Работа научно-обоснованная, тесно связана с сельским хозяйством Старокулаткинского района, емкая, наглядная
Вложение | Размер |
---|---|
Роль математики в сельском хозяйстве | 67.5 КБ |
МБОО Старокулаткинская средняя школа № 1.
УЧЕБНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: «Математика и сельское хозяйство».
Выполнила ученица 10 «а» класса Узбекова Алсу Марсовна
Руководитель работы учитель математики
Умярова Ряхимя Аблулловна
Старая Кулатка
2016 г.
Математика и сельское хозяйство.
Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая ситуация, подвигла нашу страну сделать больший упор на импортозамещение. Считаю, что моя тема актуальна, потому что первым делом эта политика коснулась сельского хозяйства. Хозяйственная деятельность, как и любое производство , должна приносить прибыль . Поэтому любой предприниматель стремится к максимизации этой самой прибыли посредством математических расчетов : рассчитывается всхожесть семян , объем производства молочной продукции , объем закупок кормов для животных и так далее.
Цель расчетно-аналитической работы:
1. Убедиться, что одну из основных ролей в сельском хозяйстве играет математика.
2. Выявить математические аспекты в хозяйственной деятельности .
3. Оценить влияние математических расчетов на выпуск сельскохозяйственной продукции.
4. Систематизировать и обобщить знания о взаимосвязи математики и сельском хозяйстве.
5. Выяснить, какую роль играет математика в сельском хозяйстве.
3. Провести исследование среди сверстников с целью выявления связи между сельскохозяйственным производством и математикой.
Задачи работы:
Владение навыками математических расчетов является важным фактором в жизни человека, т.к. эти знания могут пригодиться в различных ситуациях.
Методы исследования:
1. Изучение литературы с целью получения необходимой информации.
2. Изучение статистических данных на предмет сельскохозяйственной деятельности Старокулаткинского района.
3. Анкетирование сверстников с целью выявления их мнений о важности математики в сельском хозяйстве. Рассматривая территорию Старокулаткинского района, видим, что это потенциально перспективная площадь для развития сельского хозяйства . Обширная лесостепная зона благоприятствует размещению посевных площадей, а также разведению различного вида скота. Сегодня на территории Старой Кулатки занимаются сельским хозяйством 2 сельскохозяйственных производственных комплекса и 46 крестьянских (фермерских) хозяйств. На основе доступных данных по всем хозяйствам и было проведено исследование о роли, связи и необходимости в этой деятельности математики. Всё начинается с планирования основной деятельности, рассчитывается объем посевной продукции в зависимости от планируемого объема сбора урожая с вычетом непредвиденных обстоятельств таких как, погодные условия(засуха, наводнение) или закупка кормов для животных, также беря во внимание различные обстоятельства(стоимость и качество кормов). Для решения такого рода задач на помощь приходит симплексный метод с системой ограничений. Такой способ значительно упрощает форму записи и позволяет выбрать оптимальную альтернативу.
Допустим , нам нужно закупить корма с 3 видами питательных веществ для еженедельного рациона животных на ферме. Нужно включить 11 единиц вещества вида А, 32 единиц вещества вида В и 13 единиц питательного вещества вида С. Эти корма различаются содержанием питательных веществ и стоимостью одной весовой единицы. Данные можно выразить в таблице:
Кол-во |
|
|
|
|
ВИДЫ | ||||
А | 4 | 3 | 2 | ≥33 |
В | 3 | 2 | 1 | ≥23 |
С | 2 | 1 | 1 | ≥12 |
Стоимость 1 ед. | 20 у.е. | 20у.е. | 10 у.е. |
Опираясь на получившуюся таблицу, нам необходимо рассчитать стоимость кормов и выбрать наиболее дешевый рацион, при котором животное получало бы все необходимые питательные вещества А, В и С.
Обозначим через х1, х2,х3 количество кормов I,II,III. Их нам необходимо включить в еженедельный рацион.
Легко составит линейное уравнение, показывающее сколько полезного вещества А должно получать каждое животное, учитывая, что этого вещества не должно быть меньше 11 единиц.
4х1+3х2+2х3≥33 (А) .
Соответственно , полезного вещества В каждое животное должно получать:
3х1+2х2+х3≥ (В);
Вещества С: 2х1+х2+х3≥12 (С).
Если оставить такое расходование питательных веществ, возвращаясь к таблице можно посчитать стоимость еженедельного рациона:
Е.Р.=20х1+20х2+10х3
Составляем таблицу
Х1 | Х2 | Х3 | ||
А | 4 | 3 | 2 | -33 |
В | 3 | 2 | 1 | -23 |
С | 1 | 1 | 2 | -12 |
Стоимость | 20 | 20 | 10 | 0 |
Берем разрешающим элементом 1 (В;Х3), основываясь на минимальную
стоимость =10 у.е.(3 столбец)
Х1 | Х2 | В | ||
А | -2 | -1 | 2 | 13 |
Х3 | -3 | -2 | 1 | 23 |
С | -5 | -3 | 2 | 34 |
-10 | 0 | 10 | 230 |
Здесь находим оптимальное решение =-2 (А;Х1)
А | Х2 | В | ||
Х1 | 6.5 | |||
Х3 | 3.5 | |||
С | 1.5 | |||
5 | 5 | 0 | 165 |
Видим, что х1=6.5; х2=0;Х3=3.5.Следовательно, нам необходимо закупить корма I=6.5 ед.II=0 (не нужно покупать); III=3.5 ед.
Задача наглядно демонтирует присутствие математики в сельском хозяйстве. Воспользовавшись математическими расчетами, в данном случае симплекс методом.
Был проведен опрос сверстников на предмет связи математики и сельского хозяйства. Нужно было выяснить, знают ли школьники, что математические расчеты необходимы в хозяйственной деятельности. Было опрошено 54 респондента, они ответили на следующие вопросы:
1.Ваш возраст.
2.Место Вашего проживания:
А) сельская местность;
В) город;
3.По Вашему мнению, для развития сельского хозяйства необходимы ли в знания в области математики наравне со знаниями в аграрном секторе и животноводстве?
А) Да;
В) Нет;
4.Зависит ли сельскохозяйственное производство от точных математических расчетов?
А) Да;
В) Нет.
Исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод: большинство, а именно 83,33 % учащихся Старокулаткинской средней школы №1 в возрасте от 13-18 лет уверены, что математика необходима в сельском хозяйстве. Возможно, на это повлиял тот факт, что большинство опрошенных (98,14%) живут в сельской местности, а значит, имеют возможность наблюдать за процессом посева или сбора урожая, выгула животных и т.д. Таким образом, каждый раз задумывается, сколько га зерна посадили или сколько кг корма понадобится для того, чтобы прокормить фермерских животных.
Список литературы и электронные источники:
Пчёлки на разведках
Каргопольская игрушка
Рисуем "Ночь в лесу"
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Солнечная система. Взгляд со стороны