стирайте шторы, пледы. Помните: комнатные растения – они поглощают часть пыли
Избавиться от пыли в квартире вам поможет бытовая электроника: воздухоочистители, увлажнители.
Материалы и методы исследования
Анкетирование
Работая с дополнительными литературными и интернет источниками, я узнала, что пыль может оказывать ощутимое влияние на живые организмы и окружающую среду. В школе провела анкетирование на предмет владения информацией о свойствах пыли. (См. приложение №1)
Проанализировав результаты, опроса я убедилась в необходимости информировать обучающихся в моей школе о ‘’коварстве’’ пыли, и возможных последствия её воздействия.
Изучение запыленности помещений школы на разной высоте
Цель: Выяснить, как зависит запыленность помещения от высоты.
Приборы и материалы: Картон и липкий скотч.
Методика: Изготавливаем из картона и липкой ленты ловушки для пыли. Располагаем на разной высоте. Полученные данные заносим в таблицу.
Помещение | Высота | Месторасположение |
Холл I этажа | 0см | На полу |
Ауд. №7 | 1м | Подоконник |
Холл II этажа | 3м | Гардина |
Ауд. №19 | 2м | Полка шкафа |
Через 5 дней по степени запыленности места расположились так:
Вывод: В состав пыли входят частицы разного размера. Крупные частички оседают вниз быстрее, а мелкие поднимаются с восходящим потоком воздуха вверх. Степень запыленности помещений зависит от размера пылевых частиц, чем ниже, тем больше и крупнее частицы пыли, а чем выше, тем мельче пыль и количество пыли меньше.
Изучение степени запыленности помещения от количества людей
Цель: Выяснить, как зависит запыленность помещения от двигательной активности людей и их количества.
Приборы и материалы: Ловушки для сбора пыли.
Методика: До начала занятий раскладываем ловушки для пыли на одинаковой высоте на подоконнике, после занятий оцениваем степень запылённости по 5-и бальной системе.
Помещение | Количество людей | Уборка | Сменная обувь | Баллы |
Холл I этажа | Более 250 | 2раза | Много без сменной обуви | 2 |
Ауд. №7 | 52 | 1раз | Большая часть в сменной обуви | 3 |
Холл II этажа | Более 250 | 1раз | Большая часть в сменной обуви | 4 |
Ауд. №19 | 32 | 1раз | Большая часть в сменной обуви | 3 |
Вывод: Пыли больше собирается в тех местах, где скопление учеников больше. В холл 1 этажа с улицы, одежды и обуви попадает достаточно много частиц пыли, там активнее происходит перемещение учеников, но влажная уборка там проводится дважды. В классах происходит проветривание во время перемены, а вот холл 2 этажа выполняет функции спортзала, поэтому запыленность здесь самая наибольшая.
Изучение степени запыленности помещения до и после занятий
Цель: Выяснить запыленность разных мест помещений школы до и после занятий.
Приборы и материалы: Ватные диски.
Методика: С помощью ватных дисков аккуратно собирали пыль, в разных местах (Пол, подоконник, цветы). Результаты исследования (См. приложение №2).
Вывод: До начала занятий запылённость меньше т.к. после влажной уборки оседают на поверхность лишь мелкие частицы пыли. Самые запыленные места в помещениях это пол (в углах помещений), а менее запылённые -листья цветов т.к. их ежедневно опрыскивают.
Изучение состава пыли через микроскоп
Цель: Определить состав пыли школьных помещений.
Приборы и материалы: Микроскоп и ловушки для пыли.
Методика: Брали изготовленные из картона и липкой ленты ловушки для пыли, и рассматривали под микроскопом. Полученные данные заносим в таблицу.
Помещение | Фотоснимок |
Холл I этажа | |
Ауд. №7 | |
Холл II этажа | |
Ауд. №19 |
Вывод: При рассмотрении образцов пыли я убедились, что в состав пыли входят песчинки, волоски, микрочастицы. Клещей под микроскопом я не увидела.
Расчет массы и концентрации пыли в школьных помещениях
Цель: Рассчитать массу и концентрацию пыли в школьных помещениях.
Приборы и материалы: Электронные весы и ватные диски.
Методика: Определяем в помещении поверхность для сбора пыли размером 1 м2. Взвешиваем ватные диски. С помощью ватных дисков собираем накопившуюся пыль и определяем её массу с помощью электронных весов. Расчет проводим по формулам.
Полученные данные заносим в таблицу.
Помещение | V (помещения) | S (помещения) | m (пыли) | C (пыли) |
Холл I этажа | 192,3 м3 | 64,1 м2 | ||
Ауд. №7 | 143,4 м3 | 47,8 м2 | 0,06мг | 0,022мг/м3 |
Холл II этажа | 537,6 м3 | 179,2 м2 | ||
Ауд. №19 | 171,3 м3 | 57,1 м2 | 0,07мг | 0,023мг/м3 |
Вывод: Санитарные нормы (СН 245—71) ограничивают среднесуточную предельно допустимую концентрацию нетоксичной пыли в атмосферном воздухе населенных мест 0,15 мг/м3. Согласно проведённым исследованиям…
Анализ результатов исследования.
На основании изученных мною информационных источников и проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, насколько важное значение для человека имеет комнатная пыль. Она оказывает огромное влияние на здоровье человека. А здоровье человека напрямую связано со степенью запылённости помещения, в котором он находится.
Чем больше я узнавала о комнатной пыли, тем большее количество различных объектов хотелось исследовать. У меня возникало всё больше вопросов, связанных с влиянием пыли на окружающий мир. Данное исследование лишь частично затронуло проблему влияния пыли и её компонентов на здоровье человека и окружающую среду.
Проведённый опрос учащихся показал, что большинство опрошенных не владеет информацией о свойствах и составе комнатной пыли. Некоторые говорили, что пыль не может приносить вред, а о том, что она полезна не знают практически все из опрошенных.
В результате проведенной работы гипотеза подтвердилась: знание о воздействии пыли на живые организмы помогут человеку контролировать свое здоровье. Цель, поставленная в начале этого исследования, была достигнута. Если не поддерживать чистоту в помещениях, то это может отрицательно повлиять на деятельность живых систем.
В течение длительного времени я проводила опыты по определению степени запыленности отдельных помещений в моей школе. Экспериментально проверила состав комнатной пыли, узнала как с ней можно бороться и как использовать полученные знания в повседневной жизни.
Оказывается, чтобы не привести свой организм к дисбалансу нужно:
Выводы.
В ходе работы узнала много нового и интересного об обыкновенной, на первый взгляд, пыли. Убедилась во вреде пыли и необходимости борьбы с ней.
здоровья человека вещества, поэтому с ней нужно и не очень сложно бороться.
Люди давно уже поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух – залог здоровья. Берегите своё здоровье!
Литература
Приложение№1.
Отчего синичка развеселилась
10 осенних мастер-классов для детей
Весёлая кукушка
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Браво, Феликс!