Автор работы ставит перед собой цель изучить употребление чисел в русской народной духовной традиции, исследовать их символику. Глубоко изучен вопрос, связанный с историей чисел 1-9, 12, 13, 40, их символикой. Качественно рассмотрен вопрос о тайнах числа 3 и 7. Практическую ценность имеет подборка пословиц и поговорок, сказок, в которых встречаются числа.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142 КБ |
Нижнеспасский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Верхнеспасской средней общеобразовательной школы
Исследовательская работа
Числа в русской народной духовной традиции
Автор: Лябина Анна,
обучающаяся 7 класса
Руководитель: Кочетова О.Б.,
учитель русского языка и литературы
2015 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………...стр.3
Заключение………………………………………………………… ........стр. 8
Приложения………………………………………………………………стр. 9
Список используемой литературы……………………………………...стр.20
ВВЕДЕНИЕ
Однажды на уроке русского языка при изучении темы «Числительное» учителем был предложен для анализа текст «Таинственное число». Из этого текста мы узнали, что число 7 издавна считалось священным, в нем есть некое волшебство, оно- число особое. С этим числительным русским народом придуманы пословицы, составлены фразеологизмы. Текст был настолько интересным, что нам захотелось узнать и о других числах и найти ответы на следующие вопросы:
- какие тайны скрыты за другими числами?
- почему некоторые числа выступают как священные и глубоко символические?
- отчего число 6 традиционно считается дьявольским?
- как числовая символика проявляется в сказках, пословицах, христианских преданиях?
Цель исследования: изучение употребления чисел в русской народной духовной традиции, исследование их символики.
Задачи исследования:
Объект исследования: русская народная духовная традиция .
Предмет исследования: числа.
Методы исследования: анализ информации, сравнение, обработка данных.
Практическая значимость исследования: сделать подборку пословиц, в которых встречаются числа.
1. Числа в русской народной духовной традиции
1.1. История появления чисел
Все народы мира придавали большое значение числам. Пифагор считал, что все есть число и это число божественно. Каждое число обладает совей индивидуальностью. Французский писатель Морис Дрюон в «Воспоминаниях Зевса» пишет: «Число есть слово неизреченное; оно есть волна и свет, хотя никто их не видит; оно есть ритм и музыка, хотя их никто не слышит. Оно неизменно, но вариации его безграничны. Любая форма жизни есть конкретное проявление Числа».
Изучив литературу по теме, мы узнали, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая пищу. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д.
По одной из древних легенд тот самый Прометей, который украл на Олимпе огонь и отдал его людям, заодно познакомил их с числами и научил грамотно управляться с их значениями. За это он был наказан. Но наказание наказанием, а дело было сделано: в руках людей появился замечательный инструментарий: огонь – для поддержания жизни и числа – для решения самых запутанных интеллектуальных задач, прочтения собственной судьбы. Позже люди обратили внимание, что весь мир подчинен законам чисел и стали вдумываться и искать ключи к их пониманию. Так на заре самосознания человечества родилась одна из наиболее древних наук – нумерология. Нумерология занимается толкованием разнообразных числовых закономерностей, то есть каждое число обладает особыми свойствами, присущими только ему. У истоков нумерологии стояли Пифагор и Платон, ею занимались Леонардо да Винчи, Нострадамус, Менделеев, Королев и еще многие и многие инженерные и технические гении человечества.
Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и по телевидению часто приходится слышать: "…исполняет солист Большого театра…". Слово "солист" означает "певец, музыкант или танцор, который выступает один". А происходит оно от латинского слова "солюс"- один. От этого же латинского слова происходит и "солидарность", то есть единство. Да и русское слово "солнце" похоже на слово "солист". Разгадка очень проста: когда римляне (в древности они говорили по-латыни) придумывали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами, глазами и т. д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями "я" и "ты", а были языки, где "один" звучало так же, как "мужчина", "два"- как "женщина".
Позднее другие племена дали особое имя числительному, которое мы называем "три". А так как до того они считали "один", "два", "много", то это новое числительное стали применять вместо слова "много". Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир - его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света - восток, юг, запад и север, знали четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3, а число 4.
Затем человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой "вычислительной машиной», - пальцами рук и ног: например, слово "пять" в русском языке происходит от древнеславянского слова "пясть» - рука ("запястье"). А у некоторых племен число "двадцать" называлось "весь человек"! Во многих языках слова "два" и "десять" созвучны.
Символические значения чисел дошли до наших дней в их первозданном виде. Несмотря на то, что мир перешел в новое тысячелетие, а общество стремительно развивается, представления о некоторых числах как о чем-то неизведанном и мистическом сохранились в сознании почти каждого человека, независимо от культуры и традиций его страны.
Русская народная традиция пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках, и в былинах, и в христианских преданиях. Присутствие чисел в ней наблюдается очень часто, и почти всегда числа выступают как священные и глубоко символические.
Число 1 встречается в русской народной традиции крайне редко. Например, образ Аники-воина, который выезжает в чисто поле, чтобы биться с врагом одному, а также символ копья и единорога, встречающиеся в текстах летописей и древних преданий. Однако в христианской культуре число один – это символ единства, совершенной целостности: един Бог, един космос (Вселенная).
Идея и символика числа 2 чрезвычайно интересна и охватывает очень многие стороны жизни человека. Двойственность изначально была характерна для народной культуры. Например, она проявляется в образах Чернобога и Белобога, Ивана и Купалы, олицетворяющих собой две половины года. Идея чёта и нечета выражала собой соотношения правого и неправого начал. Славянскую мифологию пронизывала идея борьбы таких начал, как Жизнь и Смерть, живая и мертвая вода, Права и Кривда. Можно привести многочисленные примеры парности, определяющие во многом сознание и современного человека:
- симметрия тела человека и животного;
- день и ночь, утро и вечер;
- антонимы в языке;
- небо и земля;
- добро и зло.
Русская традиция с точки зрения числовой символики посвящена числу 3. Это проявляется не только в почитании одного из самых высоких христианских понятий – Троицы, но и в даже в предельно сниженных чертах национального бытия, например, в привычке пить на троих. Троичностью пронизаны и дохристианские русские символы и понятия – культовые образы «трех солнц», три коня, установленные на крышах некоторых домов в виде вырезанных из дерева фигур, три сферы (небо, вода и земля), три пути на выбор, предлагаемые спутнику судьбой.
В христианской традиции число 3 считается совершенным числом, это символ божественного совершенства, это число, являющееся основой жизни и мышления. Число три считается символом устойчивости ( в математике именно плоскость определяется тремя точками). На уроках русского языка, мы постоянно выделяем 3 грамматических лица (1-е, 2-е, 3-е), три грамматических рода (мужской, женский, средний), у глагола, да и в жизни, три времени – прошедшее, настоящее, будущее.
Число 4 – символ максимальной устойчивости. Стоит только перечислить то, что связано с четверкой, и станет ясно, насколько это число значимо, например:
- четыре стороны света;
- четыре конца православного креста;
- четыре стихии мира: огонь, вода, земля, воздух;
- четыре времени года.
Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость.
Почитание числа 5 опиралось в русской традиции не только и не столько на языческие корни, сколько на христианские истоки. Пятерка воспринималась как знак таинственного соединения земной церкви с Богом. Число 5 постоянно присутствует в тексте Евангелия, например: Евангельская легенда о пяти хлебах, насытивших 5 тысяч человек, и притчи о пяти мудрых и пяти неразумных девах и слуге, умножившем данные ему пять талантов на другие пять. В богослужении Русской Православной Церкви можно наблюдать ритуал благословения пяти хлебов на литии во время всенощного бдения и употребление на проскомидии во время литургии пяти просфор. На российской земле часто строили храмы о пяти главах и создавали иконостасы в пять рядов. Пятерка символизирует порядок и совершенство, представляет пять чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Число 6 традиционно считается дьявольским. Почему? Об этом чуть позже.
Число 7 символизировало целостность мироздания и так же, как и пятерка, опиралось не только на языческую, но и православную числовую символику. Число 7 – символ святости, здоровья, разума, символ тайны и тайного мистического знания. Что есть семь? Семь дней недели, семь тонов музыкальной шкалы, семь добродетелей, семь смертных грехов, чувственное выражение всеобщего порядка (семь цветов радуги и семь небес).
6 = 7-1 (мир без 1, то есть без Бога).
Число 8 также встречается в древнерусских текстах, хотя его наиболее важное проявление – графическое. Восьмилучевая звезда Богородицы относится к сакральным славянским раннехристианским символам. Известное святилище Перуна, окруженное восемью кострищами, расположенными по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света.
Число 9 весьма часто встречается в русской народной культуре. Русская народная сказочная традиция украшала демонического змея тремя, но гораздо чаще трижды тремя, т.е 9 головами, которые должен срубить добрый молодец буланым мечом. Этот девятиглавый демонический змей, тождественный образу Черного Бога Земли, практически бессмертен, поскольку на месте срубленных одним махом трех голов вырастают три другие. Лишь вмешательство высших сил и смекалка героя, правильно использующего острый меч (единицу), помогают победить непокорную девятку (перевернутую шестерку ) и утвердить единство.
Число 12 образ народа Божия (12 апостолов), полнота и счастье мира – 12 месяцев.
В русской культуре некоторые другие числа имели свой смысл.
Число 13 (12+1) символизировало собой горе, несчастье, неудачу, потерю.
Число 40 в Священном Писании и в христианской практике связано с молитвой, очищением (возможно, поэтому считается, что душа после смерти покидает землю на 40-й день).
1.3 . Частота употребления чисел
Наиболее часто употребляемыми и считаются счастливые числа 3,4,5,7 и кратные им 10,12,30,40,50,70,100.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская народная духовная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках , былинах, христианских преданиях. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду, и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.
Трудно не согласиться с французским писателем Морисом Дрюоном, сказавшем, что число есть слово неизреченное; оно есть волна и свет, хотя никто их не видит; оно есть ритм и музыка, хотя их никто не слышит. Оно неизменно, но вариации его безграничны. Любая форма жизни есть конкретное проявление Числа.
Приложения
Приложение 1
Пословицы и поговорки
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
«6»
«7»
«8»
«9»
«10»
Остальные числа.
Приложение 2
Числа в сказках
Число 1.
«В одной деревушке жили два мужика, два родных брата: один был бедный, другой богатый». ( «Горе», [8, с. 20])
«И остался он один-одинешенек». («Горе», [8, с. 23])
Число 2.
«В одной деревушке жили два мужика, два родные брата: один был бедный, другой богатый.» («Горе», [8, с. 20])
Женился мужик вдовый с дочкою на вдове – тоже с дочкою, и было у них две сводные дочери. («Дочь и падчерица», [8, с. 30])
«Жил – был купец, у него было два сына: Дмитрий да Иван.» («Вещий сон», [9, с. 20])
Число 3.
Многие сказки начинаются со слов: «Жил был царь (мужик, старик) и было у него три сына (три дочери).» Многие испытания сказочных героев происходят в тридевятом царстве, в тридесятом государстве или за тридевять земель. Героям сказок приходится выбирать из трех дорог - одну, или одну из трех надписей на камне: «Налево пойдешь, голову потеряешь. Направо пойдешь, жизнь потеряешь. Прямо пойдешь, вообще не вернешься». Герои сказок преодолевают испытания прежде, чем достигают цели. И этих испытаний, как правило - три.
В сказке «Царевна-змея» трижды царевна падала оземь, трижды обвивалась вокруг шеи, трижды оборачивалась змеей.
В сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что» Андрей – стрелок, чтобы уберечь свою жену Марью-царевну от хитрого царя, сначала «пустился» узнавать как поживает покойный царь-батюшка, потом добыл кота Баюна и пошел туда – не знаю куда, приносил то – не знаю что.
Герой сказки «Мудрые советы» прежде чем начать действовать «три раза обошел вокруг царя, все оглядывая вокруг»
В сказке «Сивка — бурка»: «Три ночи сторожили братья пшеницу»; «Только на третий день Иванушка – дурачок до окна царевны допрыгнул и снял перстень с ее руки.» [8, с. 10]
Числа 4 и 5
Числа 4 и 5 в русских народных сказках встречаются нечасто.
«Вот их набралось в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать.»
(«Звери в яме», [11, с. 10])
«Жил – поживал Кузенька один – одинёшенек в тёмном лесу; у него был худой домишко, да один петушок, да пять курочек.» («Козьма Скоробогатый», [9, с. 14])
Число 7
«Идут семь волков серых, и один белый – и прямо к стогу.»(«Напуганные медведь и волки», [8, с. 113]).
«В одном месте у мужика было семь сынов, семь Симеонов – все молодец молодца лучше, а такие лентяи, неработники – во всём свете поискать» («Семь Симеонов», [8, с. 98]).
Число 12
«Иван – царевич вскопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошёл под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал.» («Кощей Бессмертный», [9, с. 210])
«Ровно в двенадцать часов слышится солдату, что кто-то гласит из этой башни.» («Елена Премудрая», [8, с. 5])
«В другой раз выпустил он двенадцать жеребцов – все, как один, и гривы на одну сторону.» («Хитрая наука», [8, с. 116])
Ровно в двенадцать часов попадали все запоры и растворились все двери; входит в избу покойник в белом саване и бросился на старуху. («Рассказы о мертвецах»,[9, с. 230] )
В 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена Премудрая», «Кощей Бессмертный» и др.).
Число 40
В русских народных сказках живое существо, имеющее много ног называлось «сороконожкой» («Бедные люди»), а какое-то событие, например дождь из лягушек длилось 40 дней и ночей («Хитрая наука»). Еще в 19 веке считалось, что охотник может убить 40 медведей, а 41 окажется роковым.
Я встретила использование число 40 только однажды, а также в волшебной сказке использовалось число 41.
«Растворились двери – и несут сорок человек ружьё не ружьё, а целую пушку.» («Безногий и безрукий богатыри»,[9, с. 108] )
«Старик воротился в деревню; в ихней деревне был сорок один двор; вот он обошёл все дворы, собрал с каждого по яичку и посадил клушку на сорок одно яйцо.»( «Баба – Яга и Заморышек», [9, с. 281]).
Число 100
Русский народ использовал число 100 для обозначения понятия «очень много».
«Взял у отца сто рублев и пошёл к кузнецу. («Баба – Яга и Заморышек»,[9, с. 108] )
«Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама всё стоит на своём, что лучше жить правдою.» («Правда и Кривда», [9, с. 3]).
«Старик заплатил сто рублей; а Иван Несчастный пошёл домой, приходит, хвать – денег нету, дорогою выронил.» («Доброе слово», [9, с. 83] ).
«Привели жеребца из лесу; дал барин знахарю сто рублев, и пошла об нём слава по всему царству.» («Знахарь», [8, с. 120])
« -Коли так,- говорит барин,- вот тебе мой приказ: украдь у меня чёрного быка из-под плуга; уворуешь – дам тебе сто рублей, не уворуешь – влеплю сто плетей.» ( «Вор», [8, с. 244])
Числительное 100 употребляется в русских народных сказках чаще всего с существительным «рубль»: Правда дает Кривде 100 рублей, все, что у нее было; Старик платит Ивану Несчастному сбережения всей жизни - 100 рублей, барин платит знахарю огромные деньги - 100 рублей - за жеребца и приобретает славу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бидерманн Г. «Энциклопедия символов» / Бидерман Г. М., «Просвещение», 2007 – 375с.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе. / Глейзер Г.И. – М., «Просвещение», 1981 –287с.
3. Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. / Депман И.Я. – М., «Просвещение», 1999- 288с.
4. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. / Кузнецов С.А. – М.: «Наука», 2004. – 1200с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Ожегов С.И. – М.: «Просвещение», 2006. – 1000с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. / Ожегова С.И., Шведова Н. Ю. – М.: «Азъ», 2000. – 900с.
7. «Русские народные сказки». / «Русские народные сказки», М.: «Правда», 1982. - 280 с.
8. «Сказки» / М.: «Советская Россия», 1989. – 300с.
9. Энциклопедия для школьника. / Энциклопедия для школьников, М.: «Лабиринт», 1998 - 450с.
Какая бывает зима
Ледяная внучка
Колумбово яйцо
Девочка-Снегурочка
Разлука