Исследовательская работа
Работа на городскую
НПК «Шаг в будущее»
ученицы 10 «а» класса
МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурака
Ооржак Чайзат Орлан-ооловны
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_semi.ppt | 2.8 МБ |
issled_rabota_istoriya_semi.doc | 70.5 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа Работа на городскую НПК «Шаг в будущее» ученицы 10 «а» класса МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурака Ооржак Чайзат Орлан-ооловныСлайд 2
История страны складывается в том числе и из истории конкретных людей.
Слайд 3
Цель работы Узнать историю вещи, которая отражает историю семьи, страны, проследить ее жизнь на протяжении многих десятков лет.
Слайд 4
Реализация цели Беседа с бабушками со стороны матери Сарыглар Хажытмаа Будуповной и Чыргал Деспилдей Будуповной Изучение архивных семейных документов, старых фотографий
Слайд 5
Актуальность Сбор информации о старых предметах позволяет установить контакт поколений, наладить общение детей и взрослых, учит слушать и понимать окружающих людей
Слайд 6
Практическая значимость С этой работой можно выступить с сообщением на уроке истории или заседании кружка, факультатива, научного общества. Сообщение должно сопровождаться демонстрацией вещи, о которой идет рассказ, ибо эта вещь иллюстрирует эпоху, события, явления
Слайд 7
Использованные методы: Поисковый и исследовательский Опрос и апробация результатов опроса
Слайд 9
Мои прадедушка, дедушка, бабушка ( в центре фотографии)
Слайд 10
Гун ноян Монгуш Буян-Бадыргы
Слайд 11
Моя прабабушка Монгуш Орзанмаа Монгеевна
Слайд 12
Сарыглар Хажытмаа Будуповна, Сарыглар Калин-оол Байыр-Санчыевич – мои бабушка и дедушка.
Слайд 13
Бабушка Хажытмаа Будуповна празднует свое 70-летие (2007 г) (Чайзат задувает свечи)
Слайд 14
Мои бабушки Деспилдей Будуповна, Анчимаа Кавааевна, Сесимаа Будуповна
Министерство образования и науки Республики Тыва.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Ак-Довурака.
Исследовательская работа
«История страны в судьбе отдельных людей»
Выполнила: ученица 10 «а» класса
МБОУ СОШ №4 г.Ак-Довурака
Ооржак Чайзат Орлан-ооловна
Научный руководитель: учитель русского языка
и литературы Содунам Анжида Калин-ооловна
Ак-Довурак – 2016г.
Оглавление:
Введение ………………………………………………………………………3-4
Моя родословная………………………………………………………………5-7
Швейная машинка прабабушки – свидетель трагедии семьи…….………...8-9
Заключение, выводы…………………………………………………………...10
Использованная литература……………………………………………………11
История страны складывается в том числе
и из истории конкретных людей.
Введение
Свой архив имеется почти в каждой семье - фотографии, письма, различные документы. Все это - исторические материалы, в которых отражена жизнь предков семьи. Привычные предметы, вещи, окружающие нас и ставшие нам привычными, могут иметь свою занимательную и поучительную историю. Редкая фотография, хранящаяся в семейном альбоме, драгоценная реликвия, перешедшая по наследству, или даже самые обычные вещи — старая табакерка, фотографическая рамка или шкатулка могут открыть историю страны, города, семьи.
В нашей семье тоже немало различных архивных документов, фотографий. Но есть одна вещь, которая является очень ценной, не потому что она стоит больших денег. А потому что с ней была связана история жизни моего прадедушки и его семьи.
Эта работа представляла следующую цель: узнать историю вещи, которая отражает историю семьи, страны, проследить ее жизнь на протяжении многих десятков лет.
Актуальность: вещи умеют рассказывать о человеке и эпохе, они могут быть связаны с какой-нибудь занимательной или поучительной историей. Наши предки бережно хранили, донесли до нас эти вещи, и мы должны быть благодарны им за это и, сохранив всё, передать следующим поколениям. Подобная работа должна формировать у подрастающего поколения бережное отношение к старине, стремление сохранить то, что может рассказать о прошлом. Поскольку сами вещи иногда многое могут поведать без воспоминаний их владельцев. Сбор информации о старых предметах позволяет установить контакт поколений, наладить общение детей и взрослых, учит слушать и понимать окружающих людей.
Практическая значимость: с этой работой можно выступить с сообщением на уроке истории или заседании кружка, факультатива, научного общества. Сообщение должно сопровождаться демонстрацией вещей, о которой идет рассказ, ибо эта вещь иллюстрирует эпоху, события, явления.
Метод: поисково-исследовательский и опрос.
Моя родословная
Моего прапрадедушку звали Монгуш Омчула, прапрабабушку Монгуш Куске. Было у них шестеро детей: Чамбал-оол, Сурун, Сайын, Буян-Бадыргы, Содунам, Будуп. Младший из детей и есть мой прадедушка, его полное имя Монгуш Будуп Омчулаевич. Прадедушка родился в 1897 году. По словам бабушки Хажытмаа Будуповны, прадедушка был человеком вспыльчивым, но отходчивым. Занимался он своим хозяйством. Женили его рано, на Ооржак Орзанмаа Монгеевне, на младшей (шестой) дочери Ооржак Монге и Мыкылай.
У прабабушки и прадедушки было шестеро детей: пять дочерей и один сын.
А) старшая дочь Надежда окончила Кызылское медицинское училище, вышла замуж за киргиза и теперь живет в республике Кыргызстан. Ее мужа зовут Жусуев Жанымторе. У них шестеро детей: Мурат, Азамат, Миша, Оксана, Манас, Асель, и семь внуков.
Б) старший сын Валерий (умер в 2007 году) и его жена Светлана Сагаановна (умерла в 2008 году) имеют троих сыновей: Эзир-оол (имеет две дочери), Экер-оол (умер в 17 лет), Эртине.
В) сын Игорь был шофером, водил КАМАЗ, разбился в 28 лет. У его дочери Шеңне уже своя семья, сын Болат и дочь.
Г) дочь Рада работает бухгалтером, ее муж Юрий Белекович умер рано, у них три дочери: Шончалай – учитель русского языка и литературы с.Шекпээр, имеет дочь Ариадну, Байлак – студентка 1 курса медучилища г.Кызыл, Уянмаа – выпускница Полярной академии г. Санкт-Петербург, работает бухгалтером.
Д) Анатолий работает слесарем в частном предприятии, его жена Айланмаа Очуровна работает воспитателем в детском саду «Золотой ключик». У них две дочери: Аржаана (имеет дочь Вику) – выпускница медицинского университета г. Барнаул, работает педиатром в г.Ак-Довурак и Айрана – студентка 2 курса медучилища г.Кызыл.
Е) Алик работает учителем труда в школе №4 г.Ак-Довурак. Его жена Шолбаана Кужугетовна работает в районной детской поликлинике медсестрой. Их старший сын Игорь – выпускник истрического факультета ТГУ, в настоящее время по котракту служит. Дочь Аюжана –студентка в г.Иркутске.
Ж) Анжида работает в школе №4 учителем русского языка и литературы. Ее мужа зовут Содунам Андрей Данзычыевич. У них в семье четверо детей: Алдынай (врач-фтизиатр) , Аржаана (студентка 5 курса медакадемии г.Кемерово), Айрат (служит в армии), Айдана (ученица 6 класса).
З) Хуреш – младший из сыновей рано умер.
И) Анджана работает медсестрой в инфекционной отделении республиканской поликлиники. У нее один сын Онза, ученик 8 класса.. Муж Монгуш Алексей Январ-оолович.
К) Самая младшая Алевтина (моя мама) живет в селе Аянгаты, работает методистом детского сада «Аян». Меня зовут Чайзат, учусь в 10 классе школы №4 г.Ак-Довурака, мой брат Чайдаш – ученик 7 класса. Мама взяла опеку над младшим сыном дяди Валерия Эртине. Мой отец Ооржак Орлан-оол Маадыр-оолович держит частное хозяйство.
5) Деспилдей Будуповна была замужем за Чыргал Маадыр Иргитовичем. Деспилдей Будуповна – учитель биологии, географии, была и директором школы, и председателем сельского совета села Аянгаты. Бабушки не стало летом 2016 года. У нее пятеро детей: сын Михаил работает в МВД (у него двое детей: Ольга и Денис, внучки); дочь Надежда Маадыровна – учитель начальных классов, имеет двоих детей: Аржаана (закончила Полярную академию красным дипломом), Артыш; дочь Чечена работает анестезисткой в хирургическом отделении районной больницы, ее дочь Алдынай – врач-анестезиолог, Чойгана – учитель физики и информатики школы №9 г.Кызыла, у нее два сына: Айдын – студент медучилища и Сылдыс – служит в армии; младший сын Владимир имеет троих сыновей: Вова, Аяс, Бадыргы.
6) Анчымаа Кавааевна живет в селе Шеми, у нее один сын и четыре дочери. Сын Миша умер в 17 лет, у старшей дочери Олеси четверо детей, у дочери Ураны двое детей, у дочери Милы двое сыновей, у младшей дочери Чечены трое сыновей.
7) Младшая Сесимаа Будуповна – учитель биологии и географии, работала в республиканском аграрном лицее, в настоящее время на заслуженном отдыхе. Ее старший сын Айлан рано умер, у него двое детей: Айлана (имеет дочь) и сын Анзат (имеет сына). Старшая дочь Анна – старший врач республиканской инфекционной больницы, у нее трое детей: Орлана, Саша, Доржу. Средняя дочь Октябрина – учитель русского языка и литературы, имеет троих детей. У младшего сына Адыгжы двое детей.
Швейная машинка прабабушки – свидетель трагедии семьи
По словам бабушки Хажытмаа Будуповны, в июне 1944 года, когда они были в тайге, на чайлаге (летней стоянке), к ним приехал какой-то человек на вороном коне в кожаном пальто. Это оказался участковый милиционер Халырбаа. Ничего не объяснив, показал какую-то бумагу прадедушке. Прадедушка вернул бумагу, так как был безграмотным. Милиционер сам прочитал то, что было написано на бумаге. Как помнит бабушка (ей было тогда 7 лет), все почему-то опечалились, стали суетиться, зарезали барана. Предложили милиционеру подождать, пока закипит мясо, но тот отказался. В спешке собрали продукты, мясо, и прадедушка с милиционером уехали. Женщины долго махали руками, видимо, взрослые понимали, что прадедушка нескоро вернется. Ведь до прадеда вот так увели Хомушку Хунай-оола. После деда забрали и Саая Кок. Из них троих живым вернулся только Хомушку Хунай-оол. Прабабушка очень хотела встретиться с ним, но он умер через два-три дня после возвращения. Видимо, отпустили его потому, что был он тяжело болен.
Прадедушка так и не вернулся, не удалось выяснить даже то, когда он умер и где похоронен. Семья обращалась в архив, но оттуда получили ответ, что на имя Монгуш Будуп Омчулаевича в архиве нет никаких документов. Так в семье до сих пор не знают, почему прадедушку задержали, ведь он был безграмотным аратом, политикой он не занимался. Но есть предположение, что это связано с гун-ноян Монгуш Буян-Бадыргы, основоположником тувинской государственности. Всем известно, что Монгуш Буян-Бадыргы был приемным сыном нояна (правителя) Даа кожууна (района) Хайдып Угер-даа. Но его родной отец Монгуш Омчула, то есть гун ноян Буян-Бадыргы – родной брат моего прапрадедушки Будуп. Прабабушка не любила говорить детям об отце. Родные только предполагали, почему задержали прадедушку. Видимо потому, что был родным братом Монгуш Буян-Бадыргы, который был арестован в 1930 году как враг народа и расстрелян через два года.
Старшей из детей, Бурунмаа, было 13 лет, когда задержали прадедушку, а младшая Сесимаа еще не родилась. Когда стало известно, что его взяли как «контра», семью исключили из колхоза. А осенью этого года приехали руководители колхоза, всего их было семь человек, и отобрали скот, конфисковали телегу. Несмотря на приближающуюся зиму, увезли даже верхнее укрытие юрты. Прабабушке предложили оставить или сепаратор или швейную машину. «На что мне сепаратор без скота, - ответила прабабушка. – У меня много детей, лучше оставлю швейную машинку». Эту швейную машинку прабабушка еще в 1935 году обменяла у проезжих китайцев то ли на чай, то ли на вола (бабушка точно не помнит).
Трудно сказать, как прожила бы семья прадедушки без мужчины в семье, если бы не оказывали им помощь братья и сестры прабабушки и прадедушки. Но помогали тайно, в открытую никто не решался. Выручала и швейная машинка. Прабабушка очень хорошо шила, и к ней обращались соседи сшить кому безрукавку (чеңичок), кому пальто (тыва тон), кому шапку (тыва бөрт). За работу бабушке приносили кто чай, кто соль, кто тыва далган (муку). А в годы Великой Отечественной войны прабабушка не осталась в стороне, на этой швейной машинке шила кисеты, рукавички, безрукавки для бойцов. Так что и моя семья внесла свой вклад в великую победу.
Машинка досталась по наследству самой многодетной дочери Хажытмаа, моей бабушке. Бабушке трудно было одевать десять детей, приходилось младшим шить самой. В 80-десятые годы бабушка купила новую швейную машинку, а старую прабабушкину вынесла в кладовую, где она пролежала до 1996 года. Летом 1996 года дядя Алик случайно зашел в кладовую, увидел швейную машинку, убедившись, что в рабочем состоянии, очистил от птичьего помета, грязи, коррозии. С этого момента машина начала свою вторую жизнь. Она оказалась незаменимой, потому что теплые куртки из шкуры легко пропускали через нее. Именно теплые куртки, пальто, безрукавки шьют на этой машинке. От бабушки машинка перешла к дяде Алику, он из детей бабушки хорошо шьет, затем к тете Анжиде. Швейная машинка прабабушки все еще в рабочем состоянии. Хотя у тети есть и электрическая машинка, пользуется и старой прабабушкиной машинкой.
После добровольного вступления Тувы в состав Советского союза при вручении свидетельств о рождении прабабушка из-за опасения преследований записала дочь Бурунмаа на имя своего брата Кочаа, а Анчимаа на имя другого брата Каваа. И боялась не напрасно, потому что вторая по возрасту ее дочерей Юрзетмаа в 1952 году поступила в Кызылский сельскохозяйственный техникум, но ее оттуда исключили как дочь врага народа. Об этом случае вышел даже материал Донгак Дыртыка в альманахе «Улуг-Хем» под заглавием «Комсомольское собрание с плачем». Героиня статьи и есть Юрзетмаа Будуповна. А бабушку Хажытмаа Будуповну при вступлении в комсомол спрашивали, будет ли она переписываться с отцом, с врагом народа. Но семья не получила даже весточки от отца.
В 1964 году, когда прабабушка жила у младшей дочери в Эрги-Барлыке, ее вызвали в районный центр Кызыл-Мажалык. По воспоминаниям Деспилдей Будуповны, вернулась прабабушка вечером очень радостная и сообщила о реабилитации прадедушки. Казалось, она даже помолодела.
В 1992 году оставшиеся дети прадедушки получили компенсацию за конфискованное имущество. В 1999 году Доспилдей Будуповна в газете «Эфир» написала воспоминания об отце.
Заключение
Знакомясь с историей обыкновенной швейной машинки, я узнала о трагедии, которая произошла с моим прадедом. К сожалению, прадед был не единственным, кто невинно пострадал в годы репрессий. Действительно, вещи умеют рассказывать о человеке и эпохе.
Старая вещь заставила меня изучить и генеалогическое древо своего рода. Я составила графическое изображение родословной со стороны матери до 4 колена. Считаю, моя работа поможет сохранить память о наших предках будущим поколениям.
Использованная литература:
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуют дети водопад
Лупленый бочок
5 зимних аудиосказок
Отчего синичка развеселилась