Исследовательская работа по химии
Вложение | Размер |
---|---|
Хрустящий ломтик | 70.23 КБ |
Управление образования администрации Тогучинского района Новосибирской области Муниципальная научно-практическая конференция школьников Секция: ХИМИЯ (название) Савенкова Татьяна Александровна (Ф.И.О. автора) «Хрустящий ломтик» (тема работы) МКОУ Тогучинского района Борцовская средняя школа 9 класс (ОО, класс) Руководитель Савенкова Ирина Геннадьевна Учёная степень нет Квалификационная категория первая Стаж работы 7 лет Место работы МКОУ Борцовская средняя школа Должность учитель химии-биологии 2016 год |
Содержание
Глава 1. Теоретическая часть
Заболевания, связанные с питанием
Глава 2. Экспериментальная часть
Анкетирование.Изучение и анализ упаковок чипсов 11
Опыт 1.Качественное определение жиров 12
Опыт 2. Определение качества растительного масла в исследуемых
образцах чипсов 13
Опыт 3.1.Качественное определение катионов натрия 14
Опыт 3.2.Качественное определение хлорид – ионов 14
Опыт 3.3.Качественное определение крахмала 14
Опыт 3.4. Действие водной вытяжки исследуемых продуктов на белок 15
Определение калорийности продукта 15
Приготовление чипсов в домашних условиях 17
Заключение.Выводы 17
Библиографический список 19
Приложения……………………………………………………………………..20
Чи́псы (англ. chips, от chip — стружка) — закуска, представляющая собой тонкие ломтики картофеля, реже — других корнеплодов или различных плодов, как правило, обжаренных в масле (фритюре). Продаётся как готовый к употреблению продукт питания[4].
Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум», - так говорил Геродот.
Один из главных факторов, определяющих наше здоровье - это питание. Проблема здорового питания стала важна особенно в настоящее время, так как изменился образ жизни современного человека, экология и качество потребляемой пищи. С питанием люди получают вещества формирующие ткани организма, регулирующие жизненные процессы, восполняющие энергетические затраты, необходимые для жизнедеятельности. Для обеспечения всех потребностей организма и сохранения здоровья человек должен получать пищу определенного качества и в нужном количестве. От правильного питания человека с первых месяцев жизни зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Неправильное питание влечёт за собой развитие таких серьёзных болезней, как ожирение, сахарный диабет, язва и гастрит, сердечно – сосудистые заболевания, почечная недостаточность и многие другие.
В настоящее время почти все школьники и не только, в большом количестве употребляют в пищу хрустящие картофельные чипсы. Эти чипсы в ярких красочных пакетах продаются в магазинах и киосках в кинотеатрах, цирке, в буфетах…
Очень удобно на переменке или сидя вечером за телевизором перекусить 1-2 пачками чипсов, да и за компьютером в прочем тоже…
Прочувствовав пряный запах и услышав хруст, рука сама опускается в пакет и чипс за чипсом лакомство заканчивается, а какая польза от этой съеденной пачки чипсов нашему организму?
Многие люди, взрослые и дети из-за ряда факторов забывают о правильном питании и о здоровом образе жизни, что очень и очень печально. Из-за быстрого темпа жизни многие забыли, что такое настоящая вкусная домашняя еда, часто мы можем увидеть, что дети и взрослые предпочитают горячему супу растворимую лапшу из пакетов, домашним пирогам - гамбургеры и чизбургеры, а печенью - чипсы.
Так можно ли вообще есть то, чем мы привыкли перекусывать?
В своей работе «Хрустящий ломтик» я постараюсь разобраться с этой проблемой.
Цель исследовательской работы:
Провести химический анализ «популярных» чипсов, доказать их вредность и убедить в этом одноклассников.
Задачи исследовательской работы:
Объект исследования: чипсы
Гипотеза: Чипсы являются одним из самых популярных видов продукции, но мы предполагаем, что чипсы не могут заменить полноценное питание, содержат пищевые добавки и ароматизаторы и приносят вред организму.
Методы исследования:
В работе можно выделить 2 части: теоретическую и экспериментальную.
Теоретическая часть заключается в изучении литературы и интернет-ресурсов по теме: «Чипсы».
Экспериментальная часть:
Глава 1. Теоретическая часть
1.История возникновения чипсов
Под термином «чипсы» (от англ. «chips» - ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные путём отрезания от целого.
Хотя нам и сложно это представить, но многие привычные для нас продукты были изобретены относительно недавно, каких-нибудь 150-200 лет назад. И раньше люди как-то жили без майонеза, кетчупа или йогуртов. Любопытно, что чипсы, которые ныне имеют репутацию простонародной и нездоровой еды, изначально были созданы для высшего света США.
Отцом чипсов могут считаться железнодорожный магнат и один из легендарных американских миллионеров Корнелиус Вандербильт и повар отеля Moon Lake House в городе Саратога-Спрингс.В 1853 году Вандербильт остановился в Moon Lake House и во время обеда приказал официанту унести поданную ему жареную картошку, так как она была слишком толсто нарезана и не прожарилась. Повар Крам решил исправить ситуацию: он очень тонко нарезал картофель, обжарил его в большом количестве масла до хруста и посолил. Вандербильт пришел в восторг и все время пребывания в отеле поедал хрустящие картофельные ломтики [7].
В нашей стране первые чипсы появились в 1963 году и назывались «хрустящий картофель Московский в ломтиках». Производились они в Москве, на предприятии Моспищекомбинат № 1.
Сейчас в России продается довольно много марок чипсов, в том числе и отечественных.
2. Основные рецепты приготовления чипсов
Сегодня для приготовления картофельных чипсов используют специальные сорта картофеля с низким содержанием сахара и диаметром клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 800С (при этом в нём экстрагируются восстанавливающие сахара и разрушаются ферменты). Затем картофель нарезают ломтиками и после удаления выделившегося на их поверхности крахмала обжаривают в растительном масле.
Продукция, напоминающая чипсы, на самом деле готовится из пюре, для которого используются как картофельные полуфабрикаты, так и производные зерновых культур (при этом необходима дополнительная желатинизация). Возможно получение как плоских чипсов классической круглой и овальной формы, так и новых, оригинальных конфигураций типа (ракушка, облачка, спиральки). Последние правильнее называть не чипсами, а снеками.
3.Виды чипсов.
Чипсы делятся на 5 видов:
Растительные масла — источник незаменимых ненасыщенных жирных кислот - соединений общей формулы
CH3(CH2)x(CH=CHCH2)y(CH2)zCOOH, где х - 1, 4, 5, 7; у = 1-6; z = 0-7. Молекулы этих веществ имеют цис-конфигурацию, а число атомов углерода в них колеблется от 18 до 24.
Биологическая роль данных соединений пока до конца не выяснена, однако известно, что их отсутствие в пище подавляет рост, уменьшает коагулирующие свойства крови и регулирование артериального давления. Кроме того, незаменимые жирные кислоты в некоторой степени предотвращают развитие атеросклероза. Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно инициируются процессы их окисления и распада с образованием гидроксикислот, эпоксидов, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать дальше с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов. Канцерогены образуются тогда, когда продукт обжаривается свыше 8 минут! Подумайте, какую дозу этих веществ вы употребляете в пищу ежедневно? В чипсах, отличающихся особой жирностью, тоже содержится немало канцерогенов, вредных для нашего здоровья. Попадая в организм, они негативно воздействуют на клетки печени, что мешает им правильно работать. В результате мы часто жалуемся на острые боли в области живота.
4.2. Токсичные вещества
Среди многих токсичных веществ, присутствие которых в продуктах питания строго контролируют медики и диетологи, в последнее время выделяют акриламид CH2=CHC(O)NH2, поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. До недавних пор продукты питания не считались возможным источником акриламида. Настоящий шок вызвали недавно опубликованные результаты исследований шведских ученых, обнаруживших
запредельные концентрации данного соединения в особо популярных продуктах питания[10].
4.3.Пищевые добавки
Приходя в магазин, мы постоянно сталкиваемся с продуктами, в состав которых входят различные пищевые добавки: эмульгаторы, красители, консерванты. Исследования показали, что ряд таких веществ при постоянном употреблении представляет серьезную угрозу здоровью.
Пищевые добавки - это природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и сохранения их качества.
Пищевые добавки служат для окрашивания, эмульгирования и придания вкуса. Одни добавки полезны и безвредны для здоровья, а некоторые вообще считаются токсичными[9] .
Перечень наиболее опасных для нашего здоровья добавок (Приложение 1)
4.4.Органические вещества:углеводы,жиры,белки.
Если вы хоть раз обращали внимание на состав чипсов, находящийся на обратной стороне упаковки, то могли заметить, что там есть надпись «Пищевая или энергетическая ценность». Пищевая ценность продукта отражает содержание в нем полезных органических веществ, необходимых любому человеку для нормальной жизнедеятельности, то есть содержание белков, жиров и углеводов.
Жиры входят в состав растительных и животных клеток организмов и играют важную роль, так как служат основным источником энергии живых организмов.
Белки являются «строительным» материалом для нашего организма.
Конечно, в современных полуфабрикатах содержится мало полезного, но, тем не менее, эти важные вещества все еще присутствуют.
5.Заболевания, связанные с питанием [8].
5.1. Ожирение. Возникает из-за неправильного питания, особенностей нервной системы, гормональных сдвигов, малоподвижного образа жизни. Также отпечатывается наследственный фактор. У 30 % ожирение связано с нарушением обмена веществ или с расстройствами эндокринной системы. 70 % систематически переедают.
5.2. Сахарный диабет. Возникает при переедании, ожирении, неправильного питания и генетической предрасположенности. Также возможно при заболеваниях эндокринной системы: патология щитовидной железы, гипофиза, коры надпочечников. Может возникнуть и на почве осложнений при вирусных заболеваниях (гриппе, вирусе герпеса, вирусном гепатите), панкреатите, опухолях поджелудочной железы.
5.3.Сердечно-сосудистые заболевания. Возникают вследствие неправильного образа жизни и неправильного питания. Постепенного засорения артерий. Стенки артерий уплотняются и там скапливаются жиры, холестерин, начинается атеросклероз и другие сердечно - сосудистые заболевания. Атеросклероз снижает снабжение сердца кровью, лишает кислорода и питательных веществ.
Способствуют развитию болезней сердца курение, злоупотребление алкоголем, ожирение, стрессы, диабет, гипертония, малоподвижный образ жизни.
5.4. Гастрит- распространенное в наши дни заболевание органов пищеварения. На научном языке гастрит – это воспаление слизистой оболочки желудка, ведущее к нарушениям функций всего организма, особенно функций нервной системы.
Нередко раздражителями являются такие продукты, как чипсы, газированные напитки, жевательная резинка, леденцы, употребляемые без меры, содержащие в составе вредные вещества.
Опасность таких веществ в том, что они приводят к нарушениям в нашем организме, заставляют его ненормально работать, потому что они сделаны не из натуральных продуктов, а из химических веществ. По мнению врачей- диетологов, продукты с добавлением пищевых добавок нельзя давать в пищу детям. Поэтому при покупке следует быть осторожным и тщательно изучать состав покупаемого.
5.5.Кожные заболевания.
Заболевания кожи тоже нередко бывают связаны с неправильным питанием. Как было сказано выше, неправильное питание негативно влияет на состояние желудка и кишечника, а все, что «творится внутри нас, показывается снаружи». Это значит, что все процессы, происходящие в нашем желудочно-кишечном тракте, напрямую связаны с изменениями нашей кожи.
2. Экспериментальная часть
1.Практическая часть работы началась анкетированием, целью которого было изучения вкусов учащихся и учителей, выбора чипсов для эксперимента.
В анкете было предложено ответить на 4 вопроса:
1.Класс, возраст
2. Покупаете ли Вы чипсы? а)да б)нет в)часто
3. Как Вы думаете вредны ли чипсы для Вашего здоровья?
а)да б)нет в)не знаю
4.Если Вы покупаете чипсы, назовите любимые марки….
В анкетировании приняли участие 68 человек, учащиеся 2-11 классов и учителя нашей школы.
На вопрос 2. Покупаете ли Вы чипсы?
37 человек ответили-«да», 25 человек-«часто», 6 человек-«нет».
На вопрос 3. Как Вы думаете вредны ли чипсы для Вашего здоровья?
31человек ответили-«да», 25 человек-«нет», 12-«не знаю»
(Приложение 2)
2.На следующем этапе работы мы провели изучение и анализ чипсов по информации на упаковках:
Марка чипсов | Добавки «Е» |
№1. «PRO чипсы. Сметана и лук» | Е621,Е341 |
№2«Сырколбас.Сыр и колбаса» | Е635 |
№3 «Binggrae.КРАБ чипсы» | Данных нет |
№4«Русская картошка.Жареная курица» | Е635 |
№5«Хамбо.КРАБ» | Данных нет |
№6«Mini Free.Луковые кольца» | Е621,Е627,Е631 |
№7«Лэйс.Сметана и лук» | Данных нет |
3.Далее мы приступили к изучению химического состава чипсов.
Для исследования мы взяли популярные в нашей школе марки чипсов:
Химические опыты с чипсами
Опыт 1.Качественное определение жиров
Кладем большой чипс на фильтровальную бумагу и сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрим бумагу на свет.
На каждом образце фильтровальной бумаги становятся видны жирные пятна. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пятна.
Результаты:
Наиболее чётко выражено жирное пятно на образцах №1,№2 чипсов: «PRO чипсы», «Сырколбас».
Наименее выражены пятна на образце №5 чипсов: «Хамбо» (Приложение 4).
Опыт 2. Определение качества растительного масла в исследуемых образцах чипсов.
Определение непредельности жиров по их отношению к раствору перманганата калия. На жирные пятна образцов исследуемых чипсов необходимо поместить несколько капель раствора перманганата калия (КМnО4).Растворы на образцах обесцветились в разной степени.
Номер образца | Название чипсов | Степень обесцвечивания р-ра |
№1 | «PRO чипсы.Сметана и лук» | слабое обесцвечивание |
№2 | «Сырколбас.Сыр и колбаса» | обесцвечивание |
№3 | «Binggrae КРАБ чипсы» | обесцвечивание |
№4 | «Русская картошка.Жареная курица» | слабое обесцвечивание |
№5 | «Хамбо.КРАБ» | обесцвечивание |
№6 | «Mini Free.Луковые кольца» | слабое обесцвечивание |
№7 | «Лэйс.Сметана и лук» | обесцвечивание |
Обесцвечивание раствора перманганата калия говорит о наличии в продукте непредельных карбоновых кислот, являющихся показателем качества растительного масла, на котором обжаривали данные чипсы. Чем лучше обесцвечивание раствора, тем выше качество масла. Во всех образцах произошло обесцвечивание (Приложение 5)
3. Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых компонентов
Раскрошим 1-3 чипса и перенесём крошки в пробирку. Добавим 20 мл дистиллированной воды и нагреем пробирку в пламени. Профильтруем образовавшуюся смесь. Фильтрат соберем и используем для проведения испытаний 3.1.-3.4.
Опыт 3.1.Качественное определение катионов натрия
Полученный фильтрат поместим в чашку для выпаривания и выпарим досуха. В сухой остаток погружаем медную проволоку со спиралью на конце, которую затем вносим в несветящееся пламя. Мы наблюдаем окрашивание пламени в жёлтый цвет. Это катионы натрия придают жёлтую окраску цвету пламени. Во всех образцах обнаружены катионы натрия. Самое яркое желтое пламя было в образце №4( «Русская картошка»), образце №7(«Лэйс») (Приложение 6)
Опыт 3.2.Качественное определение хлорид – ионов
Нальем в пробирку 1-2 мл водной вытяжки и добавим 3-4 капли 5%-ного раствора нитрата серебра, а затем 1-2 мл раствора азотной кислоты.
При добавлении к водной вытяжке 5%-ного раствора нитрата серебра выпадает белый творожистый осадок AgCl – не растворимый в азотной кислоте, по этому признаку можно сделать заключение о присутствии в растворе хлорид – ионов. Осадок выпал во всех пробирках, но разный. Больше всего в образце№5(«Хамбо»),так же образце№7(«Лэйс») (Приложение 7)
Опыт 3.3.Качественное определение крахмала
Нальем в пробирку 1-2 мл вытяжки и добавим 2-3 капли 3%-ного спиртового раствора йода.
Из-за содержания в чипсах крахмала при добавлении 3%- ного спиртового раствора иода появляется тёмно-синее окрашивание. Этим свойством пользуются при определении крахмала в пищевых продуктах. Во всех образцах произошло изменение цвета на темно-синее окрашивание, что подтверждает наличие крахмала. Но все же мы выбрали образец №3(«Binggrae КРАБ чипсы»),т.к окраска была более темная, следовательно крахмала в этом образце содержится больше (Приложение 8).
Опыт 3.4. Действие водной вытяжки исследуемых продуктов на белок.
Для проведения эксперимента мы использовали ксантопротеиновую реакцию. Мы взяли 5 мл вытяжки и добавили водный раствор куриного белка (белок/вода,1/1) тоже 5 мл. Затем добавляли по каплям азотную кислоту, нагрели на пламени до образования желтой окраски. Затем добавили раствор аммиака. Самая насыщенная окраска была в образце №2(«Сырколбас») и образце №7(«Лэйс»),следовательно в них больше содержится белка (Приложение 9).
Опыт 4. Определение калорийности продукта
С помощью мерного цилиндра отмеряем 10 мл воды и наливаем её в пробирку. Измеряем исходную температуру воды(t1), при помощи цифровой лаборатории «Архимед», она равна 15ºС, а затем зажимаем под углом пробирку с водой в штативе. Взвешиваем образцы чипсов и поджигаем, держа под пробиркой с водой. Измеряем температуру воды после опыта(t2) и рассчитываем калорийность продукта.
Обратили внимание на то, что все чипсы сгорая образуют черный налет на пробирках-сажу. Большое количество сажи дал образец №2 («Сырколбас»), образец №7(«Лэйс») меньше всех образовывал сажи и от него пахло сгоревшим картофелем. Образцы №1 («PRO чипсы») и №5(«Хамбо»),при горении имели неприятный запах. Желание кушать такие чипсы пропадает.
Рассчитываем калорийность продукта по формуле [3]:
Q = (С(воды) • m (воды) + С(стекла) х m(стекла)) •(t2 –t1).
С (воды) = 4200 Дж (кг • °С);
С (стекла) = 840 Дж (кг .0С)).
Пример расчёта для чипсов марки «PRO чипсы.Сметана и лук» Q=(0.01*4200+0.021*840)*(24,7-15)=(42+17,64)*9,7=578,5 Дж
Учитывая, что в 1кал = 4,2 Дж , получаем 578,5*4,2=2429,73 кал на массу чипса(0,425г),пересчитаем на 1 г : 1г*2429,73кал/0,425= 5717,02 или 571,7 ккал на 100г. На купленной пачке обозначена пищевая ценность 510 ккал.
Масса пробирки=21 г ; Масса воды=10 г ; Температура исходная(t1) = +150С
Данные эксперимента представлены в таблице.
Марка чипсов | Масса чипса,г | t2, 0С | t2- t1, 0С | Q, на 100 г ккал (на пачке) | Q, на 100 г, ккал (рассчитана по формуле) | |
Q на истинный чипс | Q в пересчете на 1г чипс | |||||
№1.«PRO чипсы. Сметана и лук» | 0,425 | 24,7 | 9,7 | 510 | 242,97 | 571,7 |
№2.«Сырколбас. Сыр и колб.» | 0,640 | 20,5 | 5.5 | 490 | 215,26 | 336,3 |
№3.«КРАБ чипсы» | 0,390 | 17,8 | 2,8 | 511 | 179,83 | 461,1 |
№4.«Русская картошка. Жареная курица» | 0,520 | 26,3 | 11,3 | 500 | 283,05 | 544,3 |
№5.«Хамбо.КРАБ» | 0,520 | 23,9 | 8,9 | 380 | 222,93 | 428,7 |
№6.«Mini Free. Луковые кольца» | 0,470 | 22,1 | 7,1 | 480 | 177,8 | 378,4 |
№7.«Лэйс. Сметана и лук» | 0,540 | 28,6 | 13,6 | 510 | 340,6 | 630,8 |
Проведя все необходимые расчёты, мы обнаружили, что калорийность, указанная на упаковках образцов №2,№3,№6 оказалась больше чем рассчитанная нами, вероятно это погрешности связанные с измерениями. В остальных образцах наши показания оказались немного больше. (Приложение 10)
5.Приготовление чипсов в домашних условиях
Если Вы из тех, кто хочет отказаться от чипсов и не может справиться с этой задачей, то предлагаем как альтернативу- домашние чипсы, только без лишнего жира и с термической обработкой которая сохранит витамины А и С. К тому же домашние чипсы не содержат опасные пищевые добавки и усилители вкуса.
Мы приготовили чипсы из картофеля, моркови, свеклы, луковые кольца в кляре, фруктов-бананов и яблок, используя пряные натуральные приправы, корицу, сыр, укроп и соль. Рецепты взяты в интернете[5,6].
Готовые чипсы кушали всей семьей, нам с сестренкой понравились картофельные, яблочные и банановые. Папе с мамой картофельные и луковые кольца. Морковные и свекольные съела мама, т.к.они диетические. Может они и не такие хрустящие как «магазинные»,но точно не вредные.
(Приложение 11)
Заключение. Выводы
Бесспорно, чипсы - являются одними из самых актуальных и популярных видов продукции, но как показали результаты исследований, чипсы не могут заменить полноценное питание, а ежедневное употребление чипсов может нанести непоправимый вред здоровью.
Проведенное социологическое исследование среди учащихся и учителей нашей школы показало, что 90% опрошенных покупают чипсы. Из общего числа опрошенных 46% считают, что чипсы вредны для здоровья, 37% считают, что нет, 17% ничего не знают о вреде.
Проведя экспериментальное исследования мы проверили состав чипсов. В состав чипсов входит масло(жир), поваренная соль(ионы натрия и хлора), белки, крахмал. Крахмал в организме человека подвергается гидролизу, конечным продуктом является глюкоза, избыток её откладывается в печени в виде высокомолекулярного углевода – гликогена. Среди исследуемых образцов больше всего крахмала содержат чипсы «Binggrae КРАБ чипсы».
Употребление в пищу высококалорийных картофельных чипсов может приводить к ожирению, к развитию заболеваний. Среди исследуемых образцов самыми калорийными оказались чипсы марки «Лэйс.Сметана и лук». По количеству жира лидируют образцы №1 и №2 «PRO чипсы», «Сырколбас».
В чипсах содержатся усилители вкуса и аромата, острые приправы и соль в больших количествах. Пищевая добавка Е 621 (глутамат натрия), содержится во всех исследуемых образцах. Глутамат натрия представляет опасность для здоровья! Среди исследуемых образцов самым опасным являются «Mini Free.Луковые кольца», содержащие Е621,Е627,Е631-две из этих добавок «ОПАСНА»,а третья «НЕ РЕКОМЕНДОВАНО ДЕТЯМ»!
Подтверждена гипотеза, поставленная в начале исследования о том, что чипсы не могут заменить полноценное питание, а при частом использовании могут принести больше вреда, чем пользы.
В своем 8-ом классе я познакомила ребят с результатами исследования, объяснила чем опасны и вредны чипсы (Приложение 12).
Министерство здравоохранения и социального развития РФ запретило продавать чипсы и газированные напитки в школьных столовых. Медики объяснили свое решение тем, что количество детей с болезнями пищеварения увеличилось в полтора раза, а с диагнозами гастрита, дуоденита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки – даже вдвое. Такова статистика[2].
Проделанная работа помогла узнать много нового, была очень интересной, требовала самостоятельности, творческого подхода, большой ответственности.
Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Я хочу, чтобы мое поколение было здоровым!
В работе я вижу перспективы на будущее…
1.Возможно изготовить чипсы в домашних условиях разными способами и провести с ними химический анализ…
2.Ознакомить родителей на родительском собрании с результатами исследований и результатами анализа данных о пищевых добавках на упаковках. Дать рекомендации.
Список использованной литературы:
1. Габриелян О.С. Химия:учебник для 10 класса,М.:Дрофа,2012
2.Секреты школьного буфета.//Газета «Аргументы и факты».- №44.- 2007 г.- №46, 2007г.
3. Перышкин А.В.Физика:учебник для 8 класса,М.:Дрофа,2012
Интернет-ресурсы:
4. wikipedia.org›
5.podryga-on-line.ru›…fruktovyie-domashnie-chipsyi/
(Как сделать домашние чипсы из овощей и фруктов.)
6.KitchenMag.ru›…chipsy-iz…i-fruktov-7…prigotvleniya
(Чипсы из овощей и фруктов: 7 рецептов + секреты...)
7.ucrazy.ru›interesting…istoriya…chipsov.html
8. art.ioso.ru
9. am-am.su›529-usiliteli-vkusa-i-aromata-tablicа
10. http://zdravotvet.ru/pochemu
О путнике
Рисуем "Осенний дождь"
Как напиться обезьяне?
Невидимое письмо
А теперь — мультфильм