В данной работе представлена полная информация об истории Знаменского собора. как великом наследии города Курска.
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по по окружающему миру "Великое наследие города Курска. Знаменский собор". | 258.42 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» г. Курска
ДОКЛАД
по окружающему миру
на тему: «Великое наследие города Курска. Знаменский собор»
Выполнила ученица
4 «А» класса
Леонова Дарья
ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР.
История Знаменского кафедрального собора тесно связана с судьбой Курского края и всего нашего Отечества. На месте нынешнего величественного храма некогда располагалась древняя святая обитель. Возникновение ее относится к началу XVII столетия. Когда в 1612 году, при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов, курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Спустя три года, по особому челобитию жителей Курска, царь Михаил Феодорович Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую-Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века треснувший колокол был снят с колокольни.
Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из курских дворян. Сооружался собор на пожертвования граждан и монастырские доходы, свою лепту внес и высокопреосвященный Феоктист: отошедший ко Господу в 1818 году, владыка оставил по завещанию весьма значительную сумму на благоустройство храма. Деятельное участие в созидании нового храма принял губернатор Аркадий Иванович Нелидов, а также представители курского дворянства и купечества. Горячее усердие в этом деле со стороны москвичей проявил тайный советник Григорий Аполлонович Хомутов, – большой знаток архитектуры, он оказал содействие в подборе мастеров и рабочих, обеспечил сотрудничество с лучшим московским подрядчиком каменных работ, лично наблюдавшим за калужскими каменщиками, возводившими храмовые стены. Основные земляные работы по устройству котлована и каменного, положенного прямо на твердый грунт, безо всяких свай, фундамента велись летом и осенью 1816 года.
После кончины владыки Феоктиста кафедру с 1818 по 1822 год возглавлял епископ Евгений (Казанцев), а отец Палладий в начале 1818 года был назначен настоятелем Знаменского монастыря вместо почившего архимандрита Иакинфа. Им-то и выпала честь встречать Императора Александра I, посетившего Курскую губернию в июле 1820 года и ознакомившегося с ходом строительства собора. Его сооружениебыло завершено к 1826 году, и 13 января собор был торжественно освящен. Однако отделочные работы еще продолжались, а торопиться с освящением пришлось по печальной необходимости: через Курск из Таганрога направлялось траурное шествие с прахом в Бозе почившего Императора Александра I. И вот, через три дня после праздника освящения зазвучали песнопения панихиды – собор принимал гроб с телом Благословенного Монарха.
Стиль классицизма, присущий архитектуре Знаменского собора, отразил в себе черты западноевропейского Ренессанса, хотя и чуждого по духу древнерусскому зодчеству, но вполне созвучного эпохе императорской России. Та же эстетика отличает декор всех элементов интерьера. Традиционная крестово-купольная конструкция храма, крестообразная в плане, имеет сильно удлиненную западную часть. Центральная часть, над которой возвышается световой барабан, увенчана грандиозным сферическим куполом 20-метрового диаметра. Высота подкупольного пространства достигает 48 метров. Размеры собора так значительны, что куряне невольно сравнивали его с московским храмом Христа Спасителя. Надо заметить, что подобный купол едва ли возможно отыскать среди храмов России. А замысел такого архитектурного решения принадлежал архимандриту Палладию. Кирпичная кладка снаружи была облицована «мячковским» камнем, вывезенным из подмосковного села Мячково, толщина стен у основания доходила до 5,7 метра. Здание, помимо основного купола, увенчано четырьмя малыми главами. Все три фасада с севера, юга и запада, а также алтарную апсиду украшают колонны с капителями коринфского ордера. В 1826 году над трапезной частью храма были возведены две невысокие колокольные башни по образу Александро-Невской Лавры, на одной из них, северной, обращенной к Красной площади, установили часы с боем. В истории Знаменского собора памятен 1866 год, когда на колокольни были подняты три могучих колокола, особенно выделялся из них 1045-пудовый, пожертвованный белгородским купцом Н. Чумичевым.
Главный алтарь собора был посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной. Помимо него имелись южный и северный приделы, а также другие, располагавшиеся на хорах и в трапезной части храма. Они были освящены в честь святых Митрофана Воронежского и Александра Невского, Николая Мирликийского, Сергия Радонежского, Тихона Задонского и Серафима Саровского. Над трапезной частью первоначально была устроена теплая трехпрестольная церковь во имя Сретения Господня, свт. Николая и прпп. Антония и Феодосия Печерских. Но уже через десять лет, в 1837 году, она была упразднена.
Весьма необычное художественное решение имел иконостас главного алтаря – он был отлит из чугуна. Работы по его изготовлению были столь не просты, что, заказанный в 1824 году на Александровском литейном заводе С.-Петербурга, иконостас был установлен только спустя шесть лет. Большой киот для храмовой иконы «Знамение», располагавшейся по левую сторону от иконостаса, также имел чугунную с позолотой сень. Иконостас, кроме того, впечатлял современников своей академической живописью, что для Курска той поры оказалось новшеством: все иконы были писаны на холсте санкт-петербургским академиком живописи Борги. Отделанные под мрамор стены собора украшали лепные изображения на религиозные темы, тут же располагались картины с библейскими сюжетами, написанные на холсте иконописцем Рукавицыным. Купол был расписан фресками.
В соборе, помимо прочих святынь, хранились две иконы курского ополчения времен Крымской войны 1853–1856 годов. Одной из них – иконой «Знамение» – архиепископ Курский Илиодор в свое время благословлял на битву курское войско.
Примечательным событием в 1833 году стало перемещение в Курск архиерейской кафедры, дотоле находившейся в Белгороде.
Надо отдать должное памяти замечательной личности – строителя Знаменского собора архимандрита Палладия (Белевцева). Как свидетельствуют его современники, «деятельность этого незабвенного для Курской епархии человека была замечательна; в дело строительства храма он вложил все свои силы, всю свою энергию, все свои способности и заботился всеми мерами о том, чтобы созидаемый дом молитвы был великолепным и величественным в архитектурном отношении». Будущий строитель, происходивший из древнего рода дворян Белевцевых, родился в 1776 году в Курске, а образование получил в С.-Петербургском Артиллерийском корпусе. Приняв иноческий постриг в Коренной пустыни, отец Палладий ревностно служил в сане иеродиакона, затем иеромонаха и, наконец, в должности настоятеля. Будучи переведен в Знаменский монастырь, в 1816 году в связи с возложенными на него обязанностями по строительству собора он был возведен в сан архимандрита и вскоре назначен настоятелем обители. В 1827 году отец Палладий был представлен епископом Владимиром (Ужинским)к награждению бриллиантовым знаком ордена св. Анны 2-й степени, а уже спустя два года получил новое назначение – в С.-Петербург наместником Александро-Невской Лавры. Ему и там предстояло заняться строительством нового соборного храма.
Нельзя не упомянуть об одном событии, столь же памятном в истории курского собора, сколь и значительном в духовной жизни древнего губернского города. В пасхальные дни 1893 года с 3 на 4 мая (20–21 апреля по ст. ст.) Курск посетил протоиерей кронштадтского Андреевского собора отец Иоанн Сергиев. Весть о предстоящем визите еще накануне взбудоражила весь город, встречать уже тогда почитавшегося святым пастыря собрались тысячи верующих во главе с епископом Курским и Белгородским Иустином и вице-губернатором Е. К. Андреевским. Прежде всего отец Иоанн направился в сопровождении владыки в Знаменский собор, где ему в дар поднесли копию иконы «Знамение». В тот же вечер он участвовал во всенощном богослужении. В переполненном храме, ко всеобщему утешению молящихся, отец Иоанн читал канон. Это чтение, как отмечали «Курские епархиальные ведомости», «поразительно воодушевленное... проникало до глубины сердца и действовало на душу не как обычное слово, а как живое и притом сильное впечатление; сам о. Иоанн, казалось, не читал, а переживал содержание и убеждал молящихся». В 9 часов утра кронштадтский пастырь совершил в Знаменском соборе Божественную литургию в сослужении четырех иеромонахов. Служба произвела потрясающее впечатление, и многие из молящихся плакали во все время богослужения. После литургии отец Иоанн посетил вице-губернатора и настоятельницу Свято-Троицкого монастыря игумению Софию (Ступину) в ее обители. Затем побывал в Духовной семинарии, посетил некоторых представителей городского общества и учебные заведения. Вечером того же дня прав. Иоанн Кронштадтский отбыл в Москву.
Не раз бывали в Курске царствующие особы, начиная с Екатерины II в 1787 году, и, конечно, посещали, как одну из главных городских достопримечательностей, Знаменский собор. Император Александр I приезжал в Курск трижды: в 1805, 1817 и 1820 годах. Бывал здесь и Александр II; Николай II посетил Курск дважды: в 1902 и 1914 годах. Гостили в Курске и великокняжеские особы Дома Романовых. Так, в декабре 1915 года сюда прибыла Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Остановившись в Свято-Троицком женском монастыре, она уже в день приезда молилась в Знаменском соборе.
История Знаменского собора неотделима от истории великой русской святыни – уже восьмое столетие почитаемой иконы «Знамение» Курской-Коренной, чудесное обретение которой летописные документы относят к концу XIII века. В те тяжелейшие времена татарского нашествия город Курск и его разоренные земли пришли в полное запустение и заросли лесами. Один из благочестивых жителей Рыльска, охотясь однажды в лесной чаще, в нескольких верстах к северо-западу от Курска на берегу реки Тускари обнаружил лежащую у корней дерева небольшую икону, обликом своим подобную знаменитой иконе «Знамение», спасшей жителей Новгорода при осаде его суздальцами в 1169 году. Тут же свершилось и первое чудо – на месте находки забил полноводный источник. Произошло это 21 (8 по ст. ст.) сентября 1295 года – в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре началось всенародное почитание новообретенной чудотворной иконы, получившей наименование Курская-Коренная, то есть найденная у корней. Во время нового набега татар в 1383 году святыню, хранившуюся в часовне на месте обретения, варвары разрубили на две части, а верного ее хранителя, священника по прозванию Боголюб, увели в плен. Спустя некоторое время священник, выкупленный из плена, разыскал расколотые части святого образа. Когда он сложил обе половины иконы, произошло новое чудо – они мгновенно сверхъестественным образом «срослись». Около двухсот лет чудесно восстановившийся образ «Знамения» пребывал во вновь отстроенной на том же месте часовне, пока слава о чудесах, происходящих от него, не достигла столицы. В 1597 году царь Феодор Иоаннович и патриарх Иов торжественно встречали святыню в Москве. По царскому повелению к небольшой по размеру иконе было изготовлено обрамление из кипарисового дерева, расписанное образами Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В такой композиции икона и сохранилась до нашего времени. В том же году царским указом на месте обретения иконы была основана Курская Коренная пустынь, куда с подобающим торжеством была водворена святыня. В Смутное время икона опять оказалась в Москве, и только в 1615 году, снисходя к усердному прошению курских граждан, государь Михаил Феодорович Романов повелевает вновь перенести ее с великой честью в родную обитель. Предварительно образ с царской щедростью украшается золотым окладом, усыпанным жемчугом и драгоценными каменьями. Прошению курских жителей предшествовало уже упоминавшееся событие – героическая оборона города 1612 года, в честь которой по обету горожан и был воздвигнут в Курске монастырь с его соборным Знаменским храмом, который с 1618 года становится почетным местом хранения иконы «Знамение». Тогда же зарождается своеобразный чин знаменитых ежегодных крестных ходов с перенесением Знаменской иконы и традиция ее попеременного пребывания в Коренной пустыни и в городском соборе.
Многовековое всероссийское почитание чудотворной курской иконы всегда возбуждало злобу в среде людей, настроенных богоборчески. Нельзя не упомянуть о тревожных событиях на рубеже ХХ столетия, явивших, впрочем, новые свидетельства чудесного заступничества Пресвятой Богородицы. В марте 1898 года революционно настроенные террористы, стремясь подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, пошли на дерзкое преступление, решив уничтожить одну из наиболее почитаемых русских святынь. Среди инициаторов замысла – видные эсеры. Мощное взрывное устройство должно было сработать во время праздничного богослужения, для этого кощунственно выбрали Крестопоклонную Неделю. Однако, по вмешательству Божественного Промысла, часовой механизм бомбы дал сбой, сработав со значительным опозданием, когда в соборе уже никого не оставалось. Мощный взрыв, разорвавший чугунную сень над иконой, вызвал значительные повреждения в храме, даже стена дала трещину. Но среди общего разрушения икона осталась совершенно невредимой, не пострадало даже стекло киота. Покушение на святыню, вопреки чаяниям врага, послужило к еще большему ее прославлению. В память об этом чуде спасения иконы было установлено празднование, совершаемое 21 марта.
Другое вопиющее святотатство было спровоцировано сотрудниками большевистской ЧК. Последнее обстоятельство подтвердилось позднее, после взятия Курска войсками генерала Кутепова. Как вспоминает архиепископ РПЦЗ Серафим (Иванов; 1897–1987), автор известной книги «Одигитрия русского зарубежья», в апреле 1918 года чудотворный образ «Знамение» был из собора похищен. Официальные обращения за помощью к властям, предпринятые правящим епископом Феофаном (Гавриловым), никаких результатов не дали. Помогла молитва, возносимая в течение трех недель всем верующим населением Курска. Икона была чудом обнаружена в старом Феодосиевском колодце, вырытом, по преданию, самим прп. Феодосием Печерским. И произошло это 16 (3 по ст. ст.) мая, в день памяти прп. Феодосия. Тогда же, вместо похищенного драгоценного оклада, на икону была надета запасная риза, довольно простая, серебряная, покрытая голубой эмалью, – та самая, что и поныне украшает святой образ, ставший главной святыней русского зарубежья.
В ноябре 1919 года икона «Знамение» Курская-Коренная вместе с отступающими частями Добровольческой армии покинула курские пределы. Ее увозили на своих руках, спасая от поругания, архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов; на кафедре: 1917–1919), настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, иеромонах Гермоген (Золенко; +1958), окончивший жизнь архимандритом на покое в Иерусалиме, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. А уже в марте 1920 года на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении владыки Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России.
Знаменский собор постигла печальная участь большинства христианских святынь русской земли, подвергшихся в послереволюционное время разорению и поруганию. Однако судьба его, в отличие от тысяч других храмов, не столь трагична – он все же не был разрушен до основания. Собор был закрыт в 1924 году, постепенно с него сняли кресты, снесли колокольни. Собирались сносить главный купол, но что-то остановило безбожников, и они ограничились разрушением четырех малых куполов. В 1937 году здание переоборудовали под кинотеатр, получивший название «Октябрь». Кинозал на 800 мест расположился прямо под куполом, в алтаре установили кинопроекторы, на обоих этажах трапезной части храма устроили музыкальные фойе.
Во время Великой Отечественной войны собор разделил судьбу всего города – подожженное немцами во время отступления 1943 года, здание полностью выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. После семилетнего запустения, в пятидесятых годах началась основательная перестройка бывшего собора под двухзальный кинотеатр. Внешняя и внутренняя реконструкция нанесла столь значительный урон архитектуре здания, что в его облике уже не осталось ничего напоминающего об изначальном богослужебном предназначении. Постепенно территория вокруг собора бездумно застраивалась производственными корпусами, жилые постройки возводились таким образом, что перекрыли лучшие точки обзора, позволявшие оценить монументальность архитектурного образа храма. Казалось, что город навсегда утратил свое, некогда главенствующее в архитектурном и духовном отношении, сооружение – настолько необратимыми выглядели все преобразования, исказившие его облик и назначение.
Благие перемены стали реально ощутимы с октября 1992 года, когда архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов) совершил в тесном, без окон, углу на третьем этаже алтарной части бывшего собора первое богослужение, проходившее под звуки оркестра все еще действующего кинотеатра «Октябрь». Завершался без малого семидесятилетний период поругания святыни. После передачи Знаменского собора Русской Православной Церкви здесь сразу же начали совершаться регулярные богослужения, которые велись под сенью строительных лесов, на фоне не прекращавшихся восстановительных работ. А объем их был поистине грандиозным. Предстояло восстановить четыре малых барабана с куполами, заново отстроить колокольню, перекрыть основной купол, но прежде всего требовалась внутренняя реконструкция: ликвидация сооружений пятидесятых годов. Для этого необходимо было, в частности, убрать двенадцать мощных железобетонных колонн, поддерживавших внутренний фальшивый купол, которым замуровали световой барабан главного купола, разобрать лестничные пролеты и перекрытия между двумя зрительными залами, снести все лишние перегородки. В целом рабочим пришлось вывезти из собора более 600 тонн железобетонных конструкций.
Только к осени 1999 года собор освободился от инородных сооружений, тогда же был подготовлен котлован под фундамент для колокольни. Строители приступили к возведению малых куполов, а весной следующего года на них уже устанавливали кресты. В августе 2000 года крыша собора была покрыта медью и началось строительство колокольни. Затем последовали еще два знаменательных события. 16 ноября 2000 года митрополит Ювеналий освятил главный престол Знаменского кафедрального собора, хотя до окончания реставрационных работ было еще далеко. А 9 августа 2001 года, в день памяти великомученика Пантелеимона, на новую соборную колокольню были подняты шпиль и крест.
Потребовалось еще более полутора лет, чтобы новоотстроенная колокольня наконец ожила. Это свершилось на Крестопоклонной Неделе Великого поста, 3 апреля 2003 года: в этот день владыка Ювеналий возглавил торжественный чин освящения одиннадцати новых колоколов. Весь набор был отлит по специальному заказу на Урале, самый большой колокол весит 1 тонну 380 кг. По завершении освящения монтажникам предстояло поднять колокола на 37-метровую высоту. Надо заметить, что до революции из десяти колоколов кафедрального собора самый большой весил 16 тонн, а звон со Знаменской колокольни был слышен даже в Коренной пустыни, которая расположена в 30 километрах от Курска.
Общее руководство всеми восстановительными работами осуществлял главный архитектор г. Курска Валерий Николаевич Михайлов, а оформлением интерьера обновленного Знаменского собора занимался коллектив художников Российской Академии художеств из С.-Петербурга, которые еще прежде обрели уникальный опыт, расписывая возрождаемый храм Христа Спасителя в Москве.
Целый год специалисты, под руководством академика живописи Александра Кировича Быстрова, трудились над разработкой эскизов росписи курского собора. Еще через полгода были созданы и доставлены из С.-Петербурга в Курск первые живописные полотна на евангельские сюжеты и иконы для нового иконостаса. Была изготовлена большая витражная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная для алтаря, в высоких алтарных окнах появились витражи с изображением святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Над ними трудились петербургские художники В. В. Перхун, А. Ю. Синица и П. М. Якимчук. Заслуженный художник России Алексей Алексеевич Живаев создал монументальные образы восьми ветхозаветных пророков: Иеремии, Исаии, Захарии, Иезекииля, Давида, Соломона, Осии и Илии. Во главе с А. А. Живаевым художники трудились под самым куполом, где появилось изображение восседающей на престоле Пресвятой Богородицы в окружении ангелов и образы преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского и тридцати шести святых, в земле Российской просиявших, среди которых Царственные страстотерпцы Николай II и Александра со чадами. Немалых трудов потребовала установка под куполом грандиозного 2,5-тонного позолоченного паникадила, тонкого литья и кузнечной работы, с двенадцатью ярусами свечей, изготовленного в мастерских производственного предприятия Московской Патриархии «Софрино».В июне 2004 года, в дни подготовки к празднованию 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, были оштукатурены и покрашены колокольня и фасад собора. А уже к 5 июля внутри храма были сняты строительные леса и преображенный собор предстал во всем своем величии.
В 1993 году в Знаменский собор был возвращен точный список с оригинала иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, сохраненный в годы гонений благочестивыми христианами. Копия была написана в 1902 году иноками Знаменского монастыря и освящена на чудотворном подлиннике. В наши дни в Курске возрождена древняя традиция ежегодных крестных ходов – ныне, как и в дореволюционной России, каждую весну, в девятую пятницу по Пасхе, икона покидает Знаменский собор и шествует в Коренную пустынь, благоговейно сопровождаемая тысячами верующих всех возрастов и сословий. Осенью, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, икона с теми же почестями возвращается в кафедральный собор. Крестные ходы всегда возглавляются правящим архиереем епархии, к торжественной процессии, как и встарь, присоединяются представители городской и областной власти во главе с губернатором.
Среди значительных вех в летописи Знаменского собора надо отметить посещение его Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром. Особенно примечательно то обстоятельство, что эта встреча на курской земле последовала непосредственно за эпохальным событием в истории всей Русской Православной Церкви – подписанием в Москве «Акта о каноническом общении» двух Церквей. 21 мая 2008 года владыка Лавр и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в сопровождении клириков РПЦЗ прибыли с двухдневным визитом в Курск. Вечером в Знаменском соборе высокие гости участвовали в совместном всенощном богослужении. А утром 22 мая, в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца, митрополит Лавр, архиепископ Курский и Рыльский Герман и епископ Михаил в сослужении курского духовенства совершили Божественную литургию. Это памятное событие навсегда войдет в историю Курской епархии.
Что общего у травы и собаки?
Сила слова
Разноцветное дерево
10 осенних мастер-классов для детей
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое