Учащимся младших классов интереснее решать задачи сказочного характера, которые помогают понять текстовые задачи, осмыслить их и найти правильное решение».
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_tonya_2.docx | 73.38 КБ |
XVIII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"
Секция «Математика»
Тема: «Формирование навыков решения задач, используя сказки Братьев Гримм»
Выполнила: Казанцева Антонина
ученица 2 Б класса
МБОУ Школа № 156
Красноглинского района
Научный руководитель:
Борисова Е.Г.
учитель начальных классов
Самара
2017г
Оглавление
Введение ................................................................................................................. 3
I.Основная часть
1. Математические задачи как средство улучшения
восприятия математических процессов................................................ 4
2. Анкетирование .......................................................................................... 6
II. Практическая работа.
III. Заключение ................................................................................................... 12
IV. Список использованной литературы........................................................... 13
Введение
Как подружиться с математикой? Что необходимо сделать, чтобы математические задачи стали понятны и интересны, а числа и формулы стали жителями сказочной страны, в которую хочется возвращаться снова и снова? Занимательные задачи сказочного характера, придуманные самим ребёнком, в которых есть необычные, увлекательные ситуации помогают лучше понять текстовые задачи, осмыслить их и найти правильное решение.
Актуальность моей работы состоит в том, что учащимся младших классов интереснее решать задачи сказочного характера, которые помогают понять текстовые задачи, осмыслить их и найти правильное решение».
Цель: - создание сборника «Математические задачи по мотивам сказок Братьев Гримм»
Задачи:
1.Прочитать сказки Братьев Гримм.
2. Проанализировать главных героев, их поступки, поведение.
3.Изучить рекомендательную литературу по теме: «Как придумывать задачи по математике».
4.Составить сборник математических задач.
5. Представить данный сборник учителю и одноклассникам для решения на уроках математики.
6. Сделать выводы.
Гипотеза исследования: Занимательные задачи сказочного характера, придуманные самим ребёнком, в которых есть необычные, увлекательные ситуации помогают лучше понять текстовые задачи, осмыслить их и найти правильное решение.
Объект исследования: – математические способности учащихся.
Предмет исследования – математические задачи
I. Основная часть
1.Математические задачи как средство улучшения восприятия математических процессов.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно, не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Блез Паскаль
Математические задачи — это любые задачи, в которых дано условие, поставлена цель, которую необходимо достичь, используя математические навыки. Совмещение сказки и математики всегда будет интересней, чем обычные математические выражения на бумаге. Ребенок помогает главным героям достигать задуманные цели, благодаря правильным ответам. В процессе работы развиваются два направления: творческое и математическое.
«Математика играет огромную роль в жизни человека. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства» - писал Леонардо да Винчи.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые годы обучения. [3]
На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети любого возраста весьма восприимчивы к сказкам.
Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.
Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей младшего школьного возраста, т.к. дети этого возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста. [2]
Традиционное содержание обучения математике не позволяет в полной мере развить универсальные учебные действия. Один из возможных подходов к решению этой проблемы состоит в развитии у школьников навыков самостоятельного составления задач и решении этих задач, прибегая к творческому воображению, например, используя сказки. [1]
2.Анкетирование.
Чтобы определить, в каком направлении двигаться, я провела анкетирование среди своих одноклассников, задав им следующие вопросы:
1.Любишь ли ты решать задачи?
2.Часто ли ты допускаешь ошибки при нахождении ответа?
3.Можешь ли ты самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях?
4.Любишь ли ты читать сказки?
Экспериментальные данные позволили получить следующие результаты: большинство детей любят решать задачи, но часто делают ошибки и не могут самостоятельно найти их. Также ребятам очень нравится читать сказки.
Результаты эксперимента мы с мамой изобразили на круговых диаграммах. (рис.1,2,3,4)
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
II. Практическая работа.
1.Создание сборника математических задач
Используя полученные данные, я решила составить сборник математических задач и провести его апробацию на уроках математики, опытным путем определив его эффективность.
Так как в начальной школе большое внимание уделяется сказкам, я решила составить свой сборник по мотивам сказок Братьев Гримм. (рис.5,6)
Рис.5
Рис.6
Далее была проведена работа по распределению задач на соответствующие разделы математики, изучаемые во втором классе:
1.Задачи на сложение и вычитание
2.Задачи на сравнение
3.Задачи на уменьшение, увеличение чисел на несколько единиц
4.Логические задачи.
В моем сборнике задач есть ответы, с которыми ребята могут ознакомиться, открыв последнюю страничку.
Свой сборник я предложила учителю. Яркая , красочная брошюра вызвала интерес у моих одноклассников и они с удовольствием производили вычисления (в рамках изученного на сегодняшний день материала ), вспоминая любимые сказки. (Рис.7)
По моему сборнику ребята отрабатывали навыки решения задач в течение двух месяцев. К концу второй четверти скорость решения задач у моих одноклассников увеличилась на 40 % . Очень надеюсь, что в этом есть и моя заслуга.
Рис.7
III. Заключение
Целью моего исследования было применить наиболее эффективный и наиболее приятный метод формирования вычислительных навыков. Мне удалось его найти.
Закончив свою работу, я получила огромное удовольствие. Эта работа была трудной, но увлекательной. Она предоставила мне возможность проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, и я надеюсь, что она будет полезной не только учащимся, но и педагогам.
IV. Список использованной литературы.
1.Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.
2.3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
3.Федотова Л.Н. «Повышение вычислительной культуры учащихся», [электронный ресурс] http://festival.1september.ru:
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Финист - Ясный сокол
Для чего нужна астрономия?
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Новогодние гирлянды