Исследование темперамента и его влияния на дисциплину в классе
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ-2015»
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ НА ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ
Автор: Елесин Илья Павлович
Россия, Тюменская область, г. Тюмень,
МАОУ СОШ №66
5 класс
Научный руководитель:
Суббач Яна Игоревна,
педагог – психолог МАОУ СОШ № 66
г. Тюмень, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….………..3
Теоретическая часть
1.Определение понятия темперамент. Типы темперамента...........................................................5
2.Экстраверсия-интроверсия, нестабильность-стабильность как основные характеристики личности……………………………………….. …………………………………………………....8
3. Дисциплина как одно из условий успешного усвоения учебного материала…………..……9
Практическая часть
4. Анализ результатов исследования влияния типов темперамента учащихся на дисциплину в классе………………………………………………………………………………………………..12
5.Заключение……………………………………………………………………………………….15
6.Список использованной литературы………………………...…………………………………16
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ НА ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ
Елесин Илья Павлович
Тюменская область, г. Тюмень
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №66
5 класс
Научная статья
Теоретическая часть
Введение
Человек является одним из самых уникальных, интересных и загадочных существ на Земле. Многие столетия подряд ученые изучают особенности его строения, поведения, мышления. Различия между людьми очевидны, психика каждого человека уникальна. Психологи с самого начала становления науки психологии пытаются классифицировать особенности личности по определенным критериям. Одной из таких классификаций является тип темперамента, который опирается на особенности нервной системы человека. Темперамент определяется глубиной, интенсивностью, устойчивостью эмоций, эмоциональной впечатлительностью, темпом и энергичностью действий, проявляется в поведении и деятельности. В своей работе мы бы хотели рассмотреть особенности темперамента с точки зрения дисциплины в классе: то, насколько сильно влияет тип темперамента на способность сохранять дисциплину на уроке. Мы задумались: почему на уроке у одного и того же учителя в одном классе тишина, а в другом дети чуть ли не на «головах стоят»?
Тема нашего исследования актуальна, так как без дисциплины на уроке невозможно полноценно и качественно усвоить материал, а личностные особенности человека, как уже говорилось, влияют на его поведение. Известно, что на дисциплину в классе влияет множество факторов, но какое место среди них занимает тип темперамента? Думаем, наше исследование поможет ответить на эти вопросы и помочь учителям в проведении уроков и поддержании дисциплины в классе.
В нашей работе объектом исследования является темперамент человека.
Предмет исследования: связь типа темперамента с уровнем дисциплины в классе.
Проблемой темперамента занимались такие зарубежные и отечественные ученые как Г.Айзенк, Кречмер, Шелдон, И.П.Павлов, В.М.Русалов и другие.
Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемы воспитательных воздействий, соответственно сохранять дисциплину и обеспечивать качественное обучение.
Поэтому целью работы является изучение особенностей темперамента учащихся и их связи с уровнем дисциплины в классе.
Задачи работы:
1. Изучить литературу по данной проблематике.
2. Определить понятие темперамент.
3. Изучить особенности типов темперамента и их поведенческие характеристики.
4. Изучить особенности дисциплины в классе, и факторы на нее влияющие.
5. Посмотреть связь типа темперамента с уровнем дисциплины в классе.
6. Соотнести преобладающие типы темперамента с уровнем дисциплины в классе
7. Разработать рекомендации для учителей со способами сохранения дисциплины на уроке, методами воспитательного воздействия в зависимости от типа темперамента учащегося.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
Методы и методики исследования: наблюдение, опрос, методы математической статистики, тест на определение типа темперамента Г.Айзенка.
База исследования и испытуемые: МАОУ СОШ № 66 г.Тюмени, в исследовании приняли участие 49 учащихся 5-х классов.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование поможет учителям, работающим в 5а и 5б классах, наладить дисциплину, учитывая тип темперамента учеников, преобладающий в этих классах, а значит, улучшить их успеваемость.
1.Определение понятия темперамент. Типы темперамента
Темперамент – это определенный набор свойств психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание на большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. [3]
Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несёт свои воды, у неё нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несётся, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно и наблюдать в поведении людей».[8]
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время широко известны: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от греч. phlegma — флегма), холерик (от греч. chole — желчь), меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь). Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.[2]
На протяжении веков возникали самые различные типологии темпераментов. Давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила развитие в работах его последователей.
И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И. П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. [9]
Павлов классифицировал типы темперамента в зависимости от силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.
1.Сила - это способность человека выдерживать влияние раздражителей извне, не меняя своего состояния.
2.Уравновешенность - особенность соотношения процессов торможения и возбуждения.
3.Подвижность показывает способность быстроты (быстрой или медленной) смены процессов возбуждения и торможения.
Сильная нервная система способна выдержать большую нагрузку в течение длительного времени и, наоборот, слабая нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки. Считается, что лица с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать в неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется в способности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым.
Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов.
Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.[8]
Таким образом, людей с различными типами темперамента можно охарактеризовать следующим образом:
Меланхолик:
Люди с меланхолическим типом темперамента имеют слабую нервную систему, они обычно интроверты (интроверты закрыты от эмоций, общения, их мысли направлены на внутренний мир, предпочитает мышление и воображение реальным действиям) с высоким уровнем нейротизма (нейротизм черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами). Они имеют превалирование торможения над возбуждением. Меланхолик легко раним, глубоко переживает даже незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на происходящее. Имеет повышенную чувствительность нервной системы и острую реакцию на оттенки чувств. Его эмоциональные переживания глубоки, и отличаются большой длительностью и устойчивостью. Меланхолики более всего подвержены депрессии и воображению пугающих ситуаций, страху физической боли и социального наказания, также они пугаются конфликтов в общении, ссор, природных катаклизмов. Часто они подвержены хандре, которая выражается в крайнем пессимизме, и страху действия.
Холерик
Холерический темперамент отличаются сильной неуравновешенной нервной системой, значительным преобладанием возбуждения над торможением, высокой степенью экстраверсии (экстраверсия- ориентация на внешний мир, предполагающая общительность, они предпочитают социальные и практические стороны жизни, открыты к эмоциям) и низкой нейротизма, более всего склонны к ярости. Движения холерика быстры и порывисты, впрочем, как и действия, и течение мыслей, и реакции, он способен отдаваться делу и любви со всей страстью, они всегда идут до конца. Этот тип темперамента неуравновешен, склонен к бурному проявлению эмоций, и резким сменам настроения. Холерики легко преодолевают трудности, но плохо сдерживают себя, легко взрываются. Они лидеры от природы, им повинуются уже в детском саду. Холерикам присуще чувство тревоги. Страхи их часто относиться к бытовым жизненным ситуациям, и страхами воображаемыми. Пережитый страх у холерика способствует возникновению тревожности, пугливости, осторожности.
Сангвиник
Темперамент сангвиника характеризуют сильная уравновешенная подвижная нервная система, уравновешенность реакций возбуждения и торможения, а также высокая степень экстраверсии и нейротизма, из эмоций он более всего предрасположен к радости. Человека сангвиника охарактеризуют такие черты как подвижность, живость, быстро отзыва на события окружающего мира, сравнительная быстрота психологических реакций, и психологического отклика, относительно легко переживает неудачи и неприятности, он просто на них не зацикливается. Он стремиться к частой смене впечатлений. Сангвиник устойчив к эмоции страха. Но у него иногда проявляются элементарные навязчивости, чаще других встречается у них страх высоты. Самый сильный ипохондрический страх, проявляющийся у сангвиника это страх сойти с ума, они даже не столько бояться смерти, сколько лишиться удобного, привычно-приземленного здорового и здравого душевного бытия.
Флегматик
Темперамент флегматика характеризуется сильной, инертной и уравновешенной нервной системой, хладнокровием, и уравновешенностью нервных процессов, интроверсией и низким нейротизмом. Они отличаются медлительностью во всем, в реакциях, делах, поступках, они невозмутимы, обстоятельны, сдержаны, иногда даже чересчур. Флегматики вообще оказались не склонны к бурному эмоциональному реагированию. Имеют устойчивое стремления к более или менее постоянным настроениям, внешнее выражение душевных состояний является довольно слабым. Для флегматика характерны чувства тревоги и тоски. Он не способен быстро и легко испугаться, ему нужно время, попав в новую обстановку, будет одинок, поскольку ему необходимо время для привыкания. Флегматик мало подвержен страху, бояться в основном воображаемых действий, но опасаются резких перемен, неизвестности.
Темперамент этих людей диктует подчинение. Их довольно легко повести за собой, они легко поддаются на уговоры. Они не конфликтны, и пытаются разредить обстановку, когда ситуация приближается к апогею.
Они чуткие и остро осознают чувства тех, кто их окружает, и очень аккуратно относятся к чувствам других. Но, их самих, часто используют в своих целях. Они обязательные и нерешительные. Как правило, не видят лидера в себе, лучше работают, если им сказать, что делать. Боятся принимать решения и вести за собой.[10]
2. Экстраверсия-интроверсия, нестабильность-стабильность как основные характеристики личности
Понятия экстраверсии и интроверсии введены К.Г.Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на внешний мир, им свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, им присущи замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу.[2]
Концепция экстраверсии-интроверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила известность. Экстраверсию – интроверсию вместе с понятием «нейротизм» (эмоциональной стабильностью) Айзенк рассматривал как основные характеристики личности. Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии — экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения.[6]
Преобладание возбуждения над торможением характерно для экстравертов, тогда как преобладание процесса торможения типично для интровертов.
Как утверждал Айзенк, темперамент во многом зависит именно от стабильности человека. Так, при высоком нейротизме человек отличается неуравновешенностью психических процессов, нестабильностью эмоций и лабильностью вегетативной нервной системы. Индивид с таким типом личности является легковозбудимым, с характерной изменчивостью настроения, мнительностью, медлительностью и нерешительностью. На противоположном полюсе нейротизма располагается характеристика личности с эмоциональной стабильностью, уравновешенностью и решительностью. [1]
1.3. Дисциплина как одно из условий успешного усвоения учебного материала
Дисциплина - (от лат. Disciplina — выдержанность, строгость) — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Дисциплина в классе — один из самых актуальных вопросов для каждого преподавателя. Если дисциплины в классе нет, теряется контроль над процессом обучения и, как следствие, непродуктивно расходуется ценное учебное время. В результате страдают и учащиеся, и преподаватели.[9]
Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека.
Экстраверт – человек, который ведёт активное общение с окружающим миром. Многочисленные знакомые, друзья, изобилие людей вокруг – для такого типа личности это естественное состояние, которое наполняет его позитивной и эмоциональной энергией. Дети-экстраверты быстро усваивают материал, чаще имеют проблемы с поведением (отвлекаются, выкрикивают с места, обращают на себя внимание, задевая других). Эти дети находятся всегда в центре событий, очень активны и любознательны. Они пытаются вступить в контакт с окружающими побыстрее, поэтому говорят всё, что приходит в голову.
Дети-интроверты лучше обучаются, когда наблюдают и размышляют. Хорошее поведение и усидчивость отличают их от экстравертов, но их часто не замечают на фоне общительных детей. [7]
От того, какая группа - экстраверты (холерики и сангвиники) или интроверты (флегматики и меланхолики) составляет большинство класса, и будет зависеть поведение класса в целом на уроке.
Продуктивность работы человека также тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий. Может создаваться ложное представление, что люди инертные не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения. Для психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать возможный тип темперамента человека. [5]
Так, деятельность холерика полезно контролировать как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы, не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.[4]
Таким образом, можно считать установленным, что тип темперамента у человека — врожденный, от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Однако пределы возможного развития определены врожденными свойствами нервной системы.
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ НА ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ
Елесин Илья Павлович
Тюменская область, г. Тюмень
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №66
5 класс
Практическая часть.
4. Анализ результатов исследования влияния типов темперамента учащихся на дисциплину в классе
Цель: исследование особенностей темперамента учащихся и их связи с уровнем дисциплины в классе.
Задачи исследования:
1. Определить преобладающий тип темперамента в 5а и 5б.
2. Определить уровень дисциплины в классах.
3. Посмотреть связь типа темперамента с уровнем дисциплины в классе.
4. Соотнести преобладающие типы темперамента с уровнем дисциплины в классе
5. Разработать рекомендации для учителей со способами сохранения дисциплины на уроке, методами воспитательного воздействия в зависимости от типа темперамента учащегося.
Гипотезы:
1.Тип темперамента связан с уровнем дисциплины в классе.
Методы и методики исследования: наблюдение, опрос, методы математической статистики, тест на определение типа темперамента Г.Айзенка.
База исследования и испытуемые: МАОУ СОШ № 66 г.Тюмени, в исследовании приняли участие 49 учащихся 5-х классов.
Для подтверждения или опровержения первой гипотезы был проведен тест Айзенка на определения типа темперамента учащихся 5а и 5б классов. На Рисунке 1 показано: синим цветом типы темпераментов учеников 5а класса, а красным - 5б класса (1 и 2 столбец соответственно).
Рис. 1 Процентное соотношение типов темперамента в 5а и 5б классах.
Как видно из рисунка 1, в 5а классе: холериков 24% (6 человек), сангвиников 20% (5 человек), меланхоликов 20% (5 человек) и флегматиков 36% (9 человек). По соотношению экстравертов-интровертов - экстравертов 44% (11 человек), интровертов 56% (14 человек). Это говорит о том, что большинство учащихся 5а класса имеют сильный тип нервной системы, характеризуются спокойствием, размеренностью и обдуманностью действий, усидчивостью.
Из рисунка 1 также видно, что в 5б классе: 30% холерики (7 человек), 37,5% сангвиники (9 человек), 20% меланхолики (5 человек), 12,5% флегматики (3 человека). По соотношению экстравертов-интровертов - 67,5% экстравертов (16 человек), 32,5% интровертов. Такие данные говорят о том, что учащиеся 5б класса активны, подвижны, импульсивны, преимущественно со слабым типом нервной системы.
Таким образом, по результатам тестирования на выявления типа темперамента мы видим, что в 5а классе большинство интровертов (флегматиков и меланхоликов) - 56%, а в 5б –экстравертов (сангвиников и холериков) – 67,5%.
Проводя сравнительный анализ типов темперамента в 5а и 5б классах, мы решили усреднить показатели экстраверсии и нейротизма и получили условный темперамент класса.
Таблица 1- Средний показатель экстраверсии-интроверсии и нейротизма в 5а и 5б классах
Класс | Экстраверсия | Нестабильность |
5а | 11,6 | 12,4 |
5б | 12,4 | 13,5 |
По данным таблицы 1, условным типом темперамента 5а класса является меланхолик (интроверт), которому характерны: низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций, но слабое их внешнее проявление.
В 5б классе по данным таблицы 1, условным типом темперамента является холерик с характерными для него высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью движений. Холерик вспыльчив, нетерпелив, тороплив, ярко проявляет свои эмоции.
Далее в своем исследовании мы опросили учителей, для того, чтобы узнать уровень дисциплины в классе. Мы попросили их оценить поведение каждого ученика на уроке по пятибалльной шкале (5-максимально хорошее поведение). Опрошено было 5 учителей, затем оценки усреднили для каждого учащегося, а затем для всего класса в целом.
Для того, чтобы узнать точнее связан ли уровень дисциплины в классе с типом темперамента мы провели корреляционный анализ и получили значимую отрицательную связь экстраверсии с уровнем дисциплины (-0,63), это говорит о том, что, чем сильнее проявления экстраверсии, тем хуже дисциплина в классе.
В результате усреднения оценок за дисциплину получили:
4,4-средний уровень дисциплины учащихся 5а класса;
3,9-средний уровень учащихся 5б класса.
Как видим, дисциплина в 5а классе несколько лучше, чем в 5б. Если данные показатели соотнести с типом темперамента в классе, то получается, что у меланхоликов дисциплина лучше, чем у холериков. Также если соотнести результаты корреляционного анализа с преобладанием экстраверсии в типах темперамента, можно говорить о том, что меланхолики и флегматики (интроверты) имеют уровень дисциплины лучше, чем холерики и сангвиники (экстраверты).
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы о том, что тип темперамента связан с уровнем дисциплины в классе и, что там, где преобладающими типами темперамента являются флегматик и меланхолик уровень дисциплины выше подтвердились.
В качестве рекомендаций по поддержанию дисциплины в классе, в зависимости от типа темперамента учащихся можно предложить следующее:
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но и существенно проявляются в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.
Выполнив анализ литературы, и проведя эмпирическое исследование влияния типа темперамента на дисциплину в классе, мы можем сделать вывод о том, что дети-экстраверты быстро усваивают материал, чаще имеют проблемы с поведением (отвлекаются, выкрикивают с места, обращают на себя внимание, задевая других). Эти дети находятся всегда в центре событий, очень активны и любознательны. Они пытаются вступить в контакт с окружающими быстрее, поэтому говорят всё, что приходит в голову. Дети-интроверты лучше обучаются, когда наблюдают и размышляют. Хорошее поведение и усидчивость отличают их от экстравертов, но их часто не замечают на фоне общительных детей.
.
Два морехода
Снег своими руками
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Ах эта снежная зима