Разговор с жительницей Уфимского района Анисимовой Татьяной Анисимовной
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.74 КБ |
Министерство образования РБ
Средняя общеобразовательная школа
д. Волково Уфимского района
НАРОДНАЯ ЛИРИКА
Исследовательская работа
(на материале частушек и песен жительницы
Уфимского района Анисимовой Татьяны Анисимовны)
Выполнила: Якина Д.М.
Руководитель: Суворова В. С.
2016 год
В языке одухотворяется весь народ и вся его родина.
Вся история духовной жизни народа…
К. Ушинский
Мне русская речь-как музыка:
В ней слово звучит, поет,
В ней дышит душою русскую
Создатель ее- народ.
Н. Браун
Д.С. Лихачев в предисловии к «Письмам о добром и прекрасном» пишет: «Согласие между людьми, разными народами- это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
Любой язык вообще обладает способностью очень ярко отражать черты характера, присущие той или иной нации. Н.В. Гоголь в одном из лирических отступлений своего гениального произведения «Мертвые души», воспевая великую и горячо им любимую Русь, писал, что каждый народ « своеобразно отличился своим собственным словом», которым он отражает « часть собственного характера». О русском слове, ярко отражающем национальный характер, он пишет так « Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырывалось бы из- под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Изучать язык необходимо в его взаимосвязи с культурой народа, то е5сть выработать лингвокультурологическую компетенцию. Всесторонне знание родного языка, родного слова и истории народа, интерес к культуре, обычаям, умение вести диалог с людьми, чей родной язык отличен от твоего, выросшими в другой культурной и социальной среде, - показатель высоконравственной интеллектуальной языковой личности.
В своей работе я попыталась рассказать о народных ценностях и традициях, так бережно охраняемых поколением, которое много пережило и испытало. Материалом для исследования послужили воспоминания моей землячки – жительницы Уфимского района Анисимовой Татьяны Анисимовны.
Вот я в гостях у бабы Тяни… С интересом слушаю ее рассказы о прожитой жизни. - Родилась я 6 января 1914 года, в деревне Смирново Уфимского района. Моей маме, Варваре Федоровне, было 50 лет, я была 9-ым ребенком в семье. Она стеснялась своих детей и внуков и, когда пришла пора рожать, ушла в хлев- там я и появилась на свет.
Учиться мне не пришлось, отец сказал : «Нечего гонять собак, надо прясть, ткать, помогать по хозяйству».
С девяти лет приходилось ездить с отцом за снопами, а чтобы не упасть с воза, он привязывал меня вожжами- тогда казалось, что я нахожусь высоко-высоко над землей.
Осталось также в памяти, как возделывали целину, чтобы просом засеять. С зари до зари я управляла лошадью, которая тянула тяжелый плуг. Помню, что к вечеру я уже едва держалась на ногах от усталости.
Гражданская война запомнилась мне тем, что мама, увидев приближающийся к деревне отряд военных, заставляла старших сестер надевать старушечью одежду и не попадаться на глаза непрошенным гостям. Однажды с отца сняли валенки-самокатки, отобрали продукты, все, что попадалось под руку.
На всю жизнь остались в моей памяти переживания матери, связанные с коллективизацией, до которой она не дожила, и умерла когда мне исполнилось 14 лет. Вот тут-то я и хлебнула горюшка: все тяготы по хозяйству легли на мои хрупкие плечи. Все приходилось делать вручную: жать серпом, убирать снопы, молотить цепом. Работали с темна до темна, обед брали с собой- бутылку молока, яйца, хлеб. Бывали случаи когда женщины рожали прямо на поле, а маленькие дети уползали, и мамы потом их с трудом находили.
Зимой было легче, потому что мы устраивали посиденки( так баба Таня называла посиделки) в одной из крестьянских изб. Долог зимний вечер. Каждый занимался своим делом: ткал, прял, вышивал, сапоги тачал; а чтобы не было скучно пели песни, частушки, рассказывали истории из жизни… Чем дальше льется разговор, тем пуще раззадоривается народ на посиделках, того и гляди в пляс пойдет.
Вдруг лицо бабы Тани оживает, в старческих глазах появляется задоринка, и она говорит: « А я ведь, доченька кое-какие частушки до сих пор помню». И она запела, как бы сбросив груз прожитых лет и вспомнив нелегкую, но по-своему счастливую молодость:
Частушечку я пела,
По лесочку раздалось,
По какому по случаю
Нам расстаться привелось.
Куда ветер не подует,
Туда листики летят.
Куда милый не поедет,
Туда глазоньки глядят.
Подарил милый колечко,
Да на палец широко…
Он завлек мое сердечко-
Сам уехал далеко.
Протоптал милый дорожку,
Да не стал по ней ходить.
Он завлек мое сердечко,
Да не стал меня любить.
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новый сошьет
Или эти подошьет.
Ярко светиться окошко избы. Заходят на огонек новые люди. Вот пришли две молодки с детушками. Не спят детки-укачивают их мамы, поют колыбельные песни:
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да курица,
Кот да кошка
Да я немножко.
Раз, два, три четыре…
Кошку грамоте учили:
Не читать,
Не писать,
А за мышками скакать.
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Чего ели? – Кашку.
Чего пили? – Бражку.
Слушаю бабу Таню, я невольно представляю обычаи, обряды, верования русского народа, его культуру. Я впервые узнала значение слова «тятька» -синоним в современном русском языке «папа».
Частушка молода по сравнению с другими жанрами устного творчества. Коротенькую задорную частушку новые жизненные условия и запросы породили лишь в 19 веке. Частушки возникли почти одновременно в нескольких местах России, и каждая местность не только придавала зарождавшейся песенке свой колорит, а зачастую наделяла и названием, то определяющим ее характер, то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матани, уральские тараторки, саратовские страдания и т. д. Но сути дела это не меняет. Частушка – полноправный жанр фольклора. Частушка, как и другие жанры устного народного творчества, отражает быт, жизненный уклад, природу родного края.
Но наряду с частушками в народной лирике важное место занимали и обрядовые песни, возникшие с незапамятных времен и соединившиеся позже с христианскими праздниками. Вот что рассказывает о них моя собеседница баба Таня:
-На рождество в деревне пели колядки с пожеланиями благополучия хозяевам, в Троицу под песни украшали лентами березу и бросали в воду венки, гадая о своем будущем. Особенно весело проводили свадьбы: скороговорки, рукобитье, девишник. Каждый из этих этапов сопровождался причитаниями, плачами, песнями. Невеста причитала перед венчанием:
Ветер буйные, разбушуйтеся,
Заметите путь-дороженьку,
Не пройти бы, не проехали,
Что за мной, младой, чужим людям.
Общаться с этим удивительным человеком мне интересно: слушая выразительную речь и мелодичные напевы своей собеседницы, я словно ощущаю теплый лучик солнца, который пробивается сквозь тучи невзгод и ненастий. Я смотрю на ее сгорбленную спину, усталую от тяжести жизни, е5е руки, раздавленные тяжелым трудом, хочется взять кисть и запечатлить их на холсте, что бы они никогда не были забыты, эти руки, олицетворяющие руки всех матерей. А сколько было на Руси таких женщин, проживших тяжелую жизнь, но не сломавшихся. Они освещают ярким лучом жизнь своих близких и, как ангелы в сказках, облегчают нам страдания и невзгоды своим чудотворным присутствием и молчаливой поддержкой.
В деревне, где родилась и жила баба Таня, любила петь. Тексты песен нередко отражали историческую правду: молодые люди, служили в армии по десять- двадцать лет, и вот об этом поет нам баба Таня:
Солдат, возвращаясь со службы домой,
Встречает на дороге своего отца:
- Твоя молодая жена сына родила,
А сама чуть жива.
Садится солдат на коня,
Подъезжает к дому,
Мама встречает его к улыбке,
А жена- в слезах.
- Тебе, мать, прощаю, а жене – никогда –
Достал он шашку востру
И зарубил жену и ребенка.
Песни сопровождали человека на протяжении всей жизни. Баба Таня вновь возвращается к самой счастливой поре человеческой жизни- свадьбе. Мне очень понравились свадебные песни в исполнении моей собеседницы:
Летал голубь, ворковал,
Он к терему припадал:
- Что в тереме говорят?
Костик жену называет:
- Оленька ты моя,
Роди сына- скола,
Лицом белым, как и я,
За услугу за твою
Куплю ленту жемчугу.
Носи жемчуг, не жалей,
Качай дитя да лелей.
Свадебные песни исполнялись не только для невесты, но и для жениха:
При лужке, лужке, лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял по воле.
Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока не вспоймают,
А вспоймают, обработают
Шелковой уздой.
Ткну я шпоры под бока-
Конь летит стрелою.
Ты лети, лети мой конь,
Лети- не споткнися,
Перед милкиным двором,
Конь, становится,
Перед милкиными вратами
Ударь копытами.
Милка не вышла,
Вышла ее мать,
Стала зятя в хату звать.
- А я в хату не пойду,
Пойду во светлицу,
Разбужу я крепкий сон,
Красную девицу.
Она крепко не спала,
Меня все поджидала…
Слушая, бабу Таню, я не переставала восхищаться глубиной ее памяти: она напела мне песни, которые любили ее родители.
Любила меня мать,
Как родную дочь,
Дочка с другом убежала
В осеннюю темную ночь.
Бежала беглянка лесом дремучим
И вспомнила родную мать.
Подруге говорила,
Подруга подруге подала:
- Подруга, выпей мою отраву:
Отрава не дорога,
Всего только стоит пятак.
Жизнь моя вековая,
Должна погибнуть я так.
Эту песню любила петь мать бабы Тани Варвара Федоровна, а у отца Анисима Владимировича тоже были любимые песни:
Во саду при долине
Громко пел соловей,
А я, мальчик на чужбине,
Позабыл всех друзей,
Позабыл, позабросил
С молодых юных лет.
Помру- похоронят меня,
И никто не узнает,
Где могила моя.
Только ранней весною
Соловей пропоет.
Пропоет- улетит,
И опять моя могила
Одинокая стоит.
Слушая народные песни, впервые почувствовала я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей души родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. В унылых звуках старинных песен приоткрылся мне новый мир – и ласковой, и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего- то… Тогда-то, впервые, быть может, почувствовала я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье.
А баба Таня уже уводила меня своими песнями в далекое для меня прошлое, которое до сих пор волновало ее воспоминаниями, в том числе и о неразделенной любви- частой спутнице молодых девушек:
Премилые подружки, вам-счастья, а мне-нет,
Жива в могилу лягу, не мил мне белый свет.
Жива в могилу лягу-скажите «померла».
А сердце не терпело, сама к нему пошла.
Сердце пуще ноет, чем ближе подхожу.
Подошла к крылечку, дернула звонок,
А служанка выходила, мне ручку подала
И с гордою улыбкой меня в комнату ввела.
Сыграйте мне разлуку, что милый не пришел,
Наверно, рассердился, с другой гулять ушел.
Огонь горит-пылает, любовь-жарче огня,
Огонь тушат водою-любовь ничем нельзя.
Мамашенька бранится: -Что доченька грустна?
- Сама того не знаю, в кого я влюблена.
Люблю дружка смертельного,
А он, такой коварный,
Смеется надо мной.
Не смейся, друг мой милый,
Не смейся надо мной:
Тебя господь накажет
Несчастною судьбой.
Пришло письмо печальное:
Мой миленький убит.
Он убит, спораненный
Под кустиком лежит,
Шинель, его фуражка
На кустике весит.
В песнях воспроизводятся трагические моменты в жизни русского народа, запечатлены особенности устной речи жителей Уфимского района конца XIX века- начала XX века. Язык песен-это органичный сплав языка фольклора и местных говоров. Приведу примеры лексических диалектизмов: сердце пуще ноет; обратают, хата, милка и др. В основном, это слова древнерусского происхождения и старославянского(вратами).
Мое внимание привлекли и необычные глагольные формы: спораненный(израненный), спозабыл(забыл), спозабросил(забросил). Влияние местных говоров наблюдается в окончаниях слов, милкинами, называт.
Проходят века, меняются поколения, а он, русский язык, как и испокон веков, верой и правдой служит обществу, образованию, духовному развитию России. К сожалению, в нашем языке сегодня много уродливых слов, поэтому он нуждается в постоянной защите, в особом внимании.
2007 год Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина объявлен Годом русского языка. Мы, кто сегодня сидит за партами, должны оберегать русский язык, способствовать его чистоте и дальнейшему развитию, не нарушая его корней.
Сколько добрых струн задевает в наших сердцах русское народное творчество, меткое русское слово, и как важно, чтобы это понимали мы и будущие поколения!
Хрюк на ёлке
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Как напиться обезьяне?
Серебряное копытце
Северное сияние