В этой исследовательской работе ученик 2 класса изучил родословную до 3 колена
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rodoslovnaya.docx | 37.34 КБ |
Пояснительная записка
Авторы: Валеев Дмитрий, ученик 2 г класса, МБОУ СОШ №8
Республики Башкортостан
Руководитель: Шевкопляс Елена Александровна,
учитель начальныхклассов
Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Средняя общеобразовательная школа
№ 8 города Бирска Муниципального района Бирский
район Республики Башкортостан
Тема проекта: Моя родословная
Описание хода реализации проекта
Современное общество ставит перед школой задачу формирования человека «отличника»- человека успешного, прежде всего развитие нравственной, эмоциональной, творческой, активной личности, а главное сохранение индивидуальности ребенка, и его готовность сотрудничать с людьми. Имеется в виду проблема гуманизации образования.
А с переходом на стандарты нового поколения данная задача становится ключевой. Это, прежде всего, формирование духовно-нравственных ценностей. Методология новых стандартов, рассматривая портрет современного школьника, ставит их на одно их первых мест.
Такие базовые ценности как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература реализуется не только через урок, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность носит характер, позволяющий ребенку реализовывать свои интересы, сохраняя его индивидуальность, его личностно-ориентированные ценности.
Одной из форм внеурочной деятельности нашей школы является факультатив «Русская словесность». Отличительный признак данного курса - целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности.
Целями данного курса являются:
Способ усвоения знаний курса эвристический, исследовательский. Новое знание учеником открывается самостоятельно, в процессе наблюдений за речью (образы текста).
В основе содержания обучения лежит система практических и познавательных потребностей у обучающихся, формирование положительной мотивации к овладению речевыми умениями, активизация мыслительной и речевой деятельности.
Программа факультатива состоит из следующих разделов:
Во втором разделе факультатива по теме «К тайнам языка» проводится такое занятие как «Генеалогическое древо семьи», которое носит исследовательский характер. Дети знакомятся с происхождением своего имени, фамилии, узнают, что такое родословная.
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт.» Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В прошлом генеалогии (родословные) составляли только привилегированной горстки аристократов. А среди простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно простой люд вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство России.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. На наших занятиях мы прослеживали родство до четвертого колена.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка (материал из Википедии).
Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого древа. Родители – это только ветви, этого древа. Огромный мощный ствол - семья. Земля - тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим на занятии, некоторые обучающиеся решили раскрыть моменты истории своей семьи.
Моя родословная. (Работа обучающегося).
Слайд 1
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, так как без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
Немного о себе.Слайд 2
Меня зовут Валеев Дмитрий Юрьевич. Я родилась 3 января 2004 года в городе Бирске. Мне 8 лет. Я учусь во 2-ом классе.
Имя Дмитрий дал мне папа.Происходит от греческого слова "Деметриос"-относящийся к Деметре, богиня Деметра покровительница земледелия. Поэтому, возможно, что Дмитрий - плод земной.По гороскопу я подвижный, сообразительный, жизнелюбивый,обладаю прекрасной памятью. В компании веду себя раскрепощенно и быстро схожусь с незнакомыми людьми.
Учусь я охотно, люблю математику, рисование и физкультуру. Увлекаюсь чтением сказок и русским языком. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.
Любимое время года – зима. Потому что зима – это снежная природа, это встреча Нового года с нарядной ёлкой, добрым таинственным Дедом Морозом и самыми вкусными подарками.
А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожим на них.Моя главная мечта – успешно окончить школу, институт и стать ученым.
Вот она, моя семья: Слайд 3
Папа, мама, брат сестра и я!
Самый старший в нашей семье – это я. А мой братик Савелий родился через 4 года. Так его назвала мама. Не зная ещё о том, кто находится в животике. Он очень хороший братик,вежливый, спокойный. Я его очень люблю. Савелий посещает садик, который ему очень нравится. Любимое занятие Савелия - прогулки на свежем воздухе.
Моей сестричке даже нет года. Ее зовут Ксюша. Она очень жизнерадостная и любознательная. Любит, когда я играю с ней в игрушки, следит глазками за погремушками, тянется ручками.
Мой папа, Валеев Юрий Николаевич, родился 27 сентября 1981 года в Казахстане, поселок Отрадный. Имя Юрий означает «земледелец». Семь классов окончил в поселке Отрадный. А затем, в 1995 году, переехал с родителями в село Кусекеево Бирского района, окончил 11 классов. Был хорошим спортсменом. Поступил в Бирское ПТУ-31,на специальность газоэлектросварщика. Я очень горжусь своим отцом и стараюсь быть похожим на него. В 2000 году, мой папа был призван в армию, попал во Внутренние войска МВД РФ. После обучения в Ростовской области продолжил выполнение воинского долга в Чеченской республике, где прослужил 1,5 года в должности наводчика пулемета БТР, участвовал в боевых действиях, был награжден нагрудным знаком «За службу на Кавказе». В марте 2002 года уволился в запас. В 2003 году папа женился на маме. Сейчас он работает вахтовым методом газоэлектросварщиком на Крайнем Севере. Любит свою работу.Пока папа на вахте я скучаю, но приезжая, он всегда привозит нам подарочки, а главное проводит с нами много времени.
Моя мама, Валеева Лариса Геннадьевна, родилась 26 июня1982 года. В селе Кусекеево.В переводе греческого "лярус" - чайка. Девичья фамилия Петровская. После окончания школы она поступила в Центр образования города Бирска на оператора ЭВМ, который окончила в 2000 году и поступила в Бирский педагогический институт на факультет педагогики и методики начального образования стала учительницей начальных классов. К сожалению, в 2011 году попала под сокращение и осталась без работы. Но у нее есть мы, а она есть у нас и это главное. Скучать с нами ей некогда. Мама всегда находит для нас интересное дело.Она добрая и отзывчивая, в то же время строгая и требовательная. Соседи называют ее оптимисткой по жизни.
Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки. Вместе с папой помогают по хозяйству бабушке и дедушке. А хозяйство у них не маленькое. Они держат много домашних животных. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими пирогами, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.
Мои бабушки и дедушкиСлайд 4
А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках.
Моя бабушка, Петровская Екатерина Ивановна родилась 19 ноября 1959 года в деревне Александровка Бирского района в семье колхозника. В 1977 году окончила Кусекеевскую среднюю школу. В 1978 поступила Кушнаренковский сельхозтехникум на бухгалтера. В 1980 году вышла замуж. Работала в колхозе имени Ленина по специальности бухгалтер. С 1986 года стала работать в администрации Кусекеевский сельсовет и работает там по настоящее время. Является заслуженным работником. Сейчас она живёт с дедушкой в селе Кусекеево. Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты. В доме у неё всегда чисто и уютно. И хотя ей исполнилось 52 года, она выглядит молодой и красивой.
Мой дедушка, Петровский Геннадий Васильевич, родился 07.11.1956 года в деревнеВознесенка Бирского района. Имя Геннадий происходит от древнегреческого слова "геннадас" - благородный, родовитый, благородного происхождения. Учился в Вознесенской начальной школе. После 4 класса учился в Кусекеевской школе. По окончании поступил в училище г. Белорецка на слесаря. В 1975-1977г.г. – служба в армии. После армии в 1971 году женился в роднойдеревне. С 1980-1998 проработал в МППК Бирского района-комбайнером, имеет грамоту заслуженного комбайнера. С 2001 года вышел на пенсию.
Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили троих детей.Для меня они очень дорогие люди.
Слайд 5
Моя вторая бабушка, Валеева Анна Яныбековна, родилась 13 марта 1957 года в дереве Курманаево Мишкинского района.Имя Анна древнееврейского происхождения, означает: благодать, милостивая, миловидная, грациозная.В 1964 году поступила в школу в соседней деревне Большой Сухояз.В 1972 училась в г. Уфе на каменщика. После выпуска проработала 2 года в Нефтекамске. А потом 2 года на швейной фабрике г. Бирска.В 1978 году вышла замуж и уехала в Казахстан. Работала на совхозных огородах-овощеводом. В 1995 году переехала вместе с семьей в деревню Кусекеево Бирского района и 13 лет проработала дояркой в колхозе. В 2011 году вышла на заслуженный отдых. Моя бабушка Анна очень милосердная, любит животных, в любую минуту придет на помощь тем, кто нуждался в этом.
Дедушка, Валеев Николай Андревич. Имя Николай «ника» - победа, "лаос" – народ и означает: победитель народов, побеждающий народ, победа людей.
Родился 09.08.1953 года в многодетной семье в деревне Акудибашево Бирского района в семье колхозника восьмым ребенком. Всего в семье было 8 братьев. Так как у него в 1954 году умер отец, ветеран ВОВ, инвалид, матери было трудно поднимать детей, он оказался в Доме Детства г. Белорецка. Окончил школу там же и вернулся в родную деревню, к матери, уже в отрочестве. В 1969 году поступил в ГПТУ-46. После окончания работал в ПМК-439 села Михайловка. В 1975 году уехал в Казахстан, где 20 лет работал механизатором. В 1978 году женился и переехал в деревню Кусекеево вместе с семьей.
Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили троих детей, всю жизнь занимались тяжелым физическим трудом. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к трудолюбию. Моя бабушка была терпеливая и сильная духом. Она всегда всё успевала, очень хорошо умела вязать.
Дедушка тоже всю жизнь работал в колхозе. Он мастер на все руки. Мог умело перекатать валенки. Своё умение к трудолюбию он передал сыну.
Мои прабабушки и прадедушки.Слайд 6
На снимке мои прабабушка и прадедушка: Якиева Софья Михайловна и Якиев Яныбек Якиевич.Четвёртое поколение – это поколение моих прабабушек и прадедушек. Как и у каждого человека у меня было 4 прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но большинство из них я не застала в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.
Моя прабабушка (по матери) Якиева Софья Михайловна. Родилась 5 января1928 года, в деревне Большое -Сухоязово Мишкинского района.Имя Софья древнегреческого происхождения, означает мудрость, премудрость, мудрая.
Всю жизнь прабабушка проработала на ферме животноводом. Там же работала и во время войны. В 1955 году в Москве была награждена 4 медалями и грамотой за хорошую работу. В 1978 году вышла на пенсию.Сейчас прабабушке 85 лет, она хорошо себя чувствует.В настоящее время живет в г. Бирске у дочери.Воспитала 2 детей.
Мой прадедушка, Якиев Яныбек Якиевич родился в 1932 году в селе Курманаево Мишкинского района. Окончил 4 класса, а потом началась война. И прадедушка, подростком работал вместе с женщинами в колхозе. Трудился для фронта, для победы!После войны всю жизнь проработал в деревне плотником. Воспитал 2 детей.
Слайд 7
Фотографий прадедушки Валеева Андрея Валеевича не сохранились,а прабабушки Валеевой Авиды Иванчевны я нашел.
Валеева Авида Иванчевна 1907 года рождения родилась в деревне Акидибаш Бирского района.Я знаю про нее по рассказам моего дедушки. Он часто и с большой теплотой вспоминает о ней. Моя прабабушка была такой, про которую говорят: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт. Она была добродушной, весёлой, никогда не унывающей женщиной, любила шутить. Прабабушка была очень работящая. Ей было всё под силу. А ещё она была очень красивой. Всю жизнь, включая и военные годы, проработала в колхозе животноводом. Была награждена грамотами и поездкой на ВДНХ в г. Москва за отличную работу.
Позднее прабабушка вышла замуж за Валеева Андрея Валеевича (моего прадедушку).С греческого слова "андрос"- муж, мужчина, мужественный, храбрый. Родился он в деревне Акидибаш Бирского района в 1910 году в крестьянской семье. Он прожил очень короткую и трагическую жизнь. Женился в 1929 году. Прадедушка воевал. Имеет боевые награды. В один из боев попал под бомбежку, получил тяжелые ранения. Вернулся с фронта инвалидом. Ходить после этого он не мог. Прожил 44 года.
Слайд 8
Зонова Александра Васильевна, прабабушка (с маминой стороны).Александра-происходит от древнегреческих слов "алекс" - защищать и "андрос" - «защитник людей». Родилась 21 пареля1935года в деревне Андреевка Бирского района в семье портного (в те времена очень известного в округе). В школу ходила до 8 класса. После школы и в военные годы работала в Андреевских садах. Вышла замуж. При переезде в деревню Кусекеево, работала телятницей на ферме, потом заведующей складом на току. Была депутатом сельского совета.Награждена медалью «За трудовое отличие». Родила и воспитала 4 детей.
Зонов Иван Николаевич, прадедушка (смаминой стороны). Имя Иван- древнееврейского происхождения и означает бог смилостивился, божья благодать. Родился 12 мая 1934 года в деревне Александровка Бирского района в семье лесника. Окончил среднюю школу,затем курсы трактористов. Всю жизнь, включая военные годы,работал в колхозе: собирал колоски, сено косил, возили урожай с полей. В 1966 году за хорошую работу был награжден поездкой на ВДНХ г. Москва. В 1961 году переехали в деревню Кусекеево. Воспитал 4 детей.
Слайд 9
На фотографии еще одни мои прабабушка и прадедушка Петровская Екатерина Дмитриевна и Петровский Василий Николаевич.
Петровская Екатерина Дмитриевна. ИмяЕкатерина -происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Родилась 24 ноября 1918 года в деревне Масканур Республики Мари Эл. В семье мастера плотника. Окончила семилетку. Во времена голода их семья перебирается в Башкортостан, оканчивает медицинские и бухгалтерские курсы. Проработала 40лет в сельском медпункте фельдшером. Была уважаемым человеком на деревне. В любую минуту шла на помощь тем, кто нуждался в этом.
Петровский Василий Николаевич.Имя Василий - происходит от греческого слова "базилеус" - царь царский, царственный.Родился 1 июня 1914 года в деревне Вознесенка Бирского района. Окончил 4 класса Церковно-приходской школы в родной деревне. С приходом Советской власти его отца, как зажиточного помещика раскулачили, оставили без крыши над головой. А после образования колхоза семья стала работать за трудодни. Был призван и служил в рядах Советской армии. После выучился на тракториста, работал в колхозе. В 1942 году воевал десантником, потом пулеметчиком, был ранен, потерял левую ногу при взятии крепости под Кёнисбергом. Всего было 4 ранения. В госпитале узнал о победе Советских войск над фашистскими захватчиками. Был награжден орденом «Отечественной войны», медалью «За победу над Германией» и др. (со временем утеряны).Вернулся домой и работал мельником (на помпе качал воду).За свою жизнь воспитал 6 детей.
Как мы увидели первые три поколения в основном крестьяне, простые рабочие. Они жили недалеко друг от друга, занимались земледелием. Имели добротные избы и постройки, в подворье держали лошадей, коров и домашних птиц.
Слайд 10
Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это, возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Из четверых прадедушек двое воевали.
Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких.
Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.
На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Пролистав все семейные альбомы, я составил презентацию «Моя родословная».
Описание полученных результатов.
Правильно составить родословную достаточно сложно. Поэтому работа предусматривала несколько этапов, разрабатывая их, мы пришли к следующему:
Объектом нашей работы является родословная.
Предметом - родословная заинтересовавшихся обучающихся.
База исследования - это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.
Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной.
Этапы исследовательской работы
1.Беседы с родственниками, запись их воспоминаний.
2.Знакомство и чтение сохранившихся писем, дневников и вырезок из газет.
3.Посещение городского исторического музея.
4.Составление родословной.
Практическая значимость данного исследования в том, что дети станут хранителями истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о
своих предках, о тех людях с кого мы можем брать пример.
Использованные информационные источники
1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., № 6
3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.
4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005.
5. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.
6. Король М.В. Витражи мудрости. - Минск: Полымя,1991г. – 414с.
7. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.
8. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.
Тигрёнок на подсолнухе
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Стеклянный Человечек
Сказка об осеннем ветре