Исследовательская деятельность учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
Рыцари 20 века | 348.38 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ
ОТКРЫТИЙ И ИНИЦИАТИВ «ЛЕОНАРДО»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ
Секция «Историческая»
«Рыцари XX века»
к 100-летию появления первого танка
Автор – Муталапов Камиль Марсельевич,
обучающийся муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5», 10 «А» класс
Научный руководитель –
Грачева Людмила Аркадьевна, учитель географии
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5»
высшая квалификационная категория
г. Когалым 2017 г.
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Немного об истории «Цистерн». | 5 |
2. | Лучший в своем роде! | 6 |
3. | Что же там с опросом? | 10 |
4. | «На поле танки грохотали…» | 11 |
Вывод | 12 | |
Используемая литература | 13 |
Приложения
Введение
«В современной войне, которая ведется с помощью танков и самолетов, нельзя дожидаться встречи с врагом нос к носу…» [13]
Франклин Рузвельт
Какой мальчишка в детстве не мечтал стать рыцарем? Сделав себе плащ из старого покрывала, надев ведро на голову и схватив в руки метлу, мы уносились в далекие, окутанные романтикой подвигов Средние века. И вот мы уже сидим верхом на своем верном коне, на нас сверкающие доспехи, в руках щит с ярким красным гербом и длинное копье. Турнир! Именно в эти времена слово «Честь» стало чем-то большим, чем-то важным. Гордый высокий всадник, не позволяющий никому оскорбить свое достоинство и отважно сражающийся за то, во что он верит, в честном поединке. Образ такого воина стал идеалом в глазах юных ребят той эпохи. И, дойдя до наших дней, продолжает сиять в мечтах многих из нас.
Но время идет, и на страницах истории появляются новые герои…
15 сентября 1916 года на полях сражения у реки Соммы появились танки. Медленно перебирая своими скрипящими гусеницами, волоча толстую переливающуюся от солнечных бликов броню и грозно смотря вперед сквозь жерло своих орудий, они впервые вышли на свет, чтобы показать себя миру. Бесстрашно ведя свои машины вперед, отважные экипажи, первые танкисты прокладывали себе путь в новый век. Начиналась эпоха возвращения рыцарей. Рыцарей ХХ века!
С того великого дня, ознаменованного появлением первых в истории танков, прошло уже целых сто лет. За свою вековую историю эти молчаливые стальные богатыри не раз встречались с врагом лицом к лицу, чтобы в очередной раз отстоять честь своей Родины. В память об этом историческом событии я хочу провести настоящий рыцарский турнир, где будет лишь один победитель, которому достанется все: слава и признание. Право первой дуэли я предоставил давним непримиримым противникам, настоящим легендам ушедшего века: гордости советского танкостроения, символу Великой победы – Т-34, и настоящему немецкому хищнику – Пантере.
Цель: провести теоретическое и практическое сравнение двух ведущих школ танкостроения периода Великой Отечественной войны на примере двух моделей танков: советского «Т-34-76 обр. 1943 г.» и немецкого «PzKpfw V «Panther» Ausf. D», а также познакомить учащихся 10-11 классов моей школы с полученными результатами.
Объект исследования: школы танкостроения фашистской Германии и СССР накануне и в ходе Великой Отечественной войны и их конкуренция.
Предмет исследования: танки «Т-34» и «Пантера», а так же их прямое столкновение при Курской битве 5 июля – 23 августа 1943 года.
Задачи:
Гипотеза: танковые соединения Красной армии одерживали уверенные победы над бронетанковыми частями Вермахта на всем протяжении Великой Отечественной войны благодаря значительному превосходству советской школы танкостроения над немецкой.
Проблема: при изучении школьного курса истории ХХ века и сторонних интернет статей и видеоматериалов прослеживается несоответствие ТТХ описываемых танков их реальным прототипам, а также неверное представление об их боевом применении на фронте.
Актуальность: данная работа приурочена к 100 юбилею боевого применения первого в истории серийного танка «Mark I». В связи с усиливающейся проблемой, связанной с неверной трактовкой некоторых исторических данных, собранный материал будет полезен для предоставления более полной и правильной картины истории танков Великой Отечественной войны.
Методы исследования: изучение исторических материалов, теоретическое сравнение ТТХ двух танков, а также их практическое сравнение на примере конкретного исторического события, анкетирование учащихся, анализ результатов.
1. Немного об истории «Цистерн».
Перенесемся в 1916 год. Морозным февральским днем в местечке Хатфилд-парк, недалеко от Лондона, на глазах английского короля Георга V не спеша преодолевала подготовленные для показа преграды фантастическая машина. Тогда еще никто не знал, какая судьба уготована столь необычному изобретению, прозванного «танком». Не пройдет и года, как этот гигант под кодовым индексом «Mark I» («Марк 1»), (Приложение 2) повергнет в ужас немецкие войска, лишь показавшись на поле боя Первой Мировой войны. Эту дату, 15 сентября 1916 года, принято считать началом отсчета танковой истории [8].
Не успеет закончиться Первая Мировая война, как на стальные плечи молодых танков обрушится Вторая. Эти грозные года стали решающим испытанием в становлении мирового танкостроения. Многое изменилось. На смену английским и французским «законодателям» пришли немецкие и советские конструкторы. Да и сами танки перестали быть поддержкой пехоты, превратившись в самую настоящую ударную мощь.
Великая Отечественная война. Та жестокая битва, разгоревшаяся на фронте, моментально отразилась на столах инженеров Германии и СССР. Этот поединок должен был решить, кто же в мире лучший. Главным аргументом советской стороны, несомненно, стала «Тридцатьчетверка» (танк «Т-34»), (Приложение 3) Михаила Ильича Кошкина. Этот танк тут же стал эталоном, классической моделью на многие года вперед [6].
Ответ немецких конструкторов последовал незамедлительно. Все понимали, что новая советская разработка, не сумевшая показать себя на начальном периоде войны, при должной организации станет большой проблемой для немецких танковых корпусов.
К началу величайшего танкового сражения на Курской дуге Германия подготовила большой сюрприз. «Гитлеровский зверинец», как его прозвали, представлял собой два новейших танка «PzKpfw V Panther» и «PzKpfw VI Tiger» (рус. «Т-5 Пантера» и «Т-6 Тигр»), (Приложение 4). И если «Тигр» стал типичным продолжением угловатых танков немецкой школы танкостроения, то «Пантеру» современные историки прозвали «Тридцатьчетверкой Фюрера». Так оно и было; «Пантера» производства фирмы «MAN» – попытка немецких конструкторов создать собственную, улучшенную, версию необычайного танка «Т-34»[9].
2. Лучший в своем роде!
И так, вкратце рассмотрев историю наших «дуэлянтов», можно перейти непосредственно к сравнению их Тактико-Технических Характеристик. Для простоты рассмотрения множества параметров я объединил их в четыре основные группы:
Теперь можно рассматривать их по составленному выше порядку. Главной огневой мощью танка, конечно же, является его орудие. И тут у нас все не однозначно. Немецкие конструкторы оснастили свою «Пантеру» великолепнейшим для своего времени (если рассматривать период летней кампании 1943 года) орудием. Ее 75-мм «Kw.K. 42 L/70» обладала запредельной скоростью полета снаряда – около 1000 м/с, что обеспечивало ей большое бронепробитие и высокую точность. Кстати, именно упор на точность стал одной из отличительных черт всего последующего немецкого танкостроения [10].
Что касается «Т-34». На его модификацию 1943 года устанавливалась все та же 76-мм танковая пушка «Ф-34», прекрасно показавшая себя в 1941-42 годах. Однако некогда крошившее квадратных «Pz.III» и «Pz.IV» (немецкие танки Т-3 и Т-4), (Приложение 5) орудие в первой же битве с броней «Тигров» и «Пантер» уже устарело. И хотя калибр советского снаряда был малость выше, здесь проявила себя еще одна особенность немецкого чудо-оружия – длина ствола. 5250 пантеровских миллиметров существенно превышали 3162 мм у «Т-34», снаряд которого летел лишь неспешные 660 м/с [11].
И тут свое слово сказала «танкобоязнь». Ее как советские, так и немецкие командиры бронетанковых соединений не раз упоминали в своих мемуарах. Зародилась она, кстати, именно в Великую Отечественную войну, в самые первые ее дни. Тогда немецкие малокалиберные танковые орудия не справлялись с лобовой броней «Т-34» и «КВ-1» (Приложение 6) даже с 500 метров. В ответ же им могло прилететь даже с расстояния близкого к километру, что давало повод танкистам Вермахта забыть о бывалом преимуществе своих машин. Ситуация, словно в зеркале, отразилась в Курской битве. Чтобы выиграть у «Пантеры» уже советским экипажам приходилось проявлять высочайшее мастерство и храбрость, но даже это не всегда приносило им победу.
Краем хочется упомянуть, что эта «танкобоязнь» оставила свой след и на современных исторических материалах. Например, во многих интернет источниках количество танков, находившихся у СССР к началу войны, приближается к 25 000 единиц техники. Мало того, что авторы этих горе-статей невероятно завышают эту цифру, так еще и умалчивают о составе действующих соединений. По официальным данным из реальных 14 700 лишь около тысячи являлись танками «Т-34». Остальную же массу составляли устаревшие «БТ» и «Т-26», легкие «Т-70» (Приложение 7). То же самое и с «Пантерами». Немцы применяли их только на южном фасе Курской дуги, да и то в скромном количестве 200 машин [3].
Далее мы посмотрим, как обстоят дела с мобильностью наших оппонентов. Бесспорно, данное качество являлось ключевым для танков всех времен. Именно на мобильности корпусов «Panzerwaffe» (Панцерваффе - танковые войска Вермахта) основывалась вся тактика молниеносной войны «Blitzkrieg» (Блицкриг). Но в реалиях коренного перелома командованию Германии необходимы были танки, приспособленные к обороне, за счет чего последующие немецкие разработки были более похожи на передвижные ДОТы (Долговременные Огневые Точки), нежели на танки.
Данные обстоятельства давали быстрым советским танкам то бесценное, чуть ли не единственное, преимущество, реализуя которое они могли противостоять неповоротливым тяжелым танкам врага. Но не стоит забывать и о том, что «Пантера» была не типичной немецкой машиной, а задумывалась, как прогрессивный вариант «Т-34». И хотя превзойти уральский оригинал все же не удалось, бензиновый двигатель «Пантеры» все же не давал спокойно жить советскому «дизелю» [12].
Поговорим про выживаемость. Этот параметр, на мой взгляд, гораздо важнее, чем два предыдущих. Почему? Как известно, танк, подбитый в бою, как бы воевать не может и является по своей сути бесполезным. По этой причине инженерам всегда следует задумываться о сохранении боеспособности машин, а также их экипажа. У «Пантеры» с этим делом все в порядке. 80 мм верхняя лобовая деталь (ВЛД), 60 мм нижняя (НЛД) и 40 мм борта обеспечивали ей надежную защиту от снарядов «Т-34». К тому же, переняв у советской машины использование рациональных углов наклона брони, немецкие инженеры впервые отошли от своей устаревшей политики «прямоугольных» танков.
Это делало «Пантеру» еще более похожей на советский аналог. Бронеплиты же у «Т-34» в передней проекции имели толщину 45 мм, столько же отводилось и на борта. И если в 1941 году эти цифры были настоящей гордостью этого танка, то после появления «Гитлеровского зверинца» они перестали играть существенную роль. Зафиксированы случаи, когда выстрел из орудия «Пантеры» поражал такую цель с расстояния более 2500 метров. [10].
К выживаемости я бы также хотел отнести условия экипажа. Первой проблемой в этом вопросе у «Т-34» была башня. Как бы ее ни старались увеличить последователи Кошкина, помещалось туда лишь два танкиста, да и то «плечом к плечу». Командиру приходилось исполнять роль наводчика, что не давало ему выполнять свои основные задачи руководства экипажем и наблюдения за полем боя; у его конкурента набор кадров был полный. Далее шла связь. Первоначально в разрозненных танковых бригадах Красной армии «Т-34» оснащались лишь приемниками, а полноценную рацию имел лишь командирский танк. Позже ситуация стала куда лучше, однако до уровня «Пантер», да и всех других танков Вермахта нашим рациям было далеко [5].
Были свои проблемы и у тех же «Пантер». Чересчур высокая забота создателей за комфортность и технологичность своего танка зачастую мешала экипажу в разгаре боя. Напичкав боевое отделение всевозможными дальномерами, показателями азимута, переключателями и удобными качающимися креслами, конструкторы совершенно обделили наводчика достойным прибором обзора. Занимательный факт: люк в башне был один на троих, а на его полное открытие уходило примерно 10-15 секунд. «Внимание, танк горит!» [14].
И вот мы плавно переходим к самому интересному – практичности. О, сколько же воспоминаний оставила она тем, кому довелось воевать на «Пантере», собравшей в себе самые современные технологические решения лучших умов Германии. Обо всем по порядку. Начнем мы с трансмиссии, которую в немецкой школе танкостроения принято было размещать спереди. С одной стороны, это повышало проходимость танка и надежность его ходовой части. Но это лишь на чертежах. А, как известно, именно надежность – это тот нюанс, который нельзя полностью предугадать в момент проектирования танка.
Первое же хорошее попадание по ведущим каткам или в НЛД приводило к поломке той самой трансмиссии. И вот тут начиналось веселье. Для того, чтобы до нее добраться, приходилось полностью снимать верхнюю бронеплиту, затем демонтировать все внутреннее оборудование отделения управления, включая радиостанцию, и только лишь потом можно было устранить поломку. А новая конструкция «шахматного» расположения опорных катков, обеспечивающая «хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности», при выходе из строя и вовсе приводила к полной замене ходовой части. И не стоит забывать и про то, что «Пантеры» «несли потери» сами по себе, не успев доехать до противника [1], [2].
В некоторых фронтовых воспоминаниях немецких солдат отмечаются случаи, когда молодые танкисты при очередной поломке хватали лом и истерично били им по корпусу ни в чем не виновной машины [4].
По другую сторону технического фронта стоял «Т-34». Тесный, неудобный в использовании и технически устаревший, он практически никогда не подводил свой экипаж. Мелкие поломки, которые с немецкой стороны сопровождались полным выводом танка из боя, у советской армии могли устраняться прямо в полевых условиях силами четырех человек. Конечно же, не последнее слово было и за сыроватостью «Пантеры». Поспешно введенный в бой незаконченный танк, который должен был стать решающим аргументом в готовящейся операции «Цитадель», не мог сравниться с обкатанной годами и закаленной не в одном бою «Тридцатьчетверкой» [7].
Полный список ТТХ танков «Т-34-76 обр. 1943 г.» и «PzKpfw V «Panther» Ausf. D» я разместил в таблице, учитывая все вышеупомянутые критерии (Приложение 8).
3. Что же там с опросом?
Вкратце скажу об опросе, который я упоминал в своих задачах. Его целью было провести анкетирование среди учащихся 10-11 классов моей школы, предварительно представив им теоретическую часть сравнения танков «Т-34» и «Пантеры». Таким способом я пытался выявить победителя проводимой мною «дуэли» путем обыкновенного голосования, от которого я ожидал объективного мнения по поводу боевых и технических качеств предложенных моделей техники. Но все вышло не так, как я ожидал. Патриотические чувства моих респондентов сыграли в этом опросе решающую роль, абсолютно склонив чашу весов в сторону нашего родного танка-победителя. Несомненно, этот результат не может меня не радовать, как человека, любящего свою Родину и помнящего о подвиге наших прадедов. Но как человека, проводящего научное исследование, это заставило поменять план действий и основываться лишь на собственных доводах.
На основе результатов анкетирования я составил диаграмму (Приложение 9).
4.«На поле танки грохотали…»
Наконец я приступил к долгожданному практическому сравнению. Для этого я столкнул уже знакомые нам танки в настоящем сражении. Конечно же, в реальной жизни провести данный эксперимент у меня нет никакой возможности, но благо история уже располагает необходимыми мне данными. В разгар боев на Курском выступе танк «Т-34» старшины Александра Милюкова в честном бою один на один сразился с «Пантерой» немецкого танкового аса, которого советский экипаж прозвал «Хитрющим». Эти танкисты уже неоднократно встречались в бою и хорошо знали друг друга по многим схваткам. Пришло время окончательно свести счеты. Танк Милюкова сорвался с места.
Открытое поле и разделяющий противников километр. Это давало им обоим свои преимущества: «Тридцатьчетверке» пространство для маневра, командиру «Пантеры» шанс уничтожить врага до того как он приблизится на 300 метров, где орудие советской машины сможет его поразить. Гитлеровец выстрелил, сразу после того как экипажи увидели друг друга. Да, он не хотел терять ни метра преимущества из тех семисот, что у него были в запасе. Снаряд вонзился в паре метров от танка «Т-34». Александр Милюков, занимавший место механика водителя, тут же дал по тормозам. Он смотрел на «Хитрющего» сквозь броню. Знал, что он смотрит на него. В глазах советского «рыцаря» не было страха, не было чувства скорой гибели, нет. В его глазах был враг.
Раздался выстрел, и мгновением ранее «Тридцатьчетверка» рванулась с места. Опоздал немец, снаряд прошел мимо.
– Вот так-то, фриц, дальнобойная пушка это еще не все, – подумал Милюков
–Двенадцать секунд, командир, я засек, двенадцать, – прокричал Николай Лукьянский, находившийся на месте стрелка-радиста [15].
Так милюковский танк помчал вперед; и каждые двенадцать секунд – на «тормоз»! Снаряд прямо перед носом ляжет, а потом снова «газ». Вот и сказался тот самый недоработок немецких конструкторов – трудно было наводчику «Пантеры» с его узким сектором обзора прицелиться в столь стремительно мелькающий вдали, бросающийся из стороны в сторону танк. А тем временем «Т-34» становился все ближе. Не выдержав, немцы стали сдавать назад, но было уже слишком поздно. Григорий Чумак посылает бронебойный в «казенник» (задняя часть артиллерийского или танкового ствола, в которой расположен затвор) орудия, и выстрел Семена Брагина ставит точку в этом поединке. Немецкое чудовище охватило пламя. Экипаж Милюкова захлебывался от восторга, танкисты кричали, хохотали, ругались [3]. Победа!
На примере этого боя видно, что более совершенный в теории танк на практике может оказаться гораздо хуже своего технически устаревшего аналога.
Вывод.
Вот и подошло к концу мое долгое и тщательное исследование. Поставленная цель достигнута, а задачи выполнены. Теперь я уверенно могу назвать победителя этого турнира. Им стал советский танк «Т-34», отстоявший свое право называться «Лучшим танком Второй Мировой войны». Возможно, многие скажут, что мой выбор не обоснованный, что «Пантера» по многим характеристикам превосходила несовершенную «Тридцатьчетверку». Я спишу это на то, что эти люди не читали данную работу. Подумайте сами: ведь не я один назвал «Т-34» лучшим. Нет. Практически все специалисты и историки мира согласятся со мной; и ведь именно этот танк стал прообразом для дальнейшего развития танкостроения США, Германии, Англии, Китая, Франции и других держав на многие года вперед. А наша новейшая «Артмата» является прямым продолжением легендарной «Тридцатьчетверки», созданной там же, на Урале.
Моя гипотеза, между прочим, не подтвердилась. Все же своим становлением советское танкостроение должно быть обязано тем бравым танкистам, слаженным экипажам, которые в тяжелых, порой неравных, битвах отстояли право нашей молодой советской конструкторской школы на мировое имя. С этими мыслями я выступал на классных часах в 10-11 классах моей школы, преподнося им историю, открывшуюся для меня в тот момент, когда я начал писать на чистом листе слова – «Рыцари ХХ века».
Забегая вперед, добавлю, что это не последний мой «турнир». Завлеченный этой темой, я уже начал собирать ресурсы для проведения следующего сравнения новых танков. Не стоит забывать и то, что моя работа основана на воспоминаниях советских и немецких солдат и офицеров. Их высказывания относительно «Т-34» и «Пантеры» представлены в Приложении 10 [6], [7]
Используемая литература.
Электронные ресурсы:
Видеоматериалы:
Кто должен измениться?
Колумбово яйцо
Машенька - ветреные косы
Есть в осени первоначальной...
Распускающиеся бумажные цветы на воде