Исследовательская работа по биологии
Вложение | Размер |
---|---|
"Левша.Кто он?" | 597.26 КБ |
Содержание
Страница
Введение…………………………………………………………………….....3
Актуальность…………………………………………………………………..3
Цель.Задачи.Гипотеза……………………………………………………..…..4
Глава 1. Основная часть.
1. Мифы и факты………………………………………………………..…….5
2. Левша-кто он ?......................................……………………………….…...6
3. Причины леворукости
3.1.Важность обоих полушарий………………………………………7
3.2.Существуют ли природные причины леворукости……………..8
3.3.Правши начинают и выигрывают…
3.4.А левши-талантливые……………………………………………..9
3.5.Правое и левое полушарие головного мозга………………….....10
4.Проблемы адаптации……………………………………………………….11
5.Великие и знаменитые «левши»…………………………………………...12
Глава 2. Экспериментальная часть.
Исследование.Тесты.Методики……………………………………………..13
Рекомендации учителям……………………………………………………..17
Рекомендации родителям……………………………………………………18
Выводы………………………………………………………………………..19
Заключение.Перспективы работы…………………………………………..19
Библиографический список…………………………………………………20
Введение.
Актуальность проблемы.
Я ученица 10-го класса Борцовской средней школы Гульченко Диана, от природы я-«правша», но со мной в классе учатся девочки, которые пишут и любую работу выполняют левой рукой.С начальной школы мне было интересно за ними наблюдать, левую руку они не привычно для меня «выворачивают» и пишут, наклон у них тоже особенный, я конечно тоже пробовала писать левой рукой, но увы получаются лишь не разборчивые каракули.Значит, для того чтобы писать и выполнять работу левой рукой необходимы какие-то особые данные ?
Мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях.А так же ответить на интересующие меня вопросы:
Тема моего исследования:
Левша.Кто он?!
Цель: Узнать кого относят к «левшам».Определить соотношение «правшей» и «левшей» .
Задачи:
Объект исследования: экспериментальные группы:
Предмет исследования: интересы, увлечения, достижения, успехи в учебе.
Гипотеза: Я предполагаю, что леворукость –это не болезнь !
Методы исследования:
(использовали систему тестов для определения рукости, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским).
Данная работа носит как теоретический, так и исследовательский характер. В работе раскрывается учение о праворуких и леворуких людях. Экспериментальным путём определено количество правшей и левшей среди исследуемых групп, и их особенности. Исследования позволяют школьникам, родителям и учителям получить дополнительные знания о леворукости и применить их в воспитании и обучении детей и убедиться, что леворукость – это не болезнь.К работе прилагаются рекомендации по работе с левшами, рекомендации для родителей таких детей.
Глава 1. Основная часть.
1.Мифы и факты.
Понятие «левша» у меня ассоциируется с большим талантом, лесковским Левшой. Надо же, подковал блоху! Одной левой!
Строгие правила мусульманского Востока говорят о том, что нельзя дарить левой рукой подарки, подавать ей пищу, поздравлять других людей. Согласно ним считается, что у левши так называемая «нечистая» рука. Похожие представления есть и в христианстве, причем не только в религиозном, но и в бытовом отношении. На самом деле человек-левша – это абсолютно не страшно.
Сегодня я знаю, что леворукие люди существовали всегда и везде. С ними даже связано множество легенд и мифов. Например, в Древней Греции считали, что левша способен приносить счастье, ведь он состоял в родстве с богами. Почти так же полагали китайцы и индусы. Это очень редкий пример, когда левшей признавали хорошими людьми. Древние германцы, сравнивая левшей и правшей, нарекали первых неумехами за неумелое обращение с оружием и инструментами. Их обвиняли в пособничестве дьяволу и колдовстве.
Вокруг левшей соткано немало мифов:
1. Левша обычно ассоциируется с неуклюжим человеком. Это заблуждение.
2. Использование левой руки для еды - безнравственно и безобразно. Это абсолютная глупость.
3. Детям-левшам труднее изучать алфавит. Не верно вообще. Ребенок-левша просто адаптируется ко всем видам деятельности и инструментам, предназначенным для правой руки. Фактически, многие левши обладают более опрятным почерком, чем правши.
4. Левшам труднее в рукопашном бою. И это совсем не верно. История свидетельствует, что многие левши имеют преимущества в рукопашном бою даже в пределах ринга.
А теперь рассмотрим факты:
1.Левши нередко находятся в невыгодном положении, используя инструменты, разработанные для правой руки. Хорошо, это действительно так, но сегодня, есть целый диапазон инструментов и оборудования, разрабатываемых в том числе для левшей. Многие инструменты, предназначенные для правой руки, также доступны левшам (Приложение 1).
2.Исследования показывают, что левши обладают достаточно высокой успеваемостью в учебе. Это связано с расширенными возможностями языковых центров в мозге левшей. Множество математических, артистических и спортивных гениев были левшами.
3.Левши имеют более короткую продолжительность жизни, чем правши. Согласно статистическим данным, левши чаще становятся жертвами несчастных случаев. Причина этого явления в том, что подавляющее большинство людей в мире - правши. А все технические системы преимущественно приспособлены под большинство.
4.Левши используют визуальные стимулы для обработки информации. Исследования показывают, что левши "переваривают" информацию не так, как правши. Вместо последовательного выполнения задач их мозг обладает способностью к мультизадачности, синтезируя информацию и вырабатывая решение.
2.Левша-кто он? Деление на группы, по доминирующей руке.
Так кто же они? Чем они интересны? В чем отличие левшей от правшей? «Левшой» называют человека, у которого левая рука обладает доминирующей активностью. Есть мнение, что у этих людей правое полушарие мозга намного сильнее развито. Оно контролирует образное мышление и память. Собственно, этим левши отличаются от правшей, у которых доминирует правая рука.Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
Антонимом к термену "левша",является:
Правша (праворукий) — человек, который наиболее ловко использует правую руку по сравнению с левой: он скорее всего будет писать правой рукой, а также будет применять данную руку для личных нужд, кулинарии и так далее.
Более маленький процент населения составляют амбидекстеры.
Амбидекстри́я (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. У амбидекстров равномерно развиты оба полушария мозга, такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения.
3.Причины леворукости.
Причина этого - особенность функционирования человеческого мозга. Ни для кого не секрет, что мозг состоит из двух симметричных полушарий, похожие на дольки грецкого ореха. При этом левое полушарие контролирует правую половину человеческого тела, а правое - левую. Относительно рук, это означает, что правая рука подвластна левом полушарии, а левая находится в подчинении правой. Интрига заключается в том, что полушария выполняют различные функции. Левое полушарие психологи называют «логичным», поскольку она является доминирующей при выполнении таких операций как чтение, письмо, счет, логические расчеты. Правое полушарие - «интуитивная» или «эмоциональная» - имеет дело с образной информацией, поступающей от основных органов чувств. Она активизируется у человека особенно при волнениях и выражении собственных эмоций, а также при распознавании эмоций других людей.
3.1.Важность обоих полушарий
Левое полушарие мыслит узко и абстрактно, а правое - панорамно и нестандартно. Левое полушарие ориентировано на будущее, а правое живет картинками прошлого. Несмотря на функциональные разграничения, деятельность обоих полушарий является взаимодополняющей поэтому нельзя говорить, о важности или предпочтение одной из них. Даже при решении самой банальной задачи необходима согласованная работа обоих полушарий, поскольку мыслим мы обычно словами (дар левого полушария), а большую часть информации получаем визуально (работа правого полушария). Большинство ученых считают, что у новорожденных оба полушария головного мозга являются взаимозаменяемыми, это объясняется неразвитой психикой и неумением говорить. Функциональная асимметрия полушарий мозга, а значит и определения той или иной руки возникает позже - примерно в 7 - 9 месяцев. А в три года родителям становится совершенно понятно, кто их ребенок - правша или левша.
3.2. Существуют ли природные причины леворукости?
Версия 1: Леворукость передается по наследству .
Комментарий генетика, кандидата медицинских наук - Ильи Сорогина:
Никаких научных подтверждений этой версии в настоящий момент не существует. Ученые всего мира уже давно пытаются найти генетическое обоснование леворукости (ген леворукости). К сожалению пока безрезультатно.
Противники этой версии утверждают, что у леворуких родителей чаще рождаются дети с основной левой рукой, только из-за внешних факторов. Ведь дети стараются во всем подражать своим родителям. Если малыш постоянно наблюдает, как мама ест и пишет левой рукой, то он непроизвольно будет копировать ее движения.
Но генетики долгое время наблюдали за детьми, которых усыновили в раннем детстве (до 3-х лет). И оказалось, что все они в качестве основной выбирают ту же руку, что и их генетические, а не приемные родители. Но в то же время у родителей с доминирующей правой рукой иногда рождаются леворукие дети и наоборот.
Версия 2:Леворукость бесспорно передается по наследству, но крайне редко в первом поколении.
Это, как правило, случается через одно или два поколения. А в одной семье могут появиться на свет и левша, и правша.Ребенок-левша – это счастье, он совсем не такой, как все, у него наверняка есть задатки нетривиальных способностей и даже гениальности. Такому ребенку нужно пристальное внимание и обязательное понимание. Воспитывать его – это и огромный труд и большая ответственность.
3.3.Правши начинают и выигрывают
«Праворукость» преобладала давно - еще два миллиона лет назад, когда потомки человека еще только осваивали членораздельный язык. Сегодня с уверенностью можно сказать, что наш мир пристроенных, главным образом, для праворуких людей, и это несмотря на то, что у каждого десятого жителя планеты Земля доминирует левая рука, и еще значительное количество планеты одинаково хорошо владеет обеими руками. Понятно, что левши чувствуют себя не совсем комфортно в этом «правом» мире, где все расположено с правой стороны. Даже прилагательное «прав» во многих языках является синонимом «правильного», «верного», в то время, когда «левый» имеет отрицательное значение. Так почему же множество людей пользуется правой рукой? Оказывается, буквально с первых минут жизни мы ощущаем на себе влияние сигналов внешнего мира, поступающие с правой стороны, т.е. левая половинка мозга получает больше информации к размышлению по сравнению с правой.
3.4.А левши – талантливые…
Уже прошли те времена, когда левшей обвиняли в сговоре с нечистой силой, однако еще несколько лет назад детей, владеющих левой рукой лучше, чем правой, тщательно переучивали, чтобы они стали «как все». Детские психологи забили тревогу, когда обнаружили, что переучивание детей с левой руки на правую приводит к задержанию умственного развития и даже к возникновению некоторых специфических проблем, например, заикание. Сегодня, когда практика переучивания отошла, количество левшей повысилась в два раза и достигла 10 - 12%.
У леворуких людей нет четкого разграничения ролей между отделами головного мозга, как у правшей. Специфика организации головного мозга левшей предусматривает развитие творческих способностей, поэтому среди левшей много талантливых музыкантов, художников и архитекторов.
Если ребенок в основном пользуется левой рукой – это не плохая привычка и не нужно пытаться ее исправлять. Так проявляется особенность развития головного мозга. И если у ребенка правое полушарие доминирует над левым, то он становится левшой.В первые годы жизни ребенка достаточно сложно что-либо определить. Малыш одинаково хорошо владеет обеими руками. И это абсолютно нормально. Потому что полушария головного мозга развиваются неравномерно. И если сейчас быстрее развивается правое, то через какое-то время его догонит или даже опередит левое.Более точно определить левша ребенок или правша можно только к четырем годам. Для этого достаточно внимательно присмотреться к малышу, какой рукой он берет ложку, как расчесывается, чистит зубы.
3.5.Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, а левое – за логику, поэтому левши и правши отличаются не только тем, что пишут разными руками. Учитывая, что у левши доминирует правое полушарие, он более впечатлительный и чувственный, поэтому нужно внимательно отнестись к методам воспитания.
Ребенок левша очень любит сказки, он переживает за героев и иногда может даже расплакаться. Для него характерна резкая смена настроения. Он выделяется и по манере общения – говорит быстро и активно жестикулирует. Также малыш обожает фантазировать.
Если ребенок левша, не стоит вмешиваться в процессы заложенные природой и пытаться изменить его сущность. Ни к чему хорошему это не приведет. Лучше помогите малышу привыкнуть к своей особенности и чувствовать себя комфортно. В нашем мире почти все ориентировано на правшей, поэтому кроха-левша вынужден постоянно контролировать свои действия. То, что все выполняют автоматически, ему приходится обдумать.
4.Проблемы адаптации
Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям не правшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9 (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им не интересно или сложно. У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.
Левши быстрее, чем правши, находят выход, или отыскивают то, в чем нуждаются. Они проще приспосабливаются к всевозможным условиям. Объяснить это можно тем, что им с детских лет приходится привыкать к вынужденной адаптации.
Единственная проблема адаптации встает перед ними, когда приходится делать выбор. Выбор между:
5.Великие и знаменитые «левши».
Этот список включает таких известных по всему миру людей, как:
Президенты США Америки: Джеймс А. Гарфилд, Герберт Хувер, Гарри С. Труман, Джеральд Форд, Рональд Рейган,
Джордж Х. Буш, Билл Клинтон, текущий Президент Барак Обама.
Легендарные лица: Александра Великий, Джалиус Сизара, Хоратайо Нельсон,
Королева Виктория, Фридрих Ницше, Элен Келлер.
Музыканты и композиторы: Карл Филипп Эмануэль Бах,
Фил Коллинз, Пол Маккартни, Ринго Стар.
Художники:
Микеланджело, Рафаэль, Леонардо Да Винчи.
Актеры: Чарли Чаплин, Том Круз, Роберт Дениро, Грета Гарбо, Вупи Голдберг, Стив Маккуин,
Анжелина Джоли, Николь Кидман, Мэрилин Монро.
Этого списка достаточно для того, чтобы развеять глупые мифы и прекратить относиться к преимущественному пользованию левой рукой как к патологии.
II.Экспериментальная часть.
Изучив теоретический материал по право-леворуким, я перешла к исследованиям, по плану:
Свое исследование я начала с анкетирования разных возрастных групп.И начала я свою работу с посещения Борцовского детского сада.Опрос и занятия с детьми проводились осенью, многие ребята болели, на момент исследования в старшей группе было 14 детей. С ребятами проводились беседы по вопросам, наблюдение за ними, и занятия на определение доминирующего полушария в форме игры. Согласно моему исследованию, в старшей группе детского сада: 14%-«левшей»,72%-«правшей»,14%-амбидекстеры.
(Приложение 2).
Продолжила свое исследование в начальной школе (учащиеся 1-4 классов). В исследовании приняли участие 45 детей.
Исследование учащихся начальной школы проводилось по той же методике, что и в детском саду. Согласно моему исследованию, в начальной школе: 4%-«левшей», 82%-«правшей», 14%-амбидекстеры.
(Приложение 3).
Затем было проведено исследование в средней и старшей школе,
3-ья группа. Перед исследованием я проводила беседы с ребятами по вопросам:
После устного опроса, я перешла к наблюдению и практическим действиям (Приложение 4).
Оказалось, что в 3-ей группе-8% «левшей»,73%-«правши»,19%-амбидекстеры.
Согласно проведенному исследованию, среди исследуемых в детском саду, выявлено-2 леворуких ребенка, из 14 обследуемых.
Среди всех учащихся нашей школы выявлено-6 «левшей», 2-в начальной и 4-в средней и старщей. После окончания исследовательской работы, и полной ее обработки, я получила общие результаты, по количеству леворуких, праворуких и амбидекстеров.
Всего обследовано 110 детей, из них «лешей»-8 человек, «правшей»-84 человека, амбидекстров-18 человек. (Приложение 5)
Результаты и анализ исследовательской работы подтолкнули меня на проведение дальнейшего эксперимента, я провела работу по изучению интересов экспериментальных групп, и сравнила их между собой, согласно таблице
Изучение интересов экспериментальных групп (дет.сад)
Интересы | Леворукий 2 | Праворукий 10 | Амбидекстры 2 |
1. Конструирование и моделирование. | 1 | 9 | 2 |
2. Изобразительная деятельность. | 2 | 10 | 2 |
3. Художественный труд: аппликация, лепка, изготовление объемных поделок. | 2 | 10 | 2 |
4. Музыка. | 2 | 10 | 2 |
5. Спорт. | 2 | 10 | 2 |
6. Изучение механизмов, попытка понять действие механизма, починить. | 1 | 9 | 2 |
7. Творческая деятельность (желание придумать что-то своё) | 1 | 10 | 1 |
8. Чтение. | -- | -- | -- |
9.Талант рассказчика (желание пересказать, прочитать наизусть, сыграть роль) | 2 | 10 | 2 |
10.Иное. | - | - | Коллекционирование- |
Изучение интересов экспериментальных групп (Борцовская СОШ))
Интересы | Леворукий 6 | Праворукий 74 | Амбидекстры 16 |
1. Конструирование и моделирование. | 2 | 29 | 8 |
2. Изобразительная деятельность. | 2 | 37 | 8 |
3. Художественный труд: аппликация, лепка, изготовление объемных поделок. | 3 | 29 | 9 |
4. Музыка. | 3 | 52 | 9 |
5. Спорт. | 5 | 40 | 9 |
6. Изучение механизмов, попытка понять действие механизма, починить. | 1 | 24 | 2 |
7. Творческая деятельность (желание придумать что-то своё) | -- | 11 | 2 |
8. Чтение. | 2 | 13 | 6 |
9.Талант рассказчика (желание пересказать, прочитать наизусть, сыграть роль) | -- | 6 | 1 |
10.Иное. | - | - | Коллекционирование- |
Проведя анализ опроса и изучения интересов групп, я пришла к выводу, что интересы и увлечения праворуких и леворуких детей приблизительно одинаковы. Дети предпочитают заниматься рисованием, музыкой,
спортом.Не многие любят читать, пересказывать.
При выполнении своей работы, я выяснила и убедилась, что леворукие люди ничуть не хуже праворуких. Во многих сферах деятельности левши являются более способными и даже талантливыми. Подтверждением этого факта является мое собственное исследование.
Примером этому может служить пример…Представьте себя (правшу) за клавиатурой для левшей (приложение 1)…
А левши прекрасно приспособились к предметам для правшей, и уже это можно считать достижением.
Подводя свою работу к заключению, опираясь на свои наблюдения и исследования, а так же на работы других людей, хотелось порекомендовать в первую очередь учителям и родителям «левши»:
Рекомендации учителям:
1. Необходимо помочь леворукому ребёнку организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. На уроках труда также необходимо продумать, где посадить ребенка, чтобы он не толкал локтем соседа, как расположить инструменты и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой, так и правой руки.
3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына-дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Рекомендации родителям:
1.Учитесь вместе со своим ребенком-левшой. Объединитесь с ним против трудностей, станьте ему другом и союзником, а не обвинителем или противником!
2.Помните, леворукий ребенок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главное условие его победы в учебной деятельности.
3.Не драматизируйте школьные неудачи своего ребёнка, связанные с тем, что он – леворукий.
4.Преодолевайте школьные неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут ребёнку справиться с учебными проблемами.
5.Откройте для своего ребёнка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.
6.Писать левой рукой непросто, поэтому помогите ребёнку избегать перегрузки и переутомления.
7.Не раздражайтесь, если ребёнок сделал что-то не так, лучше поддержите его и отметьте успехи.
8.Не пытайтесь что-то делать за ребёнка, в таком случае вы только усугубите его проблемы.
9.Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребёнка, помня о том, что письмо даётся ему гораздо труднее, чем другим детям.
Выводы: В результате проведенной исследовательской работы по теме « Левша.Кто он ?!» можно сделать выводы, опираясь на изученный теоретический материал, собственное исследование и факты статистики:
Заключение:
Итак, моя гипотеза нашла свое подтверждение «Леворукость – это не болезнь». Леворукие люди, несомненно, отличаются от праворуких. Это отличие кроется в преобладании функции полушарий головного мозга.
Перспективы работы.
1.В дальнейшем продолжить начатую работу, и отследить успехи и достижения левшей.
2.Создать максимально комфортные условия для обучения левшей, обеспечив всем необходимым, как в школе так и дома, и посмотреть изменится ли успеваемость, проявится ли творчество, музыкальность и др.интересы.
Библиографический список:
1.Безруких М.М. «Леворукий ребенок в школе и дома», Москва,2003г
2.Безруких М.М. «Леворукий ребенок в праворуком мире». «Наука и жизнь»,2005г,№2 стр.145
3.Князева М.Г.,Безруких М.М. «Методика определения леворукости у младших школьников». «Начальная школа»,1995г,№6 стр.34
4.Макарьев И.С. «Если ваш ребенок левша»,Москва:Изд-во «Лань»,2003г
5. zdorovie.com›health/pravsha-ili-levsha
6. rodnaya-tropinka.ru›kak-uznat…ili-levsha-testy
7. LogoPortal.ru›test-kak-opredelit-rebenka-levshu
Как зима кончилась
10 осенних мастер-классов для детей
Зимний лес в вашем доме
Соленая снежинка
Одеяльце