презентация к исследовательской работе "Чем жив человек?" (по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
Вложение | Размер |
---|---|
sholohov._sudba_cheloveka.pptx | 1.33 МБ |
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: Чем жив человек? (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека») Харисова Айзиля Раушановна , 8 класс МБОУ «Яна Булякская ООШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Научный руководитель: Салахова Флюра Рафхатовна , учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категорииСлайд 2
Цель исследования : п остичь идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста. Объект исследования: рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». Предмет исследования: главный герой рассказа Андрей Соколов. Предварительная гипотеза: писатель исследует не саму войну, а возможность человеческого духа. Красив ли человек душой – вот что главное .
Слайд 3
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи: - выяснить историю создания рассказа ; - определить лексическое значение слова «судьба»; - выделить центральные эпизоды рассказа; - раскрыть образ А.Соколова .
Слайд 4
… Если вы действи-тельно хотите по-нять , почему Совет- ская Россия одержала великую победу во второй мировой вой-не , прочтите рассказ «Судьба человека»… (Из западной прессы)
Слайд 5
Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М . Исаковский
Слайд 6
Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 г. Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу».
Слайд 7
Рассказ «Судьба человека» впервые был опубликован в газете «Правда» 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. «Как степной цветок, живым пятном» встаёт среди произведений М.А.Шолохова рассказ «Судьба человека»
Слайд 8
Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 9
Словарная работа: Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2 . Доля, участь; 3 . История существования кого-нибудь или чего-нибудь; 4 . Будущее, то, что случится. ( Словарь С.И. Ожегова)
Слайд 10
В церкви «…До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть , будто я не человека , а какого-то гада ползучего душил…» Центральные эпизоды рассказа
Слайд 11
У коменданта лагеря «…Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду про-падаю , но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались ».
Слайд 12
Ванюшка «…Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно : «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!»
Слайд 13
Значение рассказа «Судьба человека» Шолохов в рассказе раскрывает весь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома , гибель сына в День Победы . Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.
Слайд 14
« Русский человек, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины». М.Шолохов
Слайд 15
Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества . Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив. ( Из нобелевской лекции М. Шолохова)
Слайд 16
Выводы: 1.Рассказ «Судьба человека» занимает видное место в русской литературе ХХ века. 2.Главная цель Шолохова – показать силу сопротив - ления русского человека ударам судьбы и истории. 3.Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа. 4.Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей.
Слайд 17
Список использованной литературы: 1.Военная проза : [Антология: В 3 т.] / Ин-т “Открытое о-во”; [Сост. и коммент . Л. И. Лазарева]. – М.: Слово, 1999. 2. Журнал «Литература в школе», №5, 1995. 3. Журнал «Литература в школе», №7, 2000. 3. М.А.Шолохов . «Судьба человека».
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Сказка об осеннем ветре
Снег своими руками
Самодельный телефон
Как нарисовать зайчика