Выбор темы исследования обусловлен желанием понять авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека».
Цель исследования – постичь идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста.
Объект исследования: рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
Предмет исследования: главный герой рассказа Андрей Соколов.
Предварительная гипотеза: писатель исследует не саму войну, а возможность человеческого духа. Красив ли человек душой – вот что главное.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1) выяснить историю создания рассказа;
2) определить лексическое значение слова «судьба»;
3) выделить центральные эпизоды рассказа;
4) раскрыть образ А.Соколова.
I Региональная научно-практическая конференция
«Чтения Флёры Сафиуллиной»
Секция «Литературоведение»
Исследовательская работа на тему:
Чем жив человек?
(по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Харисова Айзиля Раушановна, 8 класс
МБОУ «Яна Булякская ООШ»
Тукаевского муниципального района
Республики Татарстан
Научный руководитель:
Салахова Флюра Рафхатовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Тлянче-Тамак, 2015 год
Оглавление
2.1. История создания рассказа.
2.2. Смысл названия рассказа.
2.3. Андрей Соколов.
2.4. Центральные эпизоды рассказа.
2.5. Чем же жив человек, с точки зрения Шолохова?
I.Введение
Выбор темы исследования обусловлен желанием понять авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека».
Цель исследования – постичь идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста.
Объект исследования: рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
Предмет исследования: главный герой рассказа Андрей Соколов.
Предварительная гипотеза: писатель исследует не саму войну, а возможность человеческого духа. Красив ли человек душой – вот что главное.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
Методы, использованные при проведении исследования: чтение и анализ текста
Наша страна готовится к 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. Сегодня мы многое узнаем о тех трудных годах, об истории войны, о самых крупных сражениях. Уже не с каждым годом, а с каждым днем становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.
Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить.
Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее. В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.
"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.
Этим было продиктовано мое желание узнать больше об этом рассказе, познакомить со своими исследованиями одноклассников. В этом заключается практическое значение моей работы.
II.Основная часть
2.1.История создания рассказа
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский
Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.
Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.
В рассказе с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.
Есть свидетельства солдат, с которыми писатель встречался под Сталинградом. У одного из них был роман «Война и мир» Л. Толстого, где Шолохов оставил запись красным карандашом: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородина вдохновит нас на ратные подвиги. Верю, реять красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине. Ваш Шолохов».
Всякий раз новому пополнению, по приказу комбата, зачитывались, эти слова Шолохова, они заучивались наизусть.
2.2.Смысл названия рассказа
Впервые рассказ был опубликован в газете «Правда», и сразу же разгорелись споры по поводу его названия. Даже появилась статья в журнале «Наука и религия», где автор связывал слово судьба религиозными представлениями.
Синонимами к слову судьба являются слова участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.
В толковом словаре С. Ожегова дается такое лексическое значение этого слова: «жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».
Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.
2.3.Андрей Соколов
В судьбе Андрея Соколова отразилась судьба тех, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, познал неимоверные страдания и сохранил в себе человека. Его судьба отмечена чертами подлинной трагедии, героики и подвига во имя Родины.
Рассказ Андрея Соколова о своей жизни составляет основу сюжета произведения. Рассказ насыщен острыми драматическими событиями (первый и второй побег Андрея Соколова из плена, его столкновение с Мюллером, похороны сына, погибшего в последний день войны, встреча с Ванюшкой и его усыновление и др.). Сюжет рассказа разворачивается одновременно в двух планах: в прошлом — когда совершались события, о которых Андрей Соколов повествует, и в настоящем — в момент повествования. Это одновременное присутствие героя там и здесь достигается передачей единства его чувств. Он сейчас переживает страдания плена и боль невозместимых утрат так же остро и глубоко, как и тогда, на войне, когда обрушились они на него впервые. «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше… Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!» — так начинает Андрей Соколов свое повествование о пережитом.
Основные черты характера Андрея Соколова раскрываются в его поступках. Постепенно перед нами вырисовывается образ человека с большим сердцем и красивой душой. В его характере отразились лучшие черты человека — не показной, но глубокий патриотизм, гуманизм, непреклонная воля в достижении поставленной цели, свободолюбие. В образе Андрея Соколова Шолохов воплощает свои эстетические представления о человеке, показывая, каким он должен быть. Вся жизнь Андрея Соколова — подтверждение этому. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны — с первых дней на фронте. Андрей Соколов — человек действия.
2.4.Центральные эпизоды рассказа
В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат -христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.
Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.
Наиболее драматической сценой рассказа является столкновение героя с комендантом лагеря Мюллером. В этом эпизоде проявляется героизм Соколова, чувство высокого человеческого достоинства, патриотизм и гордость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Человеческое достоинство Андрея Соколова оказалось столь высоким, и твердость и отвага перед лицом смерти столь поразительными, что даже враг восхитился им: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат, и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду». Это была психологическая победа Соколова, больше того, — признание этой победы гитлеровцем.
Мне кажется, что немецкий плен, описанный писателем в рассказе, является одним из самых ярких доказательств того, что война – самое чудовищное явление на земле. Она калечит не только тела, но и души, и выстоять в этой смертельной схватке с врагом и со своей совестью очень нелегко. А те, у кого это получатся, становятся героями таких замечательных произведений.
2.5.Чем же жив человек, с точки зрения Шолохова?
Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.
Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчику.
Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.
Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».
Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.
Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути».
Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.
III. Заключение
В результате проделанных исследований я пришла к следующим выводам:
1.Рассказ «Судьба человека» занимает видное место в русской литературе ХХ века.
2.Главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории.
3.Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
4.Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей.
IV.Список использованной литературы:
1.Военная проза : [Антология: В 3 т.] / Ин-т “Открытое о-во”; [Сост. и коммент. Л. И. Лазарева]. – М.: Слово, 1999.
2. Журнал «Литература в школе», №5, 1995.
3. Журнал «Литература в школе», №7, 2000.
3. М.А.Шолохов. «Судьба человека».
Ах эта снежная зима
Карты планет и спутников Солнечной системы
Две снежинки
Иван Васильевич меняет профессию
Растрёпанный воробей