История Серафимо-Понетаевского женского монастыря, расположенного в с.Понетаевка Шатковского района Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_serafimo-ponetaevskiy_monastyr.docx | 37.71 КБ |
Серафимо-Понетаевский
женский монастырь
Архипова Елена , 10 класс,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя школа»
Руководитель: Торунов Иван Николаевич,
учитель истории муниципального общеобразовательного учреждения «Лесогорская средняя школа»
Введение
Сохранение истории родного края неразрывно связано с историей русской православной церкви. Шатковский район богат своей историей, своими людьми, своим историческим наследием. При выборе темы я сразу же выбрала один из центров женского монашества в России второй половины 19 – начала 20 века – Серафимо-Понетаевский монастырь. История монастыря сложна, многогранна и интересна. Данная тема относится к числу наиболее актуальных в данной тематике. Понетаевская обитель в те времена была духовны центром округи. По своему развитию это был один из самых быстро растущих (по количеству увеличения монахинь, архитектурных построек и экономическим показателям) женских монастырей Российской империи. Но все изменили события 1917 и последующих годов.
Сейчас с возрождением церквей, монастырей в России неприемлемо забывать о таких монастырях как Серафимо-Понетаевский. Тысячи людей служили в монастыре, развивали хозяйство, давая работу сотням людям из соседних деревень. Но самое главное - были духовным оплотом, молясь за мир на русской земле.
Предметом исследования является изучение истории Серафимо-Понетаевского женского монастыря.
Цель исследования - изучение исторического наследия Серафимо-Понетаевского женского монастыря.
Задачи исследования:
Работа состоит из введения, основной части (включает 3 пункта), заключения, списка источников.
Возникновение монастыря
В 1861 г. При выборе настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря путем жребия была избрана Гликерия Васильевна Занятова (в монашестве Евпраксия). Но в самом монастыре многие были недовольны таким выбором. На местное епархиальное начальство стали посылаться жалобы в высшее духовное правление о пристрастных действиях в деле избрания настоятельницы. В результате Святейший Синод не утвердил кандидатуру Гликерии и предложил 6 марта 1862 г. удалить Гликерию Занятову и еще двух сестер.[1] В разбирательстве этого дела принял участие даже митрополит московский Филарет. Решение Синода вполне понятно: это и стремление погасить скандал, и желание поставить во главе монастыря грамотную девицу из дворянского рода. Первым порывом изгнанниц было решение пойти на могилку батюшке Серафиму. По словам Гликерии, она услышала совет от батюшки – пойти в с.Понетаевка, где они смогут найти приют.
В с. Понетаевка много лет проживала в своем имении Елизавета Копьева, которая хорошо знала Гликерию. Увидев измученных сестер, узнав о том, что произошло, Елизавета Алексеевна сразу предложила изгнанницам приют. В короткие сроки в имение Копьевой собралось более сорока сестер. Елизавета Алексеевна написала прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Нектарию об учреждении в ее имении женской общины во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих в Радость». Община была утверждена государем императором и Святейшим Синодом в кратчайшие сроки 27 октября 1864 г. (менее чем два года). Именно Гликерия еще в 1860 г. привезла короткую полумантию преподобного Серафима, которую положили на постель великой княжны Марии Александровны. Полумантия излечила от болезни. Государь Александр II, после официального утверждения Понетаевской женской обители, сразу пожаловал 600 десятин земли. На этом лесном хуторе, получившем название «Царская дача», впоследствии был основан Введенский скит Серафимо-Понетаевского монастыря. Община быстро строилась, и в 1867 г. из отчета благочинного Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря Макария известно, что в общине имеется «…церковь одна и в ней один Престол, жилых корпусов 10, один из них каменный и девять деревянных…Сверх оных еще конный и скотный двор с двумя жилыми корпусами. В общине была выстроена больница на каменном фундаменте. Проживало в общине 40 монахинь и 130 послушниц. В том же 1867 г. в общине были построены трапезная и церковь.[2] Еще в 1866 году у монастыря появился деятельный помощник и благодетель – елабужский купец Сергей Петрович Петров. Благодаря ему за короткий период в общине появились 12 хуторов, на которых выращивали телят; имелась овцеферма, пчельник, сад, маслобойка. В лесопильном заводе чуть позже даже была установлена паровая машина.[3] А на хуторе ферма сестры разводили голландских племенных молочных коров швицальгаусской породы.
В 1869 году Серафимо- Понетаевская община была возведена в степень третьеклассного общежительного женского монастыря, с учреждением при нем училища для девиц духовного звания. В истории Нижегородской епархии это единственный случай, когда за такой небольшой срок с 1862 по 1864 год сначала утверждена община, а затем, всего через пять лет – монастырь.
Таким образом, во второй половине 19 века появляется крепкий оплот духовной жизни на территории Нижегородской губернии, который по своему развитию не уступал другим женским монастырям всей Российской империи.
Развитие монастыря
Монастырь богатеет, быстро строится. За 19 лет существования положение монастыря настолько изменилось, что он смог сам себя содержать и количество монахинь в нем не ограничивалось. В 1867-1873 годах построен каменный корпус — трапезная и большое помещение для сестер, в нем домовая церковь в честь Пресвятой Богородицы Живоносного Источника. В середине 1870-х годов в монастыре начаты работы по постройке каменного корпуса для художественной мастерской. 24 ноября 1885 года в этом корпусе была освящена домовая церковь в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
В 1882 году было построено первое большое кирпичное здание называемое «игуменским», в нем жила игуменья.[4] В восточной части корпуса был устроен храм, составляющий с ним неразрывную связь. Назначение его – чтобы престарелые и больные, лишенные возможности двигаться, могли слышать богослужение из комнат, расположенных в соседстве с храмом. Храм был сделан в два яруса: нижний храм – на уровне 1 этажа и верхний – на уровне 2-го и 3-го этажей. Нижний храм (в честь Серафима Саровского), был предназначен для погребения в нем благотворителей обители, верхний (в честь Сергия Радонежского) – для вседневных богослужений. С западной стороны корпуса расположилась колокольня.
Численность сестер монастыря быстро росла. Если в 1872 году их проживало 247, то в 1884 году уже 408.[5] В 1888 в нем проживало 442 женщины. В монастыре имелись: три церкви, 15 жилых корпусов, из них 5 каменных, каменный живописный корпус, имелось большое количество хозяйственных построек, земли для сельскохозяйственных работ свыше 1500 десятин, леса 511 десятин, несколько хуторов, лесные дачи, капитала в бумагах на 11050 рублей, каменная часовня в Нижнем Новгороде. Часовня эта при начале Похвалинского съезда замечательна не древностью, а превосходной архитектурой, она построена в начале 70-х годов архитектором Л.В. Далем в стиле 17 века. При ней имелись каменные пристройки для живущих там сестер. В часовне находились 3 превосходные иконы работы академика П.С. Сорокина, руководившего иконописными мастерскими Понетаевской общины.[6]
Преемницей матушки Евпраксии стала игуменья Нектария, которая одна из первых в 1862 г. перешла в Понетаевскую обитель. Нектария состояла попечительницей трех церковно-приходских школ. За свои труды, за развитие женского образования царское правительство удостоило настоятельницу золотым наперстным крестом с изображением кабинета его императорского величества. К 1911 г. в монастыре проживало 860 сестер и 50 девочек сирот. Недвижимого капитала в банковских билетах было на 67 760 рублей серебром. После Дивеева это был второй по количеству сестер монастырь епархии. Архитектурный ансамбль монастыря окончательно сложился к 1911 г. Монастырь обнесен кирпичной оградой, внутри которого находились домовые храмы, величественная колокольня, фонтан, многочисленные кельи.
Монастырь стал заниматься благотворительностью, решать социальные вопросы. В монастыре находился большой больничный корпус, была построена богадельня для беспомощных старых женщин, приют для девочек сирот, гостиница.
Однажды Понетаевский монастырь посетил известный русский философ В.В. Розанов «…везде – помощь, ласка без упрека, , без досады, усталости, лени; Все поражало то великое преображение, какое производит в человеке обстановка, дух, «устав монастыря.» Монастырь давал людям работу из соседних сел, хуторов, давал людям веру и спокойствие, а самое главное веру в добро. Но пришел 1917 год.
Школа живописи
С первых дней возникновения Серафимо-Понетаевской обители сестры занимались живописными работами, так как были искусными художницами. Вот что мы узнаем из документов: «В числе пришедших были самые лучшие живописцы и мозаичного искусства художницы, обучавшиеся живописи и мозаике в С.-Петербурге под руководством профессоров Академии художеств П. С. Сорокина… Мозаическому искусству инокини первоначально обучались в Петербурге у известных итальянских художников братьев Бонафеде, исполнявших грандиозные мозаические иконы в Исаакиевском соборе. …Сестры эти занимались в с.Понетаевке художественными работами, келейное правило совершали в доме». Эти мастерицы позже и создадут славу Серафимо-Понетаевского монастыря своими удивительными иконами, которые они писали не только по дереву, холсту, но и по финифти? И это последнее - самое удивительное, так как росписью по финифти никто в нашем крае больше не занимался. Этот удивительный вид росписи на эмали в XIX веке процветал в городах Москве, С.-Петербурге, в Ростове-Ярославском и в селе Понетаевке. Из отчетов монастыря за 1867 год стало известно, что росписью по финифти занимались пять монахинь, а еще две заняты были тем, что приготовляли плитки и оправу для финифтяных образов[7].
А уже в 1885 году монастырь прославился на всю Россию своей удивительной по красоте и благодатной целительной помощи иконой Божией Матери «Знамение». В 1877 году в городе Любиме Вологодской губернии, умер мещанин Иван Войлошников, оставивший после себя вдову и 17-ти летнюю дочь Клавдию. За утешением в постигшем их горе мать и дочь поехали в Павло-Обнорский монастырь к отцу Иоасафу (Толстошееву). Клавдия хоть и бывала ранее в монастыре у батюшки, но сама о поступлении в монастырь никогда не думала, а отец Иоасаф вдруг стал настойчиво направлять её в Серафимо-Понетаевский монастырь. Приехав в монастырь, она поняла, что это то место, где она хотела бы жить. Два года продолжалось обучение, а в 1879 году ей разрешено было скопировать икону Знамения Пресвятой Богородицы, купленную благодетелем монастыря у художника П.С.Сорокина. 4 мая 1885 года в 9 часов вечера сестры, бывшие на молитве в келии игуменского корпуса, вдруг заметили, что икона Знамения Пресвятой Богородицы стала светлеть ликом, взор Богородицы, устремленный на иконе вверх, стал направляться на молящихся сестёр обители. Явно для всех Божия Матерь смотрела прямо в глаза сестёр. Явление продолжалось четверть часа, потом повторилось в 12 часов ночи. Икону перенесли в монастырскую церковь, где чудесные явления повторились. Вслед за этим стали происходить исцеления больных. Исцеления происходили на глазах многих очевидцев.
Святейший Синод 27 сентября 1885 года издал указ согласный с мнением Духовной консистории. Икона Божией Матери Знамение из Серафимо-Понетаевского монастыря была объявлена чудотворной. 14 ноября 1885 года после совершения Литургии в кафедральном соборе чудотворная новопрославленная икона с великой честью, при большом стечении народа была отправлена из Нижнего Новгорода в место своего обитания, в предъизбранную Ею Серафимо-Понетаевскую обитель. Слава о чудотворной иконе стала быстро расходиться по России. Монахини-художницы делали списки, в точности повторяющие оригинал (например, Корреджо «Рождество», Рембрант «Портрет женщины»). В 1871 г. живописными работами занимались 25 монахинь, из них 4 сестры мозаичные иконы, 3 сестры чеканкой образов, 4 финифти. Например, доход от живописных работ в 1872 г. составил 1498 рублей. И с каждым годом он увеличивался. В начале ХХ века, в Нижегородской епархии не было, наверное, ни одного храма и монастыря, где бы ни имелся образ Серафимо-Понетаевской Божией Матери Знамение.
Заключение
В своей работе я попыталась обобщить основные вехи существования одного из самых красивых монастырей Нижегородской губернии. Многое из истории монастыря уже забыто, а то, что осталось, самое главное – это попытка обобщить уже имеющееся. Размах, развитие монастыря поражает: вековые постройки, которые сейчас служат для Понетаевского психоневрологического интерната, изобразительное искусство на уровне лучших художников того времени, хутора по всей округе, которые работали в разных направлениях (молочное, лесное, земельное и т.д.), благотворительность для стариков и сирот и многое другое. О значении монастыря говорит тот факт, что паломнический маршрут долгие годы назывался Саров-Дивеево-Понетаевка.
В настоящее время идет постепенное возрождение. В 2013 г. произошла реставрация, и освещена церковь в честь Серафима Саровского и церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих». Понетаевская обитель возрождается как скит Дивеевского монастыря.
В своей работе мы поставили цель и задачи. В ходе исследования мы рассмотрели соответствующие источники, рассмотрели основные периоды истории монастыря, показали важность изучения данной темы.
В заключении хочется опять обратиться к русскому философу В.В.Розанову, который однажды побывал в монастыре: «Сияют куполами и крестами великолепные храмы; позолота, книги, живопись…весь внешний облик являют чрезвычайную тонкость, самый изощренный вкус, к созданию которого уже бессильно наше время…»
Список литературы
[1] А.А. Инжутов. Серафимо – Понетаевская обитель - журнал «Нижегородская коллекция» (www.collection – nn.ru/)
[2] О. Букова. Женские обители преподобного Серафима Саровского.- Нижний Новгород: изд-во «Книги».-2003.- с.478-481
[3] Альбом Понетаевского психоневрологического интерната.- 2009.
[4] Из воспоминаний А.Ф. Сизина «История села Понетаевка» (машинопечатный вариант)
[5] А.А. Инжутов. Серафимо – Понетаевская обитель - журнал «Нижегородская коллекция» (www.collection – nn.ru/)
[6] www.ortho-rus.ru
[7] О. Букова. « Саров-Дивеево-Понетаевка. - serafim-library.narod.ru
Рисуем кактусы акварелью
Мальчик и колокольчики ландышей
Разноцветное дерево
Музыка космоса
Лупленый бочок