Тема: «Соответствует ли вес наших ранцев санитарным нормам».
1. Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения. А здоровье ребенка зависит от множества причин, в том числе оно зависит от веса школьного портфеля. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
Соответствует ли вес наших ранцев санитарным нормам? Как тяжелый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
2.Цель:
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
3. Задачи:
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
3. Выяснить соответствуют ли ранцы учащихся нашего класса санитарным нормам.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
4. Объект, предмет и участники исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: школьный ранец.
Участники исследования: учащиеся 4 класса.
5. Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что не все школьные ранцы учащихся нашего класса соответствуют санитарным нормам и что тяжёлый ранец вредит здоровью.
6. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, интернет источников.
7. Приложение: фотографии, рисунки, иллюстрации, полезные рекомендации в приобретении ранца, результаты опроса. Компьютерная презентация «Соответствуют ли наши ранцы санитарным нормам»
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_o_rantse.rar | 767.1 КБ |
Тема: «Соответствует ли вес наших ранцев санитарным нормам».
(Слайд №1)
1. Цель (Слайд №2)
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
2. Задачи (Слайд№3)
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
3. Выяснить соответствуют ли ранцы учащихся нашего класса санитарным нормам.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
3. Объект, предмет и участники исследования (Слайд№4)
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: школьный ранец.
Участники исследования: учащиеся 4 класса.
4. Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что не все школьные портфели соответствуют санитарным нормам и что тяжёлый ранец вредит здоровью. (Слайд№5)
5. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, интернет источников.
6. Результаты исследования
7. Приложение: фотографии, рисунки, иллюстрации, полезные рекомендации в приобретении ранца, результаты опроса. Компьютерная презентация «Соответствуют ли наши ранцы санитарным нормам»
Актуальность. (Слайд № 6)
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения. А здоровье ребенка зависит от множества причин, в том числе оно зависит от веса школьного портфеля. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
Соответствует ли вес наших ранцев санитарным нормам. Как тяжелый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Зависит это от разных причин, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. (Слайд №7) Из медицинской литературы мы узнали, что ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования. Соблюдение этих требований направлено на сохранение здоровья, профилактику нарушений осанки обучающихся. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели.
Изучив санитарно- гигиенические требования к портфелям, и школьным ранцам, к печатным изданиям и другим школьным принадлежностям, мы узнали, что вес школьных ранцев для начальных классов должен быть не более 600 грамм, а вес учебника не должен быть более 300 грамм. У каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика. ( Слайд № 8, 9) (Приложение №1,2)
Мы решили узнать, а соответствуют ли наши ранцы и учебники этим требованиям. (Слайд № 10)
Для этого мы провели исследования по следующему плану: (Слайд № 11)
-взвесили всех учеников нашего класса в медицинском кабинете и подсчитали правильный вес ранца;
-взвесили ранцы без школьных принадлежностей и узнали, у кого ранец соответствует санитарным требованиям;
-проверили вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнили их с гигиеническими нормами;
-в течение недели наблюдали за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками;
-узнали, каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз
-составили рекомендации по выбору функционального ранца;
-составили рекомендации родителям и учителям;
-сформулировали пути решения данной проблемы.
Полученные данные занесли в таблицу (Слайд №12), (Слайд № 13) (Приложение №3)
Ф.И. ученика | Вес тела ( кг) | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца в один из учебных дней |
Барановский Илья . | 39 | 3,9 | 3,6 |
Груздь Татьяна . | 36 | 3,6 | 3,5 |
Дербенева Светлана . | 34 | 3,4 | 3,0 |
Духонин Данил . | 32 | 3,2 | 4,6 |
Есипенко Ксения . | 36 | 3,6 | 4,4 |
Корнюх Дарья | 35 | 3,5 | 3,5 |
Кримчук Никита | 31 | 3,1 | 3,6 |
Куклик Евгений . | 27 | 2,7 | 2,7 |
Лебеденко Артём . | 34 | 3,4 | 5,2 |
Нестерович Ярослав | 37 | 3,7 | 2,6 |
Пекач Елизавета | 33 | 3,3 | 3, 1 |
Плехов Иван | 42 | 4,2 | 3,2 |
Романов Дмитрий | 35 | 3,5 | 4,1 |
Смычкова Татьяна | 30 | 3,0 | 3,5 |
Флягин Павел. | 35 | 3,5 | 3,2 |
Фомин Александр . | 34 | 3,4 | 4,0 |
Чиж Наталья | 26 | 2,6 | 2,0 |
Мы увидели, что вес « правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу. Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Получили следующие результаты. (Слайд № 14), (Слайд №15) Приложение №4)
Ф.И.О. ученика | Вес ранца (г) | Выводы |
Барановский Илья . | 400 | лёгкий |
Груздь Татьяна . | 700 | тяжёлый |
Дербенева Светлана . | 500 | норма |
Духонин Данил . | 900 | Слишком тяжёлый |
Есипенко Ксения . | 900 | Слишком тяжёлый |
Корнюх Дарья | 600 | Норма |
Кримчук Никита | 400 | лёгкий |
Куклик Евгений . | 500 | норма |
Лебеденко Артём . | 800 | Слишком тяжёлый |
Минеев Артём | 500 | норма |
Нестерович Ярослав | 600 | норма |
Пекач Елизавета | 400 | лёгкий |
Плехов Иван | 700 | тяжёлый |
Романов Дмитрий | 500 | норма |
Смычкова Татьяна | 500 | норма |
Флягин Павел. | 800 | Слишком тяжёлый |
Фомин Александр . | 600 | норма |
Чиж Наталья | 300 | лёгкий |
Выводы:
По таблице мы увидели, что у 12 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,6 кг. Нашлись победители- легковесы весом всего 0,3 кг. Однако у 6 человек вес даже пустого ранца превысил гигиеническую норму. А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их. (Слайд № 16)
Учебное пособие | Вес (гр.) |
Математика | 300 |
Русский язык | 300 |
Литературное чтение | 300 |
Окружающий мир | 200 |
Английский язык | 300 |
Технология | 300 |
Музыка | 250 |
Изо | 300 |
Рабочие тетради к учебникам | 100 |
Хрестоматия | 400 |
Дневник | 150 |
Тетради | 20 |
Пенал | 200 |
Альбом | 150 |
Все книги соответствовали гигиеническим нормам- 300 гр. для ученика начальной школы. Нашлись и «нарушители» - хрестоматия по литературному чтению- 400гр.
Затем мы понаблюдали за изменением веса ранцев в связи с недельными учебными нагрузками: (Слайд №17)
Дни недели | Вес учебников без ранца и школьных принадлежностей. | Вес школьных принадлежностей |
Понедельник | 1кг 100гр | 950 г |
Вторник | 1гр200гр | 1 кг 310г |
Среда | 900гр | 800 г |
Четверг | 1кг 650гр | 1кг 310г |
Пятница | 900гр | 800г |
(Слайд №18) (Приложение № 5)
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в четверг (4кг 450г) и вторник (4кг 250гр). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым лёгким ранец оказался в среду и пятницу. Но взвесив ранцы, мы заметили, что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам. Мы проверили портфели, и оказалось, что кроме школьных принадлежностей некоторые ученики носят с собой различные вещи: диски с играми, игрушки, книжки, девочки носят вязальный крючок или спицы с нитками, для занятий в кружке. А некоторые ребята не перекладывают учебники согласно расписанию и носят все учебники, даже если они им в этот день не нужны. Всё это утяжеляет школьный ранец.
После всех исследований подвели итоги по следующим пунктам:
самый правильный ранец (до 0,6кг)- у 4 учащихся;
самый лёгкий портфель; (1 учащейся)
самый тяжёлый ранец; (у 4 учеников)
самый тяжёлый ранец с принадлежностями; (у 8 учеников)
самый лёгкий ранец с принадлежностями; (1 учащейся)
самый тяжёлый учебник; (хрестоматия)
самый « тяжёлый» учебный день; (четверг, вторник)
самый «лёгкий» учебный день (среда, пятница).
Самый правильный ранец. | Самый тяжёлый ранец | Самый лёгкий ранец с принадлежностями | Самый тяжёлый ранец с принадлежностями | Самый тяжёлый учебник | Самый «тяжёлый» учебный день | Самый «легкий» учебный день |
Барановский И. Кримчук Н Пекач Л Чиж Н | Духонин. Д Есипенко. К Флягин. П. Лебеденко. А | Чиж Н | Романов. Д Лебеденко. А Есипенко. К Духонин. Д Фомин. С Смычкова. Т Барановский И Кримчук Н | Хрестоматия | Четверг, вторник | Среда, пятница |
После проведённых исследований мы предлагаем следующие рекомендации: (слайд №20)
Рекомендации ученикам: (Слайд №21)
Рекомендации родителям: (Слайд №22)
Рекомендации работникам школ: (Слайд № 23)
Выводы: (Слайд № 24, 25)
Проблема превышения веса школьных ранцев в первую очередь начальных классов, может быть решена в школе несколькими путями:
- при составлении учебного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение школьных принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства, сменной обуви в помещении школы;
- родителям следует покупать лёгкие ранцы;
- самим ученикам следить за содержим своих портфелей.
В дальнейшем для сохранения своего здоровья и красивой осанки я предлагаю всем ученикам, не только в начальных, но и в средних и старших классах отслеживать вес своего портфеля. (Слайд № 26)
Список литературы:
1.Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» Москва «АРКТИ» 2003г
2.А.А. Плешаков «Природоведение» Москва «Просвещение» 1991г.
Большое - маленькое
Интересные факты о мультфильме "Моана"
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Финист - Ясный сокол
Астрономический календарь. Январь, 2019 год