Изучение страха,его проявлений и влияния на жизнь человека
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_ekimova_n.v_sosh_no66.doc | 244.5 КБ |
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ-2014»
СТРАХ КАК ОДНА ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
Автор: Екимова Наталья Витальевна
Россия, Тюменская область, г. Тюмень,
МАОУ СОШ №66
8 класс
Научный руководитель:
Суббач Яна Игоревна,
педагог – психолог первой категории МАОУ СОШ № 66
г.Тюмень,
2014
Введение………………………………………………………………………………………..…….3
1.Определение понятия эмоции. Виды эмоций. Их проявления………………………..……......5
2. Эмоции как регулятор поведения индивида……………………………………………….…...7
3. Страх как одна из фундаментальных эмоций, влияющая на качество жизни человека.........8
4. Практическая часть……………………………………………………………………….……..10
5. Заключение………………………………………………………………………………………13
6.Литература………………………………………………………………………………………..15
Приложение………………………………………………………………………………………...16
Введение
В настоящее время эмоции определяют качество и продолжительность нашей жизни. Они могут спасти жизнь так же, как и причинить серьёзный вред. Эмоции различают по знаку, по модальности, по силе и устойчивости. Одна из самых сильных фундаментальных эмоций - это страх. Под его влиянием совершается внушение, манипулирование, программирование и подавление личности.
Можно ли контролировать проявление собственных эмоций? Как защититься от внешней манипуляции? Насколько сильно страх влияет на наше поведение? Эти вопросы по-прежнему актуальны в жизни человека.
В нашей работе объектом исследования являются эмоции человека.
Предмет исследования: страх как одна из фундаментальных эмоций, влияющая на качество жизни человека.
Известно, что эмоция страха является врождённой у людей и у многих видов животных. Она помогает нам понять правила и законы жизни, защищает от опасностей, но может быть и их инициатором.
Несмотря на актуальность исследования эмоций, в частности страха, последние годы в России характеризуются недостаточностью работ по данной проблематике, чего не скажешь о зарубежных исследованиях. Изучением данной темы занимались: Г.Ч. Дарвин, П. Экман, З. Фрейд, А.С. Батуев, У. Джеймс, К.Г. Ланг, Д. Хебб, Ч. Шеррингтон.
Значимость данной темы довольно велика, так как люди проявляют эмоции ежесекундно. Под властью эмоций формулируются мысли, совершаются поступки, снижается уровень самоконтроля. С помощью наиболее ярких эмоций, таких как страх, можно отрегулировать и проконтролировать поведение людей. Поэтому целью работы является изучение роли страха в жизни человека.
Задачи работы:
1. Изучить литературу по данной проблематике.
2. Определить понятие эмоции.
3. Изучить особенности проявления эмоций и их роль в жизни индивида.
4. Доказать, что универсальные эмоции проявляются одинаково в любом возрасте, независимо от национальности.
5. Показать, что из-за схожих физиологических механизмов возникновения страха и удивления их различение затруднено.
6. Доказать, что эмоция страха является внушаемой.
7. Доказать, что страх является наиболее сильным мотиватором.
8. Разработать рекомендации со способами распознавания эмоций, методами регуляции эмоционального состояния и методами маскировки эмоций мимикой.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
Методы и методики исследования: наблюдение, Интернет-опрос, эксперимент, опрос, «опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Щербатых Ю. (ИСАС), тест на определение уровня самооценки, тест на оптимизм, тест на самооценку стрессоустойчивости личности, корреляционный анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что, зная особенности эмоций, их проявления, степень влияния на поведение и на складывающиеся мнения можно разработать приёмы и методы регуляции эмоционального состояния и методы маскировки эмоций мимикой, что в свою очередь, поможет избежать конфликтных ситуаций, необдуманных поступков, порывистых действий и, как следствие, улучшить качество жизни человека.
1.Определение понятия эмоции. Виды эмоций. Их проявления
Все состояния человека происходят от машинально-мыслительной оценки происходящего. Они постепенно развивались от простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к двигательным изменениям, до значительно более сложных, выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям. Позже учёные ввели классификации состояний человека (эмоции, аффекты, чувства, настроения).[4]
Эмоции - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. [6]
Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.
1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.
2. По модальности (качеству). Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:
-радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
-удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
-страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения жизненных важнейших потребностей;
-гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
-отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
-презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
-страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
-стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы).
К ситуативным эмоциям относят эмоциональный тон ощущений, аффект. К устойчивым эмоциям относят настроение, чувства, страсть. [5]
Выделяют еще десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Эмоции регулируют действия человека. То, как эти действия будут совершаться, зависит от актуального сочетания эмоциональных сил. Неправильное протекание эмоциональных процессов является источником психических расстройств (неврозов, психозов).
Определить то, какую эмоцию выражает человек можно по его мимике.
Мимика – это выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966) [6]
Выразительные движения лица и тела независимо от их происхождения играют большую и важную роль в нашей жизни. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком; мать поощряет ребенка и направляет его на верный путь своей одобрительной улыбкой или хмурится, выражая неодобрение. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они обнаруживают мысли и намерения других вернее, чем слова, так как мимику мы не всегда можем контролировать. Свободное выражение эмоций посредством внешних знаков делает более интенсивными эти эмоции.[6]
Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией. В связи с чем, была выдвинута теория Уильяма Джеймса (1884) на основе которой позже была создана теория Карла Георга Ланге объясняющая, что эмоции распределяются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, например, когда мы плачем, нам грустно. Но вскоре теория была опровергнута исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию, то есть по их теории нам грустно и поэтому мы плачем.[3]
При изучении эмоций и их проявлений различными учеными использовались следующие методы: исследования на нейрофизиологическом уровне (предположения о связи мозга с «разумом», «управляющим духом»), хирургические удаления и поражения (опыты на животных), вживление электродов для прямой стимуляции мозга, психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций), изучение эмоциональной экспрессии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной; метод Пола Экмана FAST (сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности), естественное наблюдение эмоциональной экспрессии, узнавание эмоциональных выражений, шкалы самооценки «ощущения эмоций».
Таким образом, какой бы психический или физиологический процесс ни рассматривался, везде прослеживается тесная связь с эмоциями. Следовательно, это неотъемлемая часть любых проявлений жизни каждого индивида.
2. Эмоции как регулятор поведения индивида
Ученые доказали, что эмоции выступают регулятором поведения индивида в жизни.
Поведение — способность человека и животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Помимо психологов вопросом проявления эмоций у человека и животных занимались физиологи, зоопсихологи, биологи и другие ученые смежных с психологией наук, которые связали эмоции с состоянием организма, окружающей погодой, количеством имеющихся знаний и многим другим. [6]
Так нейрофизиологи показали, что центральным образованием головного мозга, своеобразным «распределительным центром» эмоций является гипоталамус. Он является регулятором эмоционального поведения с точки зрения физиологии.
Зоопсихологи выяснили, что чем больше развит организм, чем выше его эволюционная ступень, тем больше у него эмоций, тем они сложнее. Эмоции развиваются в первую очередь у стадных животных, поскольку выполняют коммуникативную функцию.[7]
Русский психолог А.С. Батуев опытным путем доказал, что эмоции непосредственно влияют на поведение. Сильное влияние на поведение человека оказывают отрицательные эмоции, такие как страх, гнев, раздражение. При возникновении отрицательной эмоции внимание будет направлено не на общую ситуацию, а на раздражителя. Пережитые сильные эмоции сохраняются в памяти на большой промежуток времени, и при воспоминаниях какой-либо неприятной, уже пережитой ситуации поведение индивида находится под влиянием тех же отрицательных эмоций. [3]
Таким образом, любая психическая деятельность по сути своей является совокупностью процессов восприятия, преобразования и генерации информации. Все основные базовые эмоции врождённые, как у животных, так и людей.
3. Страх как одна из фундаментальных эмоций, влияющая на качество жизни человека
Страх — это одна из самых сильных человеческих эмоций, укорененная в бессознательном, связанная с инстинктом самосохранения и чувством безопасности. При столкновениях с чем-то угрожающим, включаются механизмы воображения, которое начинает рисовать пугающие образы, связанные с ближайшими и отдаленными будущими бедами и несчастьями.
Существует много различных определений страха, так, например, Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.[7]
Согласно З.Фрейду, страх - это состояние аффекта - объединение определённых ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события.[4]
Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями нервной высшей деятельности.
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности.
Следует различать страх и тревогу. Тревога обычно не осознается, она относится к неопределенному источнику, тогда как страх имеет четкую привязку к объекту или ситуации. Страх по своей природе адаптивен: происходящие под его воздействием психологические трансформации заставляют человека приспосабливать свое поведение к внешним требованиям. В свою очередь, поведенческая адаптация нацелена на то, чтобы погасить эмоцию страха и вернуть психику в исходное, уравновешенное состояние.[6]
Страх является одной из самых манипулирующих, внушающих, мотивирующих эмоций.
Манипуляция страхом – один из самых эффективных способов манипуляции. Даже в детстве родители часто прибегают к использованию страха ребенка перед чем-либо, для достижения определенных результатов, например, мать пугает маленького ребенка «бабайкой» для того, чтобы тот вовремя лег спать. Манипуляция страхом эффективна и в контроле массового сознания, что благополучно достигается с помощью СМИ и интернет ресурсов, в этом случае главной педалью манипулятора становится желание обезопасить себя и своих близких от возможного ущерба.
Внушение страхом обычно совершается обществом и, как ни странно, самыми близкими и родными людьми. Существуют страхи внушаемые культурой, религией, социальным окружением. Самое негативное влияние такие страхи оказывают на детей, поскольку детские страхи влияют на всю последующую жизнь.[2]
В нередких случаях страх плавно переходит в фобию - симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии некоего известного объекта.
В современном мире страх используют как мотиватор. Такую тенденцию можно увидеть в рекламе, чаще социальной, коммерческой (если вы не будете использовать жевательную резинку определенного бренда после еды, кариес разрушит ваши зубы); применительно к школе, страх, запугивание также используется некоторыми педагогами и родителями (не сдашь экзамены, никуда не поступишь..). [1]
Мотивация страхом – самая эффективная мотивация, заставляющая человека работать более продуктивно, однако, не всегда этически оправданная.
Можно сделать вывод, что люди испытывают эмоции постоянно; эмоциональное состояние влияет на поведение людей, их самоотношение и отношения в обществе. Среди наиболее ярких эмоций выделяют страх, который является внушаемым и часто используется в качестве мотиватора, а значит, может влиять на качество жизни человека. Человек, постоянно находящийся под воздействием страха не может адекватно реагировать на ситуацию, страдает его психологическое состояние и большинство его действий направлено не на получение всех благ от жизни, а на избежание страшащей его ситуации.
СТРАХ КАК ОДНА ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
Екимова Наталья Витальевна
Тюменская область, г. Тюмень
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №66
8 класс
4. Практическая часть
Цель исследования: изучение роли страха в жизни человека.
Задачи исследования:
Гипотезы:
Методы и методики исследования: наблюдение, Интернет-опрос, эксперимент, опрос, «опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Щербатых Ю. (ИСАС), тест на определение уровня самооценки, тест на оптимизм, тест на самооценку стрессоустойчивости личности, корреляционный анализ.
Испытуемые: 177 человек, из них 18 дошкольников, 69 учащихся начальных классов, 72 учащихся средних классов, 18 жителей Германии.
В своем исследовании в качестве гипотезы мы выдвинули мысль о том, что эмоция страха выступает в качестве регулятора поведения человека. Мы считаем, что страх оказывает влияние на поведение человека потому, что относится к базовым универсальным эмоциям, которые проявляются одинаково в любом возрасте, независимо от национальности, также является внушаемым и выступает в качестве мотиватора.
В начале исследования мы решили показать, что существуют универсальные эмоции. Для этого был проведен опрос людей разных возрастных категорий и жителей разных стран. Всего в опросе участвовало 177 человек. Испытуемым предлагались карточки с изображением разных эмоций. Их просили определить, какая именно эмоция изображена на каждой из них. Все ответы записывались, в результате получилось, что радость - самая узнаваемая эмоция. 99% респондентов узнали её безошибочно. На втором месте по узнаваемости оказалась эмоция стыда, ее узнали 98% людей, а эмоцию злость узнало 96% опрашиваемых людей. Менее узнаваемой оказалась эмоция страха (её узнали 66% испытуемых). Грусть узнали лишь 62% людей, и самой плохо узнаваемой эмоцией оказалась заинтересованность (её узнали 56% опрошенных). (Приложение 1)
Если результаты посмотреть по возрастам, то получена следующая картина: дети всех возрастов очень точно узнают радость (100% узнаваний, дошкольники-92%), на втором месте у дошкольников страх (83,4%), у младших школьников злость (97,11%), у подростков стыд (88,9%); на третьем месте по узнаваемости у дошкольников грусть (83,3%), у младших школьников стыд (95,7%), у подростков злость (87,5%). Менее узнаваемой у дошкольников оказалась эмоция удивления (11,1%), у младших школьников-грусть (33,3%), у подростков интерес (54,2%). Иностранные граждане узнали правильно все эмоции, за исключение страха в одном случае. (Приложение 2)
По результатам опроса видно, что, действительно, существуют универсальные эмоции, проявления которых узнаются окружающими достаточно легко. Мы выявили, что самая узнаваемая эмоция - это радость, а менее узнаваемая эмоция-это интерес. Трудности узнавания могут быть связаны с особенностями восприятия, актуальным эмоциональным состоянием, возрастом, социальным опытом. Также данный результат можно объяснить с точки зрения теории П.Экмана, согласно которой, люди узнают лучше те эмоции, которые наиболее часто испытывают сами или видят в своем окружении.
В ходе проведения первого эксперимента мы заметили, что испытуемые путают страх и удивление, поэтому был проведён эксперимент над теми же испытуемыми в количестве также 177 человек. Им показывалась карточка с изображением эмоции страха, которую просили определить. Результаты опроса записывались и составлялись в процентном соотношении. В итоге получили, что эмоцию страха узнали 66 % испытуемых, а 22 % опрашиваемых людей утверждали, что на представленной им карточке изображена эмоция удивление, а не страх. Остальные же 12% не узнали представленную эмоцию вообще.
Таким образом, действительно, люди склонны путать удивление и страх. Это связано с тем, что в момент возникновение обеих эмоций происходит схожие физиологические реакции и некоторым людям сложно их различить.
Предполагая то, что страх можно внушить и тем самым изменить наше поведение и мироощущение был проведен опрос и эксперимент о внушаемости страха. Испытуемыми были выбраны 22 учащихся начальных классов. Детям предлагалось ответить на вопрос «чего вы боитесь?». Полученные ответы удалось разделить на 4 группы: в первой испытуемые боялись жуков, во второй- темноты, а в третьей дети испытывали страх к монстрам, в четвертой боялись оставаться одни. После опроса испытуемым был показан небольшой фильм про змей (с целью внушения страха, нехарактерного для возраста). Затем был задан тот же вопрос, что и в начале, но результаты были абсолютно разные. Так, до просмотра фильма дети боялись монстров, жуков, темноты, оставаться одним, а после просмотра большинство детей боялись только змей, забыв о прежних страхах, и лишь 3 человека из опрашиваемых остались с первоначальным страхом. Это объясняется тем, что эмоция страха является сильной по своим проявлениям, и в данном случае новый предмет страха заглушил предыдущие, так как был более ярким и запоминающимся. А также для некоторых детей расширился социальный опыт: был, как бы искусственно, введен страх змей, который в дальнейшем может также заглушиться более ярким раздражителем, а может перейти в фобию при негативном опыте общения с предметом страха-змеей. Таким образом, страх можно внушить и изменить наше поведение в той или иной ситуации.
Определив, что страх можно внушить, мы подумали, что он может выступать и мотиватором. Для этого в сети интернет был создан опрос, заключающий в себя вопрос «Что является наиболее сильным мотиватором для подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ». В опросе приняли участие 56 человек. 39,3% опрошенных подтвердили, что для них основным мотиватором для сдачи экзаменов является страх, столько же испытуемых отдали предпочтение страху и поощрению. 21,4% испытуемых выбрали в качестве мотиватора для себя только поощрение (Приложение 3). Это говорит о том, что для большинства учащихся страх является одним из сильных и основных мотиваторов. Такой способ мотивации оправдан лишь в редких случаях, т.к. может привести к нервному истощению, озлобленности, формированию внешней мотивации. Гипотеза подтвердилась.
Таким образом, своими экспериментами мы подтвердили то, что страх, так или иначе выступает в качестве регулятора поведения людей.
В процессе проведения исследования мы также пришли к выводу, что испытываемые нами эмоции, в том числе страх, оказывают влияние на качество нашей жизни. Под качеством жизни мы понимаем степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. В своем исследовании мы взяли духовную психологическую составляющую этого понятия: связь наших эмоций с поведением людей, адекватностью в оценке ситуации, общим психологическим самовосприятием.
Для того чтобы проверить существование связи между эмоцией страха с качеством жизни человека мы провели тестирование людей в количестве 45 человек, в возрасте 14 -15 лет. Среди изучаемых параметров были: интегральный показатель страха, стрессоустойчивость, самооценка, оптимизм. Для определения связи между этими параметрами мы использовали методы математической статистики (корреляционный анализ). В результате корреляционного анализа выявилась тесная обратнопропорциональная связь между показателем страха и стрессоустойчивостью на достаточном уровне значимости (r>0,4, p=0,01), также выявилась тенденция обратной связи страха и самооценки (r>0,25, p=0,05), связь страха и оптимизма не выявлена. Полученные связи говорят о том, что люди, которые часто испытывают какой-либо страх, имеют стрессоустойчивость ниже, чем люди менее подверженные страхам. Также результаты исследования показывают, что люди с низкой самооценкой больше подвержены различным страхам.
Вывод по исследованию: в своей работе мы показали, что существуют универсальные эмоции, проявляющиеся одинаково в любом возрасте, независимо от национальности, что из-за схожей физиологии проявления страха и удивления их часто путают, что эмоция страха является внушаемой, что страх является наиболее сильным мотиватором. Обладая всеми изученными нами характеристиками страх способен влиять на качество нашей жизни. А также связан с такими показателями как стрессоустойчивость и самооценка. Из полученных результатов можно сделать вывод: работая над определенными особенностями личности, зная механизмы возникновения эмоций, человек способен значительно улучшить психологическую, духовную и даже физическую (беря во внимание психосоматику) составляющую качества жизни.
5.Заключение
В заключение нашего исследования мы хотим еще раз обратить внимание на актуальность нашей работы. Эмоции определяют качество и продолжительность современной жизни. Они могут спасти так же, как и причинить серьёзный вред. Выделяют десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Одна из фундаментальных эмоций - это страх. Под его влиянием совершается внушение, манипулирование, программирование и подавление личности.
Страх — это одна из самых сильных человеческих эмоций, укорененная в бессознательном, связанная с инстинктом самосохранения и чувством безопасности. При столкновениях с чем-то угрожающим, включаются механизмы воображения, которое начинает рисовать пугающие образы футуристического характера, связанные с ближайшими и отдаленными будущими бедами и несчастьями.
Страх является наиболее сильным мотиватором. Манипуляция страхом – один из самых эффективных способов манипуляции. Манипуляция страхом эффективна и в контроле массового сознания, что благополучно достигается с помощью СМИ и интернет ресурсов, в этом случае главной педалью манипулятора становится желание обезопасить себя и своих близких от возможного ущерба.
На основе анализа литературы и практического исследования можно говорить о том, что универсальные эмоции проявляются одинаково в любом возрасте, независимо от национальности; из-за схожих физиологических механизмов возникновения страха и удивления, их зачастую принимают за одну и ту же эмоцию; эмоция страха является внушаемой и используется в качестве мотиватора, а также связан с некоторыми характеристиками личности, влияющими на уровень качества жизни индивида.
Полученные нами результаты универсальны. Они являются полезными и важными в жизни человека: в работе над собой, в межличностном взаимодействии, в организационных моментах. Рекомендации по регуляции эмоционального состояния будут актуальны для родителей, учащихся и педагогов школы.
Литература:
1. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.:«КАРО», 2006
2. Крескин Дж. Менталист. Настольная книга развития сверхспособностей сознания. –СПб.: Питер, 2011
3. Пичугин В. Эмоциональная устойчивость. Техника развития.: Изд-во: «Вершина», 2009
4. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика, 1990
5. Щербатых Ю. Психология страха: Популярная энциклопедия. Изд-во «Эксмо», 2007
6. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. –СПб.: Питер, 2013
7. Экман П., Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных –СПб.: Питер, 2013
Приложение 1
Рисунок 1. Степень узнавания эмоций респондентами.
Приложение 2
Рисунок 2. Степень узнавания эмоций дошкольниками
Рисунок 3. Степень узнавания эмоций младшими школьниками
Приложение 2 (продолжение)
Рисунок 4. Степень узнавания эмоций подростками
Приложение 3
Рисунок 5. Результаты Интернет-опроса «Страх как мотиватор»
Мальчик и колокольчики ландышей
Городецкая роспись
Отчего синичка развеселилась
Свадьба в Малиновке
Девочка-Снегурочка