У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Наша Родина - Россия. Мы живём и гордимся своей страной. Но у каждого человека есть и своя малая Родина. Каждый житель на нашей планеты, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_moego_roda.docx | 710.5 КБ |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ КЕТЧЕНЕРОВСКОГО РМО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алцынхутинская СОШ им.Г.О.Рокчинского»
Муниципальный этап Всероссийского конкурса на знание символов и атрибутов государственной власти Российской Федерации среди обучающихся образовательных учреждений
Номинация «Исследовательские работы»
Возрастная группа: младшая 1-4 классы
«Символы моего рода»
Подготовила:
Бадмаева Амуланг Витальевна
ученица 3 класса
МКОУ «Алцынхутинская СОШ им.Г.О.Рокчинского»
Республика Калмыкия
Кетченеровский район
П.Алцынхута, пер.Заливной,4
Домашний адрес:
Республика Калмыкия
Кетченеровский район
П.Алцынхута,ул. Бадмаева,14
Руководитель:
Лиджиева Мария Ивановна
учитель калмыцкого языка
МКОУ «Алцынхутинская СОШ им.Г.О.Рокчинского»
Республика Калмыкия
Кетченеровский район
П.Алцынхута, пер.Заливной,4
П. Алцынхута, 2016г
Содержание
Введение …………………………………………………… 1
Глава 1. Символы рода "Хошеуты"………………………… 2-3
Глава 2. Символы моей семьи……………………………. 4
Заключение……………………………………………………5
Список литературы…………………………………………. 6
Приложение…………………………………………………...7-10
Введение
У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Наша Родина - Россия. Мы живём и гордимся своей страной. Но у каждого человека есть и своя малая Родина. Каждый житель на нашей планеты, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
На уроках калмыцкого языка учительница рассказывала нам о символах нашего государства и нашей республики, о том, почему они называются государственными символами. Она обратила наше внимание на то, что каждый город, район и даже семьи имеют свою символику. Мне стало интересно имеет ли моя семья свою символику. В своей исследовательской работе я хочу рассказать о символике своего рода, своей семьи.
Символы - это условные знаки и изображения на гербе (флаге), имеющие для человека или целого народа важное значение. Актуальность темы заключается в том, что люди должны знать, уважать историю символов и гордиться ими.
Тема исследовательской работы: «Символы моего рода»
Поэтому цель нашего исследования – знакомство с историей символов этнической группы калмыцкого народа "Хошеуты".
Чтобы достичь цели исследования, мы решали такие задачи:
Предмет нашего исследования – символы этнической группы калмыцкого народа "Хошеуты"- тамг, флаг.
Объект исследования: - изучение истории символов рода "Хошеуты" и моей семьи.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа литературы по проблеме.
2. Метод опроса — беседа.
3. Метод накопления и отбор фактов.
Практическая значимость – полученные результаты исследования нужны для сохранения истории моей семьи и могут быть использованы в повседневной жизни.
Чтобы узнать, знают ли мои одноклассники символику своей семьи я провела опрос «Знаете ли вы символику своей семьи?».
Результаты анкетирования: большая часть одноклассников не знают символику своей семьи.
Глава 1. Символы рода «Хошеуты».
По национальности я калмычка, и являюсь представителем этнической группы хошеутов. Ученые считают, что этноним хошеут является производным от слова «хошун» со значением клюв, морда, передовой отряд войска, он относился к седьмому полку в гвардейском корпусе. Которым командовал младший брат Чингис-хана Хабуту - Хасар. Хошуном, от которого современные калмыки производят и само имя хошеутов, назывался строй войска острою колонной: люди, стоявшие в голове её, шли на верную смерть.
Символы — это условные знаки или изображения, имеющие для человека и целого народа очень важное значение. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Есть они и у нашей этнической группы "Хошеуты".
Герб-Тамг
У калмыков с давних времен были тамги (печать, тавро) разных родов улусов. Каждый род имел свой тамг. Тамг - как знак собственности, закрепленный за отдельными родами. Знак хошеутовского рода- тамг, выпуклый рисунок лука со стрелой. Подтверждением являются кирпичи из которого построен Хошеутовский хурул. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священная родовая тамга хошеутовских нойонов Тюменей — знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина.(приложение 1)
Флаг-Знамя
Помимо герба у калмыков, как и в любом государстве, имелось и свое знамя. А для воинов-кочевников оно имело особенное значение, ведь именно знамя поднимает боевой дух во время походов, развеваясь над головами впереди идущих воинов, и именно потеря знамени в битве во все времена обозначало окончательное и позорное поражение в войне.
Главным знаменем Джунгарского ханства считалось знамя с изображением "Дайчин-тенгри" - покровителя воинов у монгольских народов. Изображался Дайчин-тенгри следующим образом: Небесный всадник, с величавым спокойствием несущий боевой стяг, а над ним три птицы, внизу пять животных, символизирующих его власть на небе и на земле. Именно с этим знаменем 2-й конный калмыцкий полк князя Серебджаба Тюменя в числе первых входили в Париж в 1812 году.
Это знамя хранилось в главном сюме Хошеутовского хурула. Вместе с ним также находилось еще восемь знамен, вместе представляющих именно те девять знамен (йисн туг), с которыми калмыки ходили на Кавказ и с которыми стояли калмыцкие войска в том месте, где находится нынешний город Ессентуки (йисн туг). Во время революции настоятель Хошеутовского хурула передал эти девять знамен одному из представителей рода кереит, с тем, чтобы тот сохранил его у себя до тех пор, пока не пройдут смутные времена, а затем передал его наследнику ханского рода.
В школьном музее п. Сарпа хранится знамя хошеутов немного другого вида, но он объединяет в себе тамг и знамя выше перечисленные. Желтого цвета знамя, обрамленное красной каймой. В центре, которого расположен круг, а внутри круга парящая птица в виде клина. ( Приложение2, 3)
Глава 2. Символы моей семьи
Хошеуты как и все калмыки подразделяются на мелкие арваны. Каждый арван имеет своего заян, ах-главу рода, имеет песню, легенду, знает өлгц (сочетание родовых цветов), помнит территорию, по которой кочевал их арвн (десяток), передают генеалогическое древо.
Моя семья относится к Тюмня хошуд, десятке «Цагалай». Места кочевок моего рода располагались по следующим местам: левый берег Волги в Волго-Ахтубинской пойме Хошеутовского улуса.
В нашей семье по словам моей бабушки передается легенда о происхождении названия нашего арвн "Цагалай". "После смерти нойна Теке, остались две дочери. С ними был связан интересный калмыцкий обычай усыновления. Оказалось, что торгоутовский нойон Цагалай женился на старшей дочери хошеутовского нойона и получил в приданое 150 кибиток с таким условием. Если будет разрешено Цагалаю жениться на дочери владельца Теки и получить часть Хошеутовских калмыков, то пусть разрешат ему «звание сего Хошеутова роду на себя принять». На таких условиях Цагалай и женился и стал именоваться не Торгоутовским владельцем, а Хошеутовским и добропорядочно управлять оставшимся после владельца улусом. Спустя 40 лет, в одной справке полковник Сербеджаб Тюмень подтвердил этот факт, говоря, что на одной из дочерей Теке «женился владелец торгоутова рода Цагалай, сделался сыном, получил во владение половину подвластного его народа». С Цагалаем обычай рассматривался как усыновление".
Каждый род имеет свои определенные сочетания цветов- өлгц. Тотемными цветами нашего рода считаются красный -синий - белый. Красный цвет означает кровные родственные отношения. Белый цвет для калмыков священный -цвет мира и благополучия. При проведении обрядов например: национальных свадебных церемоний входит подношение так называемый Цаһан идән, перевязанный нитками или ленточками определенных цветов, принадлежащих только к своему роду. (приложение 5)
По старинному калмыцкому обычаю калмыки должны знать своих предков до седьмого колена. Раньше кочевые бесписьменные народы должны были удерживать в памяти свою родословную, чтобы решать дела о наследственности и другие проблемы, возникающие в повседневной жизни. Кроме того, это препятствовало заключению браков между людьми одного ясана, одного близкого рода. В нашей семье также передается родовое древо. (приложение 6)
Любимая песня старожил нашего рода "Актюбин һолын усн". Ее поют на всех праздниках, встречах нашего арвн "Цагалай". Также у нас передают из уст в уста хошуда әәмгин магтал. (приложение 6,7)
Заключение.
Государственная символика страны призвана давать каждому гражданину понимание особенности, уникальности своего государства через образы, олицетворяющие славу и силу духа нашего народа.
Мы, маленькие граждане нашей огромной страны, должны знать и понимать значение государственных символов, потому что это долг каждого гражданина государства. Но также мы должны знать и историю своего рода.
Свои полученные знания в процессе исследования я смогу использовать:
- на разных уроках по изучению истории Калмыкии;
- по совету учителя – выступить перед одноклассниками на уроке.
- через школьную газету познакомим учащихся всей начальной школы с материалами нашего исследования.
Таким образом, я решила поставленную перед собой проблему - получила знания по истории символов хошеутовского рода, значит узнала много нового по истории своей семьи.
Я горжусь прошлым, настоящим и будущим моей малой родины. Символы достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.
Список литературы
Электронные ресурсы:
Приложение 1
Приложение 2
Победное знамя хошеутовского нойона Серебджап Тюменя
Приложение 3
Знамя хошеутовского рода
приложение 4
Өлгц
Тотемными цветами нашего рода считаются красный -синий - белый
Приложение 5
Семейное древо моей семьи.
Тюмнә хошуд
Цагалай арвн
Доржин Дулахн
Анатолий
Валя Алла Сергей Валера Слава
Виталий Аркадий Дорджи Дулахн Санал Утнасн Мария
Амуланг Лиджи Саяна
приложение 6
Песня "Актюбин һолын усн"
Актюбин hолын уснь, уснь------------ Воды реки Ахтуба
Актахн цәәдән зокмҗта биләл,-----------Хороши для крепкого чая
Амрг-иньг чамлаhан, хәәмнь,--------- Милая подруга с тобой
Амрад суухнчн гиләв, гиләв.------------- Хотел посидеть отдохнуть
Иҗлин өндр моднднь, моднднь---------- Среди высоких деревьев на Волге
Итлг шовуднь цуглрдг биләл,-------------Собирались птицы балобаны
Ирхинчин санан бәәхнь, бәәхнь-----------Если бы ты хотела прийти
Иҗлин усн чальчаг биләл.------------------Волжская вода показалась бы лужей
Җирлзсн hолын уснднь, уснднь------------В речной ряби
Җахриhән хаяд зогслав, зогслав.-----------Якорь бросив стоял
Җирhл зовлң хойраhан, хойраhан----------Жизнь и горе вместе
Чамтаhан хувас гиләв, хәәмнь.---------------С тобой дорогая я хотел разделить
Көк hолын уснаннь, уснаннь-----------------Синие речные воды
Көндлң урсхлань hатллав, хәәмнь-----------Поперек пересек я, милая
Күүкн иньг, чамдан, чамдан-------------------Милая подруга к тебе
Күрч ядад биләв, биләв.----------------------- Не смог никак добраться
приложение 7
Магтал
Хошуда әәмгин магтал
Чиӊгс Богд уӊгта,
Чимлһтә "Җаӊһр" тууҗта
Зая-пандит багшта.
Хошуд әәмг болдг.
Эргнә шиирин зергүһәс
Эрднин харвһус көвәләд,
Арин Шорвин хулснас
Адрг дахҗ җирисн.
Амна йорар келгдсн
Алтн булг бәәрнтә,
Хальмгин һазрин кииснд
Хошуд әәмгәрн бүүрлсн.
____________
Зергүһәс- зерг-ряд, ряды
Харвһус-харахус- Харахусовский улус
Адрг-сопка, холм
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем домики зимой
Упрямый зяблик
Лиса и волк
Агния Барто. Сережа учит уроки