Изучение тревожности и ее связи с конформным поведением
2
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ-2015»
ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФОРМНОСТИ
Автор: Самопальникова Наталья Владимировна
Россия, Тюменская область, г. Тюмень,
МАОУ СОШ №66
10 класс
Научный руководитель:
Суббач Яна Игоревна педагог-психолог
МАОУ СОШ №66
г.Тюмень, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
Теоретическая часть
Практическая часть
ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФОРМНОСТИ
Самопальникова Наталья Владимировна
Тюменская область, г.Тюмень
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №66
10 класс
Научная статья
Ввведение
В настоящее время стремление к социальному одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение.
Как и насколько давление большинства ограничивает наши мнения и убеждения, насколько мы зависим от чужого мнения, испытываем ли мы тревогу из-за этого? Начинаем ли мы больше волноваться, если приходится подчиниться мнению большинства? Этот вопрос особенно актуален в наши дни для подростков, так как с одной стороны им важно мнение значимой группы, а с другой у них есть потребность в самореализации, самоактуализации. В нашей работе объектом исследования являются факторы проявления конформности. Одним из регуляторов поведения в обществе является феномен конформности. Конформность (от поздне лат. conformis – «подобный», «сообразный») – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Предметом исследования: тревожность как фактор проявления конформности.
Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Угроза социального отвержения или другого наказания за несоблюдение норм может служить мощным подкреплением конформного поведения. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями. В связи с чем может меняться их уровень тревожности.
Несмотря на актуальность исследования конформности, последние годы в России характеризуются недостаточностью работ по данной проблематике; зарубежные исследования феномена конформности проходят в рамках уже существующих теоретических подходов в направлении их детализации.
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Ананьевым, 3. Фрейдом, К. Роджерсом и др.
На протяжении всей своей жизни человек подвергается убеждению, внушению и манипулированию со стороны различных социальных групп. Наиболее подвержен манипуляции и убеждению подросток со стороны значимого окружения. Часто неспособность противостоять большинству связано с его личностными особенностями и социальными факторами. Данную связь мы установили в первой части нашего исследования (работы), целью которого было изучение феномена конформности и его связи с параметрами социализации, личностными особенностями подростков.
Проявив интерес к полученным результатам, а именно к тому, что уровень конформности имеет положительную связь с уровнем тревожности, и отрицательную с «Силой Я» мы решили их использовать в практической деятельности и создали программу, направленную на снижение уровня тревожности, предполагая, что и уровень конформности также снизится.
Таким образом, целью нашей работы является анализ изменений, полученных в результате внедрения созданной программы по снижению тревожности с учетом результатов предыдущего исследования.
Задачи работы:
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: в результате реализации на подростках программы по снижению уровня тревожности снизится их уровень конформности
Методы и методики исследования: наблюдение, диагностика. Для диагностики использовался 16F тест Кетелла (шкала тревожности и конформности).
База исследования и испытуемые: учащиеся 8 класса (2013г), 10 класса (2015г) МАОУ СОШ №66 в количестве 40 человек
Практическая значимость работы заключается в создании рабочей программы по снижению уровня тревожности и конформности подростков. Мы нашли эффективный способ помочь подросткам справиться с давлением группы и научиться адекватно воспринимать себя и окружающих.
ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФОРМНОСТИ
Самопальникова Наталья Владимировна
Тюменская область, г.Тюмень
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №66
10 класс
1. Определение понятия конформность. Особенности конформной личности
Конформизм (от поздне лат. conformis – «подобный», «сообразный») – пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т.д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства.
Выделяют внешний конформизм и внутренний конформизм. Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне человек проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции в пользу группы. Другая ситуация — человек искренне верит в то, что его вынуждает делать группа. Такой внутренний конформизм называется одобрением. Одобрение подчас возникает вслед за уступкой. [3]
Явление конформизма было открыто американским психологом Соломоном Ашем в 1951г. В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуемыми ставилась задача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках. Результаты работы Аша стали чрезвычайно важны для психологии в следующих двух аспектах. Во-первых, они продемонстрировали реальную силу социального давления, причем впервые это было сделано так четко и научно обоснованно. Во-вторых, его работа породила целую волну исследований. [6]
Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.
Таким образом, в психологии конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. [3]
Но всегда ли проявлять конформное поведение - это плохо? Существуют как положительные, так и отрицательные черты конформизма.
К положительным чертам относят:
В то же время явлению конформизма сопутствуют и отрицательные черты. Среди них можно выделить следующие:
Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе: характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: полом, возрастом, национальностью, интеллектом, тревожностью, внушаемостью и пр.
Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида:
Для подростков большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также важны верность, честность, и отзывчивость. [4]
Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе, дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность от группы, может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности и агрессивности.
Для подростковых групп характерна чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Желание быть «как все» (а «все» – это исключительно свои) распространяется на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Очень важным для подростка является мнение группы. [4]
Конформисты не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается как просто новичка, который появился в их группе, так и представителя другой среды, другой манеры держать себя.
Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует – это когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет. Конформные подростки обычно оказываются также в трудном положении, когда общепринятые суждения и обычаи их среды приходят в столкновение с их личностными качествами. [3,5,8]
Особенностью психологии подростков является сориентированность на нормы поведения, действующие в его референтной группе. Подросток зависит от сверстников, стремится к ним и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. [1]
Можно сделать вывод, что типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.
2. Тревожность как фактор проявления конформности
Тревожность в психологии рассматривают с различных позиций, но прежде всего само понятие «тревожность» — это переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием какого-либо неблагополучия или с предчувствием грозящей опасности. Кроме того, исследователи различают тревожность как эмоциональное состояние (возникающее в результате определенных обстоятельств) и как устойчивое свойство личности (тревожный тип личности, который проявляется при любых условиях). Тревожность как личностный фактор может обуславливать тенденцию индивида к конформности в условиях социально-психологического воздействия.
В ситуациях, связанных с социальным взаимодействием, некоторые индивиды склонны испытывать повышенное чувство тревоги. В исследованиях Ч.Спилбергера выявилось, что «индивиды, характеризующиеся высокими показателями тревожности, более предрасположены испытывать повышенное состояние тревоги в тех ситуациях, которые несут в себе угрозу для их самооценки: особенно в ситуациях межличностных взаимоотношений, в которых оценивается их личностная адекватность» [7].
Очевидно, что такое личностное свойство, как тревожность, может снижать эффективность функционирования индивида в социуме. А степень убедительности социально-психологического воздействия для такого индивида будет достаточно высокой, и это может обуславливать тенденцию индивида к конформности.
Основой формирования тревожности являются неудовлетворенные социогенные потребности, и происходит это на всех этапах развития, начиная с детского возраста. Социогенные потребности необходимы для развития личности человека, они формируются в течение всей жизни в результате общения в социуме. Сюда можно отнести потребности в познании, в общении, в самовыражении и в самоутверждении. С помощью социогенных потребностей, человек благополучно взаимодействует с обществом, развивается, заботится о себе и о других, вступает в коммуникацию, может защитить себя и свою территорию, отстоять свою позицию, выбрать свое место в социуме и занять его. Данные потребности стимулируют человека к достижениям и развитию. [2]
Тревожность проявляется и на физиологическом уровне: учащается сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление, возрастает возбудимость. С тревожностью тесно связан страх и тревога, явления, которыми тревожность даст о себе знать.
Как правило, причинами тревожности являются различные стрессовые ситуации. Длительная внешняя стрессовая ситуация, когда человек переживает стойкую и длительную тревогу, провоцирует развитие тревожности, даже в условиях новой ситуации. Тоже касается внутренних стрессовых ситуаций, например ситуации когда человек поглощен проблемой или трудностью и не может найти выход или не может принять решение и сделать выбор, т.е. испытывает внутриличностный конфликт. [9]
Для снижения риска формирования тревожности нужно обогащать свой опыт через коммуникацию, развивать навыки общения, познавать новое, учиться и развиваться, чтобы иметь варианты решения и поведения в различных ситуациях. Тревожность как личностное свойство может сформироваться у индивида с пониженной самооценкой. Существует высокая степень вероятности, что пониженная самооценка может обуславливать тенденцию индивида к конформности.
ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФОРМНОСТИ
Самопальникова Наталья Владимировна
Тюменская область, г.Тюмень
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №66
10 класс
Практическая часть
3.Анализ результатов исследования тревожности как фактора проявления конформности
Цель исследования: анализ уровня тревожности и конформности до и после внедрения разработанной программы
Задачи исследования
Гипотеза: в результате реализации на подростках программы по снижению уровня тревожности снизился их уровень конформности
Методы и методики исследования: наблюдение, диагностика. Для диагностики использовался 16F тест Кетелла (шкала тревожности и конформности).
База исследования: МАОУ СОШ № 66 г.Тюмени
Испытуемые: учащиеся 8 класса (2013 год), учащиеся 10 класса (2015 год), 40 человек
В ходе исследования, проведенного в 2013 году по теме «Конформность как регулятор поведения индивида в группе» были изучены следующие моменты и сделаны соответствующие выводы:
-подростки склонны проявлять конформность и поддаваться влиянию группы.
-ученики, проявляющие конформность, легко принимают социальные нормы морали, нравственности, человеколюбия, предпочитают не проявлять активность, они соглашаются со всем, что им предлагают, ведомы.
-чем выше уровень конфомности - тем более тревожны дети, они боятся отстаивать своё мнение, высказываться, часто волнуются. Выявлена также обратная связь с таким параметром как «сила я», то есть чем выше конформность, тем ниже самостоятельность ребёнка, сила воли.
-подростки, проявляющие конформное поведении обладают низкой приспособляемостью, сочувствием, занудливостью, склонностью к нравоучениям, неразговорчивостью, мнительностью, низкой контактностью в общении, равнодушием к будущему.
Так как в предыдущем исследовании, уровень конформности показал наибольшую связь с уровнем тревожности, продолжением и результатом работы 2013 года стало создание и внедрение программы по снижению тревожности среди подростков 8-х — 10-х классов, рассчитанная на весь учебный год (Приложение 1). В задачи программы входило повышение самооценки подростков, формирование навыков уверенного поведения, развитие коммуникативных навыков.
По истечении срока проведения занятий было проведено повторное тестирование испытуемых по шкале конформности и тревожности.
Таблица 1 – Сравнительные результаты диагностики уровня конформности и тревожности подростков (среднее значение по классу).
Тревожность - 2013 | Тревожность - 2015 | Конформность*- 2013 | Конформность- 2015 |
11,8 | 11,6 | 8,9 | 11,8 |
*-чем ниже показатель уровня конформности, тем более ведомы подростки.
Как видно из Таблицы 1, конформность подростков понизилась. Это связано с тем, что наша программа была направлена на развитие адекватной самооценки и формирование уверенности в себе, что в свою очередь может способствовать снижению внушаемости, развитию самостоятельности в действиях и суждениях. Таким образом, в практических занятиях у подростков были сформированы коммуникативные навыки, навыки ассертивного поведения, повышена самооценка. По наблюдениям дети смело высказывают свое мнение, проявляют себя как отдельная личность со своими взглядами на жизнь.
Так как в предыдущем исследовании мы выявили связь тревожности и конформности, очевидно было предположить, что в данном исследовании при изменении одного показателя изменится и другой, однако тестирование показало, что уровень тревожности практически не изменился, ученики проявили средний уровень, как и в 2013 году. Возможно, что с изменением уровня конформности изменился уровенб личностной тревожности, но присутствует ситуативная, которая и могла повлиять на результаты. Также можно предположить, что одной из возможных причин тревожности является переформирование класса, потребность в поиске новых контактов, выход из привычной обстановки, поиск новой референтной группы или же нахождение в ситуации, которая вынуждает отстаивать свое мнение.
Если посмотреть на результаты в процентном соотношении, то можно заметить, что в целом у подростков замечена положительная тенденция к снижению тревожности, так как по сравнению с прошлыми результатами уровень тревожности снизился у 55% школьников, а уровень конформности – у 77%.
Следовательно, наша гипотеза частично подтвердилась: разработанная нами программа позволяет эффективно работать с подростками с повышенной тревожностью.
4.Заключение
На протяжении довольно длительного времени конформность не только рассматривалась в качестве фундаментального процесса групповой динамики, но и ее уровень, выявленный Ашем, считался универсальным, но последующие эксперименты уточнили его выводы. Можно предположить, что конформные реакции проявляются с разной степенью интенсивности в зависимости от того, делается ли в культуре акцент на воспитании самоутверждения или уступчивости. Из опыта исследований стоит отметить, что конформность чаще всего формируется у индивидов с низкой самооценкой. А низкая самооценка – основа для формирования такого личностного свойства, как тревожность.
Очевидно, что такое личностное свойство, как тревожность, может снижать эффективность функционирования индивида в социуме. А степень убедительности социально-психологического воздействия для такого индивида будет достаточно высокой, и это может обуславливать тенденцию индивида к конформности.
Таким образом, говоря о тревожности, психологи предполагают переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием какого-либо неблагополучия или с предчувствием грозящей опасности. Как тревожность может порождать собой конформность, так и наоборот. В таком случае из-за страха перед реакцией большинства личному счастью предпочитается всеобщее согласие, приспособление к господствующим ценностям считается лучшим путем нравственного совершенствования, а главный мотив поведения – быть, как все. И как было сказано в прошлом нашем исследовании, у такого поведения есть свои положительные и отрицательные черты. В ходе внедрения коррекционной программы и анализа полученных результатов было частично подтверждено снижение уровня конформности посредством положительной тенденции к снижению уровня тревожности подростков. Мы надеемся, что разработанная нами программа по снижению тревожности и впредь будет использоваться в работе с детьми, чтобы зафиксировать и улучшить полученный результат.
Список использованной литературы:
Приложение 1.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня тревожности подростков
Пояснительная записка.
Современные ритмы жизни все чаще заставляют нас чувствовать себя как «белка в колесе»: постоянный стресс, ежедневные нагрузки, усталость - это те факторы, которые понижают возможность сопротивляться массовому мнению, заставляют быть внушаемыми, способствуют формированию тревожности как личностной черты. Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Столкновение стремления личности к самореализации и общественного мнения приводит к появлению тревожности у подростков.
В ходе проведенного ранее исследования мы доказали прямую связь конформности с уровнем подростковой тревожности. На основе проделанной работы мы создали программу по снижению тревожности.
Целью данной программы является создание необходимых условий для снижения уровня тревожности у подростков 14-16 лет.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:
Данная профилактическая программа рассчитана на работу в группах на 7 месяцев, два раза в месяц. К работе привлекаются подростки 9-х — 10-х классов. Длительность одного занятия составляет 40 минут. Результаты эффективности предполагается отслеживать диагностикой до реализации и после реализации программы.
Занятия построены по следующей структуре:
Тематическое планирование
№ п/п | Тема, цель занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Настрой на работу. Оценка своего статуса в группе, самоотношения | 1 |
2 | Моя самооценка. Диагностика самооценки, развитие навыков самоанализа и самооценки | 1 |
3 | Я глазами других. Формирование способности к самоанализу, способствование возникновению желания самосовершенствоваться. | 1 |
4 | Ярмарка достоинств. Закрепление навыков самоанализа, преодоление барьеров на пути самокритики, развитие уверенности в себе | 1 |
5 | Быть собой. Развитие способностей понимания своего состояния и состояния других людей. | 1 |
6 | Сад чувств. Восстановление внутреннего равновесия, снижение тревожности | 1 |
7 | Барьеры общения. Раскрытие темы вербальных барьеров общения, обучение альтернативным вариантам поведения и анализу различных состояний | 1 |
8 | Предотвращение конфликтов. Выработка у подростков умения предотвращать конфликты, закрепление навыков поведения в конфликтных ситуациях | 1 |
9 | Уверенное и неуверенное поведение. Раскрытие понятия о сильной личности, выработка навыков уверенного поведения, формирование негативного отношения к агрессии. | 1 |
10, 11 | Уверенность в повседневной жизни. Знакомство с техниками уверенного поведения в ситуациях давления, ущемления прав; тренировка навыки уверенного поведения | 2 |
12 | Пойми меня. Формирование умения понимать друг друга. Развитие коммуникативных навыков | 1 |
13 | Критика. Знакомство с понятием «критика», отработка навыков правильного реагирования на критику | 1 |
14 | Итоговое занятие. Закрепление полученных знаний, навыков | 1 |
Содержание занятий
Занятие 1: Ослиная шкура
Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими.
Упражнение 1.
Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?
Психолог. Продолжите письменно три предложения:
- Я думаю, что я ……
- Другие считают, что я …..
- Мне хочется быть …..
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.
Психолог вывешивает список слов, помогающий отвечать ученикам на вопросы: «Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».
Упражнение «Горячий стул».
Психолог. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе. Каждый по очереди будет занимать место на стуле в центре, а участники продолжают фразу: «В тебе хорошего… или ты….» (называя положительные качества). Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я…). Количество совпадений подсчитывается.
Упражнение 2.
Содержание игры:
Ведущий говорит группе: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя наравне с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что мы попали в заколдованный лес и бродим по нему. Пусть каждый представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые. Только ты настоящий герой. И не просто герой. А принц или даже король волшебной страны. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задание дается 2-3 минуты.)
А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На вас теперь ослиная шкура. Её не так просто снять. А все вокруг видят вас таким и смеются над вами. Они гораздо сильнее и умнее вас. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задания дается 2-3 минуты)
Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы оказались на волшебной поляне. Найдите себе пару. Один из вас должен стать королем, а другой – ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что даёт ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии (задание выполняется 1-2 минуты). А теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах (1-2 минуты)»
Рефлексия занятия:
Занятие 2: Самооценка
Цели: разбор понятия о самоценности человеческого «Я», развитие навыков самоанализа и самооценки
Упражнение 1.
Методика «Самооценка»
Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьёзно.
Упражнение 2.
Дискуссия «Самое-самое»
Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: « Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?»(Они мне дали жизнь и любят меня).
Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно
Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
Рефлексия занятия:
Занятие 3: Я глазами других
Цели: формирование способности к самоанализу, способствование возникновению желания самосовершенствоваться
Оборудование: Тетради, ручки, мячик
Упражнение 1.
Методика «Твоё имя»
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка…). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.
Психолог. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.
Упражнение 2.
Игра «Ассоциации»
Психолог. Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встаёт перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть, что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени. (Участники играют.)
Психолог. Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?
Рефлексия занятия:
Занятие 4: Ярмарка достоинств
Цели: закрепление навыков самоанализа, преодоление барьеров на пути самокритики, развитие уверенности в себе
Оборудование: Листы с надписями «Продаю», «Покупаю» для каждого участника
Упражнение 1.
«Вверх по радуге»
Сидя на стуле все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.
Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.
Упражнение 2.
Игра «Ярмарка достоинств»
Участники игры получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью «Продаю» , написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.
Затем проводится обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать? Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества продавались? Какие качества хотели купить многие? Почему?
Как правило, большинство ребят хотели бы избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства.
После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.
Затем психолог предлагает записать в тетрадях вывод:
«Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В.О. Ключевский).
Рефлексия занятия:
Занятие 5: Быть собой
Цель занятия: развитие способностей понимания своего состояния и состояния других людей.
Упражнение 1.
«Я подарок для человечества»
Каждый человек-это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность.
Итак, подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества.
Аргументируйте своё утверждение, например, «Я подарок для человечества, так как я…»
Упражнение 2.
«Письмо себе, любимому»
Сейчас вы напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказывают своё мнение) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.
По ходу психолог может давать комментарии.
Стоит обратить внимание на то, как кто – то себя же и поучает, кто – то смотрит на себя снизу вверх, кто – то делится с собой теплом и нежностью, кто- то с собой на дружеской ноге, кто – то радуется себе, близкому, а кто – то тоскует по тому, каким он был когда – то.
Рефлексия занятия:
Занятие 6: Сад чувств.
Цель занятия: восстановление внутреннего равновесия.
Оборудование: бумага и карандаши; «Камень повествования» - яркий поделочный камень, примерно с кулак размером, который дети могли бы держать в руках; аудиокассета с записью спокойной музыки.
Упражнение 2.
Содержание игры:
Все удобно сядьте. Давайте поговорим о том, что для вас тяжело и что происходит, когда вы чувствуете напряжение. Вы огорчаетесь? Или у вас болит голова или живот? Или вы не можете сосредоточиться и делаете очень много ошибок? Многое в жизни вызывает у нас тяжёлое состояние: когда мы испытываем страх перед контрольной; когда мы на кого-нибудь сильно рассердимся, когда мы плохо выспались или поссорились с родителями. Но и хорошие вещи могут вызвать у нас напряжение, например, когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так что даже не можем заснуть.
Думали ли вы о том, что вызывает у вас напряжение, приводит вас к стрессу? И как он у вас проявляется? Подумайте об этом минутку в тишине. Теперь будет говорить только кто-нибудь один из вас.
Этот учащийся должен будет взять камень повествования. Все остальные будут внимательно слушать.
Сначала пусть каждый ребенок расскажет о своей ситуации, а Вы напишите на доске список разных возможных ситуаций. Во второй части занятия вернитесь к этому списку и обсудите с учащимися, что можно сделать, чтобы справиться с напряжением.
Удобно сядьте и закройте глаза. Я хочу вам показать, как в плохие времена можно пополнить запас внутреннего спокойствия и обрести свежие силы. Три раза глубоко вздохните и слушайте внимательно мой голос.
Теперь вздохните глубоко и попрощайтесь с садом. Ты знаешь, что ты всегда сможешь туда вернуться. Потянись и открой глаза.
Возьми лист бумаги и нарисуй свой сад.
Рефлексия занятия:
Занятие 7: Барьеры общения
Цель: раскрытие темы вербальных барьеров общения, обучение альтернативным вариантам поведения и анализу различных состояний
Оборудование: Тетради для записей
Упражнение 1.
«Выставка».
Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните три, четыре раза. Представьте, что вы попали на большую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.
После упражнения происходит обмен мнениями: Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?
Упражнение 2.
Психолог напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.
Психолог. Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию.
Выбираются два участника.
Психолог. Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить дело до конфликта? Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?
Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах.
Нужно начинать выяснять отношения:
- с угрозы
- с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать)
- с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту)
- с общения (ты такой же бестолковый, как все новенькие)
- не обращать внимания (он не достоин моего внимания)
Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Психолог. Какова цель любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих). Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.
Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.
Рефлексия занятия:
Занятие 8: Предотвращение конфликтов
Цели: Выработка у подростков умения предотвращать конфликты, закрепление навыков поведения в конфликтных ситуациях
Оборудование: Листы для записи
Упражнение 1.
Игра «Петухи»
Игра проходит в парах. Игрок, прыгая на одной ноге, пытается толкнуть другого так, чтобы он встал на две ноги.
Игра «Перетягивание каната».
Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.
Упражнение 2.
Отработка навыков предотвращения конфликтов.
Психолог помогает каждому самостоятельно подобрать самостоятельно варианты выхода из проблемных ситуаций и написать их в тетрадях. Предлагаются следующие ситуации:
Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
Мама, придя с работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.
Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку.
Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.
На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.
Тетради с ответами сдаются психологу.
Рефлексия занятия:
Занятие 9: Уверенное и неуверенное поведение
Цели: Раскрытие понятия о сильной личности, выработка навыков уверенного поведения, формирование негативного отношения к агрессии.
Оборудование: три листка бумаги для каждого участника
Упражнение 1.
Игра «Поводырь».
Участники разбиваются на пары (один - поводырь, другой – ведомый). Ведомому завязывают глаза. Поводырь водит партнера между расставленных по всей комнате стульев. Участники меняются ролями. После игры проводится обсуждение:
Что чувствовали? Была ли уверенность и почему?
Упражнение 2.
Игра «Зубы и мясо»
На доске записаны качества: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый. Участникам предлагается выбрать качества, которых им не хватает, и записать их в таблицу -–в столбик «Себе». В другой столбик – «Другим» – записать те качества, которых не хватает, по их мнению, другим людям. После того как участники выполнят задание, психолог сообщает, что определения «упорный», «волевой», «целеустремленный», характеризуют сильные стороны человека (их условно можно обозначить как «зубы»), а определения «отзывчивый», «добрый», «нежный» характеризуют мягкость человека («мясо»). При анализе, как правило, оказывается, что большинство выбирает для себя сильные качества – «зубы», а другим предлагает быть «мясом».
Психолог.
Почему же большинство считает, что им не хватает качеств сильного человека, а другим доброты? Какого человека мы называем «сильной личностью»? (Уверенного, твердого, спокойного, справедливого)
Что значит быть уверенным человеком? (Спокойно отстаивать своё мнение, считаясь с мнением других)
Какое поведение мы называем неуверенным? (Беспокойное, нерешительное.)
Какое поведение можно назвать нерешительным? (Оскорбляющее, унижающее, нарушающее права других.)
Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение? (Это получение уверенности за счёт унижения других.)
Рефлексия занятия:
Занятие 10: Уверенность в повседневной жизни.
Цель: знакомство с техниками уверенного поведения в ситуациях давления, ущемления прав; тренировка навыки уверенного поведения
Оборудование: листочки с текстами.
Упражнение 1.
Игра «Вопрос – ответ»
Играющие бросают мяч друг другу, задавая любые вопросы, а затем оценивают, был ли ответ партнера уверенным или нет.
Упражнение 2.
Чтобы вести себя уверенно, необходимо знать свои личные права. Эти права охраняются законом. Однако если вы хотите, чтобы уважали ваши права, постарайтесь уважать права других людей.
Работа с текстом:
Участники получают текст и работают с ним. Можно провести демонстрацию каждой техники вместе с помощником.
Знакомство со способами как отстаивать свои права:
I способ. Заигранная пластинка.
Этим способом можно отстаивать свои права, если они ущемлены. Имейте в виду, что данный способ раздражает людей.
Повторяйте своё требование снова и снова, не повышая голоса, бед гнева и раздражения. При этом можно заменять слова близкими по значению, не меняя общего смысла.
Например, вы приходите в магазин. Полчаса назад вы купили мясо и забыли его здесь.
- Я был здесь, купил мясо и забыл его у вас.
- Ну и что?
- Мне нужно мое мясо.
- Посмотрите дома, в другой сумке.
- Я уже смотрел. Я точно знаю, что забыл его здесь. Мне нужно моё мясо.
- Ничем не могу помочь.
- Мне нужно моё мясо.
- Очередь волнуется!
- Я вижу это, но мне нужно мое мясо.
-…
Рефлексия занятия.
Занятие 11: «Я – Алла Пугачева»
Цель: отработка навыков уверенного поведения, повышение самооценки.
Упражнение 1.
«А кроме того…»
Цели: Эта игра – прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения.
Содержание игры:
Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда – потому что идет дождь, иногда – потому что отменили физкультуру и так далее.
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: «А кроме того..». Это может выглядеть так: «А кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу» или «А кроме того, я совсем не хочу писать диктант» и т.д.
Имеет смысл продолжать это упражнение 2-3минуты.
Упражнение 2.
Содержание игры:
Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент страны, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую – либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.
Рефлексия занятия:
Занятие 12: Пойми меня
Цель: Формирование умения понимать друг друга
Оборудование: Бланки с пословицами для каждого воспитанника.
Упражнение 1.
Игра-шутка «Пойми меня».
Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке друг другу.
Упражнение 2.
Психолог. Чаще всего мы раздражаемся и нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем друг друга. Сейчас я вам раздам бланки с пословицами. Каждый выберет ту, которая ему ближе по смыслу.
Нет такого человека, чтоб век без греха
Всякая неправда – грех
От судьбы не уйдешь
Риск – благородное дело
Денег наживёшь – без нужды проживешь
Когда деньги говорят, правда молчит
И с умом воровать – беды не избежать
Раз украл – навек вором стал
Кто сильнее – тот и прав
С кем поведешься – от того и наберешься
Умная ложь лучше глупой правды
Убежал – прав, а попался – виноват
Ведущий просит участников объяснить свой выбор и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.
Рефлексия занятия:
Занятие 13. Критика
Цели: знакомство с понятием «критика», отрабатотка навыков правильного реагирования на критику
Оборудование: Карточки с фразами, мяч
Упражнение 1.
Игра с мячом «Что звучит обидно?».
Психолог бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все стараются запомнить, что при этом чувствовали. Фразы психолога:
- ты всегда плохо работаешь
- ты никогда не делаешь домашнего задания
- ты каждый раз перебиваешь
- ты – лентяй
- ты никогда не здороваешься
- ты – глупый
При обсуждении психолог задает вопросы: Было ли обидно? Какие вы испытывали эмоции? Какие слова особенно обижают? Что заставляет людей критиковать других? Нужна ли критика? Всегда ли критику бывает услышана? Почему?
Упражнение 2.
Я - сообщение
Психолог. Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например: «Я не доволен вашей работой», «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.
Делается вывод о том, что Я – сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я – сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты – сообщение нацелено на обвинение другого человека.
Рефлексия занятия:
Занятие 14. Азбука перемен
Цели: закрепление у воспитанников полученных знаний, помощь участникам поверить в свои силы
Упражнение 1.
«Нарисуем жизнь»
Ведущий предлагает учащимся нарисовать жизнь так, как они её представляют. Рисунок выполняется коллективно на доске или на большом листе ватмана. Рисунок может включать в себя символы, картинки, слова – всё, с помощью чего можно передать самое важное в жизни.
Упражнение 2.
Составляем «Азбуку перемен»
Психолог. Проанализируйте свои знания и составьте «Азбуку перемен». Азбука эта необычная – слова будем подбирать по алфавиту, а действия будем описывать, основываясь на своих знаниях и своем опыте. Первым в нашей азбуке нужно поставить слово на букву А, например – Анализ (можно другое, предложенное участниками). Объясните, что значит анализировать свои поступки.
Далее идет слово на букву Б, например – Будущее (зависит ли наше будущее от умения общаться с людьми?).
Учащимся предлагается самим придумывать слова к азбуке и объяснять их значение. Если дети затрудняются, то можно им предложить такие: Знания, Интерес, Коллектив, Личность, Мечта, Надежда, Откровения и т.д.
Рефлексия занятия:
Список использованных Интернет-источников для составления программы:
Простые летающие модели из бумаги
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Астрономический календарь. Май, 2019
Без сердца что поймём?
Девочка-Снегурочка