Вы с большим трудом переносите дорогу, потому что вас укачивает? Кружится голова на каруселях? Подташнивает после качелей? Даже в лифте ваш организм противится движению и дает сбой? Виной тому — сверхчувствительность вестибулярного аппарата, которая может испортить жизнь не только мечтающим о славе космонавта, но и просто ухудшить качество жизни обычного человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Как сохранить и укрепить здоровье" | 1002.48 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №12 Краснооктябрьского района г. Волгограда
Роль вестибулярного аппарата в организме человека
Выполнила: Б
учащаяся 2 «Б» класса
МОУ гимназии № 12
Учитель:
Коваленко Людмила Николаевна
Волгоград - 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …...3
Глава 1.Вестибулярный аппарат, его значение, строение и функции………. ……………..6
Глава 2. Исследование вестибулярного аппарата у одноклассников.. ….10
Глава 3.Вестибулярная гимнастика. ….14
Заключение ….17
Список изученной литературы……………………………………………….. ………………18
ВВЕДЕНИЕ
Вы с большим трудом переносите дорогу, потому что вас укачивает? Кружится голова на каруселях? Подташнивает после качелей? Даже в лифте ваш организм противится движению и дает сбой? Виной тому — сверхчувствительность вестибулярного аппарата, которая может испортить жизнь не только мечтающим о славе космонавта, но и просто ухудшить качество жизни обычного человека.
Для чего нам нужен вестибулярный аппарат, как он устроен и можно ли избежать сбоев в его функционировании, я попытаюсь рассказать в своей работе.
Летом 2014г я посетила аттракцион «Дом вверх дном», который находится под Новороссийском рядом с Абрау-Дюрсо. Это красивый и аккуратный домик с синей черепичной крышей и припаркованным у дома ретро - автомобилем «вверх ногами». Столы, стулья, множество шкафчиков и полочек, кровать, унитаз и ванна, кухонные принадлежности и даже домашние тапочки – все вверх дном! Мне очень понравилось, но я, к моему удивлению, не смогла находиться в нем больше 15-20 мин из-за появившегося у меня головокружения, легкого подташнивания и чувства потери равновесия.
Не так давно и в Волгограде появился «Дом наоборот». Он даже не появился, а словно откуда-то упал к нам с неба. Разработчикам волгоградского аттракциона удалось воссоздать оригинальную иллюзию падения с неба «дома-наоборот» путём придавленного им автомобиля и 3D-трещин на тротуаре. Помимо всего прочего, этот «дом-перевертыш» еще и наклонен, как Пизанская башня (Рис.1)
Рисунок 1
Посетив волгоградский дом, я испытала те же неприятные ощущения, только гораздо раньше, примерно через 5-7 мин. Только после того как я изменила угол положения своего тела, я смогла продолжить экскурсию по дому (Рис.2).
Рисунок 2
Я задумалась, почему я испытываю эти ощущения?
Почему у нас иногда кружится голова? Почему не все могут пройти по бордюру и не упасть? Почему в машине меня укачивает, а мою подругу нет?
Мне захотелось узнать, какой орган в организме отвечает за равновесие и координацию движений и можно ли как-то избавиться от этих неприятных ощущений.
Воспользовавшись интернетом и справочной литературой, я предположила, что за это отвечает вестибулярный аппарат. Он и стал объектом моего исследования. Предмет исследования – развитие вестибулярного аппарата в моём классе.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что ориентация в пространстве и равновесие зависят от состояния вестибулярного аппарата человека.
Цель исследования: определить уровень физической вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста (10 лет) для развития и совершенствования координационных способностей посредством специальных физических упражнений (комплекса упражнений вестибулярной гимнастики). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - изучить научную литературу о том, что такое вестибулярный аппарат, его влияние на ориентацию в пространстве, равновесие и выявить изменения состояния при его нарушении; - исследовать состояние вестибулярного аппарата одноклассников;
- установить наиболее эффективные средства и методы развития вестибулярного аппарата; - разработать памятку для тренировки вестибулярного аппарата, а также научить одноклассников вестибулярной гимнастике.
Актуальность исследования объясняется тем, что за последние десятилетия все чаще и чаще на разных уровнях поднимаются вопросы о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается. Ограниченность физических упражнений рамками школьных уроков по физической культуре приводит к ухудшению у детей показателей двигательных и пространственных характеристик. Этот фактор негативно влияет на их физическое развитие, а также мешает овладению жизненно необходимыми двигательными навыками. Также ряд профессий и видов спорта в современном мире предъявляет к вестибулярному аппарату повышенные требования, удовлетворить которые даже при достаточно высокой его функции можно только путём систематических тренировок по специальным схемам и со специальным оборудованием (например, в цирковом искусстве, лётном деле, космонавтике, акробатике).
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературы и интернет - ресурсов по изучаемой тематике;
- практические: анкетирование, тесты, опыты, разработка комплекса вестибулярной гимнастики;
- статистические: анализ статистических данных.
Практическая значимость моего исследования состоит в своевременном выявлении сверхчувствительности вестибулярного аппарата, возможности эффективно развивать его посредством комплекса вестибулярной гимнастики. Материал может быть использован педагогами, родителями и детьми для улучшения здоровья учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1
Вестибулярный аппарат, его значение, строение и функции
Анализ научной и методической литературы показал, что по проблеме определения уровней вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста не проводилось научных исследований. Но отдельных аспектов в вопросах вестибулярной устойчивости касались в своих трудах ряд исследователей.
Плодотворным, для теоретического обоснования устойчивости вестибулярного аппарата, можно считать мнение Вавилова Ю.Н., который отмечает, что движение - важный компонент физических упражнений, является естественным раздражителем вестибулярной системы. Поэтому, тренировка функций анализатора вестибулярной устойчивости посредством физических упражнений, в особенности связанных с сохранением равновесия тела и вращательными движениями, снижает порог вестибулярной чувствительности и повышает устойчивость организма к вращательным нагрузкам и укачиваниям. Привлекает к себе внимание исследования Канторовича Я.А., в котором он показывает, что организм человека плохо переносит не только перевозбуждение, но и отсутствие раздражения вестибулярного аппарата. В космическом полете, вследствие отсутствия силы притяжения, вестибулярная система не возбуждается. Если отсутствует сопутствующая тренировка, это приводит к расстройству и аномальному протеканию физиологичных функций в организме и резкому ухудшению самочувствия.
Около пяти процентов населения Земли страдают от «болезни движения», причиной которой является слабый вестибулярный аппарат. Вестибулярный аппарат, это крошечная часть, очень сложной системы, позволяющей человеку удерживать равновесие, поддерживать вертикальное положение тела, осуществлять согласованные движения при перемещении в пространстве, фиксировать взгляд, стабилизировать положение головы, ориентироваться в окружающем пространстве вообще. Слабая его тренированность сказывается тошнотой, рвотой, головокружениями, потерей равновесия, сбоем ритма дыхания и даже сердца.
Необходимым условием к занятиям физической культурой, поддержанию уровня двигательной активности - является развитие вестибулярного аппарата у детей младшего школьного возраста. Известно, что функция равновесия у детей совершенствуется с возрастом. Принято считать, что наиболее благоприятным периодом в развитии способности к равновесию у детей является возраст от 7 до 12 лет, а к 13–14 годам показатели устойчивости тела достигают величин, свойственных взрослому человеку. В школьной программе общеобразовательной школы развитие вестибулярной устойчивости определяется упражнениями на равновесие, группирования, кувырки вперед, назад. Но это не обеспечивает надлежащий уровень тренированности вестибулярного аппарата для последующей позитивной динамики развития вестибулярной устойчивости у младшего школьника.
Хороший спортсмен никогда не жалуется на головокружение и неприятные ощущения во время катания на аттракционах, качелях, поездок на транспорте. А для физически «отсталых» людей это порой настоящий бич. Нередко им приходится отказываться от путешествий на автомобильном, воздушном или морском транспорте. Объясняется это тем, что недостаточно тренированный вестибулярный аппарат под действием изменяющейся скорости, рывков, покачивания приходит в состояние раздражения: учащается пульс, появляется тошнота, головокружение — ухудшается самочувствие. Слабая вестибулярная устойчивость может быть и врожденной. Однако, и это доказано практикой, в любом случае вестибулярный аппарат поддается тренировке.
Хорошо развитый вестибулярный аппарат у детей – одна из самых важных составляющих нервной системы, он в ответе за чувство равновесия.
Рисунок 3
Понимание причин плохой координации станет ближе, если познакомиться поближе с чудом природы - вестибулярным анализатором (Рисунки 3,4). Этот орган равновесия обеспечивает ощущение положения и перемещения тела или его частей в пространстве (ускорение, замедление, вращение), восприятие действия на организм силы земного притяжения, определяет ориентацию и поддержание позы при всех видах деятельности человека. Вестибулярный аппарат человека настроен на передвижение в горизонтальной, но никак не в вертикальной плоскости, именно поэтому в лифте или во время морской качки многие испытывают сильное головокружение и тошноту. Вестибулярный аппарат природа заключила во внутреннее ухо и поместила в толщу височной кости.
Он состоит из двух частей: преддверия (отсюда, собственно, и название аппарата—vestibulum в переводе с латинского означает преддверие) и сообщающихся с ним трех полукружных каналов. В преддверии расположены два мешочка - круглый (сферический) и больший по размерам овальный (эллиптический), которые заполнены особой жидкостью эндолимфой. На стенках мешочков имеются отолитовый аппарат, который состоит из микроскопических шестигранных кристаллов—отолитов.
Рисунок 4
Вторая часть вестибулярного аппарата представлена тремя полукружными каналами, которые имеют вид тонких—диаметром около 2 миллиметров—дугообразно изогнутых трубочек, сообщающихся с преддверием. Внутри костных полукружных каналов вставлены меньшие по диаметру (0,5 миллиметра), но в точности повторяющие их по форме перепончатые соединительнотканные каналы, заполненные эндолимфой. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Один—боковой —лежит горизонтально, другой—передний —ориентирован справа налево в вертикальной плоскости, а третий, задний канал тоже занимает вертикальное положение, но ориентирован спереди назад. В трех полукружных каналах и в двух вышеописанных мешочках преддверия расположены вестибулярные сенсорные клетки. При изменении положении тела происходит движении эндолимфы и отолитов и волоски сенсорных клеток прогибаются, передавая сигнал по нервным волокнам в головной мозг (продолговатый мозг), где находится вестибулярный центр. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела.
Наверное, каждый из нас знает такую забаву: если долго кружиться на одном месте, то после остановки еще несколько секунд кажется, будто весь мир вертится перед глазами (Рисунок 5). Это происходит потому, что отолиты, смещаясь при вращении, даже после остановки тела еще продолжают двигаться по инерции, пока сила трения сенсорных клеток не остановит их. Мозг же все это время регистрирует, что тело продолжает вращаться.
Рисунок 5
ГЛАВА 2
Исследование вестибулярного аппарата у одноклассников
Я провела анкетирование одноклассников и обнаружила, что практически у каждого бывает головокружение, многих укачивает в транспорте и некоторые иногда плохо переносят карусели. Эти ответы и сподвигли меня на следующий, более углубленный, этап моего исследования. Я узнала, что, в настоящее время известно множество методов исследования вестибулярного аппарата. Самыми основными являются три метода – вращательная проба, механическое исследование, калорическое исследование. Также существуют простые тесты для установления у пациента нарушений координации движений. Вращательная проба Пациент садится в специальное кресло, наклонив голову вперед. Затем производится 10 вращений за 20 секунд, и кресло резко останавливают. Возникает т. н. нистагм - непроизвольное ритмическое колебание глазных яблок. После измерения продолжительности нистагма процедуру повторяют. Вращения производятся в обратную сторону. В норме в обоих случаях продолжительность нистагма одинакова - 20-50 секунд. Если разница между полученными результатами составляет 25%, то можно предположить расстройство равновесия. Механическое исследование При проведении этого исследования используется небольшая резиновая груша с трубкой и масло. Наружный слуховой проход заполняют маслом, таким образом вытесняя из него воздух. После этого грушу сжимают и разжимают. Во время этой процедуры врач проверяет, не поражена ли костная капсула лабиринта. Термальное исследование Пациент сидит, запрокинув голову, либо лежит, наклонив голову к груди. В течение примерно 30 секунд слуховые проходы промывают водой. Во время процедуры возникает нистагм: при промывании холодной водой глазные яблоки вращаются в разные стороны, при промывании теплой водой - в одну сторону. Тест позволяет оценить чувствительность вестибулярного аппарата.
Так как данные методы выполняются в условиях лечебного учреждения я решила воспользоваться для определения состояния вестибулярного аппарата более простыми, но достаточно эффективными упражнениями –тестами.
Упражнения-тесты.
Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согните в колене и, развернув ее в сторону, прижмите пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и включите секундомер. Выключите секундомер тогда, когда вы потеряете равновесие (опорная нога сдвинется с места либо изменит положение согнутая нога). Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с таблицей.
2. Тест Яроцкого
Позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом человек по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери равновесия. Норма – 28 и более секунд. 3. Упражнения-тесты.
4. Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Выполнять наклоны туловища вправо-влево 5 — 6 раз.
Если упражнения удалось выполнить легко и четко, значит, вестибулярный аппарат функционирует нормально. Если же вы не смогли выполнить упражнения - это свидетельство того, что вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Результаты исследования на каждого участника тестирования мною заносились в оценочный лист Фотоотчёт о проведённых тестах среди одноклассников
Тест Бондаревского. Тест Яроцкого
Упражнение-тест на развитие вестибулярной устойчивости. Запись результатов
Оценочный лист, в который вносились результаты исследования каждого ученика
ГЛАВА 3. ВЕСТИБУЛЯРНАЯ ГИМНАСТИКА
Гимнастика есть целительная часть медицины ( Платон)
Что любит и не любит вестибулярный аппарат
Он любит | Он не любит |
Переедание | |
Активные игры, движение | Гормональные перестройки |
Кувырки, катание на качелях, в гамаке, кресле-качалке | Травматичные виды спорта — бокс, тяжелую атлетику. |
Аэробика, танцы, баскетбол, волейбол, футбол | Громкую музыку — звук силой более 100 дБ сильно раздражает микроскопические ворсинки, которые усеивают вестибулярный аппарат. |
Продукты кислого вкуса | Длительной нагрузки на глаза |
В ходе моего исследования были получены следующие результаты. Только у 20 % ребят из моего класса вестибулярный аппарат был развит в пределах нормы, а остальные 80% нуждались в тренировке вестибулярного аппарата. При опросе все одноклассники высказали пожелание научится тренировать свой вестибулярный аппарат. С этой целью мною был разработан комплекс упражнений и проведён мастер-класс. Просмотр фильма о роли вестибулярного аппарата в организме человека
Мастер-класс, проведённый в 4-б классе
Комплекс вестибулярной гимнастики
Исходное положение: ноги прямо, пятки вместе, руки опущены.
1. Наклон головы вниз - выдох, поднять голову вверх - вдох.
2. Повороты головы влево, вправо 10-15 раз.
3. Наклоны головы к левому плечу, исходное положение, наклоны к правому плечу 10-15 раз.
4. Круговое движение головой слева направо и справа налево. Опуская голову - выдох, поднимая - вдох.
Исходное положение: руки опущены, ноги шире плеч.
1. Вдох. Выдыхая, наклониться к левой ноге, потянуться к ней руками, вернуться в исходное положение, то же к правой ноге.
2. Руки на поясе - вдох, повернуть туловище вправо - выдох, то же влево.
3. Руками взяться за сиденье стула, отвести туловище назад - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.
Каждое упражнение повторить 8-10 раз.
На этом этапе занятий можно добавить следующие упражнения.
1. Руки поднять вверх- вдох, наклониться вперед, стараясь коснуться руками пола, - выдох. Дыхание ритмичное, через нос. Упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.
2. Руки на поясе, вращение туловища сначала вправо, затем влево, нагибая туловище вниз - выдох, выпрямляя - вдох.
Дыхание произвольное, упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.Каждое упражнение следует выполнять 8-10 раз.
Кувырки, гимнастические упражнения на турнике, прыжки через скакалку, на одной ноге, бег с препятствиями, катание на качелях, езда на велосипеде и роликах, прыжки на батуте, аэробика, танцы, баскетбол, волейбол, футболи др. все это тренирует ваш вестибулярный аппарат.
Будьте здоровы!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог своей исследовательской работы, я сделала следующие выводы:
1.Ориентация в пространстве и равновесие действительно зависит от состояния вестибулярного аппарата человека. 2.У детей младшего школьного возраста достаточно часто встречается сверхчувствительность вестибулярного аппарата. 3. Ряд профессий и видов спорта требует тренировки вестибулярного аппарата.
4.Вестибулярный аппарат поддается тренировке, поэтому необходимо ежедневно заниматься вестибулярной гимнастикой. В ходе исследовательской работы я достигла следующих результатов:
В ходе исследовательской работы я поняла причину ухудшения своего самочувствия при посещении аттракциона «Дом вверх дном». Весь секрет заключается в измененном угле наклона домов. Чем больше угол наклона дома и слабее вестибулярный аппарат человека, тем быстрее происходит перевозбуждение вестибулярных сенсорных клеток, вследствие чего возникает ощущение головокружения, тошноты и другие неприятные ощущения.
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
http://www.liveinternet.r/http://www.liveinternet.ru/
Знакомые следы
Галка в чужих перьях
Одна беседа. Лев Кассиль
Три орешка для Золушки
Снежная книга