В данной работе приведены результаты исследования названий священных мест Приуральского района в легендах, попыталась показать, как красив и прекрасен мой Приуральский район
Вложение | Размер |
---|---|
toponimika_svyashchennyh_mest_priuralskogo_rayona_v_legendah.docx | 131.55 КБ |
Конкурс исследовательских работ
Номинация
«Священные места на Ямале»
Топонимика священных мест в легендах Приуралья
Работу выполнила: Салиндер Людмила Романовна,
ученица 8а класса МОУ Школа с.Аксарка
Научный руководитель: Пандо О.Н.,
учитель родного языка
2015 г
Топонимика священных мест в легендах Приуралья
Салиндер Людмила Романовна, ученица 8а класса МОУ Школа с.Аксарка
Тюменская область, ЯНАО, Приуральский район, село Аксарка
Краткая аннотация
В данной работе приведены результаты исследования названий священных мест Приуральского района в легендах, попыталась показать, как красив и прекрасен мой Приуральский район
Научная новизна данной работы в том, что впервые исследована топонимика священных мест в легендах Приуралья, которой не посвящены какие-либо отдельные работы. Тем не менее, надо сказать о том, что географические названия священных мест нашего Приуральского района не были оставлены без внимания исследователей.
Результаты исследования показали, что нынешние ученики недостаточно хорошо знают названия священных мест своего района, откуда произошли названия и какие легенды есть у этих замечательных мест.
Таким образом, ценность моей работы заключается в том, что многие после изучения смогут понять, что же такое топонимика и всё, что с ней связано.
Данную работу можно использовать как педагогам, так и учащимся на уроках краеведения, географии, истории
Топонимика священных мест в легендах Приуралья
Салиндер Людмила Романовна, ученица 8а класса
Тюменская область, ЯНАО, Приуральский район, село Аксарка
МОУ Школа с.Аксарка
Аннотация
В данной работе приведены результаты исследования названий священных мест в легендах Приуралья, попыталась показать, как красив и прекрасен мой Приуральский район
Объектом исследования являются топонимы священных мест в легендах Приуралья и содержат в себе уникальные сведения об истории заселения этой территории.
Предмет: легенды о священных местах Приуральского района
Цель: установить, кто является автором древних и современных названий географических объектов, каково их смысловое содержание
Задачи: изучение местных топонимов, раскрытие новых страниц истории родного края. Решение данной задачи позволит решить главные экологические проблемы в топонимике. Позволит не потерять связь поколений, даст дополнительную информацию о природе, истории и географии родного края.
Вывод: Результаты исследования показали, что нынешние ученики недостаточно хорошо знают названия священных мест своего района, откуда произошли названия и какие легенды есть у этих замечательных мест. Таким образом, ценность моей работы заключается в том, что многие после изучения смогут понять, что же такое топонимика и всё, что с ней связано.
А пока…Пока современным жителям Приуралья следует привыкнуть к их названиям, постараться усвоить их без искажений, переделок и даже гордиться ими, их неповторимостью, тем, что у этих топонимов нет многочисленных, а потому в общем-то безликих тезок на карте России.
Наши исследования будут продолжаться. Наш удивительный край, Приуральский район, позволяет это сделать.
Содержание.
Введение.
Литература.
Введение
Актуальность. Одной из важных проблем в топонимике является сохранение древних, исторически важных топонимов, поскольку они содержат в себе какие-либо сведения из жизни наших предков. Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, в том числе и топонимах – названиях священных мест.
В настоящее время всё более усиливаются процессы утраты аборигенами северных территорий России своей национальной культуры, традиционной и хозяйственной деятельности, родных языков и письменности. В этих условиях возвращение к национальной топонимике северных народов как составной части исторического и культурного наследия народов России становится актуальной темой социокультурной жизни народов Севера. Последние сорок лет промышленного освоения Севера привели к гибели многих древнейших мест этнографического характера.
Приуральский район-это одна из загадочных территорий Ямала. Здесь есть памятники культуры, которые обладают особой спецификой - они являются частью живой культуры. Нужно сохранять этнокультурные объекты, так как они несут биологическую нагрузку на территории. Это очень важно для сохранения охотничьих, рыбных и пастбищных угодий. Священные места служат частью природного ландшафта, поэтому его уничтожение влечет за собой неизбежную гибель культовых мест, разрушение которых, в свою очередь, ведет к уничтожению традиционной культуры коренных народов, ведущих кочевой образ жизни.
Сохраняя следы истории и культуры этносов, могущих исчезнуть под натиском современных цивилизаций, топонимы дают возможность проследить культурно-генетическую эволюцию народов через созданную ими символико-знаковую систему, что уже само по себе представляет большой научный интерес.
А пока человек помнит свою принадлежность к нации, помнит и чтит веру отцов и их историю, сила народа его неистребима и вечна. А это так необходимо сейчас, да и в любое время. Не случайно именно сейчас проявляется особый интерес к истории вообще, к истории своего государства, к истории родного края. В сумраке далёких времен дела наших предков не должны быть забыты и должны стать достоянием потомков, наследников и продолжателей истории народов. Ведь было в них что-то свое, родное.
Все это относится к моей великой Родине, к Приуральскому району, где мы родились, росли и живем сегодня.
В своей работе я исследовала названия священных мест в легендах Приуралья, попыталась показать, как красив и прекрасен мой Приуральский район. Меня всегда волновало, откуда и как произошли названия. Почему так много священных мест в Приуральском районе и я не знаю ни одной легенды? Я думаю, что это не только мне будут интересно, но и другим. В связи с освоением Полярного Урала, район стал привлекателен жителям России, Ближнего и Дальнего Зарубежья.
1.Топонимика священных мест Приуралья
Так, народы, проживавшие и проживающие на территории Приуральского района, давали географическим объектам точные и ёмкие названия на своём родном языке или заимствовали его из другого и видоизменяли.
Поэтому, топонимы имеют свою особенность и содержат в себе уникальные сведения об истории, культуре и обычаях заселения этой территории.
Священная гора-Константинов Камень
Константинов Камень, гора (492 м), северная оконечность Уральского хребта. Вместе с более южными вершинами Минисей и Большой Минисей Константинов Камень образует горный кряж Минисей, что было указано еще Д. Ф. Юрьевым, топографом в экспедиции Э. К. Гофмана. Позднее, в начале XX в., об этом же писал О. О. Баклунд, проводники которого — ханты — относили название Минисей или Минисэ ко всей горной цепи Константинов Камень- собственно Минисей-Большой Минисей, или Аркопай.
Название Константинов Камень появилось при следующих обстоятельствах. Летом 1848 г. отряд Североуральской экспедиции Русского географического общества во главе с начальником экспедиции Гофманом достиг северной оконечности Уральского хребта, а 6 августа Гофман совершил восхождение на самую северную вершину хребта. «Перед нами,— писал он,— открылся вид поразительный. Эта была действительно самая северная гора Уральского хребта, круто падающая в тундру. С высоты ее взор беспрепятственно достигает через непрерывную равнину до моря, отстоящего на 40 или 50 верст...»
По предложению Гофмана, гора была названа Константиновым Камнем по имени председателя только что учрежденного Русского географического общества великого князя Константина Николаевича, сына Николая I. Это было вполне в духе времени. Разумеется, великий князь Константин только считался председателем, фактически же обществом руководил вице-председатель, в то время известный путешественник адмирал Ф. П. Литке.
Однако у этой примечательной горы не могло не быть местных названий, употребляемых коренным оленеводческим населением — ненцами и более поздними пришельцами, тоже оленеводами, коми-ижемцами. И эти названия действительно были записаны советским геологом А. В. Хабаковым. Коми-ижемское Минисей-Пом легко переводится «Конец Минисея» (Константинов Камень — северный конец кряжа Минисей), так как ижемское слово пом, в коми-литературном языке пон, имеет значение «конец».
Минисей, или Малый Минисей, гора (525 м) в кряже Минисей, примыкающая к Константинову Камню. У горы характерная острая вершина- трехгранная пирамида, сложенная кварцитовидными песчаниками красного цвета, а у юго-восточного склона находится озеро. Угрюмый и величественный пейзаж привлек внимание ненцев, и гора Минисей стала их священным жертвенным местом. Об этом писал еще Гофман, а затем и Баклунд, по сообщению которого здесь было главное хранилище ненецких идолов всех обдорских тундр.
По записям А. В. Хабакова, гора называется по-ненецки Минисей-Нум-Пэ, то есть «Священный Камень Минисей».
Разгадку, быть может, находим в трудах финского лингвиста Т. Лехтисало, который собирал языковые и фольклорные материалы у ненцев и опубликовал в Хельсинки сперва книгу о мифологии ненцев, а затем большой ненецкий словарь. В этих работах упомянута и гора Минисей, и божество Минисей, живущее на ней.
Сам Лехтисало производит название Минисей от ненецкого глагола минесь- «нести» и утверждает, что ороним Минисей надо переводить «Носитель». Оказывается, по ненецким преданиям, Минисей — один из «носителей» нашей Земли, поддерживающих ее. Любопытно, что этот титан с Полярного Урала – существо женского пола – бабушка Минисей.
Большой Минисей, самая высокая (635 м) из гор кряжа Минисей. Ее вершина находится примерно в 10 км к ЮВ от Константинова Камня.
Гофман называет Большой Минисей Арка-Пае, или Арка-Пай и переводит «Широкий Утес», но ненецкое слово нгарка, арка имеет значение «большой», пэ — «камень», «скала», поэтому Нгарка-Пэ — «Большой Камень». Надо сказать, что «Большим Камнем» или «Большими Камнями» ненцы называют вообще Уральские горы в их совокупности. На это справедливо указывал еще Баклунд: «под названием Арко-пай (Большой камень) самоеды, живущие в тундре к северу от Урала, понимают Урал вообще к югу от их кочевий».
Священное озеро-Щучье
Чистое, прозрачно хрустальное озеро Большое Щучье, расположенное на севере Уральского хребта в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области, каждого насладиться невероятным спокойствием и тишиной, царящей вокруг. Это одно из самых красивых, глубоких и полноводных озер Полярного Урала.
Удивительная природа, девственные леса - это лишь малая доля того, что таит в себе Большое Щучье озеро. Его ещё именуют» Ямальский Байкал». В длину озеро – 15 км, в ширину – более километра, а в глубину – больше 160 метров! С вершин, обволакивающих его гор, озеро выглядит огромной рекой. Температура воды в озере, даже в самые жаркие дни, не превышает 14*С.
Озеро, расположенное между горами Минисей и Большой Минисей тоже называется Минисей, или Священное. Во всяком случае, Баклунд зафиксировал его хантыйское наименование Емын-Лор (точнее Емынг-Лор) — «Священное озеро».
Кунжолы – хантыйское родовое селение рода Юнгк восанг ёх - Ледяного селения люди ( юнгк - лёд, восанг -селение, ёх - люди, народ ) сакральное название этого места Еманг Ас Муви - Изгиб Священной Оби. Эта территория считается святой. В прошлом, да и сейчас людям не этого рода запрещается ездить без нужды по этим водам, а также, рубить деревья, косить траву, разводить костёр, стрелять из оружия в сторону - юкты хотат хотволат пела – (юкты - танцевать, хотат - дома, хотволат - стоянки, пела - в сторону)– культового места. Недалеко от самого Изгиба Священной Оби находится святилище людей рода Ледяного селения, которые носят фамилии Сибаревы и Сязи.
2.Священные места в легендах Приуралья.
Константинов камень - почему такое название? Существует такая легенда, которой не одна сотня лет. Было время, когда горы были живыми и двигались на север. Они словно олени. Густо заселяющие эту территорию. Бежали друг за другом, спасения искали у моря. Но как это бывает и в жизни. от молодых отстали старики. Которые спустя годы превратились в горы. В этой гряде последним был аргиш бабушки. Так она окаменела на берегу бездонного священного озера, а вместе с ней её олень и нарта. «Старушка» «Хадако»-это наклоненный камень, напоминающий бабушку, повязанную платком, сидящую на краю озера. Именно она много веков подряд охраняет богатства озер и рек на побережье моря, оберегает северные народы, дарует им здоровье и благополучие.
Озеро Большое Щучье. Интересно, что в этом озере никто никогда не видел щуку. Почему же оно называется Щучьим? Существует такая легенда.
Одна ненецкая семья жила на берегу озера. Отец охотился , ловил рыбу . Мать занималась домашними делами , жизнь текла своим чередом . У охотника был сын. Мальчику было около трех лет. Он очень любил играть на берегу озера, что-то строить на песке, собирать красивые камушки. И вот однажды, когда отец в очередной раз ушел на охоту, мальчик вышел из чума и стал бросать в озеро камешки. Обиделось озеро на мальчика за такое неуважительное отношение к себе. Из водяной пучины выскочила огромная зубастая щука и проглотила мальчика. Когда отец вернулся с охоты, то не нашел сына в чуме. Долго он искал его, кричал и звал, но все было напрасно. Только будто кто-то большой прополз по отмели.
Тогда отец сделал чучело из малицы мальчика и поставил его на берегу озера, а сам стал ждать. Ночью из озера появилась большая щука и поползла по песку к чучелу. Когда она уже была готова проглотить чучело, отец выстрелил в открытую пасть щуки из лука. Он подтащил щуку к себе, распорол ей брюхо и вытащил из него целого и невредимого мальчика.
С тех пор озеро и ненцы живут рядом, взаимно уважая друг друга.
Заключение.
Вот и закончено наше короткое знакомство с топонимикой Приуралья с её историей, грамматической и смысловыми особенностями. Невозможно рассказать обо всем этом полно, исчерпывающе. Но те, кого по-настоящему затронула тема нашего исследования, теперь сами будут искать, сопоставлять, анализировать.
Поскольку работа начата недавно, полного перечня топонимов составить и тем более всесторонне проанализировать их нам пока не удалось. Эта задача будет решена в дальнейшем. Но и на этом этапе ясно, что в микротопонимике района оставили свой лексический след все народы, которые живут здесь на протяжении столетий и десятилетий.
Литература.
1. Атлас Ямало- Ненецкого автономного округа. Г. Тюмень. 2004г.
2. Бакулин В.В. Приуральский район на карте Ямало-Ненецкого Автономного Округа.Екатеринбург. 2000г
2. Научный вестник ЯНАО.Выпуск №3 (47) Салехард. 2007г.
3.Никонов В.А. Введение в топонимику. Москва. 1965 г
3.Знакомьтесь, Ямал! С-Петербург. 1998г.
4.Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень 1994г.
5. Полярная энциклопедия школьника. Арктика – мой дом. Москва. 1998г.
6. Поспелов Е.М. Топонимика и картография. Москва. 1971г
Приложение.
Священная гора-Константинов камень
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Знакомые следы
Дерево в снегу
Девочка-Снегурочка
Астрономический календарь. Февраль, 2019