Исследовательский проект на "Первые шаги в науку". Работа выполнена с учётом требований, предъявляемых к научно-исследовательской конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
ryazanova_sofiya._mozhno_li_druzhit_s_degu.docx | 802.34 КБ |
XVIII ОКРУЖНАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"
Секция «Зоология»
Тема: «Можно ли дружить с Дегу?»
Выполнила: Рязанова София ученица 1 Л класса МБОУ «Школа №7» Красноглинского района Научный руководитель: Кисарова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов, 1 категория Самара, 2017г. |
Содержание.
Введение …………………………………………………………………… 3.
1. Основная часть.
1.1.Исторические сведения…………………………………………….…… 4.
1.2 Сбор информации……………………………………………………...... 6.
1.3 Проведение анкетирования………………………………...……..….… 9.
2. Проведение исследования……………………………………….…….… 9.
2.1.Обработка данных………………………………………………..…….... 11.
2.2.Заключение………………………………………………………..……… 12.
Список используемой литературы…………………………………………….……………………… 13.
Приложение№1(фото)…………………………………………………..……. 14.
Приложение №2(фото)………………………………… ………………….….15.
Приложение №3(фото)……………………………………………………….. 16.
Приложение № 4 (фото)…………………………………………………….....17 Приложение№5 (анкета)……………………………………………………… 18.
Введение.
Актуальность темы: Мы часто просим своих родителей подарить нам домашнее животное. С одной стороны, это хорошо, мы научимся ухаживать, заботиться о ком то, кто всецело зависит от нас, кто слабее и беззащитнее. Это прекрасно.. Для нас же –это возможность научиться нести ответственность, возможность завоевать их доверие. Питомец, который живет вместе с нами, становится полноправным членом семьи. Он сильно привязывается к нам и становятся преданным и верным другом. Во многих семья живут домашние животные: хомячки, рыбки, морские свинки, кошки, собаки, попугаи и т.д. В последнее время в зоомагазинах стали появляться необычные зверьки-чилийские белки Дегу . Меня стал волновать вопрос: может ли дегу стать другом мне и ребятам…?
Цель исследования: Показать на собственном опыте, что дегу является общительным и доброжелательным зверьком и может стать хорошим другом человеку.
Объект исследования: чилийская белка -дегу (животное)
Проблема: Недостаточное знание детей и их родителей о дегу – еще редком домашнем питомце.
Задачи:
1. Изучить материал об этих животных (литературу, интернет - ресурсы, статьи печатных изданий)
2. Провести исследование (анкетирование).
3.Изучить особенности поведения и повадок дегу.
4. Понять, какие поведенческие качества говорят о доброжелательности дегу
5. Доказать на собственном опыте, что дегу может стать лучшим другом человека.
Гипотеза: изучение и наблюдение за Дегу докажет, что с Дегу можно подружиться.
Методы исследования: изучение научной литературы, наблюдение, анкетирование (опрос), эксперимент, беседа
Практическая значимость: данная работа
-познакомит детей с дегу,
-поможет формированию умений в соблюдении правил содержания зверька (дегу) и в воспитании доброго отношения к домашним питомцам.
Основная часть.
1.1.Исторические сведения
Дегу, или чилийская белка (Octodon degus) – грызун из рода восьмизубов. Родина животного - предгорье Анд Перу и Чили. Местные жители называют дегу кустарниковой крысой.
Первооткрывателем этого грызуна считается Хуан Игнаасио Молиана, чилийский священник и натуралист, впервые описавший животное в середине 18 века. После чего в ученых кругах возникли споры, к какому виду данное существо отнести. Высказывалось мнение, что белка дегу является родственником крыс, морских свинок, шиншилл, мышей… Однако после того, как весь собранный материал был систематизирован, было решено отнести ее к восьмизубам. Всего несколько лет назад дегу стали разводить и в России. Что мы знаем о дегу? Среда обитания дегу - Южные Анды, где зверьки устраивают свои жилища прямо в расщелинах скал. Это очаровательные животные из отряда грызунов, как и шиншиллы, предпочитают жить семьями. В условиях дикой природы дегу живут большими группами численностью в 10-12 особей. Так как они очень общительны, жизнь в одиночестве им не подходит, зверьки постоянно нуждаются в обществе соплеменников.
Дегу по внешнему виду напоминает крысу и белку сразу. Это животное с самым высоким интеллектом среди всех грызунов. Длина тела около 125мм - 95мм, длина хвоста 105мм-65мм.Средний вес 200-300 граммов. Шерсть короткая и довольно грубая , окраска спины серо- коричневая, часто с оранжевым оттенком. Брюшко – кремовато-жёлтого, бежевого цвета. Хвост дегу обладает интересной особенностью - если его зажать слишком крепко, место «отлома» хвоста быстро заживает и не вырастает. В дальнейшем, из-за короткого хвоста у них возникают небольшие проблемы при прыжках и лазании. Средняя продолжительность жизни дегу 8 – 9 лет.
Их основная пища в природе — трава, листья, семена, корни, несладкие фрукты и овощи, сено. Дегу не очень любят влажную пищу. Употреблять сахар и сладкие продукты дегу противопоказано. Во время засухи могут довольствоваться навозом домашнего скота. Кормятся и на земле, и на кустарниках и небольших деревьях, куда легко могут залезать. Дегу очень общительные животные. Живут они в норах. Копая их совместно, они создают целые сети тоннелей. Однако достаточно долгое время они проводят на «свежем воздухе», добывая себе пищу.
Участок одной социальной группы дегу занимает около 200 квадратных метров, а «плотность» около 75 дегу на гектар. Точные данные неизвестны.
Общается они: визуально, тактильно, химически, акустически (в их репертуар входит около 15 звуков). Дегу обычно ведут дневной образ жизни, пики активности приходятся на утро и ранний вечер.
Знание того, как дегу живут в естественных условиях дикой природы, имеет большое значение для понимания их мировосприятия. Это помогает определить, что может потребоваться этим зверькам для комфортного проживания в новом доме, вместе с человеком.
1.2.Сбор информации.
В настоящее время в качестве домашних животных они пользуются огромной популярностью во всем мире. Ведь эти питомцы не требуют особо сложных условий проживания, достаточно неприхотливы в пище, легко дрессируются и вдобавок выглядят необычайно привлекательно. Дегу легко приручаются, общительны и любопытны.
Дегу можно приручать по-разному, но лучше использовать вкусный, поощрительный, кормовой метод. Проще всего научить питомца самостоятельно возвращаться после прогулки в клетку. Вырабатываемый рефлекс основывается на замечательных слуховых способностях дегу и на его любви к еде. Сначала во время кормления надо издавать какой-либо (но строго определенный) звук. Как именно вы будете подзывать питомца, особого значения не имеет – это могут быть прищелкивание языком, ритмичное постукивание, звон колокольчика, воспроизведение одной и той же музыкальной фразы.
Зверек быстро свяжет его с появлением пищи. В дальнейшем, услышав знакомый звук во время прогулки, он будет тут же возвращаться в свою клетку, чтобы получить угощение. Но не надейтесь, что дегу будет прибегать снова и снова, если не найдет лакомства. Рефлекс, постоянно не подкрепляемый пищевым стимулятором, быстро угаснет.
Вообще поощрение лакомством применяется при отработке любых навыков. Используя вкусные кусочки, можно научить дегу сидеть у вас на плече. Естественно, начинайте подобные тренировки только после того, как зверек привыкнет к вашим рукам, сам начнет залезать на хозяйские колени и хорошо усвоит свою кличку. Аккуратно посадите питомца к себе на плечо и дайте ему что-нибудь вкусное. Так повторяйте несколько раз подряд в течение 5-10 дней. Скоро дегу сам будет забираться вам на плечо и даже обойдется без лакомства: если почесать ему бочок, он получит удовольствие не меньше, чем от еды.
Хочется сказать, что при отработке любых навыков требуются терпение, старание и настойчивость, впрочем, как и в любом деле. Главное – не переживать и быть спокойным и ласковым при общении. Дегу – очень чувствительные животные и быстро улавливают смену настроения хозяина. Если вы начнете нервничать, повышать голос, зверек вас будет бояться, и тренировки пройдут впустую.
Дегу легко обучаются и различным цирковым трюкам. Например, их можно научить стоять на задних лапах и вальсировать (кружиться вокруг собственной оси).
Дело в том, что когда зверьки едят, то держат корм передними лапками, эта их особенность и используется для дрессировки. Берете лакомство, поднимаете его над головой дегу – он встает на задние лапы. После того, как зверек немного постоит, закрепите рефлекс дачей лакомства. Надо сразу оговориться, что такого четко сформированного условного рефлекса, как у кошек или собак, не получиться.
Дегу выбирают один уголок в клетке и часто ходят туда в туалет. Первая ваша задача – определить, где он располагается. Затем нужно поставить в выбранное зверьками место лоток с наполнителем для туалетов (опилки). Дегу быстро сообразят, для чего им поставили специальную емкость. Вам останется менять наполнитель 2-3 раза в неделю (дефекация у дегу процесс неконтролируемый, поэтому часть кала все равно будет разбросано по клетке).
Имейте в виду, что приучение дегу к туалету – процесс, требующий терпения и настойчивости. Воспитать можно только хорошо прирученного зверька, с новеньким или диковатым животным этого не получится.
Дегу любят играть-это очень важная часть общения. Делать это можно как в вольере, так и во время прогулок. Дегу предпочитают играть в прятки, карабкаться и лазить по слишком высоким препятствиям. Можно соорудить настоящий город со смотровыми площадками, башнями и спрятать в потайных уголках лакомства. Зверек еще с большим энтузиазмом станет обследовать построенные лабиринты, если в разных местах будет находить, например, кусочки морковки или семечек. Еще одна любимая забава дегу – искать лакомство в сене. Положите вкусненький кусочек в коробку, насыпьте на него кучку сена – малыш долго и с удовольствием будет копаться в сухих травинках.
Дегу – грызун, его страсть грызть всё встречающееся на пути, это можно использовать, играя с малышом и предотвращая порчу имущества. Как только вы заметите, что ваш питомец активно интересуется деревянными деталями дивана или в ход пошли обои (грызть всё подряд дегу начинают с раннего возраста), или же он собирается сделать гнездо в кожаном кресле, дайте ему твердые «рулончики» от туалетной бумаги или чистые листы бумаги. Зверьки очень забавно бегают и играют с этими бумажными кусочками и «шарфами». «Уважают» дегу и бумажные салфетки, только давайте им
белые, без рисунков (краска вредна зверькам). Они затащат всё это богатство себе в клетку, сделают из него укрытия и будут прятаться.
Неплохо бы сделать в вольере целую полосу препятствий: барьеры, перекладины, беговые мостики, а на финише подвесить угощение. Дегу с ловкостью акробата преодолеет все трудности, а заслуженная награда вызовет у него полный восторг.
1.3. Проведение анкетирования.
Для того что бы получить информацию о вопросе провела письменный опрос ребят в нашем классе (25 человек). Для этого составила анкету, в которую входили следующие вопросы:
● Знаешь ли ты , кто такой дегу?
● У тебя и твоих друзей есть дома такой зверек?
● Как ты думаешь, можно ли дружить с дегу?
Результаты говорят о следующем:
-15 человек не знают о таком зверьке.
-10 человек слышали и видели дегу.
-21 ребенок считает, что дегу может быть прекрасным другом для человека.
-4 ребенка не уверены в этом.
2.Проведение исследования (анализ поведения и повадок). Объект исследования- чилийская белка дегу.
Приручить дегу не очень просто. Им требуется время, чтобы привыкнуть к запаху хозяина. Этот милый и подвижный зверек легко привыкает к человеку, а если с ним побольше заниматься, становится совершенно ручным. Тогда человек становится для него единственно близким существом для общения. Привязавшись к хозяину, дегу очень трогательно подставляет бочок, чтобы его почесали, и разрешает брать себя в руки. Однако необходимо быть осторожным, т.к. зубы у него острые, и, если вы попробуете взять на руки не прирученного зверька, может укусить достаточно больно. Говорить с животным нужно только ласковым и спокойным голосом. Привлекать к себе его внимание лучше негромким посвистыванием или прищелкиванием языка. Необходимо всегда поступать именно таким образом, когда проникаете в клетку и открываете дверцу, чтобы, например, дать зверьку корм или погладить его.
Надо учесть, что новый жилец сможет брать корм из ваших рук не ранее, чем через неделю после знакомства. Сначала можно на короткое время оставлять в клетке ладонь без корма (она должна быть обращена тыльной стороной вниз), не делая резких движений.
Должно пройти несколько дней, прежде чем дегу станет спокойно воспринимать ладонь своего хозяина, и тогда можно перейти к следующему этапу приручения, предлагая ему взять корм из руки.
Лишь когда зверек перестанет проявлять недовольство, не будет убегать в укрытие и бояться ладони, а, напротив, начнет доверчиво карабкаться на нее, можно извлечь животное из клетки и дать ему возможность погулять по квартире.
Разумеется, предварительно следует принять все необходимые меры предосторожности.
Опыты
Я провела некоторые опыты и, как, выяснилось , дегу способны запоминать некоторые требования хозяина.
2. Если дегу постоянно пытается подойти к проводам , тогда его нужно просто каждый раз относить подальше от этого места, и вскоре зверёк поймёт, что это невозможно и тогда потеряет интерес к этому.
Наблюдение № 1 «Кого слушается дегу?»
Я наблюдала за дегу, мне было интересно узнать - кто хозяин дегу. По прошествии нескольких недель (3 – 5) я поняла, что дегу не самостоятельны в некоторых вещах. В домашней среде хозяином для зверька является человек, который его кормит, ухаживает за ним и воспитывает. Значит, дегу нуждается в человеке.
Наблюдение № 2 «Польза или вред от дегу».
У некоторых людей бывает аллергия на шерсть, а вот мой домашний любимец антиаллергенен .У дегу шерсть идеально чистая .Эти животные , как кошки, очень чистоплотны и поэтому не вызывают аллергической реакции. Может дегу во время прогулки иногда пачкают ковёр, но из этой ситуации есть выход:
а) можно приучить дегу ходить в туалет в специальное место б) просто расстилать клеёнку в месте прогулки зверька.
2.1. Обработка данных
Итак, после использования разных методов исследования можно сделать вывод, что дегу - социальные животные, которые очень любят общение, легко поддаются
дрессировке и быстро становятся другом человеку, однако, беседа и анкетирование показали, что об этих животных еще очень мало известно людям.
По результатам анкетирования получились следующие результаты:
2.2.Заключение
По результатам проведённого мной исследования можно сделать вывод, что дегу не так хорошо известен как домашнее животное, однако , как мы видим, эти зверьки могут стать замечательными друзьями для человека.
Исходя из вышеперечисленного (собранной информации, моего опыта общения и проведенного анкетирования) я делаю такой вывод:
Дегу-способен дружить, так как:
- подбегает к вам, когда вы подходите к клетке,
- запрыгивает к вам на ладошку,
- нежно «чирикает»,
- берет корм из руки,
- во время прогулки бегает около вас, запрыгивает к вам на коленки и подставляет ушко или брюшко, чтобы почесали,
- реагирует, отзывается на кличку
Список используемой литературы:
1. Г.Гаспер «Декоративные крысы» из – во ООО «Аквариум –Принт», 2007г.(84ст.)
2. Журнал «Звери» № 12 , 2011 г. (июнь) , из – ль «Арбуз» ( 12- 13 ст.)
3. Л.А.Максимова «Д егу – уход и содержание» , из - во «Профиздат» ,
2010 г. (64 ст.)
4. Н. В. Матвеева «Дегу- карликовая шиншилла» , из - во ООО «Аквариум - Принт» , 2007 г. ( 73 ст.)
5. http://zoomip.ru/rodents/degu/1095-degu-v-vashem-dome.html",
6. http://petworld.ru/modules/article/view.article.php/c20/89, . degusiteforum.ru
Приложение № 1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Анкета для школьников 1. Знаешь ты, кто такой дегу? Да / Нет 2. У тебя и твоих друзей есть дома такой зверек? Да / Нет 3. Как ты думаешь, можно ли дружить с дегу? Да / Нет Ответ обведи кружком. |
ОТЗЫВ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
Ученица: Рязанова София Андреевна
МБОУ Школа № 7 класс 1 Л
Руководитель работы: Кисарова Татьяна Юрьевна
Название работы: Можно ли дружить с Дегу?
Критерии оценивания работы:
3)Познавательная ценность, актуальность, практическая и теоретическая значимость изученного материала: Актуальность исследовательской работы заключается в том, дети недостаточно знают или вообще не знают о таком зверьке, как Дегу? Практическая значимость заключается в том, что дети смогут познакомиться и полюбить молоизвестного домашнего питомца и научиться быть такому зверьку- настоящим другом. Теоретическая значимость заключается в развитии кругозора детей и использования данного материала на уроках окружающего мира.
4)Проблема, гипотеза, цель, задачи работы:
Гипотеза: изучение и наблюдение за Дегу докажет, что с Дегу можно подружиться.
Цель: показать на собственном опыте, что дегу является общительным и доброжелательным зверьком и может стать хорошим другом человеку.
Задачи:
- изучить материал об этих животных (литературу, интернет - ресурсы, статьи печатных изданий)
- провести исследование (анкетирование).
- изучить особенности поведения и повадок дегу.
- понять, какие поведенческие качества говорят о доброжелательности дегу
- доказать на собственном опыте, что дегу может стать лучшим другом человека.
5)Исследовательское мастерство (аргументы, выводы; грамотность, логичность изложения материала, соблюдение научного стиля изложения): Данные требования были учтены в работе, были сделаны обоснованные выводы. Грамотно изложен материал.
6)Достоинства работы: данная работа подтверждает, что детям интересен данный зверёк, благодаря содержанию такого зверька дома, у ребенка развиваются положительные качества личности, а также развивается кругозор ребёнка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: работа рекомендована к защите на окружной межшкольной конференции «Первые шаги в науку» в секции: Зоология
Подпись рецензента (расшифровка подписи)
«24» января 2017года
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Какая бывает зима
Хитрый коврик
Рисуем крокусы акварелью
Пчёлы и муха